Заседание № 107
О проекте федерального закона № 194839-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьи 7 и 46 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
13-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьи 7 и 46 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов". Доложит Виктор Алексеевич Казаков. Включите микрофон. КАЗАКОВ В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Проект закона был принят во втором чтении 18 июня 2013 года. Замечаний правового, лингвистического и юридико-технического характера по тексту не имеется. Прошу вынести законопроект на "час голосования" для принятия в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Алексеевич. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Выносим на "час голосования".
13-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьи 7 и 46 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам оценки регулирующего воздействия...". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 26 мин. 19 сек.) Проголосовало за 443 чел.98,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 443 чел. Не голосовало 7 чел.1,6 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 105
О проекте федерального закона № 194839-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьи 7 и 46 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов" (принят в первом чтении 9 апреля 2013 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части распространения процедуры оценки регулирующего воздействия").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
15-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьи 7 и 46 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"...". Виктор Алексеевич Казаков. КАЗАКОВ В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Данный законопроект подготовлен к рассмотрению во втором чтении. Напомню, что проект разработан во исполнение поручения, предусмотренного указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601. Ко второму чтению подготовлены две таблицы поправок. Прошу рассмотреть таблицу поправок, рекомендованных к принятию, и таблицу поправок, рекомендованных к отклонению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли замечания по таблице поправок № 1? Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 21 мин. 17 сек.) Проголосовало за 323 чел.71,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 323 чел. Не голосовало 127 чел.28,2 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Есть ли замечания по таблице поправок № 2? Нет. Также ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 21 мин. 42 сек.) Проголосовало за 249 чел.55,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 249 чел. Не голосовало 201 чел.44,7 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Пожалуйста, Виктор Алексеевич. КАЗАКОВ В. А. Уважаемые коллеги, комитет рекомендует Государственной Думе принять данный законопроект во втором чтении с учётом поправок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
15-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьи 7 и 46 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам оценки...". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 10 мин. 13 сек.) Проголосовало за 441 чел.98,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 441 чел. Не голосовало 9 чел.2,0 % Результат: принято Принят во втором чтении.
Заседание № 88
О проекте федерального закона № 194839-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части распространения процедуры оценки регулирующего воздействия".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
14-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части распространения процедуры оценки регулирующего воздействия". Выступает Олег Владиславович Фомичёв, заместитель министра экономического развития. Пожалуйста. ФОМИЧЁВ О. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра экономического развития Российской Федерации. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Проект федерального закона с таким длинным названием, которое только что прозвучало, внесён Правительством Российской Федерации в Государственную Думу во исполнение Указа Президента Российской Федерации № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" и предусматривает распространение хорошо себя зарекомендовавшего на федеральном уровне института оценки регулирующего воздействия в отношении проектов нормативных правовых актов и экспертизы действующих нормативных правовых актов на региональный и на муниципальный уровни. Предполагается, что в регионах оценка регулирующего воздействия должна стать обязательной с 2014 года, а экспертиза в муниципалитетах - с 2015 года. Процедуры оценки регулирующего воздействия будут проводиться на уровне субъектов Российской Федерации в отношении нормативных правовых актов и подготавливаемых проектов актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, экспертиза на уровне местного самоуправления - в отношении муниципальных правовых актов, имеющих нормативный характер, и подготавливаемых проектов актов, затрагивающих те же вопросы. Речь идёт, конечно, в первую очередь о предпринимательской и инвестиционной деятельности и об отслеживании возможных ограничений, запретов и так далее, которые усложняют ведение такой деятельности. Собственно, это и является целью проведения процедуры оценки регулирующего воздействия. В законопроекте закреплено в качестве целей выявление в актах и в проектах актов положений, вводящих избыточные обязанности, запреты, ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципалитетов. Процедуру и порядок такой оценки субъекты Российской Федерации и муниципалитеты должны будут установить самостоятельно, но с учётом методических рекомендаций, которые будут подготовлены Министерством экономического развития Российской Федерации. На самом деле первая редакция методрекомендаций уже готова, значительное количество субъектов Российской Федерации уже в этом режиме работают. В законопроекте закрепляется соответствующее положение в части обязательности реализации всеми субъектами Российской Федерации и муниципалитетами с 2014 года и с 2015 года соответствующей процедуры. Введение процедуры ОРВ позволит субъектам Российской Федерации повысить уровень защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также значительно улучшить качество нормативно-правового регулирования. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Виктор Филиппович Шрейдер. ШРЕЙДЕР В. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Как уже отметил предыдущий докладчик, предлагаемым законопроектом предусматривается закрепление процедуры оценки регулирующего воздействия в отношении проектов нормативных правовых актов, а также введение экспертизы действующих региональных и муниципальных нормативных правовых актов. Целью оценки регулирующего воздействия является выявление в проекте нормативного правового акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и региональных и местных бюджетов. В рамках реализации этой процедуры предполагается оценивать целесообразность введения нового регулирования, ожидаемые последствия принятия нормативного правового акта, соответствие предлагаемых решений полномочиям органа, принимающего этот акт, а также наличие аналогичных нормативных правовых актов в других регионах или в муниципальных образованиях. Комитет планирует в режиме второго чтения доработать проект в части определения статуса органа, который будет реализовывать эти функции, его полномочий и правовых последствий принимаемых решений. Комитет по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления поддерживает концепцию данного законопроекта, аналогичного мнения придерживается и Комитет по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, который является соисполнителем по данному законопроекту. Также этот законопроект поддержали двадцать девять субъектов Российской Федерации. С учётом изложенного прошу поддержать позицию комитета по принятию законопроекта в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь. Есть ли у депутатов вопросы? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Сергей Генрихович Каргинов. КАРГИНОВ С. Г., фракция ЛДПР. Олег Владиславович, вопрос к вам. Вот мы вводим институт оценки регулирующего воздействия на уровне муниципалитетов и регионов - я думаю, что всё-таки это повлечёт какое-то уменьшение административных барьеров для бизнеса и для инвестиций. Но в то же время я немножечко не понял... У меня было предложение начать реализацию немножко раньше и для муниципалитетов, и на уровне субъектов Федерации. Я посмотрел базу: правила для оценки регулирующего воздействия, утверждённые постановлением правительства № 1318, будут действовать только с 1 июля 2013 года - вы же сказали, что уже на уровне Федерации существует определённый опыт применения этой оценки регулирующего воздействия. Вот здесь есть какая-то ошибка? И вопрос второй, который вытекает из первого: может, нам действительно на уровне регионов и муниципалитетов начать вводить это не в 2014-2015 годах, а немножечко быстрее, немножечко оперативнее? ФОМИЧЁВ О. В. Начну со второго вопроса. Речь же идёт о закреплении в обязательном порядке оценки регулирующего воздействия в регионах и муниципалитетах с 2014 года и с 2015 года соответственно. В добровольном порядке значительное количество регионов оценку регулирующего воздействия ввело уже сейчас: по состоянию на сегодняшний день у нас пятьдесят восемь регионов назначили уполномоченный орган по проведению оценки регулирующего воздействия, в двадцати восьми регионах оценка регулирующего воздействия проводится. Возвращаясь к первому вашему вопросу, скажу, что оценка регулирующего воздействия активно проводится в Правительстве Российской Федерации уже с 2010 года. То постановление, про которое вы говорите, действующее с 1 июля 2013 года, - это следующий этап развития оценки регулирующего воздействия, в соответствии с которым сейчас оценку регулирующего воздействия в значительной степени будут проводить сами органы исполнительной власти - разработчики - на всех стадиях разработки нормативных правовых актов, начиная с формулирования цели разработки данного нормативного правового акта. Минэкономразвития в этом смысле будет как бы... не знаю... выполнять роль рецензента и проверять то, насколько правильно были соблюдены процедуры, связанные с публичным обсуждением, с отбором вариантов, с введением соответствующего нормативно-правового регулирования, с оценкой возникающих рисков и издержек, то есть это как бы уже следующий уровень ОРВ, он как раз внедряется с 2013 года, а по регионам - вот как я сказал. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Василий Георгиевич Швецов. ШВЕЦОВ В. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Владиславович, очевидно, что для проведения экспертиз, предусматриваемых данным законопроектом, будут созданы либо новые структуры, либо дополнительные штатные единицы в уже имеющихся структурах или будут обращаться в экспертные учреждения за плату. Вот из каких средств будут оплачиваться данные расходы? Из текста законопроекта это непонятно, так как там содержатся только отсылочные нормы к компетенции правительства, акты которого на сей счёт ещё, как я понимаю, не разрабатывались. И кроме того, существует ли судебная практика? Вот хотелось бы знать, есть ли в масштабах страны в настоящее время информация об оспаривании нормативных актов, затрудняющих предпринимательскую деятельность, от субъектов такой деятельности, сколько заявлений было удовлетворено судами и в скольких случаях было отказано? Спасибо. ФОМИЧЁВ О. В. По оспариванию: такой статистики нет. Понимаете, суть оценки регулирующего воздействия не в том, чтобы выявить противоречие акта другим актам более высокого уровня или Конституции - это предмет оспаривания действия соответствующего акта, а в том, чтобы на стадии подготовки проекта акта или в ходе экспертизы выявить те избыточные ограничения, которые введены, и их устранить. Если проект нормативного правового акта становится актом и в нём сохранены избыточные ограничения, то это как бы в данном случае неоспоримо, потому что акт принят в соответствии со всеми необходимыми процедурами. Мы сейчас говорим о том, что ОРВ помогает улучшать качество нормотворчества и предотвращать появление избыточных ограничений на стадии подготовки акта. Если говорить о возможных издержках, то, судя по опыту федерального правительства, дополнительных расходов на введение процедуры оценки регулирующего воздействия не потребуется: в структуре Министерства экономического развития в пределах существующей численности создан департамент ОРВ. Ни одной оценки регулирующего воздействия не было заказано у экспертных организаций. Дело в том, что бизнес-сообщество и так оказывает значительную поддержку в проведении ОРВ. Основная часть, как минимум половина, оценки регулирующего воздействия - это информация от субъектов предпринимательской деятельности о том, какие они видят возможные издержки в своей деятельности от введения регулирования. Здесь в принципе основное - это публичность, ну и вторая составляющая - это экспертная оценка экономических издержек, которую в состоянии проводить министерства экономики соответствующих регионов в той их части, которая сейчас занимается экономическим планированием. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Анатолий Геннадьевич Аксаков. АКСАКОВ А. Г. Уважаемый Олег Владиславович, прежде всего хочу сказать, что, конечно же, надо поддержать этот законопроект, поддержать распространение федерального опыта на регионы. Но вот сегодня при обсуждении кандидатуры Эльвиры Сахипзадовны Набиуллиной на пост председателя Центрального банка мною была озвучена такая идея: надо оценку регулирующего воздействия распространить и на решения, которые связаны с деятельностью кредитных организаций, в том числе на решения Центрального банка, поскольку зачастую они влияют на операционные издержки кредитных организаций и, соответственно, увеличивают процент по предоставляемым кредитам. И в конечном итоге те же предприниматели оплачивают вот эти регулирующие решения либо Центрального банка, либо наши с вами законодательные. Как вы относитесь к тому, чтобы распространить действие этого закона в том числе и на Центральный банк, на его решения? ФОМИЧЁВ О. В. Спасибо за вопрос. Мы не видим пока законодательных возможностей обязательного распространения оценки регулирующего воздействия на Центральный банк. В то же время я считаю такую постановку вопроса правильной, тем более что в рамках создания мегарегулятора в Центральный банк сейчас будет передан целый ряд функций, которые раньше осуществлялись правительственными органами и которые проходили оценку регулирующего воздействия при их подготовке в правительстве. Я думаю, что с учётом того, что Эльвира Сахипзадовна Набиуллина была одним из основателей института оценки регулирующего воздействия, сама прекрасно знает о его необходимости, нужности и так далее, мы с Центральным банком в этом вопросе будем конструктивно взаимодействовать либо на предмет создания в рамках самого Центрального банка внутренней системы, аналогичной ОРВ, либо на предмет возможного заключения своего рода соглашения между Центральным банком и правительством о проведении оценки регулирующего воздействия Министерством экономического развития - это как Центральному банку будет удобнее. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Нет желающих? Нет. Выносим на "час голосования".
14-й вопрос, проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 10 мин. 29 сек.) Проголосовало за 435 чел.96,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 435 чел. Не голосовало 15 чел.3,3 % Результат: принято Законопроект принят.