Заседание № 214
17.01.2003
Вопрос:
О проекте федерального закона № 197501-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (о предоставлении права на получение двух пенсий лицам, подвергшимся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированным).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3420 по 3949 из 5127
Так, уважаемые коллеги, переходим к рассмотрению законопроектов первого чтения. Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Слово предоставляется депутату Государственной Думы Олегу Николаевичу Смолину. Пожалуйста, Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемая Любовь Константиновна! Позвольте мне злоупотребить положением - я на трибуне - и внести предложение после рассмотрения проекта закона еще раз вернуться к постановлению, которое набрало 224 голоса. Теперь позвольте по сути дела. Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается для принятия в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Проект внесен депутатами Смолиным, Грачёвым, Дмитриевой, Зиятдиновой, Плетнёвой, Скочем, Юревичем и другими. Как видите, это межфракционная инициатива, авторы законопроекта представляют Агропромышленную депутатскую группу, группу "Народный депутат", группу "Регионы России...", фракцию Компартии и независимых депутатов. Суть законопроекта очень проста. Он предусматривает право на получение двух пенсий лицам, подвергшимся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированным, которые являются инвалидами. Мы предлагаем установить для репрессированных граждан, ставших инвалидами, право получать и пенсию по старости, и пенсию по инвалидности. При этом размер пенсии по инвалидности должен составлять 150 процентов базовой части пенсии по старости для инвалидов, имеющих третью степень ограничения трудоспособности, 100 процентов базовой части трудовой пенсии по старости для инвалидов, имеющих вторую степень ограничения трудоспособности, и 50 процентов базовой части пенсии по старости для инвалидов, имеющих первую степень такого ограничения. Мы уверены, что это необходимо сделать для компенсации вреда здоровью и морального ущерба, которые были причинены этим гражданам политическими репрессиями. Закон непосредственно затрагивает интересы около двадцати семи тысяч граждан, а потенциально - примерно полмиллиона наших избирателей. На законопроект поступил 31 отзыв от законодательных органов власти субъектов Российской Федерации, 50 отзывов от высших органов исполнительной власти регионов. Из них против законопроекта высказались четыре законодательных органа власти и восемь органов исполнительной власти. Все остальные или прямо поддержали законопроект, или написали, что у них нет замечаний, или сделали определенные замечания, которые можно учесть при подготовке законопроекта ко второму чтению. Против законопроекта, к сожалению, высказались Правительство Российской Федерации и профильный Комитет по труду и социальной политике. Хочу привести их основные возражения и в свою очередь им возразить. Насколько можно понять, уважаемые коллеги, таких возражений три. Первое возражение. Нам говорят, что у репрессированных уже достаточно льгот и социальных гарантий. Но, обращаю ваше внимание, коллеги, в нашем законе речь идет только о тех репрессированных, которые стали инвалидами. Это не закон политический, это закон, я бы сказал, общегуманистического характера. Вот конкретный пример из жизни моего Омского региона. Лушникова Евдокия Васильевна, женщина - инвалид с третьей степенью ограничения способности к передвижению, говоря обычным языком, колясочница, стала инвалидом в результате репрессий. Существующая пенсия с дополнительными гарантиями никак не перекрывает дополнительные расходы на лекарства, на уход за инвалидом, на иные средства реабилитации, жить хоть сколько-нибудь нормально практически невозможно. И таких граждан у нас в России, к сожалению, тысячи и тысячи. Странно, коллеги, что Правительство в качестве льготы рассматривает включение в трудовой стаж, дающий право на назначение пенсии, времени пребывания репрессированных в местах лишения свободы. Всем известно, что репрессированные там работали и не по КЗоТу, а от зари до зари и в нечеловеческих условиях. Второе возражение заключается в том, что закон якобы ущемляет права других граждан, нуждающихся в социальной защите, например несовершеннолетних узников фашистских концлагерей. Уверен, уважаемые коллеги, что такой подход абсолютно неприемлем. Мы ничьих прав не ущемляем, мы просто ликвидируем часть существующей несправедливости. Было бы абсолютно правильным, если бы вслед за этим законом мы принимали законы по несовершеннолетним узникам фашизма, по инвалидам с детства по причине травмы или заболевания, полученных вследствие военных действий, по детям, ставшим сиротами из-за войны, по некоторым другим категориям. Нельзя, ссылаясь на одних обиженных, отказывать другим, надо просто ликвидировать несправедливость поэтапно. И третье традиционное возражение, уважаемые коллеги, - это, конечно, деньги. По нашим оценкам, закон стоит около 300 миллионов рублей в год. Правда, Правительство считает этот расчет заниженным. Но это весьма спорно. С тех пор, как закон был написан, прошло время. Репрессированные граждане относятся к числу пожилых людей, которые, к сожалению, практически ежегодно от нас уходят. Если законопроект будет принят, мы, конечно, готовы ко второму чтению изменить дату его введения в действие и ввести его с 2004 года, чтобы не трогать действующий федеральный бюджет. Уверен, уважаемые коллеги, что все бюджетные возможности для этого есть. Напомню вам, что превышение доходов над расходами в 2001 году составило 318 миллиардов рублей, по плану 2002 года составит 109, а фактически значительно больше, а в 2003 году - 72 миллиарда рублей. Почти все эти средства направляются либо на опережающую выплату внешних долгов, либо в резерв Правительства. В таких условиях говорить об отсутствии денег по крайней мере несерьезно. Думаю, уважаемые коллеги, принятие этого проекта закона в первом чтении было бы и актом гуманности, и актом справедливости. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Николаевич. Содоклад заместителя председателя Комитета по труду и социальной политике Эльвиры Леонидовны Ермаковой. Пожалуйста, Эльвира Леонидовна. ЕРМАКОВА Э. Л., фракция "Единство". Уважаемые коллеги, я вынуждена немножечко повториться и акцентировать ваше внимание на том, что Комитет по труду и социальной политике очень внимательно подошел к рассмотрению данного законопроекта. И здесь правильно в докладе было обозначено то, что у нас есть категория граждан, очень заслуженная категория граждан, по которой действительно Думой именно этого состава был принят законопроект, позволяющий в полном объеме этой категории граждан - инвалидам войны, вдовам погибших - получать две пенсии. И сейчас вот вносится законопроект, который начинает расширение круга вот этих лиц, которые пользуются данной льготой. В соответствии с законопроектом предлагается этим категориям граждан, которые уже перечислены автором законопроекта, устанавливать пенсию по инвалидности и трудовую пенсию по старости. Размер пенсии по инвалидности будет составлять 150, 100 или 50 процентов базовой части трудовой пенсии по старости, находясь в зависимости от степени ограничения способности к трудовой деятельности. Финансово-экономическое обоснование имеется. Действительно, дополнительно из федерального бюджета требуется не такое большое количество денег, оно составляет 370 миллионов рублей в год. На законопроект поступил 31 отзыв от законодательных органов и 59 отзывов пришло от высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации. Поддержали данный законопроект 22 законодательных и 25 исполнительных органов. Не имеют замечаний и предложений к законопроекту 4 законодательных органа и 13 исполнительных. Высказали свои замечания 1 законодательный орган и 13 исполнительных. Эти замечания в основном касаются ограничения круга лиц, которым будут предоставляться две пенсии; необходимости приведения формулировок статей законопроекта в соответствие с положениями закона "О реабилитации жертв политических репрессий"; изменения срока введения закона в связи с тем, как докладчик сказал, что бюджет на 2003 год уже принят. То, что высказывали законодательные органы против, в основном совпадает с тем, что в своем заключении изложил и Комитет по труду и социальной политике. Из чего мы исходили, предлагая вам отклонить данный законопроект? Во-первых, он действительно повлечет ущемление прав граждан других категорий, например тех же несовершеннолетних узников фашистских концлагерей. Ну и также исходили из того, что у нас есть категория граждан, которые вообще льготами не пользуются, а были и участниками войны, и прошли через все неприятные моменты истории нашей страны. Это репрессированные. Действующее законодательство уже предусматривает ряд льгот для них. Исходя из всего этого, Комитет по труду и социальной политике рекомендует Государственной Думе отклонить данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Эльвира Леонидовна. Уважаемые коллеги, у кого есть вопросы к докладчику и содокладчику? Запишитесь, пожалуйста, на вопросы. Так, Лабейкин, пожалуйста, ваш вопрос. ЛАБЕЙКИН А. А., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. У нас все-таки плановый законодательный процесс, и я бы хотел и докладчику, и содокладчику, и Правительству задать вопрос. А все-таки скажите, Правительство, Пенсионный фонд в плановом порядке планируют ли, то есть когда, в каких размерах, в какие годы, рассмотреть вопрос (ведь проблемы эти есть) о том, чтобы этой категории, равно как и несовершеннолетним узникам, труженикам тыла, увеличить пенсию, платить двойную пенсию, или не планируют? Или мы каждый год всё будем говорить: нет средств, в бюджете Пенсионного фонда не предусмотрено. Вот это меня очень интересует. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. К кому вопрос, Александр Алексеевич? ЛАБЕЙКИН А. А. И к докладчику, и к содокладчику. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Пожалуйста, Олегу Николаевичу Смолину включите микрофон. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемая Любовь Константиновна, уважаемый Александр Алексеевич! К сожалению, я не могу ответить на вопрос о планах Правительства. Я только могу сказать, что эти проблемы мы неоднократно пытались решать, практически во всех созывах парламента, в которых мне приходилось работать. Я тоже думаю, что очень правильно было бы, если бы мы имели четкий план законодательной работы и четкую позицию Правительства - будем или не будем, и если будем, то когда. Повторю только еще раз. К сожалению, все категории, которые перечислил Александр Алексеевич, и все, которые я перечислил, - это те люди, которых, как это ни грустно, становится всё меньше и меньше. И говорить о том, что мы на них будем затрачивать огромные бюджетные средства, - это несерьезно. Я хочу поддержать спрашивающего в том смысле, что нужен такой план. А есть ли он - ответить не могу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Эльвира Леонидовна Ермакова. На месте включите, пожалуйста, микрофон. ЕРМАКОВА Э. Л. Уважаемые коллеги, я считаю, что нельзя, если у нас живы хотя бы один инвалид Великой Отечественной войны, вдова участника Великой Отечественной войны, уравнивать ни с кем эту категорию граждан. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопрос Плетнёвой Тамары Васильевны. ПЛЕТНЁВА Т. В. Вопрос к Эльвире Леонидовне. В своем докладе вы сказали, что единственный аргумент, который якобы подвиг ваш комитет к тому, чтобы отклонить данный законопроект, - это то, что расширяется круг лиц. Не проще ли было бы (не рассматривали вы этот вопрос?) постепенно ежегодно, наоборот, этот круг лиц расширять, а не просто без аргументов поступать так: лучше давайте, чтобы не было прецедента, и этим не давать. Не рассматривали ли вы такой вариант? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Эльвира Леонидовна, пожалуйста. ЕРМАКОВА Э. Л. Уважаемые коллеги, я уже сказала, что у нас есть особая категория лиц, которой нужно отдавать дань уважения. В этом году у нас 60-летие Победы. И вот именно в этот год приравнивать других граждан... Я не против того, что эти люди тоже заслуживают каких-то льгот, особого какого-то внимания. Но почему всё сводится к тому, чтобы сделать так, как у инвалида войны, сделать так, как у вдовы погибшего? Ну нельзя равнять эти лица! Придумайте, авторы законопроекта, какие-то другие льготы - и давайте будем их рассматривать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Никитчук Иван Игнатьевич. НИКИТЧУК И. И., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Олег Николаевич, уважаемый Олег Николаевич, я вам вопрос хочу задать. В принципе основная масса репрессированных - в 1936-1937 годы. Простая арифметика показывает, что сегодня этим людям где-то 90, под 100 лет. У меня вопрос: за кого мы ратуем сегодня? Сколько же таких людей, кто подпадает под эти законы? И потом вы сказали, что там нечеловеческие условия. Что же это за такие нечеловеческие условия были, которые позволяют дожить до 90 и почти до 100 лет? Вот это мне непонятно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Олег Николаевич Смолин. СМОЛИН О. Н. Уважаемый Иван Игнатьевич, мы действительно рассчитываем в основном на людей пожилых. Это первое. Поэтому под закон подпадают примерно 27 тысяч человек, о чем я уже говорил в своем выступлении. Теперь что касается нечеловеческих условий. Ни для кого не секрет, что наши деды и прадеды - это особое поколение, которое пережило войны и революции и имеет исключительный запас генетических сил. Дай Бог нам с вами в других условиях дожить до такого возраста. А что касается того, в каких условиях люди жили и работали, я думаю, тут обсуждать нечего. Лагерные условия никогда ни в одной стране не были хорошими. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Свечников, ваш вопрос. Нет депутата Свечникова? Спасибо, коллеги. Кто хотел бы выступить по данному законопроекту? Пожалуйста, Попов Сергей Алексеевич. Двое только у нас, я вижу, - Алтухов и Попов. ПОПОВ С. А. Уважаемые депутаты, в прошлом году мы с вами приняли Уголовно-процессуальный кодекс, в котором (это одна из его наиболее сильных сторон) указано, что граждане, против которых даже просто возбуждено уголовное дело, имеют право на реабилитацию, в том числе на возмещение морального вреда. В данном случае в законопроекте говорится о лицах, уже реабилитированных. Вопрос о том, что эти граждане претерпели моральный вред, хотя, может быть, в те годы такого, может быть, понятия в нашем законодательстве не было, - он несомненен. И поэтому наша с вами задача - тем или иным образом его компенсировать. Я полагаю, что основная цель законопроекта как раз и состоит в том, чтобы компенсировать физический и моральный вред, который понесли эти люди. Это концепция законопроекта. Именно поэтому фракция "ЯБЛОКО" предлагает его принять. Вопрос о том, как это сделать более достойным образом, может быть, каким-то другим образом, чтобы не смешивать с понятием "ветеран войны", - это вопрос второго чтения, решение которого будет выражено в поправках. Поэтому фракция "ЯБЛОКО" предлагает проголосовать за этот проект: поддержать тех людей, которые официально признаны реабилитированными. А детали мы уточним потом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Алтухов Василий Петрович. АЛТУХОВ В. П., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Я бы хотел обратиться к коллегам. Вот то, что мы сегодня обсуждаем, - это результат нашей деятельности, потому что мы не один год уже ставили вопрос о том, что минимальная пенсия и оплата труда должны быть не ниже прожиточного уровня. Если бы это мы сделали год или два назад, то сегодня не было бы, наверное, тех надуманных законов, о которых Эльвира Леонидовна говорит, что мы их придумываем, чтобы вытащить еще какую-то категорию людей на вторую пенсию. Я не согласен с заключением Эльвиры Леонидовны. Мы должны здесь поддержать всё наше население и не выдумывать, а решить вопрос об увеличении минимальной пенсии до прожиточного уровня. Пока этого не будет, нам придется придумывать законы по отдельным категориям граждан, для того чтобы их поддержать. Я прошу коллег поддержать законопроект, который представил Смолин Олег Николаевич. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, депутат Лабейкин. ЛАБЕЙКИН А. А. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Я бы хотел предостеречь, чтобы мы не спекулировали на инвалидах Великой Отечественной войны. Здесь всё понятно, здесь всё определено, здесь всё ясно, к этому не надо возвращаться. И не надо другие категории подтягивать, сравнивать. Мы рассматриваем совершенно другие категории. Я всегда призывал и хочу еще раз призвать. У нас есть Правительство, у нас есть государственный Пенсионный фонд, у нас есть Министерство труда и социального развития. Все-таки надо выстроить приоритеты. У нас есть временной период, у нас есть бюджет Пенсионного фонда. Мы можем определять вместе с Пенсионным фондом, когда, кому, куда добавлять или что-то еще делать. Мы ведь приняли хорошее решение (инициаторами были питерцы) - о том, чтобы блокадникам дать вторую пенсию, заслуженно, небольшое количество... Дали накануне их праздника, Президент поддержал. Всё понятно, хорошее дело сделали. Но давайте и дальше постепенно делать вот эти хорошие дела. Пусть это будет в плановом порядке. Если мы сегодня отвергаем этот закон, то мы должны сказать, когда сможем к нему вернуться, когда будем иметь финансовые возможности, когда вернемся к малолетним узникам, когда вернемся к труженикам тыла. Они ведь каждый день к нам приходят! Всё это понятно. Мы должны им сказать: сегодня нет, но, может, в 2005, 2007, 2010-м. Вот о чем идет речь. Но когда общество не информировано, что мы можем иметь дальше: пенсионная реформа, накопительная система, деньги начинают работать, наращиваются другие деньги... Что мы можем иметь - вот о чем идет речь. Поэтому сегодня, говоря просто "нет", мы говорим о своей беспомощности, мы говорим о том, что мы смотрим в рот Пенсионному фонду, мы говорим, что нами руководят, мы говорим о том, что мы не имеем самостоятельного слова. Вот о чем идет речь. Поэтому, голосуя сегодня за закон, мы голосуем за справедливость, за принципы, за подходы, за последовательность, за то, что мы должны владеть и управлять ситуацией. Мы не возражаем против того, чтобы делать это вместе с Правительством, с Пенсионным фондом, но сделать это надо прозрачным, явным. И мы готовы выступать вместе с Пенсионным фондом и со всеми теми, кто отрицает необходимость этого закона, но сказать: это будет через год, через два, через три, через пять лет. Вот о чем идет речь. Поэтому в политическом плане надо поддержать этот закон, равно как и другие категории, которые каждый день к нам ходят, но мы им должны сказать: подождите, это будет через три, через четыре года, через пять лет. Вот о чем идет речь. Поэтому прошу поддержать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Плетнёва Тамара Васильевна. Включите микрофон Плетнёвой Тамаре Васильевне. ПЛЕТНЁВА Т. В. Уважаемые коллеги, несмотря на то что этот закон не политический, касается он в основном инвалидов - жертв репрессий, я хочу вас немножечко вернуть в политику - всех тех, кто сегодня называет себя демократами, и тех, кто сегодня за этот закон, кстати, не собирается голосовать. Когда общество вели к развалу, к развалу Советского Союза, вот тогда в основном всех недовольных, обиженных собирали под свои знамена, флаги, обещали им все блага. Я почему об этом сегодня напоминаю? Это как раз та категория людей, которая была как бы обижена, сегодня ждет вот этих всех вознаграждений, обещанных им в начале 90-х годов. Это те инвалиды, которые стали такими не только в силу того, что они уже слишком старые, а потому, что они здоровье свое потеряли именно как жертвы репрессий. Поэтому я просила бы вас поддержать этот закон, несмотря на то, что левые, как ни странно, голосуют за, а правые в это время, которые обещали своим людям, голосуют против. Проголосуйте, пожалуйста, за этот закон, это будет справедливо, потому что, посмотрите, если он должен выбрать, пенсия по инвалидности мизерная и пенсия трудовая тоже мизерная. На что же ему лекарства-то покупать, этому человеку-инвалиду? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, желающих выступить больше нет. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Надо записываться, хотя бы "по ведению" кнопочку нажать. Юшенков Сергей Николаевич. Как "так"? Вот так. ЮШЕНКОВ С. Н. Записи не было. Не было записи. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, пожалуйста. "По ведению" можно кнопочку нажать. ЮШЕНКОВ С. Н. Спасибо, Любовь Константиновна, спасибо. Другим-то не надо было записываться, просто подняли руки. Уважаемые депутаты, я думаю, тот факт, что этот законопроект разработали и внесли в Государственную Думу в том числе и представители левых фракций, свидетельствует о многом. Это свидетельствует и об их личном мужестве, и о том, что они внесли этот закон в соответствии с высокими нравственными образцами. Думаю, судя по тому, что все депутаты левых фракций поддерживают этот законопроект, это действительно уже свидетельство по крайней мере косвенного осуждения той практики политических репрессий, которая осуществлялась в 30-е годы Коммунистической партией. Я думаю, что это делает честь левым фракциям. И я призываю всех депутатов проголосовать за этот законопроект, потому что наше государство в большом долгу перед теми, против кого были применены политические репрессии. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, от Правительства по данному законопроекту выступит Галина Васильевна Паршенцева. Пожалуйста, Галина Васильевна. Включите, пожалуйста, микрофон в ложе Правительства. ПАРШЕНЦЕВА Г. В., статс-секретарь - заместитель министра труда и социального развития Российской Федерации. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Я бы хотела еще раз напомнить вам об отзыве Правительства. И мне хочется сказать, что нецелесообразно сегодня принимать закон, который вы рассматриваете, и предоставлять данной категории граждан право на две пенсии. Как известно, по ранее действующему пенсионному законодательству данная категория никогда не рассматривалась в качестве особой категории пенсионеров, которым положено две пенсии. Но вы знаете (хочу вам напомнить), что размеры этих пенсий подлежали дополнительному увеличению. И в настоящее время по новому пенсионному законодательству это увеличение дополнительное сохранено. Действующее законодательство содержит определенные льготы пенсионного обеспечения необоснованно репрессированных граждан и впоследствии реабилитированных. Так, напомню вам, согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 11 федерального закона, который здесь же принимался, в Государственной Думе, в декабре 2001 года, в страховой стаж наравне с периодами работы засчитывается период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, в том числе и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы либо ссылки. В соответствии со статьей 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при конвертации пенсионных прав застрахованных лиц учитывается повышение (я еще раз повторяю) на 50 процентов минимального размера пенсии по старости. Вот сегодня говорилось о том, что нет никаких льгот этим лицам. Напоминаю вам: кроме того, лицам, необоснованно репрессированным по политическим мотивам и впоследствии реабилитированным, по Закону "О реабилитации жертв политических репрессий" предоставлены социальные льготы материально-бытового характера, а также выплачивается денежная компенсация. Дальнейшее рассмотрение льгот указанным гражданам в рамках пенсионного законодательства представляется нецелесообразным. И хотелось бы напомнить о том, о чем говорила и Эльвира Леонидовна: проблема компенсации вреда здоровью и морального вреда, нанесенного гражданам вследствие репрессий, должна рассматриваться в рамках других актов - Закона "О реабилитации жертв политических репрессий" и постановления Правительства "О порядке выплаты денежных компенсаций и предоставлении льгот лицам, реабилитированным в соответствии с Законом РСФСР "О реабилитации жертв политических репрессий". И я бы хотела остановиться (одну секунду) на финансово-экономическом обосновании. Разработчики говорят, что потребуется 370 миллионов рублей ежегодно. Я полагаю, что эти цифры, наверное, неверно подсчитаны, поскольку если будет назначаться две пенсии и каждому практически реабилитированному гражданину будет устанавливаться пенсия по инвалидности, то эта сумма будет гораздо выше. Еще раз прошу внимание обратить на те факты, о которых я сказала, подумать над этим проектом закона и все-таки отклонить. А что касается того, что мы сегодня, как сказал уважаемый депутат Алтухов, должны приближать размеры пенсий к прожиточному минимуму, мы, Правительство и Государственная Дума, совместно работаем над этой проблемой. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Галина Васильевна. Представитель Президента будет по этому вопросу выступать? Не будет. Пожалуйста, для заключительного слова включите микрофон депутату Смолину. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемая Любовь Константиновна! Я постараюсь быть кратким и только отреагировать на ход обсуждения. Первое. Уважаемый Сергей Николаевич, как беспартийный человек, я вам хочу сказать, что не компартия репрессировала людей, а репрессировал людей существовавший политический режим. И между прочим, среди членов компартии процент репрессированных наверняка был выше, чем среди беспартийных. Второе. Уважаемая Эльвира Леонидовна, мы не уравниваем репрессированных с инвалидами войны. Посмотрите внимательно законопроект. Инвалид войны имеет 250 процентов, мы предлагаем 150 процентов по третьей степени ограничения трудоспособности. И мы готовы с вами работать над проектом ко второму чтению. А самое главное, уважаемые коллеги, мне кажется, совершенно неверны представления, будто, когда мы даем какие-то социальные гарантии одной категории людей, мы ущемляем права другой. Быть того не может. Права ущемляет не помощь, а отсутствие помощи. Это какая-то вывернутая наизнанку логика. Вот когда мы вводили 13-процентный налог для всех, начиная от сельского учителя и заканчивая олигархом, вот тогда мы ущемляли права граждан, потому что нам не стало хватать денег потом на социальные программы. А этот закон ничьих прав не ущемляет, уважаемые коллеги. И последнее, что я хочу сказать, касается финансово-экономического обоснования. Повторяю, речь идет о людях пожилых. Каждый год они от нас уходят. Поэтому, пока мы примем закон, наш расчет может оказаться даже завышенным, а не заниженным. Я предлагаю вам всем, уважаемые коллеги, поддержать этот законопроект. Повторяю, он имеет гуманитарный характер и является справедливым. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Николаевич. Эльвира Леонидовна Ермакова. ЕРМАКОВА Э. Л. Дополнений нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, на голосование ставится проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Кто за то, чтобы принять законопроект в первом чтении? Прошу проголосовать. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 05 мин. 53 сек.) Проголосовало за 138 чел. 30,7% Проголосовало против 2 чел. 0,4% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 140 чел. Не голосовало 310 чел. 68,9% Результат: не принято Не принимается.