Заседание № 236
18.04.2003
Вопрос:
О проекте федерального закона № 197047-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (по вопросу установления пенсионного обеспечения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на общих основаниях).
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5630 по 6346 из 6535
Так, коллеги, еще кто-то из докладчиков подошел, да? Сейчас, сейчас... Я смотрю, кто по списку выше. Подождите, подождите... Пункт 26 - проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы...". Борис Борисович Надеждин, пожалуйста. НАДЕЖДИН Б. Б. Уважаемые коллеги, уже четвертый раз на протяжении этого созыва Госдумы фракция "Союз Правых Сил" предлагает депутатам определиться с размером их собственных депутатских пенсий. Поэтому я особенно внимательно прошу выслушать меня тех депутатов, которым избираться в округах и которым будут, как я предполагаю, задавать вопросы в том числе и пожилые избиратели: почему у нас такая маленькая пенсия, а у вас такая большая? Каждый раз наш закон набирает всё больше и больше голосов, мы четвертый раз это делаем. Я надеюсь, что ближе к выборам депутаты все-таки больше подумают об этом. О чем идет речь? Сегодня федеральный закон о статусе депутата устроен так, что если человек на протяжении трех лет своей жизни был депутатом Государственной Думы или членом Совета Федерации, любых трех лет своей жизни, то по достижении пенсионного возраста (60 лет для мужчин, 55 - для женщин, пока так) он начинает получать пенсию в размере 75 процентов оклада федерального министра. Нам представляется это абсолютно несправедливым. А нужно сделать так, чтобы депутат, уходя на пенсию, получал пенсию точно так же, как все остальные граждане страны. Если, например, он многие годы был депутатом, стал депутатом в 30 лет и в 60 лет уходит на пенсию, и все тридцать лет был депутатом, тогда у него будет большая пенсия, потому что в соответствии с законом "О трудовых пенсиях..." у него была большая депутатская зарплата. Кроме того, мы прекрасно понимаем, что ряд депутатов - это уже достаточно пожилые люди, пенсии им назначены. Поэтому я хочу, чтобы вы внимательно осознали, что я хочу сказать: в этом законе нет отмены уже назначенных пенсий для тех депутатов, которым сейчас 60-65 лет (у нас есть такие, которым 80 лет), им пенсии назначены, для них пенсии сохраняются. В нашем законе говорится буквально следующее: для тех, кто потом будет депутатом Государственной Думы, включая тех, кто еще раз будет избираться, уже это правило не применяется, если им не была назначена пенсия в период депутатства. То есть еще раз: если вы ушли на пенсию как депутат, вам 60 лет, вы депутат и выходите на пенсию из Думы, ну, не избрали вас, просто выходите на пенсию или как-то еще, то в этом случае у вас остается эта надбавка к пенсии. Она остается также для тех уважаемых пожилых депутатов, которым она уже назначена. Мы про это не говорим. Мы говорим о другом. Посмотрите на сидящих здесь симпатичных молодых людей, которым тридцать или сорок лет, вот на меня, в конце концов. Я искренне не понимаю: почему я, отсидев сейчас в парламенте три года, - дальше чем я буду заниматься, никто не знает, могу пойти в другое место работать - через двадцать лет, независимо от того, как я работал, сколько с моей зарплаты мой работодатель перечислил единого социального налога, должен получать пенсию, которая в десять раз больше минимальной пенсии по стране? Ну это же просто свинство! Я это абсолютно уверенно говорю: абсолютное свинство! Конечно, еще раз говорю, если человеку уже назначена пенсия, если он уходит на пенсию из Думы, то тогда да. Но у нас, еще раз повторю, очень много депутатов... Посмотрите вот на этих молодых людей: вон сидит улыбается Коптев-Дворников, молодой парень, тридцати с чем-то лет. Вот он, я думаю, понимает, что это неправильная ситуация. Вот, так сказать, сидят наши симпатичные коллеги. Вот, например, Саша Баранников, тоже с чем-то лет тридцать. Вон сидит фракция ЛДПР - молодые, симпатичные лица. Я абсолютно уверен в том, что, ну, просто по совести нельзя делать так: если вы три года в своей жизни были депутатом, а потом, извините, ни черта не делали, например, стали бомжевать, опустились, нигде не работали, почему вам потом должны платить пенсию федерального министра? Вот это уму непостижимо совершенно! ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) НАДЕЖДИН Б. Б. Да, Володя, я не тебя, разумеется, имею в виду - бомжевать, но все-таки согласись, что некрасиво это. Поэтому большая просьба поддержать этот законопроект. Я считаю, что мы должны быть честными перед избирателями. Когда в стране пенсия на уровне полутора тысяч рублей, мы не должны голосовать за то, чтобы нам через двадцать лет платили пенсию, которая будет, ну, в десять раз больше. Это абсолютно несправедливо! Поэтому предлагается этот законопроект поддержать. Я смотрю на коллег из фракции Компартии и говорю еще раз: этот законопроект не касается тех из вас, кто уходит из Думы непосредственно на пенсию и кому она уже назначена. Вот такой компромисс предлагается. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Борис Борисович, присаживайтесь. (Шум в зале.) Подождите, позже вопросы. Второй доклад. Гребенников, от комитета. Пожалуйста, Валерий Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Пусть он законопроект пять раз докладывает, но ответа мне не дали. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Обязательно спросите, Николай Васильевич, только Гребенникова послушайте. Может, он ответит. Валерий Васильевич, пожалуйста. ГРЕБЕННИКОВ В. В., председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству, фракция "Отечество - Вся Россия". Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Обсуждаемым проектом предлагается отменить доплаты к пенсиям бывшим членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы и установить их пенсионное обеспечение на общих основаниях. Я хотел бы вам в этой связи напомнить просто о том, что сегодня существует. Значит, сегодня законом "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы..." установлено, что по объему социальных гарантий члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы приравниваются к федеральным министрам, а статьей 29 закона расшифровывается весь объем вот этих гарантий. Далее, указами Президента Российской Федерации, а также последовавшими во исполнение этих указов постановлениями Правительства установлены ежемесячные доплаты к пенсиям лицам, которые замещали должности государственной службы, в частности федеральным министрам. При этом размер и порядок выплаты этих пенсий с ежемесячной доплатой в точности соответствует положениям статьи 29 закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата...". Таким образом, эти две категории государственных должностных лиц полностью, совершенно адекватно обеспечиваются социальными гарантиями, и в частности пенсиями. Таким образом, предлагая исключить вот эти пункты - с 3-го по 8-й - из статьи 29, авторы, по сути дела, тогда предлагают нам отойти от провозглашенного в законе о статусе депутата принципа адекватности социального обеспечения и социальных гарантий депутата Госдумы, который закреплен в законе, и федерального министра. Тогда, собственно говоря, надо подходить к этому, вернее, идти дальше более логично, более последовательно и вообще отказаться от этого уравнивания. Тогда это другой вопрос, давайте его в принципе и обсуждать. Но это нам не предлагается. Ну и далее. Предлагается исключить вообще норму о пенсионном обеспечении члена Совета Федерации и депутата из социальных гарантий вот в этом законе. Но, по сути дела, данный закон лишь отражает эти социальные гарантии, которые записаны в пенсионном законодательстве, в Конституции и в других актах законодательства. Собственно, эта норма никакой нагрузки не несет, поэтому главное значение имеет то, о чем я говорил сначала. Или мы с вами решим вопрос о том, что мы отказываемся от приравнивания социальных гарантий депутата Госдумы и члена Совета Федерации к социальным гарантиям министров, и тогда, конечно, логично будет сделать то, что предлагают авторы законопроекта. По нашему мнению, этого делать не надо, мы, я имею в виду комитет, изложили это в своем заключении и предлагаем Госдуме отклонить рассматриваемый законопроект. Ну и в дополнение к аргументам, приведенным докладчиком, могу сказать, что, вообще, ситуация та же самая, скажем, когда человек занимает два или три года должность федерального министра, может быть и в Правительстве, но там этот вопрос не ставится, и мы с вами его не рассматриваем, а применительно к депутатам Госдумы рассматриваем. И самое последнее. Я расскажу вам одну историю, которая произошла однажды в греческом парламенте, когда наши парламентарии там были и когда один из парламентариев греческих спросил их о том, каков ваш должностной оклад, и наши депутаты сказали: 300 долларов. Греческий парламентарий имел на тот момент обеспечение 13 тысяч долларов в месяц. И тогда один из греков спрашивает робко: 300 долларов - это в день? На самом деле вы понимаете, о чем идет речь. И конечно, мы не можем, наверняка не можем сегодня пока еще установить пенсию, скажем, на том уровне, который не носил бы унизительного характера, для всех граждан нашей страны. Но, идя на такие популистские меры, мы всё равно не найдем денег для того, чтобы всем установить нормальную пенсию. Поэтому давайте лучше думать о том, как найти источники для обеспечения всем гражданам нормальных, неунизительных условий существования, а не идти на меры такие, которые предлагают авторы проекта. Но это уже эмоциональные заключения. Прошу поддержать заключение комитета, который рекомендует Думе не принимать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь. Вопросы есть? Есть, немало рук. Запишитесь, пожалуйста. Так, покажите список. Пожалуйста, депутат Никифоренко Юрий Васильевич. НИКИФОРЕНКО Ю. В., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. У меня вопрос к Борису Борисовичу. Он и бороду стал отпускать, чтобы постарше выглядеть, наверное. Вот знаете, вы предлагаете то, чего в зарубежных парламентах нет практически. А вот как быть, скажем, с полным объемом социальной справедливости? Субъекты Федерации: чиновники - 75-80 процентов от оклада, и оклады, кстати, посолиднее порой у депутатов местных, чем у думцев. А может быть, дальше пойти: вообще снять все полномочия с депутатов, жалобы хранить в камере хранения на вокзале, кабинетов лишить, транспорта лишить, помощников лишить, в зарплате отказать - и пусть работают? Вот это будет смело и решительно. Давайте проголосуем за это. Парламент ополовинить, оставить 225 человек, пересмотреть, Совет Федерации упразднить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Борис Борисович, отвечайте на вопрос. НАДЕЖДИН Б. Б. Ну, вопрос был многогранен - начиная от бороды и кончая упразднением Совета Федерации, поэтому сложно как-то на него однозначно ответить. Я хочу сказать следующее, если всерьез говорить. Статус депутата во всем мире состоит в первом приближении из двух частей: первое - это его права, обязанности как парламентария, второе - гарантии. Я считаю, что в нашей стране проблема гарантий депутатской деятельности, главная проблема, - это то, что парламент имеет мало полномочий, в том числе и контрольных. А социальных гарантий депутата у нас, на мой взгляд, избыточно, особенно на фоне бедности основной массы населения страны. У нас зарплата сейчас 16 тысяч 800 рублей плюс еще надбавки и так далее. Средняя зарплата в стране - менее 5 тысяч рублей. В этих условиях говорить о том, что нужно нам еще увеличивать, - а мы ведь увеличили в 1999 году, 55 процентов на 75 процентов заменили в пенсии - это просто неправильно. Но я еще раз обращаю внимание коллег, которые критикуют меня, что вот у меня борода, пенсия и так далее. Наш закон устроен так, что у тех депутатов, которые уже в пенсионном возрасте, никаких потерь нет. Наш закон про то, чтобы не было ситуации, которая касается, скорее, вот моих коллег по нашей фракции. Мы не хотим, мы просто не хотим, считаем это нечестным. Если нам 30-40 лет, мы три года были депутатами и через двадцать лет будем получать министерские пенсии - вот это нам кажется странным очень. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Дмитриева Оксана Генриховна. ДМИТРИЕВА О. Г. У меня вопросы к Борису Борисовичу. Как он голосовал по пенсионной реформе? Как он голосовал по закону "О трудовых пенсиях..."? И насколько он искренне считает, что тот закон, за который он проголосовал, обеспечит достойную пенсию будущим пенсионерам? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Борис Борисович. НАДЕЖДИН Б. Б. Вы знаете, надо сказать, что в законе, как таковом законе "О трудовых пенсиях...", размер пенсий не устанавливается, он может меняться в зависимости от возможностей государства. Что касается вопроса, то большинство сидящих в этом зале, как известно, голосовали за закон "О трудовых пенсиях...". Лично я голосовал с большим удовольствием за закон о накопительных пенсиях, потому что, честно говоря, я считаю, что в будущем должна быть более прямая связь между тем, сколько человек в жизни зарабатывал и сам откладывал, и тем, что он получает в качестве пенсии. Потому что, к сожалению, демографическая ситуация такова, что мы сбалансировать пенсионную систему на прежних принципах в любом случае не сможем. А ответ на ваш вопрос простой: мы голосовали, и не только я, большинство сидящих в этом зале, иначе закона не было бы, и за трудовые пенсии, и за накопительные и так далее. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Никитчук Иван Игнатьевич, ваш вопрос. НИКИТЧУК И. И. Спасибо, Геннадий Николаевич. Борис Борисович, вот про накопительную часть пенсии вы говорите, но вы хоть понимаете, что люди получают сегодня 700, 800, 1,5 тысячи рублей в месяц? Что они могут накопить? Или то работает, то не работает... О чем вы говорите?! Мы, коммунисты, за то, чтобы ликвидировать всякие льготы. Но вы скажите: вот Борису Николаевичу установили бог знает какие льготы (проработал он сколько лет в должности Президента?), вы почему поддержали этот закон? А сегодня стали у вас основным предметом обсуждения депутаты. Почему вы не ставили вопрос и не поддержали Илюхина, когда он предлагал лишить льгот господина Ельцина? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Борис Борисович. НАДЕЖДИН Б. Б. Уважаемый Иван Игнатьевич, я прекрасно знаю, какая в стране пенсия, потому что моя мама, например, пенсионер по инвалидности. Я знаю, у нее 1 300 рублей пенсия, да. Я прекрасно знаю, какие зарплаты в стране, потому что моя сестра, скажем, воспитательницей детского сада работает, у нее полторы тысячи рублей оклад. Я это прекрасно всё знаю. Вопрос про Бориса Николаевича Ельцина - он несколько из другой плоскости. Я считаю, что если мы сейчас начнем с себя... Вообще-то, с себя нужно начинать справедливость восстанавливать, а потом уже с бывших президентов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Борис Борисович, вот вы ровно месяц назад, ну, может, я ошибаюсь, чуть больше, полтора, этот же закон с этой трибуны докладывали, я вам задавал вопрос. У вас ведь во фракции половина гайдаровского правительства сидит, они уже будут получать пенсии как работавшие министрами, руководителями комитетов. И второе. Мы поддержим ваш закон, и в тот раз, и три раза уже поддерживали, и сейчас. Вы лично обещали, можете стенограмму поднять, что вы в следующий раз внесете как раз закон, который будет учитывать всю гамму государственных служащих и депутатов. Но вы, "СПС", как всегда, выдергиваете моментик и давите всё время, не выполняя своих обещаний. Поэтому ответьте прямо: почему вы не выполнили своего обещания, данного полтора месяца назад вот здесь, на этой трибуне? И второе. Вы ведь по пенсиям, по пенсионному законодательству голосовали за почему? Потому, что накопительную пенсию вы себе уже заработали на приватизации... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тише! Всё, понятно. Отвечайте, депутат Надеждин. НАДЕЖДИН Б. Б. Я должен ответить, что далеко не всё гайдаровское правительство сидит в "СПС", часть его сидит в Компартии Российской Федерации. Вы знаете, о ком я говорю. Это, так сказать, маленькая ремарка. Но и в других фракциях его тоже хватает, это, так сказать, к слову. Теперь что касается того, почему мы что-то там обещали внести и не внесли. Друзья мои, вот сейчас как раз, когда рассматривался закон о системе госслужбы, мы пытались все эти вопросы ставить там, и, кстати, вы, коммунисты, нас поддержали. К сожалению, не прошло. Там эти вопросы мы ставили, и, когда пойдет закон о государственной гражданской службе, мы и там будем их ставить, просто всему свое время. А что касается последнего, что мы заработали накопительную пенсию, накопительную пенсию в стране пока еще никто не мог заработать, ибо эти законы еще реально не начали действовать. Лично я, как человек, конечно же, буду этой темой заниматься, конечно, буду что-то откладывать. Ну, мне еще до пенсии, тьфу-тьфу, приличное количество лет. Но я абсолютно уверен в том, что те люди, которым сейчас 30 и 40 лет, я не говорю о тех, кто уже на пенсии, и не говорю о тех, кто в пенсионном возрасте, но те молодые, крепкие и сильные люди, которым сейчас 25, 30 и 40 лет, должны сейчас пахать, в том числе и на свою счастливую старость, а иначе просто мотивация к работе... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Чехоев. Пожалуйста, Анатолий Георгиевич. ЧЕХОЕВ А. Г., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Видимо, в предвыборный период у "Союза Правых Сил" кризис жанра, и даже ныряние в проруби и барражирование вокруг "Норд-Оста" не прибавило им того, чего они хотели. У меня вопрос другой. Вот у нас в Интернете была информация о депутатах, которые имеют проблемы сегодня, будем говорить, с законом. Если мне память не изменяет, большинство фракции "СПС" в этом списке есть. Я хотел бы спросить: вот вместо этого почему бы не ввести закон о снятии неприкосновенности с депутатов? Вот за это, я вам гарантирую, мы проголосуем, сто процентов, у нас во фракции проблем здесь нет. Почему бы Борису Борисовичу вот это предложение не внести - о снятии неприкосновенности с депутатов? Я думаю, это стоит сделать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Борис Борисович. Мы завязли. НАДЕЖДИН Б. Б. Анатолий Георгиевич, я докладываю вам. Вопрос о неприкосновенности депутатов решен в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации. Для того чтобы сейчас возбудить уголовное дело в отношении депутата, не требуется согласия палаты, это написано в УПК, за который голосовала в том числе в полном составе фракция "Союз Правых Сил". Для того чтобы депутата можно было арестовать и обыскать без разрешения палаты, требуется изменение Конституции. Но вопрос в том смысле, как мы его ставили, "Союз Правых Сил", просто решен. А что касается второй части, так сказать, списка в Интернете, вы знаете, в этом списке двести шестнадцать депутатов, из них из фракции "СПС" - двадцать, то есть десятая часть, около двухсот - из других фракций, в том числе... Из всех остальных. Я хочу сказать следующее. (Шум в зале.) Можно, я скажу? Я говорю, что в этом списке в Интернете есть представители всех абсолютно фракций, абсолютно всех. И я хотел сказать одно: этот список возник на сайте compromat.ru, где про очень многих здесь сидящих можно что-то найти, а лично я ничему этому не верю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, Чуев. Пожалуйста, Александр Викторович. ЧУЕВ А. В., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. Уважаемые коллеги, с моей точки зрения, Борису Борисовичу не дают покоя лавры Кисы Воробьянинова, он, видимо, мечтает, чтобы депутаты Государственной Думы выходили просить милостыню, пользуясь этим статусом. Я просто хочу задать вопрос все-таки. Борис Борисович, я понимаю, что к депутатам и к Думе можно по-разному относиться, хотя наше самонеуважение действительно доходит до предела иногда. Но почему вы все-таки говорите именно о депутатах? У нас огромная армия чиновников государственных, чиновников исполнительной власти, и судебной власти, и у всех есть пенсии, и у всех есть социальные гарантии. Вот я не могу понять, если мы действительно начинаем массово бороться с привилегиями, ну, давайте это делать системно. Почему мы выделяем депутатов Государственной Думы из всех и показываем, какие мы хорошие, - вот давайте себя пенсии лишим? Это, по-моему, действительно выглядит странно и не похоже на то, что действительно мы заботимся о какой-то социальной поддержке. Вот если бы пенсии сняли... уменьшили у всех государственных служащих, хотя бы федеральных, пропорционально... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятен вопрос. Пожалуйста, депутату Надеждину включите микрофон. НАДЕЖДИН Б. Б. Вы знаете, я про госслужащих уже сказал, это тема законодательства о государственной гражданской службе, и мы там будем ставить эти вопросы, когда закон будет внесен, и будут поправки. Это просто другой вопрос. Что касается Кисы Воробьянинова, на мой взгляд, пример совершенно неудачный, потому что Киса Воробьянинов потерял возможности свои, в том числе пенсионные, в результате переворота, который совершили большевики. Поэтому это не ко мне, это туда. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Апатенко Сергей Николаевич. АПАТЕНКО С. Н., фракция "Единство". Спасибо, Геннадий Николаевич. Борис Борисович, вот сегодня вы говорите о честности... (Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Потише! АПАТЕНКО С. Н. Я считаю, что депутаты Государственной Думы всех фракций не меньше сделали, например, для решения проблем Российской армии, но вот сегодня "СПС" выступает "впереди планеты всей" с рекламой на дорогах о реформировании Вооруженных Сил. Я считаю, что не надо сегодня депутатов проверять на вшивость. Мы готовы поддержать этот законопроект. А готовы ли вы доработать этот законопроект вместе с депутатами от всех фракций и с учетом мнения комитета, членов Правительства и других чиновников категории "А", внести этот законопроект, а не поднимать сегодня популистский флаг? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Борис Борисович. НАДЕЖДИН Б. Б. Уважаемые коллеги, мы готовы доработать это - я уже третий раз говорю, - в том числе и в части государственных служащих, в том числе и в части лиц, замещающих государственные должности. Но просто это разные законы и немножко разное законодательство. Вообще, знаете, меня изумляет, не далее как два или три дня назад шел закон о системе госслужбы, я тогда громко кричал, кусался, царапался, говорил: пусть Дума займется финансированием, бюджетированием. Меня коллеги мягко так послали, знаете, типа "разберемся", и отдали Правительству и Администрации Президента решение этих вопросов, между прочим. А что касается того, почему депутаты... При чем здесь популизм? Да это никакой не популизм! Я еще раз говорю: мы написали закон абсолютно взвешенный. Если вы депутат уже пожилой и выходите на пенсию как депутат, пенсия у вас остается, как там написано. Но я не могу понять никаким умом, ничем: если человек в 30 или в 40 лет был три года членом парламента Российской Федерации, а двадцать лет потом, извините, неизвестно чем занимался, почему у него должна быть пенсия министра? Вот это абсолютно непонятно. Мы об этом говорим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, коллеги, обмен мнениями состоялся. Вопросы заданы. Кто хотел бы выступить? Есть желающие выступить. Запишитесь. Покажите список. Так, давайте только покороче. Депутат Ивер. Пожалуйста, Василий Михайлович. ИВЕР В. М. Уважаемый Борис Борисович, вы напрасно пытаетесь откреститься, убедить нас в том, что вы не из популистских соображений выходите с этим законопроектом. У нас в свое время был борец с привилегиями - Борис Николаевич Ельцин, чем эта борьба с привилегиями закончилась, мы все прекрасно знаем и видим. Второе. Вы заявляете, что, мол, наши избиратели не поймут и не изберут тех, кто не поддержит ваш законопроект. Хочу подчеркнуть, что наши избиратели гораздо умнее, чем вы о них думаете, и они судят о депутатах не по тому, каково их материально-техническое обеспечение, а по тому, чем они занимаются и как голосуют по основополагающим законопроектам, рассматриваемым в Государственной Думе. И многие популисты из предыдущего состава не избраны в нынешний состав Думы. Я уверен, что такая ситуация сохранится и в дальнейшем. Ну а депутатам лучше бы порекомендовать подавать в соответствии с законодательством и даже вне его требований декларацию о доходах. И, на мой взгляд, регулярно надо отчитываться перед избирателями, рассказывая и о своих доходах, и о том, что происходит в стране. А стыдно, на мой взгляд, иметь доход на сегодняшний день 150-200 тысяч долларов ежемесячно. Стыдно, когда министр финансов Российской Федерации выступает и говорит, что ничего страшного нет в этом чудовищном расслоении и в том, что некоторые руководители имеют такую высокую, с позволения сказать, заработную плату. И, конечно же, стыдно присваивать природную ренту. Необходимо вернуть народу то, что у него украдено. Я понял бы вас, если бы вы выступили с предложением установить потолок заработной платы для всех категорий, во всех структурах, на предприятиях всех форм собственности на уровне заработной платы депутата. Это было бы абсолютно справедливо в нынешнем нашем государстве. Поэтому я не поддерживаю ваше предложение и из популистских соображений, конечно же, не буду голосовать за данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Рыбаков. Пожалуйста, Юлий Андреевич. РЫБАКОВ Ю. А., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. Уважаемые коллеги, "Союз Правых Сил" вовсе не предлагает лишить депутатов их пенсий. "Союз Правых Сил" предлагает лишить депутатов их привилегий. Наши коллеги, левые, стыдят Правительство, стыдят олигархов, стыдят бывшего президента и говорят: ай-ай-ай, какие они получают высокие заработные платы, какие они получают высокие пенсии! Нехорошо, да? Стыдно. Тогда зачем же вы хотите уподобляться тем, кого вы упрекаете в том, что они живут не по средствам и пользуются деньгами, украденными у народа? Ведь те пенсии, на которые вы рассчитываете, считая при этом, что эти деньги украдены у народа, значит, тоже украдены. Так, может быть, все-таки не надо двойных стандартов? Может, все-таки начнем с себя, покажем свое собственное бескорыстие, а потом будем разбираться с другими? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитриева Оксана Генриховна, пожалуйста. ДМИТРИЕВА О. Г. Я хочу сказать, что я поддерживаю законопроект и буду голосовать за него. Я бы обратилась к депутатам от "Союза Правых Сил", от "Единой России": я считаю, что вы в обязательном порядке должны голосовать за этот законопроект, чтобы проверить на себе те пенсии, которые вы установили, проголосовав за закон "О трудовых пенсиях...", за пенсионную реформу для всей остальной страны. Более того, если законопроект будет принят в первом чтении, то я считаю, что во втором чтении нужно будет внести следующую поправку: вне зависимости от того, будет избран депутат в следующую Думу или нет, устанавливать ему ровно ту пенсию, за которую он проголосовал. Проголосовал за исключение нестраховых периодов - вот пусть так и устанавливается ему пенсия. Проголосовал за очень сомнительный механизм учета трудового вклада - вот пусть он так для него и устанавливается. Даже если впоследствии другие депутаты исправят эту пенсионную систему, каждому депутату устанавливать именно то, за что он голосовал. Более того, распространить это на чиновников, которые занимаются пенсионным законодательством, и тоже для них в обязательном порядке устанавливать ту пенсию, которую они навязали всей стране. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Никифоренко Юрий Васильевич, пожалуйста. НИКИФОРЕНКО Ю. В. Я буду краток. В принципе надо поддержать инициативу Бориса Борисовича Надеждина и действительно пойти навстречу ей, но она весьма половинчата и плутовата. Мне кажется, целесообразно подойти к этому системно и радикально: лишить министров привилегий в пенсионном обеспечении. Начать с Чубайса, который тоже был в Правительстве, и сказать ему: ваша пенсия будет полторы тысячи рублей, как у бывшего руководителя Центробанка Геращенко сейчас - ему установили обычную пенсию. И в этом плане было бы более справедливо с вождей партий начать. И еще. Мне кажется, если пойти дальше, то надо Правительству сказать, а сколько мы средств сэкономим на этом решении проблемы. Какую сумму? Куда мы ее направим целевым назначением? Может быть, целесообразно Правительству дать перспективу ветеранам по годам: как будет расти пенсия через год, через два, через пять лет? Или мы будем топтаться на месте и по 30 рублей добавлять, или это будет более серьезное решение. Деньги есть в стране. Несколько олигархов держат половину бюджета в своих руках. Вот с этого, мне кажется, Борис Борисович, и целесообразно начинать и "Союзу Правых Сил", и левым, и центру, и прочим движениям. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Мирзоев Гасан Борисович. МИРЗОЕВ Г. Б., фракция "Союз Правых Сил". Спасибо, Геннадий Николаевич. Вы знаете, я просто хотел сказать, что речь не идет о том, нужны или не нужны привилегии. Речь идет, я бы сказал, с одной стороны, о правовом равенстве, а с другой стороны, о том, что во всех парламентах мира депутат и сенатор - это избранники народа. Извините меня, у нас в России четыреста пятьдесят депутатов Государственной Думы, и, как мы видим, как показали вчерашние события, жизнь депутата вообще находится в зоне риска практически. И если их так уравнивать, по такой схеме, лишить их всего и вся, тогда как и с какой целью служить народу? Мне кажется, депутаты, во-первых, должны быть высокооплачиваемыми, и все должны равняться на них. И, кстати говоря, зарплата депутата, с моей точки зрения, должна быть выше, чем у всех чиновников. И он должен служить народу своему, который его избрал, и думать о том, как поднимать экономику страны. Как сделать так, чтобы народные избранники служили своим избирателям и знали, что три или четыре года, как предусмотрено по нашему закону, они будут оплачены... И, честно говоря, их пенсия должна быть достойной. Что касается самого законопроекта, я считаю, что его поддерживать нельзя. Это неправильно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Буткеев Владимир Анатольевич. БУТКЕЕВ В. А. Вообще, очень хорошо, что обсуждение данного законопроекта проходит без видео- и кинокамер. Поэтому упреки кого-либо в популизме будут, конечно, здесь только приемом, так сказать, который используется во имя диспута. Какой популизм, если мы сами как бы по-домашнему говорим о своих так называемых привилегиях или о своих преимуществах по сравнению с нашими избирателями. И хорошо, что такой разговор состоялся и что он происходит. И это не первый законопроект, который предлагает приравнять нас к нашим избирателям. Борис Борисович Надеждин не новатор этой идеи. Вы знаете, не так давно мы голосовали похожий законопроект, о котором докладывал Виктор Похмелкин. Об этом говорил погибший, мы сегодня поминали его, убитый вчера депутат Сергей Юшенков. То есть эта проблема всегда возникает, только чаще всего мы о ней говорим во время избирательной кампании, когда мы выходим к избирателям и начинаем о ней говорить. Вот, вспомните, многие будут говорить в сентябре, в октябре, в ноябре, перед 14 декабря, очень многие будут поднимать эти вопросы, проблемы, говорить о привилегиях депутатов, о том, что у них зарплата высокая, что пенсии высокие, машины, "сигналки" и всё остальное. То есть об этом говорят многие партии, многие движения, многие депутаты, используют это в своих избирательных лозунгах. Вообще, если говорить по большому счету, десять лет назад на волне борьбы с привилегиями, которые были у КПСС, демократия в том числе пришла к власти. То есть вообще власть всегда, как бы немножко заигрывая с народом, так сказать, с избирателями, ну, я не хочу сказать, что обманывая его, но вот так заигрывая, всегда обещает, что уж вот только мы-то - конечно... Наши соперники, которые будут у нас на выборах, будут тыкать в нас пальцами и говорить: видите, у них такие пенсии, у них такие высокие зарплаты, даже не 16 200, а с надбавками, с начислениями... Когда мы возьмем декларацию, мы увидим, что зарплата не 16 200, а выше. Но не в этом дело. Они будут нас критиковать за высокую зарплату, за высокие пенсии, но когда они сами сюда придут вместо нас или вместе с нами, вместе с кем-то из здесь сидящих, я не уверен, что они активно тут же проголосуют за это. Я не уверен, потому что всегда очень трудно отказаться от большего в пользу слабого. Власть - она всегда сильнее. И вот отрыв сегодня власти от людей - это главная причина того, что убивают и губернаторов, и депутатов, и просто людей на улицах. Это потому, что в нашем обществе власть живет по своим законам - кучка олигархов ею правит или какие-то криминальные или иные структуры, - а народ по своим законам живет, и он не верит и не ходит голосовать. И процент голосующих против всех и не приходящих всё выше и выше с каждыми выборами. И поэтому, естественно, безусловно, это проверка... Как вот говорят: мы выдержим проверку на вшивость, такое слово было. Вообще, это проверка на честность, проверка на порядочность. И я обещал, когда меня избирали и в прошлом созыве, и в этом созыве, что буду голосовать против депутатских привилегий, против повышенной пенсии, против повышенной заработной платы, если такие вопросы будут выноситься. И тех, кто говорит, что системно надо подходить и всех лишать, никто не лишает возможности выйти самим с такой инициативой. Не надо других упрекать в том, что они начали с депутатов, а не с министров. Выходите, уважаемые коллеги, и предлагайте лишать этих льгот и привилегий министров, ради бога. И я поддержу и это, потому что власть должна нести те же тяготы и те же невзгоды, что несет наш народ. И если мы можем депутатам и министрам установить высокую пенсию, так давайте мы начнем с ветеранов труда, с инвалидов. Давайте мы с себя снимем, а им отдадим эти 75 процентов или какие-то высокие повышенные пенсии. И это будет честно, и тогда люди, голосуя за нас, не будут обмануты телевидением, или радио, или газетами, которые покупаются и оплачиваются, а будут осознанно голосовать за нас, потому что они будут видеть в нас своих защитников. Но, видимо, так устроена власть: когда дракон умер - да здравствует дракон! Приходя снова во власть, власть начинает забывать о том, что наобещала своим избирателям, людям, гражданам России. Поэтому я считаю, что голосовать за это надо, и это только начало. Вообще, надо приводить в соответствие, вообще в чувство приводить власть. Она, по-моему, уже давно забывает, как живет простой человек, а как живут здесь, в Москве, в центре, в Кремле, в Думе или в других властных структурах, в Правительстве. Так давайте немножко приходить в чувство, давайте быть честнее. Трудно такое решение принять, я согласен, всегда трудно отказаться от знака, от мигалки, от высокой зарплаты или пенсии, но начинать надо прежде всего с себя. И после этого честно и открыто смотреть в глаза людям. И не ради популизма, потому что легче всего обвинить в популизме, но труднее реально и честно проголосовать за то, чтобы нас приравнять к нашим избирателям. И это правильно. И это справедливо. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Савостьянова Валентина Борисовна, пожалуйста. Последняя из выступающих. САВОСТЬЯНОВА В. Б. Уважаемый Борис Борисович, не так давно, примерно два года тому назад, был законопроект пятнадцати или шестнадцати депутатов об основах пенсионной системы, который концептуально выписывал новую пенсионную систему, где по Конституции все граждане равны и пенсии точно так же были равные и ставились в зависимость от заработной платы и стажа, который был у человека. Вот из вашей партии проголосовало всего четыре человека за этот закон. Поэтому я сейчас предлагаю после этого закона поставить на голосование вопрос о том, чтобы мы вернулись к концепции того закона, рассмотрели его, и создать группу депутатов, которая в течение этого нашего созыва разработала бы новое пенсионное законодательство, равное для всех граждан, в том числе и чиновников, и депутатов, чтобы мы успели его провести до наших выборов. Тогда мы действительно докажем, как мы боремся, а не будем популизмом заниматься, хотя за этот закон я проголосую. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, хорошо. Заключительное слово, пожалуйста, Борис Борисович. НАДЕЖДИН Б. Б. Уважаемые друзья, большое спасибо за конструктивное обсуждение. У меня просто несколько ремарок по тому, что здесь было сказано. Ну, первая ремарка, по поводу того, что вот, мол, начните тогда с чиновников. Понимаете, есть принципиальная разница между чиновником и депутатом. Да, пенсиями чиновников нужно, наверное, отдельно заниматься, разрабатывать закон, но чиновник получает пенсию, если у него двадцать пять лет стажа, из них двенадцать с половиной лет выслуги на госслужбе. Можно обсуждать, большая чиновничья пенсия или маленькая, но чиновник все-таки должен двадцать пять лет отработать и двенадцать с половиной лет из них на госслужбе. А депутатские пенсии устроены так, что вы можете вообще всю жизнь ничем не заниматься и нигде никогда не работать, а просто три годика побыть депутатом, и всё. Понимаете, какая история? Это немножко несправедливо. Второе, что я хотел сказать. Мне очень понравилась ремарка Оксаны Генриховны, что как человек голосовал, так с ним и надо поступать. Мне кажется, очень разумное решение. Я предлагаю распространить его вообще на все наши голосования, в том числе, например, по поводу введения смертной казни. Ну и, наконец, последнее. Все-таки я считаю, что этот закон действительно важен. Еще раз скажу: он не посягает ни в коей мере на тех депутатов, которые действительно из Думы выходят на пенсию, то есть пожилых людей. Но я считаю абсолютно безнравственным и неправильным то, что люди... Теоретически допустимая ситуация: в тридцать лет человек три года был депутатом, а потом нигде вообще никогда не работал, нигде не служил, отдыхал, и в шестьдесят мужик выходит на пенсию - и ему пенсия федерального министра. Вот это просто ненормально. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гребенников Валерий Васильевич. Нет? Представитель Президента? Нет. Представитель Правительства? Нет. По ведению - Кулик Геннадий Васильевич. КУЛИК Г. В. Спасибо, что вы мне пенсию сохранили, но я объявляю, что я буду голосовать против этого закона. Поэтому, кто где будет печатать, напечатайте. Большего, я бы сказал, популизма, иезуитского издевательства над теми, кто ждет реального улучшения жизни, трудно придумать. Сегодня у нас есть льготы, которые поглощают 450 миллиардов, и мы никак не можем привести в соответствие... Давайте, если вы по-настоящему хотите этим заниматься, вот с этого начнем. А то вы начали с вопроса, который стоит ровно столько, сколько надо дать пенсионерам одного района, а никаких сдвигов в улучшении социального положения это не дает. Поэтому еще раз повторяю: напечатайте, я голосую против. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Геннадий Васильевич, это не по ведению. Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы законопроект принять в первом чтении? (Шум в зале.) Что? Вы выступали. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 49 мин. 15 сек.) Проголосовало за 173 чел. 38,4% Проголосовало против 8 чел. 1,8% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 181 чел. Не голосовало 269 чел. 59,8% Результат: не принято Законопроект не принят.