Заседание № 77
16.11.2017
Вопрос:
О проекте федерального закона № 197156-7 "О детях войны" (внесён депутатами Государственной Думы Г. А. Зюгановым, В. И. Кашиным, Д. Г. Новиковым, А. А. Пономарёвым, Н. В. Арефьевым, Ю. В. Афониным, Н. Н. Ивановым, Н. В. Коломейцевым, Т. В. Плетнёвой, К. К. Тайсаевым, А. Ю. Русских, В. С. Шурчановым, В. Н. Блоцким).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5823 по 6745 из 8187
У нас на фиксированное время поставлены два альтернативных законопроекта, рассматриваемые в первом чтении. Один из них - это приоритетный проект из повестки фракции КПРФ, пункт 35.1, проект федерального закона "О детях войны". И пункт 35.2, проект федерального закона "О статусе детей Великой Отечественной войны". По первому законопроекту, пункт 35.1, доклад сделает Коломейцев Николай Васильевич, содоклад - Владимир Иванович Мельник. А по второму законопроекту, пункт 35.2, с докладом выступит Нилов Ярослав Евгеньевич. Второй законопроект внесён Собранием депутатов Ненецкого автономного округа, и субъект права законодательной инициативы поручил Нилову Ярославу Евгеньевичу сделать доклад, если я правильно понимаю. Так, Ярослав Евгеньевич? Содоклад также Владимира Ивановича Мельника, поэтому Владимир Иванович сделает содоклад сразу по двум вопросам. Итак, о проекте федерального закона "О детях войны", пункт 35.1, доклад Коломейцева Николая Васильевича. Пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Мы в пятый раз вносим этот проект закона - почему? Вы вдумайтесь: Германия - побеждённая страна, выплатила контрибуцию странам, выплатила компенсации всем бывшим узникам концлагерей. Причём даже наши либералы поживились на выплатах, которые осуществлялись как раз нашим гражданам, бывшим в концлагерях, - вы помните скандалы с отдельными фондами, которые, вместо того чтобы старикам отдавать, пытались делать или делали бизнес на этом! Кроме этого, я вам напомню, численность категории лиц, которым мы предлагаем придать статус и предоставить определённые льготы, составляет 11 миллионов 365 тысяч граждан, по данным Министерства труда и социальной защиты. Они, к сожалению, из-за того что была война, не имели детства, не имели юности, потому что вынуждены были со своими израненными родителями возрождать страну после тяжелейшей войны. Это люди, на плечи которых легла главная нагрузка по возрождению страны и по её становлению как сверхдержавы. Несчастье этих людей заключается в том, что перестройка, перестрелка, оптимизация, реформация привели к тому, что в лихие 90-е годы многие архивы пенсионных служб и предприятий были или затоплены, или подожжены, или выброшены, а в результате они не по своей вине не смогли в пенсионные службы представить нужные документы. И теперь у нас более 2 миллионов человек не получают ни одной социальной выплаты из числа тех выплат, которые получают их сверстники, и имеют минимальную пенсию! Вы понимаете, я уверен, что вы, как и Виктор Ефимович Дерябкин, который в бытность председателем Заксобрания Ростовской области создавал специальную комиссию, и ваши коллеги из фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" принимали обращения в Государственную Думу, правильно считая, что это, вообще, ответственность не субъекта. Ну скажите, как же у нас выполняется Конституция, если в 16 субъектах законы о детях войны приняты, в 23 субъектах, по-моему, приняты частично - без льгот, просто статус определён, а в подавляющем большинстве субъектов вообще этого нет?! В чём виноваты дети войны в этих субъектах? Причём зачастую как раз за счёт налогов этих людей, их усилиями создавался газопромышленный комплекс, создавались промышленные предприятия, и сегодня, получается, на исходе жизни эта самая обездоленная часть наших граждан, с моей точки зрения, скоро станет самой заслуженной. Почему? В силу возраста ветераны войны уйдут, а если мы хотим сохранять связь поколений и историческую память, то, наверное, вот эти люди - следующие, кто после ветеранов Великой Отечественной войны в состоянии передать, что было, как было, ну, может быть, с неким налётом своих детских воспоминаний. И отвергая аргумент, что у нас якобы нет денежных мандатов, я вам напомню, что вы в этом зале совсем недавно разрешили попавшим под санкции очень состоятельным людям - даже три года назад - возврат налога на добавленную стоимость. Я вам напомню, что сегодня преференции крупному бизнесу составляют 9,2 триллиона рублей. Я вам напомню, что мы с вами бюджет считали с учётом цены на нефть 40 долларов за баррель, а сегодня она составляет 55 долларов за баррель. Я вам напомню, что мы с вами почти полгода назад 1 триллион отправили в американские ценные бумаги, в другие фонды. Ну где же наша совесть, если мы своим гражданам, которые сегодня бедствуют, не хотим помочь, а дяде Сэму помогаем, несмотря на то что он нас со всех сторон окружил и из всех стволов идеологического и другого оружия палит, уничтожает?! Мы считаем, что будет правильно принять закон, которым будут даны хотя бы минимальные гарантии. Прежде всего, предлагается установить федеральную выплату в размере 1 тысячи рублей. Если льгот несколько, надо дать право людям, имеющим статус "дети войны", получать наибольшую выплату - даже не две, а хотя бы ту, которая является наибольшей. Надо дать право на бесплатный проезд в рамках субъекта Федерации на водном, автомобильном и железнодорожном транспорте - по нашим расчётам, субъектам Российской Федерации это обойдётся в 18,8 миллиарда рублей. Это при том, что мы с вами уже порядка 600 электричек только за последние шесть лет позволили отменить и у нас в значительной части субъектов Российской Федерации практически не осталось внутрирегионального транспорта. Нам всё рассказывали, что частный сектор будет возить, но, поскольку нет отложенного спроса, многие предприятия обанкротились, и сегодня люди верхом на палочке добираются или на попутных машинах. Кроме того, я хотел бы вам напомнить, что, к сожалению, цены только на предметы первой необходимости, по данным статистики, за последние пять лет увеличились на 49 процентов, и в данной ситуации, мне кажется, мы с вами просто обязаны откликаться и решать проблемы самого заслуженного и самого обездоленного в настоящий момент поколения наших граждан. На этом я доклад закончу, прошу вас всё-таки задуматься, перед тем как голосовать, и рекомендую встречаться с гражданами, потому что те, кто встречается, прекрасно знают, что первый вопрос сегодня... вот приходишь на приём - примерно треть детей войны. Кстати говоря, они первыми оплачивают услуги ЖКХ, они первыми, даже в ущерб себе, платят все налоги, а мы им не хотим даже чуточку помочь. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Об альтернативном законопроекте под пунктом 35.2 - о проекте федерального закона "О статусе детей Великой Отечественной войны" - доклад Нилова Ярослава Евгеньевича. НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! По просьбе парламента Ненецкого автономного округа я докладываю о данной законодательной инициативе, которая была внесена этим органом законодательной власти. С учётом того что в Нарьян-Маре сейчас проходит сессия, их представитель прибыть сюда не смог, но из уважения к округу я с удовольствием откликнулся на их просьбу и делаю доклад. Ненецкий автономный округ довольно большой по территории и небольшой по численности населения, но в Великой Отечественной войне жители округа принимали самое непосредственное участие: были сформированы оленетранспортные батальоны, они подвозили боеприпасы, оружие, перевозили раненых. Таким образом, вопрос, который здесь обсуждается, актуален для Ненецкого автономного округа, как и для всей страны. Действительно, на встречах регулярно этот вопрос поднимается представителями старшего поколения. Суть предлагаемой инициативы сводится к тому, чтобы на федеральном уровне зафиксировать статус этой категории граждан и к этой категории отнести всех, кто родился в период с 22 июня 1928 года по 9 мая 1945 года, за исключением тех, кто в этот период отбывал наказание в местах лишения свободы. Законопроектом не предполагается какой-либо набор социальных гарантий на федеральном уровне. Всё это во избежание дополнительных финансовых затрат из федерального бюджета передаётся на региональный уровень. В России порядка 25 субъектов на региональном уровне уже такой статус определили, в случае принятия законодательной инициативы парламента Ненецкого автономного округа этот статус будет зафиксирован на федеральном уровне, а набор социальных гарантий, то есть прав и мер поддержки, будет устанавливаться местными, региональными законами. Вот суть инициативы, которая была внесена Собранием депутатов Ненецкого автономного округа. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ярослав Евгеньевич. Содоклад по законопроектам под пунктами 35.1 и 35.2 - Владимир Иванович Мельник от Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов. Пожалуйста. МЕЛЬНИК В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов самым тщательным образом рассмотрел два законопроекта о детях войны. Докладчики очень подробно изложили суть законопроектов. Оба законопроекта предлагают установить статус детей войны на федеральном уровне. Что ещё объединяет эти законопроекты? То, что статус детей войны предлагается давать тем, кто родился: в первом случае - с 22 июня 1928 года по 4 сентября 1945 года, а во втором - с 22 июня 1928 года по 9 мая 1945 года. Это то, что объединяет эти законопроекты. Уважаемые коллеги, комитет отмечает, что в Российской Федерации сложилась и существует определённая система мер поддержки различных категорий граждан. В наибольшей степени на федеральном уровне государство поддерживает инвалидов и участников Великой Отечественной войны, что связано с их огромным вкладом в дело защиты нашей Родины. Авторами предлагается поднять статус детей войны на федеральный уровень, в частности установить им ежемесячную денежную выплату в размере 1 тысячи рублей за счёт средств федерального бюджета, а также иные меры социальной поддержки, перечисленные в законопроекте, за счёт средств субъектов Российской Федерации. Комитет отмечает, что на сегодняшний день наиболее многочисленная категория ветеранов Великой Отечественной войны - это труженики тыла. Они получают поддержку, в том числе и ежемесячную выплату из бюджетов субъектов Российской Федерации, соответственно, дети войны не могут быть поставлены по статусу на уровень выше, чем труженики тыла, иначе это приведёт не только к деформации существующей системы социальной поддержки, но и к непониманию со стороны других, не менее заслуженных групп населения. Если сегодня труженикам тыла все меры социальной поддержки предоставляются за счёт субъектов Российской Федерации, то, по мнению комитета, и детям войны они должны предоставляться из тех же источников. В настоящее время органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют все полномочия для предоставления гражданам дополнительных мер социальной поддержки, не предусмотренных федеральным законодательством. Для детей войны это уже сделано в 29 субъектах Российской Федерации. Согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту на его реализацию требуется выделение дополнительных средств из федерального бюджета в размере около 136 миллиардов рублей в год, а также средств бюджетов субъектов Российской Федерации в размере 18,8 миллиарда рублей в год. При этом в законопроекте отсутствует положение, определяющее источник и порядок исполнения расходных обязательств. Комитет также отмечает, что установление указанного временного периода необоснованно сужает круг лиц, которые могли бы претендовать на получение указанного статуса. К гражданам, чьё детство совпало с годами Великой Отечественной войны, могут быть отнесены лица, рождённые ранее установленного срока и на момент окончания Великой Отечественной войны являвшиеся совершеннолетними, но наряду с другими детьми испытавшие на себе все тяготы военного времени. И первый, и второй законопроекты объединяют всех граждан Российской Федерации, проживавших тогда на территории СССР, но они жили в совершенно разных условиях: кто-то на оккупированной территории, кто-то в прифронтовой зоне, в Сталинграде; в Москве, например, дети тушили зажигательные бомбы, а в Сибири, в Средней Азии дети жили совсем в других условиях - объединять сейчас этих граждан одним статусом комитет считает несправедливым. Коллеги, хочу сказать, что в ХХ веке наша страна пережила страшные потрясения, но во все времена были люди, которые жили и сыто, и в тепле, а были люди, которые умирали от голода и приносили себя в жертву, защищая Родину. И мне кажется, выделить из огромного количества детей, которые страдали в годы Гражданской войны, голодали в 20-е, в 30-е годы, а также после войны, в 1946-1947-м годах, одну категорию "дети войны" именно по дате рождения и сказать, что они страдали больше других, несправедливо. Комитет Совета Федерации по социальной политике не поддерживает концепцию законопроектов. Правительством Российской Федерации эти законопроекты также не поддерживаются. Комитет рекомендует Государственной Думе отклонить данные законопроекты при рассмотрении их в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, коллеги, вопросы. Есть желающие? Есть. Пожалуйста, включите режим записи на вопросы. Покажите список. Ганзя Вера Анатольевна, пожалуйста. ГАНЗЯ В. А., фракция КПРФ. У меня вопрос к Владимиру Ивановичу. Владимир Иванович, вот вы аргументы приводили, что в разных республиках в годы войны жили по-разному и так далее. Неужели не знаете, что вся страна отдавала последние силы - не только те, кто был на оккупированной территории, боролся с врагом, но и те, кто был в тылу?! В то же самое время в тех же самых республиках люди тоже последние силы отдавали, всё отдавали фронту, и страдали от этого в первую очередь дети. Они же были тогда детьми, но тоже трудились и у станков ведь стояли! Неужели не видели в учебнике истории: ребёнок стоит на ящике у станка, потому что иначе не может дотянуться до рычага, до кнопки на станке? И выпускались снаряды! Вы говорите, что они жили по-разному и кто-то жил хорошо. Я считаю, что вообще некорректно даже говорить... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Владимир Иванович. МЕЛЬНИК В. И. Спасибо, Вера Анатольевна, за вопрос. Я своё мнение не меняю: да, в разные времена люди всегда живут по-разному, кто-то напрягается, кто-то не очень - это моё убеждение. Я не принижаю тех людей, которые, как вы говорите, работали за станками, - сейчас они получают льготы как труженики тыла. Меня ещё смущает временной порядок. Вот почему именно с 1928 года рождения - а если человек родился раньше или позже на пять-шесть лет? Он тоже перенёс тяготы огромные! А некоторые не дожили, умерли во время коллективизации, кто-то умер от голода в 46-м, 47-м году. Эти люди тоже испытали все трудности - вы их просто обираете этим законопроектом, он несправедливый по отношению к этим людям! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Включите режим записи на выступления. Покажите список. Шеин Олег Васильевич от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Пожалуйста. ШЕИН О. В. Тема не новая, последний раз мы её обсуждали в феврале, тогда было три законопроекта - от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", от фракции ЛДПР и от коллег из Татарстана. А когда мы её первый раз обсуждали, уже, наверное, никто и не вспомнит, поскольку это было даже не в этом десятилетии, а, очевидно, в предыдущем. На самом деле, наверное, стоит оттолкнуться от некоторых стандартных возражений, а потом перейти, собственно, к содержанию. Первое, по поводу возрастного ценза. Говорят, что мы не можем давать льготы в зависимости от того, когда человек родился. Но я хотел бы обратить внимание на то, что не далее как полтора года назад Госдума приняла решение ввести льготы по плате за капитальный ремонт жилых домов исходя из логики возрастного ценза: люди старше 70 лет получают льготу - пятидесятипроцентное возмещение, если регионы приняли такое решение, а те, кто старше 80 лет, получают льготу - стопроцентное возмещение. То есть такой подход уже был использован и такие прецеденты, близкие, похожие, у нас уже есть. Тема вторая - деньги. Я полагаю, что это не предмет на самом деле для долгой дискуссии. Мы хорошо знаем, что в этом зале принято решение только на следующий год дать бизнесу налоговых вычетов и льгот на 9,5 триллиона рублей. Так что вопрос не в том, есть ли деньги, а в том, кто их получает и куда они уходят. Если говорить конкретно о льготах, то надо сказать, что в действительности сейчас льготы, которые отнесены к категории региональных, очевидно, подлежат очень серьёзной коррозии и поэтапной ликвидации. Здесь уже звучала тема тружеников тыла - действительно, это люди заслуженные, это люди, которые на протяжении минимум шести месяцев работали в годы Великой Отечественной войны, не все из них в тот период достигли совершеннолетия, так что, кстати, среди них есть и дети войны, которые, поскольку они были вынуждены начать работать ещё до достижения совершеннолетия. Эти люди очень часто жертвовали возможностью получить хорошее образование, а потом по мере взросления уже не имели возможности получить качественное образование, соответственно, у многих из них была более низкая заработная плата, чем у тех, кто имел доступ к образованию. Ну вот труженики тыла стали региональными льготниками после известной истории с монетизацией льгот - Андрей Константинович помнит дискуссию здесь, когда наша фракция покинула зал (тогда наша фракция называлась "Родина", вы тоже по-другому назывались - "Единство", по-моему, но костяк тем не менее и сейчас тот же). И я напомню, что после того, как труженики тыла, ветераны труда перешли в категорию региональных льготников, их льготы стали подвергаться поэтапному уменьшению. На сегодняшний день в 29 регионах Российской Федерации эти льготы начисляются не путём, например, пятидесятипроцентного возмещения платы за коммунальные услуги, а следующим образом: даётся некая сумма, допустим 1 тысяча рублей, и неважно, что плата за коммунальные услуги может составлять 5 тысяч рублей, в итоге вместо пятидесятипроцентной скидки люди получают некую сумму, которая, естественно, подлежит девальвации по мере роста цен. А в ряде регионов, скажем в Самарской области, вообще сделали так, что ветераны труда и труженики тыла, если их пенсия превышает так называемый коэффициент 2,0, автоматически лишаются права на льготы вопреки логике известного 122-го федерального закона, которым формально это право закреплялось в рамках передачи полномочий от федеральной власти к субъектам. Если рассматривать вопрос через региональную призму, то мы понимаем, что регионы находятся в очень разном финансовом положении: есть территории, которые на самом деле обладают крепкой финансовой устойчивостью, но есть и регионы с очень дефицитными бюджетами, которые проваливаются в долги. Понятно, что в этих территориях льготы подлежат уменьшению, это происходит шаг за шагом, и неслучайно после того, как прошла волна принятия региональных законов о льготах детям войны, всё прекратилось. Таких территорий на сегодняшний день шестнадцать, насколько я понимаю, их число... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ШЕИН О. В. "Двадцать", - подсказывает Андрей Константинович. У докладчика звучало шестнадцать, я верю докладчику, но я в неменьшей степени верю и вам, Андрей Константинович, поэтому скажу, что их от шестнадцати до двадцати... ИЗ ЗАЛА. ...девяти. ШЕИН О. В. До двадцати девяти. Большое спасибо. Тем не менее мы видим, что эта волна приостановилась. А люди, которые обладают заслугами, люди, которые пережили очень сложные годы, не должны зависеть от того, устойчивый в их регионах бюджет или нет, забрали деньги из бюджета их региона в федеральный бюджет через разные корректировки налогового законодательства или нет, получает их регион сверхдотации из федерального бюджета или обходится без таких сверхдотаций. Люди-то одинаковые, и они не должны переезжать из одного региона в другой, с тем чтобы воспользоваться льготами, которые им положены в связи с их трудовой биографией или с их статусом в определённый период жизни. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", безусловно, поддерживает принятие такого законопроекта, это наша последовательная позиция. И мы, как и наши коллеги по оппозиционному полю, я имею в виду фракции КПРФ и ЛДПР, конечно же, будем настаивать на принятии данного закона, а также на том, чтобы ветераны труда и труженики тыла были возвращены в категорию федеральных льготников, поскольку их право не должно зависеть от положения в соответствующем субъекте Федерации. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, когда законопроект о детях войны первый раз вносился на рассмотрение Государственной Думы, лиц, которые относились к категории дети войны, было 14 миллионов человек, на сегодня их 12 миллионов, в следующем году, по социологическим расчётам, их будет чуть больше 11 миллионов, количество этих людей убывает. На их долю выпали самые тяжёлые испытания и в годы Великой Отечественной войны, и непосредственно после Великой Отечественной войны, эти люди в большинстве своём недоедали. Несмотря на попытку содокладчика рассказать, что кто-то из них находился, так сказать, в тёплых или в каких-то особых условиях, что в то время, как одни тушили бомбы, другие ели хлеб за обе щёки где-нибудь в Средней Азии, вы прекрасно понимаете, что это неправда. Не было такого расслоения, вся страна жила тяжело, кому-то доставалось чуть больше, кому-то чуть меньше, но сегодня делить эту категорию ни в коем случае нельзя, более того, на мой взгляд, это даже преступно. Всем досталось! То, что эту категорию сегодня мы в очередной раз нашим законопроектом, как и наши коллеги законопроектом альтернативным, предлагаем выделить из всех остальных, - это совершенно правильно. Самым младшим, точнее, самым юным из тех граждан, которые смогут подпасть под действие закона, сегодня, вдумайтесь, 72 года. Никакой деформации системы в таком подходе нет. Эти люди заслужили право жить достойно сегодня, заслужили право хотя бы иметь возможность нормально питаться и нормально одеваться. К большому сожалению, у многих из них крайне низкие пенсии, мы это прекрасно знаем. Вспомните прожиточный минимум, который мы изучали и который утверждали: 136 рублей в день на питание - вы можете себе представить, как на эти деньги можно прожить?! А многие из них получают именно такую пенсию. Если говорить о деформации, то, безусловно, те, кто воевал, участники Великой Отечественной войны, ветераны Великой Отечественной войны, имеют более высокий статус, и данная категория не должна к ним приравниваться на сто процентов, но для неё должны быть определены свои меры социальной поддержки. Правительство совершенно необоснованно ссылается в своём заключении на то, что это, мол, полномочие органов государственной власти субъектов, им никто не мешает сегодня устанавливать свои меры социальной поддержки. Действительно не мешает, и действительно двадцать с лишним субъектов их установили. Только мы живём в одной стране, и эти люди равно заслужили те меры социальной поддержки, которые сегодня в некоторых регионах есть, - это те ежемесячные выплаты по 800-900 рублей, которые в некоторых регионах выплачиваются, я повторю, ежемесячно. Я от фракции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции, добавьте время. КУРИННЫЙ А. В. В одних регионах, которые побогаче, существует право на бесплатный проезд, в других есть разовая выплата, например, в нашей Ульяновской области - раз в год ко Дню Победы выплачивается 1 тысяча рублей, а в некоторых вообще ничего нет! Действительно, люди, проживающие в бедных регионах, ничем не заслужили такое к себе отношение. Передача на федеральный уровень - это системно, это правильно и это необходимая мера. Далее, 136 миллиардов рублей - это, конечно, максимальная сумма. Вы сами понимаете, что многие из этих людей уже имеют льготы, многие из них уже являются тружениками тыла, ветеранами труда, и, естественно, задваивать льготы никто не собирается, реальные затраты федерального бюджета будут в разы меньше. Мы хотим, чтобы эти средства дошли именно до тех, кто сегодня, к сожалению, не попал ни в число тружеников тыла, ни в число ветеранов труда, ни региональных, ни федеральных, соответственно, речь идёт именно о той небольшой категории людей - их, наверное, 20-25 процентов, - которые в первую очередь нуждаются, крайне нуждаются в поддержке и её не имеют. Источник и порядок - самое главное. Опять же в заключении правительства написано: вы не определили источник. Законопроект вносился ранее, с расчётом, что закон вступит в силу с 1 января 2018 года, соответственно, эта стандартная уловка не должна была работать в данном случае. Законопроект должны были рассмотреть чуть раньше. Что касается того, какой лучше брать период - с 1928 года по 1945 год или, может быть, какой-то другой? Я ещё раз повторю, что некоторые из тех граждан, которых сегодня предлагается отнести к детям войны, уже имеют статус тружеников тыла, имеют соответствующие льготы, но, к сожалению, многие из них не смогли найти справок, не смогли найти свидетелей - тот период, когда по показаниям свидетелей можно было получать соответствующий стаж или зачёт в стаж, прошёл, - и они остались точно так же ни с чем. Сегодня их, конечно, немного - основное количество успели оформить во времена Ельцина, - но они есть. Что касается адресности. Это ещё один краеугольный камень, на который чаще всего напирают наши оппоненты, мол, надо давать адресно. Мы не отрицаем возможность адресности, ещё раз повторяем, над этим можно работать ко второму чтению, тем более что сегодня количество тех потенциальных детей войны, чьи доходы превышают два прожиточных минимума пенсионера, порядка 1 процента. Это предварительные расчёты. Всего 1 процент - это те, кто может быть исключён или каким-то образом выведен из-под действия этого закона, это очень небольшая группа наших граждан. Ну, а что касается доводов, которые привёл содокладчик, ещё раз говорю, на мой взгляд, они абсолютно необоснованные. На встречах со своими избирателями вы часто встречаетесь с гражданами этой категории, общественные организации созданы практически во всех субъектах Российской Федерации, и стыдно, по большому счёту, сегодня смотреть в глаза этим людям, когда они нас просят принять самое необходимое и самое правильное решение - о переводе данной категории на федеральный уровень, о присвоении им федерального звания, которое работало бы во всей стране, а не в отдельных регионах, о том, чтобы назначили хотя бы минимальные меры социальной поддержки, потому что выплата в 1 тысячу рублей для государства ничего не изменит, а для многих из них это способ выжить или значительно улучшить свою жизнь. По большому счёту, всё, чем и сейчас живёт наша страна, было создано трудом этих людей: именно они разрабатывали месторождения, которые сегодня больше чем на треть обеспечивают наш бюджет, именно они строили заводы, которые до настоящего времени создают промышленный потенциал, именно они формировали наш военно-промышленный комплекс, на их плечи легла вся тяжесть восстановления, строительства, ну, и всё, что с этим связано. А соответствующий закон - это лишь небольшая доля благодарности, и он должен быть принят, не делать этого категорически нельзя. Я призываю всех проголосовать за законопроект и восстановить наконец справедливость в нашей стране. Спасибо за внимание. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шурчанов Валентин Сергеевич. ШУРЧАНОВ В. С. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Мы много раз уже рассматривали эти вопросы, и что хотелось бы отметить? Вот уперлись в эту проблему и никак в своём большинстве мы не можем разобраться по сути: сколько это стоит, почему это нужно делать и каким образом действительно реализовать? Проблема поставлена справедливо, потому что справедливо всё то, что в Российской Федерации соответствует принципу гуманизма. Все эти люди - пенсионеры. Вот сказали сегодня, что самому молодому 72 года. Последний призыв на военную службу в армию - молодые люди 27-го года рождения, стало быть, те, кто 28-го года рождения, уже не попадали, и они уже никакими льготами пользоваться не могли. Соответственно, у них как раз и нет сегодня никакой поддержки, хотя они в жизни и морально, и физически, и по всем остальным показателям действительно очень много потеряли, - они потеряли целые годы войны, они могли бы свободно развиваться в эти годы, добиваться больших успехов. Если у нас политически так получилось, то мы сегодня обязаны с моральной, нравственной точки зрения вернуть им этот долг, вернуть то, что в то время они стране, по сути дела, всем нам, будущим поколениям отдали. С точки зрения денег это практически ничего не стоит. Сегодня здесь приводили примеры, сколько денег и куда мы направляем, и мы могли бы тысячу таких примеров привести. С другой стороны, если часть граждан - детей войны являются ветеранами, то они уже имеют какие-то определённые льготы. У нас в стране существует порядок, закон о том, что две льготы иметь нельзя, стало быть, путём вычленения, по сути дела, мы будем уменьшать эту сумму, и эта сумма окажется ещё в 2, в 3 раза меньше. С другой стороны, вот сегодня хотим ввести продуктовые карточки - если бы мы ввели продуктовые карточки, то увеличился бы спрос. Если мы сегодня ветеранам, именно детям войны, выделим хотя бы вот эту тысячу рублей, от этого только повысится наш внутренний потребительский спрос, а соответственно, наши отечественные товаропроизводители получат прибыль, это и будет способствовать ускорению роста экономики, и поможет нашей социальной сферы. При этом регионы по уровню разные: Москва, безусловно, может это обеспечивать, и 26 регионов - или вот 23 тут называли - каким-то образом эти вопросы решили, но что делать тем регионам, у которых сегодня огромный дефицит? Я просто призываю всех депутатов: это стоит не много, но с моральной, нравственной стороны цена этого вопроса очень высока. Просим поддержать, принять законопроект, внесённый фракцией КПРФ. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Иванов Сергей Владимирович. От фракции, Сергей Владимирович? Три минуты. ИВАНОВ С. В. Уважаемые коллеги, ну, что тут сказать? В принципе все мы понимаем, как этот вопрос будет решён, поэтому давайте без всяких громких слов: ни один, ни второй законопроект принят не будет. Понимаете, коллеги, сложное чувство испытываешь, когда подобные вещи обсуждаются, потому что всё абсолютно не так однозначно. Помните стихи Владимира Семёновича Высоцкого, его замечательную песню "Баллада о детстве"? Там есть такие замечательные слова: "Спекулянтка была номер перший - / Ни соседей, ни бога не труся, / Жизнь закончила миллионершей - / Пересветова тётя Маруся". Могу дальше рассказывать, разные были люди: кто-то воевал на фронтах и погибал, а кто-то сколачивал миллионы. Ведь неспроста же потом, в 61-м году, реформу денежную провели - очень многие наварились. Я ни на кого не хочу, упаси господь, бочку катить, но люди действительно были разные. Я прекрасно помню, как моя мама всегда говорила, дескать, вот какая несправедливость: погиб человек на войне, осталась жена, трое детей, а у него на заборе только звёздочка жестяная, мол, здесь живёт семья погибшего, а вот человек пришёл с войны - калека, не калека, но он вернулся, - так ему всякие льготы, ему и квартира, ему и подарки, ему и поздравления, и так далее, и тому подобное, а ты поднимай троих детей одна как хочешь. Это справедливо? Это было, кстати, в советское время, коллеги. Вот сейчас предлагаются эти меры поддержки - да мы не против, пожалуйста, с удовольствием, всё своё можем отдать, только что предлагается? Тысяча рублей? Я не думаю, что это погоду сделает. А те люди, у которых есть внуки, - да они внукам эту тысячу отдадут, чтобы те купили какой-нибудь дерьмовый гаджет, извините за выражение. Оно им надо, первоочередное вступление в какой-то кооператив? Самому молодому из них 72 года, сами сказали. Какой кооператив? Земельный участок ему без очереди дать? Вы же сами знаете, какой ему сейчас земельный участок, - два квадратных метра, что ли? Им это тоже абсолютно не нужно, уважаемые коллеги! Им нужно внимание, нужно, чтобы мы просто внимательно к ним относились, с любовью и почтением. Они больше всего страдают, по-моему, от одиночества. А все эти слова: давайте поможем, они работали... Да, работали. Но помяните моё слово, если, допустим, мы примем эту вещь, закончится всё склоками. Когда мы принимали закон о монетизации или о ветеранах труда... Кстати, вспомните ветеранов труда: "Да, она сидела всё время в приёмной, начальнику чай носила, а я в горячем цеху работала, и я не получила грамоту от министерства, и мне не дают звание "Ветеран труда", а она через начальника получила! Где справедливость, спрашивается?!" - и вот таких вещей будет много, вернее, к сожалению, немного, потому что они уходят из жизни. Фракция ЛДПР поддерживает оба законопроекта. Но вы сами знаете, что правительство не поддерживает. И даже если большинство и хотело бы проголосовать, партийная дисциплина обязывает этого не делать. Поэтому, извините, коллеги, вот такая, к сожалению, у нас социальная политика. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ионин Дмитрий Александрович. ИОНИН Д. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, правильно сказали, что этот вопрос обсуждается многие годы, но больше даже не в стенах Государственной Думы, а в региональных парламентах. Я думаю, что на сегодняшний день нет такого региона, где не обсуждался бы или не вносился законопроект о детях войны. Лично я в Свердловской области девять раз вносил в соавторстве с коллегами по "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ", вместе "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" и КПРФ вносили. Ответы были одни и те же и у нас, и в других регионах. Регионы, которые не идут на принятие, установление этой категории граждан, говорят: пусть Федерация даст чёткий сигнал, будет на уровне Федерации этот закон или не будет, либо пусть нам развяжут руки. Все смотрят на Федерацию и говорят это не только нам, депутатам, они говорят это и тем самым детям войны, которые приходят и спрашивают, почему в одном регионе категория признана, а в другом не признана. И вот мы выходим на федеральный уровень, и нам говорят: нет, не время, нет денег и так далее. Ну, давайте, может быть, тогда развяжем руки регионам, скажем: ребята, принимайте! Ведь абсолютно прямо говорят - можно поднять публикации в средствах массовой информации - этой категории граждан, пожилым людям: мы ждём ответа от Федерации. В рамках деятельности общественной организации "Наследники Победы - дети войны" мы долгие годы занимались поиском информации о пропавших без вести на фронтах братьях и отцах тех самых детей войны. Находили информацию, то есть люди считались пропавшими без вести, но благодаря кропотливой работе в архивах мы находили данные, на каком фронте воевал человек, где погиб, в какой братской могиле или где-то ещё он похоронен. Вы можете представить себе эмоции людей, которым самим уже 80 лет и даже больше, когда они получают данные о том, что отец геройски погиб, допустим, где-нибудь под Прохоровкой или под Курском, а похоронен в братской могиле?! По возможности мы, депутаты фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", на свои деньги покупали этим людям и их сопровождающим билеты, чтобы они отдали дань памяти тем, кто похоронен в братских могилах. И вы можете представить себе, какие эмоции испытывают люди, когда под конец своей жизни могут отдать дань памяти отцам, братьям, другим родственникам, приехать на место их захоронения?! Можно много говорить о том, на что хватает денег, а на что не хватает, эти законопроекты всё-таки немного разные с содержательной точки зрения, но как минимум возможность съездить отдать дань памяти мы, как федеральные парламентарии, должны им обеспечить. Мы должны им обеспечить принятие, установление статуса "дети войны" на федеральном уровне и честно сказать: да, допустим, на сегодняшний день экономическая ситуация не позволяет дальше двигаться, не позволяет выделять эту тысячу рублей или 8 тысяч рублей, как платят в Ненецком автономном округе, который внёс второй законопроект... У них платят, а в других регионах не платят. Мы должны честно сказать это и двигаться поэтапно. Допустим, не устраивают профильный комитет данные законопроекты, значит, давайте вместе выработаем новый: просто признаем категорию детей войны, а дальше укажем, что в случае таких-то и таких-то экономических показателей, таких-то и таких-то экономических ситуаций мы сможем дать то-то и то-то. Это будет правильно и честно с точки зрения диалога с нашими избирателями, это будет правильно и честно с точки зрения памяти о Великой Отечественной войне, той самой памяти, которую сегодня пытаются растоптать наши внешнеполитические оппоненты. Мы видим, что происходит на территории Украины, где пытаются приглушить память о Великой Победе, но, кстати, даже там с 2006 года закон о социальной поддержке детей войны действует. И мы не можем здесь быть хуже, понимаете? Призываем принять законопроект о детях войны, поддержать эту категорию граждан, которых, к сожалению, становится всё меньше и меньше. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Исаев Андрей Константинович, от фракции. ИСАЕВ А. К., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Когда-то в Москве состоялся XXV съезд КПСС. О нём писала иностранная пресса, но самая короткая заметка была помещена следующая: "В Москве состоялся XXV съезд КПСС. Выступали те же, говорили то же". К сожалению, это несколько напоминает нашу ситуацию: несколько месяцев назад мы обсуждали аналогичные законопроекты, и, хотя мы видим, что в деталях представленные нам два законопроекта отличаются от того, что мы обсуждали несколько месяцев назад, концепция осталась прежней - предлагается ввести федеральную категорию льготников, которая определяется по возрасту, без учёта их материального положения, то есть без учёта принципа адресности. Мы с глубоким уважением относимся к детям войны и понимаем стремление наших коллег помочь пожилым людям, действительно бедно живущим сейчас, но тем не менее мы не можем поддержать концептуально ни один из представленных законопроектов. Кратко перечислю основные аргументы. Первый аргумент уже звучал в докладе комитета: у нас существует определённая система помощи и льгот. В соответствии с этой системой труженики тыла являются региональными льготниками, и поднять детей войны на федеральный уровень, значит, поставить их выше тружеников тыла, что, очевидно, несправедливо. И поэтому в данном случае мы не поддерживаем предложение КПРФ. Парламент Ненецкого автономного округа предложил просто провозгласить детей войны как категорию, а дальше, мол, пускай регионы устанавливают. Коллеги, регионы не нуждаются в нашем пинке для того, чтобы принимать решения о поддержке той или иной социальной категории: 29 регионов на сегодняшний день оказывают социальную помощь детям войны. Если мы просто на федеральном уровне застолбим, что называется, данную категорию, то те регионы, которые не приняли этого решения, просто формально установят самые мизерные, незначительные льготы, а проблема не решится. Те регионы, которые могут, это уже сделали, а те, которые не сделали, по финансовым причинам реально не могут. Кстати, если принять законопроект фракции КПРФ, то может получиться такая ситуация, что те, кто по региональным законам отнесён к категории детей войны, выпадут из этой категории и перестанут получать льготы, потому что там обозначен другой возраст или другой набор социальных льгот. Это может обидеть людей. К обидам может привести и раздрай внутри этой категории. Дети войны разные, это правильно было сказано представителем комитета. И например, есть движение детей погибших участников Великой Отечественной войны, которые считают, что льготы только для них должны быть установлены, а не для тех, у кого родители остались живы и в дальнейшем как ветераны получали социальную помощь и поддержку. Очень странной и дискриминационной кажется нам норма законопроекта Собрания депутатов Ненецкого автономного округа, в которой говорится о том, что данные социальные льготы не будут распространяться на детей, которые находились в местах лишения свободы. В период репрессий в местах лишения свободы находились дети жертв политических репрессий, поэтому данная норма, безусловно, является дискриминационной. И самое важное, коллеги. Мы провозглашаем как политический лозунг: "Дети войны", но мы же должны понимать, что 11 миллионов человек сейчас всколыхнутся, а из них получателями льгот, если мы примем этот закон, в лучшем случае будут 20 процентов, потому что остальные являются ветеранами труда, тружениками тыла, жертвами политических репрессий, инвалидами и уже получают социальную помощь, а по закону выбрать можно только один вид социальной помощи. Кроме того, повторяю, Россия является правопреемницей Советского Союза, а это значит, что все введённые нами категории будут распространяться... мы будем отвечать за бывших граждан всего Советского Союза. И очень возможно, что, введя такую категорию, мы будем платить детям войны, проживающим в других странах, а значит, добьёмся противоположного результата: средства, которые мы хотели бы дать нашим пожилым людям, будут уходить за рубеж, так как надо будет платить по соответствующим обязательствам. Фактически предлагается ввести льготу для целого поколения по возрасту. Причём как? Если ты родился за два дня до 22 июня 1928 года, то не получаешь эту льготу, а если твой сосед родился через два дня после, то он её будет получать. С нашей точки зрения, это подход концептуально неправильный. Если у нас есть средства, для того чтобы решать проблемы пожилых людей, давайте решать их через пенсионное обеспечение, давайте действовать именно этим путём! Давайте обдумаем: сейчас лица старше 80 лет получают дополнительную выплату в виде фиксированного базового размера; если у нас есть средства, давайте понизим этот возраст до 75 лет, и тогда в эту категорию попадут практически все дети войны, а через несколько лет - абсолютно все дети войны. Именно этот путь кажется нам правильным и обоснованным. Поймите, уважаемые коллеги, мы за то, чтобы улучшить материальное положение пенсионеров, и мы готовы обсуждать такие возможности и такие пути, но мы против того, чтобы вводить новую льготную категорию, разрушая сложившуюся систему социальной поддержки, навязывая регионам - закредитованным регионам! - какие-то определённые социальные обязательства, которые они сами на себя не берут на сегодняшний день, и сея раздор среди людей старшего возраста. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не может поддержать представленные законопроекты, но мы последовательно работаем над увеличением пенсионного обеспечения наших граждан и будем продолжать работать. Давайте вместе искать решение именно таким путём - путём повышения нормальных пенсий людям. (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Заключительное слово - Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Знаете, уважаемые коллеги, вот если я выхожу выступать, то предварительно всегда как минимум внимательно читаю, а как максимум ещё и слушаю трёх-четырёх экспертов. И если не дочитал - лучше не выступать! Это первое. Второе. Давайте посеем рознь, дав по тысяче рублей! Сами увидите, сколько будет недовольных. Третье. В законе написано: если предусмотрены по нескольким категориям льготы, то выбирается одна. Так что не надо тень на плетень наводить! Следующий момент. Уважаемые коллеги, вот у вас даже бровь не дёрнулась... Хорошая компания "Роснефть": в совете директоров 10 человек, три иностранца, за первый квартал 2,5 миллиарда дивидендов - и ничего, у вас и бровь не дёрнулась! Но "Роснефть" не выполнила постановление правительства, которое предполагает, что такая компания обязана 50 процентов дивидендов - подчёркиваю, по постановлению правительства! - заплатить в бюджет, а она не заплатила. Подписывают где-то бумажки и платят 25 процентов вместо 50 - у вас даже бровь не дёрнулась, никто не возмущается! У нас ведь "Газпром" - по телевизору всех уже задолбали рекламой о национальном достоянии! - там 14 членов правления тоже себе платят, не обижают, и зарплата у них, даже у одного члена правления значительно больше, чем у всей Государственной Думы, понимаете, да? И ещё дивиденды миллиардные. У вас тоже никаких разочарований нет! Вы поймите, мы закон предлагаем не для тех, кто страдает от избытка денег, дети войны - это самая, подчёркиваю, обездоленная часть нашего населения. Почитайте статистику! На 3 миллиона человек - читайте заключение Счётной палаты на проект закона о бюджете - увеличилось за последние два года, по официальной статистике, число живущих за чертой бедности. Большая часть из них - это люди именно данной категории. Ну посмотрите, когда вы льготы даёте "жирным котам", у вас ничего не дёргается, а нищим, обездоленным, сирым людям вам жалко тысячу рублей! Ну слушайте, так же нельзя! Они наметили протесты - вы посмотрите, кто митингует. Это именно та категория людей, у которых уже на хлеб с солью не хватает, понимаете? У нас вода уже платная! Организовали фонды капитального ремонта - ни один мускул не дёрнулся. Миллиарды собирают, разворовывают - никакой ОБХСС их не ищет, понимаете? Мне кажется, цинично, что вы пытаетесь апеллировать к этой категории, кого-то в чём-то обвинять. И самое главное, повторяю в десятый раз: чем дети войны в Белгородской области лучше, чем в Ростовской или в Воронежской? Ну чем они лучше?! Вот я вам могу сказать на примере личной, собственной жизни... У моей матери три сестры, у которых нет никого, они все работали с 8 лет, работали много, с пользой, на ВДНХ первое место занимали, старшая сестра подорвалась на мине, работая в поле. Но я-то не о них, я об их сверстниках, которые дожили и сегодня не имеют возможности даже лишний раз молока выпить, понимаете? Что же вы оперируете, ну, совсем негодными категориями? Вы поймите, это категория, я подчеркиваю, самых заслуженных людей в нашей стране, других у нас нет, вот такие есть. Мне кажется, не надо апеллировать к этому поколению, ему надо отдать долги. Ведь приняв 122-й закон, вы же забрали у них льготы! Там было написано: 50 процентов за услуги ЖКХ, 50 процентов за транспорт. С экрана врали, а народ думал, что 50 процентов, валоризация, по 600 рублей за каждую льготу, - дулю с маком получили за всё! Понимаете или нет? Вы же у них забрали незаконно! В 55-й статье Конституции, часть 2, говорится, что не могут приниматься законы, которые ущемляют льготы, а тут приняли - и ничего! То есть здесь надо быть прежде всего перед самим собой честным, если вы одним даёте миллиарды - дайте хоть копейки другим! Вы тут на регионы ссылаетесь, а это идёт децентрализация. Когда через край нефть и газ добывают в одном субъекте, а в Москве и в Питере платят - это разве справедливо? Давайте зарегистрируемся там, где работаем и добываем... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нилов Ярослав Евгеньевич. Включите микрофон депутату Нилову. НИЛОВ Я. Е. Наверное, дискуссии относительно статуса "дети войны" прекратятся в парламенте спустя какое-то время, когда представителей этой социальной группы просто не останется, и уже сегодня мы видим явную тенденцию, связанную с уменьшением количества этой категории граждан. Учитывая, что разного рода инициативы, которые предлагались и предлагаются, чаще всего затрагивали вопрос дополнительных расходов федерального бюджета, мне, как докладчику по законопроекту, внесённому региональным органом, хотелось бы обратить внимание на механизм, который попытались нащупать депутаты Ненецкого автономного округа. Они не предлагают вводить дополнительные какие-то обязательства, дополнительные расходы из федерального бюджета в связи с их инициативой не требуются, одновременно с этим они решают морально-нравственный вопрос - вопрос статуса на федеральном уровне. Взяв за основу это предложение, можно было бы его доработать. Наверное, прав Андрей Константинович Исаев: были репрессированные, потому что в активной фазе происходили политические репрессии, да, но одновременно были и те, кто находился в местах лишения свободы за совершение преступлений, было большое количество бездомных, беспризорников, которые совершали преступления. Конечно, надо отделять одних от других, и к этому вопросу во втором чтении можно было бы более внимательно отнестись. Также в случае принятия в первом чтении, конечно, нужно было бы зафиксировать, чтобы в регионах при определении нового набора социальных гарантий ни в коем случае не ущемляли действующие нормы, - и такая практика принятия законов у нас в Государственной Думе существует. Понимая перспективы законопроекта парламента Ненецкого автономного округа, предлагаю депутатам всё-таки подумать над предложенным механизмом. С одной стороны, это помогло бы прекратить дискуссии, которые постоянно идут, вопросы эти постоянно возникают, с другой стороны - позволило бы избежать дополнительных расходов из федерального бюджета, а с третьей стороны, подстегнуло бы отдельные субъекты Российской Федерации, которые на региональном уровне такой статус ещё не определили. Они могли бы посмотреть свои возможности, изучить практику, как это сделали другие регионы, в том числе и даже в большинстве случаев дотационные, и вопрос мог бы быть решён. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Иванович Мельник, будете выступать? Нет, не будет выступать. Коллеги, переходим к голосованию. Ставится на голосование законопроект под пунктом 35.1 - проект федерального закона "О детях войны". Включите режим голосования. Результаты не показывайте. (Идёт голосование.) Спасибо. Ставлю на голосование законопроект под пунктом 35.2 - "О статусе детей Великой Отечественной войны". Включите режим голосования. Результаты не показывайте. (Идёт голосование.) Покажите результаты по законопроекту под пунктом 35.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 07 мин. 19 сек.) Проголосовало за 99 чел.22,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 8 чел.1,8 % Голосовало 107 чел. Не голосовало 343 чел.76,2 % Проголосовало за - 99. Покажите результаты по законопроекту под пунктом 35.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 07 мин. 45 сек.) Проголосовало за 104 чел.23,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 106 чел. Не голосовало 344 чел.76,4 % За - 104. Законопроект под пунктом 35.1 отклоняется. Законопроект под пунктом 35.2 ставится ещё раз на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 08 мин. 30 сек.) Проголосовало за 98 чел.21,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 100 чел. Не голосовало 350 чел.77,8 % Результат: не принято Этот законопроект тоже отклоняется.