Заседание № 88
О проекте федерального закона № 195567-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части отмены ограничений на производство пива и пивных напитков в полимерной потребительской таре объёмом более 1500 миллилитров, поставляемых за пределы Российской Федерации; принят в первом чтении 20 июля 2017 года с наименованием "О внесении изменений в статьи 2 и 11 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 32, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад Алексея Валериановича Канаева. Пожалуйста. КАНАЕВ А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Рассматриваемый законопроект разработан нашими коллегами, депутатами Государственной Думы, он был принят в первом чтении 20 июля текущего года. В комитет поступило 13 поправок, восемь из них предлагаются к принятию, пять - к отклонению. Все восемь поправок, рекомендуемых к принятию, разработаны Правительством Российской Федерации. Отмечу, что часть поправок расширяет сферу регулирования предложенного законопроекта, в частности, предложенные изменения уточняют механизмы контроля экспортного производства пива в ПЭТ-таре ёмкостью от 1,5 литра и направлены на исключение возможности его реализации на территории нашей страны. Поправками совершенствуется порядок использования специальных акцизных марок для поштучного учёта всей алкогольной продукции. Надо сказать, что эта схема себя оправдывает и за два года пополнила консолидированный бюджет на 100 миллиардов рублей. Поправки как раз направлены на ужесточение и повышение эффективности работы данной системы. Отдельный блок поправок учитывает особенности использования системы ЕГАИС в период проведения чемпионата мира по футболу при проведении официальных мероприятий ФИФА. Остальные поправки носят уточняющий или редакционный характер, а также направлены на согласование законодательных норм. Уточняется наименование законопроекта с учётом поправок. Комитет просит принять законопроект во втором чтении с учётом поправок, предложенных к принятию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 56 мин. 24 сек.) Проголосовало за 347 чел.77,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 347 чел. Не голосовало 103 чел.22,9 % Результат: принято Принимается. Есть ли замечания по таблице поправок № 2? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 56 мин. 51 сек.) Проголосовало за 316 чел.70,2 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 317 чел. Не голосовало 133 чел.29,6 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование проект федерального закона во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 57 мин. 16 сек.) Проголосовало за 368 чел.81,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 368 чел. Не голосовало 82 чел.18,2 % Результат: принято Принят во втором чтении. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. КАНАЕВ А. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет просит поставить данный законопроект в повестку на завтра для рассмотрения в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.
Заседание № 58
О проекте федерального закона № 195567-7 "О внесении изменений в статьи 2 и 11 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (в части отмены ограничений на производство пива и пивных напитков в полимерной потребительской таре объёмом более 1500 миллилитров, поставляемых за пределы Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к рассмотрению 54-го вопроса повестки дня. Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 2 и 11 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции". Доклад Бориса Михайловича Гладких. Пожалуйста. ГЛАДКИХ Б. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект направлен на устранение ограничений, влияющих на экономическую деятельность хозяйствующих субъектов, задействованных в производстве пивных продуктов и пива. Сейчас действует ограничение на выпуск продукции в ПЭТ-таре объёмом свыше 1500 миллилитров, с 1 июля 2017 года запрет действует и в отношении экспортной продукции пивоваренного производства. Доля экспорта пива в ПЭТ-таре составляет 25 процентов, 10 процентов - это продукция в ПЭТ-таре объёмом свыше 1,5 литра, ежегодно объём экспорта растёт. Основные страны, куда мы экспортировали данную продукцию, - это Украина, Монголия, Китай, Белоруссия, Абхазия, есть и другие страны, больше всего растёт объём продаж этой продукции в КНР. Заводы, которые ориентированы на продажу этой продукции на экспорт, выпускают до 80 процентов своей продукции в ПЭТ-таре, и в связи с введённым ограничением возникают проблемы, которые неминуемо приведут к закрытию этих заводов или снижению объёмов выпускаемой ими продукции, что повлечёт за собой снижение доходов местных бюджетов и сокращение числа рабочих мест, как, например, в Республике Татарстан или в Хабаровском крае. В проекте закона предусматривается снятие этого ограничения, такая продукция будет маркироваться как экспортная и не будет подлежать продаже на территории Российской Федерации, в том числе не будет проходить через систему ЕГАИС. Принятие закона будет сопровождаться внесением изменений в административный кодекс Российской Федерации, соответствующий законопроект уже внесён, в ближайшее время планируется его рассмотрение. Просьба поддержать законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Виктора Викторовича Дзюбы. Пожалуйста. ДЗЮБА В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! В законопроекте предлагается внести изменения в названный федеральный закон в части отмены установленных в 2016 году ограничений в отношении производства пивоваренной продукции в полимерной потребительской таре, предназначенной исключительно на экспорт в страны, в законодательстве которых отсутствуют ограничения на объёмы пластиковой тары, - в Китай, в Республику Киргизию, в Монголию и в другие страны. Важно подчеркнуть, что ограничения, установленные ранее Государственной Думой федеральными законами № 261-ФЗ и № 202-ФЗ, создали серьёзный барьер, который не позволяет попасть на российский рынок пивоваренной продукции, в том числе иностранного производства, в полимерной потребительской таре объёмом более 1,5 литра. Данная законодательная инициатива обусловлена необходимостью развития несырьевого экспорта как важной части государственной экономической и промышленной политики. Уважаемые коллеги, ещё раз прошу обратить внимание, что эти изменения коснутся только экспорта, для внутреннего рынка всё останется по-прежнему. На основании изложенного предлагаем принять в первом чтении представленный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы докладчику, содокладчику? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. У меня вопрос к авторам законопроекта. Скажите, пожалуйста, какие меры сейчас предусмотрены для того, чтобы избежать попадания на российский рынок продукции, предназначенной для экспорта, и какие меры предусмотрены, чтобы избежать нарушения закона, если мы примем этот закон? ГЛАДКИХ Б. М. Эта продукция будет помечена как экспортная продукция, и за поставку для реализации на внутреннем рынке продукции с такой маркировкой предусмотрен штраф. Также предложены дополнительные коррективы в административный кодекс, соответствующий законопроект уже внесён в Думу, он будет в ближайшее время рассматриваться, эти два законопроекта будут рассматриваться параллельно. Также могу сказать, что система ЕГАИС просто не считает товар, реализация которого не предусмотрена на территории Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Ганзя Вера Анатольевна. ГАНЗЯ В. А., фракция КПРФ. Борис Михайлович, у меня вопрос такой: что касается экспорта, понятно, что там эти ограничения снимаются, а вот для внутреннего потребления такие ограничения остались - почему для экспорта эти ограничения снимаются, а для внутреннего потребления остаются? ГЛАДКИХ Б. М. Запрет на реализацию на внутреннем рынке пивной продукции и пива в таре объёмом свыше 1500 миллилитров ввели федеральным законом ранее, чтобы снизить потребление пивной продукции у нас, на территории Российской Федерации. То, что осталась возможность для экспорта, фактически подтвердило наличие интереса к нашей продукции в других странах. Чтобы не ломать концепцию, которую мы утвердили для своей страны, предлагается вот эта норма в отношении стран, где разрешено потребление этой продукции, то есть предлагается всё-таки оставить возможность производства. Могу сказать, что, например, на территории Хабаровского края производство такой продукции на одном из пивоваренных заводов составляет 5 процентов, а на другом заводе - 20 процентов, то есть, сами понимаете, если эта продукция выпускаться не будет, то будет сокращение персонала, сокращение доходности предприятий и доходности бюджета. Мы уже подсчитали, что порядка семидесяти человек на одном из предприятий придётся просто сократить, если такая продукция выпускаться не будет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Плетнёва Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В. У меня тоже к Борису Михайловичу вопрос. Борис Михайлович, за много лет работы в этом зале мы про пиво очень много говорили, даже однажды вывели пиво из разряда спиртосодержащей продукции, но это было связано с акцизами. Ясное дело, что тут идёт лоббирование, имеется коррупционная составляющая, - абсолютно всё тут есть. Как только про пиво, так жди чего-нибудь! Вот недавно была передача, в которой наши учёные рассказывали, что нельзя всё-таки употреблять пиво в пластиковой таре - вот эти самые полторашки, как их называют, - нельзя употреблять продукцию, которая всё-таки содержит в себе спирт, расфасованную в пластик, а пиво теперь уже выведено из разряда неспиртовой, теперь считается спиртосодержащей продукцией. Почему бы не сделать нормальный закон, запретив травить людей, почему бы не продавать прекрасный, хороший напиток в стеклянных бутылках? И не лоббировать вот это всё здесь, а честно сказать, что своих людей, ладно... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Борис Михайлович. ГЛАДКИХ Б. М. Уважаемая Тамара Васильевна, мы не говорим, что кто-то травит людей, пивная продукция соответствует требованиям, которые утверждены на территории Российской Федерации, и ограничение было только по объёму тары, в которой выпускается продукция. Поэтому если на территории Российской Федерации мы приняли, придерживаемся концепции снижения потребления пивной продукции, то это никаким образом не связано с тем, что она является какой-то отравой. Однако рост экспорта, который у нас происходит, идёт только на пользу и регионам, и Российской Федерации в целом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто хотел бы выступить? Есть желающие. Включите режим записи. Покажите список. Пожалуйста, Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Наша фракция поддержит законопроект, несмотря на то что большинство членов нашей фракции отрицательно относятся к употреблению спиртного. Тем не менее вопрос нами был задан, и мы получили ответ, что система контроля за производством и распространением спиртосодержащей продукции позволяет отследить её распространение и обеспечить недопущение на внутренний рынок продукции, которая предназначена для экспорта. С учётом того что мы должны поддерживать экспортёров, особенно если это возобновляемый ресурс, мы поддерживаем законопроект и призываем всех также проголосовать за него. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Максимов Александр Александрович. МАКСИМОВ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый председательствующий, уважаемые коллеги! О чём принимаемый законопроект? Мы рассматриваем вопрос о вреде пива или пользы алкоголя, мы говорим об увеличении или об уменьшении смертности нашего населения? Нет! Этот законопроект о том, как поддержать отечественного товаропроизводителя, людей из реального сектора экономики. Зачем мы забалтываем совершенно ясный, чистый и честный вопрос? Вы знаете, Тамара Васильевна, "губит людей не пиво, губит людей вода", как поётся в известной песне. Ещё раз: мы теряем время! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" предлагает принять законопроект, позволяющий экспортировать тот вид продукции, который востребован в ближнем зарубежье. Можно будет его отправлять в Африку, значит, и туда его надо будет отправлять, лишь бы это было на пользу нашей экономике. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Онищенко Геннадий Григорьевич, пожалуйста. ОНИЩЕНКО Г. Г. Уважаемые коллеги, я прошу прощения, но меня заставили выйти на эту трибуну залихватские заявления, которые, к сожалению, сделал представитель фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Содокладчик говорит, что ничего не будет, что пиво будет продаваться только на территории других стран, - поверьте, оно будет продаваться на нашей территории, поэтому надо предусмотреть всё, чтобы этого не было! Вот говорят, что пиво не является серьёзным фактором, снижающим уровень продолжительности жизни нашего населения, - это не так. 80 миллионов декалитров, которые мы начали производить, за последние пятнадцать-двадцать лет понизили возрастной уровень потребления алкогольных напитков в среде подростков до 14-25 лет, и это "заслуга" пива! В нашем сознании это уже закрепилось, и, когда родителям, которые приводят ребёнка в наркологический кабинет, врач говорит, что у их ребёнка состояние алкогольного опьянения и что он уже почти алкоголик, мать отвечает: "Как же, он только пиво пьёт, он же алкоголь-то не пьёт". Проделали огромную работу в прошлую сессию, признали пиво алкогольным напитком - до этого оно таковым не считалось. Я понимаю, что семьдесят рабочих мест нужно сохранить, но такие заявления с этой трибуны делать не надо: вы чувствуйте ответственность перед народом, который вас избрал! Может быть, и нужно поддержать, но давайте во втором чтении сделаем так, чтобы была гарантия непрохождения этого пива на наш национальный рынок, а я уверен: делается только для этого! Если хотите, давайте проведём специальные парламентские слушания и выработаем единую партийную линию в отношении всего алкоголя, в том числе слабоалкогольных напитков. У нас нет производства солода, из которого всё это делается, - мы со всей Европы свозили - и ничего в этом направлении в сельском хозяйстве не сделано. Мы проводили сравнительный анализ качества пива известных брендов, произведённого в Германии и в России, - пиво с одной и той же этикеткой, но совершенно разное по всем параметрам, характеристикам этого продукта, и, конечно, разница не в пользу того продукта, который производится на нашей территории. Поэтому в будущем всё-таки, наверное... Да, надо создавать рабочие места, может быть, и надо кому-то, каким-то национальностям это спаивать, но такие заявления делать не надо, это неправильно! Спасибо за внимание. (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Полномочный представитель президента будет выступать? Нет. Правительства? Нет. Докладчик, автор? Борис Михайлович Гладких, пожалуйста. ГЛАДКИХ Б. М. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Безусловно, данный законопроект направлен на то, чтобы наша экономика - разные виды отраслей - продолжала работать, тем не менее мы всё равно держим в голове опасность гипотетического возвращения вот такой пивной продукции на полки магазинов, и, конечно, как сказал Геннадий Григорьевич, мы не должны этого допустить. И вот при условии того, что мы этого не допустим, и при условии того, что мы всё-таки продолжим поставлять эту продукцию на рынок, я думаю, данный закон имеет право на жизнь. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Заключительное слово содокладчика будет? Виктор Викторович, нет желания? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 2 и 11 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", 54-й вопрос повестки дня. Просьба включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 02 мин. 49 сек.) Проголосовало за 369 чел.82,0 % Проголосовало против 6 чел.1,3 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 376 чел. Не голосовало 74 чел.16,4 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принят.
ПОЗДНЯКОВ В. Г., фракция КПРФ. По вопросу 54 Поздняков голосовал против. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Будет учтено в стенограмме.