Заседание № 26
14.05.2004
Вопрос:
О проекте федерального закона N№ 197840-3 "О дополнении Уголовного кодекса Российской Федерации статьей 281-1" (об установлении ответственности должностного лица за незаконное отчуждение части территории Российской Федерации).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2850 по 2852 из 5296
Коллеги, пункт 10 депутат Шишкарёв попросил перенести, рассмотреть после 16 часов. Он отсутствует по уважительной причине.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3277 по 3594 из 5296
Коллеги, подошел докладчик по пункту 10, поэтому мы рассматриваем проект федерального закона "О дополнении Уголовного кодекса Российской Федерации статьей 281-1". Докладывает Сергей Николаевич Шишкарёв. Пожалуйста. ШИШКАРЁВ С. Н., фракция "Родина". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Конечно, уместно было рассматривать этот законопроект несколько ранее, когда он был внесен. Тогда, может быть, он был более актуален, но тем не менее хотелось бы привлечь ваше внимание к рассмотрению этого вопроса. Появление и необходимость принятия данного законопроекта обусловлены сложной проблемой российско-японских отношений - это всем известная проблема Курильских островов. В течение длительного времени японской стороной постоянно высказываются претензии на ряд островов Курильской гряды. Полагаю, в этом зале нет необходимости говорить о безосновательности подобных претензий. Но самое страшное, что отдельные российские государственные деятели и политики позволяют себе одобрительно отзываться о таких инициативах Японии. Поэтому законопроектом предлагается привлечь или привлекать к уголовной ответственности должностных лиц, которые в нарушение интересов государства, общественной и национальной безопасности приняли незаконное решение или могут принять незаконное решение об отчуждении данных территорий. Гипотетически можно предположить, что подобный вопрос может возникнуть и применительно к калининградской проблеме. По крайней мере, исключать такой вариант развития событий мы не можем. Объектом данного преступления являются основы конституционного строя и безопасность государства, интересы государственной власти. В соответствии с Конституцией Российской Федерации единственным источником власти в нашей стране является народ. Он же Конституцией России назван носителем суверенитета, а согласно статье 4 основного закона нашей страны суверенитет распространяется на всю ее территорию. Следовательно, вопрос о передаче территорий нашей страны должен решаться прежде всего исходя из интересов всего населения, с учетом долгосрочных последствий данного решения для будущих поколений наших граждан. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Выполнение данной функции есть обязанность соответствующих должностных лиц. Если их действиями или бездействием неприкосновенность территории будет нарушена, в случае принятия данного закона они будут нести уголовную ответственность. Незаконное отчуждение части территории Российской Федерации - это отчуждение при отсутствии правового основания для передачи территорий России иному государству. Замечания, которые были высказаны по законопроекту относительно размеров наказаний, а также нормы, которые предлагают внести стороны, принявшие участие в обсуждении законопроекта, могут быть учтены либо устранены ко второму чтению законопроекта. Надеюсь, в отношении предлагаемой статьи Уголовного кодекса никогда не будет правоприменительной практики. Поэтому основной целью законопроекта я вижу предупреждение совершения преступления. Также отмечу, что после внесения - а это было в 2002 году - мною и депутатом Рогозиным данного законопроекта последовала мгновенно, незамедлительно очень жесткая, негативная реакция с японской стороны, которая высказала крайнюю озабоченность в связи с возможным принятием данного законопроекта. Прошу рассмотреть наше предложение. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста. Содоклад по данному законопроекту сделает Владимир Сергеевич Груздев, заместитель председателя Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству. С места. ГРУЗДЕВ В. С., фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Данным законопроектом предлагается дополнить главу 29 Уголовного кодекса Российской Федерации "Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства" новой статьей 281-1, предусматривающей уголовную ответственность за незаконное отчуждение должностным лицом части территории Российской Федерации иностранному государству. Концептуально Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству не поддерживает данный законопроект, поскольку объективно вряд ли вообще возможна ситуация, когда часть территории Российской Федерации может быть отчуждена или передана иностранному государству отдельным должностным лицом. Вопрос изменения прохождения государственной границы решается на уровне международных договоров, подлежащих ратификации. Согласно Конституции Российской Федерации и Федеральному закону "О международных договорах Российской Федерации" ратификация осуществляется в форме федерального закона, который в соответствии со статьями 105 и 106 Конституции Российской Федерации принимается Государственной Думой и подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации. Второе. Предлагаемый в проекте закона состав преступления уже имеется в Уголовном кодексе Российской Федерации. Так, указанные действия должностных лиц, безусловно, выходят за пределы их полномочий и представляют собой деяние, ответственность за которое наступает по статье 286 Уголовного кодекса Российской Федерации "Превышение должностных полномочий". Поддерживая тенденцию раздробления уже имеющихся статей, а тем более загромождения кодекса новыми, малоприменимыми и "мертвыми" по определению статьями, мы можем оказаться перед опасностью необоснованного увеличения Особенной части в объеме, по сути и качеству не улучшая ее. Ну а о тех замечаниях, которые были высказаны в рамках рассмотрения комитетом, и замечаниях, представленных в заключениях правительства и Правового управления, уже докладчик в своем докладе сказал. Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендует Государственной Думе отклонить указанный законопроект, внесенный депутатами Государственной Думы Шишкарёвым и Рогозиным. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы к докладчикам? Плетнёва Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В. Сергею Николаевичу один вопрос и один вопрос... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Один вопрос, Тамара Николаевна. ПЛЕТНЁВА Т. В. Я - Васильевна. Ну к Владимиру Сергеевичу вопрос тогда. Владимир Сергеевич, в вашем докладе прозвучала такая мысль, что у нас, во-первых, в законодательстве уже есть ответственность за такие деяния и что вообще этого не может быть. А вдруг это возможно? Почему, например, деяние Шеварднадзе, о котором мы знаем и которое рассматривали здесь не раз, в Думе, ненаказуемо до сих пор? Вы же это видите. А заявления нашего президента первого, Ельцина, когда он ездил и говорил: "одобряем", а на другой день уже - "не одобряем"? Это тоже безнаказанно. Аргументы, прозвучавшие с вашей стороны в пользу отклонения этого законопроекта, неубедительны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Владимир Сергеевич Груздев, с места ответьте на вопрос. ГРУЗДЕВ В. С. Спасибо большое, Тамара Васильевна, за оценку моей деятельности и тех аргументов, которые я привел. Безусловно, каждое должностное лицо может делать те или иные заявления, которые будут соответствовать действующему законодательству или не будут ему соответствовать. Наверное, и глава местного органа самоуправления тоже может сделать заявление о том, что он дарит или передает часть вверенной ему территории, но данное деяние юридически не будет иметь никаких последствий. В связи с этим я еще раз обращаю ваше внимание на то, что в соответствии со статьями 105 и 106 Конституции Российской Федерации любые международные договора подлежат обязательной ратификации Государственной Думой и утверждению Советом Федерации. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли еще вопросы? Драпеко Елена Григорьевна. ДРАПЕКО Е. Г., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. У меня вот какой вопрос. Это в связи с тем, что Тамара Васильевна Плетнёва упомянула договор, который был заключен между Российской Федерацией и Соединенными Штатами об использовании территорий на Дальнем Востоке, временный договор. До сих пор этот договор, как я понимаю, не внесен правительством на ратификацию Государственной Думой и будет носить временный характер хоть сто лет, понимаете? То есть фактически американцы пользуются нашей территорией, и никаких последствий это решение не имеет. Правительство не вносит и еще сто лет не внесет. Вот как с этим быть нам? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Владимир Сергеевич. ГРУЗДЕВ В. С. Спасибо. Елена Григорьевна, хотел бы отметить, что в случае, если вы увидели состав уголовного преступления в деяниях того лица, которое подписывало данный договор, то в соответствии со статьей 286 Уголовного кодекса Российской Федерации можете обратиться в правоохранительные органы с целью возбуждения уголовного дела за те деяния, которые совершены данным должностным лицом. Если вы видите, наблюдаете, скажем так, состав уголовного правонарушения. А по поводу того, что правительство не вносит данный законопроект, опять же рекомендую, наверное, вам подготовить поправки к закону "О Правительстве...", в которых четко пропишите, в какие сроки правительство обязано вносить в Государственную Думу и Совет Федерации договора, которые подлежат ратификации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли еще вопросы? Нет. Желающие выступить? Плетнёва Тамара Васильевна, три минуты. ПЛЕТНЁВА Т. В. Ну, я сразу хочу обозначить позицию: я буду голосовать за этот закон. Единственное, что я хотела бы сказать основному докладчику, Сергею Николаевичу: такие нормы, меры наказания могут касаться не только, допустим, наших связей с Японией и ее претензий на наши территории, мне кажется, эта норма должна распространяться вообще, в целом, если у кого-то даже такая идея возникнет. Странно было слышать ответ содокладчика, представителя комитета, о том, что может ведь всё что угодно чиновник заявить, что он, мол, и подарит и так далее, но ведь мы потом его накажем. Дело в том, что в этом законе как раз и предусматривается мера наказания, чтобы у чиновника любого, начиная с президента и заканчивая самым маленьким чиновником в регионе, даже мысли не возникало никогда о том, что такое можно заявить. Вы посмотрите, как в Соединенных Штатах, в других государствах защищают свой дом, просто даже частное владение! Вплоть до того, что ты вошел без разрешения - тебя можно там убить и ничего за это не будет. И я уверена, что в разных законах это всё подчеркивается. Мы с вами про свой дом, Россию, и то говорим: да не надо этого всего, у нас уже есть там где-то... Вот, пожалуйста, и Елена Григорьевна подтверждала сегодня, вот вам пример: пользуются до сих пор временным договором, и всё, и человек еще и президентом в другой стране был, нигде он ни за что не наказан и так далее. Поэтому я думаю, все, кто любит свою страну, думают: такой закон не помешает совершенно, не будет во вред другому законодательству, если даже эти нормы есть у нас и в Конституции, и в других законах. Надо это выделить, чтобы ни у кого никогда не возникало даже такой идеи! Спасибо. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Игнатович, одна минута. У нас сегодня очень большая повестка, а мы не прошли даже половины. Кондратенко включите микрофон. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Но вы по столько выступаете! Разве мы пройдем повестку сегодня? Начальник ругаться будет на меня. КОНДРАТЕНКО Н. И. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Мне кажется, разночтения у нас получаются еще и потому, что одни пытаются жить иллюзиями, что наша страна нормальная, в ней всё нормально происходит... Для нормальной страны - правильно, не нужен и этот проект закона, но мы с вами в ненормальной стране живем. Нарушив Конституцию, законы, оттяпали половину территорий, когда СССР развалился! А народ не хотел развала, отцы головы сложили за ту нефть, которая где-то и в Казахстане, и так далее. Другие народы не отдали бы просто так. Я буду говорить об интересах России и интересах русских и других коренных народов России. А мы с вами пошли на это, Шеварднадзе отдал шельф, лучший шельф за границу, и до сих пор не ратифицирован этот договор, а договор действует, поэтому... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Минута была, Николай Игнатович, извините, надо было уложиться. Илюхин Виктор Иванович, тоже одна минута. Всё равно же не будем его принимать, чего вести полемику? Большинство высказалось. ИЛЮХИН В. И., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Хорошая логика, Любовь Константиновна. Но я хотел бы сегодня... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Конституцию нарушать не будем. ИЛЮХИН В. И. Любовь Константиновна, но я хотел бы сказать, что я... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поближе к микрофону, не слышно. ИЛЮХИН В. И. ...сегодня не разделяю мнение своих коллег и, как специалист в области уголовного права, скажу, что... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вот прислушайтесь к Виктору Ивановичу. ИЛЮХИН В. И. ...редакция предложенной статьи просто неприемлема, она не вписывается в наше общее уголовное законодательство. Первый момент. Если говорить об отчуждении территории, если это отчуждение состоялось незаконно, то это уже, как говорится, государственная измена. Уголовная ответственность за такие деяния предусмотрена. Это первый момент. Второй момент. Что такое: руководитель субъекта или руководитель муниципального образования, даже не субъекта Федерации, а руководитель района, города отторг часть территории в пользу иностранного государства? Но ведь это смешно! Какое иностранное государство... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. На каком основании? На каком праве это основано? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. ИЛЮХИН В. И. Поэтому я хочу сказать: речь должна идти не просто о превышении служебных полномочий должностным лицом, а об ответственности за более тяжкое преступление. Другой вопрос, что вот наше-то уголовное законодательство в последнее время не применяется достаточно эффективно там, где необходимо. И если уж по большому счету, в свое время и действия Шеварднадзе я квалифицировал как государственную измену. Вот с учетом только этого, хотя понимаю, территориальная целостность незыблема и это должно быть свято, редакция абсолютно неприемлема. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Иванович, за профессиональный комментарий. Варенников Валентин Иванович. ВАРЕННИКОВ В. И., фракция "Родина". Уважаемые коллеги, в наше тяжелое время любые шаги, направленные на защиту интересов нашей страны и нашего народа, надо, конечно же, поддерживать. Законопроект, который внес товарищ Шишкарёв, конечно, защищает интересы нашего народа. Я предлагаю, несмотря на то что Любовь Константиновна сказала, что мы не будем его принимать, все-таки принять этот закон и проголосовать за. Всё. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Я просто это сказала не как председательствующий на заседании, а как юрист, который полностью согласен с Виктором Ивановичем и с мнением комитета, поэтому прошу здесь как бы политическую подоплеку не подводить под мое выступление. Коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу определиться голосованием. Мнение комитета - отклонить данный законопроект. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 30 мин. 09 сек.) Проголосовало за 86 чел.19,1% Проголосовало против 50 чел.11,1% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 136 чел. Не голосовало 314 чел.69,8% Результат: не принято Не принято, законопроект отклоняется.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3864 по 3870 из 5296
ЗАПОЛЕВ М. М., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. При голосовании по пункту 10 я голосовал за, машина указала, что я не голосовал. Прошу внести изменения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. В стенограмме это учитывается.