Заседание № 132
09.12.2005
Вопрос:
О проекте федерального закона № 196725-4 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об ответственности за курение табака в неустановленных местах; внесен Государственным Советом Чувашской Республики).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5247 по 5938 из 6890
Вне тематического блока мы рассматриваем с вами три альтернативных законопроекта, пункты 48.1, 48.2, 48.3. Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад представителя Московской городской Думы Евгения Борисовича Балашова. Пожалуйста, на трибуну. Вижу горящие глаза депутата Герасименко. БАЛАШОВ Е. Б., представитель Московской городской Думы. Уважаемые коллеги, у всех вас на руках исходный текст внесенного документа с пояснительной запиской к проекту, поэтому лишний раз не буду углубляться в суть проблемы, с которой наверняка курильщики знакомы гораздо лучше, а некурящие страдают от этого явления гораздо больше. Позвольте мне не повторяться, не утомлять вас цифрами и арифметическими подсчетами, а как автору предложенных изменений подробнее остановиться на некоторых аспектах поднятой проблемы. Конституция Российской Федерации допускает ограничение прав и свобод человека и гражданина только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц. Исходя из данного положения проблему можно разделить на две составляющие. Первая составляющая - сугубо медицинская. Пассивное курение - почему человек, который в силу необходимости - учащийся или преподаватель - находится в одном помещении с курильщиком, должен получать дозу вредных веществ? Ведь помещения, отведенные для курения, зачастую представляют собой лестничные площадки или тамбуры перед общественными туалетами. Даже если помещение отдельное, оно не герметично, не оборудовано специальной вытяжкой, что начинает практиковаться в отдельных европейских странах. Таким образом, миновать курилку практически невозможно. А исследования, проведенные специалистами, показывают, что некурящий человек, то есть пассивный курильщик, находящийся в компании курящего, получает гораздо больше вредных веществ, чем курящий. Налицо нарушение прав и законных интересов, нанесение вреда здоровью человека. Вторая составляющая - нравственная. Контингент учебных учреждений объединяет людей разного возраста. Это и преподаватели, взрослые люди с многолетними укоренившимися привычками, и студенты, учащиеся, которые, как губка, впитывают манеры поведения, манеры общения старших, образ курильщика. Мало того, и студенты делятся на старшекурсников и вчерашних школьников. Не каждый сможет отказаться от сигареты, предложенной преподавателем - плохого не предложит - или старшекурсником, боясь показаться маленьким. А ведь табакокурение - это один из видов наркотической зависимости, по мнению Всемирной организации здравоохранения, самая, наверное, сильно укореняющаяся привычка. От табакокурения, если его рассматривать в смысле наркотической зависимости, нетрудно перейти к легким и далее к тяжелым наркотикам. Таким образом, данный законопроект призван внести свою, пусть маленькую, лепту в решение одной из основных задач - задачи сохранения здоровья нации. Прошу вас поддержать законодательную инициативу депутатов Московской городской Думы и проголосовать за предложенный законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, поскольку у нас альтернативные законопроекты. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У вас вопрос к докладчику? Может быть, мы выслушаем три доклада по альтернативным законопроектам, а потом будем задавать вопросы, указывая, кому из докладчиков вы их задаете? Пункт 48.2, такой же законопроект, в редакции депутата Саввиди. Он направил в президиум письмо с просьбой, чтобы докладчиком по указанному законопроекту был депутат Москалец. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Мы можем перейти сразу к рассмотрению пункта 48.3. Тогда я приглашаю на трибуну представителя Государственного Совета Чувашской Республики Генриха Геннадьевича Васильева. ВАСИЛЬЕВ Г. Г., представитель Государственного Совета Чувашской Республики. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! В 2001 году был принят важный Федеральный закон "Об ограничении курения табака". В России только из-за курения ежегодно умирает около трехсот тысяч человек. Статьей 6 данного закона запрещено курение табака на рабочих местах, в городском и пригородном транспорте, на воздушном транспорте при продолжительности полета менее трех часов, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, культуры, на территориях и в помещениях образовательных учреждений, в помещениях, занимаемых органами государственной власти, за исключением курения табака в специально отведенных для курения местах. Нарушение положений данной статьи согласно пункту 3 статьи 6 названного федерального закона влечет административную ответственность. Вместе с тем Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях до сих пор не содержит норм, устанавливающих ответственность за нарушение вышеназванных требований. В этой связи предлагается установить административную ответственность за курение, за нарушение положений пункта 1 статьи 6 Федерального закона "Об ограничении курения табака". Протоколы о совершении правонарушений, предусмотренных новой статьей, предлагается уполномочить составлять должностных лиц органов внутренних дел. Правом рассматривать соответствующие административные дела предлагается наделить судей, так как эти дела довольно-таки щепетильные. Прошу поддержать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Приглашается на трибуну для содоклада по трем законопроектам первый заместитель председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Александр Петрович Москалец. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты, в том числе курильщики! Основная цель моего содоклада будет состоять в том, чтобы обосновать позицию комитета, почему из трех альтернативных законопроектов выбран именно тот, а не какой-либо другой. В целом эти три законопроекта правильно, мы считаем, отражают требования статьи 6 Федерального закона "Об ограничении курения табака", так как гарантии соблюдения закона должны быть. И в пункте 3 статьи 6, кроме того, прямо указано, что нарушение запрета на курение табака должно повлечь за собой привлечение к административной ответственности, так определил законодатель, то есть мы с вами. Кстати говоря, и мировая практика свидетельствует именно об этом, тут ничего нового нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Очень шумно в зале, я прошу внимания! МОСКАЛЕЦ А. П. Вот некоторые примеры только приведу. В Италии за курение в общественных местах полагается штраф в 250 евро, а за курение в присутствии несовершеннолетних или беременных женщин штраф увеличивается в два раза - до 500 евро. Или же вот в Республике Армения принят закон, согласно которому запрещается курить практически во всех общественных местах, а за нарушение закона штраф минимум 200 долларов США. А вот, скажем, Королевство Бутан вообще запретило продажу табака на своей территории, а Пакистан установил штраф до 1700 долларов или же три месяца тюрьмы. Предложения авторов рассматриваемых законопроектов тоже не назовешь слабыми, но и подход тут очень и очень разный. В чем он состоит? Вот если депутат Саввиди предлагает в качестве наказания предупреждение или штраф до одного минимального размера оплаты труда, то Государственной Совет Чувашской Республики доводит административный штраф до двухсот минимальных размеров оплаты труда, правда, для юридических лиц, а для должностных лиц - до двадцати минимальных размеров оплаты труда. Хотя сразу же могу отметить то, что является не очень понятным. Как это за курение, предположим, в автобусе гражданин может получить наказание в десять минимальных размеров оплаты труда, должностное лицо - до двадцати, а юридическое лицо - до двухсот? И какая, вообще, разница, кто конкретно курит? Да и как может курить юридическое лицо, в правовом плане тоже не очень понятно. Все-таки мы больше склоняемся к тому, что такое правонарушение носит больше индивидуальный характер и предложенный подход неприемлем. Кроме того, в законопроекте депутата Саввиди мы отмечаем не только явно выраженную минимальность административного наказания, но и то, что из статьи исключается воздушный транспорт, что уже противоречит базовому закону, так как курение на воздушном транспорте при длительности полета менее трех часов запрещено. Определенными недостатками страдает и третий проект закона, представленный Московской государственной Думой, но при этом он интересен не только своей последовательностью, но и предлагаемым подходом - дифференциацией в оценке поведения. Мосгордума даже успела за прошедшее со дня внесения время несколько улучшить свое предложение. Мы полагаем, что ко второму чтению с учетом некоторых элементов альтернативных законопроектов проект федерального закона, внесенный Московской государственной Думой, может быть доработан. И поэтому Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству предлагает проекты федеральных законов, внесенные депутатом Саввиди и Государственным Советом Чувашской Республики, отклонить, а проект федерального закона, внесенный Московской государственной Думой, принять в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятна позиция комитета. Маленькая поправка: Московская городская Дума - точное название. Вы говорили: государственная Дума. Есть вопросы у депутатов, вижу, много вопросов, хорошо. Первым был Герасименко. Я уже сказал, что у него горят глаза. Вижу всех: Ближина, Останина, Груздев... Давайте запишемся. Включите, пожалуйста, режим записи. Покажите, пожалуйста, результаты записи. Девять человек записались. Герасименко, пожалуйста, включите микрофон, поскольку я его уже объявил. Следующим будет депутат Кибирев. Кому вопрос, Николай Фёдорович? ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф. У меня вопрос к господину Балашову. Безусловно, наш Комитет по охране здоровья поддерживает все эти альтернативные законопроекты, потому что без реализации административного наказания статья 6 остается декларативной. Но есть вопросы. Первый вопрос. Вот непонятно, что такое "предупреждение" и градация на "второе", "третье". Что, нужно заводить талон предупреждений, да? Потому что в разных местах это может быть. Такой практики в мире нет, там сразу наказывают, без предупреждения. Это первый вопрос. И второй. Минимальный размер оплаты труда (в рублях это сколько будет?) 800 рублей или 100 рублей? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон в ложе правительства. БАЛАШОВ Е. Б. Всё в рамках административного наказания, как и предусмотрено в градациях Кодекса об административных правонарушениях. Там есть эта норма, и наверное, сразу карать за то, что человек даже не знает закона, не знает, что за это предусматривается ответственность, не стоит, наверное, профилактическая норма такая должна быть. Если это грубое нарушение, соответственно, финансовые отношения: 100 рублей, с 1 сентября 2005 года - 800 рублей. Абзац введен федеральным законом № 198-ФЗ от 29 декабря 2004 года. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Пожалуйста, вопрос депутата Кибирева. КИБИРЕВ Б. Г. У меня тоже вопрос к представителю Московской городской Думы. Уважаемый Евгений Борисович, я сразу скажу, что я, конечно, вместе с вами в борьбе против курения, потому что борьба - это вопрос очень многоплановый и ваше предложение - это один из способов такой борьбы. Но вот у меня вопрос такой интересный. Недавно ехал из Государственной Думы в Митино, насчитал у трассы сорок три больших рекламных щита с пропагандой курения, сбился со счету и бросил считать. Так вот вопрос: может быть вы, как представитель законодательной власти города Москвы (и мы вас поддержим), озаботитесь еще и наведением порядка в рамках действующего законодательства, скажем, в области назойливой пропаганды табакокурения в московской рекламе? БАЛАШОВ Е. Б. Я думаю, что новый состав Мосгордумы этим озаботится. Вы, как старшие товарищи, я думаю, должны, наверное, обратить внимание московской власти на тот беспредел, который действительно в рекламном пространстве города Москвы наблюдается. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, вопрос депутата Чаплинского. ЧАПЛИНСКИЙ С. И. Спасибо. У меня вопрос к Балашову. Евгений Борисович, скажите, пожалуйста, вот вам как депутату законодательного собрания с какой практикой применения аналогичного законодательства вообще в случае курения в неустановленных местах уже приходилось сталкиваться? БАЛАШОВ Е. Б. Федеральный закон об ограничении табакокурения без нормы о штрафах и без отсылочной нормы к административному кодексу действительно сегодня работает плохо. Если мы примем нормы о штрафах, они будут вполне ощутимы для нарушителей. Вот, например, прошли выборы. Как в любом другом субъекте Российской Федерации, они, как правило, проходят в учебных заведениях. Даже главы местных администраций не знают, что запрещено курить в школах и на территории, прилегающей к школьным зданиям. Без этой нормы приходится просто делать лично замечания. Я десятка два замечаний сделал главам управ, которые допускали курение при выходе из школы. Это плохо, но, если не будет предусмотрено наказание, в силу особенностей российского мировоззрения, наверное, люди не будут соблюдать закон. Это одна из основных причин введения таких норм именно в Кодекс об административных правонарушениях. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите, пожалуйста, микрофон депутату Останиной Нине Александровне. ОСТАНИНА Н. А. Я хочу адресовать свой вопрос Александру Петровичу Москальцу. Уважаемый Александр Петрович, вот у всех трех предложенных вариантов законопроектов есть противники, которые заявляют, что в случае принятия подобного рода законов большие потери понесет наш бюджет. Скажите, пожалуйста, существует ли еще такой атавизм, как российская табачная промышленность? И если да, скажите, вот на табачном рынке какие виды этой продукции присутствуют? И не могли бы вы привести статистические данные, сколько теряет наш федеральный бюджет от лечения хронических заболеваний курильщиков табака? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите, пожалуйста, микрофон депутату Москальцу. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые коллеги, при подготовке к представлению вам настоящих трех альтернативных законопроектов мы изучили стенограмму и все те материалы, которые относятся к рассмотрению нами базового закона "Об ограничении курения табака". Вот там мы с вами в полном объеме рассмотрели все последствия и в материальном, и в финансовом плане, и с точки зрения вреда для здоровья. Если есть необходимость вернуться к этому вопросу, то, пожалуйста, это может сделать каждый депутат, подняв стенограмму рассмотрения в первом чтении проекта федерального закона "Об ограничении курения табака". А предмет рассмотрения данного закона несколько иной. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Груздеву Владимиру Сергеевичу, включите, пожалуйста, микрофон для вопроса. ГРУЗДЕВ В. С., фракция "Единая Россия". Спасибо, Олег Викторович. У меня вопрос к Александру Петровичу. Александр Петрович, законодатель установил норму в КоАПе, но не установил ответственности. Скажите, пожалуйста, почему? Какая логика была? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, микрофон депутату Москальцу включите. МОСКАЛЕЦ А. П. Законодатель в базовом законе дал диспозицию, исходя из которой мы строим правила поведения. Теперь же в Кодексе об административных правонарушениях мы с вами определяем, каковы гарантии соблюдения вот этого требования статьи 6 базового закона "Об ограничении курения табака". Частично они у нас с вами есть, вы помните, у нас есть действующая статья 11.17, но она предусматривает ответственность за курение в вагонах пригородных поездов. Этого явно недостаточно, потому что сама статья уже предполагает необходимость административного наказания за курение табака на рабочих местах, в городском и пригородном транспорте, воздушном транспорте и так далее, я уже не буду повторять. Вот с этим и связано сегодняшнее рассмотрение данного вопроса. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос задает Ближина Любовь Фёдоровна. Пожалуйста, включите микрофон. БЛИЖИНА Л. Ф. Вопрос Евгению Борисовичу. Так как законопроекты альтернативные и они похожи, вопросы одни и те же, хотя коллега уже про рекламу вопрос задавал. Известно, что любая запретительная политика является наиболее простой, дешевой и наименее эффективной мерой, часто приводящей к обратному эффекту. И не кажется ли странным, что мы собираемся совмещать строгие меры борьбы с повсеместным курением с такой же вездесущей рекламой табачных изделий? И второе. Не слишком ли строги все предлагаемые запретительные меры в стране со столь низким уровнем жизни большинства, высокой безработицей, а также массовой беспризорностью и вообще неприкаянностью и отсутствием перспектив у значительной части молодежи? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Евгений Борисович. БАЛАШОВ Е. Б. Бьюсь, как могу. Все те законопроекты, которые представляла Московская городская Дума по изменению федерального законодательства, как раз предполагают комплексный подход к проблеме подрастающего поколения. Конечно, все вопросы реабилитации подростков взаимосвязаны, но здесь важно работать в двух направлениях: это первичная профилактика и, безусловно, репрессивные меры. Без жесткого законодательства, по которому надо наказывать тех, кто подает неправильный пример для подражания подрастающему поколению, не обойтись, так же как не обойтись без дальнейшего финансирования профилактических программ, без создания реабилитационного пространства, особенно в так называемых спальных районах. Надо работать на всех направлениях. Поэтому я думаю, что не надо противопоставлять то и это, надо вводить взаимодополняющие нормы во все виды законодательства. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопрос Иванова Сергея Владимировича. ИВАНОВ С. В. Спасибо. У меня вопрос к уважаемому коллеге Генриху Геннадьевичу Васильеву. Хотя, уважаемые коллеги, честно говоря, я не припомню, чтобы я видел, что в метро кто-то курит, особенно в час-пик, в автобусах, на лекциях студенты, по-моему, не курят, в самолетах и подавно не курят, хотя раньше вроде как курили. Но вопрос о применении этого закона. Ну вот представьте. Мы с коллегой покурили у себя на рабочем месте. Заходит проверка, говорят: "Ага, табачком пахнет". Ну и как будут устанавливать, кто курил? Ну, если человек нетрезвый, он дыхнет куда-то, а нам что, плевать, что ли? Как применяться закон будет? Кого штрафовать? Один говорит: "Это не я курил", второй говорит: "Нет, я не курил". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос представителю Госсовета Чувашской Республики Генриху Геннадьевичу Васильеву. Пожалуйста. ВАСИЛЬЕВ Г. Г. Спасибо. Мы у себя в законопроекте предлагаем вот так: составление протоколов осуществляется сотрудниками милиции, а их рассмотрение - мировым судьей, именно мировым судьей, подчеркиваю этот момент. Я согласен с этим, тут надо зафиксировать... Есть вопросы, есть проблемы, поэтому мы именно... Я вот заключение Правового управления Аппарата Госдумы читал, они предлагают, чтобы рассматривали эти дела должностные лица МВД, а вот мы как раз предлагаем, чтобы протоколы рассматривали мировые судьи. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос депутата Кулика Геннадия Васильевича. КУЛИК Г. В. Не курю, ненавижу тех, кто курит, особенно женщин, но все эти три законопроекта поддерживать ни в коем случае не буду. Я думаю, только больной человек будет их поддерживать. И у меня в связи с этим, чтобы я понял, как другие будут поддерживать этот законопроект, к авторам и к представителю комитета два вопроса. Первый вопрос касается предупреждения. Это что, будет ставиться отметка где-то на лбу, на шее, на пальце какой-то краской несмываемой о том, что уже имеется предупреждение и в последующем будет штраф? Или будет выдана каждому гражданину книжка, как было раньше у водителей: предупреждение - из книжки талон вырвали, значит, следующее наказание уже штраф? Второй вопрос. Кто и как будет собирать эти штрафы? Вот я понял из ответа представителя Чувашии, что надо куда-то, в какой-то пункт, привести человека, составить акт о том, что его где-то... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятен вопрос, Геннадий Васильевич. Я так понимаю, что первый вопрос - представителю Московской городской Думы, а второй - комитету. Пожалуйста. БАЛАШОВ Е. Б. Ну, здесь мы ничего, конечно, не можем внести как законодательную инициативу, потому что строгий алгоритм наказаний предусмотрен административным кодексом, но скажу только в отношении отдельной категории - несовершеннолетних граждан, нарушивших данную норму закона. Это рассматривается на комиссии по делам несовершеннолетних, и данный гражданин или семья ставится на учет. Это достаточно серьезная профилактическая норма, потому что, совершенно очевидно, ему растолкуют суть административного наказания и в дальнейшем будет неповадно повторно закон нарушать. Хотя могут быть и второе предупреждение, и третье. Не надо, наверное, так усматривать - что мы хотим довести ситуацию до абсурда. Норма одна. Сегодня, готовясь к этому заседанию, я слышал по радио, что есть страны, где еще более жесткое законодательство. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Геннадий Васильевич, я слышу вас лучше, чем отвечающего на вопрос. Дайте ответить на вопрос. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Геннадий Васильевич, я даже не могу отключить вам микрофон, вы громче говорите, чем в микрофон. БАЛАШОВ Е. Б. Я думаю, что с вашим внуком, наверное, вы сами разберетесь и предупредите его как следует. Что касается несовершеннолетних граждан России, есть административный кодекс и есть такая норма, которой мы предлагаем сегодня воспользоваться, чтобы сразу не наказывать ремнем и так далее, другими вашими методами. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Петрович Москалец, пожалуйста, ваша точка зрения, точка зрения комитета. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Геннадий Васильевич, здесь ситуация значительно проще, чем вы ее представили сейчас в зале заседаний, потому что в Кодексе об административных правонарушениях предусмотрены и правила проведения административного процесса. То есть там есть схема доказывания, схема фиксирования, и если кто-то нарушил закон "Об ограничении курения...", то составляется протокол или соответствующий документ и в нем делается отметка: либо гражданин предупреждается о нарушении, либо привлекается к другой административной ответственности. И вот эта отметка уже фиксирует, не нужно никакого талона предупреждений, как было у водителей, или еще какой-либо отметки в паспорте или в каком-то ином документе, удостоверяющем личность. Кроме того, у нас сегодня уже существует практика... Вот я, когда выступал, говорил о действующей статье 11.17 Кодекса об административных правонарушениях, которая предусматривает ответственность за курение в вагонах. Так там тоже есть санкция, она так и прописана: "...влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере до одного минимального размера оплаты труда". То есть здесь авторы трех законопроектов в принципе уже исходили из той аналогии построения материального и процессуального права, которая сегодня уже принята, нами с вами утверждена и действует. Другой вопрос - я также об этом говорил, - что, хотя комитет и предлагает принять за основу законопроект, предложенный Московской городской Думой, этот законопроект также страдает недостатками, и, безусловно, там нужно работать еще и над диспозицией, и над санкцией, тем более что они построили эту статью из нескольких частей. Это тоже требует обсуждения. В режиме поправок, я думаю, все эти вопросы устранимы, и мы считаем, что при работе над этим законопроектом такая возможность - устранить и доработать его с учетом всех наших с вами замечаний - имеется. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Магдеев, последний из списка записавшихся. И потом Коган, по ведению. МАГДЕЕВ М. Ф., фракция "Единая Россия". Спасибо, Олег Викторович. Мой вопрос Генриху Геннадьевичу Васильеву. Сегодня из ваших уст прозвучала цифра, что в результате курения гибнет людей в десять раз больше, чем в результате дорожно-транспортных происшествий. Откуда такая статистика? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон в ложе правительства. ВАСИЛЬЕВ Г. Г. Данные из материалов средств массовой информации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. По ведению - Коган. Пожалуйста. КОГАН А. Б., фракция "Единая Россия". Спасибо, Олег Викторович. Александр Петрович, вот два депутата задавали нормальный вопрос, но ответ так и не получили. Если возможно, все-таки четко ответьте: слово "предупреждение" ко второму чтению реально убрать или нет? Потому что всех смущает слово "предупреждение". Во-первых, предупреждение бесконтрольно, во-вторых, понятно, что это будет одна из таких мощных коррупционных мер, когда он написал предупреждение - и 50 процентов в карман. Эти предупреждения можно выписывать сколько угодно. Это очень важно. Реально убрать предупреждение и оставить только штраф? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Борисович, делаю вам замечание: вы должны были сказать, когда я вам дал слово по ведению, что вы не смогли записаться на вопрос - видимо, у вас не сработала кнопка - и хотите задать вопрос. Правильно я понимаю вас? Вопрос задал депутат Коган представителю комитета. Александр Петрович Москалец, пожалуйста. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые коллеги, вполне возможно ко второму чтению, как вы говорите, убрать такую меру административного наказания, как предупреждение, хотя я, как депутат, вообще-то, считаю, что было бы более целесообразным ее оставить. Когда будем работать в режиме поправок, в режиме рассмотрения законопроекта во втором чтении, этот вопрос, я думаю, мы рассмотрим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, мы завершили процедуру вопросов и ответов. Кто хотел бы выступить по данному законопроекту? Нет таких? Есть: депутат Герасименко, депутат Тягунов... Давайте от фракций тогда. От фракции КПРФ кто хотел бы выступить по данному законопроекту? Нет желающих. От фракции ЛДПР - Иванов. Включите, пожалуйста, микрофон депутату Иванову Сергею. ИВАНОВ С. В. Для начала я хотел бы своему коллеге заметить, что ненавидеть меня незачем, я курю и, наверное, и дальше буду курить, пока по телевидению не будут показывать, например, раковые легкие, человека в больнице, задыхающегося от нехватки кислорода: лежит и с маской дышит, - да мало ли что еще можно показать по телевизору! И это будет гораздо эффективней, чем вводить вот эти штрафы. Мы говорим, что Конституция позволяет ограничивать права людей. А вот у меня нет автомобиля, я, может быть, ненавижу всех автомобилистов, но я же не призываю отказываться от автомобилей. Конечно, проблема важная, но, по-моему, такие методы ее решения абсолютно не годятся. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Фракция "Единая Россия" - депутат Герасименко. ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф. Уважаемые коллеги, мы сегодня рассматриваем важнейший для будущего нации вопрос. Недавно опубликованы данные Всемирного банка, и мы это неоднократно на различных ученых форумах по демографии обсуждали: до 2025 года население России уменьшится на восемнадцать миллионов человек, я подчеркиваю. Сверхсмертность мужчин, которой нет в Европе, в основном обусловливается сердечно-сосудистыми заболеваниями (55 процентов), на втором месте стоят алкоголизм и курение. 300 тысяч в год - эту цифру называют не средства массовой информации, это научные данные, некоторые называют даже больше. Курильщики недоживают от десяти с половиной до пятнадцати лет. И когда здесь возражают, особенно женщины, - непонятно. Ведь закон об ограничении курения в общественных местах направлен на предупреждение прежде всего пассивного курения, на то, чтобы оградить детей, беременных, больных. И когда говорят женщины, что не надо, я просто не понимаю! И когда ведут разговоры о том, что, у нас в стране такие штрафы... Да у нас самые мягкие штрафы в мире! Везде 500 долларов, 250 и так далее. Второе. В отношении отчислений в бюджет. У нас самые низкие в мире акцизы - копейки просто. Нужно увеличить, наоборот, величину акцизов. И кто призывает не голосовать или не поддерживать, тот просто ненавидит людей, ненавидит детей, не думает о будущем России, а любит только табачные фабрики и хочет, чтобы табачные фабрики продолжали процветать, чтобы курили всегда и везде и чтобы за это они получали деньги. Кто любит наших детей, думает о будущем России, тот поддержит закон. Я предлагаю поддержать законопроект Московской городской Думы. Спасибо. (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От фракции "Родина" - Шеин Олег Васильевич. Пожалуйста. ШЕИН О. В., фракция "Родина" (народно-патриотический союз)". Я недавно в одном магазине видел достаточно забавное объявление, оно звучит так: "Уважаемые граждане курящие..."... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, я не слышу депутата Шеина. Обеспечьте в зале тишину, пожалуйста. ШЕИН О. В. Достаточно забавное объявление не так давно пришлось видеть в одном магазине, оно звучит так: "Уважаемые граждане курящие, уважайте права некурящих, для вас есть специально отведенное место - подвальное помещение". Мне кажется, что логика всех трех законопроектов, по сути, абсолютно верная, и наша фракция будет закон поддерживать, потому что здесь дело не в нюансах и деталях, которые могут быть изменены во втором чтении, а в сути. Действительно, вот то, о чем сейчас говорил коллега Герасименко, - что люди, которые курят, живут в среднем на четырнадцать-пятнадцать лет меньше, чем люди некурящие... По официальной статистике минздрава, каждая пятая смерть в России - по причине заболеваний, болезней дыхательной системы, вызванных именно интенсивным табакокурением. Что касается налогов, доходов бюджета, заработной платы, в том же самом "Яндексе", в Интернете, очень четкие цифры: экономические потери страны, связанные с ущербом здоровью людей, примерно в два - два с половиной раза превышают все те налоговые доходы, которые мы получаем от разного рода корпораций, я уж не буду говорить о том, что практически все наши табачные предприятия - это предприятия, которые гонят прибыль именно на Запад. Собственно, если бы они гнали прибыль сюда, разницы особой не было бы, потому что ущерб выше неимоверно, но это западные компании. И почему мы должны травить наших людей в чьих-то коммерческих интересах, лично мне и всем моим товарищам совершенно непонятно. Возьмем другой пример. В США, которые являются одним из мировых лидеров на рынке по производству табачной продукции, в результате целенаправленной государственной политики количество курящих людей сократилось с 40 до 22 процентов от всего числа жителей страны. В подобных условиях любые инициативы, которые касаются повышения акцизов, ограничения рекламы, тех или иных штрафов, вопросов, связанных с тем, чтобы ограничить в стране места для курения, абсолютно правильны, и любые из них мы будем всегда поддерживать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Я не получил информации о том, кто выступает от фракции "Родина" (Народная Воля - СЕПР). Нет желающих? По ведению - депутат Останина. Пожалуйста. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Я думаю, что если бы вместо вас, Олег Викторович, вел сейчас заседание Александр Петрович Москалец, то он бы депутатам Герасименко и Шеину сказал, что их выступления не относятся к предмету обсуждаемых законопроектов. На самом деле я приняла упрек депутата Герасименко и в свой адрес, поскольку мой вопрос имеет отношение как раз вот к той удручающей статистике, которая касается нашей экономики, с одной стороны, в части поддержки зарубежных производителей, с другой стороны, к огромным потерям бюджета. Поэтому, конечно, в лице нашей фракции вы видите только сторонников всех трех предложенных законопроектов, и прежде всего того законопроекта, который предложила Московская городская Дума. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо за разъяснения, Нина Александровна. Уважаемые коллеги, мы можем приступить к голосованию по трем альтернативным законопроектам. Процедура такая: я ставлю на голосование каждый из законопроектов, мы голосуем, а потом смотрим результаты. Итак, я ставлю на голосование законопроект под номером 48.1 повестки дня, внесенный Евгением Борисовичем Балашовым, представляющим Московскую городскую Думу. Пожалуйста, включите режим голосования. (Идет голосование.) ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, наоборот, поправляюсь: внесла Московская городская Дума, а представлял Евгений Борисович Балашов. Коллеги, у нас голосование рейтинговое, поэтому голосуем сначала все три законопроекта, а потом смотрим результаты голосования. Ставится на голосование пункт 48.2 - законопроект, внесенный депутатом Саввиди. Включите, пожалуйста, режим голосования. (Идет голосование.) Уважаемые коллеги, ставится на голосование пункт 48.3 - законопроект, внесенный Государственным Советом Чувашской Республики. Его представлял Генрих Геннадьевич Васильев. Включите, пожалуйста, режим голосования. (Идет голосование.) Забыл спросить: есть ли кто без карточки? Нет. Покажите, пожалуйста, результаты голосования по пункту 48.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 54 мин. 08 сек.) Проголосовало за 397 чел.88,2% Проголосовало против 2 чел.0,4% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 400 чел. Не голосовало 50 чел.11,1% Покажите, пожалуйста, результаты голосования по пункту 48.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 54 мин. 44 сек.) Проголосовало за 69 чел.15,3% Проголосовало против 8 чел.1,8% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 77 чел. Не голосовало 373 чел.82,9% И пожалуйста, покажите результаты голосования по пункту 48.3. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 55 мин. 20 сек.) Проголосовало за 85 чел.18,9% Проголосовало против 10 чел.2,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 95 чел. Не голосовало 355 чел.78,9% Итак, по результатам голосования принимается в первом чтении законопроект, внесенный Московской городской Думой. (Аплодисменты.) Уважаемые коллеги, реакция зала показывает, что удовлетворены все, кроме депутата Иванова, который не аплодирует.