Заседание № 180
О проекте федерального закона № 197376-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части законодательного регулирования отношений по найму жилых помещений жилищного фонда социального использования" (принят в первом чтении 22 марта 2013 года с наименованием "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части законодательного регулирования отношений по некоммерческому найму жилых помещений").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
37-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части законодательного регулирования отношений по найму жилых помещений жилищного фонда социального использования". Галина Петровна Хованская, пожалуйста. ХОВАНСКАЯ Г. П., председатель Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Сегодня вашему вниманию представляется очень серьёзный документ - новация в жилищном законодательстве. Законопроект претерпел серьёзнейшие изменения ко второму чтению, стал более ёмким, более системным. Предлагается две таблицы поправок. В таблице поправок № 1 тридцать одна поправка, рекомендованная к принятию. Единственное, о чём хочу попросить, - поддержать эту таблицу за исключением поправок 3, 9, 11 и 27. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли ещё замечания по таблице поправок № 1? Нет. Тогда выносится на голосование таблица поправок № 1, за исключением поправок 3, 9, 11 и 27. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 47 мин. 26 сек.) Проголосовало за 291 чел.64,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 292 чел. Не голосовало 158 чел.35,1 % Результат: принято Принимается. Галина Петровна, пожалуйста. Поправка 3. Или вы все сразу будете обосновывать, Галина Петровна? ХОВАНСКАЯ Г. П. Я прошу, коллеги, дать мне немножко больше времени. Если позволите, я постараюсь дать комментарии по всем четырём поправкам, потому что здесь концептуальные изменения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Галина Петровна. ХОВАНСКАЯ Г. П. Спасибо. Уважаемые коллеги, первоначальной концепцией законопроекта предполагалось, что все квартиры в доме, построенном с некоммерческой целью - для обеспечения жильём семей с невысоким уровнем дохода, предоставляются очередникам, то есть все квартиры в этом доме - принадлежит одному собственнику и по одному виду договора - по договору найма. К великому сожалению, на одном из последних заседаний комитета, когда уже завершили свою деятельность все наши рабочие группы, прошло решение о том, что 50 процентов этого жилья можно предоставлять на коммерческих условиях гражданам, которые не нуждаются в улучшении жилищных условий. Это изменение концептуальное, и я с большим сожалением об этом сегодня вам докладываю. В связи с этим я предлагаю вот эти поправки не поддерживать. Перспектива какая? Обойти норму о 50 процентах можно элементарно: штраф для застройщика смешной - 100 тысяч рублей, и он заплатит, и весь дом станет коммерческим. Это первое. И второе, самое главное: подумайте, какую мы решаем задачу - обеспечить жильём очередников или как можно быстрее вернуть деньги застройщика? Есть другие способы компенсировать застройщику его расходы: есть налоговые льготы, по которым мы с вами будем принимать законопроект в сентябре, есть земельные льготы, прямое субсидирование и так далее, то есть существуют другие источники, и не нужно вот эти дома опять строить под коммерческое жильё. Мы хотели сделать красивую модель: один собственник - один вид договора. Вспомните наши дома-"ёжики", где конфликт интересов зашкаливает, - повторяю: зашкаливает! - потому что там живут и наниматели, и нищие собственники приватизированных квартир, и граждане, купившие это жильё на рынке. И дело не в том, что будет - лицензирование или саморегулирование, а в том, что изначально заложен конфликт интересов жильцов таких домов: никогда их жители не договорятся, потому что у них разные возможности и разные требования к услугам управляющей компании. Если мы сейчас думаем только о застройщиках, а не об очередниках, если мы сейчас думаем о том, как бы быстрее отдать им деньги, а не о том, кто и как потом 50-70 лет будет управлять этими домами, то можно, конечно, эти поправки поддержать, но я не скрываю, что, в случае если эти поправки будут поддержаны, осенью я снова внесу те изменения, о которых я сейчас говорю и которые сейчас содержатся в таблице отклонённых поправок... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ещё нужно время, Галина Петровна? Добавьте время: даётся обоснование по четырём поправкам. ХОВАНСКАЯ Г. П. Уважаемые коллеги, обратите внимание, дом строится полтора года, потом в нём живут семьдесят лет, иногда сто лет, - поверьте мне, если у нас опять будут дома-"ёжики", управлять такими домами будет сложно, потому что никогда богатые не поймут бедных и даже людей со средним достатком, понимаете? Именно поэтому я вас убедительно прошу всё-таки не принимать, не поддерживать эти поправки. Всё. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Галина Петровна. Ставлю на голосование поправку 3 из таблицы принятых поправок. Галина Петровна дала обоснование, почему она предлагает не принимать эту поправку. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 51 мин. 50 сек.) Проголосовало за 238 чел.52,9 % Проголосовало против 120 чел.26,7 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 359 чел. Не голосовало 91 чел.20,2 % Результат: принято Поправка принята. Ставлю на голосование поправку 9. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 52 мин. 14 сек.) Проголосовало за 237 чел.52,7 % Проголосовало против 126 чел.28,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 365 чел. Не голосовало 85 чел.18,9 % Результат: принято Принимается поправка. Поправка 11. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 52 мин. 36 сек.) Проголосовало за 239 чел.53,1 % Проголосовало против 129 чел.28,7 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 368 чел. Не голосовало 82 чел.18,2 % Результат: принято Поправка принимается. И поправка 27. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 52 мин. 58 сек.) Проголосовало за 238 чел.52,9 % Проголосовало против 132 чел.29,3 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 370 чел. Не голосовало 80 чел.17,8 % Результат: принято Поправка принимается. Таким образом, таблица поправок № 1 полностью рассмотрена. Переходим к рассмотрению таблицы поправок № 2. У вас есть комментарии по ней, Галина Петровна? ХОВАНСКАЯ Г. П. Уважаемые коллеги, вам предлагается таблица поправок, которые комитетом рекомендуются к отклонению, в ней сорок восемь поправок. Я не буду выносить на отдельное голосование мои поправки: это утратило смысл, потому что вы согласились с тем, что застройщики для нас важнее, чем очередники. Прошу поставить на голосование. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли замечания по таблице поправок № 2? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 53 мин. 57 сек.) Проголосовало за 238 чел.52,9 % Проголосовало против 50 чел.11,1 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 288 чел. Не голосовало 162 чел.36,0 % Результат: принято Таблица принимается. Выносим законопроект на "час голосования". Галина Петровна, пожалуйста. ХОВАНСКАЯ Г. П. Спасибо. Есть предложение принять законопроект и в третьем чтении, потому что в такой редакции он прошёл юридико-техническую и лингвистическую экспертизы. Прошу принять в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
37-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части законодательного регулирования отношений по найму жилых помещений жилищного фонда социального использования", ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 22 мин. 10 сек.) Проголосовало за 291 чел.64,7 % Проголосовало против 6 чел.1,3 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 297 чел. Не голосовало 153 чел.34,0 % Результат: принято Принят во втором чтении. Есть желающие выступить по мотивам? Галина Петровна Хованская, пожалуйста. ХОВАНСКАЯ Г. П. Спасибо. Уважаемые коллеги, мы принимаем очень важный документ. Это новация в нашем жилищном законодательстве, и эта новация даёт шанс гражданам, десяткам миллионов наших граждан, которые в 2005 году потеряли надежду на помощь государства в улучшении жилищных условий: их не признают малоимущими, и они не могут встать на учёт на получение социального жилья по договору социального найма, - сейчас такая возможность у них появится. К великому сожалению, мы сделали две ошибки, поддержав сегодня поправки. Мы воссоздаём конфликт интересов, потому что разрешаем 50 процентов жилья в этих домах отдать под коммерческие цели, и это первая ошибка, и очень серьёзная. Мы строим жильё полтора-два года, а живём в домах пятьдесят - семьдесят, а то и сто лет, и эта ошибка аукнется нам в дальнейшем. И вторая ошибка состоит в том, что мы уполовинили надежду, так сказать. Если в доме некоммерческого назначения сто квартир и приходят сто очередников, то как можно сказать им: нет, 50 процентов мы отдаём под коммерцию?! Таким образом, мы сегодня вот эту надежду, скажем так, уполовинили, и на самом деле в этой бочке мёда появилась ложка дёгтя. Я предлагаю вам серьёзно подумать и осенью вернуться к этой теме, чтобы исправить ошибку, потому что смехотворный штраф, который предусматривается взимать за нарушение нормы 50 на 50, приведёт к тому, что 100 процентов этих квартир могут стать коммерческими, - сама идея себя исчерпает! Уважаемые коллеги, ещё раз прошу очень серьёзно подумать и осенью, когда мы приступим к рассмотрению налогового законодательства и к внесению изменений в Жилищный кодекс, поддержать нас, с тем чтобы всё-таки не распределять жильё в этих домах вот таким варварским способом, тем более что люди девять лет ждали появления этого вида жилищного фонда. Мы будем поддерживать законопроект в целом. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование проект федерального закона в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 25 мин. 15 сек.) Проголосовало за 289 чел.64,2 % Проголосовало против 63 чел.14,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 352 чел. Не голосовало 98 чел.21,8 % Результат: принято Принимается.
Заседание № 179
О проекте федерального закона № 197376-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части законодательного регулирования отношений по найму жилых помещений жилищного фонда социального использования" (принят в первом чтении 22 марта 2013 года с наименованием "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части законодательного регулирования отношений по некоммерческому найму жилых помещений").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
НИКОЛАЕВА Е. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, просьба комитета 11-й вопрос повестки дня перенести на пятницу, на 4 июля. Это законопроект второго чтения.
Елена Леонидовна Николаева предлагает перенести 11-й вопрос на 4-е число. Нет возражений?
Заседание № 87
О проекте федерального закона № 197376-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части законодательного регулирования отношений по некоммерческому найму жилых помещений".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Нами на фиксированное время поставлен 31-й вопрос повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части законодательного регулирования отношений по некоммерческому найму жилых помещений", первое чтение. Докладывает Галина Петровна Хованская. ХОВАНСКАЯ Г. П., председатель Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые депутаты, сегодня мы будем рассматривать один из законопроектов, который, пожалуй, может изменить судьбу многих граждан Российской Федерации - по моим оценкам, это где-то 40 процентов населения Российской Федерации, - которые после принятия Жилищного кодекса и после 1 марта 2005 года оказались вне зоны правового регулирования. То есть их не принимают на учёт для получения социального жилья, хотя по метражу либо вследствие непригодности своего жилья они проходят, но по установленным органами местного самоуправления критериям они не попадают в категорию малоимущих: их доходы чуть-чуть превышают установленную планку. Что им предлагает законодательство? Только рынок - рынок, где снять жильё, как мы знаем, стоит не просто дорого, а очень дорого, особенно если речь идёт о крупных региональных центрах, я уже не говорю про Москву и Санкт-Петербург. К великому сожалению, для того чтобы осознать возникшую проблему, понадобилось семь лет. Я в 2005 году делала первую попытку ввести в законодательство понятие жилищного фонда некоммерческого использования. Процесс немножко сдвинулся с мёртвой точки, когда Президент Российской Федерации где-то лет пять назад сказал, что да, идея интересная, но нужно продумать вопросы финансирования и создания этого жилищного фонда, и наконец в 2012 году появился вполне конкретный указ № 600 от 7 мая 2012 года, где было уже дано поручение разработать все вопросы по введению у нас института некоммерческого найма жилья. Это иногда не очень корректно называют арендным фондом, но это не столь важно, хотя аренда у нас для юридических лиц, а граждане у нас являются нанимателями жилого помещения, так что речь идёт о найме, некоммерческом найме жилья. Вот введя этот вид жилищного фонда, если мы с вами поддержим эту идею, эту концепцию, - сегодня мы обсуждаем концепцию, потому что уже понятно, что документ будет дорабатываться, я об этом скажу позже - мы решим проблему кого? Это работники бюджетной сферы, муниципальные служащие, это молодые семьи, которые сейчас вынуждены, для того чтобы самостоятельно жить, растить детей, снимать жильё по совершенно безумным ценам на рынке, мы им даём шанс. Они требуют этого от меня уже, по-моему, шестой или седьмой год: где же ваше некоммерческое жильё? Да, здесь не будет льгот, этот жилищный фонд не будет нагрузкой для бюджета местного или бюджета субъекта Федерации в процессе эксплуатации, но тем не менее плата будет подъёмной для такой категории граждан. Мне задают вопрос: сколько конкретно нужно будет платить? На этот вопрос ответ может быть следующий: в каждом регионе будет свой коэффициент, например, в Москве это может быть в два-три раза дешевле, чем на рынке, а во Владимирской, Костромской и Архангельской областях может быть на 20-30 процентов, но всё-таки дешевле. И вот у этой категории граждан в принципе появляется шанс: если они захотят стать собственниками, они это жильё в собственность смогут приобрести, накопив. Сейчас они отдают большую часть, львиную долю своего семейного дохода, чтобы жить в нормальных, человеческих условиях, воспитывать детей. Заинтересованы во введении этого вида некоммерческого жилищного фонда также и руководители предприятий, как строящихся, так и развивающихся. Сейчас нет такой формы, и они очень просят: ну введите, тогда мы с удовольствием привлечём к себе граждан для работы на длительный срок, а он может быть три года, может быть пять лет - договор заключается, как правило, от трёх лет и более, так что очень много заинтересованных в создании такого фонда. Жизнь подсказала, и уже в Москве появились так называемые бездоходные дома. Что это такое? Это как раз и есть некоммерческое жильё. Но, к великому сожалению, в законодательстве сейчас нет такого вида фонда. Мне говорят: это может быть жильё в коммерческом фонде без извлечения прибыли. Ну, такого не бывает, потому что коммерческое жильё - оно в первую очередь для извлечения прибыли, это норма Гражданского кодекса. Жизнь диктует, есть потребность в создании этого вида жилищного фонда. Сегодня мы только закладываем первый кирпичик в здание этого института, и нам придётся вносить изменения в Земельный кодекс, в Гражданский кодекс, в Налоговый кодекс, в Градостроительный кодекс, для того чтобы это заработало. Мало ввести поправки в жилищное законодательство, определить этот договор, описать все условия, нужно создать условия ещё и застройщику, для того чтобы ему было интересно строить это жильё. Расчёты показывают разные цифры в зависимости от того, будет принимать участие в этом процессе бюджет или не будет принимать участие. Я очень надеюсь, что коллеги, которые работают в бюджетном комитете, в комитетах по финансовому рынку, по экономической политике, включатся активно в эту работу и помогут в создании вот этого законопроекта о внесении изменений в комплекс законов. Как вы поняли, договор социального найма - слева, справа - рынок, то есть договор, который работает в коммерческом фонде, поэтому договор некоммерческого найма занимает промежуточную нишу. Нам часто говорят, что мы дублируем нормы Гражданского кодекса или что мы дублируем нормы договора социального найма, - да, потому что есть признаки и того, и другого договора, и я хотела бы, чтобы вы это тоже поняли. Но отличие от договора социального найма в том, что договор социального найма у нас бессрочный, а здесь договор заключается на срок; по договору социального найма жилое помещение можно приватизировать, а это жилое помещение не подлежит приватизации; по договору социального найма плата за наём символическая, а здесь платёж, в общем-то, должен компенсировать расходы по текущей эксплуатации и по будущему капитальному ремонту - вот отличия уже конкретные. От коммерческого фонда отличие тоже очевидное: там нет административных каких-то усмотрений, там нет очерёдности - там цену устанавливает рынок, а вот здесь всё-таки мы должны понять, что главная наша цель - это решение жилищной проблемы для так называемого среднего класса, главная наша цель - не извлечение прибыли. Более того, говорят, что на социальное жильё колоссальная очередь. Да, огромная очередь на социальное жильё, но огромный процент очередников встали на учёт до 1 марта 2005 года и стоят в этой очереди по двадцать - тридцать лет, так вот мы им дадим шанс, если введём ко второму чтению преимущество для этой категории, - первоочередное право. Если они хотят в нормальных условиях воспитывать своих детей и тянут эту не очень сильную нагрузку, - ради бога, пусть они уходят из социальной очереди, и тогда в ней останутся действительно только малоимущие граждане. Я хочу, чтобы вы это тоже поняли: это инструмент, для того чтобы убрать из огромнейшей социальной очереди большой процент очередников, которые выросли за двадцать лет в этой очереди и имеют возможность оплатить не очень тяжёлые, в общем-то, расходы. Мы предполагаем, что на первом этапе этот жилищный фонд будет либо в государственной собственности субъекта - теоретически он может быть и в федеральной собственности, - либо в собственности муниципалитета. В перспективе, если мы определим договорные отношения с некоммерческими организациями, как это делается в европейских странах, можно будет прописать и наличие этого фонда у некоммерческих организаций. Вы знаете, это не наше ноу-хау, Западная Европа именно так живёт, в таком режиме. Пример Франции, пожалуйста: жильё для бедных - это аналог нашего социального жилья, жильё для людей, для семей с невысоким уровнем дохода - это наш некоммерческий наём. Так что ничего нового мы тут не изобретаем, но нам, безусловно, очень сложно вводить этот институт, учитывая нашу специфику. Есть сложные моменты, которые надо обсуждать, и я вас приглашаю всех к обсуждению. Вот мы предлагаем, чтобы наёмные дома имели одного собственника, учитывая печальный опыт управления домом, в котором есть и социальное жильё, и купленное по рыночной цене, и приватизированное жильё, и вот таким "ёжиком" надо управлять - вы представляете, что это такое?! Этот конфликт интересов изначально был заложен процессом приватизации, потому что приватизировались отдельные квартиры, не весь дом приватизировался. Проще ситуация всё-таки в домах жилищно-строительных кооперативов, особенно если там честные председатели ЖСК, - совершенно по-другому люди там живут и дома отличаются, но это спорная позиция, потому что нам говорят: надо же целый дом построить, чтобы в едином правовом режиме он управлялся, чтобы там все были заселены по договорам некоммерческого найма, давайте на первом этапе - отдельные жилые помещения. Ну, это тема для обсуждения. Это я вам уже сейчас докладываю то, что обсуждалось вчера на заседании рабочей группы, которое прошло, я считаю, очень эффективно, и я благодарю тех, кто принял участие в работе этой группы. Также спорный вопрос - новая классификация. Честно говоря, соавторов у меня много, но даже у меня самой неоднозначная позиция, и мы готовы пожертвовать этой классификацией, оставить её в более таком разумном варианте, включив туда только жилищный фонд некоммерческого использования и убрав индивидуальный фонд, включение которого, конечно, не выдерживает никакой критики. Ещё одна спорная точка, которая вызывает много разговоров, - это порядок установления платы за это жилое помещение. Давайте обсуждать. Вот первая попытка ввести в законодательство понятие некоммерческого фонда окончилась неудачей, потому что там было единственное замечание ГПУ: не установили верхний порог. Ну, нижний, я уже сказала, - это если не признали человека малоимущим, если чуть-чуть больше у него доход. Давайте тоже подумаем, как установить этот верхний порог, идеи есть. Что касается отличия от коммерческого фонда, здесь административный момент есть - всё-таки в первую очередь мы будем предоставлять это жильё тем, кто нуждается, в первую очередь будем решать социальную проблему. Часто задают вопрос: вот человек решился на некоммерческий наём, его сняли с очереди, он вселился, а что будет, если он потеряет работу? Скажу сразу, если вы читали проект закона, то знаете, что там предусмотрена в принципе выплата субсидий, то есть на улицу человека не погонят, так что административный момент присутствует уже и в этой части, то есть не выселят такого человека на улицу. Ну о чём ещё сказать? Мы предусматриваем регистрацию договоров найма на срок более года. Эта норма, в общем-то, очень серьёзно дисциплинирует и тоже подлежит обсуждению, но мне кажется, что в принципе это неплохая норма - по установлению регистрации договоров на срок более года. Уважаемые коллеги, я вас приглашаю к сотрудничеству, потому что мы сегодня не рядовой законопроект обсуждаем, а законопроект, который имеет значение для десятков миллионов наших граждан. И так как это комплексный документ должен быть - я уже сказала, что как минимум ещё четыре комитета должны быть привлечены к сотрудничеству в этой сфере, - я вас приглашаю к работе. Спасибо большое за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Галина Петровна, присаживайтесь. Есть ли у депутатов вопросы? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Наталья Рэмовна Петухова. ПЕТУХОВА Н. Р., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемая Галина Петровна, понятно, что затраты на строительство таких некоммерческих домов должны быть небольшими, иначе арендная плата будет очень высокой и те, для кого эти дома предназначены, не смогут её потянуть. Если удерживать низкую арендную плату, то во всех регионах страны выстроятся большие очереди и это уже будет аналог социального найма: как вы сказали, по двадцать - тридцать лет люди стоят в очереди. Если строить больше, тогда придётся осваивать новые земли, строить инфраструктуру, что повлечёт за собой удорожание строительства и, соответственно, увеличение арендной платы. Скажите, пожалуйста, как совместить все интересы - и нанимателей, и строителей, и государства? Вы уже сказали несколько слов об этом, но, пожалуйста, расскажите подробнее, чтобы эта хорошая идея не превратилась в профанацию. ХОВАНСКАЯ Г. П. Спасибо за вопрос. Это хороший вопрос, который как раз обсуждается очень активно. В начале своего выступления я сказала, что недостаточно только внесения изменений в жилищное законодательство, в Жилищный кодекс. Мы предполагаем, что уже во втором чтении будут внесены поправки в Земельный кодекс, поскольку совершенно очевидно, что земельный участок не должен идти на аукцион, - это снимет где-то от 10 до 15 процентов от стоимости. В налоговое законодательство мы тоже будем предлагать поправки - по оценкам экспертов, это от 5 до 7 процентов, в зависимости от скупости или доброжелательности Минфина. Я депутатов из Комитета по бюджету и налогам тоже призываю к тому, чтобы конструктивно работать в этой сфере. Дальше уже идёт прямое софинансирование из бюджета - оно действительно составляет до 40 процентов, обеспечивает вообще очень разумные ставки платежей за некоммерческое жильё. Однако надеяться на то, что муниципалитеты найдут у себя деньги ещё до того, как будет введён единый налог на недвижимость, не представляется возможным - конечно, должна быть помощь и федерального бюджета, и бюджета субъекта Федерации в регионах, которые не относятся к дотационным. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Виталий Сергеевич Золочевский. ЗОЛОЧЕВСКИЙ В. С., фракция ЛДПР. Уважаемая Галина Петровна, фракция ЛДПР поддерживает этот законопроект. Вопрос мой следующий. Я хотел бы уточнить на примере упомянутой вами Владимирской области, да и в других областях наверняка тоже есть такие случаи: в городе Владимире дом 48 на улице Чайковского стоит на балансе Министерства обороны, непосредственно им распоряжалась воинская часть, которая уже расформирована, и сейчас люди живут в этом доме, как говорится, на птичьих правах, потому что у них нет никаких документов, нет договора социального найма, то есть воинская часть, к которой они были прикреплены, больше не существует и они живут в этом доме без документов. Может ли данный законопроект чисто теоретически решить такой вопрос? ХОВАНСКАЯ Г. П. Вопрос понятен. По существующему законодательству, вообще говоря, эти граждане живут на условиях социального найма - об этом неоднократно говорил Верховный Суд - даже независимо от того, принят дом муниципалитетом в собственность или нет, Министерства обороны это собственность либо субъекта Федерации какого-то. Более того, эти граждане имеют право на приватизацию: как вы знаете, мы продлили этот процесс ещё на два года. Так что пока это люди, живущие на условиях социального найма, но в принципе я не исключаю возможности переговоров. Если они согласятся жить там на условиях некоммерческого найма... но думаю, пока не согласятся, нет, не согласятся. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Игорьевич Афонский. АФОНСКИЙ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Галина Петровна, это на самом деле важнейший законопроект, очень важный. Мы вот осенью с Комитетом по вопросам собственности посещали федеральную землю Берлин, где более 50 процентов граждан живут именно по такому принципу - пользуются некоммерческим наймом жилых помещений. Призываю вас, если будет возможность, перенять опыт коллег из Германии, потому что там эта программа действительно работает, и работает достаточно эффективно. Ну а по финансированию вы уже ответили на вопрос, который был ранее задан. ХОВАНСКАЯ Г. П. Спасибо за вопрос. Так вот, что касается опыта Франции и Германии, там такие дома находятся в одном правовом режиме, о чём я уже говорила, у них один собственник - муниципалитет. Вообще, разница по странам, статистика следующая: либо 90 процентов в собственности государственной и муниципальной и 10 процентов у некоммерческих организаций, либо обратная пропорция. Но я считаю, что в России пока нужно ограничиться государственной и муниципальной собственностью, а дальше уже прорабатывать вопросы передачи собственности некоммерческим организациям. За границей эта тема отработана великолепно, но нам нужно учитывать нашу специфику. Вот видите, уже идут замечания: почему в одном правовом режиме? Да потому как раз - руководствуясь европейским опытом и нашим печальным опытом по управлению "домами-ёжиками". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Галина Петровна, присаживайтесь. Кто из депутатов хотел бы выступить? Запишитесь тогда, пожалуйста. Включите режим записи. Покажите список. Елена Леонидовна Николаева, пожалуйста. Микрофон включите, пожалуйста. НИКОЛАЕВА Е. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, уважаемый Сергей Евгеньевич! На самом деле сегодня исторический день для нашего комитета, потому что действительно законопроект, который сейчас мы рассматриваем, обсуждался очень серьёзно и давно, проводились парламентские слушания, и был достигнут тот самый удивительный консенсус межфракционный, который показывает желание решить давнюю глобальную, серьёзную проблему для нашей страны - речь идёт о решении жилищной проблемы для населения с низким уровнем доходов. Многочисленные исследования жилищных условий показали, что доля неудовлетворённых жилищными условиями в Российской Федерации колеблется в диапазоне от 50 до 60 процентов. Например, по данным фонда РЖС, для 36 процентов семей жилищная проблема стоит достаточно остро и требует решения в ближайшие три года, при этом только 27 процентов семей могут сегодня приобрести жильё, в том числе с помощью ипотечного кредита. В связи с этим социальную значимость данного законопроекта сложно переоценить. Необходимо сократить очередь на социальное жильё, о чём уже говорила Галина Петровна, и мы прекрасно понимаем, что необходимо решать вопросы, когда люди не могут купить жильё, но нуждаются в улучшении жилищных условий. Данный законопроект как раз открывает такую возможность. Развитие механизма арендного жилья, предлагаемое законопроектом, помогает решить проблему нехватки жилых помещений. В настоящее время арендный сектор составляет порядка 25 процентов, причём основную часть составляют жилые помещения, которые сдаются в наём гражданами, при этом доходы, полученные ими от сдачи в наём жилых помещений, не декларируются и не облагаются налогом. Таким образом, помимо социальной задачи решается и экономическая: формируются правила игры на рынке, который до сих пор является чёрным. По оценкам фонда "Институт экономики города", выход из тени лишь 10 процентов рынка арендного жилья даст бюджету дополнительно порядка 8 миллиардов рублей налоговых поступлений. Обратите внимание, одновременно с принятием этого закона мы также предполагаем внести ряд предложений, которые серьёзнейшим образом легализуют арендные взаимоотношения, защитят интересы арендодателей и арендаторов и при этом создадут определённые льготы при условии выхода из тени. Принятие закона позволит создать легальный рынок найма жилья, увеличить объёмы жилищного строительства за счёт строительства арендных домов как частными застройщиками, так и по государственному и муниципальному заказу, снять остроту проблемы очереди на жильё, снизить уровень социальной напряжённости в обществе, связанный с отсутствием перспектив улучшения жилищных условий у значительной группы населения, создать условия для обеспечения притока рабочей силы в экономически эффективные отрасли и регионы за счёт трудовой миграции, сформировать условия для более качественного управления арендным многоквартирным фондом одним собственником всех квартир, о чём также говорила Галина Петровна. При предоставлении квартир в наём гражданам со средними доходами строительство арендных многоквартирных жилых домов коммерческого использования является экономически оправданным и выгодным. На сегодняшний день уже запущены пилотные проекты по строительству домов некоммерческого арендного жилья государственного и муниципального жилищного фонда. Такие программы реализуются в Калужской, Ульяновской... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ещё четыре минуты добавьте. НИКОЛАЕВА Е. Л. Я выступаю от фракции, простите, я скоро закончу. ...в Новосибирской, Самарской областях и в Пермском крае. В Новосибирской области реализуется эксперимент по строительству арендного жилья по схеме государственно-частного партнёрства. Совершенствование нормативной базы в соответствии с требованием времени является первостепенной задачей - мы даём возможность выйти из тени в том числе и этим проектам. Коллеги, обсуждаемый проект федерального закона - это первый шаг к выполнению подпункта "д" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильём и повышению качества жилищно-коммунальных услуг". Под обсуждаемым законопроектом подписались депутаты всех четырёх фракций, представленных в Государственной Думе. Безусловно, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" проголосует за принятие данного законопроекта, и надеюсь, что большинство коллег поддержит меня. Действительно, нам предстоит ещё очень большая работа, которую мы уже начали сейчас, в плане доработки данного закона и создания целого пула предложений по совершенствованию Земельного кодекса, Градостроительного кодекса, Гражданского кодекса и, что особенно важно, Налогового кодекса, потому что без соответствующих стимулов - коллеги правильно задавали об этом вопросы - данный некоммерческий фонд, к сожалению, возможно, не появится. Мы сегодня делаем только первый большой шаг, но нам предстоит огромная работа. Я предлагаю данный законопроект поддержать и проголосовать за него в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Елена Леонидовна. Александр Юрьевич, вы будете выступать? Нет. Галина Петровна? Нет. Спасибо. Выносим на "час голосования".
31-й вопрос. В первом чтении голосуется проект федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части законодательного регулирования отношений по некоммерческому найму жилых помещений". Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 43 мин. 22 сек.) Проголосовало за 449 чел.99,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 449 чел. Не голосовало 1 чел.0,2 % Результат: принято Принят в первом чтении.