Заседание № 53

20.10.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона № 195387-3 "О государственном регулировании цен (тарифов) на товары (услуги) естественных монополий" (принят в первом чтении 9 октября 2002 года).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 444 по 448 из 6327
ЗУБОВ В. М., фракция "Единая Россия".                                           
                                                                                
Я предлагаю перенести рассмотрение вопроса 8 на одну неделю и готов дать        
обоснование при обсуждении.                                                     
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 700 по 785 из 6327
Предложение Зубова Валерия Михайловича: перенести рассмотрение восьмого         
вопроса на неделю. Это проект федерального закона "О государственном            
регулировании цен (тарифов) на товары (услуги) естественных монополий",         
докладчик - Сентюрин.                                                           
                                                                                
Язев Валерий Афонасьевич, председатель профильного комитета. Пожалуйста.        
                                                                                
ЯЗЕВ В. А., председатель Комитета Государственной Думы по энергетике,           
транспорту и связи, фракция "Единая Россия".                                    
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Мы в весеннюю сессию уже       
переносили рассмотрение этого законопроекта по просьбе депутата Зубова. За      
это время ни комитет, ни правительство, ни наше Правовое управление позицию     
не поменяли: законопроект противоречит Конституции Российской Федерации,        
закону "О естественных монополиях". Мы предлагаем не переносить, а              
рассмотреть его сегодня и отклонить. Спасибо.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, конечно.                                              
                                                                                
Зубову Валерию Михайловичу включите микрофон.                                   
                                                                                
ЗУБОВ В. М. Действительно, в весеннюю сессию перенесли рассмотрение этого       
вопроса на осень. Что за это время произошло? С Правовым управлением я лично    
в рабочем порядке устранил те недостатки, которые были предъявлены с            
юридической точки зрения. После этого совместная рабочая группа Министерства    
экономического развития и торговли и Федеральной антимонопольной службы с       
учетом этих юридических исправлений отработала текст законопроекта и должна     
вынести его на рассмотрение Комиссии Правительства Российской Федерации по      
законопроектной деятельности.                                                   
                                                                                
Уже примерно месяц, как этот отработанный текст готов. Почему происходит        
задержка, я думаю, мы сможем узнать сегодня, когда при втором чтении бюджета    
будут присутствовать и заместитель председателя правительства, и министр        
экономики, и руководитель федеральной службы. Я думаю, что в течение недели,    
если бы мы им дали такой срок, они смогли бы это всё сделать юридически         
правильно. По существу же правительство, несмотря на то что формально           
возражало против принятия этого закона - и вы в этом убедились при              
рассмотрении бюджета в первом чтении, - выполняет уже этот закон: доклад о      
бюджете уже начинается с того, какие тарифы правительство утверждает на         
следующий год. Поэтому лишь надо придать этому юридическую форму. За неделю     
вряд ли что-то серьезно изменится, прошу перенести всего на одну неделю.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Викторович Логинов, пожалуйста.                    
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в   
Государственной Думе.                                                           
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Мы этот вопрос рассматривали   
неоднократно, и я в очередной раз повторяю, говоря о позиции правительства:     
на всех этапах рассмотрения данного законопроекта мы давали отрицательный       
отзыв, отрицательное заключение. Точно такую же позицию, отрицательную,         
высказывало ГПУ Президента Российской Федерации в своих заключениях на данный   
законопроект. Сейчас действительно ведется работа по совершенствованию норм     
законодательства в данной сфере и предложения (только на стадии                 
первоначальной, первичной проработки) находятся в Министерстве экономического   
развития и торговли и Федеральной антимонопольной службе. Соответствующую       
информацию, письмо, мы от них получили. Нам кажется, что законодателям          
правильнее поступить в этой ситуации следующим образом: отклонить данный        
законопроект, потому что, на мой взгляд и на взгляд правительственной           
комиссии по законопроектной деятельности, он не подлежит переписыванию, и       
внести заново новый проект закона.                                              
                                                                                
Мы приглашаем депутатов, уважаемого коллегу Зубова и других членов комитета,    
к работе над этим законопроектом в рабочей группе, которую мы по согласованию   
создадим при вышеупомянутых министерстве и службе, а данный законопроект        
предлагаем сегодня рассмотреть и отклонить.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Позиции заслушаны. Ставится на голосование предложение депутата Зубова о        
переносе рассмотрения законопроекта под пунктом 8. Кто за? Прошу голосовать.    
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 23 мин. 21 сек.)                 
Проголосовало за               68 чел.15,1%                                     
Проголосовало против           61 чел.13,6%                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    129 чел.                                          
Не голосовало                 321 чел.71,3%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.                                                                 
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4052 по 4147 из 6327
Коллеги, пункт 8, проект федерального закона "О государственном регулировании   
цен (тарифов) на товары (услуги) естественных монополий". Доклад заместителя    
председателя Комитета по энергетике, транспорту и связи Юрия Петровича          
Сентюрина. Пожалуйста, Юрий Петрович.                                           
                                                                                
СЕНТЮРИН Ю. П., фракция "Родина".                                               
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Вашему вниманию             
предлагается проект федерального закона "О государственном регулировании цен    
(тарифов) на товары (услуги) естественных монополий". Думаю, что тот обмен      
мнениями, который состоялся при обсуждении повестки дня сегодняшнего            
заседания, в определенном смысле избавляет меня от необходимости в излишней     
детализации по тексту этого законопроекта.                                      
                                                                                
В октябре 2002 года законопроект, предлагаемый вашему вниманию, был принят в    
первом чтении. На тот момент на законопроект существовали отрицательные         
заключения Правительства Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда,       
Правового управления Аппарата Госдумы, профильного комитета, который,           
безусловно, проект закона оценил и проработал. Несмотря на это, законопроект    
был принят в первом чтении.                                                     
                                                                                
Предмет регулирования проекта закона - это организационные, правовые и          
экономические основы государственного регулирования субъектов естественных      
монополий, перечень которых приведен в базовом Федеральном законе "О            
естественных монополиях", поэтому перечислять эти позиции, эти направления не   
буду.                                                                           
                                                                                
Что касается названных основ государственного регулирования, речь идет о        
принципах государственного регулирования, включая такую принципиальную          
позицию, как жесткая взаимосвязь процесса государственного регулирования с      
бюджетным процессом, а также научно-методические основы такого регулирования,   
органы, выполняющие регулирующую функцию, и вопросы контроля.                   
                                                                                
По названным направлениям законопроект входит в концептуальное противоречие с   
Конституцией (со статьями 71, 77, 78 и 112), Федеральным конституционным        
законом "О Правительстве Российской Федерации", если вести речь о предметах     
ведения, Федеральным законом "О естественных монополиях" и Федеральным          
законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую    
энергию в Российской Федерации".                                                
                                                                                
Работа, которая была проведена над законопроектом в порядке подготовки его ко   
второму чтению в части рассмотрения внесенных в установленные Регламентом       
сроки поправок, не привела к тому, чтобы данный законопроект устранил           
существенные, концептуальные противоречия, перечисленные мною. На сегодняшний   
день комитет в своем заключении фиксирует, что эти концептуальные               
противоречия сохраняются, и в силу этого данный законопроект не может быть      
рассмотрен в режиме второго чтения, а переписыванию не подлежит.                
                                                                                
С учетом той позиции, которая прозвучала, повторюсь, уже в процессе             
обсуждения повестки дня, а именно о начале работы Правительства России по       
подготовке нового текста законопроекта, учитывающего все вопросы,               
содержащиеся в концепции этого проекта, а также с учетом приглашения            
депутатов Государственной Думы войти в состав соответствующей рабочей группы    
по подготовке нового текста, опираясь на часть девятую статьи 121 Регламента    
Госдумы, комитет рекомендует отклонить данный законопроект.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы к докладчику? Нет вопросов.      
Кто хотел бы выступить по процедуре отклонения данного законопроекта?           
Представитель правительства, представитель президента? Не хотели бы. Зубов      
Валерий Михайлович, пожалуйста.                                                 
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон депутату Зубову.                                  
                                                                                
А Юрия Петровича я тогда прошу присесть.                                        
                                                                                
ЗУБОВ В. М. Я хочу повторить, что закон, вообще-то, начал функционировать, по   
счастью, правительство уже поступает так, как будто закон работает и, более     
того, на практике показал свою исключительную эффективность, хотя с принятием   
закона можно было бы работать и более эффективно. Мы потеряли, на мой взгляд,   
года два, когда могли бы более точно регулировать естественные монополии        
через тарифы и тем самым и сдерживать инфляцию, и дать возможность более        
эффективно работать тому пакету законов по доступному жилью, который мы         
принимаем. Это всё взаимосвязано, в том числе и со Стабилизационным фондом.     
Но раз уж принимается решение, что у нас не хватает времени и смекалки, чтобы   
подправить законопроект между первым и вторым чтениями, я одно могу сказать:    
я приложу усилия к тому, чтобы повторить попытку, сделать ее более успешной и   
принять все-таки закон на эту тему.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Михайлович.                              
                                                                                
Коллеги, переходим к голосованию. Кто за то, чтобы принять постановление об     
отклонении законопроекта, доложенного депутатом Сентюриным, в первом чтении?    
Прошу проголосовать.                                                            
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 06 мин. 36 сек.)                 
Проголосовало за              346 чел.76,9%                                     
Проголосовало против           33 чел.7,3%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    379 чел.                                          
Не голосовало                  71 чел.15,8%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято, законопроект отклоняется.                                              
                                                                                

Заседание № 41

09.07.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона № 195387-3 "О государственном регулировании цен (тарифов) на товары (услуги) естественных монополий" (принят в первом чтении 9 октября 2002 года).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 845 по 863 из 7278
ГУДКОВ Г. В., фракция "Единая Россия".                                          
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Я прошу рассмотреть вопрос о   
снятии пункта 14, это закон "О государственном регулировании цен (тарифов) на   
товары (услуги) естественных монополий", перенесении его рассмотрения на        
более поздний срок. Дело в том, что внесены поправки, которые практически       
снимают все возражения и профильного комитета, и правительства. Это             
во-первых.                                                                      
                                                                                
Во-вторых, закон столь важен, что обсуждать его сейчас, после внесения          
поправок Зубовым, без глубокого ознакомления, без поиска компромисса, я         
считаю, просто смерти подобно для парламента. На мой взгляд, раз полтора года   
уже прошло между первым и вторым чтениями, давайте добавим один месяц и         
рассмотрим 30-го или 31-го, когда будем заседать.                               
                                                                                
Очень важный вопрос, Борис Вячеславович, я прошу поставить на голосование и     
прошу депутатов-коллег поддержать предложение отложить рассмотрение этого       
вопроса.                                                                        
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 897 по 903 из 7278
ЗУБОВ В. М., фракция "Единая Россия".                                           
                                                                                
Я прошу также перенести пункт 14, но не на месяц, а достаточно до 30 июля. Те   
поправки, которые я готов защищать, розданы в зале, точно так же, как роздан    
и текст закона, как он будет выглядеть, если поправки будут приняты.            
Дополнительную аргументацию приведу при обсуждении этого пункта.                
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1280 по 1315 из 7278
Предложение депутата Гудкова Геннадия Владимировича - перенести рассмотрение    
пункта 14 на 31 июля. Есть ли другие мнения?                                    
                                                                                
Язев Валерий Афонасьевич.                                                       
                                                                                
ЯЗЕВ В. А., председатель Комитета Государственной Думы по энергетике,           
транспорту и связи, фракция "Единая Россия".                                    
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Этот законопроект              
детальнейшим образом рассмотрен комитетом. Получены отрицательные заключения    
президента, Правового управления, правительства. Это закон трехлетней           
давности, он после принятия законов по электроэнергетике концептуально не       
может быть доработан, его нужно отклонять. Никакого смысла в переносе           
рассмотрения этого вопроса нет.                                                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть предложение отложить рассмотрение данного закона     
до 31-го. Он у нас был принят в первом чтении в октябре 2002 года, думаю, что   
можно еще подождать двадцать дней. Надо проголосовать нам по этому вопросу,     
за перенос на 31-е.                                                             
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 35 мин. 08 сек.)                 
Проголосовало за              357 чел.79,3%                                     
Проголосовало против            3 чел.0,7%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    361 чел.                                          
Не голосовало                  89 чел.19,8%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                

Заседание № 190

09.10.2002
Вопрос:

О проекте федерального закона № 195387-3 "О государственном регулировании цен (тарифов) на товары (услуги) естественных монополий".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 268 по 274 из 6696
Депутат Денисов, пожалуйста.                                                    
                                                                                
ДЕНИСОВ Н. Г., Агропромышленная депутатская группа.                             
                                                                                
Уважаемые депутаты, у меня аналогичное предложение: снять с повестки дня        
пункты 4, 5, 6, 7. Обоснование потом.                                           
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 690 по 709 из 6696
И депутат Денисов также просил снять из порядка работы пункт 7, обоснование     
депутат Денисов дал. Есть ли точки зрения иные?                                 
                                                                                
Кто за то, чтобы поддержать предложение депутата Денисова об исключении из      
порядка работы пункта 7? Прошу определиться голосованием.                       
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 24 мин. 04 сек.)                 
Проголосовало за               75 чел.             16,7%                        
Проголосовало против           74 чел.             16,4%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    150 чел.                                          
Не голосовало                 300 чел.             66,7%                        
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Остается в повестке дня.                                                        
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1255 по 1271 из 6696
Депутат Зубов предложил пункт 7 рассмотреть после пункта 3. Уважаемые           
депутаты, есть ли возражения? Нет. Кто за это предложение? Прошу голосовать.    
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 49 мин. 55 сек.)                 
Проголосовало за              391 чел.            100,0%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    391 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.              0,0%                        
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2562 по 3012 из 6696
Пункт 7 повестки дня: о проекте федерального закона "О государственном          
регулировании цен (тарифов) на товары (услуги) естественных монополий".         
Доклад депутата Государственной Думы Валерия Михайловича Зубова.                
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. По ведению!                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я вижу, по ведению - Дорогин. Давайте сейчас приступим    
к работе, к обсуждению, послушаем докладчика, а затем по ведению я дам слово.   
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЗУБОВ В. М. Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию      
предлагается законопроект, внесенный двадцатью шестью депутатами, - "О          
государственном регулировании цен (тарифов) на товары (услуги) естественных     
монополий". Данный законопроект является естественным продолжением того         
закона, который мы приняли две недели назад, - "О государственном               
регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской          
Федерации", - точнее, мы приняли поправки к нему. Вполне справедливо в          
процессе обсуждения того закона ставились вопросы и со стороны профильного      
комитета, и со стороны отдельных депутатов, депутатов Томчина, Липатова, о      
том, что неправильно выдергивать только одну отрасль-монополию и только по      
ней регулировать, надо регулировать тарифы в таком случае по всем отраслям,     
которые на сегодняшний день являются монополистами, в соответствии с            
законодательством. Такими отраслями являются: реализация нефти и                
нефтепродуктов, газа, передача электрической и тепловой энергии,                
железнодорожные перевозки, общедоступная электрическая и почтовая связь. Вот    
то, что касается регулирования тарифов на услуги данных отраслей, и             
представлено содержательно в проекте закона.                                    
                                                                                
Я хотел бы обратить внимание на четыре момента в данном законопроекте.          
                                                                                
Первое. В данном законопроекте из разных законов сведены в один принципы        
регулирования тарифов на услуги естественных монополий.                         
                                                                                
Второе. Законодательно фиксируется создание органов исполнительной власти по    
регулированию тарифов на услуги естественных монополий и устанавливается        
последовательность процедуры регулирования этих тарифов.                        
                                                                                
Третье. Увязывается конституционный принцип обязанности государства проводить   
определенную ценовую политику в связи с бюджетной (статья 71, пункт "ж",        
Конституции Российской Федерации).                                              
                                                                                
И четвертое. Порядок государственного регулирования и контроля цен (тарифов)    
на товары (услуги) естественных монополий возлагается на Правительство          
Российской Федерации и исполнительные органы государственной власти субъектов   
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Какие задачи, по мнению разработчиков, должен решить данный закон?              
                                                                                
Первое. Я уже сказал, повторюсь, что после принятия закона о внесении           
изменений в процедуру регулирования тарифов на услуги энергетики, безусловно,   
надо внести законодательные изменения в регулирование тарифов в тех отраслях,   
которые являются крупнейшими поставщиками для энергетиков, поставляя им свою    
продукцию в виде затрат.                                                        
                                                                                
Второе. Данный проект закона законодательно закрепляет политику, проводимую     
последний год Правительством Российской Федерации, что является реализацией     
важного положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации,          
которое, напомню, звучит следующим образом: в бюджетах всех уровней на          
очередной финансовый год должны учитываться планируемые изменения тарифов на    
продукцию, услуги предприятий монопольного сектора; решение об уровне тарифов   
следует принимать до внесения проектов бюджетов в законодательные органы        
власти.                                                                         
                                                                                
И самое главное. Данный проект закона повышает устойчивость бюджетов всех       
уровней, особенно региональных, и, соответственно, создает условия для          
повышения уровня жизни населения и повышения устойчивости функционирования      
реального сектора экономики страны.                                             
                                                                                
Прошу вас поддержать данный законопроект в первом чтении. Спасибо.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Михайлович.                              
                                                                                
Содоклад заместителя председателя Комитета по энергетике, транспорту и связи    
Юрия Александровича Липатова.                                                   
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЛИПАТОВ Ю. А. Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые депутаты! Данный            
законопроект является, по сути, новым законодательным актом, принципиально      
дополняющим сферу действия Федерального закона "О естественных монополиях". В   
проекте закона на все сферы естественных монополий - в настоящее время это      
транспортировка нефти и нефтепродуктов по трубопроводам, транспортировка газа   
по трубопроводам, услуги по передаче электрической и тепловой энергии,          
железнодорожные перевозки, услуги общедоступной электрической и почтовой        
связи и ряд других услуг - предлагается распространить практически все          
основные нормы, установленные в действующем Федеральном законе "О               
государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в     
Российской Федерации".                                                          
                                                                                
Данный законопроект дважды вызвал бурное и непростое обсуждение в Комитете по   
энергетике, транспорту и связи. Хочу со всей ответственностью заявить, что      
целый ряд его положений является, по мнению комитета, оправданным и может       
быть поддержан. Вместе с тем при комплексном подходе к законодательству об      
обеспечении реформы электроэнергетики комитет столкнулся с серьезной            
проблемой. Ряд положений данного законопроекта системно не проработан и         
концептуально не может быть интегрирован с правительственным пакетом. Это       
касается трех принципиальных аспектов.                                          
                                                                                
Первое. Это пределы и механизмы государственного регулирования. В               
законопроекте фиксируется, что цены, тарифы на продукцию всех естественных      
монополий подлежат обязательному государственному регулированию. Порядок и      
перечень субъектов этого устанавливается не законодательством, а                
Правительством Российской Федерации. Необходимо обратить внимание на то, что    
перечень товаров (услуг) естественных монополий, по которым производится        
государственное регулирование цен, в соответствии со статьей 424 Гражданского   
кодекса Российской Федерации устанавливается федеральным законом, а не          
Правительством Российской Федерации, как предлагается в законопроекте. Тем      
более нельзя согласиться с предлагаемой полной отменой Федерального закона "О   
государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в     
Российской Федерации" с момента вступления в силу рассматриваемого              
законопроекта, так как действующий закон обеспечивает законодательную базу      
для государственного регулирования не только цен на услуги по передаче          
электрической и тепловой энергии, но и цен на оптовом рынке электроэнергии и    
тарифов для конечных потребителей электрической и тепловой энергии, которые     
хотя бы частично должны регулироваться государством. Таким образом, данным      
законопроектом перед нами ставится задача выйти за рамки реформирования одной   
сферы естественных монополий - электроэнергетики - и приступить к               
полномасштабному пересмотру всех естественных монополий, что как минимум        
потребует длительного срока.                                                    
                                                                                
Второе. Понятие "региональные естественные монополии", цены, которые            
регулируются субъектом Российской Федерации. Представляется, что данная         
проблема действительно существует и в ряде регионов России могут быть свои      
специфические условия, порождающие необходимость регулирования деятельности     
тех или иных объективных локальных монополий. Однако здесь необходима           
тщательная содержательная, концептуальная и юридико-техническая проработка,     
чтобы не уклониться в другую крайность. Нечеткое понимание понятия              
"региональные естественные монополии" может привести к тому, что под него в     
ряде регионов может быть подведено практически всё что угодно, а это            
очевидная угроза экономической целостности нашей страны и свободе перемещения   
товаров и услуг.                                                                
                                                                                
Наконец, третье. Предполагается иной, принципиально отличный от                 
правительственного порядок формирования полномочий органов федеральной          
исполнительной власти и исполнительной власти субъектов Федерации по            
регулированию цен и тарифов на продукцию естественных монополий, в том числе    
их финансирование за счет бюджета и отчисление предусматриваемых в структуре    
цен и тарифов.                                                                  
                                                                                
На законопроект получен отзыв Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации,   
в котором содержится большое количество замечаний, в том числе и                
концептуального характера, например относительно источников финансирования и    
порядка образования органов государственного регулирования. Буквально только    
что пришел отзыв Правительства, который мне не удалось до конца проработать,    
но я могу зачитать последний абзац: "Учитывая изложенное, Правительство         
Российской Федерации, поддерживая идею совершенствования государственного       
регулирования деятельности субъектов естественных монополий, данный проект не   
поддерживает". Заключение Правового управления имеется. Учитывая изложенное,    
комитет рекомендует Государственной Думе отклонить данный проект федерального   
закона в первом чтении.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, первое чтение, поэтому просьба записаться на вопросы к       
докладчикам. Пожалуйста.                                                        
                                                                                
Покажите, пожалуйста, список.                                                   
                                                                                
Пожалуйста, депутат Коломейцев. Ваш вопрос кому?                                
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Липатову.                                                      
                                                                                
Уважаемый коллега Липатов, скажите, пожалуйста, при принятии следующего         
пакета из шести законов не будут ли нарушены требования вот этого закона? Или   
это вопрос лучше к автору закона, к Зубову, потому что Липатов против?          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Зубову, пожалуйста.                                       
                                                                                
Валерий Михайлович Зубов здесь?                                                 
                                                                                
По карточке Залиханова включите, пожалуйста, микрофон.                          
                                                                                
ЗУБОВ В. М. Данный закон повлияет или не повлияет на содержание                 
правительственного пакета документов в зависимости от того, как он будет        
применяться. Если с умом, то он позволит более точно, эффективно, лучше для     
дела использовать те законы по энергетике, которые предлагается принять, ну а   
если будет задача поставить их как бы в пику друг другу, в противоречие, то,    
конечно, дров наломать можно. Данный закон позволяет законодательно             
отслеживать процесс реформы в энергетике по существу.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, кто у нас? Вы будете вопрос задавать? Пожалуйста,    
по карточке...                                                                  
                                                                                
ШВЫРЯЕВ Я. М., депутатская группа "Регионы России (Союз независимых             
депутатов)".                                                                    
                                                                                
По карточке Зиятдиновой - Швыряев.                                              
                                                                                
Вопрос Зубову. Валерий Михайлович, считаете ли вы, что в случае, если будет     
принят законопроект, в законе о бюджете на 2003 год должны быть утверждены      
предельные параметры тарифов и цен на услуги естественных монополий, а в        
случае их изменения должны быть внесены и изменения в закон о бюджете?          
                                                                                
Следующее. Если регулирующий орган субъекта Российской Федерации принимает      
решение, в результате которого будут превышены утвержденные законом             
предельные параметры, то возрастающие расходы будут компенсированы органами     
соответствующего субъекта Российской Федерации? Это касается организаций,       
финансируемых из федерального бюджета, и ГУПов.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет больше вопросов? Хорошо. Уважаемые коллеги, кто       
хочет выступить по данному законопроекту?                                       
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон Залиханова.                                       
                                                                                
ЗУБОВ В. М. Я отвечу на те два вопроса, которые задал депутат Швыряев.          
                                                                                
Нет, на следующий год пересматривать бюджет не надо. Я это специально отметил   
в выступлении. В данном году Правительство проводит политику, которая           
укладывается в данный закон. Но данный закон - действительно закон, и он        
устанавливает политику не только на 2003 год, но и на 2004-й, и последующие     
годы. Изменений не надо будет делать.                                           
                                                                                
Что касается второго вопроса, по регионам. Да, и закон по энергетике, и этот    
расписывают разную ответственность. Если изменения производит региональный      
орган исполнительной власти через тот орган, который он создаст, или расширит   
энергетическую комиссию, которая есть сейчас, то он будет нести                 
ответственность за то, что увеличатся расходы регионального бюджета, и он       
обязан будет это компенсировать.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Нет вопросов больше. Есть ли желающие выступить?                                
                                                                                
Швыряев Ярослав Михайлович, пожалуйста.                                         
                                                                                
ШВЫРЯЕВ Я. М. Я хотел бы уточнить, Валерий Михайлович, я задавал вопрос в       
другой плоскости. По регионам мне понятно. Если региональный уровень            
принимает решение о повышении предельных норм, нужно, чтобы субъект             
Российской Федерации своим бюджетом компенсировал возрастающие расходы          
организаций, финансируемых из федерального бюджета, а также государственных     
унитарных предприятий. Это иная постановка вопроса.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ярослав Михайлович, мы вопросы закончили. Вы хотите       
выступить? Пожалуйста.                                                          
                                                                                
ШВЫРЯЕВ Я. М. Он не дал ответ, я бы хотел услышать.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы выступать не будете?                                   
                                                                                
Валерий Михайлович, пожалуйста.                                                 
                                                                                
ЗУБОВ В. М. Да, безусловно. У нас так и по бюджетному законодательству, и по    
этому закону: кто принимает решение о повышении расходов, в данном случае       
повышении тарифов, тот компенсирует расходы тех бюджетов, на которых это        
отразится.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, кто желает выступить, просьба          
записаться, пожалуйста.                                                         
                                                                                
Покажите, кто записался.                                                        
                                                                                
Геннадий Васильевич Кулик и Аксаков.                                            
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КУЛИК Г. В., председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам,   
фракция "Отечество - Вся Россия".                                               
                                                                                
Уважаемые депутаты, я думаю, каждый из вас уже понял, что мы принимаем          
необычный закон. Это закон, о котором мы долгие годы думали и мечтали,          
который четко определяет, какова же роль государства в формировании тарифов и   
цен на услуги, которые оказывают монополисты. Закон имеет принципиальнейшее     
значение. Я надеюсь, все мы стоим на той позиции, что только рыночные законы    
не отрегулируют необходимым образом экономические инструменты рынка, что        
здесь должно присутствовать государство. И данный закон определяет его роль и   
возможности по регулированию части, и очень важной части, рыночного             
механизма.                                                                      
                                                                                
И наконец, на что я хотел бы обратить ваше внимание. Принимая бюджет в первом   
чтении, в постановлении Государственной Думы мы уже предусмотрели, что к        
третьему чтению должна быть статья, которая определит уровень повышения         
тарифов на электроэнергию, газ и транспортные перевозки. Сегодня при расчете    
бюджета они определены: повышение тарифов на электроэнергию в течение года -    
на 14 процентов, газ - на 16 процентов, транспортные перевозки - на 12          
процентов. Это должно быть зафиксировано в бюджете, и исходя из этого           
повышения составлены все расходы и бюджетных организаций, и армии, и            
оборонных структур. Поэтому чрезвычайно важно нам сегодня принять этот          
законопроект в первом чтении, с тем чтобы мы могли уверенно готовить такую      
поправку в законопроект о бюджете ко второму или к третьему чтению. Кроме       
того, совершенно очевидно, что если будет принят этот закон, то                 
соответствующие поправки должны быть внесены и в пакет законов,                 
представленных Правительством по реструктуризации энергосистемы Российской      
Федерации.                                                                      
                                                                                
Я прошу вас поддержать законопроект. Благодарю вас.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, депутат Аксаков.                                                    
                                                                                
АКСАКОВ А. Г., депутатская группа "Народный депутат".                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, концептуальная суть данного законопроекта заключается в      
том, что страна, то есть предприятия, население, бюджетные организации,         
должна знать, как возрастут тарифы в следующем году. Вот этот законопроект не   
противоречит тому пакету, который представило Правительство по реформированию   
электроэнергетики, поскольку в пакете предусмотрено, что Правительство может    
устанавливать предельные уровни тарифов.                                        
                                                                                
Далее. Наша группа, "Народный депутат", вносит изменения, поправку в проект     
бюджета на 2003 год, касающуюся регулирования тарифов на услуги естественных    
монополий. Просьба поддержать этот законопроект.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Задорнов, пожалуйста. Больше нет желающих         
выступить.                                                                      
                                                                                
ЗАДОРНОВ М. М., фракция "ЯБЛОКО".                                               
                                                                                
Уважаемые коллеги, мы уже сделали два шага в направлении, которое обозначено    
данным законом. Первое: в законе о бюджете на этот год мы установили            
требование к Правительству, внося бюджет на 2003 год, установить пределы        
увеличения тарифов на услуги и МПС, и РАО "ЕЭС...", и ОАО "Газпром". И это      
Правительством было уже сделано. Мы видим также, что в течение этого года       
Правительство старается ввести некоторые пределы роста тарифов, это не всегда   
получается, но этот процесс уже пошел. Для того, чтобы это было не разовой      
акцией, а чтобы Правительство постепенно перешло и к среднесрочному             
планированию тарифов, которое абсолютно необходимо как потребителям, так и      
самим монополиям, надо принять этот закон.                                      
                                                                                
Сейчас мы сделали только временные шаги, нужно создать механизм, по которому    
можно среднесрочно планировать тарифы естественных монополий, соответственно    
потребители смогут как-то планировать свои расходы, и в бюджетах их можно       
будет предусматривать. Для этого необходимо поддержать данный закон, и я        
призываю коллег проголосовать за него в первом чтении.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель Правительства, пожалуйста.                                        
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В. Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые депутаты! Правительство     
направило официальный отзыв на данный законопроект. Хотя он предусматривает     
изменение финансовых обязательств государства и требует заключения, авторы не   
представили, несмотря на наши неоднократные обращения,                          
финансово-экономическое обоснование. У нас имеется ряд концептуальных и ряд     
нормотворческих, правовых замечаний к данному документу.                        
                                                                                
Ну, во-первых, если говорить об установлении фиксированного срока действия      
цен и тарифов, что предлагается данным законопроектом, мы хотим отметить, что   
размер расходов, который включается в себестоимость товаров и услуг             
субъектами естественных монополий, обусловливается рыночными процессами, и      
никоим образом невозможно их регулировать рамками, которые привязываются к      
конкретным срокам, это приведет к серьезным последствиям и, в частности,        
сделает невозможным осуществление хозяйствующими субъектами их хозяйственной    
деятельности.                                                                   
                                                                                
Второй момент концептуального характера связан с тем, что законом               
предлагается отменить действующий закон "О государственном регулировании        
тарифов на электрическую и тепловую энергию...", предлагается ввести            
регулирование цен на услуги естественных монополий, а генерация и сбыт          
электрической и тепловой энергии не являются сферами деятельности субъектов     
естественных монополий. Мы породим огромную правовую коллизию, приняв эту       
норму данного закона.                                                           
                                                                                
И замечание правового характера. Например, в законопроекте мы находим прямые    
противоречия статьям Конституции Российской Федерации. В частности положение    
пункта 5 статьи 3 наделяет Государственную Думу контрольными полномочиями в     
отношении органов государственного регулирования. Это противоречит статье 10    
Конституции о разделении властей. Или взять положение законопроекта о том,      
что федеральные органы исполнительной власти по государственному                
регулированию тарифов могут создавать свои территориальные органы, которые      
одновременно являются органами исполнительной власти соответствующего           
субъекта Российской Федерации. Коллеги, статья 77 Конституции четко             
устанавливает, что органы государственной власти субъектов Российской           
Федерации вправе самостоятельно решать вопросы о том, какие органы будут        
действовать на их территории.                                                   
                                                                                
Ряд позиций законопроекта впрямую противоречит Федеральному конституционному    
закону "О Правительстве...", потому как вторгается в компетенцию                
Правительства в части установления предельной штатной численности и сфер        
компетенции органов государственной власти.                                     
                                                                                
Все эти замечания изложены в нашем официальном отзыве, и всё вместе это         
обусловило то, что Правительство заняло отрицательную позицию. Мы не            
поддерживаем данный законопроект.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель Президента? Нет.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, прошу определиться голосованием...                           
                                                                                
Да, Валерий Михайлович Зубов, заключительное слово. Пожалуйста.                 
                                                                                
ЗУБОВ В. М. Я сначала хотел бы ответить на те замечания, которые были сделаны   
представителем комитета в содокладе.                                            
                                                                                
Пределы и механизмы государственного регулирования устанавливаются не           
законодательно, а по решению Правительства, с этим никто не спорит, это         
остается за Правительством, Правительство будет устанавливать тарифы. Другое    
дело, что при поступлении бюджета в Государственную Думу, так же как и по       
ряду других факторов, других показателей, макропоказателей, ценовых             
показателей, которые мы в Государственной Думе проверяем, мы, естественно,      
зададимся вопросом, насколько тарифы, устанавливаемые на услуги естественных    
монополий, соответствуют, во-первых, расходам, закладываемым в бюджет, а        
во-вторых, насколько они обоснованны. Это право никто ни по какому закону у     
Государственной Думы отнять не может.                                           
                                                                                
Второе, насчет сроков пересмотра. На этот вопрос ответ уже дан. Можно           
пересмотреть бюджет, если возникают какие-то обстоятельства, которые приводят   
к дополнительным расходам. Точно так же, если будет необходимость изменить      
тарифы на услуги естественных монополий в связи с изменившимися условиями их    
функционирования, это можно сделать, но если это дело будет затрагивать         
бюджет, то надо будет вносить изменения в бюджет. Мне кажется, это              
справедливо.                                                                    
                                                                                
Третье. Хочу обратить ваше внимание на важный момент, на перечень монополий.    
В проекте закона приведен только тот перечень монополий, который принят у нас   
в хозяйственной практике на сегодня, только об этих монополиях идет разговор    
в данном законопроекте. Если изменится ситуация и количество монополий          
возрастет, их надо будет добавить, но если изменится ситуация и количество      
монополий уменьшится, их надо будет убрать из этого закона на практике.         
                                                                                
Но что более важно? Я хочу сказать, что у нас есть положительный опыт           
регулирования цен с учетом того, что были определены монополии, и был           
отрицательный опыт с учетом того, что хозяйствующие субъекты не были            
определены как монополии, в первую очередь на региональном уровне. 92-й,        
93-й, 94-й годы, в регионах удалось установить законодательно, что те, кто      
производит и реализует хлеб, являются региональными монополистами. И нам        
удалось сдержать рост цен, улучшить ассортимент хлеба, снабжение им и, в        
общем-то, снять хлебную проблему. А вот что касается мясокомбинатов, этого      
сделать не удалось, и в результате акционирования и последующей приватизации    
у нас разорвалась технологическая цепочка и произошел резкий сброс, резкое      
падение мясного производства. Так что этот опыт должен нас просто научить и     
сейчас, когда мы идем на такой важный шаг, как реформирование энергетики.       
                                                                                
Что касается замечаний, которые представило Правительство, то лично мне         
действительно трудно прямо сейчас на них отвечать, но я берусь ко второму       
чтению внимательно с ними разобраться и ответить всем депутатам по существу     
замечаний, которые представило Правительство. Спасибо.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть вопросы? Юрий Александрович       
Липатов? Нет вопросов. Просьба определиться голосованием. Кто за то, чтобы      
принять проект федерального закона "О государственном регулировании цен         
(тарифов) на товары (услуги) естественных монополий" в первом чтении? Прошу     
определиться голосованием.                                                      
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 09 мин. 31 сек.)                 
Проголосовало за              387 чел.             86,0%                        
Проголосовало против            1 чел.              0,2%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    388 чел.                                          
Не голосовало                  62 чел.             13,8%                        
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принят.