Заседание № 94
23.04.2013
Вопрос:
О проекте федерального закона № 195001-6 "О паспорте гражданина Российской Федерации".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1659 по 2409 из 6272
Следующий, 18-й вопрос, проект федерального закона "О паспорте гражданина Российской Федерации". Тамара Васильевна Плетнёва, пожалуйста. ПЛЕТНЁВА Т. В., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, я была совсем недавно на заседании одном, на парламентских слушаниях по вопросам обороны, и там один лётчик вышел, вот так посмотрел на нас на всех, вздохнул и сказал: "Жить по правде очень трудно!" Вот мне очень понравилось это выражение, и я хочу сегодня тоже с него начать: жить по правде очень трудно! Мы с вами знаем, что такое паспорт. И мы с вами депутатами не всегда будем - будем простыми гражданами. Паспорт - основной, главный документ, который мы предъявляем всегда и везде по первому требованию - я имею в виду в государственных учреждениях, в фискальных структурах, - поэтому в паспорте должны указываться не только наши фамилия, имя и отчество, но и всё остальное: где мы проживаем, где прописаны. Это и для государства очень важно. Мы с вами сегодня закона о паспорте не имеем. Мы живём с тем паспортом, который нам выдали после развала Советского Союза. В 1997 году Ельциным был издан указ в нарушение, кстати, Конституции, затем, немножко попозже, но в том же 1997 году, вышло положение правительства и мы получили российский паспорт. Тогда все были очень довольны, потому что было неясно, в какой стране мы живём, и многие радовались, что наконец-то гражданство подтверждено вот этим паспортом. Однако посмотрите Конституцию нашу с вами, которую принимали тоже вот так, под шумок, - авторы её, видимо, Ельцину и подсказали, что в российском паспорте национальность не нужно указывать, она не нужна, сами нарушили 26-ю статью Конституции, где написано: никто не может лишить гражданина права на национальность, и в то же время говорится, что национальность указывается по желанию гражданина. Я работала над этим проектом закона о паспорте, и там, в общем-то, новшество только одно: есть строчки, которые должны быть заполнены обязательно, и есть те, что заполняются по желанию, в том числе это и национальность, и ИНН, и резус-фактор (кто хочет указывает), и группа крови, которая по желанию может быть внесена в паспорт, - это тоже очень важные данные. Два месяца, может быть больше, рассматривало правительство этот законопроект. Вначале вроде бы и одобрительные были отзывы. Я вопрос об этом задавала и премьер-министру, когда он встречался с нашей фракцией перед своим назначением. Он согласился: да, это неправильно, что граждане были лишены национальности. Однако потом он сказал: знаете, это вызовет опять какие-нибудь неправильные толки, поэтому, скорее всего, принято не будет. Таким образом, правительство дало отрицательное заключение, а вы знаете, что это вердикт для нас, для Государственной Думы, это аксиома для большинства в Думе: раз правительство против - значит, всё. И какие замечания я получила на свой проект? Ну написали бы уж честно: мы будем вводить так называемую пластиковую карточку вместо паспорта, где будет чип, - это по сути дела будет тотальная слежка за каждым человеком. И тут же пишут мне, что нет финансового обоснования. Вы знаете, я в "Гознаке" узнала, какова отпускная цена нашего паспорта, бланка, который они печатают, - 117 рублей. И вы знаете прекрасно, что мы, когда получаем паспорт, платим, то есть затрат государство нести не будет, кроме как за выдачу, да и выдают тоже не сразу всем, а постепенно. Ко мне поступает очень много обращений, особенно от верующих, от служителей церкви, где вот такие слова написаны, я вам зачитаю: "В обществе распространяется обоснованная тревога по поводу того, что использование пожизненного персонального цифрового идентификатора в виде кода, карты, чипа и тому подобного может стать обязательным условием доступа каждого ко всем жизненно важным материальным и социальным благам. Использование идентификатора вкупе с современными техническими средствами позволит осуществлять тотальный контроль за человеком без его согласия, отслеживать его перемещение, покупки, расчёты, прохождение медицинских процедур, получение социальной помощи и другие юридически и общественно значимые действия и даже личную жизнь". О нас с вами, о нашей личной жизни очень много пишут в Интернете, мы начинаем возмущаться, говорить, что это недопустимо, что это безобразие, когда пишут, кто когда и с кем развёлся, кто за что платит, кто не платит, при этом все согласны с введением паспорта с электронными носителями, а про наш говорят, что это будет дорого для государства. Как раз вот та карточка будет стоить дорого: во-первых, работа фирм, которые, кстати, уже готовы её изготовить и распространить, во-вторых, каждому милиционеру нужно будет выдать аппарат, который будет считывать информацию, а иначе, допустим, даже если милиционер потребовал эту карту - что он по ней сможет понять? То есть вот то, что на самом деле дорого, - это нужно, а новый российский паспорт, который мы предлагаем, не нужен! Я согласна только с одним замечанием, которое поступило и от нашего Правового управления, и от профильного комитета Совета Федерации, - что заграничные паспорта не выдают консульские службы. Да, я не была с этим знакома, не знала, что сейчас у них этой функции нет, во втором чтении можно спокойно убрать эту статью. Я считаю, что это очень важный закон, конституционный закон: если мы хотим в нашем государстве отслеживать миграцию и регистрацию, знать, где человек живёт и какой он национальности, то нужен новый паспорт. Вот мы в Комитете по делам национальностей рассматриваем законопроект о народах Севера - о каких именно народах, ведь у нас не указана национальность в паспорте? Или говорим: народы Кавказа. Во-первых, это унижение, и в первую очередь унижение русских, потому что их большинство, но они в своём государстве не имеют национальности. Вот мы берём в качестве примера Америку, там, мол, все американцы - так они пришли и завоевали чужую землю, и с них пример нам брать не надо! Может быть, мы когда-нибудь и придём к тому, к чему стремились в Советском Союзе: "единая общность - советский народ". Мы ведь понимали, что этого ещё нет, хотя у народов было очень много общего и мы не считались с национальностью, выходя замуж или женившись, то есть была настоящая дружба. А сегодня этот вопрос вызывает недовольство, негодование. Я знаю, что в Татарстане и в Башкортостане вводились первоначально бланки, вкладыши, где на их языке указывалась национальность. Потом, правда, это не прижилось, но это же есть: кто хочет, может получить такой вкладыш. Комитет по делам национальностей, наш комитет, почему-то этот законопроект не рассматривал - только комитет по конституционному законодательству. Так вот первое, что он должен был отметить, - что в нашем паспорте нарушена 26-я статья Конституции! Я вас прошу поддержать законопроект. Всего доброго! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич Плигин, пожалуйста. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Тамара Васильевна провела колоссальную работу: она связала законопроект, который касается в принципе технического вопроса, с целым рядом политических вопросов и политических предложений, мы же при анализе данного законопроекта исходили исключительно из того, что речь идёт о регулировании статуса основного документа - паспорта гражданина Российской Федерации. Прежде всего хотел бы сказать, Тамара Васильевна, что при обсуждении вопросов, касающихся основных документов, мы всегда с очень большим вниманием относились к позициям общественных организаций, религиозных объединений, и это, в частности, нашло отражение в том, что не заполняется графа, называемая "Личный код". Мы действительно с уважением относимся к этим позициям, это учитывается - спасибо большое, что вы обратили внимание на это. Действительно, в мировой практике в настоящее время складываются различные позиции относительно концепции формирования основного документа, документа, удостоверяющего личность, и мы являемся в том числе участниками этого глобального процесса. Сейчас точно предсказать, как технически может быть подготовлен документ, основной документ, сложно, но, несомненно, он должен быть адаптивным к современным системам установления личности, электронным системам, и это ни в коей мере не нарушает никакие права человека. Если говорить о собственно законопроекте, то по результатам рассылки на него поступило в общей сложности пятьдесят семь отзывов от субъектов права законодательной инициативы, в шестнадцати отзывах законопроект поддерживается, в четырёх отзывах отношение к законопроекту не выражено, в тридцати семи отзывах выражено отрицательное отношение к законопроекту. На что прежде всего хотел бы обратить внимание? На рассмотрении в Государственной Думе уже неоднократно находились аналогичные проекты, в которых ставился вопрос об урегулировании статуса основных документов Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина России, в частности, это были: законопроект, внесённый Президентом Российской Федерации 28 декабря 1995 года, законопроект, который вносился нашими коллегами - депутатами Государственной Думы предыдущих созывов Курочкиным, Рыбаковым, Лукьяновым, Леоничевым, и другие законопроекты. Анализируя их, точно так же как и тот законопроект, о котором мы говорим в настоящее время, и понимая в принципе необходимость дальнейшего законодательного регулирования отношений в этой сфере, хотелось бы сказать, что современный Указ Президента Российской Федерации "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации" полно и системно регулирует эти вопросы и что, собственно говоря, предлагаемый законопроект не содержит существенных новелл, которые не предусматривались бы в этом указе. Вниманию депутатов Государственной Думы представлено очень полное и объёмное заключение комитета, я не хотел бы останавливаться на нём подробно. В то же время в целом ряде случаев действительно нужно было бы уточнить и перечень сведений и отметок, вносимых в паспорт, и то, какого характера эти отметки, каков их правовой режим, текстовые это обозначения или какие-то иные, графические обозначения, и другое. Тем не менее самое главное, что хочу подчеркнуть: мы считаем преждевременным это регулировать, нужно понимать, что речь идёт не только о паспорте гражданина России, речь идёт одновременно, допустим, о документе моряка, о заграничном паспорте, который даёт право на въезд и выезд, о дипломатическом паспорте, о служебном паспорте и многих других, то есть это должен быть комплексный нормативный акт. Тамара Васильевна, оставшиеся тридцать секунд я хочу посвятить тому политическому аспекту, который вы затронули, - проблеме национальности, проблеме нации, проблеме размещения этих отметок и прочих. Действительно, политическая практика Российской Федерации подчёркивает сдержанное отношение к установлению любых дополнительных критериев, которые разделяли бы граждан Российской Федерации. Сложнейший процесс формирования единого советского народа происходил... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте полминуты. ПЛИГИН В. Н. ...думаю, что не менее сложно будет идти и процесс формирования российской гражданской нации, и мы должны всячески работать над объединительными вещами, которые будут происходить. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич. Есть ли вопросы, коллеги? Прошу записаться. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Александр Григорьевич Тарнавский. ТАРНАВСКИЙ А. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Вопрос Тамаре Васильевне. Тамара Васильевна, что касается сегодняшнего дня, то, конечно, не надо что-то выдумывать, иногда надо следовать тем примерам, которые подают страны с развитой рыночной экономикой, развитые страны, где не во всех, а наверное, в очень немногих, есть паспорт. Но я хотел бы вас спросить, как опытного депутата, изучавшего этот вопрос: почему всё-таки такой закон раньше не принимался? Владимир Николаевич уже упомянул, что четыре раза вносились разные законопроекты и в итоге они почему-то всё время теряли актуальность. И посмотрите заключение комитета - комитет пишет, что главный недостаток законопроекта, который не может быть устранён (и поэтому, видимо, он идёт на отклонение), это его неактуальность. Поясните, пожалуйста, что за этим стоит. ПЛЕТНЁВА Т. В. Вы знаете, я не могу отвечать за Правовое управление, за правительство, я только могу догадываться, почему неактуально. Дело в том, что первое, чего у нас нет, - у нас нет закона о паспорте, у нас есть указ. Ельцина уже нет, и указы его не действуют, правительство тоже сто раз менялось, а мы всё так и живём. Сегодня просто кого-то не устраивает, кто-то не согласен с тем, что в паспорте нужна графа "Национальность". Кому это выгодно - я тоже могу только догадываться, не могу точно вам сказать, потому что никого не хочу оскорблять. Я думаю, никто в нашей стране не будет своей национальности стесняться, и не должен, потому что все народы равны и все имеют одинаковые права. А когда говорят о том, что это нас разъединит, - это как раз запреты нас разъединяют, а вот все указания на национальность, наоборот, поддерживают наше единство. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Иванович Савельев. САВЕЛЬЕВ Д. И., фракция ЛДПР. Тамара Васильевна, скажите, насколько вы учитывали опыт зарубежных, ну, иных стран при написании своего законопроекта, в том числе, может быть, даже и социалистических, которых осталось совсем мало? Ну, вот тот паспорт, который сейчас существует, абсолютно неудобен. Посмотрите, как эволюционировали права - от довольно объёмной такой книжицы до небольшой карточки. Посмотрите даже пример той же социалистической Кубы (почему говорю про соцстраны - потому что вы представитель Компартии) - там тоже карта, минимального размера, небольшая такая, удобная для эксплуатации карточка, а не многостраничный документ, в котором содержатся записи и о национальности, и об этом, и о том... Не считаете ли вы, что нужно максимально упростить по крайней мере внутренний паспорт? Я не беру загранпаспорт, там особая форма, особая ситуация, но внутренние паспорта - их нужно максимально упростить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тамара Васильевна, пожалуйста. ПЛЕТНЁВА Т. В. Я не считаю, что нам необходимо в этом случае брать такой пример - что, мол, нам необходима простая карточка с указанием только фамилии, имени, отчества, а в чипе будет заложено всё что нужно. Ну почему я так говорю? Наша страна особенная, она многонациональная, и вы знаете, что национальный вопрос ещё со времён царской власти, а затем становления советской власти стоял во главе угла правления, поэтому я считаю, что это должно быть обязательным условием. Вот почему я сегодня решила внести законопроект по этому вопросу, по которому уже несколько раз пытались вносить законопроекты, но их тоже не принимали. Будет карточка, не волнуйтесь, Дмитрий Иванович, она обязательно будет, скоро это предложение внесут, - мы его примем и будем ходить вот с такой карточкой, по которой нас будут отслеживать, и вас в том числе тоже. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Анатольевич Нилов. НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Владимир Николаевич, как вы считаете, процедура получения паспорта Российской Федерации гражданином Российской Федерации, соотечественником, который не является гражданином, и тем, кто не имеет ни гражданства, ни паспорта другой страны, то есть является нелегальным мигрантом, должна быть разной? Если так, то почему в законопроекте, о котором мы ещё будем сегодня говорить (8-й вопрос повестки), как я его называю, об упрощённом порядке получения российского паспорта лицами без гражданства, без документов, без паспорта любой другой страны, вы, как автор, предлагаете вариант, когда не требуется обязательное проведение дактилоскопирования? Здесь у вас одна история - что это хорошие, современные методы, а в другом законопроекте вы всё упрощаете донельзя, я считаю. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Олег Анатольевич, вы, скорее, говорите не о процедурах, связанных с технологическими вопросами получения паспорта, а о вопросе установления связи, то есть о получении гражданства Российской Федерации. Конечно же, для разных категорий людей вопросы установления этой принципиальной связи с государством, получения гражданства Российской Федерации, приобретения этого гражданства решаются по-разному, это совершенно справедливо. Что касается технологической стороны выдачи основного документа, в случае если есть гражданство, он выдаётся для всех категорий абсолютно аналогично. И спасибо большое за приглашение к обсуждению вопросов установления личности иностранного гражданина и того особого порядка, который мы сегодня предусматриваем для тех случаев, когда речь идёт о подтверждении фактически уже состоявшейся связи с российским государством в рамках ранее принятого закона о так называемой паспортной амнистии. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Владимир Николаевич, вы широко эрудированный человек и квалифицированный юрист, и вы только что говорили о паспортной амнистии, и это при отсутствии закона о паспорте. Не считаете ли вы, что, вообще-то, после Конституции закон о паспорте должен быть первым конституционным законом, даже впереди законов о правительстве и других государственных органах, и почему отвергаете первую попытку создания такого закона? ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Николай Васильевич, перед этим я только что говорил, и мои коллеги повторили, в частности Александр Георгиевич Тарнавский, о том, что было уже четыре попытки, поэтому это далеко не первая попытка. Это первое. Второе. Я говорил о так называемой паспортной амнистии, то есть я в данной ситуации использовал, скорее, бульваризм, а не имел в виду подтверждение гражданства по сути. И мы считаем, что в настоящее время необходимо дополнительно работать вообще над проблемой основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, в том числе с учётом складывающейся международной практики, международных соглашений Российской Федерации, - мои коллеги здесь тоже об этом говорили, ваши коллеги, а также над технической стороной - над тем, каким образом должна удостоверяться личность гражданина Российской Федерации в современных условиях. Одна минута пятьдесят шесть секунд есть при ответе на вопрос, поэтому я хочу вернуться вот к чему: Тамара Васильевна фактически в своём выступлении отказалась от того, что она внесла законопроект о паспорте как об основном документе, она сказала, что внесла законопроект, где сосредотачивается на проблеме национальности - а это совершенно отдельная проблема, это не проблема основного документа, - и, второе, на предотвращении практики использования чипов, эти два вопроса были подняты. Что касается практики использования чипов, то всё это более подробно регулируется законом о защите персональных данных, изменения в который скоро мы будем обсуждать вместе с сопутствующими законами, и в рамках этого - пожалуйста, мы будем готовы предметно вопрос рассматривать. Более того, Тамара Васильевна, хочу вам сказать, что комитет, в том числе при рассмотрении вопроса об иностранном паспорте, был как раз той самой парламентской структурой, которая настаивала на максимальной открытости рассмотрения вопросов о том, какие данные должны содержаться в электронной форме и как эти данные должны дублироваться в письменной форме в основном документе. Здесь поднимался также вопрос дактилоскопии и возможного помещения отпечатков пальцев в банк данных, но это другая проблема. Подчёркивая важность всех этих явлений, я просто хочу сказать о необходимости комплексного решения вопроса. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Иванович Штогрин. ШТОГРИН С. И., фракция КПРФ. У меня вопрос, Владимир Николаевич, к вам. Всё-таки почему вы говорите, что пока преждевременно принимать закон, поскольку есть указ? Ну вы же знаете, что указы - это, как правило, временные нормативные документы, когда нужно срочно принять какое-то решение, а потом должен приниматься закон. Ведь, смотрите, проблема всеобъемлющая, крупная, и у нас, как я помню, наверное, не было ни одного случая, чтобы какой-то закон, даже подготовленный правительством, если он серьёзный, принимался без изменений, дополнений и так далее. Почему нельзя этот проект закона принять в первом чтении, а затем собрать рабочую группу, которая дополнит его всем необходимым, тем, что вы сочтёте нужным, и, может быть, осенью принять нормальный документ о российском паспорте, включив в него в том числе вопросы и заграничного паспорта, и паспорта моряка, и паспорта внутреннего, - то есть все эти вопросы решить в одном законе? ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Сергей Иванович, вынужден повториться и сказать о том, что если рассматривать проблему собственно паспорта и проблему основных документов, удостоверяющих личность, то проблема паспорта в этой части поглощается, это более узкая проблема, то есть мы должны разрабатывать системные подходы, рассматривать в целом проблему основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации. В настоящее время мы работаем в том числе и над технологическим аспектом, а это очень важный аспект основных документов, мне представляется, что указ всеобъемлюще и полно урегулировал эти отношения. И собственно говоря, за исключением превенций, связанных с теоретической возможностью использования чипов и, второе, с проблемой национальностей, законопроект ничего не дополняет. Законопроект, кстати, с точки зрения техники исполнения действительно очень качественный, то есть он юридически, технологически... Это качественный документ, другое дело, что вопросы технологии решаются в пределах этого документа, но он не затрагивает проблему в комплексе и не совсем отвечает современным тенденциям развития технологий удостоверения личности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Виталий Сергеевич Золочевский. ЗОЛОЧЕВСКИЙ В. С., фракция ЛДПР. Уважаемая Тамара Васильевна, не очень понятно, почему вы приводите в пример то, что нас лишили возможности указывать сведения о национальности, ведь у нас помимо паспорта гражданина Российской Федерации также существует свидетельство о рождении, в котором указано, к какой национальности принадлежат наши родители, по желанию, как вы правильно заметили, можно указать, какой национальности родители, и из этого, как я понимаю, вытекает, какой национальности ребёнок: вот у меня родился ребёнок, я указал, что я русский, мама русская, ребёнок русский - и всё в порядке, всё указано. И любой человек, на мой взгляд, может всегда твёрдо заявить о том, какой он национальности, и сделать это во всеуслышание, то есть я думаю, что никто у нас не отбирал национальность. Вот как вы это прокомментируете? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тамара Васильевна, пожалуйста. ПЛЕТНЁВА Т. В. Ну, я опять могу только догадываться, почему депутат Золочевский считает, что я по каким-то скрытым причинам внесла этот законопроект. Вы не правы. Я, например, люблю все национальности, и, хоть я сама не русская, не думайте, что я поэтому внесла законопроект - я-то как раз говорю, что 85 процентов русских лишены своей национальности. Если вас устраивает положение, которое сейчас: носить с собой метрические данные вот эти все, метрики, как мы говорим, свидетельства о рождении... Никто их не носит, взрослые люди зачастую уже не знают, где они у них, - носят вот этот документ основной, паспорт, о чём мы и говорим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Анатолий Евгеньевич Локоть. ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемый Владимир Николаевич, честно говоря, мне не очень понятно, почему мы обсуждаем форму паспорта, в каком виде он должен быть: в бумажном, в пластиковом или в каком-то ещё, обсуждаем то, что сказала Тамара Васильевна, а не обсуждаем суть законопроекта. Мне также непонятны аргументы комитета, который говорит о том, что данный законопроект ничем не отличается от четырёх предыдущих. Основной-то вопрос заключается в другом. Владимир Николаевич, вы скажите, пожалуйста, объясните позицию комитета или того, кто за комитетом стоит: почему правительство или кто-то там, не знаю, администрация президента, против того, чтобы статус паспорта в Российской Федерации был утверждён именно законом? Почему? Наверняка помните стихи Маяковского о советском паспорте, уверен в этом. Почему так же не должен российский гражданин гордиться тем, что он гражданин России, и показывать свой паспорт? Ну а про национальность и про свидетельство о рождении - я даже комментировать не хочу подобные вопросы. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Анатолий Евгеньевич, мы с вами были воспитаны в том числе на известном мультфильме о великом Гудвине, который где-то там прятался за шторой. Отвечаю, кто стоит за решением комитета, - это решение комитета и действительно принципиальная позиция, которую мы занимаем. Следующий момент. Я ни разу не сказал, что мы против принятия закона об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации. Действительно, когда будут доизучены наши международные обязательства, когда будут доизучены технологические аспекты, связанные с современными методиками установления личности, мы, несомненно, должны будем вернуться к решению этой проблемы либо в специальном законе об основных документах, либо, может быть, в каком-то другом законодательстве - это не вызывает никаких сомнений. Теперь что касается вопроса о том, почему я не говорю о тексте документа. Текст документа нами был уже оценён, но Тамара Васильевна, как вы заметили, задала такое направление разговора о своём законопроекте, она не останавливалась на его технических деталях - это была бы перечитка документа, - она остановилась на двух проблемах: национальность и чип. Я, соответственно, вынужден следовать этой логике. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ильдар Ирекович Гильмутдинов. ГИЛЬМУТДИНОВ И. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Владимир Николаевич, я бы хотел узнать вашу позицию: как вы считаете, вот запись или вкладыш на местном языке, на родном языке гражданина должны быть? Почему я об этом говорю? Потому что у многих народов фамилия, имя, отчество на родном языке и пишутся, и звучат иначе, чем на русском. Вот хотелось бы узнать ваше мнение. ПЛИГИН В. Н. Для идентификации личности на территории Российской Федерации всё равно нужен будет основной документ в том виде, в котором он существует, то есть официальными органами этот основной документ должен приниматься на русском языке, даже в случае отсутствия отчества. Но, вы знаете, этот вопрос решался по-разному, были различные подходы: иногда отчество вводилось, несмотря на то что существовала национальная традиция его не указывать, может быть обозначение на русском языке имени и без отчества. Что касается другого вопроса, вкладышей, вполне возможно присутствие такого документа, но мы должны всё же понимать, что в официальных взаимоотношениях может использоваться только тот документ, который мы обозначаем как российский паспорт, с записями, выполненными на русском языке. Другой документ, сопутствующий технологически, я думаю, идентифицирующего значения для взаимоотношений с Российским государством, с субъектом Российской Федерации иметь не должен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич, присаживайтесь. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Давайте по одному от фракции. Нет возражений? От фракции КПРФ выступает Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! С моей точки зрения, вообще-то, крепость государства определяется не вопросами формального гражданства, а наличием фундаментальных законов, а у нас получается, что важнее указ, временный документ, подзаконный акт (и это Владимир Николаевич знает). Да, по статусу он выше постановления правительства, но на самом деле он ниже даже простого рамочного закона, не говоря уже о конституционном законе или кодексе. С нашей точки зрения, Тамара Васильевна подняла очень важную для современной России проблему. Многие государства, в том числе и просуществовавшая дольше всех Византийская империя - тысяча сто двадцать три года - решали проблему многонационального населения. В Византии всех жителей называли ромеями, но там эти вопросы решали несколько по-другому: там для переселения в целях укрепления границ давали колоссальные подъёмные, если пользоваться нашей терминологией, давали бесплатно оружие, защищали своих граждан этим общим названием - ромеи. Что делаем мы? В нашем многонациональном государстве, может быть, в сто восемьдесят раз мы были бы счастливее, если бы знали обычаи, традиции друг друга, уважали всех одинаково, охраняли... Ну что же зазорного в том, что мы укажем в паспорте национальность? Вот здесь коллега Золочевский сказал, что у него есть свидетельство о рождении. Он, вероятно, не знает, что у нас даже закона об органах ЗАГС нет и органа ЗАГС федерального нет, у нас в каждом субъекте Российской Федерации функционирует свой орган ЗАГС, который может нарисовать вам всё что угодно, - и будете потом иметь проблемы в том числе ещё и с имуществом, потому что они там буковку неправильно напишут, например, вместо "ё" - "е" и так далее, а сегодняшние компьютерные технологии поспособствуют этому, и потом, когда столкнёшься с проблемой, очень удивишься. С нашей точки зрения, комитет и уважаемый Владимир Николаевич, в принципе очень квалифицированный человек во многих вопросах, но, вероятно, не от него это зависит... Ведь это фундаментальный вопрос, подчёркиваю: Конституция - это первый документ, и она у нас как священная корова, мы её не трогаем пока, хотя уже, наверное, такой вопрос стоит, а вторым по значению документом, с моей точки зрения, должен быть закон о паспорте, и мы призываем вас принять этот закон. У нас есть множество фактов, когда после первого чтения законопроект дорабатывался и приобретал более законченный вид, и я, например, помню случай, когда у нас в важный закон, в Уголовно-процессуальный кодекс, были внесены потом поправки, объём которых был больше, чем объём первоначально принятого текста. Закон о паспорте пора уже принять, наверное, созрели мы за двадцать лет, для того чтобы взять переработать и в один закон включить и хорошо прописанные положения указа, перевести их в нормы закона, и положения о загранпаспорте. Всё должно быть в одном документе, тогда мы положим ещё один кирпичик в крепкий фундамент нашего государства. Ну а Тамару Васильевну давайте поблагодарим за то, что она всё-таки проявила настойчивость, несмотря на неоднократные переносы рассмотрения этого законопроекта, что она затронула эту тему, - это, возможно, побудит комитет по конституционному законодательству всё же провести парламентские слушания. С нашей точки зрения, это в некоторой степени сможет способствовать и умиротворению на Кавказе наряду с экономическими мерами. Я знаю многих представителей республик Северного Кавказа (у меня много друзей в разных республиках), и я знаю, с каким уважением и пиететом они относятся к своей национальности и передают это чувство из поколения в поколение, и я знаю, насколько болезненно они относятся к тому, что национальность в паспорте не указана. Мне кажется, что это даже в некотором роде оскорбление. Кстати, в советском паспорте национальность писали, и никто этого не стеснялся. И самый последний из аргументов. Вот наша, с моей точки зрения, достаточно формально проводившаяся перепись... Я почему так говорю? Потому что я знаю факты, когда сидели определённые люди и, так сказать, совершали преступление, заполняя вот эти бланки, которые должен заполнять, вообще-то, лично каждый гражданин. В одних случаях это делали с целью сохранить статус города-миллионника, в других случаях - с другой какой-то целью, то есть экономический фактор превалировал над всем остальным, ведь мы с вами и статус Росстата опустили до статуса ведомственного органа. Сегодня, если вы посмотрите данные последней переписи, то увидите, что у нас появились экзотические нации, которых никогда не было на исторической территории России, и мне кажется, в этом плане это размывает в том числе и нашу историческую память. Я предлагаю поддержать законопроект Тамары Васильевны в первом чтении, после этого - в соответствии с правильной технологией - провести широкие парламентские слушания с привлечением представителей всех национальных республик и национальных меньшинств, обсудить этот вопрос и принять фундаментальный закон о паспорте уже с поправками, внесёнными во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Виталий Сергеевич Золочевский. Микрофон, пожалуйста, включите. ЗОЛОЧЕВСКИЙ В. С. Спасибо. Прежде всего хочу сказать, что фракция ЛДПР, безусловно, поддержит данный законопроект - инициатива нужная. Но с рядом тезисов всё-таки я не могу согласиться, и те аргументы, которые, в частности, автор приводила, меня смущают. Мы опять говорим, что 85 процентов русских лишены национальности, - я не могу так сказать, я ещё раз говорю, что, если человек русский, он всегда готов заявить об этом: многие пишут на футболках "Я - русский!", пишут на машинах, вывешивают российские флаги на своих балконах, хотя, к сожалению, сейчас это уже является административным нарушением, но всё равно это всё делается. Я уверен, что, когда идёт речь о чипах в карточках... Тамара Васильевна, возьмите ваш паспорт, фотографию к свету поднесите, - и вы увидите, что там уже содержится электронный чип с информацией, и есть специальные аппараты в некоторых государственных ведомствах, которые считывают эти данные. Всё это уже есть! И если опять-таки обратиться к международному опыту, то скажу: я видел достаточно примеров, вот недавно в командировке я был в Исламской Республике Иран - я сейчас говорю не о паспорте, я говорю об удостоверении личности и удостоверении сотрудника, - там, например, у сотрудников Меджлиса, парламента иранского, пластиковые карты, Тамара Васильевна. Может быть и нам, депутатам и сотрудникам Аппарата, перейти на пластиковые карты? Это действительно дешевле. А то у нас - это ещё с советских времён идёт - удостоверения, ксивами их называют, и вот все машут этими корочками, так сказать, - а тут будут пластиковые карточки, и всё, и нет никаких проблем. Это гораздо дешевле, такая карточка просто аннулируется, не будет никаких подделок: распечатанная фотография - всё видно. Она отзывается, как гостиничная карта пластиковая, то есть просто аннулируется, и человек уже не может в здание попасть, никто не будет пластиковой карточкой махать. И то же самое, к примеру, в Украине, я знаю, у сотрудников полиции тоже пластиковые карты, ни у кого нет никаких лишних удостоверений. Есть и в России сейчас такая практика, я знаю, в частности в Генеральной прокуратуре и удостоверение, и отдельно специальная карточка с фотографией для прохода. Вы говорите о том, что карточка якобы дороже, - да ничего подобного! Простая пластиковая карточка с чипом всегда будет дешевле, чем документ, изготовленный в типографиях Гознака, с большим количеством страниц, с разными степенями защиты, как сейчас, поэтому я всё-таки предлагаю пересмотреть некоторые свои позиции и, возможно, вернуться к рассмотрению этих вопросов. Ну а что касается коллеги Локотя, я хотел вас поблагодарить также за то, что вы не отвечаете на те вопросы, которые я вам не задавал. Спасибо большое за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Александрович Поневежский. ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Как уже было сказано, законопроект направлен на законодательное закрепление правового статуса паспорта гражданина Российской Федерации как основного документа, удостоверяющего личность гражданина России на территории нашей страны, его принадлежность именно к российскому гражданству. В целом, отмечая, что инициируемое в рамках рассматриваемого законопроекта предложение о законодательном определении правового статуса паспорта гражданина Российской Федерации является вполне обоснованным, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживает данный законопроект по причине отсутствия в нём принципиальных новаций, которые учитывали бы актуальные технические и правовые аспекты современного регулирования правоотношений, связанных с оформлением и выдачей паспортно-визовых документов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Олег Анатольевич Нилов. НИЛОВ О. А. Уважаемые коллеги, конечно, хотелось бы поддержать суть, концепцию законопроекта о российском паспорте, я считаю, что действительно должен появиться такой закон, где должно быть прописано решение абсолютно всех проблем, которые сейчас существуют, массы вопросов - с получением паспорта, с восстановлением паспорта, с получением паспорта негражданами, нашими соотечественниками, - но есть несогласие с позицией Тамары Васильевны в следующем. Да, очень важно и нужно сейчас говорить о нашей национальной самоидентичности, есть и другие важные вопросы, но делать это в каких-то прежних формах или какими-то прежними методами невозможно. Как раз наша позиция состоит в том, что паспорт должен быть более защищённым, а значит, следует использовать все технические новации, мы должны в обязательном порядке гарантировать, чтобы не было каких-то проблем с выдачей паспортов, потому что сегодня есть информация (это информация от Владимира Николаевича), что выданы десятки тысяч паспортов, выданы совершенно официально теми службами, которые поставлены этим заниматься, но информация не занесена в базы данных, по этой причине эти десятки тысяч паспортов изымаются ежегодно. То есть вакханалия происходит в самой организации, в самих паспортных службах, а если бы это было более жёстко прописано в соответствующем законе, то думаю, что порядка было бы больше. Ну и конечно, я, например, считаю, что нельзя поручать Федеральной миграционной службе, как это сделано в законопроекте № 165101-6, решать вопросы опознания, проведения каких-то свидетельских и следственных действий с лицами, у которых нет гражданства, нет никаких документов, вот для них специально предлагается сегодня упрощёнка, предлагается амнистия в связи с получением паспорта гражданина России, это никуда не годится. Вот поэтому позиция и Владимира Николаевича Плигина нас тоже не устраивает, поскольку нужно не амнистию проводить, а наводить порядок, и я считаю, что делать это силами ФМС неправильно, это должна быть либо полиция, либо ФСБ. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Тамара Васильевна, будете выступать? Пожалуйста. Микрофон включите Тамаре Васильевне. ПЛЕТНЁВА Т. В. Спасибо, я коротенько. Прежде всего я благодарю всех за такое активное обсуждение, ведь это действительно касается всех нас, и всё-таки хочу ещё добавить по поводу вот этого самого - дорого или недорого. В данном случае мы вообще не должны эту тему рассматривать - дорого это или нет, поскольку то, что мы с вами сегодня имеем на руках, - это уже давно незаконный документ, это во-первых. Во-вторых, давайте посмотрим, сколько у нас сегодня людей, которые вообще неизвестно где зарегистрированы. В одном большом, многоэтажном доме бывает даже по нескольку сотен зарегистрированных, а на самом деле они живут неизвестно где, и это огромная проблема. Поэтому я считаю, что сегодня как раз преждевременно говорить о пластиковой карточке. Ну представьте (я уже приводила пример), что милиционер берёт эту карточку, - и что он может на улице посмотреть? То есть везти надо в отделение, где стоит считывающее устройство, и там смотреть, что, как и где. Кроме того, вы, наверное, все прослушали, я зачитывала протест православного сообщества, наших священников, к которым мы сегодня уважительно относимся, и они считают, что это нарушение прав человека, когда биометрические данные будут заноситься в эти пластиковые карточки, что личная жизнь человека будет, так сказать, как на ладони, а это у нас по Конституции запрещено. Ну и наконец, ещё 26-я статья Конституции нарушена. Я хотела бы предложить ещё одно новшество в связи с нашим паспортом: не с четырнадцати лет паспорт выдавать, а с шестнадцати. Во что мы детей вообще уже превратили?! Детство у них украли: они у нас с четырнадцати лет и в Трудовом кодексе, и везде! Я просто не стала менять, потому что тогда нужно одновременно вносить поправки и в трудовое законодательство, и так далее. Кроме того, я считаю, что, может быть, в одном документе и нужно прописывать и паспорт гражданина, и паспорт моряка, и загранпаспорт, я не отказываюсь от этой идеи, я просто сказала, что сегодня выдача и хранение паспортов консульскими службами отменены, это было раньше, это моё упущение, да, поэтому это можно изменить во втором чтении. Уже практически больше полугода назад этот законопроект был внесён, и меня поддерживают и журналисты, и простые люди, которые звонят, пишут, и православное сообщество. Это ваше право - голосовать или нет, - но, я считаю, мы с вами через несколько лет, через некоторое время, когда не будем депутатами, может быть, вообще будем горько сожалеть о том, что мы делали. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич, будете выступать? Пожалуйста, Владимир Николаевич Плигин. Микрофон включите. ПЛИГИН В. Н. Уважаемые коллеги, ещё раз хочу подчеркнуть, что законопроект носит технологический характер и что, таким образом, о нём целесообразнее рассуждать с точки зрения технологии, хотя наша дискуссия вышла далеко за её пределы. Что касается области технологии, нужно готовить - возможно, через какое-то время, после изучения технической стороны вопроса, - новый законопроект, комплексный, который будет касаться института основных документов, удостоверяющих личность в Российской Федерации. К сожалению, пятый законопроект на эту тему, который мы рассматриваем сегодня, также предлагается отклонить. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5447 по 5463 из 6272
18-й вопрос повестки, проект федерального закона "О паспорте гражданина Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 29 мин. 11 сек.) Проголосовало за 150 чел.33,3 % Проголосовало против 5 чел.1,1 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 156 чел. Не голосовало 294 чел.65,3 % Результат: не принято Законопроект отклонён.