Заседание № 125
О проекте федерального закона № 196560-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об установлении ответственности за массовое распространение материалов, отнесённых к экстремистским в соответствии с федеральными законами, а также за их производство либо хранение).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
10-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Докладывает Ирина Викторовна Белых. БЕЛЫХ И. В. Спасибо большое, Иван Иванович. Законопроектом предлагается внести в диспозицию статьи 20.29 изменения, предусматривающие административную ответственность за массовое распространение материалов, отнесённых к экстремистским в соответствии с федеральными законами, а равно за их производство либо хранение в целях массового распространения. К законопроекту поступила одна поправка, она носит уточняющий характер и позволяет более полно определить перечень экстремистских материалов путём указания на регулятивное законодательство, закрепляющее понятие "экстремистские материалы". Комитет предлагает рассмотреть таблицу № 1 и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 30 мин. 28 сек.) Проголосовало за 308 чел.68,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 308 чел. Не голосовало 142 чел.31,6 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 30 мин. 51 сек.) Проголосовало за 317 чел.70,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 317 чел. Не голосовало 133 чел.29,6 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Пожалуйста, Ирина Викторовна Белых. БЕЛЫХ И. В. Спасибо большое за поддержку. Законопроект подготовлен к рассмотрению в третьем чтении, все необходимые экспертизы проведены. Предлагаем поддержать в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений, рассмотрим в третьем чтении? Нет возражений. Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Законопроект ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 31 мин. 32 сек.) Проголосовало за 324 чел.72,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 324 чел. Не голосовало 126 чел.28,0 % Результат: принято Принимается в третьем чтении единогласно. Спасибо.
Заседание № 87
О проекте федерального закона № 196560-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об установлении ответственности за массовое распространение материалов, отнесённых к экстремистским в соответствии с федеральными законами, а также за их производство либо хранение).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Коллеги, 61-й и 62-й вопросы мы рассматриваем тоже с одним докладом. 61-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности"; 62-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Докладывает Эрнест Абдулович Валеев. ВАЛЕЕВ Э. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект направлен на совершенствование законодательства в сфере противодействия экстремизму в части недопущения нарушения территориальной целостности Российской Федерации. В настоящее время участились случаи распространения на территории нашей страны печатно-буклетной, картографической продукции, в которой те или иные части Российской Федерации отнесены к другим государствам, например Крым, Южные Курилы, другие территории. Такого рода информационные материалы, как правило, являются скрытой формой пропаганды, которая проводится из-за рубежа и направлена на формирование у российской и мировой общественности искажённых представлений о государственной границе Российской Федерации. В целях противодействия подобным вмешательствам во внутренние дела России, попыткам внешнего давления со стороны недружественных государств в законопроекте предлагается скорректировать предусмотренное Федеральным законом "О противодействии экстремисткой деятельности" понятие экстремистских материалов путём отнесения к ним предназначенных для распространения и публичного демонстрирования картографических и иных документов и изображений, которые оспаривают территориальную целостность Российской Федерации. В случаях массового распространения или производства указанных материалов физические и юридические лица будут нести административную ответственность. Реализация предлагаемых норм позволит пресекать организованную иностранными государствами деятельность, которая связана с покушением на целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации. И одновременно этими же авторами подготовлен законопроект о внесении изменений в статью 20.29 Кодекса об административных правонарушениях. О чём идёт речь? В пункте 3 статьи 1 закона "О противодействии экстремистской деятельности" даётся понятие экстремистских материалов. К ним относятся материалы и документы, которые призывают к осуществлению экстремистской деятельности либо оправдывают, обосновывают необходимость такой деятельности. Одновременно с таким общим определением экстремистских материалов перечисляются конкретные материалы, которые признаются экстремистскими в силу закона, они перечислены также в пункте 3 статьи 1 закона о противодействии экстремизму, например, это материалы, которые признаны преступными Нюрнбергским процессом. В законопроекте под пунктом 61 мы предлагаем включить сюда картографические материалы, которые изображают территорию России как территорию, принадлежащую другим государствам. Есть два варианта экстремистских материалов: в одном случае материалы признаются судом экстремистскими и включаются в федеральный реестр, в другом - материалы признаются таковыми уже в силу закона, поэтому дополнительного подтверждения суда не требуется для признания их экстремистскими. В статье 20.29 Кодекса об административных правонарушениях ответственность за производство, распространение экстремистских материалов предусмотрена только в тех случаях, когда эти материалы внесены в федеральный реестр. Такая формулировка в Кодексе об административных правонарушениях лишает возможности привлечения к административной ответственности всех лиц, которые распространяют экстремистские материалы. Именно в связи с этим предлагается скорректировать статью 20.29 Кодекса об административных правонарушениях, включив в неё позицию, что ответственность предусматривается как в случаях, когда материалы включены в федеральный реестр, так и в случаях, когда материалы признаны экстремистскими федеральным законом. Законопроект поддерживается правительством. Замечаний Правового управления нет. Комитет по государственному строительству и законодательству предлагает несколько иной механизм реализации наших предложений, что в принципе, наверное, требует дополнительного обсуждения. В целом же задача состоит в том, чтобы распространение экстремистских материалов всегда влекло за собой административную ответственность. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь, Эрнест Абдулович. По 62-му вопросу с содокладом выступает Ирина Викторовна Белых. БЕЛЫХ И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо. Уже добрый вечер, уважаемые Иван Иванович, депутаты Государственной Думы! В настоящее время действительно предусмотрен судебный порядок признания материалов экстремистскими и в Кодексе об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за распространение экстремистских материалов, включённых в опубликованный федеральный список, который формируется Минюстом на основании судебных решений о признании материалов экстремистскими, это статья 20.29. В рассматриваемом законопроекте предлагается установить ответственность также и за распространение материалов, отнесённых федеральным законом к экстремистским. Такая трактовка не является безусловной и на практике каждый подобного рода материал не считается экстремистским автоматически в силу закона, а признаётся таковым по решению суда. В случае принятия проектных изменений возникает неясность в том, какие именно материалы в силу закона будут отнесены к экстремистским, то есть без рассмотрения судом в порядке, установленном статьёй 13 федерального закона № 114-ФЗ. По мнению комитета, именно в нормах регулирующего законодательства должен содержаться ответ на такой вопрос, а не в кодексе, который устанавливает административную ответственность за нарушение законодательства. Вместе с тем, соглашаясь с необходимостью совершенствования правового регулирования общественных отношений в обозначенной сфере, а также с тем, что статья 20.29 КоАП не всегда позволяет возбудить дело, если материалов нет в опубликованном перечне Минюста, комитет считает возможным поддержать концепцию законопроекта с учётом следующего замечания. В случае принятия в первом чтении при доработке ко второму следует исключить из диспозиции административного состава формулировки, указывающие на признаки экстремистских материалов, то есть и те, которые уже содержатся в КоАП (материалы, включённые в перечень Минюста), и те, которые предлагаются в проекте (материалы, отнесённые к экстремистским в соответствии с законом), сохранив лишь указание на общий характер - экстремистские, то есть предусмотреть более широкую трактовку статьи 20.29, и мы готовы над этим работать. Это позволит возбудить дело и в том случае, если материала нет в опубликованном федеральном списке, и с помощью собранных доказательств на основании регулирующего закона в судебном порядке вынести решение о характере материала. Норма должна быть чёткой и ясной и работать однозначно. Комитет предлагает поддержать законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ирина Викторовна. Коллеги, будут ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Матвеев Михаил Николаевич. МАТВЕЕВ М. Н. Эрнест Абдулович, у меня вопрос такой. Ну, понятно, что действительно иной раз выпуск карт является предметом каких-то устремлений. Мы знаем, японцы периодически Сахалин штрихуют как свой, не знаю, там, Эстония что-то, Украина. Этот закон как будет действовать по отношению к уже ранее выпущенным картам, существующим - он будет их касаться или нет? Я коллегам приведу пример. У нас в вестибюле, здесь вот, внизу, в Георгиевском, сейчас пойдёте - посмотрите, рядом с гардеробом висит так называемая подробная карта Российской Федерации. На ней новые регионы не включены в состав России - ну понятно, там рядом с линией фронта всё время движется, но даже Крым там до сих пор отнесён к Украине. Вот является ли эта карта, которая у нас висит, которой мы должны показывать пример, экстремистской? Если да, кто будет нести ответственность за то, что там граница России неправильно указана, спикер или руководитель Аппарата Думы? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Валееву включите микрофон. ВАЛЕЕВ Э. А. Вообще, мы предлагаем в федеральном законе чётко прописать, что экстремистскими будут материалы картографии в том числе только в тех случаях, когда они оспаривают целостность территории Российской Федерации. Это прямо в тексте закона вписывается. Поэтому все карты, которые были изданы до принятия закона, карты, которые отражают те или иные исторические периоды, когда территории принадлежали другим государствам, - вот эти случаи под понятие административного правонарушения, безусловно, подпадать не будут. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Исаков Владимир Павлович, пожалуйста. ИСАКОВ В. П. У меня похожий вопрос. Вчера случайно на одном из телеканалов прогноз погоды увидел, и там на карте территория Российской Федерации с Крымом, но без новых территорий, без Донецка, Луганска, Херсона и Запорожья. И мне почему-то кажется, что это не один такой канал и, может быть, это даже не случайность. Вот в таком случае будет ли считаться экстремизмом, что на одном из федеральных каналов карта Российской Федерации при прогнозе погоды не учитывает новые территории? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Валееву включите микрофон. ВАЛЕЕВ Э. А. В связи с тем что сегодня нет нормативных актов, которые относили бы искажённые карты к экстремистским материалам, ответственность для телеканала наступать не будет. Вопрос об ответственности будет вставать только в тех случаях, когда картографические материалы или другие изображения будут распространяться после принятия закона и вступления его в законную силу. Как известно, закон обратной силы не имеет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В. У меня тоже вопрос к Эрнесту Абдуловичу. Видимо, многим СМИ придётся быть повнимательнее с картами и со всем остальным. Эрнест Абдулович, всё-таки, что касается массового распространения экстремистских материалов, что такое "массовое" - два адреса, три адреса, четыре адреса? Это первый момент. И второй момент. Сегодня есть вот такая оценочная, скажем так, структура, как суд, который оценивает, экстремистский материал или не экстремистский. Если материал попал в соответствующий список, а человек знал это и распространял, он заведомо уже шёл на нарушение. Но когда материал ещё не оценён никем, по большому счёту, кто-то может добросовестно заблуждаться и распространять материал, который, в общем-то, по его мнению, не является экстремистским, а по факту его накажут. Как быть вот с этой ситуацией - без судебного решения? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Валееву включите микрофон. ВАЛЕЕВ Э. А. Я несколько коснулся в докладе этой ситуации. Ещё раз возвращаюсь к основному закону - закону "О противодействии экстремистской деятельности". В пункте 3 статьи 1 приводится понятие экстремистских материалов, и первые две позиции - это материалы, которые предназначены для публичного демонстрирования и призывают к осуществлению экстремистской деятельности или оправдывают такую деятельность, и вот в этой части материалы могут быть признаны только судом экстремистскими и после этого включены в реестр. В то же время в этом пункте перечисляется ряд материалов, которые уже сам федеральный закон признаёт экстремистскими, они чётко перечислены, и к ним мы сегодня добавляем распространение картографических материалов с нарушением территориальной целостности. В тех случаях, когда в законе прямо перечислено, какие материалы являются экстремистскими, признания их ещё судом таковыми просто-напросто не требуется. И их нельзя не знать: все эти случаи чётко перечислены в пункте 3 статьи 1. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. БЕЛЫХ И. В. Алексей Владимирович, и всё-таки я хочу обратить внимание, что в заключении комитета этот вопрос отдельно указан, Эрнест Абдулович тоже на это сослался во время своего доклада. Мы всё-таки говорим о том, что решение суда... что пока судебный порядок никто не отменяет. Мы будем работать дальше над формулировкой статьи 20.29 КоАП, потому что перечень всех возможных нарушений очень сложно прописать в федеральном законодательстве, это тоже нужно понимать. Работа не прекращается. И я остановилась отдельно на предложении в заключении комитета сделать более широкой формулировку статьи 20.29 КоАП именно с тем условием, чтобы работать в судебном порядке. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Просят уточнить, что означает термин "массовое распространение". Эрнест Абдулович, вы можете пояснить? Депутату Валееву включите микрофон. ВАЛЕЕВ Э. А. В законе о противодействии экстремизму говорится о публичном распространении и о массовом распространении. В каждом случае речь идёт о том, что это не должны быть единичные случаи, и только. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, коллеги, будут ли желающие выступить? Синельщиков Юрий Петрович. Ещё будут желающие? Выборный. Тогда запись проведём. Порядок я не могу определять. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Выборный Анатолий Борисович, пожалуйста. С места. Включите микрофон. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" данный проект федерального закона поддерживает и будет голосовать за его принятие в первом чтении. И прежде всего потому, что предлагаемые новеллы в случае принятия проекта федерального закона дадут возможность расширить такое понятие, как экстремистские материалы. К ним будут отнесены в том числе те, которые предназначены для распространения либо публичного демонстрирования картографических и иных документов и изображений, оспаривающих территориальную целостность Российской Федерации. Ведь сегодня уже очевидно, что такие карты - это не забавная география, такие карты - это реальные планы западных элит. Они буквально стремятся сбросить Россию в XV век, оставив на этих картах лишь Московскую республику размерами примерно с Великое княжество Московское 1462 года. Их цель на поверхности, они даже не скрывают и не прячутся за красивыми лозунгами о гуманизме и демократии, их цель - развал нашей страны и превращение её в плацдарм нескончаемой гражданской войны. Поэтому их авторы раскрашивают Россию во множество цветов и флагов, а внизу приводят перечень государств, которые могут быть образованы на территории нашего государства. И всё это активно распространяется в сети "Интернет" и будоражит умы многих. Но мы ведь знаем точно, что в итоге это "цветные революции", гражданские войны, вооружённые конфликты, гибель ни в чём не повинных людей и другие чудовищные преступления. Конечно, сомнений нет, эти бредовые идеи должны пресекаться, любые такие попытки необходимо подавлять в зародыше. Такие материалы должны быть под запретом, а те, кто их распространяет, должны нести ответственность, и не только административную, но прежде всего уголовную. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Синельщиков Юрий Петрович, пожалуйста. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. Уважаемые коллеги, фракция не будет поддерживать законопроекты под пунктами 61 и 62. Ну, Ирина Викторовна уже мне помогла, поэтому я скажу очень коротко. Под экстремистской деятельностью применительно к картам географическим, как записано в пояснительной записке, понимается публичное демонстрирование картографических и иных документов и изображений, оспаривающих территориальную целостность Российской Федерации. Как нам представляется, недостаточно только демонстрации картинки, необходимо ещё и пытаться довести до зрителя, до слушателя информацию, которая будет оспаривать территориальную целостность Российской Федерации. У нас на практике была попытка привлечения к административной ответственности политика, который давал интервью на фоне устаревшей карты, передача касалась защиты природы, а не передела территорий. Ну и законопроект может утвердить вот такую совершенно неправильную практику. Не надо делать трагедию из факта существования устаревшей карты, надо исходить из целей вот такой демонстрации. Поэтому мы этот законопроект не поддерживаем. Ну а что касается законопроекта под пунктом 62, то я обращаю внимание на отзыв правительства. В официальном отзыве правительства имеются серьёзные замечания, которые не позволяют поддержать этот законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Эрнест Абдулович, будете выступать с заключительным словом? Нет. Ирина Викторовна? А, будете. Депутату Валееву включите микрофон, пожалуйста. ВАЛЕЕВ Э. А. Я хотел бы всё-таки небольшое уточнение внести: в официальном отзыве правительства нет ни единого замечания по законопроекту. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ирина Викторовна, пожалуйста. Депутату Белых включите микрофон. БЕЛЫХ И. В. Я хочу ещё раз подтвердить позицию, что комитет понимает важность этих шагов, предлагает поддержать законопроект в первом чтении и работать над ним ко второму. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, переходим к голосованию. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности", 61-й вопрос. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 23 мин. 09 сек.) Проголосовало за 342 чел.76,0 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 345 чел. Не голосовало 105 чел.23,3 % Результат: принято Принимается в первом чтении. И ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", 62-й вопрос. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 23 мин. 40 сек.) Проголосовало за 343 чел.76,2 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 345 чел. Не голосовало 105 чел.23,3 % Результат: принято Принимается в первом чтении.