Заседание № 58
20.07.2017
Вопрос:
О проекте федерального закона № 198338-7 "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об особенностях правового регулирования деятельности предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта от 18 октября 1996 г.".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3080 по 3174 из 8894
27-й вопрос, проект федерального закона "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об особенностях правового регулирования деятельности предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта от 18 октября 1996 г.". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации статс-секретаря - заместителя министра транспорта Российской Федерации Сергея Алексеевича Аристова. Пожалуйста, Сергей Алексеевич. АРИСТОВ С. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра транспорта Российской Федерации. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Протокол был подписан 4 октября 2016 года в Астане в рамках проведения XIII Форума межрегионального сотрудничества Российской Федерации и Республики Казахстан. Железнодорожная сеть Советского Союза, да и царской России, строилась не по административному, а по технологическому принципу. В связи с этим после распада СССР и образования независимых государств отдельные железнодорожные участки, технологически составляющие часть российских железных дорог, оказались на территории других государств. Применительно к Казахстану, например, имеется в виду участок Транссиба в 188 километров между Курганской и Омской областями, проходящий через станцию Петропавловск, который оказался на территории Казахстана. А казахстанские железные дороги проходят через Оренбург, Илецк, Озинки - этими участками занимался Казахстан. В результате переговоров удалось принять решение, в 1996 году было заключено соглашение, которое определило возможности использования этих участков, а затем в 2009 году был подписан дополнительный протокол, суть которого - передать в собственность каждой из стран тот участок дороги, которым она занимается. В частности, теперь Транссиб полностью является собственностью Российской Федерации, в том числе станция Петропавловск в акимате Северо-Казахстанской области. С учётом того что прошёл определённый период, потребовались дополнительные изменения. Этот протокол определяет четыре основные позиции. Протокол предусматривает возможность не проводить пограничный контроль и иные виды контроля на участках, которые наши поезда проходят транзитом. Наши пассажиры, пересекая две границы - на выходе из России и входе в Казахстан и на выходе из Казахстана и входе в Россию, - должны были проходить контроль, равно как и пассажиры казахстанских транзитных поездов. Теперь по протоколу это отменяется. Исключается таможенный контроль. Он, собственно, и сейчас уже как таковой решениями Евразийского экономического союза был отменён, но по этому международному соглашению пока сохранялся. Кроме того, добавляются ещё две новые статьи. Статья 9-3 направлена на вопросы урегулирования открытия и закрытия станций на участках дорог на другой территории, имеются в виду порядок, процедуры и требования. Вторая статья определяет права приграничных субъектов Российской Федерации в организации пригородных перевозок: организация движения пригородных поездов на этих участках между регионами была востребована, но не до конца урегулирована. Протокол подлежит ратификации, поскольку в нашем нынешнем законодательстве, в частности в Законе "О Государственной границе..." и в законе "О порядке выезда... и въезда...", нормы и требования были иные. То, что протокол требует ратификации, отражено в его тексте. Дополнительных расходов бюджета не потребуется. Казахстан данный протокол ратифицировал в июне. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Алексеевич. Пожалуйста, содоклад Юрия Николаевича Мищерякова. Коллеги, учитывайте, что у нас должен быть перерыв. Регламент надо соблюдать, хотя хотелось бы это рассмотреть, чтобы не заставлять ожидать. МИЩЕРЯКОВ Ю. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый президиум, уважаемые коллеги! Сергей Алексеевич довольно подробно осветил суть обсуждаемого вопроса, поэтому нет необходимости повторять. Законопроект был предметно рассмотрен на заседании комитета. Все положения, которые были приведены, позволяют оптимизировать процесс открытия и закрытия станций и в целом повысить эффективность работы "РЖД". Вступление в силу протокола отвечает интересам Российской Федерации, поскольку способствует повышению эффективности работы железных дорог Российской Федерации. В Государственной Думе проведена необходимая экспертная работа при подборке соответствующих материалов, имеются положительные заключения комитета-соисполнителя - Комитета по транспорту и строительству и Правового управления Аппарата Государственной Думы. Исходя из того что прозвучало с этой трибуны, комитет рекомендует Государственной Думе ратифицировать протокол. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, вопросы? Нет вопросов. Кто хотел бы высказаться? Есть. Пожалуйста, включите режим записи на выступления. Пожалуйста, покажите список.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3203 по 3390 из 8894
Тогда продолжаем рассматривать вопрос 27, проект федерального закона "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об особенностях правового регулирования деятельности предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта от 18 октября 1996 года". Начинаем прения по данному вопросу. Пожалуйста, Жириновский Владимир Вольфович. Подготовиться Шайхутдинову. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Мне кажется, блок "Ратификация..." надо вернуть в начало повестки дня, поскольку представители ведомств должны быстрее уходить на основное место работы, а когда мы переносим рассмотрение на середину дня, у них разрывается время и это, так сказать... Мы же всё равно здесь сидим, давайте вопросы о ратификации с утра рассматривать, как это было всегда. Сегодня у нас вроде безобидный документ - протокол о внесении изменений в соглашение между двумя нашими правительствами об особенностях регулирования деятельности предприятий, учреждений и организаций. Это как раз последствия событий 91-го года, а события 91-го года - последствия событий 17-го года. В границах Российской Империи была единая территория, и железная дорога пересекала всю страну, шла во все концы. Потом мы создали республики, но они молчали, всё равно была единая территория, Советский Союз, и дороги пересекали её в любом направлении. Потом мы пошли третьим путём - создали независимые государства, и теперь, если в Казахстане появится такое же руководство, как на Украине, они нам остановят весь транзит. Вы представляете, весь транзит?! Или после Назарбаева придёт другой руководитель... Ну как можно было при утверждении границы... Ну обменяйтесь территориями, чтобы наши железные дороги на восток шли только по территории Российской Федерации. Нет, идёт кусочек по территории Казахстана, ещё кусочек по территории Казахстана. Степь, ничего там нет, когда вы едете, видите, что ничего нет: ни пограничных столбов, ничего, то есть всё формально, по карте. И теперь мы соглашения какие-то заключаем, протоколы подписываем. Самое главное, посмотрите, здесь написано, что если следует без остановки, то никакого контроля не будет, а в случае остановки поезда - пограничный контроль. Вот вышел русский со ступенек покурить - всё, его должна проверять таможня, вот что мы сделали! Через Украину нельзя проехать на юг, мы должны теперь строить дорогу через Воронеж, ибо часть дороги шла через небольшой кусок украинской территории. Это всё деньги и это унижение - на всех таможенных и пограничных постах на Украине специально хуже всего относятся к нашим пассажирам, к нашим поездам и к нашим грузам. Здесь всё относительно тихо, но ведь режим может поменяться, могут прийти к власти националисты, как в Киеве, и они это положение отменят. Принято? Так можно отменить! Отменили же Януковича, избрали другого президента, если даже верховную власть за ночь запросто можно отменить, ни о чём не думая, то уж вот этот протокол... "А где он, протокол? - скажут. - Мы вообще потеряли этот протокол". И многие из вас скажут: а действительно, где этот протокол? Он же только в МИДе хранится, или в Минтрансе, или в "РЖД". Надо быть осторожными, не прикасаться к территории страны. Я вчера зачитывал клятву, которая не у всех вызвала правильную реакцию, там же есть слова: мы, вступая в гражданство России, клянёмся ни на миллиметр не сдвигать пограничные столбы. А вот те чиновники, которые такую клятву не давали, в Кремле карандашом чертили границы и рассуждали. Что там узбеки и казахи за Ташкент борются? Да отдайте Ташкент узбекам, а казахам - да вот у России пол-Сибири, пол-Урала, забирайте, не жалко! Не они же создавали государство. Украина - на тебе, бери себе Одессу, бери Херсон, Запорожье, Донбасс, Львов, всё бери! А вы вспомните, с чем они пришли к нам? Войско Запорожской Сечи - 60 тысяч человек в районе Запорожья, всё! А дали им в 10 раз больше, и население в 100 раз больше. Кто делает-то всё это?! Безумцы это делают, которые думают о своей партии, о своих идеях. Мы должны жить в стране, которая неприкосновенна. И пограничным столбам нужно поклоняться, детей туда водить, показывать: вот здесь заканчивается наша Родина - и никто никогда не должен их сдвигать! А вот сейчас мы ратифицируем протокол, и этим протоколом мы разрешаем в случае остановки пассажирского поезда - а там запросто можно остановиться, там большой пролёт - осуществлять пограничный контроль в отношении входящих и выходящих лиц. Вот вы едете во Владивосток - вас будут проверять, вас, граждан России! Вся Европа ездит, никто не проверяет, нет ни границ, ни таможни: еврозона, "шенген" и так далее, а мы разрешаем - проверяйте! Вышел товарищ в пижаме покурить - скрутите его, отвезите в ближайший пограничный пункт, проверьте, может быть, он шпион, то есть мы разрешаем этим протоколом. Или сидите в поезде, как в концлагере, ни шагу - всё, идёт поезд, и до Владивостока не выходите ни в тамбур, никуда. Это вот всё делают те, кто думает только об идеях. Вот "ИГИЛ": им граница не нужна, им надо, чтобы не было границы, чтобы они везде были, - и всё человечество бросило туда все свои силы, чтобы "ИГИЛ" немножко вернуть в какие-то рамки. И не вернут! Как Западная Украина: оставили себе на будущее, чтобы потом взорвать Украину, и вот привезли нацистов из Канады и из США. Их же всех могли бы уничтожить в 45-м, мы их уничтожали, а они их увозили, кормили, готовили, и сейчас вот они там орудуют. То есть мы ещё раз вернули им родину, но за счёт гибели наших людей. Поэтому нет у нас желания ратифицировать, и мы не будем ратифицировать соглашение, в котором написано, что наших пассажиров, вышедших на остановке, будут проверять. Мы сами себя подставляем! Из Калининграда нельзя ехать на поезде в Россию без проверки, без специальных виз, по Украине нельзя ехать, теперь - по Казахстану. Скоро загоните всю страну под Архангельск, как в то время, когда Ломоносов случайно дошёл до Москвы... (Микрофон отключён.) Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шайхутдинов Рифат Габдулхакович. ШАЙХУТДИНОВ Р. Г., депутат Государственной Думы, не входящий во фракцию. Спасибо, Александр Дмитриевич. Хотел бы поддержать то, что сказал Владимир Вольфович, но не в части того, что не надо ратифицировать, а в части того, что историческая справедливость благодаря ратификации этого соглашения возвращается, она торжествует. Вообще, мы говорим сейчас о южном ходе Транссиба, который был построен ещё до революции, в 1896-м, по-моему, он был введен в эксплуатацию, и его подчинение менялось в связи с переходом границ - то в семёновской республике, то в Казахстане сейчас. И то, что мы возвращаем южный ход Транссиба, - это восстановление исторической справедливости, это очень здорово. Какие есть проблемы, которые, на мой взгляд, эта ратификация не решает? Их две. Первая проблема - это то, что дорога, пока относилась к Казахстану, уже обросла массой пользователей - различных сервисных компаний, тех, кто обслуживает пути общего пользования, и так далее, - собственники там казахстанские, и понятно, что теперь они будут претендовать на то, чтобы продолжать обслуживание путей, которые они обслуживали, и это, конечно, конфликтная точка, потому что наше ОАО "РЖД" будет навязывать своих пользователей и свои сервисные компании, а это соглашение не решает данного вопроса. Вторая проблема - это то, что есть соглашение 1992 года, по которому регулируются наши взаимоотношения с Казахстаном на железнодорожном транспорте, по которому регулируются тарифы и так далее и в которое тоже требуется внести изменения. В рассматриваемом соглашении это не отражено. Вот мы сейчас вносим изменения в соглашение 1996 года, а я всё-таки призвал бы правительство готовить изменения в соглашение 1992 года, потому что есть проблемы с тарифом, есть проблемы с автоматизированным учётом данных по тарифу. У нас в России автоматизация произведена, а в Казахстане - нет, они до сих пор вручную многие формы заполняют, правда, в этом году сделали шаг, но заполняют вручную - много нареканий с этой точки зрения. И конечно же, валютное регулирование - до сих пор курсовая разница тенге и рубля порождает массу вопросов, проблем для наших грузоперевозчиков. Поэтому необходимо вносить изменения и в соглашение 1992 года. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Туров Артём Викторович, пожалуйста. ТУРОВ А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу отметить, что данная железная дорога всегда была собственностью "Российских железных дорог", как и ряд станций на этом участке, и рассматриваемый документ в первую очередь оптимизирует процесс открытия и закрытия станций и в целом повышает эффективность работы нашей госкорпорации. Вступление в силу протокола отвечает интересам Российской Федерации, поскольку это будет способствовать стабилизации и повышению эффективности работы железных дорог в Российской Федерации. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает ратификацию. Просим вас тоже поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента будет выступать? Правительства? Докладчик? Пожалуйста, Сергей Алексеевич. АРИСТОВ С. А. Уважаемые депутаты, очень короткая ремарка. Наш пассажир, который будет выходить на платформу покурить, пограничному контролю не будет подвергаться: и в соглашении, и в протоколе чётко прописано, что это касается только прекращения поездки и выхода на территорию Казахстана через пограничный пункт. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содокладчик? Не выступает. Ставится на голосование проект федерального закона "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об особенностях правового регулирования деятельности предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта от 18 октября 1996 г.". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 45 мин. 42 сек.) Проголосовало за 365 чел.81,1 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 366 чел. Не голосовало 84 чел.18,7 % Результат: принято Принимается.