Заседание № 180

14.12.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 196416-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе" (в части совершенствования правового регулирования проведения экологической экспертизы).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2097 по 2244 из 5071
15-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в              
Федеральный закон "Об экологической экспертизе". Докладывает Александр          
Борисович Коган.                                                                
                                                                                
КОГАН А. Б. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вот я говорил про       
законопроект, который мы с вами сейчас рассматриваем во втором чтении.          
Законопроект касается проведения общественной экспертизы, а также аттестации    
экспертов как государственной, так и общественной экологической экспертизы,     
что позволит повысить качество соответствующего документа. Ко второму чтению    
поступило 29 поправок: 14 рекомендовано к принятию, 15 - к отклонению. Мы       
очень долго дискутировали и постарались концептуально учесть в таблице          
поправок № 1 большинство поправок, которые рекомендованы к отклонению. Прошу    
поддержать.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.                          
                                                                                
Таблица поправок ставится на голосование, в ней 14 поправок.                    
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 03 мин. 49 сек.)                 
Проголосовало за              315 чел.70,0 %                                    
Проголосовало против           51 чел.11,3 %                                    
Воздержалось                   21 чел.4,7 %                                     
Голосовало                    387 чел.                                          
Не голосовало                  63 чел.14,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет.                                   
                                                                                
Таблица поправок ставится на голосование.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 04 мин. 15 сек.)                 
Проголосовало за              313 чел.69,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                   25 чел.5,6 %                                     
Голосовало                    338 чел.                                          
Не голосовало                 112 чел.24,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Законопроект ставится на голосование во втором чтении.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 04 мин. 39 сек.)                 
Проголосовало за              333 чел.74,0 %                                    
Проголосовало против           55 чел.12,2 %                                    
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    388 чел.                                          
Не голосовало                  62 чел.13,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается во втором чтении.                                                   
                                                                                
Пожалуйста, Александр Борисович.                                                
                                                                                
КОГАН А. Б. Уважаемые депутаты, законопроект готов к принятию в третьем         
чтении, прошёл все соответствующие экспертизы. Просьба поддержать данный        
законопроект в третьем чтении.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений - рассмотреть в третьем чтении?   
Нет.                                                                            
                                                                                
Будут ли желающие выступить по мотивам? Да.                                     
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Михайлов Олег Алексеевич, пожалуйста.                                           
                                                                                
МИХАЙЛОВ О. А. Уважаемые коллеги, ну, данным законопроектом изменяется          
порядок проведения в том числе общественной экологической экспертизы.           
                                                                                
Например, как уже сказал Александр Борисович, к экспертам общественной          
экспертизы предъявляются требования. На мой взгляд, эти требования более        
жёсткие, чем к экспертам государственной экологической экспертизы, хотя         
заключение общественной экологической экспертизы никаких правовых последствий   
за собой не влечёт, в то время как заключение государственной экологической     
экспертизы разрешает или не разрешает опасную деятельность. В частности, вот    
следующее изменение. Новая редакция пункта 2 статьи 20 гласит, что не вправе    
инициировать и проводить общественную экологическую экспертизу общественные     
объединения и другие негосударственные некоммерческие организации, а также      
граждане, лишённые в судебном порядке специального права, права занимать        
должности или заниматься деятельностью в области охраны окружающей среды и      
природопользования, состоящие на учёте в связи с наличием психического          
заболевания, наркомании, алкоголизма, признанные недееспособными, имеющие       
гражданство иностранного государства. Всё понятно, к этому вопросов нет. Но     
аналогичных требований к экспертам и руководителям комиссий государственной     
экологической экспертизы не предусматривается, то есть, если тебя выгнали,      
например, с госслужбы, можешь идти экспертом в государственную экологическую    
экспертизу. В данном случае, на мой взгляд, совершенно необходимо такие же      
требования предъявлять и к экспертам государственной экологической              
экспертизы, это будет совершенно нормально.                                     
                                                                                
Ещё один момент, на который я хотел бы обратить внимание. Мы эту норму          
обсуждали очень подробно, но всё же есть вопросы по её реализации, в            
частности вопрос о правоприменении. Некоммерческие организации должны           
извещать население о начале, сроке и результатах общественной экологической     
экспертизы в порядке, определённом органом местного самоуправления,             
осуществившим регистрацию заявления общественных объединений и других           
негосударственных некоммерческих организаций о проведении общественной          
экологической экспертизы. А вот давайте так: а что, если орган местного         
самоуправления не установит такой порядок или введёт какие-то финансовые либо   
логистические ограничения, которые не позволят всё это провести? Я напомню,     
что в большинстве муниципалитетов России до сих пор не утверждены               
административные регламенты оказания госуслуги по регистрации общественной      
экологической экспертизы, то есть у них ещё появляются дополнительные           
обязанности, соответственно, есть вопрос как раз в части реализации данного     
полномочия. Понятна идея, понятно, что должен быть такой порядок, но каким      
образом он будет реализован, пока неясно.                                       
                                                                                
Опять же, при таких обстоятельствах фракция не поддержит законопроект.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, переходим к голосованию.                                               
                                                                                
Ставится на голосование законопроект, 15-й вопрос. Третье чтение.               
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 08 мин. 24 сек.)                 
Проголосовало за              334 чел.74,2 %                                    
Проголосовало против           54 чел.12,0 %                                    
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    389 чел.                                          
Не голосовало                  61 чел.13,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят.                                                                   
                                                                                

Заседание № 80

24.11.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 196416-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе" (в части совершенствования правового регулирования проведения экологической экспертизы).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5983 по 6441 из 7677
27-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в              
Федеральный закон "Об экологической экспертизе". Доклад Александра Борисовича   
Когана.                                                                         
                                                                                
КОГАН А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Спасибо, Александр Дмитриевич.                                                  
                                                                                
Уважаемые депутаты, законопроектом предусматривается совершенствование          
процедуры прохождения общественной экологической экспертизы.                    
                                                                                
Прежде всего, что касается проведения общественной экологической экспертизы,    
предлагается определить круг лиц, которые не имеют права инициировать,          
организовывать, проводить общественную экологическую экспертизу. Мы сейчас      
говорим о тех лицах, которые не имеют российского гражданства, которые          
внесены в реестр иностранных агентов, о физических лицах, которые включены      
также в единый реестр физических лиц и аффилированы с иноагентами, и о          
представителях работников иностранных международных организаций. Коллеги, в     
сложившихся условиях, мне кажется, это своевременная инициатива, потому что в   
первую очередь, конечно, мы защищаем нашу экономику.                            
                                                                                
Во-вторых, вводится аттестация экспертов, осуществляющих как государственную,   
так и общественную экологическую экспертизу. Зачем? Ну, прежде всего на         
сегодняшний день у нас есть общие требования к тем экспертам, которые           
проводят государственную экологическую экспертизу, при этом нет чёткого         
порядка, как определить, относятся ли знания к той области, которая             
рассматривается общественной экологической экспертизой. Поэтому многие          
госконтракты заключаются без соответствующих документов, которые должны         
прилагаться в подтверждение того, что человек имеет знания в той области,       
которую он рассматривает. Что касается общественной экологической экспертизы,   
общественные организации имеют право назначать любого эксперта, даже такого,    
который не имеет никаких знаний. Мне кажется, что тот институт, который мы      
предлагаем внести, сделает прохождение общественной экологической экспертизы    
более прозрачным, понятным и системным.                                         
                                                                                
Комитет рассмотрел, есть заключения правительства и ГПУ. Просьба поддержать.    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Евгения Владимировича Маркова.                   
                                                                                
МАРКОВ Е. В. Уважаемые коллеги, добавлять к сказанному Александром              
Борисовичем не буду, он всё полно доложил. Скажу от лица комитета только о      
двух моментах.                                                                  
                                                                                
Первое. Принимая во внимание, что у нас есть всё-таки заслуженные деятели       
науки, академики Российской академии наук, предлагается установить              
дифференцированный подход к аттестации экспертов экологической экспертизы с     
учётом их образования, опыта, знаний и навыков. Так, если, например, на         
аттестацию придут академик и просто активист, понятно, что академику мы         
должны дать зелёный свет без прохождения как такового экзамена.                 
                                                                                
Второе. В законопроекте устанавливается, что при наличии двух или более         
заявлений о проведении экологической экспертизы в общественных организациях     
необходимо создать единую экспертную комиссию.                                  
                                                                                
Иные замечания отражены в заключении комитета и не носят концептуального        
характера.                                                                      
                                                                                
С учётом изложенного комитет рекомендует поддержать законопроект и принять      
его в первом чтении.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Да.                                                   
                                                                                
Смолин Олег Николаевич, пожалуйста.                                             
                                                                                
СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Уважаемый Евгений Владимирович, я понимаю, что вопрос выходит за пределы        
предмета ведения законопроекта, но, как говорят, у кого что болит. У нас в      
Омской области очень серьёзные проблемы, связанные с экологической ситуацией,   
и губернатор области неоднократно говорил, что, к сожалению, он не имеет        
возможности провести настоящую экологическую экспертизу деятельности            
предприятий, что называется, федерального уровня, поскольку головные компании   
находятся вне региона. Для нас это очень важный вопрос. Скажите, пожалуйста,    
рассматривались ли в комитете предложения расширить полномочия субъектов        
Российской Федерации в этой области?                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Когану включите микрофон.                                 
                                                                                
КОГАН А. Б. Ну, вопрос не лежит в области рассматриваемого законопроекта, но    
я на него всё-таки отвечу. Здесь, скорее всего, речь идёт не о прохождении      
экологической экспертизы, а об экологическом контроле за соответствующим        
предприятием, которое относится к федеральному уровню. И у нас в действующих    
правилах и нормах чётко определено, что все предприятия первой категории        
относятся к федеральному контролю.                                              
                                                                                
Я понимаю, о какой проблеме в Омске вы говорите. Мы тоже имеем достаточно       
много жалоб, это связано и с деятельностью НПЗ, и с деятельностью по            
переработке, и с металлургией и так далее. Все эти предприятия относятся к      
первой категории - и за ними закреплён федеральный надзор. Если полномочия у    
губернатора есть, а они в достаточной мере есть, он может и инициировать        
проверку, и отработать с прокуратурой жалобы, которые поступают. Но подобных    
обращений в комитет, чтобы поменять федеральный контроль на региональный, не    
было. В региональный контроль входят другие категории предприятий, и их         
достаточно много. Федеральный контроль - это всего 6 тысяч предприятий, а       
несколько сотен тысяч - это региональный контроль в области экологии.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Леонов Сергей Дмитриевич.                                 
                                                                                
ЛЕОНОВ С. Д., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
У меня вопрос к Александру Борисовичу по тексту законопроекта.                  
                                                                                
В пункте 4 статьи 22 написано, что "эксперты и руководитель, привлекаемые для   
проведения общественной экологической экспертизы, не вправе передавать          
документацию, подлежащую общественной экологической экспертизе, третьим         
лицам". Хотя в пункте 4 статьи 23 есть полномочие у органов власти, они         
должны информировать население о проведении экологической экспертизы и её       
результатах. То есть, получается, органы власти будут фильтровать результаты    
экологических экспертиз. Так это или не так?                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Когану включите микрофон.                                 
                                                                                
КОГАН А. Б. Спасибо за вопрос. Фильтровать - нет, потому что выводы по          
экологической экспертизе... Как это происходит в соответствии с нашим           
законопроектом? Инициаторы общественной экологической экспертизы проводят её,   
документация в полном объёме передаётся некоммерческой организации, но          
некоторая информация в этой проектной документации может носить, скажем так,    
конфиденциальный характер, вот именно эту информацию они не имеют права         
передавать. Всё, что касается экологической экспертизы, - в полном объёме       
обязаны отчитаться и предоставить полный доступ к результатам проведения        
экологической экспертизы. Никаких секретов нет, никто не имеет права            
ограничивать доступ к результатам экологической экспертизы, опубликовывать не   
в полном объёме выводы эксперта. Это точно.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, коллеги.                                         
                                                                                
На трибуне включите микрофон.                                                   
                                                                                
Хотите добавить что-то? Пожалуйста.                                             
                                                                                
МАРКОВ Е. В. Уважаемые коллеги, меня, честно говоря, радует в принципе наш      
общий настрой: большинство инициатив связано с тем, что мы начинаем верить в    
себя и способны самостоятельно оценивать, ну, в этом случае те же самые         
экологические риски, не доверяя каким-то западным экспертам, которые на         
протяжении многих десятилетий рассказывали нам, как нам строить наши            
бизнес-процессы, как строить нашу социальную политику и так далее. Я думаю,     
пришло время поставить достаточно жирную точку и справиться с этими вызовами    
самостоятельно, без привлечения каких-либо иностранных компаний, которые        
большей частью нам мешали, а не помогали.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить по данному вопросу? Да.                    
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Арапов Георгий Константинович, пожалуйста.                                      
                                                                                
АРАПОВ Г. К., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ".                                             
                                                                                
Коллеги, я выскажу позицию фракции.                                             
                                                                                
Понятно, что сегодня мы начинаем верить в себя, и хорошо, что мы ограничиваем   
доступ к нашим решениям для иностранных организаций, но зачем мы вводим         
аттестацию для экспертов общественно-экологической экспертизы, так что          
фактически она становится очень похожей на государственную экологическую        
экспертизу, мне непонятно. Наша фракция сегодня не готова поддержать            
законопроект.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вяткин Дмитрий Фёдорович.                                 
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемые коллеги, вопрос на самом деле не праздный. Если вы       
обратите внимание на нынешнюю редакцию закона "Об экологической экспертизе" в   
той части, которая касается именно общественной экспертизы, то увидите, что у   
нас там, простите, проходной двор: любая организация может заявить себя         
экологической, экозащитной, абсолютно любой человек может себя самостоятельно   
объявить специалистом в экологическом деле - а дальше всё очень просто.         
                                                                                
Обратите внимание на... Есть доклады, в Интернете вы спокойно их найдёте, в     
которых описывается, какое количество инвестиционных проектов в очень           
чувствительных для нашей страны областях, которые я сейчас начну перечислять:   
понятно, это нефть, газ, цветные металлы, кремний (для чего он нужен, я         
думаю, никому объяснять не надо) - было либо существенно заторможено, либо      
вовсе не реализовано. Ущерб для нашей экономики может исчисляться триллионами   
рублей. Это было сделано в том числе при участии иностранных организаций, тех   
организаций, которые якобы борются за экологию, а также их активистов,          
которые тоже активно получали средства из-за рубежа. Количество общественных    
организаций, которые признаны иностранными агентами, идёт на десятки -          
посмотрите статистику Министерства юстиции. Эта их деятельность очень           
серьёзно тормозила развитие нашей экономики в целом ряде отраслей - с моей      
точки зрения, надо сейчас об этом говорить открыто, - что и потребовало         
внесения изменений после того, как мы приняли базовый закон об иноагентах, в    
целый ряд законодательных актов, в данном случае в закон "Об экологической      
экспертизе".                                                                    
                                                                                
Почему вводятся требования по аттестации? Любая экспертиза, в том числе         
экологическая, должна быть профессиональной. Выводы экспертов должны быть       
подтверждены с точки зрения в том числе их квалификации. Если человек,          
который просто самостоятельно себя объявил специалистом, начинает оценивать     
очень серьёзную инвестиционную документацию, а ведь сейчас запрашивается по     
закону, я вам так могу сказать, вообще любая информация, в том числе та,        
которая может составлять коммерческую тайну, которая носит чувствительный       
характер с точки зрения обороны и безопасности нашей страны, особенно в тех     
инвестиционных проектах, которые подразумевают импортозамещение или             
обеспечение оборонно-промышленного комплекса... (Микрофон отключён.)            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время.                                           
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Коллеги, я ещё раз подчеркну, что сейчас там проходной двор:       
любой человек может объявить себя специалистом и начать решать, влиять на       
судьбы тех инвестиционных проектов, о которых я упоминал. Поэтому наша          
фракция поддерживает данный законопроект. Порядок там наводить надо.            
                                                                                
Коллеги, давайте ко второму чтению посмотрим, что можно усилить, доработать,    
приглашаю всех к доработке этого законопроекта.                                 
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Михайлов Олег Алексеевич.                                 
                                                                                
МИХАЙЛОВ О. А. Уважаемые коллеги, очень жаль, конечно, что "ЕДИНАЯ РОССИЯ"      
поддерживает этот законопроект, потому что, по сути, это тот же самый           
законопроект, который в сентябре уже рассматривали, он назывался "О внесении    
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части         
совершенствования процедур проведения оценки воздействия на окружающую среду    
и экологической экспертизы", его после первого чтения авторы отозвали. В        
новом проекте есть определённые положительные сдвиги по сравнению с тем,        
который был рассмотрен в сентябре, тем не менее сохранены нормы, которые        
фактически противоречат действующему законодательству и ограничивают            
возможность реализации конституционного права граждан на благоприятную          
окружающую среду и получение достоверной информации о её состоянии.             
                                                                                
Что имеется в виду? Во-первых, предполагается, что руководители, эксперты       
общественной экологической экспертизы должны быть аттестованы так же, как и     
эксперты, проводящие государственную экологическую экспертизу, при этом         
согласно законопроекту эксперты общественной экологической экспертизы           
подлежат аттестации уполномоченным органом государственной власти. Это          
означает, что орган госвласти в области экологической экспертизы имеет          
возможность влиять на осуществление общественного контроля в форме проведения   
общественной экологической экспертизы. В данном случае это прямо противоречит   
Федеральному закону "Об основах общественного контроля в Российской             
Федерации". Одним из принципов общественного контроля, закреплённым в этом      
законе, является самостоятельность субъектов общественного контроля и их        
независимость от органов государственной власти. Таким образом, законопроект    
противоречит принципу независимости субъектов общественного контроля.           
                                                                                
Во-вторых, согласно действующей редакции закона "Об экологической экспертизе"   
общественные организации, объединения, осуществляющие общественную              
экологическую экспертизу, в установленном порядке имеют право получать от       
заказчика документацию, подлежащую экологической экспертизе, в                  
соответствующем объёме. Фактически общественная экологическая экспертиза -      
это один из немногих законодательно закреплённых механизмов получения           
представителями общественности доступа к проектной документации. То есть        
механизм общественной экологической экспертизы таков: граждане и общественные   
объединения имеют возможность получать полную достоверную информацию об         
экологически опасной деятельности, касающейся, например, строек в тех           
районах, где они проживают, или ведения какой-то хозяйственной деятельности     
на уязвимых территориях. Однако по новому положению рассматриваемого            
законопроекта эксперт и руководитель, привлекаемые для проведения               
общественной экологической экспертизы, не вправе передавать документацию,       
подлежащую общественной экологической экспертизе, третьим лицам. Таким          
образом, в случае принятия данного законопроекта граждане и общественные        
объединения будут лишены возможности реализации своего конституционного права   
на благоприятную окружающую среду и получение информации о ней. При этом        
законопроект не определяет, какую именно документацию и в каком объёме          
запрещено передавать. Таким образом, состав заключения общественной             
экологической экспертизы должен быть таким же, как и заключение                 
государственной экологической экспертизы.                                       
                                                                                
Дальше, согласно пункту 4 статьи 25 Федерального закона "Об экологической       
экспертизе": "Заключения общественной экологической экспертизы могут            
публиковаться в средствах массовой информации, передаваться органам местного    
самоуправления, органам государственной экологической экспертизы, заказчикам    
документации, подлежащей общественной экологической экспертизе, и другим        
заинтересованным лицам". (Микрофон отключён.)                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время.                                           
                                                                                
МИХАЙЛОВ О. А. Следовательно, частично проектная документация, согласно         
действующим нормам закона, изменения которых не предусматриваются теми          
поправками, которые мы рассматриваем, может передаваться третьим лицам.         
                                                                                
Таким образом, законопроект содержит внутренние противоречия, которые могут     
привести к разночтениям в правоприменительной практике. Соответственно,         
возникают коллизии, создающие для государственных органов, органов местного     
самоуправления или организаций возможность произвольного выбора норм,           
подлежащих применению в каждом конкретном случае, то есть возникает             
конкретный коррупциогенный фактор.                                              
                                                                                
Далее, законопроектом предусмотрено обязательное объединение экспертных         
комиссий в случае регистрации двух и более общественных экологических           
экспертиз. На практике это может привести к тому, что заказчики документации    
экологической экспертизы будут регистрировать разные НКО, которые в случае      
подготовки заказчиком проектной документации для экологической экспертизы       
будут регистрировать общественную экологическую экспертизу и проводить её с     
целью выдачи положительного заключения. А другие НКО даже в случае              
регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы        
обязаны будут объединиться с указанными организациями, то есть не иметь         
возможности подготовить некие альтернативные независимые заключения. Таким      
образом, указанная норма нарушает принцип независимости общественной            
экологической экспертизы.                                                       
                                                                                
Я хочу добавить, что данный законопроект уже вызвал достаточно широкую          
дискуссию среди общественности, экологической общественности, и, конечно же,    
никто не хочет, чтобы на пустом месте, на ровном месте дестабилизировалась      
вот эта обстановка.                                                             
                                                                                
При таких обстоятельствах, безусловно, наша фракция не может поддержать этот    
законопроект и предлагает всем проголосовать против. (Аплодисменты.)            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кузнецов Андрей Анатольевич.                              
                                                                                
КУЗНЕЦОВ А. А. Уважаемые коллеги, не буду повторять то, что здесь было          
сказано. Сам факт, что нужно регламентировать эти вопросы, конечно, не          
подлежит сомнению. Вопрос: как регламентировать?                                
                                                                                
Я хотел поблагодарить Александра Борисовича: когда мы осенью обсуждали, в       
сентябре, мы сделали замечание относительно иностранных агентов - замечание     
учтено. Действительно, вносятся изменения, которые препятствуют, так скажем,    
вмешательству иностранных государств в такую животрепещущую и очень             
болезненную тему, как экология. Но я согласен с выступавшими в той части, что   
мы, действительно ограничивая иностранное вмешательство в наши вопросы, ни в    
коей мере не должны ограничивать наших граждан, с тем чтобы они могли           
контролировать экологию в местах своего проживания.                             
                                                                                
Понятно беспокойство относительно того, что у нас, как здесь прозвучало,        
проходной двор. Знаете, почему получается проходной двор? Потому, что органы    
власти не реагируют и ничего не делают... ну, не то чтобы ничего:               
безрезультатно ведут свою работу относительно тех претензий, которые граждане   
высказывают в части экологии, понимаете? И отсюда начинается проходной двор,    
когда разные люди, которые, может быть, и не обладают соответствующими          
знаниями, обеспокоенные, возбуждённые и так далее, начинают подключаться к      
этой работе.                                                                    
                                                                                
И конечно, плохо, когда этот вопрос политизируется: мы знаем примеры, разные    
деструктивные политические силы используют всегда экологическую тему для        
этого, поэтому подход, как бы сама попытка, что надо регламентировать,          
правильная и правильно, что мы ограничиваем от иностранного влияния. Но,        
коллеги, давайте мы себе дадим зарок, что наших граждан мы не будем             
ограничивать в вопросах общественного контроля за экологией, дадим им           
возможность хотя бы об этом говорить, заявлять, проводить какие-то акции и      
так далее.                                                                      
                                                                                
Что касается экспертизы, это понятно. Экспертизу, экспертное заключение         
должны давать те, кто действительно имеет компетенцию, имеет соответствующую    
лицензию и так далее. Но это должно быть сделано таким образом и настолько      
грамотно, чтобы мы с вами не дали возможности действительно разным              
организациям, которые ради прибыли готовы будут организовать какие угодно       
бумаги, какие угодно экспертные структуры вместе с нечистоплотными              
чиновниками, попирать эти вопросы. Экология - важнейшее направление в нашей с   
вами деятельности, и мы обязаны здесь соблюсти права граждан.                   
                                                                                
Коллеги, мы в первом чтении сейчас поддержим это как попытку, ждём, что ко      
второму чтению те замечания, которые здесь были высказаны, которые мы           
поддерживаем, будут учтены, а затем будем принимать решение об окончательном    
голосовании по этому законопроекту.                                             
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель президента? Правительства? Нет. Докладчик?                        
                                                                                
Пожалуйста, заключительное слово.                                               
                                                                                
КОГАН А. Б. Спасибо, Александр Дмитриевич.                                      
                                                                                
Уважаемые коллеги, вот Андрей Анатольевич сказал очень важные вещи, и Дмитрий   
Фёдорович Вяткин тоже говорил абсолютно правильные вещи. Какая сегодня стоит    
задача? Я хочу обратить внимание Олега Алексеевича на самое важное,             
собственно, он об этом говорил, ссылаясь на недоработки законопроекта, но       
получилось очень много и всё в кучу, и я хотел бы сейчас всё-таки попробовать   
разобраться вместе с вами.                                                      
                                                                                
Какая стоит задача, в чём она, дорогие депутаты? Задача состоит в том, чтобы    
из русла политики все вопросы, связанные как раз с дискуссией об                
экологических экспертизах, перевести в экспертное русло. Это самый важный       
вопрос, который нам необходимо решить, потому что, к сожалению, сегодня из      
экологии делают чистую политику. Мы это видим, и это поощрялось действующими    
нормами и правилами, о которых Олег Алексеевич говорил.                         
                                                                                
Олег Алексеевич, вы сегодня говорите, что общественникам будут что-то           
запрещать. Нет, наоборот, общественные организации также становятся             
инициаторами общественной экспертизы в области экологии. Но сегодня что имеют   
право делать общественные организации? Имеют право нанимать любого эксперта,    
не имеющего никаких соответствующих знаний, - законом это не определено,        
пусто, ноль, зеро, то есть это любой человек, которого взяли за руку: "А        
будешь экспертом?" - "Да, буду". А дальше что получается, Олег Алексеевич?      
Манипуляция мнением. Люди-то воспринимают человека как эксперта, слушают его,   
а у него даже знаний нет. Мы говорим: если вы хотите участвовать в              
экологической экспертизе, из русла политики переводим в конкретное              
экологическое русло, экспертное русло. И мы говорим: хорошо, если вы хотите     
участвовать - пожалуйста, пройдите соответствующую аттестацию, которая          
подтверждает ваши знания в той области, в которой вы хотите быть экспертом.     
Это первый момент.                                                              
                                                                                
Второй момент. На самом деле мы в комитете достаточно активно обсуждали и       
согласились с замечанием по поводу того, есть ли смысл сегодня аттестовывать    
академиков, которые уже проводят экологическую экспертизу. Мы отвечаем "нет"    
и говорим, что ко второму чтению готовы это предусмотреть, написать, что они    
должны быть освобождены в автоматическом режиме, если у них есть                
соответствующий контракт, есть опыт, есть знания в этой области, можем          
освободить их от аттестации. Но остальные люди, которые впервые заключают       
госконтракты, должны подтвердить сведения.                                      
                                                                                
Почему мы вводим дополнительную аттестацию в госэкспертизе (о чём мы сегодня    
тоже говорили достаточно убедительно, мне кажется)? На сегодняшний день есть    
общие нормы закона, которые говорят, что человек должен иметь учёную степень,   
к примеру, в химии, в биологии, но если рассматривается вопрос, связанный с     
технологией, к примеру, то он также допускается до экспертизы. Нам кажется,     
что это вопрос достаточно принципиальный, эксперт должен иметь чёткие знания    
в области рассматриваемого предмета, что должна подчеркнуть аттестация.         
                                                                                
Что касается передачи третьим лицам. Действующие нормы закона запрещают         
передачу информации третьим лицам, Олег Алексеевич, запрещают напрямую          
передавать третьим лицам какую-либо информацию. Мне кажется, абсолютно          
логично, что... Если мы говорим, что иноагенты не имеют права участвовать в     
экологической экспертизе, что третьим лицам передавать не надо, то какой        
смысл нам принимать законопроект, чётко не прописав эту норму, не повторив её   
так, как она прописана сейчас? Любое ограничение, какое бы мы ни приняли...     
Приходит иноагент и говорит: слушайте, а дайте мне информацию, вы же не         
имеете права отказать - ему дают, и он ею манипулирует так, как считает         
нужным, в своих интересах, как иностранного агента. Мы как раз говорим о том,   
что это надо предусмотреть.                                                     
                                                                                
И по поводу общественного контроля. Олег Алексеевич, этот законопроект не       
имеет никакого отношения к общественному контролю. Общественный контроль        
(федеральный закон) направлен на контроль за действиями органов власти и        
принятием нормативных документов, подзаконных актов и так далее. А мы сейчас    
говорим о специализированном действии - об экологической экспертизе. И ни в     
коем случае мы никакие права не нарушаем, наоборот, мы подчёркиваем ещё раз,    
говорим, что материалы экологической экспертизы, когда её провели, должны       
быть опубликованы полностью, их обязаны опубликовать. Никто не имеет права      
ограничивать выводы эксперта.                                                   
                                                                                
Если мы что-то прописали невнятно или вы считаете, что это можно поправить,     
мы готовы предусмотреть и поправить ко второму чтению. В целом дискуссия        
достаточно, мне кажется, правильная. Я прошу поддержать законопроект, потому    
что мы планируем перевести вопрос из политического русла в экспертное русло,    
собственно, на что и направлен данный законопроект.                             
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, содокладчик хочет сказать что-нибудь? Нет.                             
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Федеральный закон "Об экологической экспертизе", пункт 27.                      
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 32 мин. 37 сек.)                 
Проголосовало за              318 чел.70,7 %                                    
Проголосовало против           57 чел.12,7 %                                    
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    376 чел.                                          
Не голосовало                  74 чел.16,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.