Заседание № 9

20.02.2004
Вопрос:

О проекте федерального конституционного закона N№ 195802-3 "О внесении изменения в статью 5 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (о необходимости учреждения должности Уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2581 по 3315 из 6545
Пункт 12 порядка работы: о проекте федерального конституционного закона "О      
внесении изменения в статью 5 Федерального конституционного закона "Об          
Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации". Доклад депутата      
Государственной Думы Олега Николаевича Смолина. Пожалуйста.                     
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Борис Вячеславович! Вашему вниманию   
предлагается проект федерального конституционного закона "О внесении            
изменения в статью 5 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном    
по правам человека в Российской Федерации". Думаю, уважаемые коллеги, вы        
хорошо понимаете, что актуальность этого закона достаточно очевидна, ибо        
ситуация с правами человека в Российской Федерации, если мягко сказать,         
далека от идеальной.                                                            
                                                                                
Да, если вы сравните, скажем, положение с социально-экономическими правами      
пятнадцать лет назад и сейчас, то увидите следующую картину: в более-менее      
реальных сопоставимых ценах минимальная заработная плата упала по меньшей       
мере в три с половиной раза, минимальная пенсия - примерно в два с половиной    
раза, студенческая стипендия, расчетная студенческая стипендия в вузе -         
примерно в три с половиной раза, расчетная студенческая стипендия в сузе, в     
техникуме или колледже - примерно в семь, в ПТУ - примерно в десять раз,        
детское пособие - примерно в восемь раз в реальных деньгах и так далее.         
Должен сказать, что, хотя мне тут и говорил уважаемый господин Митрофанов,      
что статистика - это классовая наука (я думаю, что это очень вульгарный         
марксизм, видимо, для освоения настоящего марксизма требуются другие            
интеллектуальные усилия), вот я уверен, что статистика в данном случае - это    
вещь упрямая.                                                                   
                                                                                
Что касается прав политических, то приведу только два мнения заслуживающих      
внимания международных организаций. Например, согласно опросу журналистов,      
проведенному международной организацией "Репортеры без границ", по уровню       
свободы печати Россия дважды заняла 121-е место из 139. Ниже нас из бывших      
республик Советского Союза только Белоруссия и Туркменистан, согласно этому     
опросу даже Узбекистан занял 120-е место. Что касается оценки результатов       
прошедших парламентских выборов со стороны Организации по безопасности и        
сотрудничеству в Европе, президента ее Парламентской Ассамблеи господина        
Брюса Джорджа (вам, наверное, известны эти оценки), нашу правящую элиту         
обвиняют, во-первых, в использовании финансовых бюджетных ресурсов и,           
во-вторых, в том информационном фаворитизме, когда в средствах массовой         
информации об одних политических партиях говорилось только плохое, а о других   
- только хорошее.                                                               
                                                                                
Что касается прав человека на свободу, неприкосновенность частной жизни, то я   
думаю, что мы еще не забыли ситуацию с человеком, очень похожим на              
генерального прокурора, или с прослушиванием разговоров очень                   
высокопоставленных сотрудников администрации президента в 96-м году о           
ситуации с известной коробкой из-под ксерокса. В целом ситуацию достаточно      
точно описывают результаты социологического исследования, которое было          
проведено в начале 2003 года в Ульяновской области. Согласно этому              
независимому опросу 50 процентов граждан полагают, что в настоящее время        
права человека нарушаются чаще, чем было в советскую эпоху, и только 2          
процента придерживаются противоположного мнения.                                
                                                                                
Как известно, уважаемые коллеги, в странах с развитыми демократическими         
традициями для защиты прав человека парламентами создаются специальные          
должности типа уполномоченный по правам человека, уполномоченный по правам      
детей, уполномоченный по правам инвалидов, уполномоченный по правам             
национальных меньшинств, и так далее, и так далее. В России также действует     
закон, совсем недавно мы избирали второго в российской истории                  
Уполномоченного по правам человека. Понятно, что одному Уполномоченному         
справиться с океаном проблем российских невозможно, поэтому подобные            
должности учреждены уже в двадцати семи субъектах Российской Федерации.         
Стремясь, чтобы это было повсеместно, мы и внесли этот самый законопроект "О    
внесении изменения в статью 5 Федерального конституционного закона "Об          
Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации". Мы предлагаем        
учредить аналогичные должности во всех регионах Российской Федерации.           
                                                                                
Я изложил политические аргументы в пользу необходимости такого решения, хотел   
бы прибавить к ним аргументы юридические. Во-первых, уважаемые коллеги, в       
соответствии со статьей 2 Конституции России человек, его права и свободы       
являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод         
человека и гражданина - обязанность государства. Понятно, что это               
конституционное положение должно быть подкреплено действенными механизмами      
защиты гарантий и прав личности. Каждому должна быть обеспечена возможность     
пользоваться всеми основными правами и свободами. Государство в свою очередь    
обязано гарантировать реальное осуществление этих прав и свобод всеми           
доступными ему средствами, это утверждает статья 45 Конституции Российской      
Федерации. Поэтому полагаем, что нужно совершенствовать существующие            
механизмы и создавать новые механизмы правового характера, направленные на      
обеспечение прав человека как высшей ценности, установленной нашей              
Конституцией, и, соответственно, было бы полезно создать такие институты во     
всех субъектах Российской Федерации.                                            
                                                                                
Во-вторых, уважаемые коллеги, обращаю ваше внимание на то, что статья 19        
Конституции устанавливает в России равенство всех перед законом и органами      
отправления правосудия. Гарантированное этой статьей равенство прав и свобод    
человека и гражданина относится в полной мере и к праву на их защиту всеми      
предусмотренными законом способами, в том числе и на защиту средствами,         
которыми располагает Уполномоченный по правам человека, а для этого нужно,      
чтобы уполномоченные были во всех субъектах Российской Федерации.               
                                                                                
Уважаемые коллеги, мы получили, к сожалению, очередное отрицательное            
заключение Правительства Российской Федерации, извините, отзыв Правительства    
Российской Федерации, и профильного комитета нашей Государственной Думы. По     
мнению наших оппонентов, мы нарушаем статью 73 Конституции Российской           
Федерации и некоторые статьи Бюджетного кодекса, устанавливающие права          
субъектов Российской Федерации. Понимаете, мне представляется, что это на       
самом деле не вопрос Конституции, это на самом деле вопрос ее трактовки. По     
крайней мере, мы много раз имели примеры того, как по другим законам            
Конституция трактовалась совершенно иначе.                                      
                                                                                
Я напомню вам, уважаемые коллеги, что, например, компетенция субъектов          
Российской Федерации подробнейшим образом прописана в Земельном кодексе,        
который принимала предыдущая Государственная Дума. Я напомню еще раз, что       
прошлая Государственная Дума приняла закон, согласно которому до сорока         
полномочий было отнесено к ведению субъектов Российской Федерации, причем       
сколько они на это получат денег, и получат ли, - вопрос, который в настоящее   
время остается открытым. Мне представляется, что мы здесь имеем двойной         
стандарт, две разные точки зрения на права субъектов права законодательной      
инициативы. У нас все субъекты, видимо, равны, но некоторые равнее.             
                                                                                
В заключение, уважаемые коллеги, хочу обратить ваше внимание на то, что наш     
законопроект поддержан двадцатью шестью субъектами Российской Федерации:        
шестнадцать поддержали прямо и еще десять отметили, что не имеют замечаний. А   
уж если субъекты Российской Федерации готовы поддержать закон, который          
требует от них расходов, то это, наверное, говорит о том, что он                
действительно полезен.                                                          
                                                                                
Прошу всех, кто обеспокоен ситуацией с правами человека в России и хочет,       
чтобы мы приближались к правовому государству, проголосовать за этот            
законопроект. Те же, кому это безразлично, могут голосовать против или от       
голосования воздержаться. Спасибо, уважаемые коллеги.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Николаевич.                                 
                                                                                
Для содоклада предоставляется слово члену Комитета по конституционному          
законодательству и государственному строительству Михаилу Васильевичу           
Емельянову. Пожалуйста.                                                         
                                                                                
ЕМЕЛЬЯНОВ М. В., фракция "Единая Россия".                                       
                                                                                
Уважаемый председатель, уважаемые коллеги! Комитет по конституционному          
законодательству и госстроительству очень внимательно отнесся к                 
законопроекту, который представил Олег Николаевич. Во-первых, мы благодарны     
ему за то, что он поднял эту очень важную, актуальную тему. Во-вторых, я могу   
сказать, что законопроект, хоть и очень мал по объему, затрагивает              
действительно очень важную тему.                                                
                                                                                
Но в то же время после детального обсуждения мы приняли решение рекомендовать   
вам отклонить этот законопроект. Наши возражения как раз лежат в                
конституционной плоскости, потому что в соответствии с пунктом "б" части 1      
статьи 72 Конституции защита прав и свобод человека отнесена к предметам        
совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а отнюдь не к          
исключительной компетенции Российской Федерации. Это значит, что установление   
такой императивной нормы об обязательном учреждении поста Уполномоченного по    
правам человека в каждом субъекте Федерации на самом деле влечет нарушение      
такого важного конституционного принципа деятельности органов власти            
субъектов Федерации, как самостоятельное осуществление ими своих полномочий.    
Это прямо следует из статьи 77 Конституции Российской Федерации, ну и я         
думаю, что и статья 73 Конституции здесь тоже работает.                         
                                                                                
Кроме этого, действительно есть возражения и с точки зрения Бюджетного          
кодекса, потому что статья 31 Бюджетного кодекса закрепляет принцип             
самостоятельности бюджетов субъектов Российской Федерации, мы же, обязуя их     
учредить вот такой пост, на самом деле заставляем их тратить деньги из своего   
бюджета.                                                                        
                                                                                
Ну, помимо юридических аргументов, наверное, могут быть и содержательные        
моменты, и содержательные аргументы, поскольку действительно проблема           
соблюдения прав человека, их защиты стоит весьма актуально, но далеко не        
всегда создание некой бюрократической структуры служит решению проблемы. Вы     
же знаете, мы это уже проходили, когда считали, что под решение каждой          
проблемы надо просто создать какой-то орган. На самом деле создавать или не     
создавать должность Уполномоченного по правам человека - это прерогатива        
субъектов Российской Федерации. Двадцать шесть субъектов учредили такой пост,   
другие не хотят этого делать. Я думаю, что на самом деле мы должны оставить     
эту прерогативу за субъектами Российской Федерации и предоставить им право      
самим выбирать, как защищать права своих жителей у себя на территориях.         
                                                                                
Что же касается прав граждан Российской Федерации, их равенства, то оно не      
нарушается, поскольку у нас есть Уполномоченный по правам человека в            
Российской Федерации в целом и каждый гражданин Российской Федерации,           
независимо от того, где он живет, может обратиться к Уполномоченному по         
правам человека за защитой своих прав. Поэтому, свидетельствуя всяческое        
уважение к Олегу Николаевичу, мы все-таки рекомендуем вам отклонить этот        
законопроект. Спасибо.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Васильевич.                               
                                                                                
Будут ли у депутатов вопросы? Вопросы будут. Прошу записаться на вопросы.       
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список записавшихся. Четыре человека. Пожалуйста, включите микрофон    
депутату Заполеву.                                                              
                                                                                
ЗАПОЛЕВ М. М., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.            
                                                                                
Скажите, пожалуйста... Вот вы говорите, у нас есть в центре защищающий права    
человека. И что, 140 миллионов граждан будут иметь возможность к нему           
обратиться? Где логика?                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
ЕМЕЛЬЯНОВ М. В. Если вы говорите о том, что аппарат уполномоченного по правам   
человека как федерального органа государственной власти должен иметь свои       
представительства в субъектах Российской Федерации, то, ради бога, мы эту       
проблему можем обсуждать, и наверняка мы будем ее обсуждать. Мы в комитете      
уже обсуждали вопрос о том, что нам необходимо принять специальный              
нормативный акт об основах правового положения Уполномоченного по правам        
человека в субъекте. Но это будет как бы подразделение федерального органа, и   
оплачиваться это должно тогда из средств федерального бюджета. Этим             
законопроектом мы заставляем субъекты за свои деньги учреждать у себя           
уполномоченных по правам человека. Я думаю, это неверно.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон депутату Плетнёвой Тамаре Васильевне.             
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. Уважаемый Михаил Васильевич, в вашем докладе прозвучал такой,    
в общем-то, безобидный аргумент, что это дело субъектов, мол, пусть там, на     
местах, они сами и решают. А не кажется ли вам, что Уполномоченный по правам    
человека сегодня может быть фигурой, не очень удобной губернатору? Не очень     
удобной постольку, поскольку это человек, который призван все-таки защищать     
граждан, и иногда его решения пойдут вразрез с административными решениями,     
поэтому не все губернаторы пойдут на то, чтобы иметь у себя в области такую     
фигуру. Поэтому не кажется ли вам, что если мы пустим это дело на самотек,      
вот как вы говорите: ну, в одних областях пусть будет, а в других не будет...   
У нас все-таки единое федеративное, слава богу, пока государство. И мне         
кажется, это закон очень важный сегодня.                                        
                                                                                
ЕМЕЛЬЯНОВ М. В. Уважаемая Тамара Васильевна, но вы понимаете, что если мы       
отдаем на откуп субъектам учреждение такой должности, то уж губернатор найдет   
такой механизм, чтобы на эту должность, по вашей логике, назначать удобного     
ему человека. Я вам предлагаю подумать о другом направлении в                   
совершенствовании работы Уполномоченного по правам человека, а именно о         
подразделениях аппарата Уполномоченного по правам человека в федеральных        
органах государственной власти в субъектах либо в федеральных округах. Я        
думаю, что если мы пойдем в этом направлении, то будет создан гораздо более     
эффективный механизм защиты прав человека в регионах.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, для вопроса включите микрофон депутату        
Тюлькину Виктору Аркадьевичу.                                                   
                                                                                
ТЮЛЬКИН В. А. У меня вопрос к Смолину, если можно.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, к Смолину вопрос.                                     
                                                                                
ТЮЛЬКИН В. А. Олег Николаевич, вот мы с вами, как марксисты, понимаем, что      
права в системе буржуазной демократии определяются не Конституцией, а           
толщиной кошелька. И мы уже убедились в этом, наблюдая, как выбирали            
Уполномоченного по правам человека по России, знаем, чем это закончится.        
Сегодня есть практика судов, когда людей отправляют туда, они в ответ что-то    
получают, верное формально, но по сути издевательство. Мы в этом уже сумели,    
так сказать, убедить и растолковать это даже ЛДПР. Так вот, не кажется ли       
вам, что мы с вами из благих побуждений, вообще-то, будем создавать армию       
чиновников и дармоедов, которые для народа-то ничего хорошего не сделают, а     
видимость соблюдения какой-то демократии, то есть обман, создадут?              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Смолину включите микрофон, пожалуйста.                    
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемый Виктор Аркадьевич, я хотел бы ответить на ваш вопрос     
следующим образом. Во-первых, армию чиновников мы уже создали. Российская       
революция рубежа девяностых годов, которая начиналась под лозунгами "Долой      
бюрократию!", закончилась, как известно, ростом управленческого аппарата в      
центре, по разным оценкам, где-то примерно в три раза, в регионах - в           
полтора-два по сравнению с Советским Союзом. Поэтому я думаю, что здесь вряд    
ли Уполномоченный по правам человека к армии чиновников что-нибудь добавит.     
                                                                                
И второе. Мы прекрасно понимаем, что каждому человеку приходится жить в той     
системе, в которой он оказался. Времена, как известно, не выбирают, в них       
живут и умирают. Поэтому если уж мы попали в условия этого самого бандитского   
капитализма, как изящно выражаются даже господа Немцов и Явлинский, то нам,     
соответственно, надо было предпринимать усилия и для того, чтобы он стал        
более или менее цивилизованным. Я думаю, что, как марксист, вы много раз        
читали у всех классиков, что демократия - это наилучшая из возможных            
политических оболочек капитализма.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, микрофон включите Глотову Сергею Александровичу.                    
                                                                                
ГЛОТОВ С. А. Уважаемый Борис Вячеславович, у меня по одному вопросу к нашим     
уважаемым докладчикам.                                                          
                                                                                
Уважаемый Михаил Васильевич, на мой взгляд, весьма некорректно в своем          
заключении комитет привел следующую фразу: "Наличие в субъекте Российской       
Федерации Уполномоченного по правам человека не всегда создает больший          
уровень защищенности для жителей этого региона". Прокомментируйте,              
пожалуйста, этот тезис, который вы утвердили на заседании комитета.             
                                                                                
И вопрос у меня к Смолину Олегу Николаевичу. Уважаемый Олег Николаевич, а       
почему вы не говорите о том, что комиссии по правам человека при главах         
администраций давно созданы и также черпают деньги из субъектов Российской      
Федерации? И вся аргументация, на основе которой строится сегодня защита        
комитетом тезиса о том, что несут нагрузку бюджеты, не соответствует            
действительности. Либо в субъекте Российской Федерации... (Микрофон             
отключен.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросы понятны.                                 
                                                                                
Пожалуйста, Михаил Васильевич, отвечайте на первый вопрос.                      
                                                                                
ЕМЕЛЬЯНОВ М. В. Уважаемый Сергей Александрович, я думаю, что ответ здесь        
очевиден. Мы с вами уже имеем опыт государственного строительства, и мы         
знаем, что создание органа отнюдь не всегда означает решение проблемы. Это же   
очевидно, да? И зависит это от кадрового состава этого органа, от его           
полномочий и от общей ситуации. По крайней мере, лично мне кажется, что         
решение проблемы путем создания просто бюрократической структуры - это не       
решение проблемы, а подмена реального решения.                                  
                                                                                
Я хотел бы затронуть и тот вопрос, который вы Олегу Николаевичу адресовали,     
по поводу комиссии. Здесь очень важное различие, вот нюанс уловите: комиссии    
создает сам субъект и сам платит, он хочет - создает, хочет - не создает. А     
этим законом мы их заставляем создать и платить. Вот это не соответствует       
Конституции и Бюджетному кодексу.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Микрофон депутату Смолину включите, пожалуйста.                                 
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Мне отвечать очень просто. Уважаемый Сергей Александрович,         
спасибо за подсказку. Мы действительно не воспользовались этим аргументом,      
хотя он достаточно эффективен. Совершенно очевидно, что должность               
Уполномоченного по правам человека, создаваемая законодательным органом         
власти в субъекте Федерации, позволит ему иметь относительно (подчеркиваю:      
относительно!) большую самостоятельность по сравнению с комиссиями при          
администрации при тех же, а может быть, даже еще и меньших расходах.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
И вопрос депутата Лаховой. Пожалуйста, Екатерина Филипповна.                    
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
ЛАХОВА Е. Ф., председатель Комитета Государственной Думы по делам женщин,       
семьи и молодежи, фракция "Единая Россия".                                      
                                                                                
Олег Николаевич, вопрос вам. Мы недавно назначали Уполномоченного по правам     
человека. И вот сейчас в докладе прозвучало, что в двадцати шести регионах      
все-таки Уполномоченный по правам человека есть. Не считаете ли вы, что         
сегодня не все резервы института Уполномоченного по правам человека             
использованы, что нужно работать непосредственно в субъектах Федерации с        
администрацией, исполнительной властью, законодательной властью для того,       
чтобы эти структуры были созданы? То есть какова эффективность работы в         
течение предыдущих лет самого этого института?                                  
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Спасибо за вопрос, уважаемая Екатерина Филипповна. Я, пользуясь    
этим случаем, хочу сказать вот что. Уважаемые коллеги, мне кажется, что мы      
поступили неправильно, не выразив благодарности в свое время (правда, его не    
было) первому Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации Олегу   
Орестовичу Миронову. Я знаю, что к нему немало вопросов было и слева, и         
справа, но, может быть, это и показатель того, что он пытался держаться         
достаточно независимо. С другой стороны, я знаю, что те самые правозащитники,   
которые когда-то воспринимали его в штыки, в конце концов стали принимать его   
как человека, который действительно занимается защитой прав людей. Я думаю,     
что в меру, извините, нашей демократии Миронов и аппарат Уполномоченного        
использовали возможности Уполномоченного по правам человека. Это во-первых.     
                                                                                
Во-вторых, я еще раз хочу напомнить, что должность Уполномоченного создана в    
двадцати семи субъектах Российской Федерации и в отзывах двадцати шести         
субъектов Российской Федерации наш законопроект поддерживается. Это значит, с   
нашей точки зрения, что и сами регионы осознают необходимость такой             
должности.                                                                      
                                                                                
Более того (уж сошлюсь, наверное, на опыт своего собственного региона), когда   
у нас был Олег Орестович Миронов и беседовал с главой Законодательного          
Собрания, он услышал примерно такое высказывание: "Вы введите федеральным       
конституционным законом обязательную должность Уполномоченного по правам        
человека, и мы обязательно создадим, потому что у нас всегда сложности с        
бюджетом, не хватает денег на то, на се, на другое, хотя мы все прекрасно       
понимаем, что эта должность действительно нужна".                               
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросы исчерпаны. Михаил Васильевич,            
присаживайтесь.                                                                 
                                                                                
Кто из депутатов желает выступить? Несколько депутатов.                         
                                                                                
Прошу включить режим записи на выступления.                                     
                                                                                
Пожалуйста, покажите результаты записи. Записались пять депутатов.              
Пожалуйста, депутат Локоть.                                                     
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.             
                                                                                
Уважаемые коллеги, двадцать шесть субъектов приняли для себя решение о том,     
чтобы эта должность была у них. В докладах обоих докладчиков, заметьте,         
подтверждается актуальность этой проблемы. Ну, действительно, наши граждане,    
наши с вами избиратели просто не защищены от сегодняшнего произвола             
чиновников. Законов много разных хороших принято, только в большинстве своем,   
к сожалению, они не исполняются, и просто необходимо защищать наших граждан.    
                                                                                
Ну давайте вспомним недавнее прошлое, ну, может быть, кто-то забыл. В свое      
время были общественные и политические организации, которые активно очень и     
эффективно, я считаю, работали на этой ниве. Ну, в частности,                   
коммунистическая партия была такой последней инстанцией и все знали: если       
какой-то чиновник не выполняет какие-то свои обязательства, то можно пойти в    
партком, можно пожаловаться. Сегодня эта функция у партии отнята. Ну, я         
думаю, может быть, когда-то эта функция вернется, может быть, к "Единой         
России". Но пока этого не произошло, я предлагаю все-таки внимательно           
прислушаться к доводам и проголосовать за этот закон.                           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон депутату Шеину.                                   
                                                                                
Олег Васильевич, пожалуйста.                                                    
                                                                                
ШЕИН О. В., фракция "Родина".                                                   
                                                                                
Давайте, коллеги, мы с вами подумаем, куда сейчас может обратиться человек,     
если нарушены его гражданские права. В прокуратуру? Но мы же сами, как          
российский парламент, просто запретили нашей прокуратуре помогать гражданам,    
если только эти граждане являются дееспособными и могут как бы сами подавать    
исковые заявления в суд. Мы запретили прокуратуре помогать людям. Люди могут    
обратиться с иском в суд. Действительно, но мы с вами прекрасно понимаем,       
насколько подчас витиевато пишутся российские законы, и мы с вами хорошо        
понимаем, что далеко не каждый человек в России обладает возможностью           
эффективной защиты своих прав в судах, тем более у нас введена норма о          
состязательности сторон в судебных процессах. К депутату? Да, можно             
обратиться к депутату, чтобы тот оказал содействие, но, увы, не каждый          
депутат в Российской Федерации ведет прием избирателей, а закон о возможности   
отзыва того депутата, который бездействует, о праве людей отозвать              
бездействующего депутата, мы принимать не стали. Людям просто некуда            
обращаться. А то, что в России массово нарушаются права человека - в области    
труда, в области жилищно-коммунального хозяйства, в области прав женщин, в      
области нашей тюремной системы, - это всем известные вещи.                      
                                                                                
Данным законопроектом мы и стимулируем наконец-то еще и региональные власти     
уделить хоть какое-то внимание формированию института защиты прав человека.     
Нам говорят, что такой орган может быть и формальным. Да, действительно, он     
может быть формальным - это правда, это чистой воды правда, потому что не все   
структуры у нас, к сожалению, работают. Но на самом деле рано или поздно он     
будет работающим, потому что так или иначе люди будут подталкивать местный      
депутатский корпус, администрацию области создавать такие институты по защите   
прав человека - институты уполномоченных, чтобы эти структуры реально начали    
работать.                                                                       
                                                                                
Поэтому наша фракция "Родина" (меня еще вот коллега Глотов чуть позже           
поддержит) предлагает принять данный законопроект, и, учитывая, что речь идет   
буквально об одном слове, сразу в трех чтениях. Большое спасибо.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите, пожалуйста, микрофон депутату Апариной          
Алевтине Викторовне.                                                            
                                                                                
АПАРИНА А. В. Спасибо.                                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, очень содержательный, конкретный был доклад Смолина, и,      
по-моему, вопросы просто уточняющие были у тех, кто готов поддержать этот       
законопроект. Я думаю, что очень актуально сегодня принять нам этот закон.      
Вспомним, что президент постоянно говорит о том, что приоритетом является       
защита прав, свобод человека, президент всё время говорит об укреплении         
вертикали власти. И мы должны быть последовательны в тех решениях, которые      
принимаем. Мы недавно утвердили нового Уполномоченного по правам человека. У    
него тоже должны быть структуры, на которые он смог бы опираться в регионах.    
И хочу сказать, исходя из многолетнего опыта работы Уполномоченного по правам   
человека у нас в Волгоградской области и Уполномоченного по правам ребенка (у   
нас есть и такой уполномоченный), что наши избиратели с одобрением относятся    
к введению этих очень важных структур. И я думаю, те, кто здесь возражает       
против этого, мотивируя тем, что, дескать, там кого угодно может по своему      
усмотрению назначить губернатор... Я, коллеги, хочу спросить: как это, кого     
угодно назначить? Законодательное Собрание назначает: заслушивают информацию,   
отчет уполномоченного по правам человека...                                     
                                                                                
И действительно, сегодня, как никогда, и это правда, нарушаются права           
человека у нас в России, и это отмечают даже международные организации.         
Давайте возьмем хотя бы один такой пример. В Конституции сказано, что           
государство берет на себя обязанность обеспечить достойный образ жизни. Что,    
у нас, когда 40 миллионов практически находятся за чертой бедности, права не    
нарушаются, что ли?! А кто же эти права будет защищать? Наконец, то, что        
касается детей. У нас в России нарушается, по самым скромным подсчетам,         
где-то пятнадцать позиций конвенции по правам ребенка. Кто же будет защищать    
права жителей, и в том числе права детей? Олег Шеин говорил, что формально      
могут исполняться обязанности, это не секрет. Так от этого никто не             
застрахован! И даже мы, депутаты, не все исполняем свои обязанности в           
соответствии с теми наказами, которые давали нам избиратели.                    
                                                                                
Поэтому, мне думается, будет просто последовательность просматриваться в        
наших действиях, если мы сегодня поддержим этот закон, тем более что это        
большое подспорье в работе по реализации тех законов, которые мы принимали.     
Как известно, мы не наделены правом контроля за исполнением законов, и как      
раз Уполномоченный по правам человека в этой части, в соблюдении прав граждан   
России, которые мы реализуем в законотворческом процессе, в тех законах,        
которые принимаем, будет нашей, еще раз говорю, большой поддержкой. Поэтому я   
думаю, что инициатива снизу как раз и свидетельствует о том, что этот статус    
Уполномоченного по правам человека нашел поддержку у наших избирателей.         
Двадцать шесть регионов самостоятельно, сами, по собственной инициативе         
приняли свои законодательные акты, которыми утвердили уполномоченных по         
правам человека, и нам необходимо учитывать мнение избирателей и поддержать     
эту инициативу. Я также от имени фракции коммунистов говорю о том, что мы       
поддерживаем этот законопроект, и призываю депутатов проголосовать за него.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон Глотову Сергею Александровичу.                    
                                                                                
ГЛОТОВ С. А. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты Государственной   
Думы! Фракция "Родина" поддерживает этот довольно простой по технике            
исполнения законопроект. Мы считаем, что в свое время была допущена ошибка,     
когда в федеральный закон проникли слова "может учреждаться" должность          
Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации. Пришло      
время исправить эту ошибку. На основании факта учреждения в двадцати шести      
регионах Российской Федерации этой должности мы можем судить о том, что эта     
сфера, сфера защиты прав и свобод граждан, является очень важной, собственно,   
и для парламента, и для Президента Российской Федерации, Правительства          
Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.                           
                                                                                
Мы с вами прекрасно знаем, что в тех регионах, краях и областях России, где     
нет должности Уполномоченного по правам человека, как правило, есть должность   
председателя комиссии по правам человека в субъекте Российской Федерации, но    
создается в этом случае структура, как правило, при губернаторе. Мы же          
говорим сегодня о необходимости укрепления представительной ветви власти. Да,   
сегодня такая власть не выстроена снизу доверху, но, на наш взгляд, на взгляд   
"Родины", необходимо делать последовательные шаги по укреплению этой            
представительной власти. Одним из важных моментов на этом пути и может быть     
учреждение в императивной форме постов уполномоченных по правам человека в      
субъектах Российской Федерации.                                                 
                                                                                
Мы считаем, что бюджетные соображения здесь вряд ли целесообразно приводить,    
поскольку действительно такие комиссии и должности уже существуют в             
Российской Федерации и все равно затраты по этим статьям идут. Они не очень     
значительные, и в то же время мы имеем статистику, свидетельствующую, что       
уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации работают     
достаточно эффективно и оказывают помощь сотням тысяч наших избирателей.        
                                                                                
Еще один фактор, который говорит за принятие этого закона. Хорошо известно,     
что Олег Орестович Миронов провел ряд совещаний, в которых участвовали          
уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации. Сама        
форма сотрудничества с Уполномоченным по правам человека в Российской           
Федерации не вызывала отторжения, а даже находила поддержку, что также          
говорит о том, что целесообразно вводить эти должности на территории            
Российской Федерации и защищать конституционные права и свободы граждан         
России. Поэтому мы предлагаем очень бережно отнестись к законопроекту           
Смолина, поддержать его и, если будет на то добрая воля Государственной Думы,   
позже оказать необходимое содействие в становлении уполномоченных по правам     
человека в тех субъектах Российской Федерации, где эти должности еще не         
введены.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Включите микрофон депутату Коневу Юрию Михайловичу.                             
                                                                                
КОНЕВ Ю. М., фракция "Единая Россия".                                           
                                                                                
Спасибо, Борис Вячеславович.                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, я бы очень не хотел, чтобы меня воспринимали ярым            
противником закона. Я понимаю благие намерения авторов данного законопроекта,   
более того, я представляю территорию - Тюменскую область, где, будучи в свое    
время депутатом областной Думы, сам участвовал в избрании Уполномоченного по    
правам человека и знаю последствия этого избрания. Я считаю, что защищать       
права человека надо, но, поверьте мне, вот так, как это предлагается данным     
законопроектом, - я думаю, что толку от этого будет мало. Надо все-таки быть    
реалистами: когда Уполномоченный по правам человека в субъекте Федерации        
находится на бюджете субъекта Федерации, поверьте, его независимость - это      
понятие абсолютно эфемерное. Мы ставим человека в положение, когда он будет     
завален просьбами. Но когда человек обращается к Уполномоченному по правам      
человека, он ждет от него решения своего вопроса. А если уполномоченный         
решить вопрос не может, то, значит, этот институт Уполномоченного по правам     
человека мы просто, извините, сами и погубим.                                   
                                                                                
Моя точка зрения следующая: надо, наверное, как представитель комитета,         
содокладчик, говорил, рассматривать вопрос несколько в другом плане, чтобы      
реализовать совместные функции субъекта Федерации и самой Федерации. Может      
быть, надо рассмотреть вопрос о том, что представляет кандидатуру субъект       
Федерации, но эта кандидатура утверждается Уполномоченным по правам человека    
в Российской Федерации и финансируется Российской Федерацией. Тогда, мне        
кажется, толк от этого будет больше. Поэтому я не против, наверное, нужна       
такая должность в субъекте Федерации, но она должна быть независимой в          
какой-то мере от субъекта Федерации для того, чтобы уполномоченный мог          
исполнять свои функции.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Все записавшиеся выступили. Есть ли желание выступить у представителя           
правительства? Пожалуйста, Андрей Викторович.                                   
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! В связи с       
данным законопроектом мы хотим обратить ваше внимание на то, что в случае его   
принятия произойдет коллизия норм, связанных с финансированием деятельности     
уполномоченных в субъектах Российской Федерации. Дело в том, что по             
сегодняшнему закону отсутствие императивного указания на необходимость          
введения этой должности в субъектах Федерации связано с независимостью их       
бюджетов. В соответствии с действующим законом "Об Уполномоченном по правам     
человека в Российской Федерации" финансирование его деятельности в субъектах    
осуществляется за счет региональных бюджетов, а субъекты Российской Федерации   
полностью компетентны в вопросах распоряжения собственными бюджетами. Таким     
образом, принимая это в качестве императивной нормы, мы обязываем их            
обеспечить финансирование деятельности уполномоченных, что является прямым      
нарушением логики действующего законодательства. На основании этого, а также    
учитывая высказанные комитетом замечания, правительство также просит            
отклонить данный законопроект.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Котенков Александр Алексеевич.                                      
                                                                                
КОТЕНКОВ А. А. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты                 
Государственной Думы! Поддерживая и продолжая выступление полномочного          
представителя правительства в Государственной Думе, я хочу обратить ваше        
внимание на Конституцию Российской Федерации. Я напомню, что в соответствии     
со статьей 73 Конституции Российской Федерации вне пределов ведения             
Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам             
совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации       
субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.    
Что касается кадровых вопросов, то в статье 72 говорится, что в совместном      
ведении находятся кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура,      
нотариат, то есть об Уполномоченном по правам человека здесь ничего не          
сказано. В статье 77 Конституции, часть 1, говорится о том, что система         
органов государственной власти субъекта Российской Федерации (не буду все       
перечислять) устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно.    
Таким образом, навязывать субъекту Федерации какие-либо должности, не           
упомянутые в Конституции Российской Федерации, мы не имеем права, это будет     
нарушением Конституции.                                                         
                                                                                
Далее. Если даже предположить, что мы можем ввести такую должность в            
субъектах Федерации волевым решением, то здесь как раз возникает та ситуация,   
о которой говорил Андрей Викторович: мы, с одной стороны, вмешиваемся в         
бюджетный процесс субъектов Федерации, обязывая их финансировать, а, с другой   
стороны, поскольку большинство субъектов Федерации, к сожалению, у нас          
являются дотационными и дотируются из федерального бюджета, мы сразу же         
получаем ответную реакцию - коль скоро вы ввели нам такую должность, извольте   
предоставить нам финансы для содержания этой структуры. Таким образом, мы       
получаем фактически федерального Уполномоченного по правам человека в           
субъекте Федерации, то есть он устанавливается федеральным конституционным      
законом, мы оплачиваем его из федерального бюджета. Но ведь это можно решить    
и другим путем, в конце концов. Если мы берем на себя финансирование такой      
структуры, то не надо вносить никаких поправок в федеральный конституционный    
закон о введении такой должности, а можно сделать ее структурным                
подразделением аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской         
Федерации, если будет ваша воля на финансирование дополнительных расходов и     
так далее.                                                                      
                                                                                
В основном же, исходя из Конституции Российской Федерации, если субъект         
Федерации в лице своего законодательного органа считает необходимым ввести у    
себя такую должность, он ее введет. И вы подтверждаете, что уже двадцать        
шесть субъектов Российской Федерации такую должность у себя ввели. И не надо    
валить на федеральные органы власти беспомощность или нежелание работать в      
этом направлении органов власти субъектов Федерации.                            
                                                                                
Иногда приходится слышать... Вот вы помните, мы недавно отклонили, вернее, вы   
отклонили законопроект о внесении поправок опять же в закон "Об                 
Уполномоченном по правам человека..." о предоставлении права уполномоченным     
субъектов Федерации посещать тюрьмы. Уважаемые депутаты, вот я никак не могу    
понять, много лет работая в сфере законодательства, почему многими депутатами   
права человека воспринимаются только как права заключенных. Неужели, кроме      
тюрем, нигде не нарушаются права?! Пусть уполномоченные по правам человека в    
субъектах Федерации, если они учреждаются, занимаются правами других граждан,   
тех, кто находится на свободе, а уж тогда нарушением прав граждан в местах      
заключения займется федеральный Уполномоченный по правам человека. Но           
почему-то все споры сводятся к тому, что вот Уполномоченный по правам           
человека в субъекте Федерации не имеет права беспрепятственно посещать          
тюрьмы. А надо ли ему их посещать? Подумайте об этом.                           
                                                                                
Мы предлагаем данный законопроект отклонить и больше этот вопрос не             
поднимать. Он поднимается с регулярностью, наверное, два-три раза в полгода.    
Еще раз подчеркиваю: это нарушение Конституции, а права субъектов Федерации     
учреждать такую должность никто не отнимает. Спасибо.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кузнецов, по ведению, пожалуйста. По ведению только, именно по ведению.         
                                                                                
КУЗНЕЦОВ В. Е. Да, конечно, потому что мы обсуждаем, вообще говоря,             
исключение всего одного слова, а наговорено уже очень много. И я бы здесь не    
согласился, потому что у нас есть и такая, и другая практика. У нас ведь есть   
институт мировых судей, который ввели федеральным законом, а финансируем из     
двух бюджетов. Поэтому многие аргументы просто как бы вот... ну притянуты к     
этому.                                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли необходимость выступить докладчику? Пожалуйста, Олег Николаевич         
Смолин.                                                                         
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Борис Вячеславович! Во-первых, я      
хотел поблагодарить всех, кто принял участие в дискуссии. Честно говоря, я      
даже не ожидал, что она будет столь бурной и продолжительной. Это значит,       
вопрос действительно вас интересует. Большое спасибо.                           
                                                                                
Я не хочу повторять аргументацию, которая была мной высказана в поддержку       
этого закона, я только хочу коротко отреагировать на некоторые высказанные      
возражения.                                                                     
                                                                                
Позиция первая. Уважаемый Юрий Михайлович Конев, я понимаю, что вы не верите    
в возможности российской демократии. К сожалению, я тоже не всегда в них        
верю. Хочется, но не всегда получается. Но разница между нами в чем? Помните,   
в детстве мы читали сказку про двух лягушек? Обе попали в сосуд со сметаной,    
но одна сразу пошла ко дну, а другая в конце концов из него выкарабкалась. Не   
веря в возможности российской демократии, вы нам предлагаете ничего не делать   
и сразу пойти ко дну, а я все-таки думаю, что наша задача, как депутатов        
Государственной Думы, сначала потрепыхаться. Это первое.                        
                                                                                
Второе. Что касается замечаний уважаемых мною представителя правительства и     
представителя президента. Коллеги, я понимаю, что это вопросы риторические,     
но почему мы не заботились о субъектах Российской Федерации, когда решили со    
следующего года передать им выплату детских пособий? Это ведь вопрос ценою по   
крайней мере в 26 миллиардов рублей. Цена вопроса об Уполномоченном по правам   
человека в субъекте, я думаю, может быть, 100 миллионов на все субъекты,        
вместе взятые. Там - 26 миллиардов. Почему не заботились о них, когда           
передавали им учреждения начального и среднего профессионального образования?   
Сейчас очень большая тревога по этому поводу во всех субъектах Российской       
Федерации. Ну почему двойной стандарт? Вот я хотел бы это понять, до сих пор,   
к сожалению, не слышал на эти вопросы внятного ответа.                          
                                                                                
Что касается замечания Александра Алексеевича по поводу того, что у нас на      
свободе проблем намного больше, чем в тюрьме, я с ним в этом абсолютно          
солидарен, на сто процентов. А вот что касается предложения больше не           
поднимать этот вопрос, то оно нарушает Конституцию Российской Федерации и       
право законодательной инициативы депутата Государственной Думы.                 
                                                                                
И в заключение, уважаемые коллеги. Я думаю, что тем не менее дискуссия была     
плодотворной. Как минимум двое из выступавших противников закона подсказали     
нам идею, которую, может быть, можно было бы использовать в дальнейшем, а       
именно: возможно, следующая версия законопроекта могла бы быть такой -          
создать в субъектах Российской Федерации представительство российского          
Уполномоченного по правам человека с соответствующей поддержкой из              
федерального бюджета. Глубоко уверен, что это вопрос не юридической техники,    
это вопрос политический, поэтому еще раз хочу сказать: те, кто все-таки         
хочет, чтобы Россия продвигалась в направлении демократии, проголосуют за,      
остальные... ну, это право каждого депутата.                                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Николаевич.                                 
                                                                                
Ставлю на голосование законопроект в первом чтении.                             
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 16 мин. 43 сек.)                 
Проголосовало за              107 чел.23,8%                                     
Проголосовало против           88 чел.19,6%                                     
Воздержалось                    4 чел.0,9%                                      
Голосовало                    199 чел.                                          
Не голосовало                 251 чел.55,8%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.                                                                 
                                                                                

Заседание № 224

07.03.2003
Вопрос:

О проекте федерального конституционного закона № 195802-3 "О внесении изменения в статью 5 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (об учреждении должности Уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 443 по 450 из 5278
АФАНАСЬЕВ С. Н., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.          
                                                                                
Геннадий Николаевич, мы с Олегом Николаевичем Смолиным переговорили (его        
сегодня не будет), и мы просим перенести на 21 марта 20-й вопрос повестки       
дня.                                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пункт 20 - на 21 марта.                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 749 по 752 из 5278
Так, депутат Афанасьев предложил пункт 20 перенести на 21 марта в связи с       
отсутствием докладчика, Смолина нет. Коллеги, сразу же тогда исключите из       
сегодняшней повестки дня пункт 20. Сейчас и я исключу.