Заседание № 209
07.02.2007
Вопрос:
О проекте федерального закона № 197042-4 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части усиления ответственности за нарушение правил пользования жилыми помещениями и правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4627 по 4969 из 6112
Пункт 15. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад представителя Законодательной Думы Хабаровского края члена Совета Федерации Озерова Виктора Алексеевича. ОЗЕРОВ В. А., член Совета Федерации. Уважаемая госпожа председательствующая, уважаемые коллеги, добрый вечер! Я очень внимательно слежу за работой Государственной Думы и не помню случая, когда при отрицательных заключениях профильного комитета и правительства можно было изменить ход голосования на пленарном заседании. Суть законопроекта, который представили законодатели Хабаровского края, достаточно проста. Предлагается дополнить Кодекс об административных правонарушениях, а именно часть первую статьи 7.21, касающуюся ответственности за нарушение правил эксплуатации жилых помещений, и часть вторую этой же статьи, касающуюся ответственности за самовольную перепланировку жилых помещений. Актуальность этого вопроса, я думаю, не вызывает сомнений. Сегодня должностными и юридическими лицами - а именно их предлагают законодатели Хабаровского края привлекать к административной ответственности - принимается достаточно много решений, которые нарушают права других нанимателей жилых помещений в многоквартирных домах. Нередки случаи, когда на вторых, а то и на третьих этажах жилых помещений оборудуются конторы, выстраиваются очереди, и это создаёт, конечно, определённые трудности для граждан, проживающих в этих жилых помещениях. Поэтому и предлагается в случае принятия таких противоправных решений как юридическими лицами, так и должностными лицами привлекать их к административной ответственности. В заключении Правительства Российской Федерации и в заключении профильного комитета говорится о том, что не указано, какие именно должностные и юридические лица будут привлекаться к административной ответственности. Можно было бы с этим согласиться, если бы в статье 7.19 Кодекса об административных правонарушениях, где говорится о самовольном подключении к газо- и электроснабжению, не говорилось об административной ответственности юридических и должностных лиц. И в предшествующей статье 7.21 статье 7.20, где говорится об административной ответственности за противоправное подключение к водоснабжению, также установлена административная ответственность как для юридических лиц, так и для должностных лиц, при этом не расписано, какова принадлежность этих юридических и должностных лиц. То есть никакого ноу-хау в статье 7.21, о чём говорится в заключении правительства и в заключении профильного комитета, законодатели Хабаровского края не предлагают. Более того, хочу вам сказать, что до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации на территории Хабаровского края действовал свой, краевой закон об административной ответственности за нарушение правил общежития и переоборудование помещений. За девять месяцев функционирования этого закона к административной ответственности были привлечены восемьдесят семь юридических и должностных лиц, и никто из них не оспорил этот административный штраф в судебном порядке. Поэтому я считаю, что проблема, о которой говорится в законопроекте, сегодня в жизни существует. Безусловно, юридическое исполнение, юридическая техника предлагаемого законопроекта требует доработки во втором чтении, но то, что эту проблему надо решать, лично у меня и у депутатов Законодательной Думы Хабаровского края не вызывает сомнения. Поэтому есть предложение принять данный законопроект в первом чтении, тем более что и в заключении правительства говорится о том, что проблема существует, и в ходе второго чтения привести текст законопроекта в соответствие с юридической техникой, принятой в Российской Федерации. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь. Содоклад от комитета сделает Александр Николаевич Харитонов. Включите микрофон. ХАРИТОНОВ А. Н. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Рассматриваемый законопроект предусматривает расширение круга лиц, которые могут привлекаться к административной ответственности за нарушение правил пользования жилыми помещениями. Так, предусматривается установить административную ответственность для должностных и юридических лиц за порчу жилых домов, жилых помещений, а равно порчу их оборудования, самовольное переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений либо использование их не по назначению. В действующей редакции данной статьи предусматривается административная ответственность только для граждан. В законопроекте остаётся неясным, какие должностные лица подразумеваются и за нарушение каких должностных обязанностей они подлежат административной ответственности. Аналогичное замечание касается изменения, вносимого законопроектом в часть вторую статьи 7.21 кодекса, согласно которому административной ответственности за самовольную перепланировку жилых и иных помещений в многоквартирных домах подлежат не только граждане, но и должностные лица. Следует признать, что затронутая авторами законопроекта проблема на самом деле требует правового урегулирования. Обращаем внимание на то, что Жилищный кодекс Российской Федерации, статьи 25 и 26, содержит положения, регламентирующие вопросы перепланировки только жилых помещений. Поэтому данный вопрос должен решаться комплексно: не только установлением административной ответственности юридического лица за самовольную перепланировку помещений в многоквартирных домах, но и путём законодательной регламентации процесса согласования переустройства и перепланировки помещений в многоквартирных домах. Действующая статья 7.22 "Нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений" предусматривает административную ответственность только должностных и юридических лиц. Рассматриваемым законопроектом за указанные деяния предполагается установление административной ответственности и для граждан, однако при этом не учитывается, что ряд обязанностей, перечисленных в статье 7.22 кодекса, за нарушение которых предусматривается административная ответственность, может относиться исключительно к должностному лицу. На основании изложенного комитет предлагает отклонить законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть ли вопросы? Вопросы есть. Как поступим? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По одному вопросу от фракции. Голосовать будем? Нет. От фракции КПРФ кто задаёт вопрос? Николай Игнатович Кондратенко, пожалуйста. КОНДРАТЕНКО Н. И. Уважаемый Александр Николаевич, всё один и тот же вопрос. Мы видим, проблема есть. Внизу криком кричат: надо менять ситуацию! Вы опять заводите в тупик. Всё, что вы здесь нам наплели, наговорили, неубедительно, дорогой. Я хотел бы в таком случае услышать, что через месяц мы вот так и вот так упорядочим все эти вопросы. Нельзя тормозить развитие жизни и страны в целом! Сколько уже подрывных действий вот здесь, в том числе вот таких докладов, через такие доклады, Александр Николаевич, звучало! Когда это закончится?! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон для ответа. ХАРИТОНОВ А. Н. Я думаю, Николай Игнатович, давайте таким образом поступим. Мы ведём сегодня речь только об административной ответственности граждан, которые перепланировали свою квартиру. Давайте посмотрим на комитет, который готовил Жилищный кодекс. Если мы в Жилищном кодексе определим порядок реконструкции помещений, жилых помещений в многоквартирных домах, если будет порядок, тогда давайте и будем смотреть, каким образом в Кодекс об административных правонарушениях вносить ответственность лиц, нарушивших этот порядок. Сегодня нет установленного порядка. За что мы будем дёргать наших бедных граждан и должностных лиц, если порядок не установлен? Всё просто. Давайте готовить законы комплексно, а не только совершенствовать Кодекс об административных правонарушениях и думать, что нам поступят с неба рубли, которые будут собираться с нарушителей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопрос от фракции ЛДПР. Малышкин Олег Александрович. МАЛЫШКИН О. А., фракция ЛДПР. Вот у меня к обоим докладчикам вопрос. Виктора Алексеевича удалили из зала, а я хотел ему вопрос задать. Где отвечать он будет, от какого микрофона? Первый вопрос у меня такого характера. Александр Николаевич, проблема-то действительно существует. Ведь если муниципальное жильё не ремонтируется в течение сорока лет, где найти виновного сейчас? Если так мы будем замыливать эту проблему, мы никогда и жильё не отремонтируем. И второй вопрос - Виктору Алексеевичу. Завтра в 17.15, Виктор Алексеевич, мы же пойдём смотреть правила содержания объекта. Не забыл? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, кто будет отвечать? Виктор Алексеевич, на трибуну, пожалуйста. ОЗЕРОВ В. А. Что касается вопроса Олега Александровича, он риторический, он не относится к тексту законопроекта. Что касается первой части его вопроса - что делать с ветхим жильём, когда оно будет ремонтироваться, то это тоже не по тексту законопроекта. Мы говорим о том, о чём говорим: об установлении административной ответственности за нарушение правил. Я не совсем согласен с докладчиком от комитета, когда он говорит, что Жилищным кодексом не установлено. Да, Жилищным кодексом не установлено, но есть постановление правительства от 1999 года о порядке содержания и переоборудования жилых помещений, то есть основания юридические, нормативно-правовая база, чтобы устанавливать факт нарушения порядка и перепланировки, и содержания мест общего пользования, имеются. Мы сегодня живём с вами не в вакууме. То, что это не вошло в Жилищный кодекс, - это, наверное, проблема не законодателей Хабаровского края. Они видят ту жизнь, которую видят, и пытаются на неё влиять своими методами, в том числе и через внесение соответствующих законопроектов, один из которых я вам сегодня представил. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пока оставайтесь на трибуне, Виктор Алексеевич. Есть ещё вопрос у депутата Семаго Владимира Владимировича, может быть, он будет к вам. Нет. Тогда присаживайтесь. Включите микрофон депутату Семаго. СЕМАГО В. В. Спасибо, уважаемая Любовь Константиновна. Александр Николаевич, у меня вопрос к вам, поскольку мы как бы коллеги. В вашем ответе, или в вашей реплике, или в вашем мнении, по поводу инициативы хабаровской прозвучал как бы некий позитив, что законопроект, который они предлагают, в общем-то, имеет смысл внимательно рассмотреть и, может быть, каким-то образом придать ему некую иную силу и форму. Не предполагаете ли вы конкретно как-то сказать, что ваш комитет действительно с пониманием отнёсся и вы рассчитываете на перспективное сотрудничество, чтобы и дальше дорабатывать как-то этот проект? Потому что ну нельзя... Действительно, инициатива интересная. Может быть, не совсем она совершенна, с точки зрения профессионалов-законодателей, но уходить от неё вот просто так мне представляется нецелесообразным. Не можете ли вы пояснить позицию комитета по этому вопросу? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Николаевич Харитонов. ХАРИТОНОВ А. Н. Да я, конечно, с вами согласен, со всеми, и с Олегом Александровичем, и со всеми. Дело в том, что, конечно, надо вопросы законотворчества решать комплексно. Сегодня, когда в контексте рассмотрения законопроекта мы полагаем, что только за счёт Кодекса об административных правонарушениях, усиления ответственности за любые виды человеческой деятельности - то ли курение, то ли выпивание пива, то ли перепланировка квартиры, - можно решить вопросы и стараемся навесить всё на бедного российского гражданина, простого жителя нашей страны, повысить ответственность, давайте сначала установим порядок для соответствующих органов и должностных лиц. Если этот порядок будет определён, он, возможно, будет кем-то нарушен, тогда и появится ответственность. Комитету, конечно, надо было по этому вопросу проконтактировать более широко с комитетом Мартина Шаккума, поэтому... То есть требуется дальнейшая работа над этим законом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Больше вопросов, по-моему, у нас не было. Есть ли желающие выступить? Есть желающие выступить. По сколько минут дадим выступающим? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Два предложения: три и десять. За какое голосуем? По три минуты. Фракция КПРФ. Локоть Анатолий Евгеньевич. ЛОКОТЬ А. Е. Хотелось бы сразу возразить уважаемому Александру Николаевичу, что речь идёт прежде всего не о бедных, безусловно, гражданах Российской Федерации. И, отклоняя этот законопроект, мы проявляем заботу, действуем не в защиту бедных граждан, наоборот. Достаточно состоятельные граждане, приобретая дешёвое жильё, потом преобразуют его, перепланируя, создают какие-то более удобные для себя условия. Бывает, что и бани делают на пятом этаже, и джакузи, и сауны, а потом эти сауны прорывают и падают на головы ниже живущих всех граждан. Бывает и наоборот: на первом этаже появляются частные предприниматели, которые делают такую перепланировку, от которой трескается весь дом, или по-иному отравляют существование всех, кто живёт этажами выше. Эта тема очень актуальна, очень важна. У меня очень много примеров в округе, очень много обращений граждан именно по этому поводу - по поводу неправильной перепланировки, незаконной перепланировки. Эти состоятельные граждане, далеко не бедные граждане очень легко сегодня обходят существующие законы. Уж каким путём они это делают - за мзду или каким-то иным образом, - это вопрос другой. Но проблема эта существует, она очень актуальна, и попытка урегулировать её путём ужесточения ответственности, мне кажется, вполне правомерна. Безусловно, эта законодательная инициатива стоит внимания. Мы будем голосовать за и призываем так же проголосовать всех остальных. Голосование за закон - это защита граждан бедных, а вот голосование против - это защита далеко не бедных граждан. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Фракция ЛДПР, есть желающие? Нет. "Единая Россия"? Москалец Александр Петрович. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые коллеги, выступление докладчика как бы состояло из двух частей. Вот смотрите, что Виктор Алексеевич сказал в первой части. Он сказал, что внимательно следит за работой Государственной Думы и не помнит случая, чтобы Государственная Дума принимала решения вопреки заключениям правительства. Я понимаю, что этот тезис полностью корреспондируется со статьёй в журнале "Российская Федерация сегодня" за подписью Председателя Совета Федерации, в ней тоже говорится, что Государственная Дума рассматривает законопроекты только в том случае, если на них поступили положительные заключения правительства. Должен доложить, что только по направлениям деятельности Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству за последние три месяца почти два десятка законопроектов и в первом, и во втором, и в третьем чтениях были рассмотрены, несмотря на отрицательное заключение правительства, они же одобрены Советом Федерации и подписаны уже президентом. Я уж не говорю про остальные двадцать восемь комитетов и комиссий Государственной Думы. Думаю, Виктор Алексеевич, что нужно, вообще-то, быть более сдержанным в оценке своих коллег. К сожалению, вот такой тон был у вас по всему докладу. А, вообще-то, такие законопроекты поддерживать нет никакого резона. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, у нас больше не было, по-моему, в других фракциях желающих выступить. Представители правительства и президента желали бы выступить? Нет. Требуется ли заключительное слово? Требуется. Пожалуйста, Виктор Алексеевич. ОЗЕРОВ В. А. Уважаемые коллеги, я прежде всего должен ответить уважаемому мною Александру Петровичу. Если он внимательно меня слушал, то должен согласиться, что я сказал: при отрицательном заключении не только правительства, но и профильного комитета. Это во-первых. Во-вторых, я уважаю Сергея Михайловича Миронова, но у меня есть своя голова, и есть своё понимание жизни. И честно говоря, я не читаю то, что написано в том журнале, о котором вы говорили. Законопроект подготовлен Законодательной Думой Хабаровского края. Мне, как члену Совета Федерации, представляющему Хабаровский край, поручено доложить его в палате. Кроме того, что там написано, ничего нового я не привнёс. Я с уважением к вам отношусь, уже в течение одиннадцати лет совместно с вами работаю, и те законы, которые вы принимаете... Я всегда говорю, что Совет Федерации работает на подряде в Государственной Думе. И я стараюсь очень добросовестно с вами сотрудничать от нулевого до третьего чтения в Государственной Думе и тем более поддерживаю законы, принятые вами, у нас в Совете Федерации. Поэтому обвинение... Я очень внимательно и уважительно к вам отношусь. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Николаевич Харитонов не хотел бы высказаться? Нет. Коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 05 мин. 21 сек.) Проголосовало за 105 чел.23,3% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 105 чел. Не голосовало 345 чел.76,7% Результат: не принято Не принимается. По ведению - Кондратенко Николай Игнатович. КОНДРАТЕНКО Н. И. Уважаемая Любовь Константиновна, и всё-таки, как я уже говорил, всё зависит от руководства Государственной Думы. Проблема обнажённая, назревшая, но ведь должно же руководство изменить свой стиль работы! Надо регистрировать, фиксировать эту проблему и поручить профильному комитету довести её до логического конца, иначе мы не помогаем своей стране жить, мы россиянам не помогаем жить, загоняем в тупик проблемы, которые у них назрели. Мы начинаем ревновать к Совету Федерации или к власти на местах, в территориях. Это нездоровое явление в парламенте, руководство парламента должно его сломить.