Заседание № 132

09.12.2005
Вопрос:

О проекте федерального закона № 198416-4 "О внесении изменений и дополнений в статьи 4 и 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (установление ограничений при наименовании должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3801 по 4013 из 6890
Пункт 32. Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в       
статьи 4 и 18 Федерального закона "Об общих принципах организации               
законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной     
власти субъектов Российской Федерации". Доклад депутата Государственной Думы    
Ивана Николаевича Харченко. Пожалуйста.                                         
                                                                                
ХАРЧЕНКО И. Н., фракция "Родина" (народно-патриотический союз)".                
                                                                                
Уважаемые депутаты, настоящий законопроект предлагает внести ограничения в      
Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных               
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов    
Российской Федерации" в части использования наименования "президент" при        
наименовании должности высшего должностного лица субъекта Российской            
Федерации и наименований "Государственная Дума" и "Государственный Совет" при   
наименовании законодательного (представительного) органа государственной        
власти субъектов Российской Федерации.                                          
                                                                                
В настоящее время в тринадцати субъектах Российской Федерации высшее            
должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной   
власти) имеет наименование "президент". А в пяти субъектах в наименовании       
законодательного органа государственной власти содержатся слова                 
"Государственная Дума", и еще в пяти - "Государственный Совет". У большинства   
граждан Российской Федерации указанные наименования ассоциируются с             
соответствующими федеральными органами государственной власти.                  
                                                                                
Таким образом, этот законопроект предлагает навести определенный порядок в      
наименованиях указанных органов и ввести ограничения для субъектов Российской   
Федерации в употреблении наименований: "президент", "Государственная Дума" и    
"Государственный Совет". Прошу вас поддержать данный законопроект.              
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                О. В. Морозов                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Для содоклада слово предоставляется члену Комитета по делам Федерации и         
региональной политике Владимиру Александровичу Рыжкову. Пожалуйста.             
                                                                                
РЫЖКОВ В. А. Уважаемые коллеги, конечно, можно понять эмоции нашего коллеги     
Харченко, который говорит о том, что президент в России должен быть один,       
Госдума должна быть одна, Госсовет должен быть один, чтобы народ не путался.    
Эмоции эти понять можно, но закон принимать нельзя, потому что                  
Государственная Дума должна в своих решениях руководствоваться не эмоциями, а   
здравым смыслом и Конституцией. Так вот с точки зрения здравого смысла          
принятие этого закона на ровном месте создаст массу проблем. Ну вот,            
например, уважаемый председательствующий сейчас на заседании Олег Викторович    
Морозов представляет Республику Татарстан. Президентом Республики Татарстан     
является уважаемый, я думаю, всеми Минтимер Шарипович Шаймиев, он недавно       
прошел процедуру переназначения по новой схеме. Вот если мы сейчас примем       
этот закон, в Татарстане начнется просто конфликт, потому что по Конституции    
Республики Татарстан должность высшего должностного лица республики             
называется "президент". Вот нам сегодня это надо с вами?! У нас что, других     
проблем нет в стране, кроме как заниматься переименованием высших должностных   
лиц, наименования которых уже устоялись, существуют по десять, по пятнадцать    
лет, заложены в конституциях, уставах и так далее?! Ну что страшного в том,     
что где-то законодательный орган называется "Государственная Дума"? Ну если     
народ в этом регионе к этому привык! Это совершенно нормально. Это с точки      
зрения здравого смысла.                                                         
                                                                                
Теперь давайте посмотрим с точки зрения соответствия законодательству и         
Конституции. С точки зрения соответствия Конституции. Статья 77, часть 1,       
Конституции определила, что система органов государственной власти              
устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии   
с основами конституционного строя и общими принципами организации               
представительных и исполнительных органов государственной власти. В             
федеральном законе об общих принципах организации органов государственной       
власти субъектов Федерации предусмотрено, что наименования органов              
государственной власти субъектов Российской Федерации, а также высшего          
должностного лица устанавливаются конституцией и уставом с учетом               
исторических, национальных и иных традиций Поэтому ни с точки зрения здравого   
смысла, ни с точки зрения соответствия Конституции законопроект принимать       
нельзя.                                                                         
                                                                                
Теперь давайте посмотрим отзывы. Поступило сорок четыре отзыва от субъектов     
права законодательной инициативы. Только тринадцать из восьмидесяти восьми      
регионов поддержали данный законопроект, двадцать два не поддерживают.          
Поступил отзыв от Правительства Российской Федерации, оно не поддерживает       
данный законопроект.                                                            
                                                                                
И наконец, последнее. Государственная Дума уже трижды рассматривала подобные    
вопросы. Аналогичные законопроекты, внесенные депутатом Ищенко, были            
отклонены Госдумой: один - 15 февраля 2001 года, второй - 18 января 2002        
года. И аналогичный по содержанию проект заявления Госдумы о переименовании     
должности Президента Северной Осетии - Алании был отклонен 17 июня 2005 года,   
то есть в этом году, буквально несколько месяцев назад.                         
                                                                                
Уважаемые коллеги, Комитет по делам Федерации и региональной политике поручил   
мне сделать этот доклад и обращается к вам с убедительной просьбой не           
порождать на пустом месте конфликтную ситуацию в десятках регионов страны,      
оставить регионам право самим решать в соответствии с Конституцией, как         
называть своих высших должностных лиц и органы государственной власти, и        
посвятить время работы нашей палаты более злободневным вопросам, в том числе    
тем, которые сегодня дальше стоят у нас в повестке дня.                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Александрович.                          
                                                                                
Уважаемые депутаты, есть ли у вас вопросы к докладчику и содокладчику? Нет      
вопросов. Есть ли желающие выступить? Есть, две руки я вижу, записались на      
выступление два депутата. Пожалуйста, депутат Кибирев.                          
                                                                                
КИБИРЕВ Б. Г. После убедительной речи Владимира Александровича Рыжкова,         
который не поддерживает этот законопроект, я хочу высказаться в поддержку       
своего коллеги Ивана Харченко и в поддержку этого законопроекта. Понятно, что   
законопроект революцию в мироздании не сделает, но он все-таки мог бы           
постепенно упорядочить некоторые отношения в нашей общественной жизни.          
                                                                                
Голосовать за этот законопроект нужно по двум причинам. Первая. Конечно,        
сегодня есть путаница: когда Мария Ивановна хотела обратиться в                 
Государственную Думу, она послала свое обращение в Московскую городскую Думу,   
потому что считала, что Московская городская Дума и Государственная Дума -      
это одно и то же, раз они в Москве находятся.                                   
                                                                                
Вторая причина. Я в действующем порядке вижу непочтительное отношение к         
органам государственной власти Российской Федерации: мол, мы тоже президенты.   
Да, у нас есть и Президент Российской Федерации, и тринадцать других            
президентов, но это ж разные президенты, и ставить их на одну доску             
совершенно невозможно. Я считаю, что Российская Федерация должна обладать       
суверенным правом самой называть органы государственной власти, причем          
названия не должны повторяться.                                                 
                                                                                
Я, наверное, страдаю определенным комплексом, потому что живу и работаю в       
большом Краснодарском крае, где население пять с половиной миллионов человек,   
и мне порой бывает просто непонятно, когда очень уважаемая, очень независимая   
республика, которая по численности составляет половину населения города         
Краснодара, даже не всего Краснодарского края, имеет и президента, и            
вице-премьера, и министров и так далее, и так далее.                            
                                                                                
Очень интересное заключение Комитета по делам Федерации и региональной          
политике: субъекты имеют свои уставы и конституции и в соответствии с этими     
уставами и конституциями, а также с учетом истории, национальных и иных         
особенностей устанавливают названия своих органов власти. Скажите,              
пожалуйста, где вы видели нынешние субъекты Российской Федерации до того, как   
появилась сама Российская Федерация? В какой губернии, Рязанской или другой,    
был когда-нибудь президент? Ханы были, баи были, но президентов никогда не      
было.                                                                           
                                                                                
Я считаю, что завтра, может быть, вводить такой закон нельзя. Как сказал        
Владимир Александрович, есть очень уважаемые президенты, которые могут          
обидеться, если они не будут называться президентами. Ради бога, пусть они      
работают, мы могли бы внести, так сказать, поправки о том, что название будет   
изменено только после того, как срок ныне действующего президента истечет. Но   
я считаю, что этот законопроект упорядочивает систему органов государственной   
власти субъектов Российской Федерации и вполне заслуживает поддержки и          
постепенного, как говорится, не завтра, не сразу, изменения названия этих       
органов государственной власти. Вот я лично проголосую за этот законопроект.    
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите, пожалуйста, микрофон депутату Кондратенко       
Николаю Игнатовичу.                                                             
                                                                                
КОНДРАТЕНКО Н. И. Уважаемые коллеги, на первый взгляд, вопрос прост и Иван      
Николаевич логично всё изложил: в России все субъекты Российской Федерации      
должны быть равны. Всё, казалось бы, правильно, но к каждому времени, к         
каждой политической ситуации должны быть свои подходы, нельзя просто            
переносить свое осознание с одного на другое и предлагать то, что казалось      
для того времени лучше. Суть в другом кроется. Наверное, правильно озабочен     
Иван Николаевич... Когда я был губернатором, вспоминаю, Борис Николаевич        
Ельцин в последние три года президентов республик мог собирать в месяц по два   
раза, и телевидение объявляло: посоветоваться, мол. А представителей русских    
территорий не собрал ни разу за три года: не надо было советоваться. Конечно,   
внутри щемило, это как же понимать: пять миллионов человек за моими плечами -   
и не приглашать, а Адыгею - девяносто семь тысяч адыгов - приглашать, чтобы     
советоваться и принимать важные государственные решения. Но ведь это вопрос     
стиля руководства: был, как говорится, пьяница, прощелыга, как хотите его       
назовите, и подходы у него были свои. И ведь нельзя не учитывать сегодня...     
Правильно здесь Владимир предлагал: давайте встряхнем Россию сегодня.           
Посмотрите: не только Татарстан, но и Кавказ, и те силы, которые вообще хотят   
дестабилизации - кто-то на Кавказе отделиться хотел бы от России, - они же      
немедленно это возведут, как говорится, в степень и начнут будоражить           
общество. Не считаться с уже сложившейся ситуацией, уважаемые коллеги, теперь   
никак нельзя. У нас есть другие, более важные задачи. Поэтому считаю, что на    
данном этапе лучше воздержаться от таких преобразований.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Игнатович, за очень взвешенное           
выступление.                                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, есть ли желание выступить по данному законопроекту у         
представителя президента? У представителя правительства? Пожалуйста, Андрей     
Викторович Логинов.                                                             
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в   
Государственной Думе.                                                           
                                                                                
По данному - нет, мы по пункту 31 потом просим слова по ведению.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.                                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О        
внесении изменений и дополнений в статьи 4 и 18 Федерального закона "Об общих   
принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных       
органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в первом         
чтении. Мнение комитета высказал депутат Рыжков, оно отрицательное.             
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты голосования.                                   
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 17 мин. 16 сек.)                 
Проголосовало за               55 чел.12,2%                                     
Проголосовало против           15 чел.3,3%                                      
Воздержалось                    2 чел.0,4%                                      
Голосовало                     72 чел.                                          
Не голосовало                 378 чел.84,0%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется проект закона.