Заседание № 190
О проекте федерального закона № 196463-5 "О внесении дополнений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" (о возможности приобретения российского гражданства в упрощённом порядке иностранными гражданами и лицами без гражданства, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, вставшими в Российской Федерации на учёт по месту пребывания).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Вопрос 18. О проекте федерального закона "О внесении дополнений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации". Доклад представителя Законодательного Собрания Калужской области Татьяны Васильевны Аникеевой. Пожалуйста. АНИКЕЕВА Т. В., представитель Законодательного Собрания Калужской области. Добрый день, уважаемый председательствующий, уважаемые депутаты Государственной Думы! Вашему вниманию представляется проект федерального закона "О внесении дополнений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации", внесённый Законодательным Собранием Калужской области. В соответствии с данным законопроектом предлагается дополнить часть 7 статьи 14 указанного федерального закона. Напомню, что действующая редакция части 7 статьи 14 Федерального закона "О гражданстве..." предоставляет право на получение гражданства в упрощённом порядке иностранным гражданам и лицам без гражданства - участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Причём федеральным законом предусмотрен этот упрощённый порядок только для тех иностранных граждан и лиц без гражданства - участников государственной программы, которые имеют регистрацию по месту жительства на территории субъекта Российской Федерации. Практика реализации данной программы в Калужской области - а по числу привлечённых соотечественников наша область занимает второе место по России и первое место в Центральном федеральном округе - показала, что в большинстве случаев участники программы, которые прибывают на территорию субъекта, очень редко имеют возможность приобрести жилое помещение для постоянного проживания и, соответственно, приобрести регистрацию по месту жительства. Как правило, переселенцы вынуждены снимать жильё, имея только временную регистрацию, что не позволяет им воспользоваться нормами федерального закона и получить гражданство в упрощённом порядке. То есть действующая норма федерального закона в таком случае не работает. Законопроектом, подготовленным Законодательным Собранием Калужской области, такая возможность предусмотрена как для участников программы, которые имеют регистрацию по месту жительства, так и для тех, кто встал на учёт по месту пребывания. Получение гражданства Российской Федерации в упрощённом порядке участниками государственной программы повлечёт возникновение у переселенцев прав и обязанностей, предусмотренных для граждан Российской Федерации, будет способствовать их скорейшей адаптации в России, а это и есть ключевая задача государственной программы переселения соотечественников в Российскую Федерацию. На законопроект получено положительное заключение Правового управления, нас поддержало большинство субъектов Российской Федерации. Хочу сказать, что Калужская область сегодня - это динамично развивающийся регион, который заинтересован в притоке соотечественников и их скорейшей адаптации. Прошу поддержать нашу законодательную инициативу. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Содоклад сделает первый заместитель председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Александр Петрович Москалец. Пожалуйста. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Действующий Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" предусматривает возможность приёма в гражданство Российской Федерации в упрощённом порядке тех иностранных граждан и лиц без гражданства, которые имеют регистрацию по месту жительства. Авторы рассматриваемого законопроекта, как вы слышали из доклада, предлагают эту возможность распространить и на лиц, вставших на учёт по месту пребывания. Однако что сразу я хочу отметить? Что в соответствии со статьёй 3 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" концептуальное понятие "гражданство" означает наличие устойчивой правовой связи лица с нашей страной, выражающейся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. И совершенно очевидно, что лица, временно пребывающие в Российской Федерации, к числу которых относятся иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие временную регистрацию, а точнее, поставленные на учёт по месту пребывания на территории нашей страны, имеют не саму эту устойчивую правовую связь, а только предпосылки, хотя, не скрою, объективные, для её возникновения. Также очевидно, что в большинстве случаев иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию в рамках Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, очевидно, желают подобную устойчивую связь сформировать, однако в то же время не следует исключать и возможность прекращения участия указанных граждан и лиц в названной государственной программе на каком-то определённом, им известном этапе. Поэтому содержащееся в рассматриваемой законодательной инициативе предложение о возможности получения российского гражданства в упрощённом порядке для иностранных граждан и лиц без гражданства, хотя и относящихся в силу наличия статуса участников государственной программы к категории, более подготовленной к интеграции в современное российское сообщество, однако всего лишь только вставших на миграционный учёт по месту их пребывания на территории нашей страны, на наш взгляд, является необоснованным. И вот с учётом изложенного Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству предлагает данный законопроект отклонить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Будут ли вопросы к докладчику и содокладчику? Четыре руки я вижу - Федоткин, Решульский, Багдасаров и Москалькова. Пожалуйста, Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. У меня вопрос, Александр Петрович, к вам. Ну, я думаю, что вы не будете спорить, что в семье, где один ребёнок, или в семье, где три ребёнка, всё равно детей одинаково любят. Дело не в количестве, а в том, что это родственные души, это дети. Когда мы говорим о соотечественниках, которые приезжают на свою историческую родину... Неважно, сколько их, - они домой приезжают, и, наверное, двери дома должны быть открыты для них, а не так, с порога: езжай назад. Но тем не менее я хотел бы вас спросить: вы располагаете информацией, сколько наших соотечественников, скажем, в прошлом, в позапрошлом, в этом году попытались или приехали в Россию и сколько не смогли обустроиться на своей исторической родине, у себя дома? Есть такие данные в динамике хотя бы за два-три года? МОСКАЛЕЦ А. П. Ну, стиль ваших вопросов уже известен - вы всегда педалируете ситуацию. Такие данные, конечно же, есть, но я всё-таки хочу перевести обсуждение данного вопроса в то русло, которое, вообще-то, задано авторами законопроекта. Мы с вами не должны забывать, что есть ещё и статья 32 действующего федерального закона, где прямо говорится, что заявление по вопросам гражданства подаётся соискателем по месту жительства. И поэтому расширять поле для обсуждения данного вопроса совершенно нет никаких оснований. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Решульский Сергей Николаевич. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо, Борис Вячеславович. Уважаемый Александр Петрович, ну, у нас разные вкусы, несомненно, у каждого, сидящего в этом зале. Вот буквально при обсуждении предыдущего законопроекта вы меня обвиняли в том, что я вроде бы предлагал тут железный занавес устроить и никого не пускать сюда. Всё-таки обоснуйте, почему ваш комитет и вы лично считаете необоснованным упрощённое получение гражданства Российской Федерации людьми, которые сердцем своим и душой тянутся в Россию, вступили в эту государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению? Они бросили там всё, едут к нам и хотят жить здесь, как мы, россияне, русские, многонациональный наш народ. Почему мы не даём им права получить в упрощённом порядке гражданство, почему? Необоснованна, вы говорите, инициатива наших товарищей из законодательного собрания. Ну, люди-то... (Микрофон отключён.) МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Сергей Николаевич, ответ на ваш вопрос заложен в вашем же вопросе. Вы сказали слова "государственная программа" - вот это и есть ключ и ответ на ваш вопрос, потому что целью-то государственной программы является стимулирование и организация процесса добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников за счёт привлечения переселенцев на постоянное место жительство, и никак иначе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Багдасаров Семён Аркадьевич. БАГДАСАРОВ С. А. У меня вопрос к Александру Петровичу. Александр Петрович, скажите, пожалуйста, нуждается ли наша страна с учётом её нынешней демографической ситуации в приливе сил соотечественников, которые отличаются по своему культурному состоянию от нашего основного населения? Можно ответить: да или нет? Законы принимают не ради законов, а ради решения каких-то политических проблем в интересах страны. МОСКАЛЕЦ А. П. Ну, я не думаю, что, используя ваш вопрос, можно выдавливать позитивную оценку в отношении нашего общества, нашего российского общества. Оно имеет свой огромный и культурный, и технический, и другой потенциал. Уважаемые коллеги, давайте не будем как-то в одну сторону сдвигать ситуацию, забывая о том, кто вообще в этой стране всегда жил, защищал и прошёл с ней все сложные года и остаётся в ней сегодня. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Москалькова Татьяна Николаевна. МОСКАЛЬКОВА Т. Н., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Ну, к сожалению, тональность моего вопроса будет такой же. Вот в выступлении было сказано, что не обеспечивается устойчивая связь прибывающих в Россию наших соотечественников. Вот скажите, пожалуйста, кто не обеспечивает эту устойчивую связь? Ведь при приёме этих граждан мы обещаем им дать а) жильё и б) работу, и то, что мы не обеспечили их жильём, - вероятно, это вина государства. И уважаемое законодательное собрание пытается исправить эту ситуацию, чтобы обеспечить выполнение президентской и правительственной программы. То, что вы говорите, по форме правильно, но, как говорили наши классики, по содержанию издевательство. МОСКАЛЕЦ А. П. Не буду называть фамилию этого классика, он несколько иную фразу говорил, и она в другом контексте, вообще-то, звучит. А если отвечать на ваш вопрос, Татьяна Николаевна, то я должен ещё раз отметить, что всё-таки участие иностранных граждан и лиц без гражданства в государственной программе подразумевает - и вот тут как раз я делаю акцент, - подразумевает, что решение принимается самим соотечественником на основе осознанного выбора на место проживания и работу на территории, а не просто приехать на апробирование: получится, не получится, оставлю ещё двери открытыми и, если что-то не так, вернусь назад. Поэтому давайте всё-таки будем рассматривать данное законодательное предложение и с учётом тезисов и принципов той программы, которая сегодня работает в Российской Федерации. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь. Спасибо. Есть ли необходимость выступить? Ну, вот раз третья рука поднялась, есть предложение - по одному от фракции. Решульский Сергей Николаевич и Багдасаров. Пожалуйста, Сергей Николаевич. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо, Борис Вячеславович. Я действительно искренне отношусь с уважением к Александру Петровичу и всегда его внимательно слушаю. Все слова по отдельности я понимаю, а вот в сумме в том, что он говорит, абсолютно никакой логики нет, и не могу сообразить, о чём же идёт разговор. Казалось бы, ясная и понятная проблема, с которой вышли законодатели Калужской области. И прекрасно здесь доложила Татьяна Васильевна, что есть проблема. Государство - правильно мои коллеги подсказывают, по-моему, сейчас и в вопросе это прозвучало, - Российское государство, взяв на себя обязательство по реализации государственной программы оказания содействия добровольному переселению, должно предоставить жильё, работу, зарплату, создать условия жизни соотечественникам, которые душой и сердцем с Россией, приехали сюда жить, как все россияне - теперь так называют, хоть мне и не нравится это слово, - жители России, получить гражданство. Ну, не получается, не хватает ни финансов, ни ещё каких-то там других возможностей материальных, поэтому наши товарищи - депутаты Законодательного Собрания Калужской области говорят: раз мы не можем им сейчас предоставить постоянное жильё, давайте хотя бы упростим порядок получения гражданства Российской Федерации. Из-за чего же отвергает это комитет в своём заключении, уважаемый Александр Петрович? Из-за боязни какой-то бюрократической, что мы, понимаешь, в Калужской области этой семье дадим гражданство российское по упрощённой схеме, а она потом соберёт вещи и поедет в Ивановскую, Ивановскую область я имею в виду. Ну, уважаемый Александр Петрович, если мы ему дадим жильё и он получит в упрощённом порядке гражданство, у вас что, есть основания думать, что он не соберёт свои вещи и не переедет, что ли, в Ивановскую область? Переедет. Или в Брянскую. Он такой же гражданин, как и вы, как и я, и у нас свобода перемещения по всей стране, по-моему, не отменена. И опять же я говорю, наши уважаемые коллеги из Законодательного Собрания Калужской области ставят очень ясно и чётко проблему, и, по-моему, коллега Багдасаров правильно спросил: законы для людей или люди для законов? Но если есть какие-то там недоработки, давайте исправим. Ведь страна нуждается в рабочей силе, страна нуждается в гражданах России, не просто в гастарбайтерах, а в гражданах России, которые, обосновавшись на российской земле, растят своих детей, развивают семьи свои, укореняются здесь и начинают жить, как все граждане России. Опять никакой логики нет, вот какое-то такое желание сказать: нет, так не будет, вот приезжай и либо фиктивно прописывайся каким-то образом, либо регистрируйся постоянно. Помните, два месяца назад, наверное, все видели, в одном доме где-то зарегистрировано было чуть ли не тридцать или сорок тысяч - тысяч, подчёркиваю - приезжих. Но это же вообще необъяснимо! Кто-то на этом, конечно, зарабатывает. Очень нужный, хороший проект вы предложили, Татьяна Васильевна, я это говорю осознанно, как знаток этого дела, по крайней мере, депутатской нашей работы. Это необходимое для России дело, и я думаю, что если вдруг сегодня "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не примет этот законопроект, то всё равно в следующем созыве выходите снова с этим предложением. Надеюсь, что в следующем созыве с подачи, может быть, или при поддержке руководства России это будет обязательно принято, иначе... Ну, другого варианта нет, уважаемые коллеги, надо это принимать. Давайте пересмотрим, Борис Вячеславович, решение комитета, давайте поддержим. У нас и так государственная программа по содействию переселению проваливается, она даже на 10 процентов не выполняется. Вот недавно мы слушали здесь отчёт министра по этому поводу. Ну что же мы делаем: сами себе какие-то препятствия... вроде бы провозглашаем одно, а никак не можем поддержать. Я всё-таки думаю, нам надо пересмотреть решение комитета, поддержать законодателей Калужской области. Они на местах дело знают, тем более первое место занимают в Центральном федеральном округе по переселению соотечественников. Давайте дадим им возможность... пусть они совместно развивают экономику Калужской области и вообще показывают пример всей России: в Россию надо ехать, в России можно жить, в России можно работать, пусть не только занимаются словоблудием, но и содействуют добровольному переселению. Я предлагаю поддержать этот законопроект. И наша фракция будет обязательно, сто процентов, его поддерживать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Багдасаров Семён Аркадьевич. БАГДАСАРОВ С. А. Вы знаете, я действительно иногда удивляюсь, я с уважением отношусь к юристам, но они, наверное, в силу целого ряда свойств своего менталитета иногда юридическую норму ставят выше реальной политической. Ну что такое возвращение соотечественников на Родину? У нас ужасающая демографическая ситуация, даже ещё хуже: намечается диспропорция между коренным населением, русскими, и другим - приезжими, мигрантами. У нас во многих районах России, в том числе в некоторых районах Москвы, мигранты составляют значительную часть населения, они живут скученно, своей жизнью. Слушайте, уже Европа обожглась на этом: госпожа Меркель, канцлер Федеративной Республики Германия, вынуждена признать, что в Германии, несмотря ни на что, не удалось построить так называемое мультикультурное общество. Немцы уже обожглись, немцы с их менталитетом, готовностью принимать всех, уже жалуются. Меркель говорит, что в некоторых школах немецких из восьми учеников - я точно не помню, какое она называла количество - семь турок, один немец. И эти семеро турок третируют этого немца, потому что он чересчур хорошо говорит по-немецки. Уже Европа поняла, что они совершили огромную ошибку, открыв двери для мигрантов, а мы всё считаем, что есть мигранты, а есть переселенцы. Слушайте, в Германии при этом существует закон, по которому этнические немцы получают гражданство Германии сразу. Я уж не говорю об Израиле, целая система выстроена в Израиле по привлечению евреев на жительство в Израиль, благодаря которой они в кратчайший срок Палестину наполнили еврейским населением. А что же мы делаем? Тут задали вопрос: а сколько русских живёт? Я отвечаю, сколько русских живёт: в Закавказье, в Средней Азии и в Казахстане только русских живёт почти шесть миллионов человек, но если брать татар и так далее, а также тех людей, которые считают себя русскими, но этнически ими не являются, то это восемь-девять миллионов человек. Вы восемь-девять миллионов человек бросаете там и говорите: для вас такие же условия, как и для мигрантов, которые сюда приезжают, не зная ни языка, ни культуры, привнося сюда чуждые элементы, в том числе преступность, неуважение к русскому народу и так далее. Вы хотите уничтожения русских? Вы что, думаете, это вечно будет продолжаться? Если что-то снижается, оно в конце концов приходит к нулю. Это закон. Я не физик, но и то знаю такие вещи. Слушайте, нельзя такое вытворять. И когда представитель Калужской области, это центр всё-таки России, приходит и говорит: "Примите хотя бы вот в такой форме упрощённой дополнения, для того чтобы люди становились гражданами России", - мы говорим: "Нет, нет, не будем мы этого делать". Да нет, мы должны не так сказать, мы должны сказать: мы завтра же сядем всем комитетом и продумаем закон, предусматривающий предоставление гражданства России хотя бы для начала всем коренным народам России без всяких промежутков, моментально, по примеру Германии, Израиля и других государств. Если мы этот закон не примем в ближайшее время, грош нам цена. У нас наркомания, народ вымирает, бог знает что творится, а мы говорим: девять миллионов - да зачем они нам нужны? На Дальнем Востоке у нас будут китайцы, в центре - таджики, ещё кто-то, и всё будет наркоманизировано, Россия пропадёт. Мы зачастую говорим о том, что же у нас за государство, и всякие так называемые мудрые вещи пишем. Посмотрите энциклопедию, полистайте, там есть определение, что такое империя. Там написано, что империя - это большое государство, многонациональное, многорелигиозное, с доминированием какого-то этноса. Слушайте, это Россия, нравится кому-то это или не нравится, и не нравится, как выяснилось, тысячелетиями. Или мы сохраним основной этнос - русский, или Россия пропадёт, а также пропадут национальные меньшинства, ориентированные на русских. Ну чего, не понятно, что ли? А мы говорим: нет, по закону, 32-я статья... Делать надо, работать надо день и ночь и выходить на такие законы. Мы же и армию не можем миллионную собрать, потому что деградировало население, некому служить. А потом, что такое мигранты и те, которые приезжают по программе переселения? Мигранты почему быстрее получают? Мы же тут не договариваем. Да потому что они более такие динамичные, потому что они могут сброситься и за деньги пойти купить это гражданство, а русский человек не может купить. Вот он топчется и ждёт, когда же ему предоставится очередная возможность, не дождавшись, разворачивается и уезжает в Среднюю Азию или бог знает куда. Таких примеров лично я знаю десятки. А кто такие русские в Средней Азии? Да не обидятся на меня мои коллеги, я скажу, кто такие эти люди в Средней Азии: это наиболее динамичная, наиболее активная часть русского общества, это люди, которые покинули Россию за последние двести лет до распада СССР по разным причинам. Первая причина - надо было осваивать Среднюю Азию. Вторая - революция: надо было воевать с басмачами и там оставаться. Третья - это армия, которая там оставалась. Потом началась так называемая индустриализация Средней Азии благодаря русским. Кто на заводах работал? Я что-то не помню, чтобы узбек был каким-нибудь кочегаром. Русские работали. Вот они туда все поехали, и их сейчас там бросили. Что они там делают? Я вам скажу. В Узбекистане по последней переписи живут один миллион двести тысяч русских. Как вы думаете, где они работают? Они что, чиновниками работают, ещё где-то? Да нет, тем более узбекский язык переведён на латиницу, и они вообще даже сейчас элементарные заявления не могут написать. Они работают в качестве технических специалистов на месторождениях золота, урана, то есть полезных ископаемых, добываемых для режима Каримова, чтобы узбекское общество богатело, развивалось, потому что без них нельзя, а в тех отраслях, где без них уже можно, от них избавляются, их не принимают на работу. Это клановое общество, там ещё хуже обстоит ситуация, чем в Прибалтике. В Прибалтике есть просто законы антирусские, а тут их нет, но они реально действуют. Я уж не говорю, что в целом ряде республик... В том же Узбекистане есть музей колониальной истории Узбекистана, где вся двухсотлетняя история, связанная с Россией, представляется как колониальная, имперская и, соответственно, порождает антирусские настроения. Слушайте, я, вообще-то, удивлён. Я считаю, что в Государственной Думе надо создать комиссию из представителей нескольких комитетов... И этот закон будет наиважнейшим, если мы создадим условия, чтобы русские и другие народы России, которые разделяют культуру русских людей, которые в совершенстве владеют русским, которые хотят служить этой стране, сюда приезжали. Если мы это не сделаем, у нас будут большие, большие потери. Поэтому я за этот закон, и мало того, что за этот закон, надо совместно проработать закон о предоставлении гражданства, вот как я сказал, автоматически, без всяких промежуточных явлений. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Рохмистров Максим Станиславович. РОХМИСТРОВ М. С. В рамках минутного режима хотел бы обозначить позицию фракции по этому вопросу: ЛДПР поддерживает настоящий законопроект. Кроме обозначенных проблем, о чём здесь много говорили, и достаточно объективно, хотелось бы вернуться к проблеме дефицита бюджета Пенсионного фонда. В связи с тем что нам необходимо срочно восполнить разрыв между количеством пенсионеров и работающих граждан, я думаю, нам необходимо поддержать настоящий законопроект, потому что, к сожалению, стареет у нас население всё-таки, несмотря на все наши программы, и дефицит бюджета фонда можно погасить только, если у нас количество работающих резко возрастёт. Фракция ЛДПР за. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли необходимость выступить полномочному представителю президента? Полномочному представителю правительства? Докладчику и содокладчику с заключительным словом? Нет. В рамках "часа голосования" ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О внесении дополнений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации". Кто за? Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 53 мин. 28 сек.) Проголосовало за 138 чел.30,7% Проголосовало против 3 чел.0,7% Воздержалось 2 чел.0,4% Голосовало 143 чел. Не голосовало 307 чел.68,2% Результат: не принято Не принято.
РЯБОВ Н. Ф. Будьте любезны, для протокола: по 18-му вопросу, о гражданстве, Денисенко и Андреев голосовали за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Фёдорович.