Заседание № 98
15.05.2013
Вопрос:
О проекте федерального закона № 196062-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления ответственности за несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками, водителем грузового транспортного средства).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4608 по 4789 из 6411
Переходим к рассмотрению 16-го вопроса повестки дня - проекта федерального закона № 196062-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад депутата Государственной Думы Ярослава Евгеньевича Нилова. НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Сергей Владимирович, уважаемые депутаты! Когда бывший депутат Воробьёв стал исполняющим обязанности губернатора Московской области, он озаботился транспортными проблемами, с мэром Москвы Собяниным они договорились о том, что с 1 марта въезд грузовых транспортных средств на МКАД и на территорию города будет запрещён. Но на тот момент штраф за несоблюдение требования знака "Въезд запрещён" составлял всего 300 рублей, и именно тогда фракция ЛДПР предложила существенно усилить штраф для таких правонарушителей, то есть установить штраф для водителя грузового транспортного средства, который нарушает требование знака "Въезд запрещён" с указанием времени, до 10 тысяч рублей. В случае если такое правонарушение поспособствовало тому, что образовался затор на МКАДе... Ну, я говорю про МКАД, потому что нам здесь это понятно, а в целом это, конечно, нормы для всей страны. Итак, если образовался затор, образовалась большая пробка, было совершено дорожно-транспортное происшествие, то в этом случае должны быть приняты более серьёзные меры, вплоть до лишения прав такого нарушителя. Мы прекрасно знаем, что небольшое ДТП на МКАДе порой парализует МКАД на километры, парализует все прилегающие артерии, от этого страдает большое количество наших автомобилистов, именно поэтому мы и предложили решить эту проблему, усиливая штрафы за въезд на МКАД прежде всего для грузового транспортного средства. Позже, когда принимался проект закона об изъятии земель для Новой Москвы, поправкой была усилена административная ответственность для таких правонарушителей, но наш законопроект был внесён раньше. Таким образом, проблема частично уже решена, но и сегодня остаётся ещё актуальной. По данным ГАИ, сегодня даже при штрафе в 5 тысяч рублей в день собирается порядка 10 миллионов рублей, то есть происходит огромное количество нарушений требования знака о запрещении выезда на МКАД грузовых транспортных средств, и пробки, к сожалению, продолжаются. В других странах мира кроме усиления ответственности за подобные деяния были бы созданы ещё и нормальные условия, для того чтобы эти большегрузные машины могли отстаиваться, чтобы водители имели возможность получить питание, воспользоваться предоставленными гигиеническими услугами, то есть были бы созданы условия для стоянки и для отдыха водителей, - у нас же, к сожалению, пошли другим путём. Но в любом случае в интересах москвичей, в интересах жителей Санкт-Петербурга, Новосибирска, других больших городов, где существуют проблемы с большегрузным транспортом, который парализует движение на дорогах, мы считаем, данный законопроект надо принять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад первого заместителя председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Вячеслава Ивановича Лысакова. ЛЫСАКОВ В. И. Уважаемый председательствующий, уважаемые коллеги! Вашему вниманию для рассмотрения в первом чтении представлен проект федерального закона, в котором предлагается дополнить главу 12 Кодекса об административных правонарушениях новой статьёй 12.16-1, установив административную ответственность за несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками, водителем грузового транспортного средства с разрешённой максимальной массой более 12 тонн. Рассмотрев законопроект, комитет его концепцию не поддерживает, поскольку имеющейся в кодексе статьёй 12.16 уже установлена административная ответственность за несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги. Данной статьёй установлена ответственность всех участников дорожного движения, включая водителей грузовых транспортных средств с разрешённой максимальной массой более 12 тонн. Правовым основанием для такой ответственности являются Правила дорожного движения, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, устанавливающие запрещающие знаки, действие которых распространяется на отдельные категории участников дорожного движения. Так, знаком 3.12 "Ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства" запрещается движение транспортных средств, у которых фактическая масса, приходящаяся на какую-либо ось, превышает указанную на знаке. Также в кодексе имеется статья 12.21-1, частью 5 которой установлена ответственность водителя в виде штрафа в размере от 2 тысяч до 2 тысяч 500 рублей за несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками, запрещающими движение транспортных средств, в том числе составов транспортных средств, общая фактическая масса которых либо нагрузка на ось которых превышает указанную на дорожном знаке, если движение таких транспортных средств осуществляется без специального разрешения. К данному составу правонарушений относится также и действие, предусмотренное проектируемой статьёй 12.16-1. Кроме того, в принятом недавно нами Федеральном законе № 43-ФЗ от 5 апреля 2013 года "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" статья 12.16 кодекса дополнена частями 6 и 7, устанавливающими соответственно ответственность в виде административного штрафа в размере 500 рублей за несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками, запрещающими движение грузовых автотранспортных средств, и за указанные нарушения, совершённые в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, ответственность в виде штрафа в размере 5 тысяч рублей. Таким образом, правоотношения в данной области законодательством полностью урегулированы, и внесение предлагаемых изменений представляется избыточным, поскольку может привести к конкуренции мер ответственности в отношении указанных составов правонарушений, что затруднит на практике их квалификацию и применение. На основании изложенного комитет рекомендует законопроект отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть вопросы? Нет. Есть желающие выступить? Есть. Прошу записаться на выступления. Покажите результаты. Тарнавский Александр Георгиевич, от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Прошу. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Спасибо. Вообще, я хотел задать вопрос, просто меня не заметили, но, я думаю, Ярослав Евгеньевич в заключительном слове на него ответит. Когда мы обсуждали данный законопроект, тоже считая его важным и актуальным, что смутило прежде всего? В части 1, где говорится о несоблюдении требований и так далее по тексту, установлена ответственность в виде административного штрафа в размере 10 тысяч рублей, а вот в части 2, в которой говорится о нарушении, предусмотренном частью 1, повлёкшем образование затора, ответственность предусматривается уже в виде лишения права управления транспортным средством на срок до шести месяцев. Нам кажется, что ответственность - и я прошу Ярослава Евгеньевича на этот вопрос ответить по возможности в заключительно слове - несоразмерная и здесь коррупционностью определённой пахнет. Во-первых, непонятно, кто определяет, возник затор или нет. Когда дорожно-транспортное происшествие - там понятно, это фиксируется, а вот был затор или нет - кто это определит? И во-вторых, ответственность - от штрафа 10 тысяч рублей, который подавляющее большинство автовладельцев могут заплатить, до лишения прав на полгода, но для многих это, как говорится, ножом по сердцу или по чему-то ещё, поэтому любой водитель будет готов откупиться, лишь бы его не лишали прав. Я считаю эти замечания, мои и моих коллег, серьёзными и обоснованными и просил бы Ярослава Евгеньевича по возможности нам на это ответить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Поневежский Владимир Александрович от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А. Уважаемые коллеги, законопроектом предлагается установить ответственность за несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками, водителем грузового транспортного средства с разрешенной максимальной массой более 12 тонн - штраф 10 тысяч рублей, а в случае, если такое правонарушение повлекло образование затора или ДТП, - лишение права управления транспортным средством на срок до шести месяцев. Принимая во внимание, что в КоАП Российской Федерации уже установлена ответственность за несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой для всех участников дорожного движения, включая водителей грузовых транспортных средств с максимальной массой более 12 тонн, а также полагая, что установление за данное правонарушение таких санкций, как штраф в размере 10 тысяч рублей и лишение права управления транспортными средствами, не согласуется с системой санкций за аналогичные правонарушения, установленной главой 12 кодекса, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживает данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От фракции КПРФ - Рябов Николай Федорович. РЯБОВ Н. Ф. Попробую уложиться в отведённое время. Ярослав Евгеньевич, удивительная вещь, вот слушаешь доклады о ваших творческих инициативах, о законопроектах, и удивляешься - всё перемешано: люди, кони... Я опять возвращаюсь к предыдущему законопроекту, постольку поскольку тема всё та же - транспортные коллапсы, пробки и прочее. Вы конкретно в заключительном слове говорите, что у Белорусского вокзала кто-то собирает денежки, по 100 рублей, но, слава богу, существуют десятки статей Уголовного кодекса и административного кодекса - применяйте! Кто ж вам мешает этого человека сегодня же взять за незаконное предпринимательство? Где Собянин-то со своими службами, с полицией? Чего они там ходят смотрят?! По всей видимости, от этого процентов девяносто идёт как раз не тому, кто собирает, а тому, кто наблюдает, охраняет этих сборщиков, - вот в чём проблема-то, вот что расшивать надо! И задача не в том, чтобы водителя, который поставил машину не туда или въехал на большегрузе на окружную дорогу, сломался и вовремя не уехал, лишить прав на шесть месяцев, ещё раз повторяю: не по тому пути вы идёте! Готовя законопроекты, надо тщательно взвешивать, как они в реальной жизни будут работать, на кого, кого заставлять и каким образом. Тем более, что мы с вами законы здесь принимаем на федеральном уровне и это будет касаться практически каждого города, каждого удалённого посёлка, а вы в основном берёте проблему города Москвы. Нельзя так подходить к созданию новых законопроектов! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5166 по 5260 из 6411
Теперь возвращаемся к повестке дня, к рассмотрению пункта 16 повестки. Выступления состоялись, есть ли желание высказаться у полномочных представителей президента и правительства? Нет. С заключительным словом выступает автор. Включите микрофон депутату Нилову. НИЛОВ Я. Е. Спасибо. Выступая с заключительным словом, отвечу на вопросы, которые звучали со стороны представителя фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" относительно того, чем отличается часть 1 от части 2: если большегрузное транспортное средство в нарушение требований знаков выехало на проезжую часть, где это запрещено, соответственно за это в автоматическом режиме может быть наложен административный штраф либо сотрудниками правоохранительных органов может быть наложен штраф, но если вследствие такого несоблюдения требований знаков совершено ДТП или произошло образование затора, например из-за поломки этого транспортного средства, то это уже влечёт наказание в соответствии с частью 2 проектируемой нами статьи. Вспомните, что часами можно стоять на МКАДе или на других трассах в огромной пробке из-за того, что где-то на проезжей части самосвал сломался, - и законопроект вносится именно для того, чтобы не допускать выезда этих транспортных средств в то время, когда этого делать не нужно. Я благодарю фракцию КПРФ и низко кланяюсь, потому что, несмотря на их критику в мой адрес, они всё равно поддержали мой предыдущий законопроект. И хочу сказать уважаемому Николаю Фёдоровичу Рябову, что, несмотря на его критические замечания, в которых он порой переходит на личности, я больше большевиков любить от такой критики не буду, но я различаю честных коммунистов и большевиков, и, кстати, фракцию КПРФ я отношу именно к честным коммунистам. Вы говорите о том, что в моём законопроекте всё перемешано - люди, кони, но, по-моему, в законопроекте всё чётко и ясно. И по поводу вашего же замечания мне, мол, где Собянин, где правоохранительные органы: ну, я не начальник у Собянина, не начальник ГУВД Москвы или там начальник полиции другого субъекта, но, видя подобного рода правонарушения, я отправляю депутатские запросы. Вы правильно ставите вопрос о том, что бездействует власть, - да, она бездействует, где-то имеются элементы коррупции, но это всё опять же является следствием всех наших исторических событий. И когда вы призываете нас идти другим путём, постоянно говорите, что мы не туда движемся, не туда смотрим, то вы, конечно, имеете право на своё собственное мнение, суждение, имеете право обращаться в любой форме, но вы должны понимать, что, пытаясь как-то подавить инициативу, сориентировать человека на бездействие или на какую-то пораженческую позицию, вы таким образом чисто психологически забиваете любые инициативы, а потом мы получаем пассивное общество - общество потребителей, общество безынициативных, общество равнодушных, общество иждивенцев! Вот я таким быть не хочу, поэтому, несмотря на то что вы критикуете, пытаетесь найти какие-то изъяны и сориентировать меня по-другому, я буду делать так, как я считаю нужным, и на это у меня есть и право, установленное законом, и поддержка избирателей, которые за нас голосовали. Мы с вами две разные фракции, у нас с вами могут быть абсолютно разные политические суждения, мнения, оценки исторических событий, и именно поэтому мы в разных фракциях. В завершение я ещё раз обращаю внимание на то, что проблемы, связанные с выездом большегрузного транспорта на проезжую часть, - это проблемы крупных мегаполисов, я говорю про Москву, про МКАД, про наши трассы, чтобы всем было понятно. Как вы прекрасно знаете, в час пик от Госдумы до аэропорта очень тяжело доехать, в том числе из-за огромного количества большегрузного транспорта на дорогах, а когда грузовые транспортные средства ломаются или случаются дорожно-транспортные происшествия, это парализует целые километры дороги, поэтому мы призываем поддержать нашу инициативу, хотя отмечаем, что частично она уже реализована путём внесения поправок в тот закон, который Госдума приняла, об изъятии земель для так называемой Новой Москвы. Фракция ЛДПР благодарит фракцию КПРФ за поддержку предыдущего законопроекта, мы надеемся, что такая тенденция с вашей стороны сохранится. Мы благодарим фракцию "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" за поддержку предыдущего законопроекта и надеемся на поддержку и этого. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. У содокладчика есть необходимость выступить с заключительным словом? Нет. В рамках "часа голосования" ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона № 196062-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Включите режим голосования. Прошу показать результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 21 мин. 21 сек.) Проголосовало за 113 чел.25,1 % Проголосовало против 3 чел.0,7 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 117 чел. Не голосовало 333 чел.74,0 % Результат: не принято Законопроект не принимается.