Заседание № 59
О проекте федерального закона № 195446-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (в части уточнения порядка ограничения доступа к информационным ресурсам).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
ЛЕВИН Л. Л., председатель Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Сегодня в третьем чтении мы рассматриваем три законопроекта, которые решают, по большому счёту, одну задачу: защищают права наших граждан и нацелены на борьбу с преступностью, в том числе с терроризмом и экстремизмом, которые, к сожалению, активно распространяются посредством современных технологий и Интернета. Завершается важный, с точки зрения безопасности, этап выстраивания идентификации пользователей начиная от сим-карт до мессенджеров. Комитет рассчитывает, что предлагаемые меры будут способствовать укреплению безопасности нашей страны. Те нормы, которые закладываются законопроектами, позволят создать принципиально новые механизмы верификации пользователей. Многие положения корреспондируются с подписанной президентом Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы. Работа над текстами законопроектов велась на протяжении нескольких месяцев с привлечением широкого круга представителей отрасли, общественных организаций, государственных органов. Отдельно подчеркну, что каждый законопроект обсуждался на расширенных заседаниях нашего комитета, которые проходили в формате "круглого стола". На них представители бизнеса и эксперты открыто выражали свою позицию и замечания, большая часть из которых была нами учтена. Было проведено множество рабочих совещаний, благодаря чему острые углы в законопроектах удалось сгладить и прийти в итоге к компромиссу с учётом мнения представителей отрасли при соблюдении интересов государства и общества. Я хотел бы поблагодарить всех тех, кто принимал участие в этой работе! 7-й вопрос нашей повестки - законопроект об уточнении обязанностей организаторов распространения информации в Сети - готов к рассмотрению в третьем чтении, прошёл правовую и лингвистическую экспертизы, у Правового управления Аппарата Государственной Думы замечаний не имеется. Просьба поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Леонид Леонидович, я правильно понимаю, что ваше выступление было не только по 7-му вопросу, но и по вопросам 8 и 9, как вы вначале об этом сказали, или по ним будут отдельные выступления? ЛЕВИН Л. Л. Ну, по процедуре я должен, я так понимаю, сказать отдельно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, если эти выступления у вас в одном докладе, насколько я знаю... ЛЕВИН Л. Л. Все три законопроекта подготовлены к рассмотрению в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Владимирович, скажите вы, как знаток Регламента. (Оживление в зале.) Включите Иванову Сергею Владимировичу микрофон, пожалуйста. ИВАНОВ С. В. Статья 1: ведущий всегда прав. Статья 2: если ведущий не прав, смотри статью 1. (Оживление в зале, смех. Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, вы погорячились, я вам скажу, нам такие полномочия не нужны, лучше подскажите по существу. Коллеги, если мы можем, поскольку до этого были такие примеры?.. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тогда переходим к выступлениям, если вы всё сказали. Спасибо, Леонид Леонидович.
Переходим к 8-му вопросу нашей повестки дня. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". С учётом того что по пунктам 7, 8 и 9 был сделан один доклад, по мотивам голосования от фракций по 8-му вопросу есть желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Рыжак Николай Иванович, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". РЫЖАК Н. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Новые технологии стремительно врываются в нашу жизнь, овладевают миром, мы познаём их, и очень важно, чтобы в этих условиях мы выстраивали чёткую систему, которая адекватно отражала бы новые вызовы, противостояла новым угрозам и обеспечивала безопасность, как мы говорим, личности, общества и государства. Мы несколько минут назад обсуждали законопроект, который в частности касается такого явления, как суицид среди молодёжи. И Ольга Юрьевна, и Владимир Вольфович совершенно правильно расставили все акценты, но я хотел бы обратить внимание на реплику Владимира Вольфовича, что вот эти явления, не исключено, инициированы и трепетно патронируются нашими идеологическими оппонентами, - и это совершенно правильно, так и есть. Правильно и то, что мы пригласили принять участие в нашем обсуждении этих законопроектов Александра Васильевича Бортникова, который убедительно доказал, показал нам всю опасность новых технологий, и поэтому мы просто обязаны овладевать, опережать, предусматривать, прогнозировать развитие и строить систему защиты на законодательном уровне. Кроме того, мне кажется, мы должны умело пропагандировать эти законодательные акты, потому что в обществе, особенно в сегменте нашей молодёжи, ещё не все понимают суть этих законов, смысл, который они несут в себе. Мы здесь собирали молодых блогеров - сколько после этого Кудрявцев, Ющенко и ваш покорный слуга выслушали не совсем благовидных оценок нашего поступка, но мы должны гордиться этим поступком, мы должны понимать, что мы стояли у истоков, так же как и Леонид Леонидович Левин, который организовал ещё ряд предварительных пропагандистских слушаний на эту тему. Мне кажется, что вот такая реальная подготовка не должна заканчиваться, и после принятия законов мы должны продолжать наращивать убедительную агитационно-пропагандистскую работу. Благодарю вас за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Горелкин Антон Вадимович. ГОРЕЛКИН А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", безусловно, поддержит данный законопроект. Ещё лет десять назад даже никто слова "анонимайзер" не знал, а сегодня это очень популярные ресурсы, которыми пользуются миллионы людей, и, если мы не введём их в правовое поле, мы безнадёжно покроемся плесенью, отстанем от времени, в котором мы живём. Законопроектом вводится чёткая процедура взаимодействия государства с администраторами виртуальных частных сетей и анонимайзеров. Те из них, кто пойдёт навстречу, а это несложно, продолжат работу в России, ведь условия, по сути, просты: не перенаправлять пользователей на ресурсы из списка Роскомнадзора. Законопроект не носит запретительного характера, никто не будет проверять историю ваших поисковых запросов, посещавшиеся страницы и так далее. Речь идёт об элементарной актуализации нашего законодательства, и это, по сути, начало диалога с владельцами виртуальных частных сетей и анонимайзеров, и теперь мяч на их стороне. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", вопрос 8. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 58 мин. 23 сек.) Проголосовало за 373 чел.82,9 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 377 чел. Не голосовало 73 чел.16,2 % Результат: принято Федеральный закон принят.
Заседание № 57
О проекте федерального закона № 195446-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (в части уточнения порядка ограничения доступа к информационным ресурсам).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
45-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Леонид Леонидович Левин, пожалуйста. ЛЕВИН Л. Л. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данным законопроектом устанавливается запрет на использование на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационных сетей, информационных ресурсов, посредством которых обеспечивается доступ к заблокированным в соответствии с законодательством Российской Федерации информационным ресурсам. Также законопроектом для операторов связи вводится обязанность ограничивать доступ к таким ресурсам, а для операторов поисковых систем - удалять из поисковой выдачи ссылки на заблокированные информационные ресурсы. Кроме того, в законопроекте предлагается упразднить реестр блогеров. К законопроекту поступило четыре поправки, все они рекомендуются комитетом к принятию. Указанные поправки носят уточняющий, лингвостилистический и юридико-технический характер. Комитетом текст законопроекта подготовлен ко второму чтению. Замечаний юридического характера у Правового управления Аппарата Государственной Думы не имеется. С учётом изложенного комитет предлагает утвердить таблицу поправок № 1 и принять указанный законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 40 мин. 46 сек.) Проголосовало за 364 чел.80,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 366 чел. Не голосовало 84 чел.18,7 % Результат: принято Принимается. Ставлю законопроект на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 41 мин. 10 сек.) Проголосовало за 362 чел.80,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 364 чел. Не голосовало 86 чел.19,1 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. ЛЕВИН Л. Л. Комитет просит включить данный законопроект в порядок работы на пятницу, 21 июля, для рассмотрения в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу учесть.
Заседание № 52
О проекте федерального закона № 195446-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (в части уточнения порядка ограничения доступа к информационным ресурсам).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Уважаемые коллеги, переходим к рассмотрению 28-го вопроса, так как законопроекты до 28-го мы с вами рассматривали в фиксированное время. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Доклад Максима Георгиевича Кудрявцева. КУДРЯВЦЕВ М. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! На ваше рассмотрение представлен проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Начну с того, что каждый день мы имеем дело с глобальной сетью Интернет: мы получаем оттуда информацию, общаемся в социальных сетях, производим платежи и записываемся в поликлинику на приём к врачу, при этом мы неизбежно сталкиваемся, можем столкнуться с сайтами, которые носят противоправный характер, - это сайты, где вербуют террористов или пропагандируют и распространяют наркотики. Не так давно большой резонанс вызвала информация о сайтах, пропагандирующих суицид, в том числе детский, - так, мы все прекрасно помним про "Синий кит", который давал пошаговые инструкции детям, склоняя их к самоубийству. Действующим законодательством запрещается деятельность таких противоправных сайтов, и у отраслевого регулятора в лице Роскомнадзора есть чёткий регламент по их закрытию. Но практика показывает, что эти запреты и блокировки не всегда эффективны. Что мы видим? Первое, при закрытии сайта незамедлительно появляются сайты-зеркала, причём, как правило, серверы, на которых размещается эта информация, находятся за пределами Российской Федерации, а, напомню, Интернет имеет трансграничный характер (и кстати, законопроект на эту тему, пройдя все регламентные процедуры в Государственной Думе, был сегодня принят в этом зале в целом). Вторая особенность, которую мы точно увидели: существует специализированное программное обеспечение в глобальной сети Интернет, которое позволяет эти блокировки обходить, - это так называемые анонимайзеры, TOR, турборежимы в браузерах и многое другое. Так вот законопроект, который внесла группа депутатов - и я благодарен коллегам за совместную работу, - направлен на регулирование этих вопросов. Предлагается наложить на операторов поисковых систем запрет на выдачу ссылок на сайты, которые запрещены законодательством Российской Федерации. Также законопроект запрещает владельцам специализированного программного обеспечения, о котором я говорил, осуществлять маршрутизацию трафика от пользователей глобальной сети Интернет на эти сайты. На наш взгляд, в законопроекте предложен довольно мягкий вариант регулирования взаимоотношений между отраслевым регулятором, операторами поисковых систем и владельцами программного обеспечения. У Роскомнадзора имеется информационная система - реестр, который содержит перечень всех сайтов, запрещённых законодательством Российской Федерации. В результате взаимодействия регулятора и операторов последние получают доступ к этой системе и своими программными средствами закрывают обходной путь, что, на наш взгляд, очень важно. И в связи с этим, уважаемые коллеги, я хотел бы отметить две очень важные вещи: во-первых, данный законопроект не налагает никаких дополнительных запретов (напомню, что эти сайты уже запрещены законодательством России), во-вторых, он не предусматривает ограничений на работу программного обеспечения в части шифрования, анонимизации и прочего, если владельцы этого программного обеспечения исполнят предлагаемую норму закона - в случае его принятия. В проекте закона присутствует ещё одна очень важная законодательная новелла, на которой я также хотел бы остановиться. В 2014 году был принят закон, который в том числе установил определённые требования к блогерам в случае превышения определённого порога посещаемости их сайтов или страниц - 3 тысячи посещений в сутки. На наш взгляд, эта норма на том этапе была абсолютно оправданна и востребована, но жизнь не стоит на месте, Интернет развивается семимильными шагами, и сегодня каждый из нас может выложить пост, или картинку, или информацию с ярким названием в любой социальной сети, на любом сайте в глобальной сети Интернет, которая в течение часа может набрать несколько тысяч просмотров. Поэтому авторы законопроекта предлагают эту норму отменить как избыточную. Доклад закончил. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Максим Георгиевич. Содоклад Левина Леонида Леонидовича. Пожалуйста, Леонид Леонидович. ЛЕВИН Л. Л., председатель Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Максим Георгиевич подробно изложил суть законопроекта, вместе с тем хотелось бы отметить, что законопроект предусматривает введение законодательного механизма ограничения доступа к интернет-сервисам, которые предоставляют возможность пользователям обходить установленные в соответствии с законодательством ограничения по доступу к ресурсам сети Интернет, содержащим противоправный контент. Рассматриваемый проект федерального закона является частью последовательной работы, которая направлена на синхронизацию механизмов законодательного регулирования отношений в реальной жизни с отношениями в сети Интернет. Да, возможно, такими сервисами пользуется в процентном соотношении относительно небольшое количество людей, однако сама ситуация является неприемлемой, и наша задача как законодателей в этой ситуации сделать так, чтобы государство и общество не закрывали глаза на это явление, и принять необходимые меры для решения данной проблемы. Хочу отметить, что законопроект не вводит новых ограничений для законопослушных граждан, ограничение вводится только на использование сервисов для получения доступа к противоправному контенту. Важно также, что для шифрования сетей юридических лиц, использующих эти сервисы в корпоративных целях, сделано исключение. Комитет концептуально поддерживает данный законопроект, однако обращает внимание на то, что некоторые его положения нуждаются в терминологической и юридической корректировке. Прочие замечания к тексту законопроекта изложены в заключении, все они могут быть учтены при доработке законопроекта ко второму чтению. На основании изложенного комитет Государственной Думы по информационной политике и связи предлагает поддержать законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Леонид Леонидович. Есть вопросы по законопроекту? Нет. Кто хотел бы выступить? Нет желающих. Пожалуйста, полномочный представитель президента... Есть желающие выступить - не убедил вас коллега по фракции. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Пожалуйста, Рыжак Николай Иванович. От фракции, Николай Иванович? От фракции. РЫЖАК Н. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Я прошу извинить меня за то, что несколько, может быть, злоупотребляю вашим временем, но мне кажется, что этот законопроект ещё, видимо, долго будет резонансным. Его обсуждение проходит на фоне профессионального, компетентного выступления директора Федеральной службы безопасности Бортникова Александра Васильевича. Он подчеркнул, что система информационной безопасности является органичной частью национальной безопасности Российской Федерации, которая обеспечивается на основе взаимодействия законодательной, законоприменительной, правоохранительной, контрольной, судебной и других форм деятельности государственных органов. Почему я это подчёркиваю? Потому что механизм реализации всех этих функций только тогда будет эффективным, когда будут разработаны контрольные механизмы прежде всего парламента - об этом мы должны думать. Да, у нас сильный президент, обладающий большим авторитетом и определяющий политику в области безопасности и обороны, но исходя из степени вызовов и угроз мы все должны оказывать лидеру государства эффективную поддержку в выработке соответствующей политики, в подготовке упреждающих предложений, формулировок, которые помогли бы избежать тех негативных последствий, которые все мы сейчас переживаем, которые мы сейчас видим на Украине. Сенатор Джин Шахин, видимо, и не предполагала, что её обращение в адрес российских средств массовой информации будет иметь столь резонансный характер. Разработанный законопроект как раз является в какой-то степени нашим ответом, хотя и запоздалым, на враждебный выпад сенатора Шахин. Я умышленно избегаю технических деталей, потому что выступавшие коллеги уже дали им оценку, а я хотел бы дать несколько политических оценок этому законопроекту. Он ещё не увидел свет, но его авторы уже подверглись таким нападкам со стороны отечественных средств массовой информации, что слово "ретрограды" - самое мягкое в их оценках. Почему это происходит? Да потому, что многие отечественные средства массовой информации принадлежат частным лицам и ими используется иностранный капитал, - пусть используется, на здоровье, но нельзя вторгаться столь властно и покушаться на наши устои, на наши принципы, на нашу безопасность, на нашу историческую правду и на наши традиции! К сожалению, такая реакция отечественных средств массовой информации была предсказуема, ведь даже те из них, которые относятся к государственным, не отличаются особым патриотизмом. Возникает вопрос: до каких пор государственные структуры будут финансировать эти средства массовой информации? В современных геополитических условиях нам надо выходить из обороны и переходить к наступательным формам взаимодействия и к наступательным формам формулировки наших взглядов. Я думаю, что принятие этого закона наряду с другими законами явится прологом, преддверием к тому, что мы выйдем из окопов! Вот почему фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" предлагает такие законопроекты, как законопроект о создании общественного совета на телевидении, законопроект о соотечественниках, и ещё ряд других. Мы считаем, что надо ускорить подготовку законов об обеспечении кибербезопасности. Я думаю, что мы сегодня в полной мере прочувствовали актуальность поднятой темы и будем всё делать для того, чтобы весь блок этих законов скорее увидел свет. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Полномочный представитель президента, есть желание выступить? Нет. Правительства? Нет. Заключительное слово докладчика, Максима Георгиевича Кудрявцева? Нет. Содокладчика? Нет. Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", вопрос 28 повестки дня. Просьба включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 42 мин. 48 сек.) Проголосовало за 363 чел.80,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 363 чел. Не голосовало 87 чел.19,3 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принят - поздравляю, коллеги.