Заседание № 50

26.09.2012
Вопрос:

О проекте федерального закона № 19526-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" (в целях совершенствования управления в области охраны окружающей среды).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4279 по 4657 из 5200
11-й вопрос повестки, о проекте федерального закона "О внесении изменений в     
Федеральный закон "Об охране окружающей среды".                                 
                                                                                
Ян Викторович Зелинский.                                                        
                                                                                
ЗЕЛИНСКИЙ Я. В., фракция ЛДПР.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, в соответствии с частью 3 статьи 17 Конституции Российской   
Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно           
нарушать права и свободы других лиц. Статьёй 42 Конституции России              
предусмотрено право гражданина на благоприятную окружающую среду, достоверную   
информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью     
или имуществу экологическими правонарушениями.                                  
                                                                                
В настоящее время статья 13 Федерального закона "Об охране окружающей среды"    
предполагает размещение объектов, которые могут причинить вред окружающей       
среде, с учётом мнения населения или результатов референдума. За всю историю    
применения данного закона не было проведено ни одного референдума, несмотря     
на то что публичные слушания проходили по каждому предложению. Следует          
отметить, что в нашей стране публичные слушания проводятся административным     
ресурсом, причём следующим образом: нагоняют сотрудников КТОСов, бюджетников    
для принятия положительного решения. Таким образом, фактически норма о          
проведении референдума не действует. Законопроект предлагает внесение           
изменений следующих параметров с целью оживить вышеуказанную норму:             
предлагается проводить публичные слушания и референдумы только при              
необходимости определения целесообразности размещения объектов хозяйственной    
и иной деятельности, которая может причинить вред окружающей среде, а в         
дальнейшем и человеку.                                                          
                                                                                
В статье 14 Федерального закона "Об охране окружающей среды" установлены        
лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимиты на    
размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного         
воздействия на окружающую среду, при этом не установлена ответственность за     
превышение лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и                   
микроорганизмов, лимитов размещения отходов производства и потребления, а       
также других видов негативного воздействия на окружающую среду. Тем самым       
недобросовестные предприниматели имеют возможность превышать данные пределы в   
неограниченном размере и не несут за это никакой ответственности.               
Законопроект предлагает при превышении лимитов, предусмотренных статьёй 14      
федерального закона, на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и многие другие   
виды негативного воздействия на окружающую среду установить уголовную           
ответственность руководителей предприятий, организаций, по чьей вине был        
превышен лимит.                                                                 
                                                                                
Согласно статье 34 федерального закона к нарушителям требований в области       
охраны окружающей среды применяется следующая мера наказания -                  
приостановление либо прекращение деятельности в полном объёме по решению        
суда. Но Федеральный закон "Об охране окружающей среды" несовершенен,           
поскольку отсутствуют критерии, по которым императивной нормой могли бы быть    
запрещены размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в      
эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, сооружений и       
иных объектов. Данным законопроектом предлагается при получении                 
соответствующего акта экологической экспертизы о том, что здания, строения,     
сооружения, промышленные и иные объекты отрицательно влияют на окружающую       
среду обитания человека, ведут к ухудшению здоровья человека, запрещать         
размещение, проектирование этих объектов и так далее. Таким образом, мы         
оградим нашу окружающую среду и в первую очередь наших граждан от повышенного   
негативного воздействия промышленных объектов.                                  
                                                                                
В стенах Государственной Думы я уже выступал по вопросу об экологической        
среде нашей страны. Я говорил о том, что пытаются построить металлургический    
завод в черте города Тюмени, что негативно скажется не только на окружающей     
среде города, но в том числе и на человеке. Я говорил о том, что творится в     
Иркутской области, в городе Братске: там уровень раковых заболеваний на 30      
процентов выше, чем в городе Иркутске. Я сам представляю Омский регион, у нас   
уже более двух лет пытаются построить химически опасный кремниевый завод, и     
ладно бы строили где-то там в 50, 100, 150 километрах от черты города - его     
строят в черте города, в городе-миллионнике! В предварительном заключении       
медики Роспотребнадзора пишут о том, что да, заболевания раковые возрастут в    
десятки раз в городе, - власть никак не реагирует!                              
                                                                                
Чуть больше месяца назад, 16 августа, на полгорода был сброшен так называемый   
белый снег, то есть на головы омичей выпали химические осадки. Заключение       
экспертизы показало, что на омичей выпали так называемые катализаторы           
крекинга, которые используются на омском НПЗ для увеличения глубины             
переработки нефти и выпуска автомобильных бензинов. Роспотребнадзор за это на   
огромный нефтеперерабатывающий завод наложил штраф всего лишь 20 тысяч          
рублей. Так они готовы каждый месяц платить такой штраф, но превышать лимиты    
выбросов! Полгорода пострадало от этого, и какие последствия? Это наши дети     
ещё почувствуют потом, в дальнейшей своей жизни, мы узнаем об этом в будущем.   
Вот чтобы этого не было, нужно установить определённые лимиты, увеличить        
уголовную ответственность для этих руководителей, и тогда, возможно, мы и       
себя, и наших детей, и нашу страну защитим от вредных загрязняющих веществ.     
                                                                                
У меня всё. Спасибо за внимание.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Алексей Евгеньевич Бобраков, пожалуйста.                                        
                                                                                
БОБРАКОВ А. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Комитет по природным            
ресурсам, природопользованию и экологии рассмотрел законопроект "О внесении     
изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды", предложенный        
депутатом Зелинским, и решил не поддерживать его по следующим                   
обстоятельствам.                                                                
                                                                                
Первое. Так, по мнению автора законопроекта, решения о размещении объектов,     
хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окружающей       
среде, должны приниматься с учётом референдума, до даты назначения              
референдума предлагается проводить публичные слушания. Представляется, что      
установление такого двухэтапного участия населения в принятии решения о         
размещении объектов хозяйственной и иной деятельности является излишним и       
приведёт к значительному увеличению сроков принятия решений по таким            
объектам. Действующей редакцией статьи 13 Федерального закона "Об охране        
окружающей среды", в которую предлагаются изменения, установлено, что решение   
о размещении объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может          
причинить вред окружающей среде, принимается с учётом мнения населения и        
результатов референдума. В связи с этим предложенная автором норма              
представляется избыточной.                                                      
                                                                                
Второе. Законопроектом предлагается установить уголовную ответственность        
руководителя предприятия (организации), по чьей вине были превышены лимиты      
негативного воздействия на окружающую среду, однако указанная норма             
составлена без учёта требований пункта 1 статьи 1 Уголовного кодекса            
Российской Федерации, согласно которому законы, предусматривающие уголовную     
ответственность, подлежат включению в названный кодекс. Кроме того, статьёй     
75 Федерального закона "Об охране окружающей среды" уже определены виды         
ответственности для руководителей, в том числе и уголовная.                     
                                                                                
Третье. Автор законопроекта не учитывает норму статьи 18 Федерального закона    
"Об экологической экспертизе", которая уже предусматривает, что правовым        
последствием отрицательного заключения государственной экологической            
экспертизы является запрет на реализацию объекта государственной                
экологической экспертизы.                                                       
                                                                                
Законопроект не поддерживается Правительством Российской Федерации, о чём       
говорится в официальном отзыве, и Комитетом Совета Федерации по                 
аграрно-продовольственной политике и природопользованию.                        
                                                                                
Верховный Суд Российской Федерации указал, что рассматриваемый законопроект в   
предложенной редакции нуждается в доработке. Высший Арбитражный Суд отметил,    
что нормы предложенного законопроекта не соответствуют действующему             
законодательству либо излишни.                                                  
                                                                                
В связи с изложенным Комитет по природным ресурсам, природопользованию и        
экологии считает нецелесообразным поддерживать данный законопроект в первом     
чтении.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли вопросы у депутатов? Прошу записаться.                                 
                                                                                
Пожалуйста, режим записи включите.                                              
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Виталий Сергеевич Золочевский.                                                  
                                                                                
ЗОЛОЧЕВСКИЙ В. С. Уважаемый Алексей Евгеньевич, вот вы говорите, что в          
современном законодательстве уже прописано, что подобные решения принимаются    
с учётом мнения населения. Скажите, пожалуйста, а как происходит этот учёт      
мнения?                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексей Евгеньевич Бобраков.                              
                                                                                
БОБРАКОВ А. Е. Спасибо за вопрос, Виталий Сергеевич.                            
                                                                                
Ну, проходят публичные слушания и проводится референдум в соответствии с        
законом.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Иван Игнатьевич Никитчук.                                                       
                                                                                
НИКИТЧУК И. И., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Спасибо, Сергей Евгеньевич.                                                     
                                                                                
Я хочу спросить Яна Викторовича. Вот вы говорите об уголовной                   
ответственности. Какая статья Уголовного кодекса предполагает наказание за      
экологическое преступление? Или вы собираетесь внести поправку в Уголовный      
кодекс?                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ян Викторович Зелинский.                                  
                                                                                
ЗЕЛИНСКИЙ Я. В. Иван Игнатьевич, спасибо за вопрос. Я думаю, если бы депутаты   
всех фракций поддержали данный законопроект, мы ко второму чтению               
подготовились бы более конкретно, можно было бы подготовить поправку в          
Уголовный кодекс Российской Федерации, определиться, в какую статью, в какую    
часть и какова ответственность. Думаю, это всех устроило бы.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кто хотел бы выступить? Желающие есть. Прошу записаться.                        
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Алексей Евгеньевич Бобраков.                                                    
                                                                                
БОБРАКОВ А. Е. Спасибо, Сергей Евгеньевич.                                      
                                                                                
Уважаемые коллеги, в пояснительной записке к данному законопроекту автор        
отмечает необходимость совершенствования правовых механизмов, которые           
позволили бы в полной мере реализовать гарантированные Конституцией             
Российской Федерации права граждан, в частности право на благоприятную          
окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение         
ущерба, причинённого их здоровью либо имуществу экологическими                  
правонарушениями, закреплённое в статье 42 Конституции Российской Федерации.    
Актуальность заявленной автором цели не вызывает никаких сомнений и             
заслуживает всяческого одобрения и поддержки, однако те правовые решения,       
которые выбрал автор законопроекта, на наш взгляд, не только не позволяют       
достичь обозначенной цели, но и, наоборот, в некоторых случаях создают          
излишние, дополнительные административные барьеры, а то и просто противоречат   
действующему законодательству.                                                  
                                                                                
Также следует отметить, что принятый Государственной Думой в первом чтении      
проект федерального закона № 584587-5 вносит существенные изменения в           
регулирование вопросов нормирования в области охраны окружающей среды, платы    
за негативное воздействие на окружающую среду, проведения экологической         
экспертизы и некоторых иных. В настоящее время данный законопроект              
дорабатывается ко второму чтению.                                               
                                                                                
В связи с изложенным фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддержит принятие данного      
законопроекта в первом чтении.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Максим Андреевич Шингаркин.                               
                                                                                
ШИНГАРКИН М. А., фракция ЛДПР.                                                  
                                                                                
Спасибо, Сергей Евгеньевич.                                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, я практикую как раз проведение учёта мнения населения        
относительно намечаемой хозяйственной деятельности в части размещения           
промышленных объектов, я чётко знаю, что делается, что не делается на           
просторах Российской Федерации при размещении такого рода объектов, и могу      
вас проинформировать.                                                           
                                                                                
Действительно, ещё ни разу, за исключением очень редкого случая, когда в        
Костромской области прошёл референдум по поводу размещения атомной              
электростанции, никогда и нигде не проводился полномасштабный, в соответствии   
со всеми требованиями законодательства, региональный референдум по размещению   
какого-то особо опасного объекта. Более того, ни в одном муниципалитете с       
населением больше десяти тысяч человек ни разу не проводился местный            
референдум относительно размещения какого-либо нового объекта. Таким образом,   
никогда в истории Российской Федерации не проводился полномасштабный учёт       
мнения населения относительно намечаемой хозяйственной деятельности, которая    
заведомо будет оказывать негативное воздействие на окружающую среду и на        
здоровье жителей того населённого пункта, где намечается размещение такого      
предприятия. Таким образом, норма законодательства, которая требует учитывать   
мнение, решение населения, принять его к исполнению, действительно не имеет     
практики реализации на территории Российской Федерации, и в данном случае       
целесообразно требовать обязательного проведения такого референдума.            
                                                                                
Для сведения выступавших я хотел бы сказать, что в части размещения особо       
опасных промышленных объектов проводятся не публичные, а общественные           
слушания, потому что именно они должны проводиться в соответствии с             
требованием закона "Об охране окружающей среды", а публичные слушания           
проводятся в соответствии с Градостроительным кодексом. Так вот, эти слушания   
действительно носят фрагментарный характер, лишь отчасти отражают мнение        
населения и не могут считаться способом полной легитимизации и получения        
одобрения населения, какое бы конкретное мнение на них ни приводилось. Более    
того, даже если слушания проходят с резко отрицательным результатом, само       
мнение жителей, высказанное на слушаниях, не является объективным фактором,     
влияющим на заключение государственной экологической экспертизы, то есть даже   
если мнение жителей отрицательное, при положительном заключении                 
государственной экологической экспертизы объект размещается. Таким образом, у   
нас не просто не проводится учёт мнения населения, но даже при совершении       
какой-либо имитации учёта мнения населения, если позиция населения не           
совпадает с мнением государственной экологической экспертизы, всё равно         
появляется решение о размещении объекта, дабы его глава муниципального          
образования, если смелый, согласовал. В силу коррупционности ряда схем          
совершенно очевидно, что находятся главы муниципальных образований, которые     
размещают особо опасные объекты на территории своих муниципальных образований   
вопреки мнению населения.                                                       
                                                                                
Собственно говоря, предлагаемая норма должна исправить эту ситуацию, поэтому    
я предлагаю вам, невзирая на возражения комитета, проголосовать в поддержку     
данного законопроекта и обеспечить население, граждан Российской Федерации      
возможностью принимать в соответствии со своими интересами решения по           
противодействию размещению особо опасных промышленных объектов в черте          
муниципальных образований по месту своего проживания.                           
                                                                                
Во второй части предлагаемой законодательной новеллы предусматривается          
введение уголовной ответственности за нарушение лимитов сбросов и выбросов.     
Надо сказать, что, во-первых, статья 8.2 Кодекса Российской Федерации об        
административных правонарушениях действительно позволяет штрафовать             
должностных лиц, которые допускают такие нарушения, и, кроме того, по           
совокупности ряда статей Уголовного кодекса можно привлечь к уголовной          
ответственности руководителей предприятия, которое нарушило промышленные,       
технологические цепочки, что привело к негативному воздействию на окружающую    
среду, однако на самом деле на сегодняшний день очень трудно нормировать        
степень ответственности непосредственно должностных лиц и корреспондировать     
её с ответственностью предприятия, которое извлекает прибыль из столь, скажем   
так, неординарного обращения со своими обязанностями в отношении окружающей     
среды. То есть действительно платится штраф 20 тысяч либо директор получает     
пять-шесть месяцев или даже четыре года условно, но при этом предприятие не     
модернизируется, не меняются технологические цепочки, негативное воздействие    
на окружающую среду и соответственно на здоровье населения остаётся             
избыточным и не соответствующим установленным лимитам. Ужесточение данной       
нормы через введение такого механизма оценки нанесённого ущерба и путём         
вменения вот этого конкретного ущерба предприятию позволило бы обеспечить       
торжество законодательства и реализовать механизм компенсаций.                  
                                                                                
Могу привести пример. В настоящее время в городе Новотроицке на Новотроицком    
заводе хромовых соединений выявлен факт многолетнего размещения особо опасных   
промышленных отходов в рамках лицензии, но без осуществления платы за такое     
размещение. На сегодняшний день судами трёх инстанций с предприятия только за   
один 2010 год взыскано практически 2 миллиарда рублей - 2 миллиарда рублей      
штраф за незаконное размещение отходов. Я вам скажу, что всего в Российской     
Федерации за один год платежей такого рода собирается 36 миллиардов рублей, а   
здесь только по одному выявленному случаю неосуществления платежей 2            
миллиарда. И за другие годы - за 2012-й, который сейчас идёт, за 2011-й и       
даже за 2009-й - будут выявлены суммы и установлены судом штрафы, что-то        
порядка ещё 5-6 миллиардов дополнительно. Так вот, это тот редкий случай,       
когда удалось путём судебных процедур добиться, но через штрафы, а не через     
оценку нанесённого ущерба, компенсации государству со стороны того              
предприятия, которое циничным образом нарушало природоохранное                  
законодательство.                                                               
                                                                                
Введение той новеллы, которую предлагает автор, позволит штрафовать             
предприятия непосредственно через механизм возмещения ущерба окружающей среде   
и подобного рода штрафы насчитывать не только путём регрессивного анализа -     
были или не были уплачены те или иные платежи, - но и путём верификации         
реального объёма негативного воздействия на окружающую среду.                   
                                                                                
Поэтому я предлагаю поддержать данный законопроект, доработать его ко второму   
чтению и сделать его реальным механизмом воздействия на безответственных        
владельцев заводов, которые сегодня... (Микрофон отключён.)                     
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                               И. И. Мельников                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Максим Андреевич.                                
                                                                                
Выступает депутат Никитчук Иван Игнатьевич.                                     
                                                                                
НИКИТЧУК И. И. Спасибо, Иван Иванович.                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, я тоже на стороне автора этого законопроекта. Он             
совершенно правильно высказывает беспокойство по поводу состояния нашей         
экологии, окружающей среды, ведь комфортная среда обитания нам гарантируется    
Конституцией Российской Федерации. Но насколько она гарантируется сегодня?      
                                                                                
Я не буду вас утомлять цифрами, каким мы воздухом дышим, какую мы воду пьём,    
что делается в наших лесах и так далее, это вы все, коллеги, прекрасно знаете   
и понимаете.                                                                    
                                                                                
Тревогу по поводу экологии высказывают не только рядовые граждане, её           
высказывают руководители государства в лице президента, в лице                  
премьер-министра, или председателя правительства. На уровне президента и        
председателя правительства проведён за последнее время ряд крупных совещаний    
по этой проблеме, выпущен ряд важных документов, в том числе Экологическая      
доктрина Российской Федерации и так далее, но беда в том, что иногда мы,        
депутаты, да и наше правительство говорим красивые слова, но делаем             
совершенно непонятные вещи. За последние годы внесён ряд поправок в             
федеральные законы, которые не только не способствуют улучшению экологической   
обстановки, а, наоборот, усугубляют сложившуюся тяжёлую ситуацию. Одна только   
отмена лицензирования транспортировки отходов сегодня привела к тому, что в     
геометрической прогрессии растут несанкционированные свалки, а обращение с      
биологическими отходами и с отходами медицинскими вообще выбросили из           
законодательства. Всё это в итоге сказывается на том, что нас окружает.         
                                                                                
Однако хочу сказать, что, несмотря на целый ряд положительных моментов,         
которые содержит этот законопроект, мне кажется, не стоит торопиться и          
принимать его сегодня. В настоящее время в Комитете Государственной Думы по     
природным ресурсам, природопользованию и экологии готовится ко второму чтению   
законопроект о нормировании, который может в принципе поглотить новации,        
предлагаемые автором данного законопроекта. Я ему рекомендовал бы активно       
посотрудничать с нашим комитетом и найти возможность включения своих            
предложений в виде поправок в законопроект, который сегодня в большой степени   
готов и в осеннюю сессию должен быть вынесен на рассмотрение во втором, а       
может быть, и в третьем чтении. Поэтому, в целом относясь к законопроекту       
положительно, я считаю, что не нужно нам сегодня торопиться и голосовать за     
этот проект.                                                                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Иван Игнатьевич.                                 
                                                                                
Представители президента и правительства? Не будут выступать. Докладчик?        
Содокладчик? Нет.                                                               
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4904 по 4920 из 5200
11-й пункт повестки, проект федерального закона "О внесении изменений в         
Федеральный закон "Об охране окружающей среды".                                 
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 05 мин. 05 сек.)                 
Проголосовало за               55 чел.12,2 %                                    
Проголосовало против           58 чел.12,9 %                                    
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    113 чел.                                          
Не голосовало                 337 чел.74,9 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклонён.