Заседание № 50
01.10.2004
Вопрос:
О проекте федерального закона № 197687-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" (в части уточнения статуса местных религиозных организаций).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1640 по 1931 из 2597
Пункт 10, о проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях". Закон подготовлен Законодательным Собранием Краснодарского края, и Законодательное Собрание Краснодарского края доверило представлять законопроект депутату Государственной Думы Галине Степановне Дорошенко. Пожалуйста. ДОРОШЕНКО Г. С., фракция "Единая Россия". Уважаемый председатель, уважаемые коллеги! Законопроект вносится по вопросу, являющемуся предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Разработка данного законопроекта депутатами Законодательного Собрания Краснодарского края связана со сложившейся ситуацией в Краснодарском крае и в целом по России - с нахлынувшей волной новых религиозных движений и течений. В страну устремились проповедники, представляющие интересы многих зарубежных религиозных организаций и центров. Так, например, в Краснодарском крае за последние пять лет количество зарегистрированных протестантских организаций выросло в два раза и достигло более двухсот двадцати, зарегистрировано одиннадцать приходов Римско-католической церкви. По данным управления паспортно-визовой службы Главного управления внутренних дел Краснодарского края, ежегодно в крае регистрируется более четырехсот иностранных миссионеров, не считая прибывающих на срок менее трех суток. Их навязчивая деятельность нередко приводит к нарушению прав и свобод граждан, определенных частью 3 статьи 17, частью 1 статьи 23 и статьей 28 Конституции Российской Федерации, а также нормами Международного пакта о гражданских и политических правах и Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Всё это создает предпосылки к появлению на Юге России очагов межконфессиональной напряженности. В то же время в федеральном законодательстве нет достаточного правового регулирования по вопросу осуществления религиозными объединениями миссионерской деятельности, нет определения самого понятия "миссионерская деятельность религиозных объединений", вследствие чего нет достаточных правовых оснований для осуществления контроля за миссионерской деятельностью религиозных объединений. Проект федерального закона "О внесении дополнения в главу III Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" направлен на упорядочение миссионерской деятельности религиозных объединений. В нем дается определение понятия "миссионерская деятельность" и устанавливается, что порядок осуществления миссионерской деятельности религиозным объединением на территории субъекта Российской Федерации определяется законодательством субъекта Российской Федерации. Данная новелла обусловлена имеющимися социально-экономическими и культурными различиями между субъектами Российской Федерации, особенностями их геополитического положения. К сожалению, законопроект не поддержан профильным комитетом, на него получены отрицательные заключения правительства и Правового управления. Тем не менее, уважаемые коллеги, я прошу вас внимательно отнестись к рассмотрению данного законопроекта и поддержать его. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Галина Степановна, присаживайтесь. Для содоклада слово предоставляется заместителю председателя Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергею Владимировичу Житинкину. С места, да? Пожалуйста. Включите микрофон. ЖИТИНКИН С. В., фракция "Единая Россия". Уважаемые депутаты, вашему вниманию предлагается проект федерального закона № 197687-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях", внесенный Законодательным Собранием Краснодарского края. Суть представленной законодательной инициативы состоит в том, чтобы дополнить Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" нормой, запрещающей навязывание религиозной литературы и убеждений против воли граждан, и рядом других поправок, регламентирующих дополнительный порядок регистрации религиозных организаций, чей вышестоящий руководящий орган находится за пределами Российской Федерации. По мнению комитета, предлагаемая законопроектом норма, запрещающая навязывание религиозной литературы и убеждений против воли граждан, представляется излишней, потому что формулировка "навязывание против воли" некорректна с юридической точки зрения и не используется в российском законодательстве. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, будут ли... ЖИТИНКИН С. В. Нет-нет, я еще не закончил. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы будете продолжать, Сергей Владимирович? Пожалуйста. ЖИТИНКИН С. В. Здесь два законопроекта просто, общая концепция. В тексте законопроекта миссионерская деятельность определяется как информационная и организационная деятельность религиозных объединений, проводимая в целях распространения веры на территории Российской Федерации среди лиц иной веры и неверующих. При этом предусматривается, что порядок осуществления миссионерской деятельности религиозным объединением будет регулироваться законодательством субъекта Российской Федерации. По мнению комитета, данное дополнение выглядит малореализуемым на практике, так как по Конституции Российской Федерации не только каждое религиозное объединение имеет право на распространение своего учения, но и любой гражданин волен вести пропаганду своих религиозных убеждений. Кроме того, регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина находятся в ведении Российской Федерации, и не могут быть переданы в ведение субъекта Федерации. Как следует из текста полученного заключения Правового управления, данный законопроект противоречит статьям 28 и 71 Конституции Российской Федерации. Также получено отрицательное заключение Правительства Российской Федерации. В заключении Правительства Российской Федерации сказано, что Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О свободе совести и о религиозных объединениях" уже установлены нормы, регулирующие деятельность религиозных объединений, в том числе в целях распространения веры. В связи с отрицательными заключениями Правового управления и Правительства Российской Федерации субъекту права законодательной инициативы было предложено отозвать законопроект, однако Законодательное Собрание Краснодарского края посчитало целесообразным его не отзывать. Хотел бы отметить, что действительно проблема существует, комитет обратил на это внимание. Мы благодарны коллегам, что они затронули эту тему. И могу сказать, что сегодня в Правительстве Российской Федерации готовятся системные поправки к законодательству, где эта проблема будет решена. Так что позиция комитета по данному законопроекту - отклонить в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, позиция комитета понятна. Есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Вопрос есть. Кибирев Борис Григорьевич, пожалуйста. КИБИРЕВ Б. Г., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Спасибо, Борис Вячеславович. У меня сперва вопрос: мы оба законопроекта сразу рассматриваем? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, только пункт 10 рассматриваем. КИБИРЕВ Б. Г. Только 10-й. Тогда я потом попрошу слово для выступления. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Нет вопросов? Пожалуйста, для выступления включите микрофон Кибиреву Борису Григорьевичу. КИБИРЕВ Б. Г. Спасибо. Уважаемые коллеги, любой законодательный акт порождается всегда конкретной ситуацией. И вот наших коллег из Законодательного Собрания Краснодарского края, как говорится, уже допекло. Юг России - там массовое перемещение народов сейчас. Я хочу довести до вашего сведения, что за последние десять лет механический прирост населения в Краснодарском крае - практически миллион. Очень много разных экзотических национальностей. Вспомним, что Краснодарский край - это практически приграничная зона, что он вызывает большой интерес различных политических и других сил из-за своих благоприятных природных условий. И идет влияние на эту территорию, на ее население в том числе через духовную сферу, то есть через навязывание своих религиозных убеждений. Россия, она многоконфессиональная страна - и православная, и иудаизм есть, ислам, буддизм - всё, что хочешь. Но зачем, например, Краснодарскому краю ваххабизм, который тоже пропагандируют? Кстати сказать, 30 июня Государственная Дума рассматривала очень похожий по сути законопроект, изменения в этот закон, но тогда, к большому сожалению, депутаты не нашли возможности его поддержать и этот законопроект был отклонен. Вот теперь краснодарские законодатели выходят с похожей инициативой. Мне кажется, что мы имеем полное основание этот закон поддержать, по той причине что здесь четко прослеживаются права и Российской Федерации в целом, которая устанавливает общие порядки, и субъекта, который имеет свои собственные особенности и, как говорится, благополучие своей территории, духовность защищает при помощи таких законов. Кстати сказать, уважаемый Сергей Владимирович Житинкин, выступая с содокладом, наглядно продемонстрировал ту формулу отношения правительства к таким законодательным инициативам, которую мы давно заметили и знаем, формулу, состоящую из трех частей: да, проблема существует и законодатели краснодарские правильно ее обозначают, но правительство сейчас готовит всеобъемлющий закон и в этом законе будут учтены, естественно, и предложения Краснодарского края. Я лично, например, такую формулу слышу уже много лет - я третий созыв в Думе, - она всегда повторяется. Уважаемые коллеги, нам надо как-то законодательно регулировать те процессы, которые происходят в духовной жизни россиян, в том числе в Краснодарском крае, регулировать их на законодательном уровне. Никто этим законом на конституционные права, на свободу совести и на другие ценности духовной жизни не покушается. Этот закон отражает и предлагает решение проблемы, которая есть, естественно, и в Краснодаре, и в Республике Адыгея, и на всем Северном Кавказе, и в целом в Российской Федерации. Фракция Компартии Российской Федерации внимательно проанализировала и содержание, и правовые основы этого законопроекта и поддерживает его. Мы проголосуем за. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли еще желающие выступить? Пожалуйста, Кондратенко Николай Игнатович. КОНДРАТЕНКО Н. И., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Меня больше волнует не то, что сегодня, как я понимаю, будет проголосовано против этой законодательной инициативы, меня волнует наша работа с нашими, так сказать, младшими братьями: когда низовое звено выступает с законодательной инициативой, мы просто здесь демонстрируем свое превосходство, делаем умозаключения, не вникая в содержание вопроса. Я понимаю, что Россия - огромная страна, но что-то же людей заставило выступить с этой инициативой, что-то жжет им пятки, какая-то проблема в стране назрела. Так надо выезжать и изучать ее там хотя бы одному-двум депутатам, собрать тех, кто выступил с инициативой, и разъяснить, можно это или нельзя. Это была бы деловая связь, это была бы связь между институтами власти в России. А просто так отметать, братцы, - а мы уже не раз это делали - мы когда-нибудь из купели выплеснем и ребенка. Борис Григорьевич здесь говорил о ваххабизме. Вроде бы тоже в рамках закона, а подрывная работа против России ведется по всем фронтам, в том числе и на религиозном фронте. Раздербанив КПРФ, сегодня с удвоенной силой берутся за православие. И я понимаю, что жало борьбы направлено против православия, рано или поздно весь огонь, весь удар всех грязных политиков, а прежде всего международного сионизма, будет направлен против православия, потому что испокон веков это была патриотическая сила, генератор патриотизма в России, объединяющий людей, начиная с Сергия Радонежского, с тех времен. Всё жало этих сект направлено против православия, а мы не хотим даже выехать изучить, что же заставило коллег встревожиться. Считаю, что эта метода предосудительна, ее надо немедленно прекращать, если мы действительно заботимся о России. Я буду голосовать за принятие данного проекта закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Попов Сергей Александрович. ПОПОВ С. АЛЕКСАНДРОВИЧ, председатель Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемый Николай Игнатович! Хотел бы в порядке информации для вас и для депутатов сообщить о системе работы в том числе и по данному законопроекту. Никто от проблемы не отмахивается, мало этого, еще полгода назад мы предложили нашим краснодарским коллегам отозвать данный законопроект и доработать его с учетом тех замечаний, которые у нас есть. Очевидным является то, что норма, которую они предлагают, - чтобы решать вопрос в законодательном плане только на уровне субъекта, - это прямое нарушение Конституции, Николай Игнатович. И поэтому я поддерживаю идею, но поддерживать нарушение конституционных норм - это, я думаю, со стороны депутатов было бы не очень корректно. Теперь что касается существа вопроса. Мы очень внимательно изучаем эти позиции. Мало того, мы провели консультации с представителями всех наших конфессий, в том числе с Русской православной церковью. И, прошу прощения, Николай Игнатович, как председатель межпарламентской ассамблеи православия (куда входит двадцать семь стран мира, чтобы вы знали), хочу вам сказать, что мы с деятелями Русской православной церкви специально обсуждали данную законодательную инициативу, они не поддерживают ее, так же как не поддерживают и другие конфессии, в той именно редакции закона, которую вы предлагаете. Поэтому, к сожалению, комитет предлагает данный законопроект отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Александрович, имеется в виду, что вы будете в комитете продолжать работать над этой темой, да? Включите, пожалуйста, Попову Сергею Александровичу микрофон еще раз. ПОПОВ С. АЛЕКСАНДРОВИЧ. Мы сейчас работаем над целым рядом поправок. Мы с вами только что приняли законопроект о земле, поправки в связи с выделением земельных участков для религиозных организаций, поэтому нам нужно будет привести в соответствие с этим действующее законодательство, например закон "О свободе совести...", и конкретно идет работа по нормативному описанию миссионерской деятельности. Но мы считаем, что это должны быть федеральные нормы и это должно регулироваться федеральным законом на федеральном уровне. Вот наша позиция. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Чуров Владимир Евгеньевич, пожалуйста. По карточке Чурова, да? ШАДАЕВ Д. Р., фракция ЛДПР. По карточке Чурова - Шадаев. Борис Вячеславович, я по ведению. Попросите, пожалуйста, техническую группу, чтобы они регулировали громкость звука, потому что, когда выступают коммунисты, в ушах звенит! Они и так кричали семьдесят лет и сейчас продолжают здесь, в палате, этим заниматься. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Зато слышно хорошо... Есть ли еще желающие выступить? Нет. Полномочный представитель правительства? Нет. Полномочный представитель президента? Нет. Есть ли необходимость выступить у представителя Законодательного Собрания Краснодарского края с заключительным словом? Нет. Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях". Прошу депутатов определиться голосованием. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 36 мин. 17 сек.) Проголосовало за 81 чел.18,0% Проголосовало против 20 чел.4,4% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 101 чел. Не голосовало 349 чел.77,6% Результат: не принято Не принимается.