Заседание № 214
17.01.2003
Вопрос:
О проекте федерального закона № 196603-3 "О рынках".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1930 по 2158 из 5127
Коллеги, подошел депутат Шеин, докладчик по пункту 9. Григорий Алексеевич Томчин, содокладчик, тоже здесь. Пожалуйста, Олег Васильевич Шеин. Пункт 9: о проекте федерального закона "О рынках". ШЕИН О. В., депутатская группа "Регионы России (Союз независимых депутатов)". Уважаемые коллеги, прошу извинить за опоздание, связанное с пробками и перекрытием дорог в районе Кремля. Настоящий законопроект внесен в связи с необходимостью законодательного регулирования условий работы большого количества наших сограждан, которые заняты на рынках, расположенных в городах Российской Федерации. Практика показывает, что в колоссальном количестве случаев налицо очень серьезные конфликты, которые выливаются в том числе и в серьезные социальные столкновения (я думаю, у всех на памяти те события, которые были в городе Махачкале). И в этих условиях, наверное, есть смысл установить определенные рамки взаимоотношений между миллионами уличных торговцев в Российской Федерации и администрациями рынков. Я сразу хотел бы заметить, что подавляющее большинство субъектов Федерации, откликнувшихся на данный законопроект, его поддерживают, в том числе, скажем, и Законодательное Собрание такого нашего мегаполиса, как город Санкт-Петербург. Сам законопроект, кстати говоря, опирается на аналогичный документ, принятый в моей родной Астраханской области Государственной Думой Астраханской области, и представляет из себя следующий перечень разделов. В первую очередь устанавливается единая система основных терминов и определений, устанавливается специализация рынков, то есть рынки подразделяются на универсальные, продовольственные, по торговле сельхозпродукцией, специализированные и так далее. И самое главное, речь идет о системе управления рынками и об отношениях между администрациями рынков и предпринимателями, в частности о том, чтобы нельзя было изменить специализацию без предварительного предупреждения людей, чтобы нельзя было изменить плату за место без предварительного предупреждения людей, чтобы соответствующая финансовая документация могла быть доступна и открыта, чтобы администрации рынков были обязаны осуществлять переговоры с ассоциациями предпринимателей, которые на рынках торгуют, которые на рынках заняты. Одновременно также вводится раздел об организации непосредственно торгового процесса, где речь идет об условиях, при которых администрациями рынка предоставляются торговые места, скажем, индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, иностранным гражданам и так далее. Я вполне допускаю, что данный законопроект может быть не принят, потому что есть отрицательные заключения и профильного комитета, и нашего Правительства в основном со ссылкой на то, что это якобы не является предметом федерального регулирования. На мой взгляд, это не так, и в статье 72 Конституции Российской Федерации речь идет о том, что данный контингент вопросов все-таки относится к предметам совместного ведения. Я бы еще раз хотел обратить внимание на то, что подавляющее большинство субъектов Российской Федерации, которые откликнулись на законопроект, его поддержали, на то, что его поддержали ассоциации предпринимателей, в том числе, кстати говоря, и Москвы, и Подмосковья, и ряда других городов Российской Федерации, потому что впервые предлагается законодательно отрегулировать ту систему отношений, которая на сегодняшний день, по большому счету, ничего, кроме конфликтов, в себе не несет. И наверное, ситуацию надо изменять. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Васильевич, присаживайтесь. Григорий Алексеевич Томчин, вы с места? Пожалуйста, микрофон Томчину включите. ТОМЧИН Г. А., председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству, фракция "Союз Правых Сил". Уважаемые коллеги, уважаемый председательствующий! Закон, внесенный депутатом Шеиным, по своему тексту и предмету достаточно важен и мог бы являться хорошим модельным законом для субъектов Федерации. Не знаю, к сожалению или к счастью, но этот предмет законодательства не относится к предметам ведения Федерации, а относится к предметам ведения субъектов Федерации и даже муниципального образования, законодательно это предмет ведения субъектов Федерации. На основании статей 71, 72 Конституции субъекты Федерации могут принять такие законы у себя в полной мере с учетом местных особенностей. Регулировать этот процесс из центра не представляется достаточно серьезным, так как мы не можем учесть особенности продовольственных, птичьих, сельскохозяйственных, продуктовых, вещевых, комиссионных и иных мест торговли, поскольку здесь под рынками понимаются практически любые места торговли, сдаваемые в аренду. На основании изложенного комитет предлагает отклонить данный законопроект, о чем указано и в заключении Правового управления. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы к докладчикам? Есть. Попов Сергей Алексеевич, ваш вопрос, говорите кому. ПОПОВ С. А. У меня вопрос к автору, к депутату Шеину. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Васильевич, готовьтесь ответить. ПОПОВ С. А. Олег Васильевич, вы совершенно правильно сказали, что это предмет совместного ведения. Но ведь по совместному ведению Федерация принимает какие-то законы, оставляя дальнейшее регулирование субъектам. Вот мне не очень понятно все-таки, зачем здесь нужно регулирование на федеральном уровне? Может быть, в этом отношении всё оставить субъектам? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Олег Васильевич Шеин. ШЕИН О. В. Большое спасибо. Ну, реальная практика показывает, что регулирования на уровне субъектов Российской Федерации не происходит. Вместе с тем я надеюсь, что сам факт рассылки вот этого законопроекта в территории все-таки ряд регионов к этому побудит. И я бы обратил внимание на то, что подавляющее большинство субъектов Федерации, направляя свои отклики к нам, в Государственную Думу, указало, что они считают необходимым именно федеральное регулирование, чтобы были какие-то стандарты, рамки, установленные на уровне Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопрос? Коломейцев Николай Васильевич. Коломейцеву Николаю Васильевичу включите микрофон, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Олег Васильевич, а не кажется ли вам, что мы забираем последнюю возможность у муниципальных образований? Мы и так их уже, в общем-то, лишили всех полномочий, принимая такие законы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Шеин Олег Васильевич. ШЕИН О. В. Мне так не кажется. Давайте смотреть на вещи следующим образом. Наш муниципалитет на самом деле (на мой, конечно, взгляд, может быть, я ошибаюсь), - это не столько орган местного самоуправления, сколько орган местного самоуправства. И на сегодняшний день особенно, скажем, в сети муниципальных рынков, в сети маршрутного городского транспорта существуют бесконечные, постоянные практически в каждом городе конфликты между индивидуальными предпринимателями, которые - кстати, крайне небогатые люди - заняты в этом секторе, и местной властью. И по большому счету, местная власть, как показывает практика, не заинтересована в каком-то нормативном регулировании этих вопросов и отношений между индивидуальными предпринимателями, малым бизнесом и администрациями, которые выступают посредниками между этими предпринимателями и властью. Буквально в каждом городе можно привести колоссальное количество примеров, потому что совершенно очевидно, что в условиях, когда нет нормативного регулирования, существуют колоссальные возможности для коррупции, для произвола. Поэтому мы ничего не забираем, мы просто наводим порядок по требованию, кстати, миллионов людей, потому что те ассоциации предпринимателей, которые данный законопроект поддерживают, действительно выражают интересы миллионов людей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Больше вопросов нет. Есть ли желающие выступить? Так, Плетнёва Тамара Васильевна, пожалуйста. ПЛЕТНЁВА Т. В., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемые коллеги, я несколько удивлена сегодня каким-то равнодушием с нашей стороны к очень важному, по сути дела, вопросу, который ставит депутат Шеин. Наверное, вы знаете, что происходит в каждом регионе на этих самых пресловутых рынках. За десять последних лет основная масса рабочих, которые были на заводах и вынуждены были уйти куда-то в бизнес, как они называют (а на самом деле, я считаю, это не бизнес, это "купи-продай"), - это наемные работники, которые нанимаются к хозяевам, и их уже можно назвать словом "рабы". Они совершенно бесправны. Вот дают им в день 20 рублей, на некоторых рынках 50 рублей, и они вынуждены на морозе, в жару стоять продавать чужой товар. И они абсолютно бесправны в том плане, что у них, у основной массы, нет ни социальной защиты, ни гарантированной оплаты, ни возможности куда-то пожаловаться. И кроме того, даже в Пенсионный фонд отчислений у них нет. Поэтому об этом надо вслух кричать и говорить, а мы с вами сегодня ссылаемся на тот аргумент, который звучит так: да вот, вы знаете, это не наше ведение, пусть вот на местах разбираются. Да если вы знаете жизнь на местах, посмотрите, кто чаще всего директора этих рынков! Они сегодня почти все у власти на местах. Они в основном, почти все, депутаты законодательных собраний. Да никогда они эти вопросы не будут рассматривать! И первый, кто должен поднять все эти вопросы, - это мы с вами. Я считаю, вопрос очень важный, почему и ассоциация предпринимателей-то вот тех самых мелких, кто хотел бы навести порядок на этих рынках, и поддерживает это. Я, конечно, думаю, что это явление, такие рынки, у нас недолговечно, думаю, что постепенно они будут из нашей жизни уходить, сокращаться, укрупняться, цивилизовываться. Но сегодня это вопрос горящий, это вопрос, касающийся, повторяю, миллионов людей. Поэтому я думаю, что нужно нам поддержать в первом чтении, посмотреть специалистам, что-то можно поправить во втором, третьем чтениях. Но так просто отнекиваться и говорить, что это не мы, а там должны - я думаю, нам этого люди просто не простят. Я считаю, что закон нужно поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители Правительства хотели бы высказаться? Нет. Представитель Президента? Нет. Олег Васильевич, заключительное слово, пожалуйста. ШЕИН О. В. Уважаемые коллеги, я просто буквально один момент хотел бы еще подчеркнуть, который является предметом регулирования данного законопроекта, это вопрос о финансовой прозрачности муниципальных и немуниципальных рынков для тех предпринимателей, которые там торгуют, и соответственно для потребителей. Потому что существует колоссальное количество ситуаций, когда искусственно уменьшается количество официально декларируемых мест, в следствие чего, с одной стороны, возрастает плата за конкретное место, по отношению к конкретному человеку, что, бесспорно, отражается на цене товаров, и одновременно колоссальные деньги уходят просто мимо всякого контроля, мимо всякого налогообложения кому-то в частный карман. Поэтому вопрос о демократизации (если это слово еще можно употреблять) работы рынков - это вопрос, который служит интересам всех: и интересам потребителей, и интересам предпринимателей, и интересам собственно бюджета. Вот в нашей Астраханской области работа аналогичного закона во многом позволила нормализовать ситуацию, и после его принятия вот те конфликты, из-за которых раньше проходили массовые митинги, сейчас решают посредством консультаций, опираясь на данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые депутаты, я ставлю на голосование. Кто за то, чтобы данный законопроект принять в первом чтении? Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 47 мин. 14 сек.) Проголосовало за 30 чел. 6,7% Проголосовало против 27 чел. 6,0% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 58 чел. Не голосовало 392 чел. 87,1% Результат: не принято Не принимается.