Заседание № 150
10.03.2006
Вопрос:
О проекте федерального закона № 195328-4 "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" (о придании свидетельству о рождении ребенка, родители или единственный родитель которого имеют гражданство Российской Федерации, статуса документа, удостоверяющего российское гражданство указанного ребенка).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5783 по 6020 из 7451
Переходим к пункту 46 порядка работы. Уважаемые коллеги, у меня имеется письмо заместителя председателя Законодательного Собрания Вологодской области, который даёт согласие на рассмотрение данного законопроекта без представителя Законодательного Собрания Вологодской области. Поэтому мы приступаем к рассмотрению проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации". На трибуну приглашается первый заместитель председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Александр Петрович Москалец. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые коллеги, в связи с тем что авторы законопроекта отказались от доклада, рассмотрение данного вопроса предлагаю начать с содержания законопроекта. Итак, проектом предлагается установить, что документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации ребёнка, если оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребёнка), до получения паспорта или иного основного документа, содержащего указание на гражданство лица, является свидетельство о рождении данного ребёнка. Таким образом, этим законопроектом свидетельству о рождении предлагается придать статус документа, удостоверяющего российское гражданство его обладателя, без одновременного установления достаточных оснований, которыми подтверждение наличия гражданства Российской Федерации на основании свидетельства о рождении могло бы осуществляться. Но, как нам с вами известно, есть Федеральный закон "Об актах гражданского состояния", и вот этот вот закон является основным нормативным актом, который определяет правовой статус свидетельства о рождении лица. В статье 8 данного закона установлено, что назначение свидетельства о рождении - удостоверение факта государственной регистрации конкретного акта гражданского состояния, то есть или рождения ребёнка, или заключения брака и так далее. При этом согласно статье 23 этого же закона среди сведений, подлежащих указанию в свидетельстве о рождении, обозначение наличия у лица гражданства Российской Федерации или гражданства иного государства не предусмотрено. Дополнительно отмечу, что в соответствии с Федеральным законом "О гражданстве Российской Федерации" ребёнок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если оба его родителя или единственный родитель имеют гражданство Российской Федерации, что, в свою очередь, означает, что в случае изменения гражданства родителей до достижения ребёнком четырнадцатилетнего возраста меняется и гражданство указанного ребёнка. Иначе говоря, ребёнок, который на основании закона "О гражданстве..." автоматически приобретал российское гражданство по рождению, может это гражданство и утратить, если до достижения четырнадцатилетнего возраста гражданами России перестали быть его родители или единственный родитель. Но исходя из рассматриваемого сейчас законопроекта свидетельство о рождении, как документ, изначально удостоверивший российское гражданство указанного ребёнка, замене не подлежит и продолжает подтверждать данное гражданство, даже если упомянутым несовершеннолетним лицом оно уже утрачено. При таких обстоятельствах комитет, конечно, не может поддержать содержащееся в рассматриваемом законопроекте предложение о придании свидетельству о рождении без каких-либо дополнительных условий статуса документа, удостоверяющего российское гражданство лица, не достигшего четырнадцати лет. По мнению комитета, в качестве упомянутого дополнительного условия для указанных целей должно являться обязательное приложение к свидетельству о рождении специального вкладыша, оформление и выдача которого действующим законодательством Российской Федерации уже предусмотрена. И ещё хотел бы сообщить, что соответствующий проект закона, которым предусматривается уточнить содержащийся в статье 10 закона "О гражданстве..." перечень документов, удостоверяющих российское гражданство, и включить в него свидетельство о рождении лица с вкладышем в данное свидетельство, подтверждающим принадлежность к гражданству, в нашем комитете подготовлен к внесению на рассмотрение Государственной Думой, и в ближайшее время - я думаю, на следующей неделе - он будет внесён. Как я уже отметил, концепция рассматриваемого законопроекта указанному предметному подходу не соответствует, потому что она предполагает, что достаточным подтверждением гражданства для ребенка, не достигшего четырнадцатилетнего возраста и являющегося обладателем свидетельства о рождении, является именно это свидетельство о рождении, и только оно, чего на самом деле быть не должно. С учётом изложенного Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Государственной Думе данный законопроект отклонить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Петрович. Не уходите, есть вопросы. Депутат Кравец, депутат Кузнецов.... Две руки я вижу, вроде больше нет. Пожалуйста. КРАВЕЦ А. А. Александр Петрович, ну, с точки зрения юридической техники всё понятно. Скажите, пожалуйста, какие социально-демографические угрозы увидел комитет в данном законопроекте? Это первое. И второе. Насколько я знаю, человек, ребёнок, родившийся, допустим, в США, в стране, которую наше руководство держит за эталон гражданства и либеральных свобод, является гражданином США. Как в данном контексте следовать традиции? МОСКАЛЕЦ А. П. Если говорить о социально-экономических угрозах, то комитет их вообще не рассматривал, мы их даже не предусматривали и не искали в данном законопроекте. Я думаю, их как таковых и не существует. Вопрос стоит только лишь о государственном порядке, который мы с вами формируем. Тот порядок, который нам сегодня предлагается, вообще ведёт к подмене всего того, что мы называем документом - документом, удостоверяющем личность, документом, удостоверяющем гражданство, документом, удостоверяющем должность, и так далее. Да, конечно, скажем, удостоверение депутата или любое другое удостоверение предполагают, возможно, гражданство Российской Федерации, но это ведь совершенно необязательно, так же как и удостоверение водителя, и ещё целый ряд других удостоверений. А свидетельство о рождении, так же как и свидетельство о браке, предполагает только лишь то, что сделана такая-то запись в такой-то книге такого-то числа о том-то и том-то, и не более того. А то, какая будет фамилия у жены или мужа, - это уже в паспорте потом напишут. Так и здесь. Мы не считаем, что свидетельство о рождении может свидетельствовать в том числе и о гражданстве, потому что оно выдаётся органом, который вообще не уполномочен решать вопросы гражданства. Вопросы гражданства решаются в другом месте, а не в ЗАГСах. А что касается международной практики, вы знаете, я не думаю, что на данном уровне развития правовой составляющей нашего государства, при наличии достаточно устойчивых конституционных принципов нашей страны нам стоит постоянно обращать своё внимание: а как вон там у них? Если провести анализ, не всё обстоит так, как может показаться на первый взгляд, даже в самых, как мы говорим, развитых европейских странах, странах Запада. А если говорить о Соединённых Штатах Америки, то в основе их цивильного гражданского права вообще заложены другие принципы, не такие, как у нас. И вот здесь я бы вообще предупредил на будущее: такие, вы знаете, параллели без всякой оценки проводить нам даже вредно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Запомним, что вредно проводить параллели с Соединёнными Штатами. Это как ответ депутату Кравцу. Так, депутат Кузнецов Виктор Егорович. КУЗНЕЦОВ В. Е. Александр Петрович, для нормальной ситуации, когда речь идёт о семье, всё вроде бы урегулировано. Но у нас сегодня миллионы детей, которые не имеют родителей, детей, которые находятся в детских домах, которых сегодня, извините, продают за рубеж и так далее, и так далее. Они не получат ни паспорта, ни родителей. Как регулируется ситуация с гражданством таких детей? МОСКАЛЕЦ А. П. Наше гражданское законодательство, гражданское право предусматривает такие институты, как институт опеки, институт попечительства. Да, действительно можно привести разные случаи, когда мать, будучи единственным родителем, родив ребёнка, уходит из жизни, чему могут быть разные причины. И вот ребёнок, которому буквально два часа от роду, уже остаётся без родителей. Как тут быть? Есть схемы и есть соответствующие институты, которые в этом случае должны быть задействованы. Если они не срабатывают, я ещё раз повторяю, то причиной этого являются не недостатки закона, а скорее недоработка исполнителей, тех, кто должен решать все эти вопросы, - органов опеки и попечительства, органов, обеспечивающих наше гражданство, и целого ряда других. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросов больше нет? Есть ли желающие выступить по данному законопроекту? Депутату Бабурину включите микрофон. БАБУРИН С. Н. Уважаемые коллеги, я прежде всего хочу выразить признательность депутатам Законодательного Собрания Вологодской области за то, что они очень серьёзно и вдумчиво подошли к проблеме, которая не является такой лёгкой, как считает наш Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству. На мой взгляд, вообще, заключение комитета какое-то легковесное и не даёт ответа на самые простые вопросы. А кто сказал, что менять гражданство ребёнка правомерно без учёта воли ребёнка, автоматически, просто в силу изменения гражданства родителей? Кто сказал, что вкладыш в свидетельство о рождении - это оптимальная форма решения вопроса? Александр Петрович Москалец меня лично просто огорчил, когда с высокой трибуны сказал, что, допустим, удостоверение депутата не свидетельствует о наличии гражданства у этого лица. Свидетельствует, Александр Петрович, потому что у нас есть закон, по которому депутатом может быть только гражданин Российской Федерации, и в силу этого удостоверение подтверждает и статус, и все элементы этого статуса. Когда мы говорим о гражданстве, то мы помним, что гражданство у нас определяется или по принципу почвы, или по принципу крови, или по комбинированным принципам. Механизм российского гражданства прописан в законе, но сегодня речь идёт не о механизме. Никто не спорит, что родившийся человек получает свидетельство о рождении и уже в силу соответствующих положений закона "О гражданстве Российской Федерации" признаётся потенциально имеющим это гражданство. Речь идёт об устранении бюрократизма, об отказе от этого вкладыша, которого изначально никогда не было в свидетельстве о рождении. У нас "зоологические" антикоммунисты почему-то в таких случаях молчат. Но почему этого бюрократизма не было в период Российской Империи или Советского Союза? Почему это сегодняшнее порождение? Почему людям нужно помимо получения свидетельства о рождении получать потом и вкладыш, выстаивая для этого очередь? На мой взгляд, комитет наш уважаемый не ответил на эти вопросы. А законопроект, который нам предлагается, хотя и не идеален с юридической точки зрения, но он практически принципиально правильно решает задачу демографическую и задачу защиты российских граждан, чтобы они, будучи вывезенными за границу, сразу же не лишались российского гражданства. Я считаю, что нам нужно поддержать в первом чтении этот проект закона и посмотреть при втором чтении, как сделать его юридически корректным, какие поправки нужно внести в другие законы, чтобы уменьшить бюрократическую волокиту и защитить права ребёнка и интересы страны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, был один желающий выступить, поэтому я подвожу черту под выступлениями. Обращаюсь к представителю президента: есть желание выступить? Нет. Представитель правительства? Поддерживает комитет. Заключительного слова просит депутат Москалец. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые коллеги, я не хотел бы, чтобы вы были дезориентированы словами предыдущего выступавшего. Стоит хотя бы сравнить по объёму заключение комитета и предложенный законопроект: заключение комитета состоит из четырёх листов, а сам законопроект - ровно из пяти строчек. Что касается удостоверения депутата, которое как бы в обязательном порядке свидетельствует о гражданстве лица. Это неверный тезис, потому что в соответствии с законом о статусе любой депутат имеет возможность изменить гражданство. Мы понимаем, что существует какой-то временной промежуток... Между моментом, когда человек принял это гражданство, и моментом, когда человек будет лишён депутатских полномочий, проходит какой-то определённый промежуток времени, и в этом промежутке человек является владельцем данного удостоверения. И таких примеров можно привести много, я это только так, для наглядности... Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, докладчик выступил с заключительным словом, стороны свою точку зрения изложили. Я ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", внесённый Законодательным Собранием Вологодской области. Мнение профильного комитета - данный законопроект отклонить. Включите, пожалуйста, режим голосования. Кто без карточки? Нет. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 45 мин. 12 сек.) Проголосовало за 85 чел.18,9% Проголосовало против 2 чел.0,4% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 87 чел. Не голосовало 363 чел.80,7% Результат: не принято Отклоняется законопроект.