Заседание № 111

04.04.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 196155-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части гармонизации деятельности органов публичной власти разного уровня в вопросах культуры).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1915 по 1991 из 6491
5-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные        
законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Ольга Михайловна        
Германова.                                                                      
                                                                                
ГЕРМАНОВА О. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Предлагаемый законопроект был       
принят нами в первом чтении 17 ноября. Вы помните, каким было обсуждение,       
сколько было вопросов. Мы подготовили его ко второму чтению. Я напомню суть     
законопроекта: расширяются полномочия публичных органов власти, для того        
чтобы они могли участвовать в исполнении полномочий других органов публичной    
власти в сфере культуры по трём направлениям - в библиотечном, музейном деле    
и в отрасли сохранения объектов культурного наследия. Ко второму чтению         
поступило 18 поправок, все они носят редакционный характер и комитетом          
рекомендуются к принятию.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.                          
                                                                                
Таблица поправок ставится на голосование.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 22 мин. 25 сек.)                 
Проголосовало за              413 чел.91,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    413 чел.                                          
Не голосовало                  37 чел.8,2 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица поправок принимается.                                                   
                                                                                
Законопроект ставится на голосование во втором чтении.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 22 мин. 49 сек.)                 
Проголосовало за              413 чел.91,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    413 чел.                                          
Не голосовало                  37 чел.8,2 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается во втором чтении единогласно.                                       
                                                                                
Пожалуйста, Ольга Михайловна.                                                   
                                                                                
ГЕРМАНОВА О. М. Уважаемые коллеги, данный законопроект очень ждут все           
субъекты Российской Федерации. Он подготовлен полностью к третьему чтению,      
поэтому я прошу вынести его на рассмотрение в третьем чтении.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений, сейчас рассмотрим? Нет.          
                                                                                
Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет.                                    
                                                                                
Законопроект ставится на голосование.                                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 23 мин. 32 сек.)                 
Проголосовало за              416 чел.92,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    416 чел.                                          
Не голосовало                  34 чел.7,6 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят единогласно. Спасибо.                                              

Заседание № 77

17.11.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 196155-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части гармонизации деятельности органов публичной власти разного уровня в вопросах культуры).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3374 по 3908 из 4836
13-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные        
законодательные акты Российской Федерации". Доклад официального представителя   
Правительства Российской Федерации статс-секретаря - заместителя министра       
культуры Российской Федерации Аллы Юрьевны Маниловой.                           
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МАНИЛОВА А. Ю., официальный представитель Правительства Российской Федерации,   
статс-секретарь - заместитель министра культуры Российской Федерации.           
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Законопроект разработан     
во исполнение поручения президента о внесении в законодательство изменений,     
направленных на реализацию ряда положений Конституции (речь идёт о статье       
67-1 , части 1 статьи 68, статьях 69 и 114) в части уточнения прав органов      
государственной власти и местного самоуправления в целях выработки единой       
социально ориентированной политики в области культуры.                          
                                                                                
Законопроектом предлагается обеспечить эффективный механизм взаимодействия      
органов, входящих в систему публичной власти, в области государственной         
охраны культурного наследия, библиотечного и музейного дела. Прошу обратить     
внимание, что в законопроекте идёт речь об этих трёх фундаментальных для        
нашей культуры направлениях, они выделены отдельно, потому что в Основах        
законодательства о культуре полномочия органов, всех органов власти, в том      
числе местного самоуправления, прописаны для этих трёх направлений отдельно.    
                                                                                
Более того, именно по трём данным направлениям, мною названным, в стране        
приняты профильные законы, которые вы все прекрасно знаете: № 73-ФЗ - об        
охране культурного наследия, № 54-ФЗ - о музеях, музейном фонде и № 78-ФЗ - о   
библиотеках и книжных памятниках. Но параллельно во исполнение поручения        
президента нами уже разработан и уже проходит межведомственное согласование     
на площадке правительства второй законопроект, в котором будет раскрыт термин   
"единая социально ориентированная политика в области культуры", а также         
определены особенности правового положения всех учреждений культуры             
независимо от сферы их деятельности (театров, концертных организаций, цирков,   
домов культуры, сельских клубов).                                               
                                                                                
Принципиально важно отметить следующее. Законопроект не изменяет                
установленное действующим законодательством разграничение полномочий по         
уровням публичной власти - ни в коем случае, - но он даёт возможность одним     
уровням власти содействовать другим в сфере культуры. В части объектов          
культурного наследия законопроект наделяет регионы правом сохранять,            
использовать, популяризировать объекты культурного наследия, находящиеся в      
муниципальной собственности, а муниципалитеты наделяются зеркально              
аналогичным правом в отношении расположенных на их территориях ОКН              
регионального или даже федерального значения.                                   
                                                                                
Особенно важно право регионов восстанавливать и сохранять муниципальные         
памятники. Ведь сегодня закон даёт право региону вкладывать средства в          
федеральные памятники, а вот в муниципальные - нет.                             
                                                                                
В части библиотечного дела законопроект закрепляет право Федерации, регионов    
и муниципальных образований на участие в комплектовании и обеспечении           
сохранности фондов тех библиотек, учредителями которых являются иные органы     
власти. Например, сегодня при Российской государственной библиотеке действует   
реставрационный центр - это чрезвычайно важно для сохранения наших книжных      
памятников, - но он может принимать на реставрацию книги только из              
собственного фонда либо из других федеральных библиотек, ну или на              
коммерческой основе. Законопроект впервые позволит, скажем, Российской          
государственной библиотеке реставрировать книжные памятники из региональных и   
муниципальных библиотек. Возможность помогать муниципальным библиотекам         
наконец появится и у регионов.                                                  
                                                                                
В части музейного дела законопроект даёт регионам право участвовать в           
сохранении и пополнении государственной части Музейного фонда Российской        
Федерации, находящейся в федеральной собственности, и негосударственной части   
Музейного фонда, находящейся в муниципальной собственности, а муниципалитетам   
предоставит возможность наконец законно тратить деньги на обеспечение           
сохранности тех многих-многих-многих музейных предметов, которые Министерство   
культуры передаёт в муниципальные образования. Уважаемые депутаты, это          
бесконечный процесс, мы наполняем фонды муниципальных музеев, мы передаём им    
федеральную собственность. Во-первых, они смогут наконец обеспечивать           
сохранность этой федеральной собственности, а во-вторых, муниципалитеты         
смогут теперь участвовать, что очень важно, как нам кажется, в формировании     
музейных собраний региональных и даже федеральных музеев. В первую очередь      
это важно для тех муниципальных образований, в которых нет своих                
краеведческих музеев, но есть богатая история малой родины, богатая история     
местности. Ведь там, где нет музея, муниципалитету очень трудно заниматься      
краеведением: нет музея, нет музейной науки, - и вот в этих случаях теперь      
муниципалитеты смогут передавать документы, артефакты ближайшему                
региональному или даже федеральному музею, тем самым история города или села,   
её героические страницы найдут отражение в экспозициях и в фондах               
регионального музея или даже музея федерального значения.                       
                                                                                
Мы с вами можем видеть это, скажем, во Владимиро-Суздальском музее, куда        
передаются артефакты, документы из города Владимира (в большом городе           
Владимире нет краеведческого музея). Нет краеведческого музея в городе          
Кириллове Вологодской области, поэтому, собственно, артефакты об этой малой     
родине - городе Кириллове хранятся в нашем знаменитом, всемирно известном       
Владимиро-Суздальском федеральном музее. Такая практика сейчас наконец-то       
станет опираться на закон.                                                      
                                                                                
Таким образом, законопроект гармонизирует деятельность всех уровней публичной   
власти в сфере культуры и направлен на реализацию конституционно значимых       
целей в интересах граждан, кстати, вне зависимости, как мы видим, от того,      
проживают ли они в крупных региональных центрах, в малых городах или на селе.   
Предложенные в законопроекте изменения будут способствовать эффективному        
взаимодействию органов государственной власти и органов местного                
самоуправления в целях реализации социально ориентированной политики в сфере    
культуры.                                                                       
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
Просим поддержать.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Ольги Михайловны Германовой.                                           
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ГЕРМАНОВА О. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Предлагаемый законопроект    
расширяет уже существующую практику участия одних уровней публичной власти в    
осуществлении полномочий других уровней публичной власти, о чём Алла Юрьевна    
подробно в своём докладе рассказала.                                            
                                                                                
Комитет Государственной Думы по культуре детально рассмотрел законопроект и     
считает необходимым обратить внимание на следующие моменты.                     
                                                                                
Прежде всего, в соответствии с пояснительной запиской законопроект направлен    
на реализацию статей 67-1, 68, 69, 114 Конституции Российской Федерации. Но в   
2020 году в эти статьи были внесены существенные поправки - было добавлено      
несколько положений, которые посвящены культуре, - и это не в полной мере       
отражается в предложенном законопроекте.                                        
                                                                                
Также согласно статье 114 Конституции Российской Федерации Правительство        
Российской Федерации обеспечивает проведение в Российской Федерации единой      
социально ориентированной политики в области культуры. Комитет обращает         
внимание на необходимость раскрытия этого термина - "единая социально           
ориентированная государственная политика". Этот термин должен быть закреплён    
законодательно. Алла Юрьевна, правда, сказала, что в следующем законопроекте,   
который они будут предлагать, этот термин будет отражён. Я полагаю, при         
подготовке ко второму чтению указанного законопроекта мы должны уточнить все    
вот эти моменты.                                                                
                                                                                
Также в заключении комитета был задан вопрос, почему всё-таки авторы выделяют   
три основных направления отрасли культуры - музеи, библиотеки и объекты         
культурного наследия. Алла Юрьевна пояснила это в докладе, и мы получили        
ответ на этот вопрос.                                                           
                                                                                
Мы рассмотрели новую редакцию статьи 40 и считаем, что авторы упустили          
полномочия органов местного самоуправления в сохранении и возрождении           
развития народных художественных промыслов. Считаем, упустили, потому что в     
действующей редакции статьи 40 "Основ законодательства Российской Федерации о   
культуре" и в законе "Об общих принципах организации местного самоуправления    
в Российской Федерации" данные полномочия имеются. Комитет настаивает, чтобы    
поправкой ко второму чтению эти полномочия были предусмотрены.                  
                                                                                
Также комитет обращает внимание, что отдельные положения законопроекта,         
которые касаются полномочий органов государственной власти субъектов            
Российской Федерации, необходимо соотнести с нормами Федерального закона "Об    
общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской             
Федерации".                                                                     
                                                                                
Помимо этого мы считаем, что отдельные положения законопроекта необходимо       
синхронизировать с положениями законопроекта "Об общих принципах организации    
местного самоуправления в единой системе публичной власти", который был         
принят в первом чтении.                                                         
                                                                                
Комитет по культуре считает, что с учётом вот этих замечаний законопроект       
можно принимать, нужно принимать в первом чтении вот в таком варианте.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы? Да.                                                  
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Григорьев Юрий Иннокентьевич.                                                   
                                                                                
ГРИГОРЬЕВ Ю. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                     
                                                                                
Алла Юрьевна, скажите, пожалуйста, поможет ли данный законопроект сельским      
библиотекам в плане того, чтобы перевести их в модельные? В данный момент, я    
так понимаю, финансирование обычных, устаревших библиотек на сельских           
территориях не предусмотрено, это возможно только после того, как они сменят    
формат, изменят свой статус на модельный. Каким образом это сможет оказать      
содействие? И может быть, в последующем вы для себя отдельную федеральную       
программу видите, которая помогла бы, по переводу их в подобный статус и        
финансированию?                                                                 
                                                                                
МАНИЛОВА А. Ю. Спасибо за вопрос, Юрий Иннокентьевич. Нет, не имеют никакого    
отношения нормы данного законопроекта к созданию модельных библиотек.           
                                                                                
Вы абсолютно правы, я вас глубоко поддерживаю в том, что модельные библиотеки   
- одно из важнейших направлений на селе, приоритетное для национального         
проекта "Культура". Ещё не было в нацпроекте в 2019 году ни краеведческих       
музеев, ни региональных театров, многого другого не было, а с модельных         
библиотек всё начиналось. И сегодня мы видим и губернаторы видят, какое         
значение они имеют как точки роста на селе, объединяющие людей. Такая           
программа у нас есть, это программа национального проекта "Культура", она       
расписана по всем годам, полностью реализуется. У нас создано 600 модельных     
библиотек в стране - этого, конечно, недостаточно, но программа есть, все       
средства национального проекта по 2024 год включительно расписаны за            
регионами, мы идём по плану, всё исполняем, всё у нас по плану в части          
модельных библиотек.                                                            
                                                                                
Повторю, нормы этого законопроекта не имеют к этому отношения, и никаких иных   
норм для того, чтобы продвигать модельные библиотеки, не нужно в                
законодательстве, нужны только деньги в национальном проекте, вот и всё.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Осадчий Николай Иванович.                                 
                                                                                
ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Уважаемая Алла Юрьевна, вы очень чётко обозначили направления законопроекта -   
музеи, культурное наследие, библиотеки. Но всем нам хорошо известна ситуация,   
когда в сельских поселениях с небольшим бюджетом содержание домов культуры      
забирает до 70 и более процентов всего объёма бюджета. Мы затрагиваем сейчас    
вопрос о полномочиях между уровнями власти - не рассматривается ли              
возможность внести соответствующие изменения в 131-й федеральный закон,         
закрепив возможность передачи указанных полномочий на региональный уровень?     
                                                                                
МАНИЛОВА А. Ю. Николай Иванович, нет, ни в коем случае, мы как раз их не        
затрагиваем, наверное, жаль, да, но мы исполняем поручение президента, это      
поручение про другое - это поручение, по существу, про гармонизацию нашего      
законодательства.                                                               
                                                                                
Смотрите, возьмём... Я сейчас отвечу про сельские дома культуры. Про 131-й      
сказала, это не предмет этого закона, никакого пересмотра, никакой ревизии      
полномочий не подразумевается. Мы говорим о закреплении права. Я ведь привела   
пример. Ну что же творится, посмотрите: регион может помочь Российской          
Федерации, правильно, восстановить памятник, вложить средства в памятник,       
может, закон даёт такое право, а помочь муниципалитету привести в порядок       
памятник - может быть, у этого региона есть средства в бюджете, и губернатор    
готов, и памятник важный для людей - не может. Вот мы и говорим о том, чтобы    
это право было гармонизировано у федералов, у регионов, у муниципалитетов, но   
право означает наличие средств и наличие, что называется, политической воли,    
то есть желание. Но ни в коем случае мы здесь о полномочиях не говорим.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выборный Анатолий Борисович.                              
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемая Алла Юрьевна, предлагаемая вами законодательная инициатива крайне     
важна и даже, можно сказать, просто крайне необходима. В то же время хотелось   
бы уточнить: скажите, пожалуйста, а есть ли понимание в части организации и     
порядка принятия решений и в какой именно части органы разных уровней           
публичной власти будут содействовать друг другу, ну, например, при              
осуществлении полномочий в сфере охраны объектов культурного наследия, прежде   
всего по вопросам финансирования этих мероприятий? Другими словами, как         
предлагаемые вами новеллы будут работать на практике, чтобы действительно,      
как вы правильно говорите, гармонизировать взаимодействие друг с другом?        
                                                                                
МАНИЛОВА А. Ю. Спасибо большое, Анатолий Борисович, за вопрос. Дело в том,      
что на практике уже многое работает. И если вы спросили именно об объектах      
культурного наследия - посмотрите: Вологодская область выделяет средства из     
своего бюджета на сохранение Вологодского кремля, а это федеральный объект,     
Астраханская область - на церковь князя Владимира, Архангельская область - на   
Новодвинскую крепость. И это понятно, потому что у нас в бюджете в 2022 году,   
коллеги, 8,9 миллиарда на все реставрации, на сохранение всех объектов          
культурного наследия. Сколько нам надо, какова потребность? 50 миллиардов       
требуется ежегодно, потому что, не будем забывать, 25 тысяч объектов            
культурного наследия из нашего реестра находится в неудовлетворительном         
состоянии.                                                                      
                                                                                
Вот поэтому помощь, вот эта совместная работа разных уровней власти в           
отношении важнейших памятников так важна. С одной стороны, теперь регион, как   
я уже сказала, сможет точно так же выделять средства, как выделяются средства   
многими регионами, и для памятников муниципальных. С другой стороны,            
федеральное министерство сегодня софинансирует работу регионов по сохранению    
памятников. Каким путём? Путём межбюджетных трансфертов. Сколько в этом году    
у нас на это денег? 1,2 миллиарда. Межбюджетными трансфертами мы поддерживаем   
те регионы, в отношении которых к нам обращаются, когда действительно острая    
ситуация, когда не может регион, не может его бюджет, мы это понимаем -         
бюджетная обеспеченность разная, - справиться, а памятник наиважнейший, он      
разрушается. Все ветви власти в этой части должны работать вместе. Теперь       
такая возможность у них есть, потому что появляется право, которое прописано    
в законе. В законе есть лакуны в части прав: одно право прописано, другое не    
прописано. Вот мы делаем всё для того, чтобы зеркально, синхронно, адекватно    
все эти права распространились на все уровни публичной власти.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович.                            
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Алла Юрьевна, в продолжение всё-таки вопроса моего коллеги про   
поселенческий уровень и про дома культуры. Я понимаю, что есть важные           
памятники, есть музеи, есть библиотеки, но вот дом культуры - основной          
культурный объект, который есть в селе. 6 миллионов бюджет, 3 миллиона тратят   
они на этот клуб. И по большому счёту, этот клуб понемножечку загибается:       
крыша течёт, потом он в аварийное состояние приходит. И вопрос сегодня в        
точно таком же, скажем так, межуровневом взаимодействии, в возможности из       
районного бюджета помогать поселениям. Сейчас этого нет. Район говорит: у нас   
на вас не предусмотрено, а если хотите, полномочие заберём, но с деньгами. И    
поселение не может развиваться из-за этого огромного объекта, с одной           
стороны, а с другой стороны, он не содержится должным образом, единственный     
очаг культуры в поселении понемножку приходит в негодность, если ему не         
повезёт попасть в федеральную программу, а это очень редко бывает.              
                                                                                
МАНИЛОВА А. Ю. Алексей Владимирович, ещё раз, я знаю и помню, что вы задавали   
этот вопрос или похожий вопрос, когда министерство встречалось с фракциями      
накануне "парламентского часа" (верно?), и министр на него уже отвечала, что,   
если мы говорим о внесении в 131-й закон - я сейчас выхожу за рамки             
законопроекта, который сегодня представлен, со всей очевидностью, но отвечаю    
на вопрос, - если мы говорим об этом, надо посоветоваться с регионами, мы не    
можем просто так сказать, потому что это сложнейшая тема. Нужно знать позицию   
каждого региона, а они должны знать позицию своих муниципалитетов. Это,         
конечно, не тот вопрос, на который сегодня можно ответственно за всю страну     
ответить, ни в коем случае.                                                     
                                                                                
А вот что касается наших полномочий, Министерства культуры, поскольку вы мне    
этот вопрос адресуете, скажу честно, что весь национальный проект "Культура"    
- это проект про село, там мало про города, там даже про малые города мало.     
Вот спасибо президенту, который на ПМЭФ выступал, - нам добавили в              
национальный проект, и мы сейчас всё-таки можем и региональные музеи как-то     
поддержать, и муниципальные музеи поддержать. А село - это 90 процентов         
национального проекта. Дом культуры - это ключевой инфраструктурный проект      
села, и весь нацпроект "Культура" построен на том, чтобы развивать сельскую     
инфраструктуру. Вы же говорите немножко о другом - о том, как содержать. Мы     
не учредители сельских домов культуры, не нужно спрашивать об этом              
Министерство культуры. Если же, ещё раз, повторяю, кольцуем, если говорить об   
изменениях в 131-й, это совершенно другой диалог - не сегодня.                  
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите.                             
                                                                                
МАНИЛОВА А. Ю. Нет, это не право, а полномочие. В 131-м - это не право, это     
уже пересмотр полномочий органов публичной власти. Мы сегодня об этом           
говорить не можем.                                                              
                                                                                
ГЕРМАНОВА О. М. Алексей Владимирович, я дополню. Значит, сегодня вопрос,        
который вы подняли, обсуждается в рамках законопроекта "Об общих принципах      
организации местного самоуправления в единой системе публичной власти", и как   
раз в регионах идёт диалог о передаче на районный уровень или о том, чтобы      
оставить на уровне сельских поселений. Многие склоняются к тому, что сельские   
дома культуры надо передавать на районный уровень, - да, с деньгами, но они     
же не заберут сельский дом культуры к себе в район и не поставят там. То есть   
услуги в области культуры всё равно в селе будет оказывать дом культуры,        
несмотря на то, какой он - районный, или федеральный, или субъектовый.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лантратова Яна Валерьевна.                                
                                                                                
ЛАНТРАТОВА Я. В. Уважаемая Алла Юрьевна, ваша инициатива, безусловно, важна,    
и мы, конечно, её поддержим. При этом понятно, что памятники культурного        
наследия регионального и особенно местного уровня сегодня, к сожалению,         
находятся зачастую иногда даже в плачевном состоянии. Может быть, было бы       
правильнее в связи с этим установить некую норму, предполагающую большее        
участие федерального центра в восстановлении и сохранении объектов              
культурного наследия именно регионального и местного уровней? Так как у нас     
сейчас регионов-доноров не так много, очевидно, что бюджета муниципалитета      
точно недостаточно. Норма, конечно, правильная, но будет ли она действительно   
работать с учётом реального финансового положения субъектов, муниципалитетов?   
Может быть, следовало бы предусмотреть механизмы, которые обязали бы            
федеральный центр в большей степени финансировать данные обязательства?         
Понимаю, что это трудно, но как вы считаете?                                    
                                                                                
МАНИЛОВА А. Ю. Даже без принуждения это делали - здесь вопрос, конечно,         
только в бюджетных ресурсах. В первую очередь федеральный центр, Министерство   
культуры в соответствии со своими полномочиями отвечают перед страной за        
надлежащее содержание федеральных памятников. Региональные памятники - это      
полномочия региональной власти, и вы правы в том, что им нужна помощь:          
бюджеты во многих регионах не способны эту работу делать объёмно, но здесь      
вопрос только объёма бюджетных ресурсов, которые наш бюджет может на это        
потратить, может на это направить. Я сказала, что сегодня у нас 8,9             
миллиарда. У нас есть ещё, вы знаете, существенная квота, Яна Валерьевна, на    
восстановление, кстати, независимо от статуса - федеральный или региональный,   
памятников нашей церковной архитектуры, наших храмов. И здесь мы работаем,      
что называется, по списку, по приоритетам, которые сама Русская православная    
церковь формулирует, что называется, за подписью Святейшего Патриарха.          
                                                                                
Так что исходя из объёма средств выбираются приоритеты. В законе для этого      
ничего не нужно править, всё в законе есть, чтобы эта работа делалась.          
Зависим только от объёма бюджета. Что я могу ещё сказать? Наверное, больше      
добавить нечего.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Останина Нина Александровна.                              
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи,   
женщин и детей, фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Уважаемая Алла Юрьевна, ну, термин "гармонизация" не юридический, и вы это      
тоже понимаете. Поэтому не случится ли так, что ваша трактовка этого термина,   
согласно которой органы публичной власти наделяются правом финансировать        
объекты культурного наследия, и ожидания от этого закона просто не совпадут?    
Если эта гармонизация не стала обязательством определённого уровня публичной    
власти, то правом можно воспользоваться по-разному: есть средства -             
воспользуюсь, нет средств - не воспользуюсь. Не приведёт ли это к ещё большей   
неразберихе? Потому что, ну, вы тоже понимаете, что происходит: приходишь к     
губернатору - он тебе говорит, мол, подождите, это муниципальный уровень, в     
муниципалитет приходишь - тебе объясняют, что у них нет денег, а к вам в        
Министерство культуры приходишь - вы говорите, что это не относится к           
памятникам федерального значения.                                               
                                                                                
И в связи с этим вопрос: вы сейчас понимаете, сколько у нас объектов            
культурного наследия относится ко всем уровням власти? Ваши 8,9 миллиарда, о    
которых вы сейчас сказали, - это то, что надо на федеральном уровне. А если     
взять все уровни - муниципальный, региональный, федеральный, - то сколько это   
всё весит, чтобы мы тоже понимали?                                              
                                                                                
МАНИЛОВА А. Ю. Нина Александровна, конечно, мы не дети, мы далеки от мысли,     
что завтра этим правом, которое сегодня дано, все воспользуются, чтобы          
незамедлительно со стороны регионов или федеральной власти решить все           
проблемы муниципалитетов. Конечно нет! Я напомню, что это право, это            
возможность, но мы сегодня точно знаем, что есть конкретные сюжеты, когда       
регион готов, но не может, а вот теперь сможет, вот эти лакуны мы закроем. Но   
конечно, вы правы, стопроцентно правы, потому что, ещё раз скажу, это право,    
а не полномочие.                                                                
                                                                                
Я просто хочу напомнить, уважаемые депутаты, что это не является инициативой    
Министерства культуры. Президент поручил нам провести то, что образно можно     
назвать гармонизацией, а именно: внести соответствующие изменения, чтобы        
синхронизировать права - скажем, в законе № 54-ФЗ "О Музейном фонде             
Российской Федерации и музеях..." они есть, а в "Основах законодательства       
Российской Федерации о культуре" их нет. Вот важно, чтобы правовых лакун не     
было, чтобы мы всё синхронизировали, и этим, по существу, мы и занимаемся в     
этом законопроекте, исполняя соответствующее поручение президента.              
Государственно-правовое управление президента, которое проверяло, конечно,      
внимательнейшим образом, насколько хорошо мы исполнили поручение президента,    
с нами согласилось без замечаний.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить? Представители президента,                 
правительства? Заключительное слово?                                            
                                                                                
А, извините.                                                                    
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Диденко Алексей Николаевич, пожалуйста. С места.                                
                                                                                
ДИДЕНКО А. Н., председатель Комитета Государственной Думы по региональной       
политике и местному самоуправлению, фракция ЛДПР.                               
                                                                                
Спасибо, Александр Дмитриевич.                                                  
                                                                                
Я совсем коротко, сейчас выступления от фракций, а я, наверное, больше от       
комитета.                                                                       
                                                                                
У нас правомочия органов местного самоуправления сегодня распределены и по      
отраслевому законодательству. Кроме той компетенции, которая в 131-м законе     
имеется, они также могут осуществлять при наличии у них соответствующих         
бюджетных средств полномочия, правомочия, которые у нас закреплены в            
отраслевом законодательстве - в 154 федеральных законах есть 1766 полномочий.   
И очень хорошо, что Министерство культуры своё отраслевое законодательство      
приводит в соответствие с распределением полномочий государственных органов и   
органов местного самоуправления по вертикали.                                   
                                                                                
Мы, точнее, комитет по законодательству провёл огромную работу при принятии     
закона № 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах    
Российской Федерации", где в 44-й статье детально расписаны все эти             
полномочия по предметам исключительного и совместного ведения. На самом деле    
жизнь не стоит на месте - ещё и года не прошло, а нам уже нужно 414-й закон     
править.                                                                        
                                                                                
В органах местного самоуправления на муниципальном уровне ещё больше подобных   
проблем, и все эти полномочия нуждаются в уточнении и синхронизации с нашим     
базовым 131-м законом, который продолжает действовать. Законопроект "Об общих   
принципах организации местного самоуправления..." пока не принят во всех        
чтениях и, скорее всего, в этом году не будет принят (ну, не зарекаемся),       
поэтому отраслевые линейные министерства должны не ждать и не уповать на        
новый закон о местном самоуправлении, проект которого принят в первом чтении,   
а приводить своё законодательство в соответствие с реалиями сегодняшнего дня.   
                                                                                
Спасибо министерству, что они своевременно гармонизируют своё отраслевое        
законодательство и упрощают жизнь исполнителям на практике.                     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Соловьёв Сергей Анатольевич.                                                    
                                                                                
СОЛОВЬЁВ С. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Алла Юрьевна Манилова        
достаточно подробно и содержательно раскрыла суть правительственного            
законопроекта. Я буквально несколько слов хотел бы добавить. Действительно,     
данный проект закона направлен на обеспечение реализации положений              
Конституции Российской Федерации о проведении единой социально                  
ориентированной культурной политики в интересах граждан нашей страны и          
совершенствует механизм взаимодействия уровней публичной власти при             
осуществлении ими полномочий в сфере культуры. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ",         
безусловно, поддерживает данный законопроект.                                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель президента? Правительства? Нет. Докладчик - заключительное        
слово? Пожалуйста.                                                              
                                                                                
МАНИЛОВА А. Ю. Спасибо, Александр Дмитриевич.                                   
                                                                                
Спасибо огромное, уважаемые депутаты, за поддержку и за конструктивные          
замечания! Я хотела бы только по двум замечаниям высказаться, которые Ольга     
Михайловна Германова от имени комитета привела.                                 
                                                                                
О том, что необходимо интегрировать тему народных художественных промыслов.     
Нас убеждать в том, что это важнейшая тема, не нужно. Народные художественные   
промыслы, особенно сейчас, в Год культурного наследия народов России, просто,   
вы знаете, что называется, в топе приоритетов из приоритетов Министерства       
культуры. В правительстве полномочия по народным художественным промыслам,      
первичные полномочия, всё-таки у Минпромторга, а не у Министерства культуры,    
поэтому мы вместе с коллегами и, конечно, с профильным комитетом должны         
обязательно посмотреть текстуально, как это должно и может быть в               
законопроекте.                                                                  
                                                                                
И Комитетом по культуре, и Комитетом по региональной политике и местному        
самоуправлению, и сейчас также депутатами было сказано о необходимости          
синхронизации нашего законопроекта с проектом закона "Об общих принципах        
организации местного самоуправления...". Коллеги, мы это сделали, нам ещё на    
площадке правительства Министерство юстиции об этом напомнило, мы это уже       
сделали в статье 40, но понимаем, что во втором чтении, к принятию в            
окончательной редакции в проект закона о местном самоуправлении ещё могут       
быть внесены поправки. Поэтому мы внимательно следим, и, как только закон уже   
выйдет в окончательной редакции, мы немедленно внесём соответствующие           
изменения и в наш законопроект. Эти два законопроекта обязательно будут         
синхронизированы, можете не сомневаться.                                        
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содокладчик? Нет.                                         
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункт 13.                 
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 20 мин. 00 сек.)                 
Проголосовало за              385 чел.85,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    385 чел.                                          
Не голосовало                  65 чел.14,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.