Заседание № 217

22.03.2011
Вопрос:

О проекте федерального закона № 197557-5 "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" (о праве на получение государственной поддержки в части формирования средств пенсионных накоплений лицами, имеющими право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 6 и 13 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3492 по 3596 из 6337
Переходим к вопросу 24. Проект федерального закона "О внесении изменения в      
статью 13 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на            
накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования    
пенсионных накоплений". Докладывает депутат Государственной Думы Федот          
Семёнович Тумусов.                                                              
                                                                                
ТУМУСОВ Ф. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Уважаемые депутаты Государственной Думы, главной целью предлагаемого            
законопроекта является устранение несправедливости, которая заложена в          
механизме государственной поддержки формирования пенсионных накоплений для      
лиц, вышедших на пенсию в районах Крайнего Севера.                              
                                                                                
Но прежде чем изложить концепцию предлагаемого законопроекта, я хотел бы        
обратить ваше внимание на очень интересный факт. Буквально несколько дней       
назад Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев сказал о      
том, что он приглашает японцев, переживших страшнейшую со времён Второй         
мировой войны катастрофу, в малонаселённые районы Сибири и Дальнего Востока.    
Конечно, можно это рассматривать как приглашение вкладывать инвестиции в        
энергетику, добывающие отрасли, но можно и по-другому.                          
                                                                                
Мы все с вами понимаем, что страна постепенно скатывается в демографическую     
яму. Мы начинаем ощущать, а в ближайшее время будем остро чувствовать           
нехватку трудовых ресурсов. Материнский капитал и другие меры улучшения         
демографической ситуации дадут эффект только через двадцать лет, и поэтому      
стоит проблема активизации трудовых ресурсов лиц, выходящих на пенсию. В        
связи с этим мы с вами приняли закон "О дополнительных страховых взносах на     
накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования    
пенсионных накоплений". Это очень хороший, интересный закон, который            
экономически стимулирует трудовые ресурсы, - чтобы люди, которые вышли на       
пенсию, работали активно и дальше, при этом увеличивая накопительную часть      
своей пенсии. Если вы помните, этим законом определено, что если пенсионер      
вкладывает 1 рубль в накопительную часть своей пенсии, то государство           
вкладывает уже 4 рубля в накопительную часть его пенсии. Но в этом законе       
заложена, если можно так сказать, некоторая неточность. Там указано, что        
мужчины выходят на пенсию в шестьдесят лет, а женщины - в пятьдесят пять лет,   
но согласно закону "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" проработавшие    
пятнадцать - двадцать лет в районах Крайнего Севера и приравненных к ним        
местностях мужчины могут выходить на пенсию в пятьдесят пять лет, а женщины -   
в пятьдесят лет. И получается такой парадокс: если я проработал в районах       
Крайнего Севера и выхожу на пенсию, то уже не могу до шестидесяти лет           
вкладывать в накопительную часть пенсии, чтобы получать от государства этот     
дополнительный экономический стимул, то есть пять лет как бы получаю пенсию и   
только потом, в шестьдесят лет, начинаю вкладывать.                             
                                                                                
Данный законопроект направлен на то, чтобы исправить эту несправедливую, на     
мой взгляд, ситуацию. Некоторые члены российского правительства предлагают      
просто механически повысить пенсионный возраст. Мы же считаем, что это          
абсолютно несправедливо и неправильно. Нам надо усилить вот эту экономическую   
составляющую, то есть методы экономического стимулирования, активизации         
трудовых ресурсов. И поэтому, уважаемые коллеги, прошу поддержать               
предлагаемый законопроект.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь.                                  
                                                                                
Ильдар Нуруллович Габдрахманов делает содоклад от комитета.                     
                                                                                
ГАБДРАХМАНОВ И. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                    
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Я не буду пересказывать           
содержание законопроекта, только выскажу аргументы комитета, почему мы          
считаем, что в данном виде законопроект не следует поддерживать.                
                                                                                
Первое. В данном случае авторы законопроекта предлагают предоставить            
определённые преференции только ограниченному кругу лиц, имеющих право на       
досрочную пенсию. Поэтому если мы даже им предоставляем эту преференцию, то     
возникают вопросы с теми гражданами, которые также имеют право на досрочный     
выход на пенсию, но живут не в районах Крайнего Севера. В этом смысле           
произойдёт некое усиление социальной несправедливости уже между этими           
категориями.                                                                    
                                                                                
Второй аргумент заключается в том, что сегодня назначение досрочной пенсии      
для лиц, которые проживают и трудятся в районах Крайнего Севера, связано с      
тем, что они проживают и работают в таких климатических условиях, которые       
негативно влияют на их здоровье и продолжительность жизни, и поэтому если       
человек проработал определённое количество лет в таких экстремальных            
климатических условиях, то он по логике вещей не должен дальше продолжать       
работать, а должен находиться на пенсии.                                        
                                                                                
Ну и третий аргумент. Если даже мы приняли бы этот законопроект, то я вас       
уверяю, что 99 процентов не воспользовались бы этой нормой. Я объясню почему.   
Реальная практика показывает, что закон о софинансировании работает             
преимущественно для тех граждан, которые участвуют в софинансировании тысяча    
на тысячу. Когда мы принимали законопроект о софинансировании, средний размер   
пенсии действительно составлял около 4 тысяч рублей, и, соответственно, отказ   
от назначения трудовой пенсии в размере 4 тысяч рублей и получение              
софинансирования от государства в размере, по сути, 4 тысяч рублей в месяц -    
это ещё имело какой-то экономический смысл. Сегодня, когда средний размер       
пенсии достиг уже 8,5 тысячи рублей в месяц, а для тех, кто проживает в         
районах Крайнего Севера, эта величина существенно выше, надо понимать, что      
здравой логики в участии в программе софинансирования в соотношении 1 тысяча    
на 4 тысячи рублей уже нет. Поэтому я, к сожалению, могу констатировать, что    
данная законодательная инициатива имела бы смысл и экономический стимул, если   
бы размер софинансирования мы подняли, как минимум, к примеру, 1 тысяча на 9    
тысяч.                                                                          
                                                                                
Исходя из этих аргументов комитет не считает целесообразным поддерживать        
данную законодательную инициативу.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Задержитесь, я сейчас обращусь к залу: есть ли   
вопросы к докладчику и содокладчику? Нет вопросов. Присаживайтесь.              
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Также нет. Выносим данный вопрос на "час            
голосования".                                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5307 по 5326 из 6337
Пункт 24 порядка работы Государственной Думы. Ставится на голосование проект    
федерального закона "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "О    
дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и       
государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". Кто за данный    
законопроект? Прошу определиться голосованием.                                  
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 09 мин. 39 сек.)                 
Проголосовало за              133 чел.29,6 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    134 чел.                                          
Не голосовало                 316 чел.70,2 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.