Заседание № 165
О проекте федерального закона № 198230-5 "О внесении изменений в статью 7 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с уточнением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по учреждению печатного средства массовой информации".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 7 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с уточнением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по учреждению печатного средства массовой информации". Автор законопроекта Сергей Михайлович Миронов доверил доложить законопроект Виктору Евграфовичу Шудегову. Пожалуйста, Виктор Евграфович. ШУДЕГОВ В. Е. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона, подготовленный членом Совета Федерации Сергеем Михайловичем Мироновым. Законопроект предполагает решение следующей законодательной коллизии, вернее, вносит две уточняющие поправки в действующее законодательство. Первое. Действующим федеральным законом номер 131 о принципах организации местного самоуправления установлено полномочие органов местного самоуправления по учреждению печатного средства массовой информации. Федеральным законом номер 184 установлено аналогичное право и для органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В 2008 году статья 7 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" была дополнена положением, согласно которому учредителем (соучредителем) печатного средства массовой информации может быть орган местного самоуправления. Аналогичной нормы по органам государственной власти субъектов Российской Федерации введено не было. Представленный проект федерального закона предлагает установить в Законе Российской Федерации "О средствах массовой информации" уточняющую норму, согласно которой учредителем (соучредителем) печатного средства массовой информации может быть не только орган местного самоуправления, но и в соответствии с Федеральным законом № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" орган государственной власти субъекта Российской Федерации. Автор законопроекта абсолютно прав, поскольку, когда вносится законодательная норма в тот или иной федеральный закон, безусловно, юридически корректно было бы сделать это по всему федеральному законодательству. В качестве примера, когда этого не было сделано, приведу лишь один случай, связанный со 122-м законом. Как вы помните, в соответствии со 122-м законом полномочие по обеспечению льгот сельским учителям - бесплатное жильё, отопление, освещение - было передано с федерального уровня на региональный, но по счастливой случайности из 55-й статьи Закона "Об образовании" этот пункт не был убран. В результате, когда органы на местах, органы государственной власти субъектов Российской Федерации стали принимать свои нормы, не в полной мере обеспечивающие эти льготы - или на 50 процентов, или даже ещё меньше, - учителя стали обращаться в суды, и все суды были выиграны. Поэтому, безусловно, юридически корректно было бы эту поправку внести в Закон "О средствах массовой информации". Хочу также отметить, что в заключениях правительства и профильного комитета сказано, что понятие "орган государственной власти" охватывает и понятие "орган власти субъектов Российской Федерации". Коллеги, соглашусь с этим только частично. Без соответствующего уточнения в реальной ситуации право решать, в каком случае термин "орган государственной власти" относится только к федеральным органам власти, а в каком - к федеральным и региональным или только к региональным, даётся чиновнику. Приведу ещё один пример. Недавно мы приняли с вами закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". Законопроект был внесён Правительством Российской Федерации, закон уже подписан президентом. Хочу отметить, что в тексте закона чётко разделены понятия органов государственной власти - федеральных исполнительных и муниципальных. Только в пункте 2 статьи 11 трижды встречается словосочетание "органы государственной власти" и каждый раз чётко разделено... В качестве примера зачитаю: "...осуществляется соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления". Или там же: "...созданного Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием..." То есть идёт чёткое разделение органов государственной власти федеральных и субъектов Российской Федерации. Следующая уточняющая норма внесена в связи с действующим в законодательстве положением о том, что органы местного самоуправления вправе учреждать печатные средства массовой информации лишь для того, чтобы давать официальную информацию о своей деятельности. Но, коллеги, во многих регионах России местные газеты являются единственным постоянным печатным источником информации. Я и, конечно, автор законопроекта считаем, что необходимо в этом случае органам местного самоуправления и соответственно субъектов Российской Федерации дать право учреждать печатные органы, где бы давалась не только официальная информация, но и другая, например в области культуры. Принимая во внимание изложенное, автор проекта федерального закона как раз предлагает расширить соответствующее полномочие органов местного самоуправления, разрешив им учреждение печатных средств массовой информации с расширенными возможностями, но с единственным исключением: органы местного самоуправления будут не вправе учреждать печатные средства массовой информации, специализирующиеся на сообщениях и материалах рекламного характера. Аналогичное изменение предполагается внести также и в федеральный закон номер 184 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Уважаемые коллеги, в заключение хочу отметить, что автором законопроекта является Сергей Михайлович Миронов, Председатель Совета Федерации - палаты регионов, и, конечно же, не случайно появился данный законопроект: были многочисленные обращения со стороны и муниципальных органов власти, и субъектов Российской Федерации, где в ходе правоприменительной практики обнаружились вот такие неточности в действующем законодательстве. Прошу поддержать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Евграфович. Присаживайтесь. Содоклад от комитета сделает Борис Львович Резник. Пожалуйста, Борис Львович. РЕЗНИК Б. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Наш Комитет по информационной политике, информационным технологиям и связи не поддерживает законопроект, о котором доложил Виктор Евграфович Шудегов по поручению Председателя Совета Федерации Сергея Михайловича Миронова. Дело в том, что этот законопроект, как было уже сказано, направлен на расширение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по учреждению печатных средств массовой информации. Статьёй 1 законопроекта, как уже Виктор Евграфович доложил, предполагается дополнить часть первую статьи 7 Закона "О средствах массовой информации" положением о том, что учредителем (соучредителем) печатного средства массовой информации может быть орган государственной власти субъекта Российской Федерации. Нам представляется такое дополнение совершенно излишним, потому что то же самое сказано в существующем законе, и понятие "государственный орган" включает в себя, естественно, и органы государственной власти субъектов Федерации. Вообще, по большому счёту, суть предложенного законопроекта очень простая: разрешить учреждать средства массовой информации бронзовеющим районной важности царькам, которые уже не удовлетворены тем, что им можно в учреждённых средствах массовой информации печатать официальные документы, они хотят восславлять себя и управлять средством массовой информации. Существующий Закон "О средствах массовой информации", кстати говоря, я хочу вам напомнить, является одним из самых демократичных законов о средствах массовой информации в мире, это признано не только нами. Это и демократичный, и либеральный закон, и работающий закон, ему исполняется двадцать лет, он предполагает свободу средств массовой информации. Мы уже были органами... чьими только органами не были газеты, журналы, руководящая и направляющая роль была у Коммунистической партии. Сегодня любой человек вправе учредить средство массовой информации, если у него на это есть деньги, а учреждать средства массовой информации за счёт средств бюджета и денег налогоплательщиков мы считаем неправильным. Наш комитет, как я уже сказал, не поддерживает данный законопроект, правительство его не поддерживает, у Правового управления Аппарата Государственной Думы очень много есть замечаний концептуального характера по этому законопроекту. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пока оставайтесь на трибуне, Борис Львович. Есть ли вопросы у наших коллег? Есть два вопроса - депутат Федоткин и депутат Драпеко. Пожалуйста, депутат Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. У меня два вопроса. Первый вопрос, если я правильно назову, Виктору Евграфовичу. Депутаты Государственной Думы, депутаты из фракции Компартии, наверное, и другие никак не могут пробиться в эти средства массовой информации. В кулуарах все журналисты говорят: правильно, правильно, хорошо - но ни строчки не дают. Скажите, пожалуйста, данный законопроект (хоть технический, хоть не технический) поможет депутатам Государственной Думы излагать свою точку зрения или всё останется по-старому? И второй вопрос к вам, Борис Львович. Вот вы говорите, главы муниципальных образований посягнут, побронзовели, хотят чем-то завладеть, влиять, но ведь это же члены вашей партии, все сто процентов, - сделайте так, чтобы они не забронзовели, а были нормальными. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Евграфович, пожалуйста, ответьте на первый вопрос, а Борис Львович - на второй. Включите микрофон депутату Шудегову. ШУДЕГОВ В. Е. Коллеги, мы с вами до этого приняли вначале на федеральном уровне закон, который даёт равные возможности доступа к средствам информации всем фракциям, всем партиям, затем - на региональном уровне, естественно, следующим этапом, я думаю, будет муниципальный уровень. Конечно, чем больше будет печатных органов, в том числе и на муниципальном уровне, тем больше у нас будет возможностей выступать, потому что законодательство, уже не это, а другое, наши права защищает. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. И ответ по второй части вопроса. Борис Львович Резник, пожалуйста. РЕЗНИК Б. Л. О чём второй вопрос? Ещё раз, пожалуйста. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Члены нашей партии помогут ли не бронзоветь местным руководителям? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) РЕЗНИК Б. Л. Не понял, извините. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мы не будем отвечать на этот вопрос. Я думаю, что вы ответите господину Федоткину... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Он сказал, что... Тамара Васильевна Плетнёва, пожалуйста. ПЛЕТНЁВА Т. В. Спасибо. У меня вопросы к депутату Резнику. Вы сказали, что у нас самый демократичный закон по СМИ и что, в общем-то, у кого есть деньги - всё, открывай, пожалуйста. Может, это и хорошо, но согласитесь, что средства массовой информации должны не только нести информацию, но и выполнять другую функцию какую-то - государственную функцию, они должны нести и воспитательный какой-то момент в своей информации, и прочее. Как это? Я поняла, что у нас, в общем-то, что хочешь, то и говори, или как? Почему вы против того, чтобы государственные структуры тоже участвовали? РЕЗНИК Б. Л. У нас сегодня огромное количество средств массовой информации учреждено практически всеми субъектами Федерации. У каждого губернатора, под губернатором, есть огромное количество средств массовой информации. Они заключают договора с существующими средствами массовой информации, они являются учредителями средств массовой информации, и всё это на самом деле довольно пагубно сказывается на свободе слова. Нас очень критикуют в мире сегодня за то, что мы утрачиваем позиции свободы слова. Мы сегодня находимся, хотя я не разделяю эти цифры, где-то на сто пятьдесят седьмом месте в мире, по данным организации "Репортёры без границ"... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. При самом демократичном законе, которому уже двадцать лет. РЕЗНИК Б. Л. Да, тем не менее это так в том числе и потому, что у нас вот эти официальные средства массовой информации. И говорить, что нужны ещё новые за счёт бюджета... Наши возражения сводятся к тому, что не должны учреждаться новые средства массовой информации за счёт денег налогоплательщиков, за счёт бюджета, у нас сегодня и так не хватает средств бюджета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. И Драпеко Елена Григорьевна, пожалуйста, ваш вопрос. ДРАПЕКО Е. Г. Уважаемый Борис Львович, я бы хотела продолжить тот разговор, который начала Тамара Васильевна. На сегодняшний день медиамагнаты, олигархи владеют средствами массовой информации, многие из них живут за границей, многие из них иностранные граждане. Однако вы лишаете права не только исполнительную власть, но и представительную власть регионов иметь собственный голос, то есть собственные средства массовой информации. И хорошо ли нам указывать депутатам законодательных собраний на то, как им тратить свой бюджет? Вы говорите, что у них не хватает... Может быть, на то, чтобы информировать своих избирателей, они найдут какие-то деньги, тем более что деньги эти не соотносимы, конечно, с расходами по другим статьям. Поэтому я считаю, что в нынешней ситуации у нас недостаточно средств массовой информации... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Борис Львович. РЕЗНИК Б. Л. Уважаемая Елена Григорьевна, дело в чём? Мы ограничили... Как вы знаете, был принят законопроект об учреждении средств массовой информации иностранными гражданами. Там предусмотрена определённая доля в телевизионных компаниях, не более чем... не помню, какой процент. И что касается печатных СМИ, то учреждают, как правило, такие, которые приносят доход, например рекламные средства массовой информации. Я не знаю примеров, когда бы серьёзные, общественно-политические издания были под эгидой каких-то иностранных компаний. Я ещё раз хочу сказать, что у нас очень демократичная система учреждения средств массовой информации, но бюджетные деньги не должны идти на это (это наше единственное возражение), потому что и так газеты стали неинтересными. Почему? Потому что социальный заказ поступает от начальников - славить их. Возьмите сегодня любое краевое или областное издание, главные издания, которые раньше были под партийными органами, сегодня - под губернаторами. Очень стонут журналисты от социального заказа, когда они должны написать о том или об этом. Мы утрачиваем главное наше достижение - свободу слова. Вот такова наша чёткая позиция - и позиция комитета, и моя личная позиция, и позиция Союза журналистов России, секретарём которого я являюсь. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Борис Львович. Вопросы у нас закончились. Есть ли желающие выступить? Так, коллеги, мы договорились: по одному человеку от фракций. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, это не вопросы, это уже выступления, Борис Львович. Депутат Обухов, пожалуйста, а фракция ЛДПР определится. Есть предложение по ведению у депутата Груздева. Присаживайтесь, Борис Львович. ГРУЗДЕВ В. С. Любовь Константиновна, с учётом того, что мы до 17.30 хотим постараться пройти максимум вопросов повестки, а дальше перейти к протокольным поручениям, у меня просьба: до трёх минут - на выступления от фракций по данному законопроекту. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Будем голосовать или согласимся с предложением Владимира Сергеевича? Согласимся. Пожалуйста, депутат Обухов. ОБУХОВ С. П., фракция КПРФ. Я, конечно, выступлю даже короче. Мы опять на те же грабли наступаем. Это один из немногих случаев, когда можно согласиться с аргументацией представителя Союза журналистов, хотя он и в погонах "ЕДИНОЙ РОССИИ". Дополнительные средства массовой информации, регулируемые и учреждаемые муниципальной властью, ничего не добавляют для свободы печати. Вот я представляю Краснодарский край, и за два с половиной года моей деятельности в закреплённых за мной районах, хотя я выступаю, провожу регулярно встречи, создаю информационный повод, ни одно средство массовой информации, учреждённое муниципальным органом, даже не сообщило ни о приёме, ни о встрече, ни об отчёте, ни об акции, ни о мероприятии, то есть в течение двух с половиной лет мне приходится издавать собственные информационные листки, чтобы информировать о своей деятельности. Вот мы вроде приняли законопроект о равном доступе политических партий. Если после вмешательства Грызлова ещё один раз нам всем дали право выступить в середине прошлого года после принятия законопроекта, то в СМИ, учреждаемых муниципальными (государственными) учреждениями, практически невозможно депутату Государственной Думы что-либо сказать. За плату - пожалуйста, то есть плати деньги и рассказывай о своей депутатской деятельности. То есть вот этот законопроект при той реальности, при том монополизме, который у нас существует, я думаю, ничего не решает. Выход нужно искать в другом, и прежде всего действительно в демонополизации средств массовой информации, выведении государственных органов из учредителей и оказании необходимой финансовой помощи независимой печати, потому что та же реклама - она не является сегодня источником для поддержания средств массовой информации. Проблема крупная, глобальная, и в любом случае этот законопроект её не решит. Мы не будем голосовать за данное предложение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции ЛДПР кто выступает? Депутату Когану включите, пожалуйста, микрофон. Фракция ЛДПР, Юрий Владимирович Коган. КОГАН Ю. В., фракция ЛДПР. Спасибо, Любовь Константиновна. Фракция ЛДПР полностью поддерживает позицию комитета. Я не хотел бы долго по этому поводу говорить, но всё сказанное ранее о монополизации средств массовой информации на местах - это истина, это аксиома, не нуждающаяся ни в каких подтверждениях. Я бы мог сказать, что за пять лет моего нахождения в качестве депутата в Госдуме ни в Ульяновской области, ни в Саратовской, ни в Самарской, ни в Пензенской - ни в одной из областей, которые я курирую по линии партии, ни разу депутат не получал право высказаться. В лучшем случае мне велели и предлагали говорить только то-то, то-то и то-то. Почему это происходило, всё понятно. Потому что учредители - это губернатор, мэр и так далее, и так далее. Подобный законопроект сегодня совершенно справедливо был отклонён комитетом. Я считаю, это совершенно правильно, потому что и Комиссаров, и его коллеги - это истинные профессионалы, которые понимают, что к чему может привести. Мы должны биться за то, чтобы государственные органы и муниципальные органы как можно дальше уходили от прессы, только тогда у нас будет подлинная демократия. В ельцинские времена её было гораздо больше. Мы поддерживаем позицию комитета по информационной политике. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желание выступить у представителей правительства и президента? Есть ли желание высказаться с заключительным словом? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Две руки было, Елена Григорьевна. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А нужно было поднимать руку. Я зафиксировала. Ну, я не знаю, Елена Григорьевна, не было руки вашей. Было только три руки: два человека от фракции ЛДПР... Пожалуйста, включите микрофон депутату Драпеко. Здравствуйте, Елена Григорьевна. ДРАПЕКО Е. Г. Здравствуйте. Я хочу сказать, что принятый Государственной Думой закон о равном доступе к средствам массовой информации не может быть осуществлён в силу того, что этих средств массовой информации, учреждённых региональными властями, нет, а закона о том, чтобы был равный доступ к частным средствам массовой информации, мы с вами пока что не приняли. Поэтому я не понимаю позицию оппозиционных партий, которые не поддерживают наш законопроект. В случае если вам не предоставляют страницы муниципальной прессы, вы можете обращаться в суд с требованием восстановить законность и предоставить вам согласно закону о равном доступе равные площади, или равные объёмы. Куда вы будете обращаться, если нет региональных средств массовой информации? Я хочу привести пример. На выборах в Петропавловске-Камчатском не было заявлено ни одного средства массовой информации просто потому, что их там нет физически, там есть только региональные, но нет муниципальных, и негде было спорить, единственным средством было издавать собственные информационные листки. Поэтому я считаю, что сужение прав регионов - мы говорим не об обязанности, а о праве регионов на учреждение и на участие региональных властей в учреждении средств массовой информации, это желание или нежелание их законодательных собраний утвердить такие статьи расходов - сужает и возможность депутатов освещать свою деятельность. Я согласна с теми оппозиционными депутатами, которые говорят о том, что средства монополизированы правящей партией, о том, что редакторы все, так сказать, находятся в строю и не дают нам очень часто возможности выступать не только на региональном, но даже на районном уровне. Но мы с вами и не сможем бороться за это право, если таких средств массовой информации не будет или их будет мало. Поэтому я призываю оппозиционные фракции проголосовать за этот закон как за закон, который отвечает нашим с вами интересам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Виктор Евграфович, требуется заключительное слово? Не требуется. Коллеги, я ставлю на голосование данный законопроект. Кто за то, чтобы принять его в первом чтении? Прошу определиться голосованием. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 19 мин. 40 сек.) Проголосовало за 38 чел.8,4% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 38 чел. Не голосовало 412 чел.91,6% Результат: не принято Не принято.