Заседание № 136
О проекте федерального закона № 194162-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части распространения системы страхования вкладов на микропредприятия и малые предприятия).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 12, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Юрий Павлович Олейников, пожалуйста. ОЛЕЙНИКОВ Ю. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый президиум, уважаемые коллеги! На ваше рассмотрение выносится законопроект в третьем чтении, который был принят нами во втором чтении 19 июля. Законопроект направлен на поддержание малого и микробизнеса способом страхования вкладов. Все необходимые процедуры, экспертизы по законопроекту проведены. Прошу проголосовать за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 09 мин. 00 сек.) Проголосовало за 381 чел.84,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 381 чел. Не голосовало 69 чел.15,3 % Результат: принято Принимается в третьем чтении.
Заседание № 135
О проекте федерального закона № 194162-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части распространения системы страхования вкладов на микропредприятия и малые предприятия).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 24, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Юрий Павлович Олейников, пожалуйста. ОЛЕЙНИКОВ Ю. П. Уважаемый президиум, уважаемые коллеги! У государства появилась финансовая возможность защитить вклады малых и микропредприятий, и мы, безусловно, должны это сделать. Вашему вниманию предлагается законопроект, который распространяет систему страхования вкладов на средства малых и микропредприятий в том же размере, что и для граждан, и для индивидуальных предпринимателей, относительно которых мы приняли решение совсем недавно, - это 1,4 миллиона рублей. Безусловно, это социально значимый законопроект. Комитетом были запрошены материалы, позволяющие оценить увеличение нагрузки на систему страхования вкладов, и это убедило нас, что АСВ будет работать стабильно. Вашему вниманию предлагаются две таблицы поправок: в первой таблице восемь поправок, которые рекомендуются комитетом к принятию, во второй - 16 поправок, рекомендуемых к отклонению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы по первой таблице? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 36 мин. 47 сек.) Проголосовало за 355 чел.78,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 356 чел. Не голосовало 94 чел.20,9 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по второй таблице? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 37 мин. 16 сек.) Проголосовало за 329 чел.73,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 329 чел. Не голосовало 121 чел.26,9 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 37 мин. 41 сек.) Проголосовало за 398 чел.88,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 398 чел. Не голосовало 52 чел.11,6 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Микрофон на трибуне включите. ОЛЕЙНИКОВ Ю. П. Уважаемые коллеги, законопроект готов к рассмотрению в третьем чтении, прошу включить его в повестку дня на 24 июля. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.
Заседание № 64
О проекте федерального закона № 194162-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части распространения системы страхования вкладов на микропредприятия и малые предприятия).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
11-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Пожалуйста, Анатолий Геннадьевич Аксаков. АКСАКОВ А. Г., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому рынку, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Вы знаете, что в соответствии с действующим законом средства физических лиц - индивидуальных предпринимателей защищены системой страхования вкладов в размере 1,4 миллиона рублей. В данном законопроекте мы предлагаем распространить защиту на средства микро- и малых предприятий в том же размере - 1,4 миллиона рублей. И если вы поддержите этот закон, ну и президент подпишет, то эти нормы закона будут распространяться примерно на 2,9 миллиона субъектов малого предпринимательства. Если говорить о сумме, то это примерно 1,9 триллиона рублей. Ну и основной вопрос, который всегда возникает при обсуждении этой темы, - достаточность средств Агентства по страхованию вкладов. По нашим оценкам, нагрузка на фонд страхования вкладов, если мы распространим нормы закона на микро- и малые предприятия, возрастёт в зависимости от круга банков, которые мы введём под действие этого закона, примерно на сумму от 16 миллиардов рублей до 40 миллиардов рублей. Но при этом надо иметь в виду, что предприятия, которые сохранят свои средства благодаря действию закона, смогут использовать их в том числе на уплату налогов - на уплату налога на доходы физических лиц, налога на прибыль, налога на добавленную стоимость и так далее. То есть не только социальная миссия будет выполнена, поскольку микро- и малые предприятия - это прежде всего поддержка семей, которые ведут бизнес в непростых условиях, но в том числе и поддержка местных и федерального бюджетов. То есть этим законом будут решены многие проблемы, которые, к сожалению, в последнее время обострились в связи с большим количеством отзывов лицензий у кредитных организаций, и мы рассчитываем, что вы поддержите сегодня проект закона в первом чтении, а потом, когда мы его доработаем, и во втором и в третьем чтениях. Хотел бы отметить, что правительство высказалось за этот законопроект, концепция поддержана. Центральный банк также поддержал законопроект, Агентство по страхованию вкладов также вместе с замечаниями, но всё же поддержало наше предложение. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Игоря Борисовича Дивинского. Пожалуйста, Игорь Борисович. ДИВИНСКИЙ И. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Стратегически введение страхования средств бизнеса является верным и очень важным решением. В то же время введение страхования средств микропредприятий на счетах в банках связано с рядом существенных моментов, которые необходимо учитывать при принятии этого законопроекта. Например, появление фирм-однодневок, или фирм-пустышек: с учётом того что в России наконец настало время создавать и малые, и средние, и микропредприятия, есть риск, что более крупный бизнес попытается застраховать свои средства путём их дробления, через создание этих самых фирм. Глава Центрального банка Эльвира Набиуллина заявила в начале этого года, что через два-три года страна дозреет до страхования средств микропредприятий, но в наших реалиях усиленного банкопада, в том числе банков из топ-10, возможности ждать у малого бизнеса истощены, их уже просто нет. Так может закончиться, даже не начавшись, любой малый и средний бизнес. Существенный вопрос, кто будет финансировать гарантии, пусть даже в фиксированной сумме 1,4 миллиона рублей. Иными словами, за чей счёт банкет? Модель АСВ показала себя в сложившихся условиях не такой уж эффективной: фонд АСВ дефицитен, этот дефицит финансируется Банком России через кредиты. Центральный банк сможет профинансировать и выплаты малому бизнесу, но вопрос в том, сможет ли АСВ или другой фонд, работающий по такой схеме, вернуть эти средства? Необходимо учитывать и инфляционные риски, связанные с дополнительной эмиссией средств, осуществляемой Центральным банком. Вариант увеличения банком отчислений в фонд через повышение ставок взносов тоже неоднозначный, так как конечным результатом может стать рост стоимости кредитов для всех экономических субъектов, поскольку банки будут перекладывать нагрузку на клиентов. Все эти непростые моменты необходимо урегулировать в новом законе, нивелировать отрицательное и максимально усилить положительный эффект поддержки малых и микропредприятий принятием закона о страховании денежных средств этих предприятий на счетах в банках. С учётом того что в девяноста процентах случаев суммы, которые малый бизнес держит на счетах в банках, не превышают 1,4 миллиона рублей, так как большая часть средств у них в обороте, в товарном обороте, принятие закона окажет существенную поддержку малым и микропредприятиям нашего государства. Комитет по финансовому рынку рекомендует принять законопроект в первом чтении с условием его доработки ко второму чтению с учётом высказанных комитетом замечаний. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть вопросы к докладчику, содокладчику? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Альшевских Андрей Геннадьевич, пожалуйста. АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Анатолий Геннадьевич, понятно, что бизнесу, особенно малому и среднему, помогать надо и этот механизм будет достаточно эффективным, но это распространяется на микропредприятия и малые предприятия. Вот сейчас содокладчик говорил по поводу средних предприятий - как вы считаете, у нас вообще есть механизм и возможность средние предприятия тоже, как говорится, подвести под эти гарантии? АКСАКОВ А. Г. Теоретически, конечно, есть возможность, вы можете внести поправку в этот законопроект, и, если депутаты поддержат, можно будет распространить эту норму и на средние предприятия. Но содокладчик, Игорь Борисович Дивинский, также отметил проблемы, связанные уже с тем, что мы предлагаем. Фонд страхования вкладов выбран в связи с массовыми отзывами лицензий, и сейчас фактически, ну в значительной степени, не полностью, но примерно наполовину, выплаты вкладчикам идут за счёт кредитов Центрального банка, и очевидно, что на выполнение обязательств в текущих условиях для малых и микропредприятий также будут использованы кредиты Центрального банка. По расчётам, которые мы делали в связи с наполняемостью фонда АСВ, только где-то к 2022 году фонд выйдет на нормальную, бездолговую работу. Поэтому, наверное, трудно будет принимать такое решение по средним предприятиям. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Фаррахов Айрат Закиевич. ФАРРАХОВ А. З. Уважаемый Анатолий Геннадьевич, в результате отзыва лицензий у целого ряда кредитных организаций мной, как депутатом, избранным от Республики Татарстан, ведётся большая работа с обращениями граждан, их действительно очень много, - две наиболее важные темы поднимаются в этих обращениях. Во-первых, это страхование субъектов малого предпринимательства - и, безусловно, большое достижение, что этот вопрос решается. Во-вторых, вопрос о так называемых забалансовых счетах. Надо отдать должное, государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов" помогает, занимается каждым вопросом, мы каждый день направляем ответы нашим избирателям, вместе с тем не считаете ли вы возможным в рамках рассматриваемого законопроекта урегулировать вопрос, устранить причины появления забалансовых счетов?.. (Микрофон отключён.) АКСАКОВ А. Г. Спасибо за вопрос, он действительно актуальный. Сейчас готовим законопроект, который должен позволить Центральному банку формировать реестр всех вкладчиков кредитных организаций: каждый вкладчик сможет с помощью компьютера увидеть, есть его вклад или нет, и риски должны сняться. Но вы подали хорошую мысль, можно ускорить этот процесс и, вполне возможно, решить проблему поправкой к этому законопроекту. Попробуем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. Уважаемый Анатолий Геннадьевич, вопрос вам, и как председателю комитета, и как автору. Скажите, пожалуйста, вы действительно считаете, что страховая система в Российской Федерации и нынешнее законодательство позволяют, предполагают наступление страховых случаев? Ну смотрите, банк "Открытие" и "БИНБАНК" - это серьёзные финансовые структуры, наверняка же был там и банковский надзор, и страховые взносы были, а теперь - полтора триллиона вынь да положь! Вот каким образом, вы считаете, в такой системе можно обеспечить малое, если мы большое не можем обеспечить? АКСАКОВ А. Г. Ну если поддержим законопроект, соответственно, поддержим малые и микропредприятия. Что касается банков "Открытие", "БИНБАНК", вы дали поручение комитету запросить соответствующую информацию у Центрального банка, у силовых структур - мы это сделали и проинформируем вас в надлежащем порядке в ближайшее время. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Зубарев Виктор Владиславович. ЗУБАРЕВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Анатолий Геннадьевич, не получится ли, как это часто бывает, что хотели как лучше, а малые и микропредприятия получат дополнительную финансовую нагрузку, у них не будет хватать средств. Как избежать этого, как сделать так, чтобы страховая нагрузка не легла на малые и микрокомпании? АКСАКОВ А. Г. Законопроект не предусматривает никаких нагрузок для малых и микропредприятий, он направлен на то, чтобы защитить средства этих предприятий в кредитных организациях. Очевидно, банки, которые кредитуют малые предприятия, будут перечислять средства в фонд страхования вкладов, так же как это делается по вкладам населения, физических лиц, но это копейки на самом деле. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кудрявцев Максим Георгиевич. КУДРЯВЦЕВ М. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Анатолий Геннадьевич, вопрос вам, как докладчику: вопрос о страховании вкладов малых предприятий очень важен, это действительно хорошая законодательная инициатива, её стоит поддержать, тем не менее хотелось бы узнать, обсуждался ли при подготовке этого законопроекта вопрос о дроблении предприятий, ведь крупный холдинг может состоять из малых предприятий, и все вклады будут застрахованы - есть ли процедура выявления дробления и каковы механизмы работы с таким дроблением? АКСАКОВ А. Г. Эта тема обсуждалась, и Игорь Борисович уже сказал, что необходимо в законопроекте более чётко прописать вопросы, связанные с этой проблемой. При этом надо сказать, что АСВ уже накопило большой опыт борьбы с дроблением вкладов. Бывает, что крупные вклады превращают в небольшие, чтобы получить по всему вкладу соответствующие выплаты в обход закона, но агентство нас заверило, что у них опыт накоплен и они готовы его применить в том числе при борьбе с дроблением средств соответствующих предприятий. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Катасонов Сергей Михайлович. КАТАСОНОВ С. М. Игорь Борисович, вопрос вам, как представителю комитета. Совершено правильно вы говорите, что есть проблема дополнительной нагрузки на банки. Ведь банки, о которых мы говорим, - это в основном региональные банки, и для них повышение на 25 процентов нормы отчислений очень существенная нагрузка. Вы в своём выступлении сказали, что нужно ко второму чтению как-то этот вопрос урегулировать. Вот скажите, какие инструменты комитет видит возможность применить, чтобы, поддерживая малый бизнес, мы фактически банковский бизнес, который, может быть, чуть больше, не поставили в ситуацию, когда им будет трудно кредитовать тот же малый бизнес? Какие мы можем использовать инструменты, чтобы не нагружать дополнительно страховым обеспечением банки? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите. АКСАКОВ А. Г. Сергей Михайлович, как я уже сказал, нагрузка распределяется таким образом, что в основном будут платить крупнейшие организации. Надо прямо сказать: Сбербанк будет основным плательщиком в фонд страхования вкладов. И я уже сказал, что по сравнению с количеством вкладчиков, которых миллионы, десятки миллионов, количество предприятий, получающих кредиты, намного меньше, в связи с этим платежи будут незначительными, Сбербанк не почувствует какой-то нагрузки, не говоря уже о малых банках. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шайхутдинов Рифат Габдулхакович. ШАЙХУТДИНОВ Р. Г. Анатолий Геннадьевич, в тексте законопроекта есть перечень документов для представления юрлицом в Агентство по страхованию вкладов, и некоторые документы, скажем так, вызывают вопросы. Например, документы, подтверждающие факт внесения записи в единый реестр юрлиц, и документы, подтверждающие включение юрлица в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, - по сути, это документы, которые уже есть у органов власти. Зачем лишний раз обязывать юрлица подавать их, скажем так, плодить эти документы? Может быть, просто ко второму чтению освободить их от этой обязанности? Они и так огромное количество документов плодят - мы, наоборот, должны сокращать этот документооборот. АКСАКОВ А. Г. Спасибо за вопрос. Очень верное предложение, мы его обязательно учтём при подготовке ко второму чтению. Федеральная налоговая служба на это же указала, и, кстати, правительство тоже, поэтому мы обязательно учтём ко второму чтению и доработаем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Боева Наталья Дмитриевна, пожалуйста. БОЕВА Н. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Анатолий Геннадьевич, практически государство берёт на себя страхование. Будет ли регулироваться процентная ставка для микрофинансовых организаций? Они зачастую устанавливают очень высокие процентные ставки. АКСАКОВ А. Г. Мы в ближайшее время (я предполагаю - в октябре) вынесем на ваше рассмотрение законопроект об установлении предельной долговой нагрузки, в том числе при выдаче займов микрофинансовыми организациями, и этот законопроект как раз будет направлен на защиту заёмщиков. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сысоев Владимир Владимирович. СЫСОЕВ В. В. У меня вопрос к Игорю Борисовичу Дивинскому, как к представителю Комитета по финансовому рынку. Я думаю, все мы прекрасно понимаем, что доверие к банковской системе подорвано, действия Центрального банка с временной администрацией начиная с июля в отношении банков "Югра", "Открытие", "БИНБАНК" встревожили и вкладчиков, граждан России, и представителей малого и среднего бизнеса. Предлагается, чтобы закон вступил в силу, если будет принят, с 1 января 2018 года. Но у нас масса вопросов, которые не урегулированы, в частности с тем же банком "Югра", в котором зависли средства многих вкладчиков, не получивших по 1,4 миллиона, и представителей малого бизнеса. Как вы считаете, Игорь Борисович, не стоит ли ко второму чтению внести поправку, чтобы закон вступил в силу, если он будет поддержан, не с 1 января 2018 года, а с 1 июля 2017 года, тем более, мы понимаем прекрасно, основные вопросы, связанные с резервированием, коснутся именно Сбербанка Российской Федерации? ДИВИНСКИЙ И. Б. На самом деле высказанная вами озабоченность правильная, она и послужила причиной появления этого законопроекта. Но закон обратной силы не имеет, и мы, комитет, не считаем, что будет правильно задним числом приводить такие нормы в исполнение. Поэтому вступление закона в силу с 1 января 2018 года - это правильно, объективно и своевременно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Митина Елена Анатольевна. МИТИНА Е. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Анатолий Геннадьевич, конечно, поддерживать малый бизнес - это хорошо, но у меня возник следующий вопрос. При подготовке данного законопроекта не рассматривали ли вы возможность распространения норм закона на некоммерческие общественные организации, которые выполняют социально значимые функции, на профсоюзные организации, ведь средства на счетах этих организаций формируются и за счёт пожертвований, и за счёт профсоюзных взносов граждан, и за счёт грантов, и, наверное, такие организации мы тоже должны поддержать и как-то защитить? АКСАКОВ А. Г. Скажу откровенно, аспект защиты некоммерческих организаций не рассматривался и никто не поднимал эту тему в ходе обсуждения в комитете. Вносите поправку - рассмотрим, всё может быть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Нет. Докладчик, содокладчик? Нет. Представители президента, правительства? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 26 мин. 06 сек.) Проголосовало за 397 чел.88,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 398 чел. Не голосовало 52 чел.11,6 % Результат: принято Принимается в первом чтении.