Заседание № 57

10.11.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона № 195400-3 "О внесении изменений и дополнений в статью 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" (о введении понятия "пропаганда насилия и жестокости"; внесен депутатом Государственной Думы третьего созыва Н. В. Арефьевым).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5877 по 6547 из 6765
Пункты 20.1 - 20.4. У нас четыре альтернативных законопроекта, приступаем к     
их рассмотрению, у нас время есть.                                              
                                                                                
Пункт 20.1, о проекте федерального закона "О внесении дополнения в статью 4     
Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации". Доклад           
депутата Государственной Думы Владимира Вольфовича Жириновского. Пожалуйста.    
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Мы внесли данный проект еще в прошлом году 20 июня. Он        
очень короткий. Предлагается дополнить статью 4 Закона "О средствах массовой    
информации" новым абзацем следующего содержания: "Запрещается демонстрация      
телефильмов, пропагандирующих культ насилия и жестокости, с 19 до 24 часов      
ежедневно". Нарушение данного закона влечет за собой уголовную,                 
административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с      
законодательством Российской Федерации.                                         
                                                                                
Удивляет нас то, что комитет дает отрицательное заключение, правительство и     
наше Правовое управление. Во-первых, ссылаются на то, что уже есть запрет в     
законе от 1995 года. Но там просто строчка о том, что в средствах массовой      
информации не допускается показ фильмов, связанных с насилием. Действует        
закон так же, как... Вот на пачке сигарет написано, что Минздрав Российской     
Федерации предупреждает: курение опасно, но все курильщики курят, эта надпись   
не действует. Поэтому мы и вносим данный проект закона.                         
                                                                                
Потом ссылаются на нарушение каких-то юридико-технических норм. Но ведь         
проект закона лежит уже полтора года в комитете, если требуется его как-либо    
доработать - тем более четыре альтернативных - давно бы уже, если было бы       
желание принять такой закон, свели бы всё в один закон, добавили бы все         
необходимые нормы.                                                              
                                                                                
Потом совсем необоснованная ссылка: почему только с семи вечера до двенадцати   
ночи? Да хоть это сделать! Мы прекрасно понимаем, что сделать стерильным        
телевидение невозможно, поэтому это первый шаг к тому, чтобы хотя бы в самое    
смотрибельное время - вечером - ограничить показ таких фильмов. Буквально       
вчера по каналу "СТС" шел страшный фильм. Так не только детям плохо, всему      
населению будет плохо: целый час избивают человека. Закрутили ему голову        
поролоном каким-то там и бьют его, так сказать, клюшкой для гольфа. Ну что      
вот после этого фильма? Многие люди сошли с ума, наверное, у кого-то            
инфаркты, инсульты. То есть столько гадости идет по всем телеканалам, это       
недопустимо. Мы ограничиваем, конечно, только телефильмы. В других передачах    
где-то может это проскочить, как элемент покажут, могут даже с осуждающим       
оттенком. Хотя бы это надо сделать, хотя бы в это время. Но все - и             
правительство, и комитет - нам говорят: почему только вечером? Да хоть это      
давайте сделаем! Пока же круглые сутки демонстрируют насилие по всем            
телеканалам. Включайте сегодня вечером - по всем десяти каналам обязательно     
будет несколько фильмов самых жутких, самых отвратительных. Это же вредно       
действует на всех, не только детей мы захотим защитить, но и всех взрослых.     
                                                                                
Не понимаю наше правительство, когда оно о многом не заботится: у них нет       
денег на беспризорников, нет денег на распадающиеся семьи, нет денег на         
лечение людей. Так вот это самый легкий способ помочь нашим гражданам - закон   
не требует никакого финансирования, мы просто вводим ограничение на показ тех   
фильмов, которые людей не просто раздражают, а убийственно действуют на         
психику людей, на их здоровье.                                                  
                                                                                
Поэтому отклоняю я доводы правительства и позицию комитета. Комитет по          
информационной политике как раз должен был бы поддержать. Значит, наша          
политика - продолжать еще десятки лет показывать эти фильмы. Посмотрите все     
западные каналы - там же этого нет ничего, никогда таких фильмов не             
показывают. Пожалуйста, есть кассеты, пускай любитель купит и смотрит эти       
кассеты. Но мы - по всем каналам ежедневно, по всем!                            
                                                                                
Уважаемый депутат Комиссаров, вот вы здесь как бы в двух лицах, вы также        
имеете какие-то передачи, показываете фильмы. Это плохо, Борис Вячеславович,    
когда депутат выступает в двух лицах. Мы должны быть только на стороне          
избирателей, а он помимо своей профессиональной деятельности одновременно       
имеет свою продукцию на телевидении. Я не говорю, что его фильмы                
пропагандируют насилие, но у него корпоративные интересы: ему трудно            
выступать против телевизионных каналов, ибо он там работает. Вот почему не      
допускается никакая другая работа депутата, он должен заниматься только         
своими избирателями, и мы разрешаем только творческую деятельность,             
преподавание. У нас нет такого в законе, чтобы депутат продолжал вести          
какие-то передачи и был связан с какими-то структурами - только лекцию в        
институте, во ВГИКе прочитайте, и всё. Нельзя, чтобы такую позицию занимал      
комитет по всем альтернативным законопроектам. Если сейчас всё отклоним,        
снова вечером люди будут сходить с ума. Поэтому я считаю неправильной позицию   
комитета.                                                                       
                                                                                
Мы с пивом боролись одиннадцать лет, ограничили рекламу, а сейчас вот нам       
Совет Федерации заваливает ограничение продажи. Видите, как пивная мафия        
действует?! И здесь кто-то вносит определенный вклад, в том числе и             
материальный, потому что это доходное дело. Людям нравится всё отрицательное,   
это естественный порок человечества: негатив смотрят, позитив не хотят          
смотреть. Но тогда мы в порочном кругу, у нас будет плохое здоровье, у наших    
граждан. Очень много недостатков у нашего поколения, нас с вами будут           
обвинять в том, что мы одиннадцать лет не хотим ограничить показ хотя бы        
вечером, хотя бы только телефильмов. Пожалуйста, можно всё запретить            
полностью на всех телеканалах в любое время в любой информации. Но мы берем     
чуть-чуть - только телефильмы, потому что в основном они носители такой         
злостной античеловеческой позиции.                                              
                                                                                
Даже если вы сейчас не примете закон, я думаю, что всё равно каждый из нас      
вправе обвинять наше правительство, что оно не хочет принять. Ну пусть          
комитет еще, там группа депутатов не хотят, но почему правительство, которое    
должно помогать населению избавиться от болезней, защищает эти фильмы,          
связанные с насилием? Если бы я выступал против комедий там, не знаю, против    
фильмов, связанных с профессиональными какими-то делами, то ладно, но           
жестокость же никому не нужна, нигде в мире не показывают, только у нас.        
Если, конечно, цель - подготовить население к еще более страшным событиям,      
чтобы людей психологически закалить... Но я думаю, это плохая цель.             
                                                                                
Поэтому я прошу депутатов, несмотря на полупустой зал... Это еще один           
показатель того, что люди не знают, пройдет закон или не пройдет. Мы должны,    
как во всех парламентах, давать точное время прохождения закона, тогда люди     
будут знать. Иначе мы сидим и все волнуемся: полчаса осталось, пройдет          
второй, третий или четвертый законопроект? Я берегу ваше время и прошу вас      
подготовиться к выборам в Государственную Думу. Вы все будете отвечать перед    
избирателями, если не захотите принять закон, ограничивающий насилие,           
жестокость, порнографию. Значит, вы за разврат, за разложение нашего            
общества, за ухудшение здоровья населения.                                      
                                                                                
Я логики тут не вижу никакой. Ну хотя бы принять в первом чтении. Пожалуйста,   
внесем поправки, всё время вставим, а не только с 7 часов вечера до 12 ночи,    
уберем телефильмы, вставим: вообще во всех передачах. Никто не мешает нам       
сделать это во втором чтении, это всё регулируется. Но мы не хотим              
принципиально принять законопроект, значит, кому-то выгодно вот так             
оболванивать наших граждан.                                                     
                                                                                
Последнее, что я хочу сказать. Мы переняли это у Соединенных Штатов Америки,    
там эта индустрия была запущена с одной целью: население там очень, как         
говорится, мучается от ожирения, и один из методов похудания - это волнение     
при просмотре телепередач. Вот такую они индустрию запустили. И некоторое       
время американцы смотрели эти дурацкие фильмы, волновались, но, кроме того      
что они худели, они еще получали инфаркты и инсульты, поэтому что это, как      
говорится, тяжелое испытание для граждан, когда лечат одно заболевание, а       
другие заболевания приобретаются. А мы взяли пример: у них джинсы - и у нас     
джинсы, у них пепси-кола - и у нас пепси-кола, у них разврат - и у нас          
разврат, у них жестокость - и у нас. Они прошли эту стадию, у них уже этого     
ничего нет, у них чисто, ничего этого нет у них ни в обществе, ни на            
телевидении, а нам, как в помойку, всё это сбросили, так сказать. И еще         
вдобавок Совет Федерации говорит: пейте, ребята, пиво где хотите, насмотрелся   
кино, накололся - попей пива. Вот поколение! И правительство, и верхняя         
палата выступают за это - это чудовищно! Если будет отказано в принятии         
данных законов, используйте это в ваших разговорах с избирателями. Я            
закончил.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. На замечание относительно времени рассмотрения   
я отвечаю, что у нас этот законопроект стоит в блоке, который предлагается      
рассмотреть с 16 до 18 часов, мы укладываемся в график.                         
                                                                                
Пункт 20.2. Законодательное Собрание Владимирской области просит рассмотреть    
законопроект без участия своего представителя, поэтому мы содокладчику потом    
дадим слово.                                                                    
                                                                                
Собственно говоря, Валерий Яковлевич, вы проходите на трибуну, потому что по    
пункту 20.3 докладчик Андрей Владимирович Скоч поручил доложить законопроект    
тоже вам. Так, и по пункту 20.4 то же самое, поэтому по всем трем другим        
альтернативным законопроектам мы заслушаем председателя Комитета по             
информационной политике Валерия Яковлевича Комиссарова. Пожалуйста.             
                                                                                
КОМИССАРОВ В. Я., председатель Комитета Государственной Думы по                 
информационной политике, фракция "Единая Россия".                               
                                                                                
Спасибо, уважаемый Борис Вячеславович.                                          
                                                                                
Дорогие коллеги, я просто хочу дать маленькую ремарку. Уважаемый Владимир       
Вольфович, вы же прекрасно знаете, что у меня нет никаких корпоративных         
интересов, а есть только интересы профессиональные и интересы                   
юридико-технические. Поэтому давайте подходить к данной проблеме только с       
точки зрения законотворчества, а не с точки зрения эмоций.                      
                                                                                
И теперь по следующему пункту, по предложению Законодательного Собрания         
Владимирской области, просто вкратце суть. Законодательное Собрание             
Владимирской области просит рассмотреть внесенный ими проект федерального       
закона без участия их представителя. В связи с этим позвольте сказать           
несколько слов об этой законодательной инициативе. Необходимость принятия       
настоящего законопроекта авторы объясняют отсутствием, по их мнению,            
конкретного запрета на использование печатных и электронных средств массовой    
информации в целях распространения информации и передач, содержащих             
пропаганду порнографии, культа насилия и жестокости, а также наличием           
пробелов в уголовном законодательстве в части установления ответственности за   
их использование в упомянутых целях. Это основная цель законопроекта. О         
рекомендациях Комитета по информационной политике по этому законопроекту, как   
и по всем остальным проектам этого блока, я проинформирую ниже, в общем         
выступлении по блоку рассматриваемых альтернативных законопроектов.             
                                                                                
Следующий законопроект, пункт 20.3. Поскольку депутат Скоч Андрей               
Владимирович не смог по уважительной причине доложить свой законопроект         
сегодня на пленарном заседании, он попросил меня представить суть               
предложения, которое им было сделано в его законодательной инициативе.          
Проектом федерального закона, который внес депутат Скоч, предлагается внести    
изменения в статью 4 Закона "О средствах массовой информации", направленные     
на ограничение распространения в средствах массовой информации и в              
кинематографических произведениях сцен жестокости и насилия, для чего           
предлагается запретить с 7 часов утра до 22 часов вечера показывать по          
телевидению сцены убийства и насилия как в новостных передачах, так и в         
художественных и документальных фильмах. Вот суть данного законопроекта. По     
этому пункту всё.                                                               
                                                                                
Далее позвольте коротко представить вам суть предложения, пункт 20.4, которое   
было внесено депутатом Государственной Думы третьего созыва Арефьевым           
Николаем Васильевичем в его законодательной инициативе. Основная идея           
законопроекта, внесенного депутатом Арефьевым, - дать определение понятию       
"пропаганда насилия и жестокости в средствах массовой информации". Это          
понятие используется в действующей редакции Закона Российской Федерации "О      
средствах массовой информации", но требуется, как считает автор, раскрытие      
этого понятия. Именно отсутствие точного определения этого правового понятия,   
по мнению автора, и препятствует реализации на практике законодательного        
запрета на использование средств массовой информации в указанных целях и        
применению к нарушителям соответствующих мер государственного воздействия, в    
частности приостановлению и аннулированию лицензии. Это основа, суть            
законопроекта.                                                                  
                                                                                
Теперь в целом мнение комитета по всему блоку альтернативных законопроектов.    
Все законопроекты рассматриваемого блока посвящены одному и тому же вопросу -   
вопросу о распространении массовой информации, связанной с пропагандой          
порнографии, культа насилия и жестокости. Вместе с тем разные авторы            
предлагают различные механизмы урегулирования порядка распространения такой     
информации, в том числе предлагают различные варианты уточнения действующих в   
этой части положений закона о СМИ. Комитет согласился с мнением Правового       
управления Аппарата Госдумы, которое рекомендует рассматривать все эти          
законопроекты как альтернативные, то есть вместе, единым блоком. Комитет        
согласен, что эта тема важная и надо искать механизмы, которые бы               
урегулировали распространение подобной информации, в том числе, может быть, и   
методами права, но те правовые механизмы, решения, которые предлагают авторы    
в своих инициативах, имеют слишком много изъянов, они не поддержаны             
Правительством Российской Федерации, много замечаний и у нашего Правового       
управления. Так, например, законопроектом, внесенным депутатом Жириновским      
Владимиром Вольфовичем, предлагается запретить демонстрацию телефильмов,        
пропагандирующих культ насилия и жестокости, с 19 до 24 часов ежедневно, а      
также установить, что нарушение этого запрета влечет за собой уголовную,        
административную, дисциплинарную и иную ответственность. Из определения         
программы, которую дает действующий закон о СМИ, - форма распространения        
массовой информации, состоящая из отдельных передач, - следует, что телефильм   
- это всего лишь один из видов передачи. Этим же законом - часть первая         
статьи 4, как я отмечал выше, - уже установлен запрет на распространение        
передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.              
Подчеркиваю: в статье 4 уже установлен запрет на распространение подобных       
передач. Таким образом, запрет, который предлагается ввести данным              
законопроектом, уже существует в действующем законодательстве Российской        
Федерации. Кроме этого, нынешний закон о СМИ, 95-го года, устанавливает         
запрет вне зависимости от времени распространения таких передач, а              
законопроект Владимира Вольфовича сужает область запрета до временного          
отрезка с 19 до 24 часов, то есть если будет принят закон в той редакции,       
которую предлагает уважаемый Владимир Вольфович, то получится, что в любое      
время с 0 часов до 19 часов демонстрация фильмов, где есть пропаганда           
порнографии, культа насилия и жестокости, разрешается. На наш взгляд, это       
было бы абсолютно неверным. На эти и другие положения законопроекта, с          
которыми нельзя согласиться, обращается внимание в некоторых отзывах на         
законопроект, в том числе и в отзыве Правительства Российской Федерации, и в    
заключении Правового управления. Правительство Российской Федерации не          
поддерживает принятие законопроекта.                                            
                                                                                
В целом соглашусь с мнением Законодательного Собрания Владимирской области (я   
уже комментирую пункт 20.2) о необходимости ограничить показ по телевидению     
сцен насилия и жестокости, но одной замены слов "не допускается", которые       
есть в действующей редакции закона о СМИ, на слово "запрещается", как           
предлагает Законодательное Собрание Владимирской области, явно мало. Это        
дублирует суть существующей нормы. Плюс к этому в предлагаемой редакции опять   
появляется новый термин - "электронные средства массовой информации". Этот      
термин не известен законодательству о СМИ, и правоприменение этого положения    
будет крайне затруднительным. Что касается уголовной ответственности за         
распространение информации, содержащей пропаганду порнографии, культа насилия   
и жестокости, которую предлагается ввести законопроектом, то уголовная          
ответственность за распространение порнографических материалов уже              
предусмотрена в действующем Уголовном кодексе. Что касается ответственности     
за пропаганду, Правительство Российской Федерации точно подмечает, что этот     
термин авторами не раскрыт, в силу чего и невозможно говорить о введении        
каких-либо санкций за деяния, которые не могут быть точно квалифицированы.      
Отрицательное заключение на данную законодательную инициативу дал и Комитет     
по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству,   
соисполнитель по данному законопроекту.                                         
                                                                                
Следующий - пункт 20.3, законопроект, внесенный депутатом Скочем Андреем        
Владимировичем. Предлагается решить проблему избыточного показа сцен насилия    
и жестокости через детализацию уже существующего положения действующего         
закона о СМИ как в части времени показа - предлагается установить запрет на     
показ с 7 часов утра до 22 часов вечера, - так и в части состава запрещаемой    
к показу информации. Причем предлагается запретить показ, например, в           
телевизионных фильмах и кинофильмах трупов людей, сцен убийств, нанесения       
побоев. Ясно, что под такой запрет подпадут не только многие произведения       
детективного жанра, но и фильмы, поставленные по классическим произведениям,    
в том числе и русских писателей. Я просто приведу один пример. Подчеркиваю,     
написано: "запрещается показ трупов людей, сцен убийств, нанесения побоев".     
Давайте вспомним классический фильм "Веселые ребята", мы помним прекрасно эту   
шикарную драку, которая там есть, значит, получается, под действие этого        
закона подпадает вся классика. Я уже не говорю о фильме "Три мушкетера" и так   
далее. Опять мы вынуждены повторять, что законом о СМИ уже установлен запрет    
на распространение передач, пропагандирующих культ насилия и жестокости,        
причем без ограничения временного промежутка.                                   
                                                                                
Озабоченность Андрея Владимировича, как, впрочем, и всех, кто внес иные         
законопроекты, понятна, но урегулировать вопрос распространения нежелательной   
информации можно и в рамках действующего законодательства о средствах           
массовой информации. Вопрос в исполнении положений закона.                      
                                                                                
И наконец, законопроект, внесенный депутатом Государственной Думы третьего      
созыва Арефьевым Николаем Васильевичем, предлагает дать определение понятию     
пропаганды насилия и жестокости, используемому в действующей редакции Закона    
"О средствах массовой информации". Но при определении этого понятия в           
законопроекте опять используются новые термины, определение которых, в свою     
очередь, не дается. Вводятся новые формы СМИ, такие, как художественный         
фильм, документальный фильм, печатное средство массовой информации. Таким       
образом, и новое понятие остается неопределенным.                               
                                                                                
Отзыв Правительства Российской Федерации на законопроект отрицательный.         
Серьезные замечания по законопроекту дают и юристы Правового управления         
Аппарата Государственной Думы.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, Комитет по информационной политике, рассмотрев все           
законопроекты этого блока, все четыре, внимательно выслушав авторов и           
ознакомившись с представленными заключениями, не счел возможным поддержать ни   
одну из этих инициатив и рекомендует все пять законопроектов блока к            
отклонению. Прошу вас, уважаемые коллеги, поддержать решение комитета.          
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Во-первых, четыре законопроекта, а не пять.               
                                                                                
КОМИССАРОВ В. Я. Четыре.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Какие будут вопросы? Пожалуйста, Слиска Любовь Константиновна.                  
                                                                                
СЛИСКА Л. К. Уважаемый Валерий Яковлевич, действительно, проблема эта давно     
стоит, насилие и обучение молодежи, как нужно поступать с теми, кто слаб и у    
кого можно отнять, у нас идет с экранов телевизоров круглосуточно. Как вы       
сами считаете, почему все четыре законопроекта мы отклоняем? Есть ли надежда    
на то, что законопроект, который ограничит в средствах массовой информации      
показ сцен насилия, убийств и прочего, будет внесен в ближайшее время в         
Государственную Думу, как и поправка в закон о СМИ? И какой, на ваш взгляд,     
закон из этих трех мог бы претендовать хотя бы на малейшее ваше снисхождение    
и на то, чтобы быть принятым?                                                   
                                                                                
И вопрос к правительству. Я хотела бы, чтобы Андрей Викторович Логинов тоже     
сказал, есть ли такая инициатива в правительстве и как скоро мы можем ее        
дождаться, поправки в закон о СМИ о запрещении показа сцен насилия.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Валерий Яковлевич, вы сначала.                
                                                                                
КОМИССАРОВ В. Я. Да, я, с вашего позволения, хочу просто привести текст ныне    
действующего закона о СМИ. Статья 4: запрещается распространение передач,       
пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости. Что касается          
порнографии. Уголовный кодекс предусматривает наказание за порнографию в виде   
лишения свободы на срок до двух лет, и если там будут изображения               
несовершеннолетних - до шести лет. Это ныне существующее законодательство.      
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
КОМИССАРОВ В. Я. Я готов подготовить такую статистику, но хочу сказать,         
что... Безусловно, абсолютно разделяю, комитет абсолютно разделяет вашу         
позицию, Любовь Константиновна, но это такая тонкая сфера, которая, если        
мы... (Шум в зале.) Минуточку! Если мы рассмотрим всю классику, которая         
существует, - весь Достоевский, любое произведение Шекспира, это, к             
сожалению... (Шум в зале.) Друзья мои, к сожалению, любое произведение          
классического жанра - Островского или, как я уже говорил, Шекспира (давайте     
вспомним любое: "Гамлет", "Король Лир") предполагает сцены насилия. Давайте     
посмотрим просто-напросто фильм "Ирония судьбы, или С легким паром", вы         
помните, там побои: Ипполит выкручивает герою Мягкова руки. Если принимать с    
таким прямолинейным подходом, когда говорится о том, чтобы просто запретить     
показ любого вида насилия, то под это просто подпадет всё, поэтому требуются    
такие формулировки, которые нельзя будет оспорить. Вот позиция. (Шум в зале.)   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые депутаты, мы сейчас вопросы задаем, и был задан вопрос Логинову       
Андрею Викторовичу.                                                             
                                                                                
Пожалуйста, Андрей Викторович.                                                  
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В. Уважаемые коллеги, действительно, если мы внимательно прочитаем   
первый абзац статьи 4, мы увидим, что все те нормы, которые предлагают          
регулировать авторы рассматриваемых законопроектов, уже отрегулированы в        
формулировке, что не допускается использование средств массовой информации      
для распространения передач (как вы понимаете, в понятие "передачи" входят      
все телефильмы, шоу и так далее - всё, включая даже мультфильмы),               
пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости. В случае нарушения    
этой нормы действуют санкции, предусмотренные главой VII Закона "О средствах    
массовой информации", в частности, к этим санкциям относятся предписания,       
которые получает орган средства массовой информации, приостановление действия   
лицензии или уголовное наказание. Всё зависит от тяжести.                       
                                                                                
Проблема заключается в том, что действительно нельзя привести никакой           
статистики, когда на основании распространения этих передач были бы закрыты     
конкретные средства массовой информации. В первую очередь это обусловлено       
тем, что невозможно в суде доказать этот факт. Невозможность доказать в суде    
этот факт вызвана тем, что до сих пор законодательно не урегулировано, не       
установлено, как это ни забавно и ни смешно выглядит, само понятие              
"порнография". Был закон, принятый Государственной Думой, принятый Советом      
Федерации, пять лет назад он был отклонен президентом, но до сих пор он не      
доработан, это закон об ограничениях оборота продукции сексуального             
характера, в нем как раз очень четко прописывались данные понятия. Сегодня      
эти понятия не прописаны, и поэтому действия не могут наступить в силу того,    
что любое из этих действий будет немедленно оспорено в суде, и суд не сможет    
принять адекватного решения.                                                    
                                                                                
Любая правка этого абзаца в статье 4 закона о СМИ, на мой взгляд, не приведет   
ни к чему новому, потому что она, по сути, повторит другими словами уже         
имеющийся здесь смысл. Что касается новой редакции закона о СМИ,                
правительство на данный момент не видит необходимости его кардинальной          
переработки. Мы считаем, что безусловно, надо усиливать ответственность СМИ     
за нарушение действующих статей и более четко должны быть даны определения      
тех преступлений, за которые мы хотим ввести наказания.                         
                                                                                
Вот такая непростая ситуация сегодня сложилась вокруг данной темы, данных       
норм, которые предлагают регулировать авторы законодательных инициатив.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, вопросы. Никитин Владимир Петрович, пожалуйста.                     
                                                                                
НИКИТИН В. П. Спасибо, Борис Вячеславович.                                      
                                                                                
У меня вопросы к депутату Комиссарову и к представителю правительства.          
Выезжали ли они когда-нибудь за пределы Российской Федерации, на территорию     
стран Евросоюза или, допустим, в Соединенные Штаты Америки? Приходилось ли им   
там смотреть когда-нибудь телевизионные передачи (имеются в виду                
общедоступные каналы, а не какие-то кабельные) и видят ли они какую-то          
разницу между тем, что демонстрируется у нас, и тем, что у них? В чем разница   
в таком случае - в регулировании? И способны ли они предложить подобного рода   
механизмы?                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Валерий Яковлевич.                            
                                                                                
КОМИССАРОВ В. Я. Вы знаете, безусловно, я смотрел, и это является объектом      
моей профессиональной деятельности. Но вы поймите: произведение искусства -     
это такая тонкая сфера, где очень сложно провести грань. Пожалуйста, великий    
фильм Ромма "Обыкновенный фашизм" - там только трупы, там только                
концентрационный лагерь. По телевидению, безусловно, показывается... Если       
происходит террористический акт, то это показывается. Но я согласен с вами. И   
что касается моей личной гражданской позиции. Безусловно, нужно ввести          
какое-то ограничение, для того чтобы не зомбировать людей подобными вещами. И   
депутат Скоч предлагает это.                                                    
                                                                                
Я, например, в глубине души даже согласен с отдельными положениями данного      
законопроекта. Если депутаты не сочтут нужным прислушаться к мнению комитета,   
то это будет абсолютно нормальным вариантом, потому что это и есть              
законодательный процесс.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. И был вопрос к Андрею Викторовичу, да или нет, Владимир   
Петрович?                                                                       
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В. Насчет выезда и невыезда на территорию Евросоюза. Я думаю, это    
к делу не относится. Мы смотрим на наших каналах такие американские сериалы,    
как "Секс в большом городе" и другие. Ну как к ним относиться? Вы их относите   
к пропаганде порнографии?                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Локоть Анатолий Евгеньевич.                   
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Валерий Яковлевич, на мой взгляд, вы не ответили на вопрос         
Любови Константиновны. Я еще раз его повторю, по-своему. Все-таки как вы        
считаете, возможны ли формулировки юридические, вообще говоря, с тем чтобы      
принять законодательство о запрещении показа по телевидению вот этого           
насилия, чтобы разделить, как вы говорите, нашу классику, Утесова с его         
кинофильмом замечательным, и то, что сегодня наш телезритель потребляет с       
телеэкранов? Ответьте, пожалуйста, почетче, потому что речь идет сегодня о      
вашем профессионализме, только теперь о профессионализме депутата,              
председателя комитета, занимающегося этой сферой.                               
                                                                                
КОМИССАРОВ В. Я. Уважаемый Анатолий Евгеньевич, отвечаю кратко, двумя           
словами: возможно и необходимо.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Головатюк Андрей Михайлович, пожалуйста.                  
                                                                                
ГОЛОВАТЮК А. М. Валерий Яковлевич, вы немножко противоречите сами себе. 6       
сентября на заседании рабочей группы по совершенствованию законодательства по   
противодействию терроризму вы нам давали определение, что такое                 
информационный терроризм. И там (вы нам долго читали) тоже звучало:             
демонстрация фильмов, пропагандирующих культ жестокости и насилия. Вы нам       
тогда сказали, что в Государственной Думе на рассмотрении находится ряд         
законопроектов, которые подпадают под это дело, поэтому мы вносить сейчас       
ничего не будем, а когда мы будем рассматривать эти законопроекты, мы под       
информационный терроризм это всё подведем. Сейчас вы нам все четыре             
законопроекта предлагаете отклонить. Как понимать вот эту вашу позицию?         
                                                                                
КОМИССАРОВ В. Я. Я только цитирую позицию комитета. Точка зрения палаты может   
быть и другой, я еще раз подчеркиваю, по отдельным положениям. Самое главное,   
что сама тема очень актуальна, и нужно обязательно принимать какое-то           
решение. Другое дело, что так филигранно должны быть продуманы формулировки,    
чтобы мы не ввели цензуру. Хотя, например, депутат Скоч очень здравые           
предлагает вещи, но они нуждаются в доработке, может быть, во втором чтении,    
я согласен с вами. Поэтому вашу озабоченность я абсолютно разделяю, и мнение    
сейчас должна высказать палата по этому вопросу. Свое мнение я высказал.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Ближина Любовь Фёдоровна.                    
                                                                                
БЛИЖИНА Л. Ф., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Валерий Яковлевич, вы действительно не ответили (меня немного опередили         
депутаты) Любови Константиновне, конкретно не ответили. Я, например, ничего     
не поняла. Это вообще несерьезно. Но в регионах бесконечно затрагивают этот     
вопрос. На прием приходит избиратель и спрашивает: "Уважаемые депутаты, когда   
вы решите вот это безобразие убрать с телевидения? Потому что действительно     
дети, бабушки, наши же родители старые и прочее... Неужели даже этот вопрос     
вы не можете решить?" Нам стыдно смотреть нашему избирателю в глаза.            
                                                                                
КОМИССАРОВ В. Я. Уважаемая Любовь Фёдоровна, я несколько раз повторил свою      
позицию, сказал, что абсолютно необходимо принимать, всё дело в                 
формулировках. Если просто подходить по принципу "запретить все сцены насилия   
и жестокости", то под этот запрет подпадут все фильмы о войне, как              
пропагандирующие насилие и жестокость. Все!                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, есть предложение ограничиться         
заданными вопросами, а при необходимости дать возможность выступить. Но если    
опять будут выступать все, то, наверное, это тоже неправильно. Если есть        
необходимость выступить от фракций... Либо приступим к голосованию. У нас       
четыре альтернативных законопроекта. (Шум в зале.)                              
                                                                                
По мотивам, пожалуйста, Слиска Любовь Константиновна. В течение минуты.         
                                                                                
СЛИСКА Л. К. Спасибо.                                                           
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемый Валерий Яковлевич! Действительно,       
тема очень животрепещущая, мы не можем от нее так вот отказаться, тем более     
что Валерий Яковлевич уже высказал свои симпатии к законопроекту,               
предложенному Андреем Владимировичем Скочем. Я думаю, что он действительно      
подвергся наименьшей критике со стороны комитета, и предлагаю вам без           
выступлений, без траты времени, проголосовать за принятие данного               
законопроекта в первом чтении. Все замечания по доработке мы поручим            
рассмотреть комитету, и вашими поправками мы улучшим его ко второму чтению. Я   
думаю, что он наиболее подходящий по своей тематике. И прошу вас сейчас не      
записываться на выступления, а перейти к голосованию.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть депутаты, которые настаивают на выступлении? Есть.   
Пожалуйста. Тоже по мотивам - Кондратенко Николай Игнатович. Потом Никитин.     
                                                                                
КОНДРАТЕНКО Н. И. Уважаемый Валерий Яковлевич, я о вас был лучшего мнения. Я    
не удовлетворен. Я считаю, что вам надо уходить с должности председателя        
комитета, ибо не имеет права руководитель...                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Игнатович, давайте все-таки по теме...            
                                                                                
КОНДРАТЕНКО Н. И. Я по теме.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это заявление, которое нужно делать в пятницу с 17        
часов.                                                                          
                                                                                
КОНДРАТЕНКО Н. И. Я как родитель, я как дед уже... Мне стыдно за такое          
телевидение. Я понимаю: у меня "воруют" детей и внуков. Делается это            
умышленно. В Италии Папа Римский сказал "нет" - и никто не смеет порнуху,       
грязь и насилие показывать. Так и в других цивилизованных странах. А нам        
здесь лапшу на уши вешают и комитет, и представитель президента, что всё это    
вроде демократично.                                                             
                                                                                
Я задаю вопрос: кто избирал так называемое телевидение, что оно из себя         
представляет, конкретно эти люди? Я вот вижу: передо мной Слиска и Грызлов -    
это доверенные люди, их избрал народ, их избирали мы. И даже если наши          
позиции не совпадают, мое почтение им. А кто избирал тех? Там русских нет по    
национальности, так сказать, по происхождению. Кто им доверил судьбы наших      
детей? Почему я, депутат, должен видеть это и терпеть всю эту пошлость, всю     
эту грязь? Я хочу сказать, если... (Микрофон отключен.)                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всё, время закончилось. Спасибо.                          
                                                                                
Никитин Владимир Петрович, пожалуйста, от фракции "Родина".                     
                                                                                
НИКИТИН В. П. Спасибо.                                                          
                                                                                
Вы знаете, складывается впечатление, что наш Комитет по информационной          
политике и представитель правительства не разбираются в элементарных вещах,     
которые понятны любому нашему избирателю, понятны и ребенку, и пожилому         
человеку. Иногда их выступления выглядят форменным издевательством по           
отношению к депутатам, например, когда они нам говорят, что такая норма уже     
прописана в Законе "О средствах массовой информации" или что это уже есть в     
Уголовном кодексе. Да какая нам разница, что там прописано, если ничего не      
работает на практике! Вы сами это признаёте. Если с экранов льются грязь,       
пошлость, жестокость и кровь, надо же принимать какие-то меры. Причем это не    
проблема квадратуры круга, когда нужно найти какое-то принципиально новое       
решение. Уже весь цивилизованный мир смотрит другое телевидение, только         
извращенцы там по кабельным каналам смотрят нечто свое, а у нас это всё         
хлынуло на население. Если комитет не может решить эту проблему, пусть тогда    
его руководство уходит, как полностью профессионально несостоятельное. Если     
нельзя изощренными юридическими формулировками отрегулировать эту тонкую        
материю, - никто не говорит о классике и тому подобном, вы не передергивайте,   
бога ради, - значит, нужны другие механизмы. Пусть профессиональное             
сообщество регулирует, потому что наш представитель правительства не знает,     
когда голое тело, когда оно одетое и когда порнография, а когда это приличное   
действо. Надо прекращать безобразие, которое происходит.                        
                                                                                
Я согласен с тем, что сказала Любовь Константиновна. Конечно, хоть один закон   
надо принять. Если поймем, что его нельзя доработать, тогда выйдем на           
принципиально иное решение, иначе позор всей Государственной Думе вместе с      
нашим профильным комитетом! Спасибо.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Малышкин Олег Александрович, пожалуйста, от ЛДПР. По мотивам.                   
                                                                                
МАЛЫШКИН О. А. Мы согласны с предложением Любови Константиновны, давайте в      
первом чтении примем, а комитет уже доработает и градацию сделает - где там     
веселые ребята, а где человека съели. Думаю, это нормально будет.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно, конкретное выступление. Спасибо.                 
                                                                                
Приступаем к голосованию. Оно рейтинговое, прошу обратить внимание. Мы будем    
голосовать по четырем проектам, а потом уже посмотрим результаты голосования.   
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона в соответствии с пунктом     
20.1. Кто за? Прошу голосовать.                                                 
                                                                                
Включите режим голосования. (Идет голосование.) Спасибо.                        
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона в соответствии с пунктом     
20.2. Кто за? Прошу голосовать.                                                 
                                                                                
Включите режим голосования. (Идет голосование.) Спасибо.                        
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона в соответствии с пунктом     
20.3. Кто за? Прошу голосовать.                                                 
                                                                                
Включите режим голосования. (Идет голосование.) Спасибо.                        
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона в соответствии с пунктом     
20.4. Кто за? Прошу голосовать.                                                 
                                                                                
Включите режим голосования. (Идет голосование.) Спасибо.                        
                                                                                
Покажите результаты голосования по пункту 20.1.                                 
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 06 мин. 20 сек.)                 
Проголосовало за              124 чел.27,6%                                     
Проголосовало против           32 чел.7,1%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    156 чел.                                          
Не голосовало                 294 чел.65,3%                                     
                                                                                
124 - за.                                                                       
                                                                                
По пункту 20.2.                                                                 
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 06 мин. 50 сек.)                 
Проголосовало за              123 чел.27,3%                                     
Проголосовало против           17 чел.3,8%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    140 чел.                                          
Не голосовало                 310 чел.68,9%                                     
                                                                                
123 - за.                                                                       
                                                                                
По пункту 20.3.                                                                 
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 07 мин. 20 сек.)                 
Проголосовало за              420 чел.93,3%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    420 чел.                                          
Не голосовало                  30 чел.6,7%                                      
                                                                                
420.                                                                            
                                                                                
По пункту 20.4.                                                                 
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 07 мин. 48 сек.)                 
Проголосовало за              120 чел.26,7%                                     
Проголосовало против           16 чел.3,6%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    136 чел.                                          
Не голосовало                 314 чел.69,8%                                     
                                                                                
120.                                                                            
                                                                                
Таким образом, считается принятым в первом чтении проект федерального закона    
под пунктом 20.3 повестки дня. Переголосования не требуется, потому что         
законопроект при рейтинговом голосовании набрал больше половины необходимых     
голосов.                                                                        
                                                                                
По ведению - Кузнецов Виктор Егорович, пожалуйста.                              
                                                                                
Кузнецов В. Е. Буквально одну секунду, что называется.                          
                                                                                
Судя по выступлению председателя комитета, он не готов работать над этим        
законопроектом, и у меня большое опасение, что комитет ко второму чтению        
ничего не подготовит либо всё будет сделано так, что законопроект просто        
будет снят с рассмотрения. У меня предложение: сформировать рабочую группу из   
состава депутатов по предложениям фракций и работать дальше над этим            
законопроектом.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Егорович, во-первых, я дам поручение заместителю   
председателя, который курирует этот комитет, это Чилингаров Артур Николаевич,   
а потом мы уже на Совете Госдумы можем обсудить эти вопросы и дальше            
принимать решение.