Заседание № 209
О проекте федерального закона № 194911-3 "О внесении изменений и дополнений в федеральные законы "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" (в части дополнения понятием "уровень муниципального образования" и внесения соответствующих изменений).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 10 повестки дня: о проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в федеральные законы "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации". Липецкий областной Совет депутатов доверил представлять законопроект депутату Льву Николаевичу Яркину. Пожалуйста, Лев Николаевич. ЯРКИН Л. Н., депутатская группа "Народный депутат". Уважаемый Георгий Валентинович, уважаемые депутаты! Липецкий областной Совет депутатов вносит проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в федеральные законы "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации". Внесение изменений в действующее федеральное законодательство вызвано необходимостью упорядочить бюджетное устройство субъектов Российской Федерации. В ряде субъектов Российской Федерации статус муниципальных образований имеют города областного подчинения, административные районы, на территории которых имеются более мелкие административные единицы, как то районные города, поселки, сельские и поселковые администрации. Таким образом, на практике существует два уровня местной власти и, соответственно, два уровня местных бюджетов. В то же время Бюджетный и Налоговый кодексы регулируют только один уровень местных бюджетов и налогобюджетных полномочий, не разделяя муниципальные образования на территориальные и поселенческие. Исчезновение из правового поля целого уровня бюджетной системы крайне негативно сказывается на управлении общественными финансами. Данный законопроект вводит понятие муниципальных образований первого и второго уровней, что позволит избавиться от неопределенности, сложившейся в настоящее время в бюджетном устройстве и в бюджетном процессе. Что касается предметов ведения муниципальных образований, источников дохода местных бюджетов и муниципальных образований второго уровня, то они по проекту данного закона разграничиваются уставами муниципальных образований первого уровня. Внесение данного проекта вызвано реалиями, которые существуют на местах, и я просил бы депутатов Государственной Думы поддержать данный законопроект в первом чтении. Имеющиеся замечания Правового управления, по нашей оценке, вполне могут быть учтены ко второму чтению. И заканчивая свое выступление, должен вам сказать, что в официальном отзыве Правительства Российской Федерации сказано, что, поддерживая данную идею (подчеркиваю, поддерживая данную идею) в целом, они делают ряд замечаний, которые опять же касаются законопроекта в первом чтении, поэтому концептуально Правительство Российской Федерации (концептуально - еще раз говорю) данный законопроект поддерживает. Прошу поддержать. У меня всё, Георгий Валентинович. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста. Содоклад председателя Комитета по вопросам местного самоуправления Владимира Семёновича Мокрого. Пожалуйста, Владимир Семёнович. МОКРЫЙ В. С., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления, фракция "Единство". Уважаемый председательствующий, уважаемые коллеги! В проекте федерального закона, внесенном Липецким областным Советом депутатов, предлагается внести в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" понятия муниципального образования первого уровня и муниципального образования второго уровня. На основании указанных понятий в законопроекте предлагается изменить порядок разграничения предметов ведения муниципальных образований, установленный в федеральных законах "Об общих принципах организации местного самоуправления..." и "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации". Наши коллеги из Липецкого областного Совета депутатов обосновывают свои предложения тем, что в ряде субъектов Российской Федерации, в том числе и в Липецкой области, существует два уровня местной власти и, соответственно, два уровня местных бюджетов. В то же время Бюджетный и Налоговый кодексы не регулируют в необходимой степени налоговые и бюджетные отношения в такой двухуровневой системе. Мы должны признать, что это действительно так. На самом деле в субъектах Российской Федерации сложилось несколько вариантов территориальной организации местного самоуправления, основными из которых являются территориальная, поселенческая и так называемая двухуровневая модели территориальной структуры органов местного самоуправления, существуют также различные комбинации этих моделей. Такое многообразие форм территориальной организации местного самоуправления порождает множество политических, социальных и экономических проблем, а также коллизий в правоприменительной практике. Множественность форм территориальной организации местного самоуправления создает трудности в сфере регулирования финансового обеспечения местных бюджетов, а также в сфере межбюджетных отношений. Это препятствует установлению на федеральном уровне законодательных гарантий финансовой обеспеченности местных бюджетов. И именно финансовая несостоятельность органов местного самоуправления является сегодня главной проблемой развития местного самоуправления. Именно эту проблему просят решить в первую очередь и главы муниципальных образований субъектов Российской Федерации. Но к сожалению, данный законопроект не решает все эти проблемы. И сейчас прозвучало, что в заключении Правительства поддерживается эта идея. Действительно, есть такая фраза: поддерживая идею... Но в заключении, в официальном отзыве Правительства Российской Федерации вместе с тем отмечается, что прежде всего в Федеральном законе "Об общих принципах..." необходимо установить общие условия для образования муниципальных единиц как первого, так и второго уровня. И именно в федеральном законе, а не в уставе муниципального образования второго уровня следует определить предметы ведения и основные полномочия этих муниципальных образований. Как вам известно, Комиссия при Президенте Российской Федерации по подготовке договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации подготовила проект федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления..." в новой редакции, в котором предполагается решить эти проблемы в комплексе. По изложенным основаниям Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления считает принятие данного законопроекта нецелесообразным и просит поддержать мнение комитета по данному законопроекту. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы к докладчикам? Нет вопросов. Присаживайтесь, пожалуйста. Есть ли желающие выступить? Один желающий. Больше нет желающих? Депутат Шульга. Пожалуйста, включите микрофон депутату Шульге. ШУЛЬГА А. В., Агропромышленная депутатская группа. В общем-то, это предложение наших липецких коллег значительно опоздало. Действительно, сегодня самая сложная проблема в местном самоуправлении состоит не только в том, что есть необходимость создания двухуровневых систем, что предусматривается, кстати, в проекте закона, который выработан под руководством Дмитрия Козака. Там есть и другая проблема. В любом субъекте даже на районном уровне есть муниципальные образования типа города - 100-200 тысяч - и есть маленькое муниципальное образование. К сожалению, данный законопроект липецких товарищей предполагает подчинение одного муниципального образования другому, что совершенно недопустимо. Законопроект Дмитрия Козака (он будет внесен Президентом), в общем-то, более четко регламентирует решение этих вопросов. Конечно, и там есть недостатки, но мы будем говорить о них, когда будем обсуждать тот законопроект. Поэтому совершенно верно принято решение Комитетом по местному самоуправлению решить вопросы, стоящие перед местным самоуправлением, с помощью нового, более объемного закона "Об общих принципах организации местного самоуправления...", который, я надеюсь, скоро будет внесен Президентом в Государственную Думу. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, представитель Президента хотел выступить. КОТЕНКОВ А. А., полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемый Георгий Валентинович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Действительно, проблема одно-, двухуровневости или многоуровневости муниципальных образований рассматривается давно, с самого начала нашей муниципальной реформы, с начала 90-х годов. Однако проблема эта до сих пор не разрешена, и опыт прошедших лет показывает сложность всей этой проблемы. Мировой опыт показывает, что вообще двухуровневое местное самоуправление практически нигде не применяется. Проблема эта решается иначе. Я, не вдаваясь уже в подробности этой темы, тема действительно сложная и многогранная, могу сказать, что принятие вот этого закона о введении двухуровневой системы местного самоуправления сейчас создаст больше проблем, нежели ответит на поставленные вопросы. Поэтому, действительно, мы предлагаем данный закон не принимать, а в рамках ожидаемой в скором времени новой редакции закона "Об общих принципах организации местного самоуправления...", которую должен внести Президент, я думаю, эта проблема будет очень долго, серьезно и сложно обсуждаться и будет решена комплексно. Вот таким точечным ударом мы ее не разрешим. Поэтому мы просим этот закон отклонить. А в рамках уже нового законопроекта, вносимого Президентом, мы эту проблему рассмотрим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, заключительное слово, Лев Николаевич. ЯРКИН Л. Н. Уважаемые депутаты, я, естественно, не ставлю под сомнение уровень компетенции президентских структур, которые готовят законопроект, решающий проблемы в комплексе, меня только удивляет сама постановка вопроса, в том числе и депутатом Шульгой, который здесь говорил, что вот будет когда-то закон, мы его рассмотрим и, наверное, он будет лучше. Конечно, Липецкий областной Совет депутатов не ставил своей задачей решить эту проблему в комплексе, это расшивка одной из множества проблем в вопросах местного самоуправления. Когда мы говорим: в ближайшее время будет внесено... Мы что, будем делить шкуру неубитого медведя? Я просто предлагаю его посмотреть, принять в первом чтении. И если тот законопроект, который, как предполагается, внесет Президент или Правительство Российской Федерации, окажется лучше, мы тогда после его рассмотрения можем принять решение вернуть этот законопроект в первое чтение и отклонить за нецелесообразностью. А сегодня вообще нет никакого законопроекта, инициатив, это всё на словах. Меня спрашивают в области: ну что у вас там, в Думе, по местному самоуправлению? Мы знаем то, что говорит Козак или еще кто-то, они дают какую-то информацию и комментарии к этому, но текста закона нет. Поэтому я и предлагаю принять его в первом чтении. И еще раз говорю: я готов поработать с Липецким областным Советом депутатов, и если эта задача будет решена в том предполагаемом законопроекте, который внесет Президент Российской Федерации, мы готовы будем отозвать этот в любой момент и не перегружать Думу, естественно, законопроектом, который решает лишь одну из множества проблем. Поэтому я попросил бы с этой точки зрения все-таки поддержать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Семёнович, хотите что-то сказать? Пожалуйста, депутату Мокрому включите микрофон. МОКРЫЙ В. С. Уважаемые коллеги, я только хочу сказать, что всех тех проблем, о которых говорили от имени авторов законопроекта, к сожалению, данный проект закона не решает. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в федеральные законы "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", внесенный Липецким областным Советом депутатов. Комитет не поддерживает данный законопроект. Позицию представителя Президента вы слышали. Включите, пожалуйста, режим голосования. Кто без карточки и хотел бы проголосовать? Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 39 мин. 08 сек.) Проголосовало за 16 чел.3,6% Проголосовало против 12 чел.2,7% Воздержалось 5 чел.1,1% Голосовало 33 чел. Не голосовало 417 чел.92,7% Результат: не принято Законопроект не принимается.
Заседание № 204
О проекте федерального закона № 194911-3 "О внесении изменений и дополнений в федеральные законы "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" (в части дополнения понятием "уровень муниципального образования" и внесения соответствующих изменений).
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Яркин. ЯРКИН Л. Н., депутатская группа "Народный депутат". Геннадий Николаевич, мне вчера звонили по поводу пункта 37. Липецкий областной Совет поручил мне докладывать этот законопроект. Как мне сказали... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плохо слышно, Лев Николаевич. Пожалуйста, в микрофон. ЯРКИН Л. Н. Геннадий Николаевич, Липецкий областной Совет депутатов попросил меня представлять этот законопроект. И как они мне сказали, на ваше имя была отправлена телеграмма о моих полномочиях. Пункт 37. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. То есть вы будете докладывать? ЯРКИН Л. Н. Так меня попросил Липецкий областной Совет. И подтвердили, сказали, что на ваше имя... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сейчас мы проверим, есть ли такая телеграмма. Если есть, то вы будете докладывать. ЯРКИН Л. Н. Спасибо.