Заседание № 129
23.11.2005
Вопрос:
О проекте федерального закона № 197450-4 "О внесении дополнения в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (об особенностях организации местного самоуправления в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4049 по 4182 из 5437
Коллеги, пункт 19. Проект федерального закона "О внесении дополнения в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Мурманская областная Дума доверила Игорю Константиновичу Чернышенко доложить свою инициативу. Пожалуйста, Игорь Константинович. ЧЕРНЫШЕНКО И. К., фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Мурманская областная Дума, как субъект права законодательной инициативы, предлагает внести дополнения в федеральный закон номер 131. Суть законопроекта очень простая, она изложена в одном пункте: в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях предоставить право субъекту Российской Федерации наделять муниципальное образование, в границах которого находится один город и два-три маленьких населенных пункта, статусом единого городского округа. Появление этого законопроекта очень понятно. Как исторически осваивался Крайний Север в советское время? Обнаруживали полезные ископаемые - строили комбинат или завод, вокруг него город, и рядом дислоцировались две-три воинские части, которые обеспечивали безопасность функционирования промышленных объектов, с маленькими населенными пунктами. В годы советской власти устройство Мурманской области и многих северных регионов предполагало создание города Мончегорска с подведомственной территорией, города Кировска с подведомственной территорией. В ходе реорганизации местного самоуправления, связанной с 131-м законом, субъект Российской Федерации попробовал определить такой городской округ, как город Мончегорск с подведомственной территорией. Прокуратура признала его не соответствующим действующему законодательству и предложила это изменить. Какая коллизия возникает в этом случае? Ну, город Мончегорск - самый понятный пример. Пятьдесят тысяч населения плюс три небольших населенных пункта по полторы тысячи человек, даже меньше, вокруг города бывшие воинские части. Сейчас предполагается создать в городе Мончегорске городской совет, районный совет, районные советы в двух этих населенных пунктах. При этом невозможно соблюсти норму 131-го федерального закона о том, что от одного населенного пункта должно быть не более двух пятых в составе районного совета. Вот эта коллизия вызвала необходимость появления этого законопроекта, предлагается его принять. В заключении Правового управления замечаний нет. В заключении Комитета по вопросам местного самоуправления говорится, что надо дать устояться 131-му закону и, может быть, потом какие-то особые нормы по северным территориям вносить. Есть решение Верховного Суда, который по аналогичной ситуации в Калининграде принял решение, что пока по своим полномочиям субъект Российской Федерации имеет право определять структуру местного самоуправления, - аналогичная норма. Я доложил точку зрения Мурманской областной Думы. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад по данному закону Александра Викторовича Сарычева. Пожалуйста, Александр Викторович. САРЫЧЕВ А. В. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! В связи с данным предложением необходимо отметить, что порядок формирования территорий муниципальных образований относится к общим принципам организации местного самоуправления. Следовательно, такой порядок должен быть единым на всей территории Российской Федерации. Также важно обратить внимание на то, что особая организация местного самоуправления предусматривается федеральным законом только для ограниченных территорий с особым статусом - это ЗАТО, города федерального значения, приграничные территории. По мнению комитета, распространение особого порядка организации местного самоуправления на значительную территорию Российской Федерации переведет допускаемые федеральным законом исключения в категорию общепринятых, что повлечет за собой искажение концепции проводимой муниципальной реформы. Работа по установлению границ муниципальных образований в соответствии с требованием Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления..." в настоящее время закончена. Этот процесс не сразу был завершен: Государственная Дума дважды уточняла положение федерального закона, касающееся территориальной организации местного самоуправления. Изменение правил игры с учетом того, что границы муниципалитетов уже установлены, не будет способствовать стабильной работе вновь сформированных органов местного самоуправления. Хотелось бы отметить также то, что понятие "районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности" используется в социальном законодательстве для целей предоставления гарантий и компенсаций гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях. Механическое использование этого понятия применительно к принципу территориальной организации местного самоуправления представляется недопустимым. С учетом изложенного, комитет принял решение не поддерживать принятие внесенного Мурманской областной Думой проекта и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Викторович. Есть ли вопросы? Один вопрос у Виктора Ивановича Илюхина. Пожалуйста, Виктор Иванович. ИЛЮХИН В. И. Александр Викторович, все-таки Мурманская область у нас действительно имеет свой статус, имеет свое положение. Вот действующее законодательство позволяет нам решить проблему мурманчан? Действительно, в одном городе - три-четыре муниципальных образования. Наверное, запутаются они и в вопросах территориальных отношений, и в коммунальных вопросах - трубах и так далее. Так позволяет или нет? Если не позволяет, надо тогда им помогать все-таки, законодательно хотя бы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Викторович. САРЫЧЕВ А. В. Спасибо за вопрос. Действительно, у нас в некоторых субъектах Федерации возникают такие ситуации, и мы это обсуждали в комитете с представителем из Мурманска и решили, что действительно надо помочь найти выход из этой ситуации. У нас есть пример по Дагестану. Вы прекрасно помните, что мы нашли выход, сделав соответствующие корректировки в законе. Решение было найдено. Поэтому здесь в индивидуальном порядке придется поработать, что мы и сделаем. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросов нет? Нет. Присаживайтесь. Желающие выступить есть? Представители правительства и президента? Не желают. Коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Мнение комитета - отклонить. Прошу определиться голосованием. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 57 мин. 17 сек.) Проголосовало за 16 чел.3,6% Проголосовало против 15 чел.3,3% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 32 чел. Не голосовало 418 чел.92,9% Результат: не принято Не принято.