Заседание № 102

24.05.2013
Вопрос:

О проекте федерального закона № 195229-6 "О внесении изменений в статьи 4 и 24 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" (в части наделения законами субъектов Российской Федерации религиозных организаций правом устанавливать требования к служителям, религиозному персоналу и работникам религиозных организаций; принят в первом чтении 22 февраля 2013 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" и статью 343 Трудового кодекса Российской Федерации").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5524 по 5582 из 9141
27-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 4 и 24   
Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях". Доложит   
Ярослав Евгеньевич Нилов.                                                       
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
НИЛОВ Я. Е. Комитет подготовил законопроект к рассмотрению во втором чтении.    
Всего поступило двенадцать поправок: в таблице поправок, рекомендованных к      
принятию, шесть поправок, в таблице поправок, рекомендованных к отклонению,     
тоже шесть поправок. Комитет рекомендует таблицу № 1 принять, поправки из       
таблицы № 2 отклонить и принять законопроект во втором чтении и в целом.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.                                   
                                                                                
Ставлю на голосование.                                                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 58 мин. 30 сек.)                 
Проголосовало за              332 чел.73,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    332 чел.                                          
Не голосовало                 118 чел.26,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица принимается.                                                            
                                                                                
Есть ли замечания по таблице поправок № 2? Нет.                                 
                                                                                
Ставлю на голосование.                                                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования по таблице поправок № 2.                        
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 58 мин. 54 сек.)                 
Проголосовало за              334 чел.74,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    334 чел.                                          
Не голосовало                 116 чел.25,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Предложение комитета принимается.                                               
                                                                                
Пожалуйста, Ярослав Евгеньевич.                                                 
                                                                                
НИЛОВ Я. Е. В случае принятия во втором чтении комитет просит проголосовать и   
в третьем чтении, для этого всё готово.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Выносим на "час голосования".                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7795 по 7830 из 9141
Пункт 27, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 4 и 24      
Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", второе    
чтение.                                                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 35 мин. 44 сек.)                 
Проголосовало за              386 чел.85,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    386 чел.                                          
Не голосовало                  64 чел.14,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят во втором чтении.                                                        
                                                                                
Предлагалось проголосовать в третьем чтении. Выступления от фракций? Нет.       
                                                                                
Ставлю законопроект на голосование.                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 36 мин. 09 сек.)                 
Проголосовало за              385 чел.85,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    385 чел.                                          
Не голосовало                  65 чел.14,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят.                                                                   
                                                                                

Заседание № 81

22.02.2013
Вопрос:

О проекте федерального закона № 195229-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" и статью 343 Трудового кодекса Российской Федерации" (в части наделения законами субъектов Российской Федерации религиозных организаций правом устанавливать требования к служителям, религиозному персоналу и работникам религиозных организаций).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5601 по 6030 из 6237
Пункт 28 повестки дня также у нас поставлен на фиксированное время. О проекте   
федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе        
совести и о религиозных объединениях" и статью 343 Трудового кодекса            
Российской Федерации". Доклад депутата Государственной Думы Ильдара Ирековича   
Гильмутдинова.                                                                  
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ГИЛЬМУТДИНОВ И. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                    
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Прежде всего несколько       
слов о тех мотивах, которые привели к появлению данного законопроекта. В        
начале 90-х годов в условиях демократических преобразований в Российской        
Федерации религиозное и национальное самосознание многих народов нашей страны   
получило мощнейший импульс к развитию. Страна, в которой религия существовала   
в условиях жёсткого прессинга, получила возможность вздохнуть полной грудью.    
Власти поддерживали различные деноминации, помогали строить храмы, мечети,      
синагоги и так далее. Параллельно высветилась ещё одна проблема:                
катастрофически стало не хватать подготовленных и обученных служителей той      
или иной религии. Так, мусульмане получили возможность обучаться в арабских     
странах в условиях мононациональных и моноконфессиональных обществ, где нет     
других религий, нет потребности в диалогах и компромиссах. Обучающимся          
шакирдам втолковывали суры Корана с обязательными условиями в виде чтения       
пяти намазов в день, шариатского суда, требования типа: если не мусульманин,    
то враг, подлежащий уничтожению. Стал пропагандироваться идеал общества, где    
нет светской власти, только религиозная. По нашим сведениям, в арабских         
странах отучились около полутора тысяч наших граждан. Хочу сказать, что         
исламский университет в городе Казани открылся только в 98-м году, прибавьте    
сюда ещё время учёбы, станет понятно, когда получили первых выпускников.        
                                                                                
Отсутствует единое центральное духовное управление, существует большое          
количество самостоятельных духовных управлений, а ряд религиозных организаций   
находится вообще вне какой-либо системы духовного управления. Слабое кадровое   
управление, отсутствие внимания к содержательно-методологической стороне        
самой мусульманской уммы в итоге привели к открытому противостоянию с           
применением насилия.                                                            
                                                                                
Хотел бы сказать, что в Татарстане, да и в других регионах Поволжья веками,     
столетиями формировалось общество, построенное на основе дружбы,                
межнационального согласия, толерантных отношений между конфессиями. И этому     
обществу и властным структурам экстремистами был брошен открытый вызов. В       
Казани летом 2012 года были совершены нападения, покушения на убийство          
руководителей духовного управления мусульман. Только с привлечением             
сотрудников внутренних дел получилось закрыть приход мечети Аль-Ихлас,          
сторонники которого стали совершенно открыто проводить уличные акции в виде     
пикетов, митингов и автопробегов, где призывали к созданию халифата на          
территории России и свержению светской власти. В данных мероприятиях            
принимали участие в среднем до двухсот пятидесяти человек, и они проходили не   
только в городе Казани, но и в других городах республики. Кстати, имамом        
мечети является ранее судимый за экстремистскую деятельность сторонник          
запрещённой партии "Хизб ут-Тахрир".                                            
                                                                                
В прошедшем году в Республике Татарстан зарегистрировано двадцать семь          
преступлений экстремистской направленности и террористического характера,       
вынесены соответствующие судебные решения в отношении активных участников и     
сторонников радикального ислама. Последние события, произошедшие в              
Санкт-Петербурге: на рынке действовали экстремисты, вели религиозную            
деятельность, некоторые из них даже не были гражданами нашей страны. В          
последние годы произошли многочисленные убийства мусульманских лидеров в        
кавказских республиках. Я привёл только несколько примеров, фактов, которые     
демонстрируют непростую ситуацию в мусульманской умме, оказывают серьёзное      
влияние на спокойную и мирную жизнь граждан и требуют принятия                  
незамедлительных мер со стороны государственных органов.                        
                                                                                
Мы должны закрыть все легальные и нелегальные возможности для пропаганды и      
распространения чуждых нам религиозных вероучений, направленных на насилие и    
экстремизм. Каждый четвёртый житель Республики Татарстан сегодня считает        
ситуацию напряжённой, 88 процентов видят в салафизме экстремизм, в регионах с   
мусульманским компонентом населения серьёзно активизировались проповедники,     
исповедующие чуждые нам принципы религиозной нетерпимости и вражды,             
развернули активную работу среди молодёжи, стал насаждаться религиозный         
фанатизм. В результате из-за всех этих процессов Госсоветом Республики          
Татарстан 3 августа 2012 года были приняты изменения в Закон Республики         
Татарстан "О свободе совести и о религиозных объединениях", направленные на     
предупреждение религиозного экстремизма, однако мер, принимаемых только на      
уровне субъекта, недостаточно. В связи с этим, а также с учётом того, что       
религия отделена от государства, и был внесён законопроект, который мы сейчас   
рассматриваем, кратко изложу суть предлагаемых изменений.                       
                                                                                
Законопроектом предлагается установить требования для кандидатов на должности   
духовных лиц в том числе о наличии специального образования, полученного в      
образовательных учреждениях, находящихся на территории Российской Федерации,    
а также установить порядок признания дипломов о получении религиозного          
образования в иностранных учебных заведениях. Полагаем, что не кто иной, как    
сами религиозные организации могут подтвердить, насколько полученное            
религиозное образование отвечает содержанию исповедуемого вероисповедания и     
может ли это образование стать основанием для назначения на должности           
духовных лиц.                                                                   
                                                                                
Законопроектом также предлагается обязать религиозные организации заключать     
трудовые договоры с работниками. То есть субъектам Российской Федерации         
предоставляются права на установление требований к образованию служителей,      
религиозного персонала и на заключение трудовых договоров. Законопроектом       
устанавливается запрет на участие в религиозных организациях лиц, в отношении   
которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности, а    
также иностранных граждан или лиц без гражданства, в отношении которых          
принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской       
Федерации.                                                                      
                                                                                
Хотел бы сказать, что законопроект внесён депутатами всех фракций, поддержан    
двумя комитетами Совета Федерации, абсолютное большинство субъектов             
Российской Федерации представило свои положительные заключения на данный        
законопроект.                                                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, прошу поддержать и принять в первом чтении данный            
законопроект.                                                                   
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь.                                  
                                                                                
Содоклад первого заместителя председателя Комитета по делам общественных        
объединений и религиозных организаций Михаила Юрьевича Маркелова.               
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МАРКЕЛОВ М. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я не буду повторять          
концепцию законопроекта, хочу сказать лишь о том, что комитет, конечно же,      
разделяет обеспокоенность авторов законодательной инициативы распространением   
в религиозной среде нетрадиционных идей, участившимися в последнее время        
случаями экстремизма, речь идёт также и о достаточно агрессивных проявлениях,   
вы знаете о трагических случаях, об убийствах отдельных религиозных             
служителей. Комитет считает важным отметить, что концепция данного              
законопроекта направлена на реализацию в том числе положений послания           
президента, где говорится о том, что "мы должны всецело поддержать институты,   
которые являются носителями традиционных ценностей, исторически доказали свою   
способность передавать их из поколения в поколение".                            
                                                                                
Как уже сказал Ильдар Ирекович, сорок шесть субъектов Российской Федерации      
поддержали инициативу, однако у комитета есть замечания, они не носят           
концептуального характера. В частности, одно из замечаний касается того, что    
субъекты права законодательной инициативы предлагают дополнить статью 4         
Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" пунктом    
8, которым предусматривается право установления законами субъектов Российской   
Федерации в целях противодействия экстремистской деятельности требований к      
заключению религиозными организациями трудовых договоров со своим персоналом,   
а также требований к религиозному образованию персонала религиозных             
организаций. С точки зрения комитета, такие требования являются прежде всего    
сферой правового регулирования прав и свобод, в соответствии с пунктом "в"      
статьи 71 Конституции Российской Федерации "регулирование и защита прав и       
свобод человека и гражданина" относятся к ведению Российской Федерации,         
поэтому данные вопросы могут регламентироваться исключительно федеральными      
законами. Также имеется ряд замечаний, которые касаются сферы трудовых          
отношений, регулирования трудовых отношений, и религиозного образования.        
                                                                                
В целом комитет, подчёркиваю ещё раз, поддерживает концепцию законопроекта и    
считает, что ко второму чтению поправками можно устранить все замечания.        
                                                                                
Доклад окончен. Спасибо за внимание.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы? Есть.                                                          
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Попов Сергей Александрович, пожалуйста.                                         
                                                                                
ПОПОВ С. А., председатель Комитета Государственной Думы по Регламенту и         
организации работы Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" .              
                                                                                
Уважаемые коллеги, уважаемый Михаил Юрьевич! У меня вопрос один.                
Действительно, очень важная тема поднята в данном законопроекте, касающаяся     
проблем, которые есть в мусульманской умме, но мне хотелось бы всё же           
услышать, каково отношение к этому других религиозных объединений в             
Российской Федерации, поскольку требования будут относиться не только к одной   
конфессии, а ко всем религиозным объединениям на территории России? Какова      
позиция Русской православной церкви, других крупных наших религиозных           
объединений?                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон включите, пожалуйста.                            
                                                                                
МАРКЕЛОВ М. Ю. Уважаемый Сергей Александрович, вполне законный и абсолютно      
верный вопрос. У Русской православной церкви есть очень много претензий и       
вопросов по данному законопроекту, я сразу скажу. В частности, отмечено, что    
вопреки требованиям отдельных статей регламентируется вопрос о замещении        
должностей духовных лиц религиозных организаций, религиозные организации        
обязывают отнести к числу непременных требований к кандидатам на такие          
должности образовательный ценз, вынуждают устанавливать ограничения,            
связанные с занятием должностей духовных лиц, - это я цитирую заключение,       
которое дала Московская патриархия. Здесь отмечается, что государственное       
регулирование вопросов избрания, назначения и замены персонала религиозных      
организаций означает вмешательство государства в их деятельность.               
                                                                                
Вы знаете, что мы ведём активный диалог с Русской православной церковью, с      
Московской патриархией и обсуждали эту законодательную инициативу. Конечно      
же, во втором чтении необходимо учесть все пожелания и просьбы, в том числе и   
Русской православной церкви.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тарнавский Александр Георгиевич.                          
                                                                                
ТАРНАВСКИЙ А. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                
                                                                                
Вопрос Ильдару Ирековичу.                                                       
                                                                                
Предыдущий законопроект занимал восемьдесят четыре страницы, а этот - одну,     
всего-то несколько абзацев, поэтому хочешь не хочешь, а, читая этот текст,      
внимательнее относишься к тому, что написано. Я прошу прокомментировать, как    
должна применяться норма о недопущении участия в религиозных объединениях       
лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской   
деятельности. У кого имеются сведения, кто определяет? Что вообще коллектив     
авторов имел в виду и как предлагает нам или правоприменительным органам        
использовать эту норму?                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон.                                        
                                                                                
ГИЛЬМУТДИНОВ И. И. Да, я согласен, здесь необходимо уточнение, мы               
договорились и с представителями Министерства юстиции, и с нашим Правовым       
управлением, что внесём поправки и более чётко пропишем все эти нормы.          
                                                                                
Кстати, я не случайно привёл пример с имамом: он уже был судим за экстремизм,   
но всё равно продолжал работать в мечети, только со второго раза его оттуда     
убрали. И таких примеров много, поэтому нам хотелось бы, чтобы мы всё равно     
ряд норм более чётко и правильно прописали в отношении тех людей, которые       
либо уже были судимы, либо на них заведены дела органами внутренних дел, так    
что мы внесём поправки ко второму чтению.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Овсянников Владимир Анатольевич, пожалуйста.              
                                                                                
ОВСЯННИКОВ В. А. Я снимаю вопрос. Всё, спасибо.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Старовойтов Александр Сергеевич, пожалуйста.              
                                                                                
СТАРОВОЙТОВ А. С. У меня вопрос к докладчикам.                                  
                                                                                
Я делал запрос в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, МВД Российской   
Федерации по факту того, что на территории Республики Татарстан активисты       
запрещённой экстремистской организации "Хизб ут-Тахрир", которые выступают за   
создание всемирного халифата, появлялись на разного рода массовых               
мероприятиях и демонстрировали свою атрибутику, в частности флаги организации   
с надписью арабской вязью, которая в переводе на русский язык означает: "Нет    
Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед - пророк Его". Действительно, эти флаги          
являются знаками организации, но тем не менее, как мне ответили из              
прокуратуры и из МВД, не относятся к разряду запрещённых.                       
                                                                                
Вопрос: как мы планируем эффективно бороться с проявлениями экстремизма, если   
различная атрибутика, которую, по сути дела, все понимают... (Микрофон          
отключён.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон Маркелову.                  
                                                                                
МАРКЕЛОВ М. Ю. Я отвечу на этот вопрос. Дело в том, что то, о чём вы            
спрашивали, не относится напрямую к обсуждаемому законопроекту, это абсолютно   
другая епархия, что называется. Ваш вопрос касается борьбы с экстремизмом и     
другими радикальными проявлениями, а мы сейчас говорим совершенно о другом -    
о том, что, как выступающий объяснял, сегодня существует реальная угроза        
радикализма, радикальных течений и надо в этом направлении работать. А ваш      
запрос, я думаю, не относится к сфере этого законопроекта.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гильмутдинову включите микрофон.                          
                                                                                
ГИЛЬМУТДИНОВ И. И. Я могу ознакомить с оперативными данными Министерства        
внутренних дел в отношении данной организации, которая входит в число           
запрещённых. Подходите ко мне, я всю информацию по этому поводу предоставлю.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ищенко Антон Анатольевич.                                 
                                                                                
ИЩЕНКО А. А. Я снимаю вопрос.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
По ведению - Ушаков Дмитрий Владимирович.                                       
                                                                                
УШАКОВ Д. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                    
                                                                                
В связи с технической ошибкой при голосовании по 27-му вопросу повестки дня     
депутаты Ушаков, Петухова, Дмитриева, Хованская, Крутов, Грачёв воздержались.   
Прошу учесть в результатах голосования.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите в стенограмму.                                   
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть.                                      
                                                                                
Включите запись на выступления.                                                 
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Маркелов Михаил Юрьевич, в конце будете выступать, да?                          
                                                                                
Тарнавский Александр Георгиевич, пожалуйста.                                    
                                                                                
ТАРНАВСКИЙ А. Г. Во-первых, я хотел бы поддержать всё, что было сказано         
уважаемыми докладчиком и содокладчиком, и снять шляпу перед авторами            
законопроекта, которые не побоялись открыть, так сказать, ящик Пандоры,         
предложив внести в текст Федерального закона "О свободе совести и о             
религиозных объединениях" определённые новации. Это несомненно плюс, хотя       
дело очень ответственное, поскольку мы знаем, как сейчас взрывоопасна           
ситуация в религиозной сфере.                                                   
                                                                                
Во-вторых, хочу обратить особое внимание на заключение Правового управления     
Аппарата Государственной Думы: практически ко всем пяти-шести абзацам,          
которые нам предложены, есть серьёзные претензии - одна норма не                
соответствует Конституции, другая норма излишня, третья не совсем точна и её    
надо править. Я рассматривал этот законопроект, если говорить о его редакции    
в первом чтении и о концепции, как инструмент противодействия экстремистской    
деятельности. И в этой связи я приглашаю всех коллег - не только членов         
нашего комитета и авторов законопроекта - в этом деле поучаствовать,            
поскольку, если мы его примем в первом чтении, поле для работы очень велико.    
Этот закон действительно усилит наши позиции, можно использовать этот           
документ как инструмент в целях противодействия экстремистской деятельности.    
И здесь действительно нужны новые идеи, и комитет наверняка за то, чтобы не     
только авторы, но и все члены парламента, кому это интересно, кто хотел бы      
поработать, эти идеи представили, тем более что в нашем комитете имеется и      
другой законопроект на эту тему, то есть здесь работы непочатый край.           
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Худяков Роман Иванович, пожалуйста.                       
                                                                                
ХУДЯКОВ Р. И. Уважаемые коллеги, мне, как представителю фракции ЛДПР,           
небезразлична судьба проекта федерального закона "О внесении изменений в        
Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" и статью     
343 Трудового кодекса Российской Федерации". Безусловно, важную роль в          
решении данной проблемы призвана играть правоприменительная практика.           
Вынесенный на рассмотрение законопроект направлен на защиту прав и свобод       
человека и гражданина, на предупреждение религиозного экстремизма, на           
содействие укреплению межконфессионального согласия.                            
                                                                                
На сегодняшний день имеет место проблема роста религиозного экстремизма.        
Безусловно, задача государства - противодействовать экстремизму в религиозной   
сфере и принять эффективные меры, направленные на предупреждение и пресечение   
проявлений любых его форм. Религия - это источник человеческой духовности,      
духовности общества в целом, совокупность духовных ценностей, вероучений,       
поэтому огромное значение имеют уровень и качество образования тех людей,       
которые доносят религиозные знания, вероучения до каждого. В связи с этим       
законопроектом предусматривается право религиозных организаций "устанавливать   
в соответствии со своими внутренними установлениями ограничения и требования,   
в том числе в части религиозного образования", к священнослужителям,            
религиозному персоналу, работникам, а также кандидатам на указанные             
должности.                                                                      
                                                                                
Важно отметить, что законопроектом предусматривается право установления         
законами субъектов Российской Федерации в целях противодействия                 
экстремистской деятельности требований к заключению религиозными                
организациями трудовых договоров со своим персоналом. Это позволит субъектам    
Российской Федерации применять не общий инструмент урегулирования проблемы      
религиозного экстремизма, а в зависимости от своей культурной самобытности и    
религиозных традиций.                                                           
                                                                                
Внесённые изменения и поправки будут способствовать решению проблемы            
экстремизма, так как обеспечат принятие эффективных мер и согласованных         
действий, направленных на пресечение экстремистской деятельности на             
территории Российской Федерации.                                                
                                                                                
Фракция ЛДПР полностью поддерживает данный законопроект и просит вас,           
уважаемые коллеги, также проголосовать единогласно за него.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Маркелов Михаил Юрьевич, пожалуйста.                      
                                                                                
МАРКЕЛОВ М. Ю. Уважаемые коллеги, я понимаю, что все устали, конец рабочего     
дня, но вопрос действительно очень важный, и главное, что по законопроекту      
есть частные вопросы, которые надо решать.                                      
                                                                                
Я вот просто хочу вам для примера показать очень интересные документы, вот      
они у меня в руках: это документы не вчерашнего дня, не 90-х годов, это         
материалы, которые сегодня распространяются не только на территории             
Республики Татарстан или на Северном Кавказе. Конечно, людям непросвещённым     
очень трудно отличить сегодня газават от джихада и понять, что такое джамаат    
и так далее, но структура, связанная в этим, вполне легально работает сегодня   
в одной из наших республик, в частности в Республике Дагестан. Что это такое?   
Это учебный центр, по большому счёту, по крайней мере во время                  
контртеррористической операции это называлось так. Сейчас это фактически        
легализовано. Какова его структура, кто туда входит (причём они сами создали    
эту структуру, чтобы понимать иерархию, кто к кому относится)? Моджахеддины,    
члены джамаата. Раньше джамааты были сельскими общинами, и ничего плохого в     
слове "джамаат" нет, но сегодня они перешли в города, и сегодня они             
объединены по религиозному признаку, и это в основном не связано с              
традиционным исламом, это люди, которые представляют салафитское течение        
ислама и которые сегодня организуют борьбу против так называемых неверных.      
                                                                                
Так вот, дальше. Студенты - после моджахеддинов, которые призваны воевать, -    
это люди, активно и сознательно помогающие джамаату, пользующиеся доверием,     
способные выполнять определённую работу, это интеллектуальный потенциал.        
Слушатели - люди, недавно пришедшие, которых надо адаптировать к внешней        
среде. Легальная деятельность, перечисляю: попытка зарегистрировать эту         
организацию (как необходимое условие), поиск помещения для деятельности,        
организация "призыва" и учебного процесса, издание просветительских газет,      
установление контактов с религиозными организациями в Москве, правозащитная     
деятельность и связи с правозащитными организациями, создание дошкольных        
учебных заведений, создание специальных исламских учебных заведений. Это        
малая толика - то, что я перечисляю, уважаемые коллеги!                         
                                                                                
Статья 28 Конституции Российской Федерации гарантирует свободу совести и        
вероисповедания, но свобода совести и вероисповедания накладывает на любого     
человека серьёзную ответственность. Я хочу несколько слов сказать о нашей       
недавней истории. Вы знаете, я в 91-ом году в качестве журналиста был в         
славном городе Грозном и наблюдал такую картину: тогда Джохар Дудаев объявил    
всеобщую амнистию, и вот эти бывшие зэки сидели на центральной площади в        
октябре, когда было уже холодно, шли дожди, возле Вечного огня, сушили там      
носки, а рядом с ними сидел, так сказать, товарищ, представитель вот этих       
групп одной из арабских стран и читал суры из Корана. Но суры из Корана можно   
читать... (Микрофон отключён.)                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тридцать секунд добавьте.                                 
                                                                                
МАРКЕЛОВ М. Ю. Уважаемые коллеги, очень долго можно говорить. Жалко, что меня   
обрывают, потому что эта раковая опухоль стала перерастать в метастазы.         
Законопроект нужен, я вас прошу проголосовать за. Конечно же, надо учесть,      
что он не должен касаться только одной лишь мусульманской религии.              
Безусловно, те замечания, связанные с позицией Русской православной церкви,     
которые высказывал и Сергей Александрович и многие другие депутаты, должны      
быть учтены. Мы сегодня принимаем концепцию, поэтому я прошу, и фракция         
поддерживает эту позицию... (Микрофон отключён.)                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представители президента, правительства? Авторы?                                
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" и статью     
343 Трудового кодекса Российской Федерации" в первом чтении.                    
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 07 мин. 56 сек.)                 
Проголосовало за              363 чел.80,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    364 чел.                                          
Не голосовало                  86 чел.19,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.