Заседание № 52
О проекте федерального закона № 195436-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" (в целях доведения на территориях Дальневосточного федерального округа цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) до базовых уровней).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н., председатель Комитета Государственной Думы по энергетике, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, просьба до перерыва рассмотреть во втором чтении законопроект под пунктом 17 повестки дня, чтобы в случае его принятия иметь возможность рассмотреть его сегодня и в третьем чтении.
Уважаемые коллеги, рассматриваем 17-й вопрос повестки дня. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике". Доклад председателя Комитета по энергетике Павла Николаевича Завального. Пожалуйста, Павел Николаевич. ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н. Уважаемые коллеги, законопроект был принят в первом чтении 21 июня, он очень подробно обсуждался. Поступило две поправки, они носят юридико-технический характер, обе рекомендованы к принятию. Комитет рекомендует законопроект принять во втором чтении. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, по таблице поправок № 1 есть замечания, предложения? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1, предложенных ответственным комитетом к принятию. Просьба включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 21 мин. 36 сек.) Проголосовало за 312 чел.69,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 314 чел. Не голосовало 136 чел.30,2 % Результат: принято Принимается. Уважаемые коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике", вопрос 17 повестки дня, второе чтение. Просьба включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 22 мин. 14 сек.) Проголосовало за 315 чел.70,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 316 чел. Не голосовало 134 чел.29,8 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принят. Пожалуйста, на трибуне включите микрофон Павлу Николаевичу Завальному. ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н. Уважаемые коллеги, законопроект прошёл необходимую лингвистическую экспертизу и готов к принятию в третьем чтении. С учётом того что отдельные нормы законопроекта должны вступить в силу с 1 июля, просьба рассмотреть его сегодня в третьем чтении до конца рабочего дня. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, не будет возражений, если в конце заседания мы данный вопрос рассмотрим? Иначе мы войдём в противоречие с принимаемым решением. Нет возражений? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет возражений. Спасибо, Николай Васильевич, за поддержку.
Было обращение председателя Комитета по энергетике с просьбой рассмотреть в третьем чтении законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике", у вас на руках имеется текст данного проекта закона к третьему чтению. Пожалуйста, Павел Николаевич Завальный. ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н. Уважаемые коллеги, Комитет по энергетике рассмотрел законопроект, связанный с увеличением оптовых надбавок для обеспечения средней по России цены электроэнергии для потребителей Дальнего Востока (это девять субъектов Федерации), и рекомендует принять его в третьем чтении. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, будут выступления по мотивам от фракций? Нет. Ставится на голосование рассматриваемый в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике". Просьба включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 29 мин. 34 сек.) Проголосовало за 317 чел.70,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 317 чел. Не голосовало 133 чел.29,6 % Результат: принято Федеральный закон принят.
Заседание № 51
О проекте федерального закона № 195436-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" (в целях доведения на территориях Дальневосточного федерального округа цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) до базовых уровней).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Возвращаемся к 26-му пункту повестки дня. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике". Доклад члена Совета Федерации Вячеслава Анатольевича Штырова. Пожалуйста. ШТЫРОВ В. А., член Совета Федерации. Уважаемые товарищи депутаты, в декабре прошлого года был принят Федеральный закон № 508-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике", в соответствии с которым предусматривалось, что для некоторых субъектов оптового рынка будет введена специальная надбавка, которая затем будет направлена на регулирование тарифов на Дальнем Востоке, - речь шла о доведении дальневосточных тарифов для субъектов Федерации до среднероссийского уровня. Этот закон принят, уже вступил в действие, но его реализации мешает то, что в законе оказались не прописанными конкретные механизмы образования, трансляции этих средств на Дальний Восток. В связи с этим потребовалось разработать ещё один законопроект, который описывал бы эти механизмы, и вашему вниманию как раз и предлагается этот законопроект. Законопроект, собственно говоря, состоит из трёх важнейших частей. Первая часть. Определяется, кто это такие - субъекты оптового рынка, к цене на мощности которых будет введена так называемая дальневосточная надбавка. Ответ на этот вопрос состоит в том, что эти субъекты должны удовлетворять следующим трём требованиям одновременно: первое - это должны быть такие субъекты, в уставном капитале которых доля Российской Федерации превышает 50 процентов; второе - это должны быть такие субъекты, которые имеют в своей собственности гидрогенерирующие мощности, для первой ценовой зоны - 10 тысяч мегаватт, для второй ценовой зоны - 5 тысяч мегаватт; наконец, третье требование - это должны быть такие субъекты оптового рынка, которые сами либо через свои дочернии зависимые общества являются участниками розничного рынка на Дальнем Востоке. Если все три требования учесть, то на самом деле только один субъект оптового рынка в первой ценовой зоне будет удовлетворять всем этим требованиям сразу - это "РусГидро". Таким образом, именно на его мощности вводится надбавка, которая отправится на Дальний Восток. Вторая часть. Этим законопроектом предусматривается, что среди функций правительства, которому 508-м законом было поручено определять порядок использования средств на Дальнем Востоке, появляется ещё поручение определять и порядок контроля за использованием этих средств. И наконец, третья часть. Это такой пункт законопроекта, которым субъекты оптового рынка, на мощности которых добавляется дальневосточная надбавка, обязывают заключать договоры с субъектами Федерации на безвозмездное перечисление этой надбавки в качестве безвозмездного взноса в бюджеты субъектов Федерации, а субъект Федерации обязан будет заключать договоры с гарантирующими поставщиками либо со своими энергоснабжающими организациями о том, что за счёт этих средств он будет им компенсировать выпадающие доходы, связанные с регулированием цен на Дальнем Востоке. Вот, собственно говоря, механизм. Принятие этого закона не потребует изменения ни указов президента, ни законов, кроме одного - Налогового кодекса. Поэтому предлагается ещё один законопроект, который касается изменения 264-й статьи Налогового кодекса, в соответствии с которым эта надбавка для участника оптового рынка, дальневосточная надбавка, классифицируется в бухгалтерской учётности как иные расходы, связанные с производственной деятельностью. Принятие этих двух законопроектов позволит нам наконец-то начать реализацию 508-го закона и урегулирует тарифы на Дальнем Востоке. Я прошу вас рассмотреть и поддержать эти два законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Павла Николаевича Завального. Пожалуйста. ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н., председатель Комитета Государственной Думы по энергетике, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, как было сказано, данный законопроект разработан в целях совершенствования механизма доведения на территориях ДФО цен на электрическую энергию до планируемых в следующий период регулирования базовых уровней, который предусмотрен федеральным законом № 508-ФЗ. После вступления в силу 508-го федерального закона возник вопрос об эффективности механизма доведения полученных средств до гарантирующих поставщиков и до сбытовых компаний ДФО. С учётом того что компенсация стоимости электроэнергии в различных субъектах Дальневосточного федерального округа осуществляется, по сути, из трёх источников (это данный источник, плюс региональный и федеральный бюджеты), возникла необходимость формирования единого канала передачи средств. Законопроектом предусматривается предоставление средств, полученных в результате применения надбавки к цене на мощность бюджета субъекта Российской Федерации - Дальневосточного федерального округа, - в виде целевого безвозмездного взноса. Указанные безвозмездные взносы предоставляются на цели финансирования гарантирующим поставщикам, сбытовым компаниям выпадающих доходов для доведения на территории ДФО цен на электрическую энергию до регулируемых базовых уровней цен на электрическую энергию в целом по стране. Размер выпадающих доходов указанных организаций определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, при этом предусмотрены меры контроля эффективного использования указанных средств со стороны правительства, о чём сказал Вячеслав Анатольевич. На законопроект поступили положительные отзывы от семи субъектов Российской Федерации, расположенных в ДФО, которых касается этот законопроект. Поступил также положительный отзыв Правительства Российской Федерации. С учётом изложенного комитет предлагает Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике". Коллеги, с учётом необходимости вступления в силу отдельных положений законопроекта для установления в субъектах Дальневосточного федерального округа указанных базовых уровней цен на электрическую энергию на вторую половину 2017 года предлагаю в случае принятия в первом чтении данного законопроекта в соответствии с частью 13 статьи 123 Регламента Государственной Думы рассмотреть его одновременно во втором и в третьем чтениях 23 июня, то есть в пятницу. Сообщаю при этом, что законопроект будет полностью подготовлен к рассмотрению во втором и в третьем чтениях. В принципе, коллеги, законопроект носит, как было сказано, технический характер, а с учётом того, что в начале сентября будет Восточный экономический форум во Владивостоке, где будут обсуждаться вопросы экономического развития, инвестиционного развития ДФО, принятие закона будет своеобразным подарком Государственной Думы участникам этого форума и гражданам, проживающим на Дальнем Востоке. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста. НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к обоим докладчикам. Уважаемые коллеги, в законопроекте сказано, что не потребуется дополнительных средств из бюджета, но, как мы понимаем, деньги из ниоткуда не берутся. Вот вопрос такой: а откуда всё-таки появятся эти значительные суммы, с прибыли ли каких-то организаций, о которых идёт речь в проекте закона, или всё-таки за счёт увеличения тарифа на определённой части территории, то есть европейской, и потом эти денежки - что справедливо - послужат основой для сбалансирования цен на всей территории России? Вот за чей счёт такое благое деяние? И сколько это в деньгах? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите. ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н. Олег Анатольевич, законопроект этих вопросов не касается, эти вопросы обсуждались в рамках принятия закона № 508-ФЗ в декабре прошлого года. Источником финансирования являются надбавки к цене оптового рынка в первой и второй ценовых зонах. Цена вопроса - где-то 29,5 миллиарда рублей, расчётная цена. Эти средства необходимы для снижения до базового уровня цен для промышленных потребителей в ДФО, в семи субъектах Федерации. Сейчас цены для промышленных потребителей в этих субъектах Федерации выше средних по стране в 2-5 раз, а в одном даже до 8 раз (на Чукотке). Таким образом, за счёт трёх, по сути, источников идёт снижение цены, я об этом сказал: за счёт федерального бюджета (мы ежегодно выделяем деньги той же Чукотке), за счёт региональных бюджетов (в рамках возможностей региональные бюджеты это делают) и вот ещё один источник - надбавка к цене для оптового рынка, которую будет получать компания "РусГидро" и потом перечислять в бюджеты субъектов Федерации определённые суммы, которые будут идти на ежеквартальную компенсацию выпадающих доходов поставщиков. Прямой зависимости стоимости, скажем так, цен и тарифов в первой и второй ценовых зонах от этой надбавки нет, это такой же механизм, как по ДПМ, при этом цены для населения отрегулированы, на них это вообще никак не скажется, но общая нагрузка возрастёт, вы правы. Но, ребята, тут вопрос развития, вопрос инвестиций, вопрос источников: мы одна страна, и мы должны принимать такие решения, тем более что это решение мы приняли в декабре. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Маринин Сергей Владимирович. МАРИНИН С. В. Вячеслав Анатольевич, если будет принят этот закон, то сколько конкретно каждому жителю европейской части России, Урала и Сибири в конечном счёте придётся доплачивать за электроэнергию? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон в правительственной ложе включите. ШТЫРОВ В. А. В среднем тарифы в первой и второй ценовых зонах - это Урал, Сибирь и европейская часть Российской Федерации - повысятся чуть меньше чем на 1 процент. Я думаю, что у нас есть много других способов снизить тарифы в этой зоне. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите. ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н. Вопрос важный, тут от всех нас нужны понимание и солидарность. Я ещё раз хочу сказать: что касается населения, для населения тарифы регулируемые, поэтому не стоит вот так оценивать и рассуждать, там другая система ценообразования, тарифы по схеме "инфляция минус". На самом деле в электроэнергетике очень большие резервы, в сетевом комплексе, и это является предметом обсуждения. 3 апреля были парламентские слушания, посвящённые итогам реформы электроэнергетики, где мы эти проблемы обсуждали, нашим комитетом уже приняты рекомендации, можете их почитать. Очень много работы предстоит выполнить, чтобы повысить эффективность электроэнергетики в целом, и, конечно, если мы это сделаем, там суммы экономии будут значительно больше, чем эта сумма. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. Уважаемый Вячеслав Анатольевич, вы опытный человек: скажите, пожалуйста, а вы не изучали, каковы тарифы на электроэнергию, экспортируемую в Китай? Может, нам всё-таки с другого конца зайти? Подарки для Дальнего Востока, конечно, нужны. Но вот вопрос: скажем, Ростовская область энергоизбыточна, но тариф для жителей Ростовской области выше, чем вообще в Южном и Северо-Кавказском округах, так почему, скажите, пожалуйста, мы должны повышать тариф у себя, хотя мы считаем, что в Ростовской области надо снизить? А вообще, надо централизовать и базу регулировать из Москвы - вот самое правильное предложение. ШТЫРОВ В. А. Николай Васильевич, вот если вы вдумаетесь в то, что сейчас происходит, то поймёте, что это шаг как раз в ту сторону, о которой вы говорите. Надо делать так, как было раньше: регулировать тарифы, имея в виду выравнивание их в масштабах всей страны, а не по каждому улусу и аласу, вот это будет правильно. Тогда мы можем использовать и перетоки между энергосистемами, тогда мы можем использовать преимущества каждой энергосистемы, ведь у нас часто есть возможность из одной системы влить электроэнергию в другую, предположим из Сибири на Дальний Восток, а на самом деле система тарифообразования делает в этом никого не заинтересованным, ну и так далее. Поэтому принятие этого закона - это, если хотите, первый шаг к тому, о чём вы говорите. Теперь относительно повышения тарифов. Общая сумма средств с позиции сегодняшнего дня - это каждый год, конечно, будет меняться - 27 миллиардов рублей, вот столько на Дальний Восток надо отправить, для того чтобы сравнять тариф на Дальнем Востоке со средним по Российской Федерации. Иначе у нас абсолютно неконкурентоспособной там становится экономика по сравнению не только со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, с которыми мы хотим потягаться, но и даже с другими субъектами Российской Федерации. Конечно, я прямо скажу, на Дальнем Востоке принимаются меры для того, чтобы естественным путём снизить тарифы. Какие меры? Ну, есть два главных направления. Направление первое. Вы знаете, что на Дальнем Востоке всё-таки лучше показатели экономического развития, чем в целом по стране, благодаря в том числе и тем законам, которые вы приняли. Это способствует увеличению потребления электроэнергии, и там есть мощности, которые можно задействовать и снизить тарифы. И второе. Действует специальная программа по снижению тарифов на Дальнем Востоке, она предусматривает решение трёх главных задач. Вы знаете, что на Дальнем Востоке беда в том, что энергосистемы изолированы друг от друга, а значит, не на всей территории Дальнего Востока есть централизованное энергоснабжение. Вот первая задача - расширение зоны централизованного энергоснабжения и включение в неё эффективных энергомощностей, например схемы выдачи мощности с Бурейской ГЭС, с Колымского каскада ГЭС, с Вилюйского каскада ГЭС. Вторая задача - тотальная, массовая замена старых источников тепла и электроэнергии, которые находятся в маленьких, совершенно изолированных посёлках у чёрта на куличках, на новые, современные технологии, в том числе на энергосберегающие технологии, имеются в виду солнечные батареи и так далее, и так далее. Ну и наконец, третья - это усиление перетоков между энергосистемами. Вот эта работа ведётся, и мы сможем через некоторое время естественным путём - если эту программу, конечно, продолжим, потому что она, знаете, то финансируется, то не финансируется, - снизить тарифы. Теперь я хочу ответить на ваш вопрос относительно тарифов для Китая. Да, действительно, некоторая доля электроэнергии с Дальнего Востока направляется в Китайскую Народную Республику по тарифам более низким, чем на Дальнем Востоке, и это, конечно, неправильно. Объяснение у энергетиков такое: поскольку объём выработки электроэнергии на Дальнем Востоке теоретически превышает потребности, а китайский тариф покрывает её полную себестоимость, чтобы загрузить пока электростанции, они вынуждены конкурировать с китайскими электростанциями, в будущем эта энергия пойдёт на наш внутренний рынок, и тарифы у нас снизятся, - то есть якобы это временное, вынужденное решение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Во временность решения верится с трудом: и газ для Китая дешевле, и электроэнергия для Китая дешевле, чем для собственных потребителей. Однако самый главный вопрос не в этом. Вы говорили про переток в данном случае, или, точнее, про, скажем так, те диспропорции, которые возникли в результате уничтожения единой энергетической системы. По расчётам экспертов, использование единой системы, грамотное использование всех ресурсов дало бы экономический эффект примерно в 20 процентов и позволило бы как раз тарифы опустить. Сегодня мы это на перспективу отодвигаем и фактически перекладываем бремя использования вот этого низкого тарифа на Дальнем Востоке на население европейской части и уральской части нашей страны - правильно ли это? ШТЫРОВ В. А. Алексей Владимирович, в принципе вы правы - необходимо завершать создание объединённой энергосистемы страны. Вы помните, что она была создана, но её восточная граница находится в Иркутской области, а на Дальнем Востоке своя объединённая система - ОЭС Востока, которая не связана с энергосистемой страны. Вот сейчас как раз предпринимаются усилия, для того чтобы связать две энергосистемы, строится сразу несколько линий электропередачи. Во-первых, вы знаете, в Читинской области создаётся перемычка постоянного тока между двумя энергосистемами, для того чтобы синхронизировать их. Во-вторых, по программе реконструкции Байкало-Амурской магистрали вторая нитка соединит Дальний Восток и Восточную Сибирь вдоль Байкало-Амурской магистрали. Кроме того, вы знаете, вы хорошо об этом информированы, существует проект нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан. В рамках этого проекта будет почти завершено объединение ОЭС Востока с энергосистемой Восточной Сибири, вот тогда мы получим возможность организовать переток самой дешёвой электроэнергии с сибирских электростанций на Дальний Восток, и это будет четвёртый фактор, который позволит нам снизить тарифы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня вопрос и к докладчику, и к содокладчику - кто ответит, не знаю. В ходе обсуждения и ответов на вопросы вы сказали, что денег на реализацию этого закона не потребуется, так как в декабре был принят базовый закон № 508-ФЗ, где якобы всё это отрегулировано. Я посмотрел финансово-экономическое обоснование 508-го закона - там тоже написано, что денег из бюджета не потребуется. В связи с этим у меня вопрос. Вы сказали, что 29 миллиардов потребуется на реализацию, плюс должны быть субсидии "РусГидро" и так далее. Поясните, пожалуйста, вот эта сумма, 29 миллиардов, за счёт чего мы её получим, всё-таки за счёт увеличения тарифов? И вы говорите о субсидиях, но в бюджете они не предусмотрены согласно финансово-экономическому обоснованию. Вот просто хотелось бы понять. ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н. Для этого просто надо понимать, как функционирует оптовый рынок. Речь идёт о надбавке к цене на оптовом рынке, то есть в принципе это такая же схема, как по ТПН: "РусГидро" будет получать надбавку на оптовом рынке, увеличивая стоимость, и понятно, что это увеличит стоимость на оптовом рынке, но вы должны понимать, что стоимость энергии на оптовом рынке сегодня составляет в цене для конечного потребителя не больше 40 процентов, соответственно, пропорционально на 1 процент, как было сказано, в целом возрастёт стоимость электроэнергии в первой и второй ценовых зонах - вот цена вопроса. Бюджетных средств в данной ситуации, понятно, это не касается. И было бы правильно, коллеги, я всегда на этом настаиваю, чтобы не было перекрёстки за счёт оптового рынка, розничных рынков, потребителей, а просто деньги выделялись из федерального бюджета, как раньше и делалось, вот и всё. Может быть, мы вернёмся к этой теме - чтобы 30 миллиардов просто из федерального бюджета выделять до тех пор, пока не будут обеспечены эффективность энергетики и снижение себестоимости производства электроэнергетики для потребителей Дальнего Востока. Это было бы более логичное и справедливое решение, но опять же бюджет, коллеги, в интересах всей страны работает, поэтому... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н. Да, нашего народа. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Включите режим записи. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. Выступление от фракции. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Странны дела твои, Всевышний... Только сейчас переутвердили очередные поправки в бюджет. Мы что, значительную часть дали Дальнему Востоку, или Югу, или Центральному региону, или Северу? Мы взяли и опять отправили всё на деревню дедушке, понимаете? Уважаемый мною Вячеслав Анатольевич - руководитель опытный и рассуждает в принципе правильно с точки зрения необходимости фиксации базы. Вот у вас сейчас как раз бюджет будет рассматриваться, поэтому что я вам рекомендую? Совет Федерации имеет право наложить вето, сделать свои поправки и решить вопрос не за счёт повышения тарифов для жителей Урала и европейской части, а за счёт резервов, которые сейчас опять направляются неизвестно куда. Вы обратите внимание: мы якобы живём в условиях рыночных отношений, но рыночник Чубайс почему-то не пошёл в бизнес, а взял 312 миллиардов рублей, положил себе большую-большую зарплату и работает над государственным регулированием своей заработной платы, понимаете? С моей точки зрения, Вячеслав Анатольевич, это предложение не даст результата, потому что сама идеология неправильная. Если мы хотим возрождаться, то должны понять, что никакая модернизация без необходимых энергомощностей не возможна. Только вдумайтесь, что мы в условиях рыночной экономики Финляндии, Чехии, Китаю, Турции и ещё ряду стран поставляем электроэнергию значительно, в разы дешевле, чем своим потребителям, подчёркиваю: своему населению, своему народу, своим избирателям! Мне кажется, эта идеология порочна и неправильна. Мы с вами должны осознать, что попали в яму, и теперь из ямы надо как-то выбираться: или лестницу делать, или штаны на портянки рвать и делать верёвку, понимаете? Нужно всё-таки подумать, как мы собираемся жить дальше. И в данной ситуации, пока на 242 системы раздроблена, по моим данным, наша энергосистема, некогда единая, ни на Дальнем Востоке, ни на Урале, ни в Сибири, ни на Севере или Северо-Западе - нигде никому невозможно будет нормально работать. Почему? Потому что идеология Чубайса, идеология раздробления, продолжает существовать. Посмотрите, как у нас сегодня распределяется заработная плата? Сначала топ-менеджеры нефтегазового сектора, потом электроэнергетики, причём не те, кто производит электроэнергию, имеют самую большую зарплату, а как раз те самые оптовики, сетевики, которые торгуют - не производят! С моей точки зрения, вот это всё и является главным тормозом. Именно там надо искать ресурсы, ведь там миллиарды, триллионы! Скажите, пожалуйста, где сегодня бывший руководитель "РусГидро"? Он находится под следствием давным-давно, но, видно, там слишком большие связи, и поэтому дальше следствия дело не идёт. Если только госкорпорации по закону заплатят дивиденды государству, уже хватит и Дальнему Востоку, и пенсионерам, и всем остальным. Но тут у нас тоже политической воли нет. И в данном случае - вот при всём моём уважении к коллеге Штырову, которого я действительно уважаю, ведь он прошёл все ступеньки, прекрасно знает, о чём говорит и что надо делать, но, может, не хочет говорить до конца - мы такой законопроект поддержать всё-таки не можем, потому что считаем, что он не даст результата в нынешней ситуации. Нам надо, если мы в рыночной системе, по рыночным ценам продавать электроэнергию соседям. Что это за бизнес такой? Мы берём - вдумайтесь! - и за счёт Фонда национального благосостояния, который, как нам рассказывали, создан для будущих поколений, строим атомную станцию в Финляндии. Чьё это благосостояние? Почему за счёт Фонда национального благосостояния строится атомная станция? Может, её лучше на Дальнем Востоке за счёт этих же средств поставить? В данном случае я вообще не услышал ответов, которые бы позволили сказать, что этот законопроект - лучик света в тёмном царстве. В данной ситуации вопрос не решится, и 29 миллиардов рублей превратятся в пятьдесят и не дойдут до цели. Мы такой законопроект не поддержим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Я коротко, с места, потому что Николай Васильевич многое сказал. Просто сегодня, повышая конкурентоспособность промышленности Дальнего Востока, мы снижаем конкурентоспособность промышленности европейской территории России и Урала. Мы повышаем тарифы для наших же предприятий, что в итоге бременем ляжет на кошельки простых граждан в условиях непростой экономической ситуации. Мы не поддерживали данный подход и не поддерживаем его сейчас. Действительно, надо компенсировать выпадающие доходы за счёт государства, тогда государство будет заинтересовано в том, чтобы максимально быстро реализовать идеи, совершить преобразования, о которых нам говорил докладчик. Он говорил о четырёх путях, а сейчас действуют просто: если нет возможности, значит перекладывают нагрузку на жителей, которые заплатят 29 миллиардов рублей. На следующий год ещё будут платить, а реализация программ будет бесконечно оттягиваться - и БАМа, и прочих. При этом абсолютно несправедливо и нечестно, что наши ресурсы продаются гораздо дешевле нашим партнёрам, а точнее, экономическим конкурентам, тому же Китаю и другим странам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, коллеги. Продолжим обсуждение после перерыва.
Уважаемые коллеги, мы с вами переходим к рассмотрению 26-го вопроса, вернее, возвращаемся к нему. В рамках рассмотрения этого вопроса мы уже дали возможность выступить всем желающим, у нас остался единственный, кто не успел выступить, - Сергей Яковлевич Есяков, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Пожалуйста, Сергей Яковлевич. ЕСЯКОВ С. Я., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Наверное, начну с главного: фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект по следующим основаниям. Первый момент. Мы считаем, что сегодня Дальний Восток для нас - это политический и экономический приоритет, тот регион, который мы должны развивать, делать конкретные шаги, и поэтому небольшой конкретный шаг в этом направлении, экономический шаг - доведение тарифов для промышленных потребителей, для новых производств, которые сейчас строятся и будут строиться в данном регионе, до среднего уровня по России, не меньше, а до среднего. Это, я считаю, та поддержка, которую мы сегодня можем и должны оказать, поэтому прошу все фракции при голосовании исходить из такого простого принципа. Второй и, я считаю, достаточно важный момент - это то, что данный законопроект не является самостоятельным, он является продолжением закона, который мы приняли 28 декабря 2016 года. Он определяет и решает конкретную задачу по доведению до конкретных потребителей, до конкретных промышленных предприятий механизма, уровня поддержки, он решает именно эту конкретную задачу: как довести, как сделать тарифы именно такими - средними по России, через какой механизм. И поэтому, если мы 28 декабря проголосовали за тот закон, у нас нет другого варианта, как голосовать сегодня за этот законопроект. И третий момент. Сегодня достаточно много замечаний звучало и со стороны коммунистов, и со стороны других партий, что очень разные тарифы, очень разные тарифы по регионам, по категориям, по группам потребителей. Я вам могу сказать, что этот законопроект и может стать именно той отправной точкой, одним из вариантов, в котором предпринята попытка сделать единые тарифы не только для отдельного региона понятными, но и для целой группы регионов. Надо принять к сведению, что данный закон будет действовать фактически для семи регионов. Ещё раз хочу попросить всех проголосовать за данный законопроект. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Яковлевич. Полномочный представитель президента будет выступать? Нет. Полномочный представитель правительства? Александр Юрьевич, выскажите свою точку зрения, вдруг она у вас поменялась. Пожалуйста. Полномочный представитель правительства Синенко Александр Юрьевич. СИНЕНКО А. Ю., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе. Вячеслав Викторович, я внимательно слушал и то, что говорила Татьяна Алексеевна, и выступления, и вопросы... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, я имею в виду законопроект, который мы начали рассматривать, - об электроэнергетике. СИНЕНКО А. Ю. Конечно-конечно. А я и хотел связать, извините уж, что я так... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да? А, свяжите, это хорошо. СИНЕНКО А. Ю. Да, начиная от царицы Тамары... Коллеги, дело в том, что критика, которая прозвучала, в том числе и по поводу отчёта Счётной палаты, во многом справедливая, но в этих вопросах, как всегда, нужно выслушать и вторую сторону - только тогда картина будет полная. А теперь перехожу как раз к тому, почему я начал именно с этого вопроса. Дело в том, что законопроект, который сейчас предложен для принятия в первом чтении, направлен как раз на то, чтобы сделать максимально привлекательным этот наш отдалённый регион, чтобы инвестиции туда пошли, в том числе наши, отечественные инвестиции, но мы, конечно, будем рады и иностранным инвестициями. И в связи с этим очень важна поддержка Государственной Думы. Почему? Потому что с учётом тех действий, тех мероприятий, которые Правительство Российской Федерации осуществляет, конечно же, нужен именно комплексный подход, в том числе и главным образом в сфере электроэнергетики, поскольку, как известно, именно электрическая энергия является важным условием для развития любого производства. Именно поэтому, коллеги, убедительная просьба поддержать данный законопроект, принять его в первом чтении. Председатель комитета, когда докладывал по данному вопросу, обосновал необходимость его принятия на этой неделе, чтобы уже 28 июня данный законопроект поступил на рассмотрение в Совет Федерации и, возможно, стал федеральным законом уже в этом месяце, тем, что тот закон, который был принят в декабре, вступает в силу с 1 июля. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, для чистоты отношений, Александр Юрьевич, на самом деле нужно было об этом сказать сразу. Мы с вами понимаем, что тот закон, который был принят недавно (сколько месяцев назад, года не прошло?), несовершенен, и в рамках реализации принятого закона не принята в том числе нормативная база. И это как раз то, о чём говорила председатель Счётной палаты: законы у нас с вами принимаются, а нормативной базы нет. И это как раз тот случай, когда мы рассматриваем именно такой законопроект - мы сейчас вносим коррективы в ранее принятый закон, потому что понимаем, что иначе те задачи, о которых вы говорили, не будут решены. В связи с этим, коллеги, в чём прав полномочный представитель? У нас норма закона должна вступить в силу, начать реализовываться с 1 июля, и, если мы с вами данный законопроект не примем до 1 июля, получится, что она будет работать задним числом, что, понятно, недопустимо. И в связи с этим нам есть о чём подумать, скорее всего, это тема для рассмотрения на Совете Думы. Дело заключается в том, что у нас до 1 июля единственное заседание состоится 23 июня, в связи с этим мы можем поступить таким образом: во втором чтении мы рассматриваем до 12 часов, а третье чтение - после 16 часов, для того чтобы безупречно соблюсти нормы Регламента и не совмещать рассмотрение во втором и в третьем чтениях, что не дозволяется. За всё время начиная с 5 октября, наверное, лишь где-то в ноябре мы один раз позволили себе такое решение принять, а потом изменили Регламент, который теперь запрещает нам это делать. И если мы и будем поступать таким образом, то только в исключительных случаях - об этом говорит норма Регламента. Поэтому, наверное, нам стоит подумать об этом. Ну а всё остальное, понятно, вы правильно сказали. Есть ли желание выступить с заключительным словом у Вячеслава Анатольевича Штырова, докладчика и автора? Пожалуйста. ШТЫРОВ В. А. Уважаемые коллеги, казалось бы, вопрос действительно носит технический характер, тем не менее разгорелась такая дискуссия. Мне кажется, многие предложения, касающиеся подведения итогов реформ энергетики, вполне конструктивные, вполне правильные, но я хочу, чтобы вы поняли, что ими надо заниматься всерьёз. Это действительно глобальный вопрос, настолько он связан с другими вопросами, например с вопросом о порядке формирования цен на первичные энергоносители, и в том числе касается того, правильные ли мы приняли решения по так называемому налоговому манёвру, по порядку управления государственными предприятиями, которые есть в электроэнергетике, и так далее, или с изменениями в таможенной политике, в денежно-кредитной политике и так далее. То есть это глобальный вопрос, и я думаю, что нам с вами ещё предстоит им заниматься. Во всяком случае, в Совете Федерации создана специальная рабочая группа, которая по поручению Совета Федерации разрабатывает предложения по новой модели хозяйственного механизма в Российской Федерации, - это большой и сложный вопрос. Сегодня мы должны принимать решения немедленно - они направлены на развитие в будущем Дальнего Востока, но дело не только в этом. Благодаря деятельности Государственной Думы, активной позиции Совета Федерации, Правительства Российской Федерации в последнее время на Дальнем Востоке действительно сделано очень много. Давайте вспомним: мы приняли законы и о дальневосточном гектаре, и о территориях опережающего развития, и о свободном порте Владивосток, и другие - всё это работает, а также на Дальнем Востоке осуществляются очень крупные инвестиционные проекты и по линии наших естественных монополий, и по линии государственного бюджета, и уже сейчас есть результаты, но этого мало. Самое главное - перелома не наступило, понимаете? Бегство людей с Дальнего Востока продолжается каждый год, что бы мы с вами ни говорили, как бы ни отчитывались. Почему? Потому что низкий уровень жизни, дороговизна и так далее и так далее. Слабо развит малый бизнес, потому что он не может выжить при таких условиях конкуренции с зарубежными предприятиями, с российскими предприятиями, когда большие транспортные, энергетические издержки и так далее. Короче говоря, ситуация требует немедленного принятия решений, ведь речь идёт о форпосте России на Тихоокеанском побережье - это будущее России и её сегодняшний день! Я думаю, занимаясь большими, глобальными вопросами, обсуждая, прав или не прав был Чубайс и что надо сделать, чтобы исправить допущенные ошибки, мы всё-таки не должны забывать, что время не ждёт, - мы должны принимать решения вовремя, хотя бы те решения, которые можем принять, поэтому я прошу вас проголосовать за эти два законопроекта. Думаю, их принятие пойдёт на пользу и не помешает нам продолжить дискуссию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Мы рассматриваем сейчас только законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике". Заключительное слово Павла Николаевича Завального. Включите микрофон на рабочем месте. Пожалуйста. ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н. Уважаемые коллеги-депутаты, хочу обратить ваше внимание на тот факт, что в процессе обсуждения не было ни одного вопроса, ни одного выступления, которые были бы связаны именно с тем законопроектом, который мы сейчас обсуждаем, а обсуждался 508-й закон, который уже принят, но на самом деле не действует. Должен вам сказать, что решение о субсидировании потребителей электроэнергии на Дальнем Востоке было принято президентом ещё в декабре 2015 года. Год ушёл на разработку законопроекта, уже полгода как принят закон, но он до сих пор не работает, эта норма не действует, и наша задача, с учётом того что с принятием рассматриваемого закона, технического по сути, эта норма начнёт действовать, сделать всё, чтобы он в максимально короткие сроки был принят. Прошу вас поддержать. А все вопросы, которые задавались, были связаны с моделью функционирования электроэнергетики в целом. Как я сказал, у нас есть рекомендации по результатам парламентских слушаний, мы этим будем системно заниматься весь созыв и, думаю, получим положительные результаты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, прошу обратить внимание на то, о чём сказал Павел Николаевич Завальный. Мы сейчас вносим поправки, чтобы заработал ранее принятый закон, и надо, чтобы с июля они заработали, с этим, собственно, связана необходимость оперативного рассмотрения и принятия закона. Итак, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике", вопрос 26 повестки дня. Просьба включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 07 мин. 59 сек.) Проголосовало за 381 чел.84,7 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 384 чел. Не голосовало 66 чел.14,7 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принят.