Заседание № 172
30.06.2010
Вопрос:
О проекте федерального закона № 197930-4 "О внесении изменений в статьи 2 и 3 Федерального закона "О ветеранах" (об отнесении лиц, принимавших участие в операциях по боевому тралению в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1957 года, к категории ветеранов Великой Отечественной войны; внесён С. А. Поповым и П. Б. Шелищем в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7288 по 7540 из 8928
Пункт 28 порядка работы Государственной Думы. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 2 и 3 Федерального закона "О ветеранах". Доклад члена Комитета по делам ветеранов Иршата Юнировича Фахритдинова. Пожалуйста. ФАХРИТДИНОВ И. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые депутаты! На ваше рассмотрение вносится законопроект "О внесении изменений в статьи 2 и 3 Федерального закона "О ветеранах", внесённый Поповым и Шелищем в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы. Законопроектом предлагается отнести лиц, принимавших участие в операциях по боевому тралению в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1957 года, то есть в послевоенный период, к участникам Великой Отечественной войны. Комитет по делам ветеранов, рассмотрев законопроект, отмечает следующее. Во-первых, предлагаемые изменения противоречат самому понятию "ветеран Великой Отечественной войны", которое содержится в пункте 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах". Это те лица, которые принимали непосредственное участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий, а также лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов не менее шести месяцев либо награждённые орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны. Именно участие граждан в названных мероприятиях в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года является одним из оснований, позволяющим отнести их к ветеранам - участникам Великой Отечественной войны. В настоящее время к участникам Великой Отечественной войны относятся лица, которые принимали участие в операциях по боевому тралению непосредственно в период Великой Отечественной войны, что является вполне обоснованным. Во-вторых, учитывая особенность выполнения боевых задач, лица, принимавшие участие в боевом тралении в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1957 года, равно как и лица, участвовавшие в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1957 года, в 2000 году были отнесены к категории ветеранов боевых действий, и с этого момента им предоставлено право на соответствующие меры социальной поддержки, установленные Федеральным законом "О ветеранах". До 2000 года этим гражданам никакие льготы не предоставлялись. В обоих случаях выполнение боевых задач было связано с риском для жизни и имело общую цель - устранение минной опасности на суше и на море. Однако предлагаемые авторами законопроекта изменения касаются только одной категории - участников боевого траления. Таким образом, придание статуса участника Великой Отечественной войны только лицам, которые принимали участие в боевом тралении в указанный промежуток времени, представляется необоснованным, это приведёт к ущемлению прав тех граждан, которые выполняли задачи по разминированию территорий объектов в послевоенный период. И последнее, в-третьих. Если военнослужащие, принимавшие участие в боевом тралении в послевоенный период, получили ранения, контузию, что привело к инвалидности, то в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", они являются инвалидами войны и соответственно имеют право на льготы, как инвалиды Великой Отечественной войны. Кроме того, как сказано в заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы, представленный законопроект, как требующий расходов федерального бюджета, не содержит положений, определяющих источник и порядок финансирования расходов, необходимых для его реализации, в силу требований пункта 1 статьи 83 Бюджетного кодекса России. Исходя из вышеизложенного комитет не поддерживает указанный законопроект и предлагает Государственной Думе при рассмотрении в первом чтении его отклонить. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Иршат Юнирович. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы по данному законопроекту? Есть два вопроса. Пожалуйста, ваш вопрос, Сергей Владимирович Иванов. ИВАНОВ С. В. Иршат Юнирович, вы наверняка помните такое замечательное изречение: "Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд". Помните, да, наверное? Вот не кажется ли вам, что нам просто-напросто надо взять и приравнять абсолютно всех - кто занимался тралением, кто занимался разминированием в Курской области, в Ленинградской, в Сталинградской - к участникам Великой Отечественной войны, в закон "О ветеранах" это внести? Что мы их вот так вот делим? Участники блокады - относятся, те, кто воевал, - относятся, все остальные не относятся. Их осталось-то, извините, даже по этому финансово-экономическому обоснованию всего-навсего восемьсот двенадцать человек. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Иршат Юнирович. ФАХРИТДИНОВ И. Ю. Как я уже сказал, участники Великой Отечественной войны - это те лица, которые именно воевали с 41-го по 45-й год, участники боевых действий. Я понял бы, если бы они занимались разминированием до 46-го года, 47-го года, в послевоенные годы, это понятно было бы. Вот я, например, участник боевых действий в Афганистане, как и другие солдаты, офицеры, призвался в послевоенный год, тоже с риском для жизни я выполнял боевую задачу. Я же уже имею, как и они, сейчас статус ветерана боевых действий, участника боевых действий, но мы же не просим, чтобы "афганцев" и других участников боевых действий тоже включили в число именно участников Великой Отечественной войны, они и так имеют статус ветерана боевых действий и льготы имеют. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Иршат Юнирович. Лекарева Вера Александровна, ваш вопрос. ЛЕКАРЕВА В. А. Спасибо, Надежда Васильевна. Уважаемый Иршат Юнирович, конечно, очень приятно, что вы тоже участник боевых действий, но в отличие от людей последнего военного призыва - сейчас самому молодому из них восемьдесят пять лет - вы всё-таки молодой. Речь идёт о последнем военном призыве, насколько я поняла, да? И вы говорите, что они сейчас имеют льготы. Вот ко мне обратился из Балакова Саратовской области участник последнего военного призыва, которому отказывают в постановке на учёт для получения жилья, хотя он живёт с овдовевшей снохой, тринадцать лет назад сын у него умер, и жильё он получить не может, вот со слезами письмо такое написал. Скажите, пожалуйста, что вас сдерживает? Небольшое количество этих людей всё-таки. Я понимаю так, что они не просят быть участниками боевых действий, в законопроекте речь идёт о приравнивании их к участникам войны по социальным льготам, по обеспечению. Скажите... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вера Александровна. Пожалуйста, Иршат Юнирович. ФАХРИТДИНОВ И. Ю. Вера Александровна, этот вопрос, конечно, не относится к нашему сегодняшнему законопроекту, но я вам хочу сказать, что они не все являются призывниками послевоенного периода. Я, отвечая Сергею Владимировичу на предыдущий вопрос, сказал, что речь идёт не о 46-м, 47-м годах, а о периоде до 31 декабря 1957-го года. Они не являются послевоенными призывниками. Ещё раз вынужден повторить: они с 2000 года уже являются ветеранами боевых действий, они льготами пользуются. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Иршат Юнирович. Присаживайтесь, пожалуйста. Вопросы заданы все. Уважаемые депутаты, есть ли желающие выступить по данному законопроекту? Нет... Пожалуйста, депутат Волчек Денис Геннадьевич, ваше выступление. С места. Включите, пожалуйста, микрофон. ВОЛЧЕК Д. Г. Коллеги, в бытность свою депутатом Законодательного Собрания Санкт-Петербурга двух созывов по одномандатному округу Приморского района, где проживает большое число ветеранов войны, получивших квартиры, очередников и так далее, занимался очень многими вопросами, в том числе это касается за моей подписью закона о статусе жителя блокадного города, который вы принимали в Государственной Думе прошлого созыва очень долго. Напомню вам его или не надо напоминать? Вы знаете, наверное, здесь много было обсуждений. Признали жителями блокадного города тех людей, которые менее четырёх месяцев там были и так далее, все категории, которые были, прежде всего тех, кто меньше четырёх месяцев, признали жителями блокадного города. Это было очень долго. То есть проблема - четыре месяца... у нас вроде как не получался блокадником, кто проживал меньше четырёх месяцев. Четыре месяца в городе без продовольствия - этого было недостаточно, чтобы получить статус и какие-то там льготы, что-то такое по сравнению с этим. Признавали жителей блокадного города ветеранами войны и тоже очень долго спорили, очень долго давали характеристики, очень долго разбирались, являются ли жители блокадного города ветеранами войны или участниками войны, являются они или нет. Признали участниками войны. Сейчас речь идёт о том, что длительное время после войны наши воины, которые прошли ту самую войну и которые были призваны в самом конце в призыве военном, занимались... вот ровно столько, сколько мин фашисты наставили в море, вот насколько времени... Ведь никто там лишнего времени не провёл, в этом море. Вот ровно сколько мин было, плавало, столько их и взрывали, столько их и убирали. Это были настоящие действия, которые вполне можно и абсолютно нормально характеризовать как действия людей, которые участвовали в этой войне, они сталкивались с опасностью каждый день. И если сегодня есть возможность каким-то образом облегчить их жизнь, приравнять их социальный статус, может быть, к статусу тех немногих оставшихся людей, которые до 45-го года участвовали в боевых действиях, в том числе в очищении акватории от тех же самых мин... Люди, которые после войны это делали, и люди, которые во время войны это делали, - в чём их отличие, чтобы сегодня не приравнять их статус? Или зачем нам скрупулёзно выискивать разницу, разницу в их заслугах перед нами, и перед их детьми, и перед нашими будущими детьми, и перед всеми поколениями? Мы сегодня беспокоимся, о чём румын там в Болгарии, вернее, в Молдавии говорит, выступает со своим братом. А эти люди - мы с вами решаем, что не заслужили они, недостаточно!.. Да и если хочется им статуса, хочется им этих льгот, можно приравнять статус восьмиста двенадцати человек... Есть у нас зацепка, чтобы это сделать, зачем мы ищем двадцать пунктов, чтобы этого не делать? Я считаю, что эти люди достойны быть приравненными к ветеранам войны, они и являются ими. И то, что они много лет, пришлось им не один год всего вот, как сказали... Если бы только в 46-м году мины разминировали бы в акватории, тогда нормально. А если их столько наставили, что до 57-го года хватило, - что, их вина в этом? А если б только в 46-м, то признали бы ветеранами? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я не заметила руку Осадчего Сергея Юрьевича. Пожалуйста, ваше выступление. ОСАДЧИЙ С. Ю. Уважаемые коллеги, на самом деле вопрос, по моему мнению, довольно-таки принципиальный. И что меня особенно, в общем-то, удивляет, так это вот выступление от "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ", потому что, ну, "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" - от слова "справедливость", да? И в моём понимании справедливость - это участниками Великой Отечественной войны считать именно тех, кто с 41-го по 45-й год защищал наше Отечество, дал нам возможность после 45-го года тралить эти мины, защищать в других горячих точках честь и достоинство нашей страны и многое-многое другое. И вы знаете, когда были разговоры, что есть участники Великой Отечественной войны, а есть ветераны Великой Отечественной войны, вот даже когда мы пытались эти две категории соединить, и то, в общем-то, были проблемы, так сказать, участники обижались, говорили: мы с оружием на фронте защищали, а ветераны, вот они хоть и на трудовом фронте, но мы всё-таки более достойны. Я считаю, что вообще к этой категории на сегодняшний день нельзя никого больше присоединять, просто это неэтично делать по многим причинам. И если мы хотим все вместе помочь вот тем категориям, которые у нас сегодня определены как остальные льготные, давайте мы посмотрим, может быть, мы по мере возможности расширим как-то перечень других, так сказать, заслуженных категорий, но не нужно, я считаю, на сегодняшний день нам никого больше присоединять к категории участников Великой Отечественной войны. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Юрьевич. Выступающие завершили выступления. Полномочный представитель президента не желает выступить, представитель правительства - также нет. Заключительное слово докладчику не требуется. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 2 и 3 Федерального закона "О ветеранах". Кто за данный законопроект? Прошу определиться голосованием. Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 16 мин. 10 сек.) Проголосовало за 136 чел.30,2% Проголосовало против 3 чел.0,7% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 139 чел. Не голосовало 311 чел.69,1% Результат: не принято Не принято. По ведению - Слиска Любовь Константиновна. СЛИСКА Л. К. Спасибо, Надежда Васильевна. Я по этому законопроекту, за который мы только что проголосовали. Депутаты Шелищ и Попов были депутатами четвёртого созыва, но почему-то редакция новая внесена 16 января 2007 года, когда они уже прекратили свои полномочия. Законопроект, который мы только что рассматривали.