Заседание № 119
О проекте федерального закона № 195449-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления ответственности за неисполнение обязанностей оператором поисковой системы).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 8, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Зариф Закирович Байгускаров, пожалуйста. БАЙГУСКАРОВ З. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Представленный вашему вниманию законопроект был принят во втором чтении 22 мая текущего года и направлен на введение административной ответственности операторов связи и владельцев программно-аппаратных средств, посредством которых осуществляется доступ к запрещённым информационным ресурсам, за нарушение отдельных положений принятого нами Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы, подготовлен к принятию в третьем чтении. Комитет предлагает принять законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 22 мин. 09 сек.) Проголосовало за 306 чел.68,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 306 чел. Не голосовало 144 чел.32,0 % Результат: принято Принят в третьем чтении.
Заседание № 116
О проекте федерального закона № 195449-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления ответственности за неисполнение обязанностей оператором поисковой системы).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 17, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Зариф Закирович Байгускаров, пожалуйста. БАЙГУСКАРОВ З. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Представленный на ваше рассмотрение законопроект направлен на установление ответственности за нарушение положений Федерального закона от 29 июля 2017 года "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", вступившего в силу с 1 ноября 2017 года. Законопроект был рассмотрен в первом чтении 12 октября 2017 года. К нему поступило две поправки, обе рекомендованы к принятию. Проведены правовая и лингвистическая экспертизы, законопроект подготовлен к рассмотрению во втором чтении. Комитет рекомендует проголосовать за таблицу поправок № 1 и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице поправок? Нет. Ставится на голосование таблица поправок. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 43 мин. 26 сек.) Проголосовало за 323 чел.71,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 323 чел. Не голосовало 127 чел.28,2 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 43 мин. 51 сек.) Проголосовало за 340 чел.75,6 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 341 чел. Не голосовало 109 чел.24,2 % Результат: принято Принят во втором чтении.
Заседание № 67
О проекте федерального закона № 195449-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления ответственности за неисполнение обязанностей оператором поисковой системы).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
4-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад Максима Георгиевича Кудрявцева. Пожалуйста, Максим Георгиевич. КУДРЯВЦЕВ М. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! На ваше рассмотрение представлен проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Законопроект дополняет Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях новыми составами административных правонарушений и устанавливает административную ответственность за неисполнение требований, связанных с запретом обеспечивать использование информационных систем и программ для ЭВМ с целью обхода блокировок. 21 июля 2017 года в этом зале в третьем, окончательном чтении был принят законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (в СМИ он также получил название "закон об анонимайзерах"), как раз и направленный на регламентирование этой деятельности. Впоследствии данный закон прошёл все регламентные процедуры и был подписан Президентом Российской Федерации. Кратко напомню суть закона. Когда мы работаем в глобальной сети Интернет, получаем какую-то информацию, общаемся в социальных сетях, осуществляем платежи через глобальную сеть Интернет или просто пытаемся записаться в поликлинику на приём к врачу через единый портал государственных услуг, мы можем столкнуться с сайтами, содержание которых носит противоправный характер. Это сайты, которые вербуют террористов, сайты, которые пропагандируют, распространяют наркотические средства, сайты, которые формируют различные мошеннические, противоправные схемы, отдельно я выделил бы сайты, которые пропагандируют суицид, дают пошаговую инструкцию, склоняют детей к суициду (все мы прекрасно помним сайт "Синий кит", которому мы все вместе поставили заслон, введя в том числе уголовную ответственность). Все сайты, о которых идёт речь, запрещены законодательством Российской Федерации. Принятым законом об анонимайзерах налагается ответственность на операторов поисковых систем, от них требуется не предоставлять ссылки на сайты, которые уже запрещены законодательством Российской Федерации, а владельцам специализированного программного обеспечения - я напомню, что существует специальный софт, который позволяет обходить блокировки, это так называемые анонимайзеры, "Tor", турборежимы браузеров, VPN-сети, - так вот, владельцам такого программного обеспечения предписывается не осуществлять маршрутизацию трафика на сайты, которые запрещены законодательством. Принятый федеральный закон достаточно подробно описывает процедуру взаимодействия отраслевого регулятора в лице Роскомнадзора и сообщества операторов поисковых систем и владельцев специализированного программного обеспечения. Роскомнадзором создана специализированная информационная система, ведётся специальный реестр, в котором содержится перечень сайтов, запрещённых законодательством Российской Федерации, на сегодняшний день там более 70 тысяч записей. Операторское сообщество, владельцы поисковиков получают доступ к этому ресурсу и своими программными средствами закрывают доступ, маршрутизацию и поисковые системы, чтобы граждане Российской Федерации не могли получить доступ к этим сайтам. И ещё один важный момент. В 2014 году был принят закон, который получил название "закон о блогерах". При определённой посещаемости страницы блогера (это лицо, которое ведёт свою страничку в глобальной сети Интернет), более 3 тысяч посещений в сутки, на него налагалась обязанность проходить процедуру регистрации в органах Роскомнадзора и представлять о себе сведения. По нашему мнению, на тот момент эта норма была правильной, востребованной и оправданной, но жизнь не стоит на месте, Интернет идёт вперёд семимильными шагами, и сегодня хороший пост, картинка с ярким и броским названием могут набрать несколько тысяч просмотров буквально в течение часа, поэтому данная норма была признана избыточной и законом об анонимайзерах отменена. Раз есть обязанность, соответственно, должна быть и ответственность. Рассматриваемым законопроектом предлагается установить административную ответственность за невыполнение названных норм, а именно обязанности по получению доступа к информационной системе Роскомнадзора, обязанности по прекращению на территории Российской Федерации выдачи ссылок операторами поисковых систем и обязанности представлять в Роскомнадзор сведения, запрашиваемые в целях идентификации владельца. Здесь везде речь идёт о сайтах, запрещённых законодательством Российской Федерации. И кроме того, рассматриваемым законопроектом предлагается отменить ответственность за непредставление данных, позволяющих идентифицировать блогера. Предлагаю депутатам поддержать данный законопроект в первом чтении и благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, содоклад Зарифа Закировича Байгускарова. БАЙГУСКАРОВ З. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Представленный законопроект направлен на установление ответственности за нарушение положений Федерального закона от 29 июля 2017 года "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", которыми предусматриваются создание федеральной государственной информационной системы, содержащей перечень информационных ресурсов, доступ к которым ограничен на территории Российской Федерации, и установление обязанности операторов поисковых систем подключиться к данной системе и прекратить выдачу сведений о содержащихся в перечне информационных ресурсах. Комитет поддерживает концепцию законопроекта, но вместе с тем считает необходимым внести ко второму чтению изменения, в первую очередь юридико-технического характера, а также считает необходимым дифференцировать штрафы, установленные в отношении виновных лиц. Законопроектом предусматривается назначение штрафа за допущенные нарушения для юридических лиц в размере от 500 тысяч до 700 тысяч рублей, для граждан - 5 тысяч рублей, для должностных лиц - 50 тысяч рублей. Учитывая, что нарушения бывают разными: умышленного характера, повторные, совершённые впервые и неумышленного характера, - считаем необходимым установить минимальный и максимальный размер штрафа, для того чтобы налагать штраф в зависимости от характера правонарушений. Комитет поддерживает законопроект и просит принять его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, вопросы докладчику, содокладчику? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Пожалуйста, Горелкин Антон Вадимович. ГОРЕЛКИН А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Вопрос Максиму Георгиевичу. Каким образом закон будет регулировать действия поисковых операторов, которые не зарегистрированы и никак не представлены в России? И кстати, таких сервисов большинство. Что делать, когда они проигнорируют требования российского законодательства? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон Кудрявцеву Максиму Георгиевичу. КУДРЯВЦЕВ М. Г. Антон Вадимович, хороший вопрос. На эту тему мы проводили достаточно подробные консультации с представителями Роскомнадзора. Эта процедура подробно описывается в принятом законе, и суть её такова: Роскомнадзор формирует реестр, доводит его до всех операторов, операторы своими средствами блокируют, а хостинг-провайдеры получают информацию об операторах поисковиков, которые находятся как в России, так и за пределами Российской Федерации. Если эти лица осуществляют свою деятельность на территории Российской Федерации, они должны руководствоваться законодательством Российской Федерации. Далее. Роскомнадзор на двух языках, русском и английском, направляет через Интернет уведомления владельцам этих систем, и законом предусмотрено, что, если по истечении какого-то времени эти нормы не исполняются, осуществляется блокировка во взаимодействии с операторами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. Максим Георгиевич, в продолжение вопроса. То есть вы предлагаете, точнее, принятие закона позволит заблокировать многие известные сети, поисковики, например "Google", а также "Forex" и все остальные, которые сегодня работают в этой среде? Вообще, такая техническая возможность есть? Китай уже лет двадцать, наверное, борется с социальными сетями, пытается ограничить доступ к соответствующим сайтам, но у него это слабо получается. Сегодня наши туристы, приезжая из Китая, говорят, что легко обходят все запреты, хотя, я думаю, технологически эта страна не менее подкованная, чем наша. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон Кудрявцеву Максиму Георгиевичу. КУДРЯВЦЕВ М. Г. Алексей Владимирович, хороший вопрос. О каких сайтах идёт речь в законопроекте? Мы чётко отдаём себе отчёт, что это сайты противоправного характера, они пропагандируют суицид, наркотики и вербуют террористов. Здесь можно говорить не только о каких-то правонарушениях, а ещё и об искалеченных судьбах и потерянных жизнях. Интернет имеет трансграничный характер, поэтому, с нашей точки зрения, помня об этом, надо идти в ногу со временем, придумывать механизмы противодействия злу. Мы прекрасно помним законопроект о сайтах-зеркалах, который рассматривался в Государственной Думе, тогда речь шла о том, что содержащие негативную информацию сайты сразу зеркалируются, причём за рубежом нашей необъятной Родины, и такой законопроект принят. Вторая история - это поисковая система и владельцы специализированного программного обеспечения. Так вот, в предлагаемом законопроекте мы ставим заслон, регламентируя очень чёткий, понятный и детально прописанный механизм взаимодействия с Роскомнадзором. Есть процедура, в соответствии с которой направляется уведомление, причём абсолютно неважно, где этот ресурс находится - в Российской Федерации или за её пределами. После уведомления по процедуре выдерживается срок. И на завершающей фазе, если никаких мер не принимается, если доступ на сайты по-прежнему сохраняется - а у Роскомнадзора есть специализированные аппаратно-программные комплексы, которые могут это диагностировать, - доступ в автоматическом режиме блокируется, и если вы в Интернете наберёте в поисковой строке "терроризм" или прочие вещи, то по ссылке не получите ничего. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Луговой Андрей Константинович. ЛУГОВОЙ А. К., фракция ЛДПР. Вопрос докладчику. Максим Георгиевич, вопрос по первой части вносимых изменений. Скажите, а по каким критериям будет определяться виновность или невиновность оператора поисковой системы, если соответствующий сайт Роскомнадзору будет недоступен? Мы же часто можем сталкиваться с какими-то техническими неполадками - вот не будет ли здесь проблем с субъективным подходом к оценке работы поисковой системы? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон Кудрявцеву. КУДРЯВЦЕВ М. Г. Андрей Константинович, спасибо большое за вопрос, он тоже очень интересный и значимый. Ещё раз обращаемся к телу принятого закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". В этом законе достаточно детально прописана процедура, о которой я говорю. Я ещё раз обращусь к ней, потому что норма уже принята. В случае, когда есть маршрутизация на сайты, запрещённые законодательством Российской Федерации, либо когда операторы поисковых систем эту информацию выдают, орган Роскомнадзора информирует этих субъектов права о наличии происходящих противоправных действий, даётся время, чтобы операторы поисковых систем эти трафики маршрутизации прикрыли, - на это выделяется время. Мы надеемся и даже уверены, что здесь будет очень хорошее, конструктивное взаимодействие с регулятором. Если по истечении определённого времени со стороны оператора поисковой системы ничего не предпринимается, он подпадает под норму законодательства. На мой взгляд, процедура взаимодействия достаточно подробно прописана. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Нет желающих. Полномочный представитель президента? Нет. Правительства? Нет. Заключительное слово докладчика? Нет. Содокладчика? Нет. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", вопрос 4 повестки дня. Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 40 мин. 18 сек.) Проголосовало за 336 чел.74,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 336 чел. Не голосовало 114 чел.25,3 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принят.