Заседание № 156
07.04.2006
Вопрос:
О проекте федерального закона № 193786-4 "О внесении изменения в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в части, касающейся порядка индексации базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжёлыми климатическими условиями).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3324 по 4058 из 6784
Уважаемые коллеги, пункт 17 повестки дня. Проект федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Законодательное Собрание Приморского края передаёт своё право представлять законопроект Комитету Государственной Думы по труду и социальной политике. Докладывает член Комитета по труду и социальной политике Фарида Исмагиловна Гайнуллина. ГАЙНУЛЛИНА Ф. И., фракция "Единая Россия". Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые коллеги! Комитет по труду и социальной политике в установленном порядке рассмотрел данный законопроект, внесённый нашими коллегами из Законодательного Собрания Приморского края. Наши коллеги предлагают введение нового регионального коэффициента индексации, который будет устанавливаться путём соотношения прожиточного минимума в регионе и прожиточного минимума в Российской Федерации в целом и будет применяться для индексации базовой части пенсии. Для сведения могу сказать, что индексация базовой части пенсии осуществляется с учётом роста инфляции и в пределах средств, предусмотренных бюджетом, и производится для всех получателей, независимо от оснований. Одновременно, коллеги, комитет предлагает принять к сведению, что, понимая желание наших коллег улучшить пенсионное обеспечение лиц, проживающих на территории Крайнего Севера и в приравненных к ней местностях, надо нам всё-таки учитывать, что мы до этого изменили порядок расчёта базовой части пенсии с применением районных коэффициентов, это первое, и установили более высокое соотношение заработков при расчёте и установлении пенсионного капитала: на материке это 1,2, а для северян это 1,4-1,9. Но главное замечание, которым руководствовался комитет, - это противоречие данного законопроекта Конституции Российской Федерации, а даже не расходы, которые потребуются в пределах 20 миллиардов. Ибо если мы поддержим этот законопроект, то это предполагает, что мы средства, которые относятся к федеральной собственности, каковым является Пенсионный фонд, будем расходовать по решениям субъектов Российской Федерации, что недопустимо. На законопроект поступил ряд замечаний. Согласованные отзывы поступили лишь из одиннадцати регионов, и они носят разный характер: кто-то поддерживает, кто-то не поддерживает. Профильный комитет Государственной Думы не поддерживает данный законопроект, равно как не поддерживает его и Правительство Российской Федерации. Исходя из изложенного комитет предлагает вам, уважаемые коллеги, данный законопроект отклонить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Фарида Исмагиловна. Присаживайтесь. Уважаемые коллеги, первое чтение, поэтому есть ли вопросы к докладчику? Есть, да? Смолин Олег Николаевич, ваш вопрос. Пожалуйста. СМОЛИН О. Н., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Спасибо, уважаемый Артур Николаевич. Уважаемая Фарида Исмагиловна, хорошо известно, что в принципе все последние годы цены на товары первой необходимости, охватываемые понятием "прожиточный минимум", росли существенно быстрее, временами в два раза быстрее, чем средние цены в стране. Например, за три месяца текущего года инфляция составила около 5 процентов, а цена минимального набора продуктов питания, если мне память не изменяет, выросла на 10,3 процента, то есть практически в два раза больше, чем средние цены. Между тем мы, как известно, базовую часть трудовой пенсии индексируем в соответствии со средней инфляцией, а вовсе не с ростом цен на товары первой необходимости, охватываемые понятием "прожиточный минимум". Ну хорошо, вот вы считаете, что законопроект в части, касающейся только северных территорий, противоречит Конституции, с чем я... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте, пожалуйста, двадцать секунд Смолину. СМОЛИН О. Н. Как бы вы отнеслись к законопроекту об индексации всех базовых частей трудовой пенсии в соответствии с ростом прожиточного минимума? Спасибо. ГАЙНУЛЛИНА Ф. И. Олег Николаевич, ровно так же, как и вы, и если мы с вами изыщем средства для повышения базовых частей в объёмах, которые вы предлагаете, то и карты вам в руки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Коллега Локоть, пожалуйста. ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо. Уважаемая Фарида Исмагиловна, средства у государства есть, давайте не будем больше к этому аргументу прибегать. Закон антиконституционен, на взгляд комитета, это мы слышали, а Север, северные территории, между прочим, пустеют, народ оттуда уезжает, стремится как можно быстрее покинуть их, потому что жить тяжело, экономических условий там сегодня не создаётся. Признаётся ли вами, комитетом я имею в виду, наличие этой проблемы? И всё-таки какие-то в этой связи шаги предпринимаются, то есть какие-то законопроекты, которые бы учли тяжелейшие условия проживания на Севере, разрабатываются, чтобы закрепить как-то людей и стимулировать их экономически к освоению Севера и приравненных к нему территорий? Вот того, что называется сибирской территорией за Уралом? Спасибо. ГАЙНУЛЛИНА Ф. И. Анатолий Евгеньевич, я очень признательна вам за вопрос. В пределах данного законопроекта я, конечно, могла бы отделаться коротким ответом, что это не предмет данного законопроекта, но я постаралась и в пределах этого законопроекта обозначить шаги, которые были сделаны комитетом и Государственной Думой в целом в рамках пенсионного законодательства. Одновременно я готова вас проинформировать, что Комитет по труду и социальной политике совместно с комитетом, возглавляемым коллегой Пивненко, готовят ряд предложений по улучшению жизнеобеспечения наших северян. Более того, я могу сказать ещё резче, чем вы: к сожалению, правительство не сформулировало чёткой государственной политики по отношению к Северу. Государство так и не сформулировало, будем ли мы там закрепляться и целесообразно ли это, будем ли стимулировать размещение производительных сил и основных фондов там или, наоборот, будем стимулировать отток рабочей силы. Никто вразумительно пока, к сожалению, сформулировать государственную позицию и политику в этой области не может. И вот исходя из этого мы сейчас в рамках созданной, кстати, рабочей группы Государственной Думы работаем над рядом законопроектов, в том числе не исключено, что придётся работать и над правительственным законопроектом, который должен сформулировать национальную государственную политику в области Севера. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нет больше вопросов? Желающие выступить есть? Есть. Много. Хорошо, тогда включите режим записи на выступления. Как много людей Крайний Север поддерживают, меня просто радует это... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я не могу, я сегодня, видите, председательствующий, поэтому мне трудно комментировать. Покажите, пожалуйста, список. Пожалуйста, коллега Плетнёва Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые коллеги, на эту тему мы уже с вами говорим много лет. Аргумент мы слышим всегда один и тот же: если вы денежки найдёте, то тогда давайте примем. Но денежки искать никто из сидящих в этом зале не собирается. Мне хочется так сказать. Если правительство вам, членам комитета и правящей партии, скажет: давайте будем принимать закон, а денежки мы дадим, - тогда вы будете принимать. Но если бы мы работали и заставили правительство эти деньги искать и вкладывать деньги так, чтобы людям нашим было лучше, тогда бы, наверное, нас можно было назвать парламентом. А так я даже не знаю, затрудняюсь определить, как нас можно назвать. Вот выступала недавно коллега Пивненко, она как человек, возглавляющий комитет, конечно же, ратует за то, чтобы нашим северянам было лучше, но как член фракции "Единая Россия" она приводит те же самые аргументы: спасибо за то, что вы поддерживаете Север, но вы знаете, вот нельзя... Ну сказали бы вы, что через год, через два мы эту проблему решим! А если эти законы, которые сейчас рассматриваются у нас в комитете по проблемам Севера, в комитете по социальной политике, опять не будут одобрены правительством, всё это опять отложится на многие годы. Моя территория не северная, но туда очень много северян приехали на жительство, и они ходят к нам, депутатам, практически в каждый наш приезд. Всегда кто-нибудь из северян приходит и спрашивает: "Вы когда-нибудь решите нашу проблему?" Я им говорю: "Вы знаете, проблемы тех, кто остался там, на Севере, и то никак не можем решить". Что уж говорить о тех людях, которые переехали и которым приводят сегодня один аргумент: вы же живёте теперь в других условиях, здесь ведь вам не Север, здесь цены другие и вы получаете так, как все граждане. А то, что они там прожили в страшных условиях, и то, что они там проработали всю жизнь, здоровье потеряли, - это вообще никого не волнует. Вопрос о пенсиях - это только маленькая частичка тех проблем северян, о которых мы сегодня говорим. И о жилье, и о всём другом, и о детях-северянах мы вообще не ведём речи. Теперь оказывается - хотя мы про это давно говорим, наша фракция Компартии, - что у нас даже программы национальной нет. Мы даже не знаем, что мы вообще на Севере хотим видеть. Раньше мы его осваивали, раньше понимали, что Север - это богатейший край, раньше туда ехали, потому что там были надбавки северные, там большие зарплаты были и всё прочее. Люди знали, что там заработают, а потом уедут и на эти деньги смогут купить в любом месте Союза себе жильё и жить. Сейчас вообще ничего не знаем. Брошены посёлки, страшно разграблены все предприятия, которые там были, и больше ничего. И даже о тех, кто там живёт, опять не хотим думать. Вы знаете, у меня слов нет больше. Вы как хотите это называйте, называйте это... Многие привыкли, как только мы горячо выступаем, говорить: ой, тут телевидения нет, что вы так распаляетесь? Мне, например, всегда наплевать, есть телевидение или нет, наплевать, есть выборы завтра или нет. Я всегда, на протяжении двенадцати лет, позицию озвучиваю одну и ту же: когда мы наконец будем жить и работать для своих людей, а не для чиновников, которые сегодня дают тёплые места и бывшим депутатам, и бывшим министрам? И никто нигде не потерялся, потерялись только люди, которые жили и живут сегодня в нашей стране. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Тамара Васильевна. Пожалуйста, коллега Сапожников Николай Иванович. САПОЖНИКОВ Н. И. Уважаемые депутаты, фракция КПРФ проблему повышения размера пенсий северян, приближения уровня их жизни к уровню жизни жителей центральных регионов всегда считала и считает важной, как и проблему повышения пенсий вообще. В то же время разделить тот подход, который нам предлагают приморские законодатели, мы не можем. В содокладе уже говорилось о том, что, наверное, неправильно, что размер пенсий будут определять региональные законодатели. Но здесь есть и вторая сторона вопроса: ведь предложенный законопроект является и дискриминационным. В России сегодня по крайней мере двадцать территорий, где установлены районные коэффициенты за сложность проживания, имеют прожиточный минимум ниже общероссийского. Если следовать этому подходу, то на таких территориях, как, допустим, Республика Хакасия, Тюменская, Челябинская, Читинская области, размер пенсий надо будет индексировать в обратную сторону, поэтому, мне кажется, и приморцам, и нашему профильному комитету, и комитету по проблемам Севера надо, так сказать, найти какие-то другие способы повышения размера пенсий северянам. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Олег Николаевич Смолин. Включите микрофон. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Артур Николаевич! Прежде всего как депутат, имеющий в составе своего региона некоторое количество северных территорий, где применяется поясной коэффициент, я, естественно, прошу вас поддержать этот законопроект по следующим основным мотивам. Мотив первый - это принцип. Мне уже приходилось говорить, задавая вопрос уважаемой Фариде Исмагиловне, что, с моей точки зрения, принятая система индексации базовой части трудовой пенсии абсолютна неправильна. Мы её индексируем по среднему росту цен, тогда как на самом деле цены на товары первой необходимости, объединяемые понятием "прожиточный минимум", растут значительно быстрее. Пример с инфляцией и минимальным продуктовым набором я только что приводил: разница примерно в два раза в первом квартале текущего года. Поэтому, конечно, более правильным было бы принятие аналогичного закона не только в отношении северных территорий, но и в отношении индексации пенсий вообще. Но я противник того, чтобы мы занимали позицию "лучшее - враг хорошего" и отказывали региональному законодательному собранию в поддержке его законодательной инициативы на том основании, что можно было бы сделать как-нибудь лучше. Когда нам говорят: давайте сделаем лучше и не будем делать так, как предлагают, - это означает, что не сделаем ничего и никогда. Вторая позиция - позиция, связанная с демографией. Да, уважаемые коллеги, наше государство не определилось с тем, какую переселенческую политику оно намерено или не намерено проводить. Можно относиться по-разному к царям и генеральным секретарям, но и те и другие в разное время стимулировали переселение жителей с юго-запада на северо-восток и были по-своему правы. Коллеги, напомню, что, скажем, за прошлый год население страны сократилось на семьсот тридцать пять тысяч человек, и так практически каждый год. Напомню, что мы имеем огромные пустые территории на Дальнем Востоке. Не случайно Законодательное Собрание Приморского края выступило с этой инициативой. Перенаселённость территорий наших соседей рано или поздно создаст угрозу национальной безопасности нашей страны, к сожалению. Говорю это при всём уважении ко всем народам, я убеждённый интернационалист. И позиция третья. Меня немножко удивил комитет по проблемам Севера, который выступил против. Меня порадовало заявление Фариды Исмагиловны о том, что Комитет по труду и социальной политике поддержит индексацию пенсий, если мы найдём деньги. Фарида Исмагиловна, не надо деньги искать, не надо их забирать из Пенсионного фонда. Ведь не кто иной, как Михаил Зурабов сказал, что, если мы снизим социальный налог с 35 до 26 процентов, каждому придётся работать на восемь лет больше, сократим социальный налог до 17 процентов, как некоторые предлагают, будем работать уже, что называется, до могилы. С другой стороны, мы знаем, что базовая часть трудовой пенсии - это проблема бюджета, мы прекрасно знаем, что плановые дополнительные доходы бюджета прошлого года - 1440 миллиардов рублей. Нечего нам искать! Надо просто-напросто не гноить их в иностранных ценных бумагах, как предлагает наш Минфин, надо всё-таки поделиться с нашими пенсионерами. Кстати, деньги у государства не свои, это налоги, заплаченные теми же пенсионерами в то время, когда они работали. Да и сейчас ещё многие из них продолжают работать и платить налоги. Я считаю, что вопрос финансов в данном случае не вопрос. Можно поддержать этот законопроект в качестве первого шага, принять его в первом чтении, а дальше будем совершенствовать его положения. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ермолин Анатолий Александрович, пожалуйста. ИЗ ЗАЛА. А его нет, мне включите. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет его. Светлана Петровна, вы, получается, дважды... Пожалуйста. ГОРЯЧЕВА С. П., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. Спасибо, Артур Николаевич, я пока ещё не Ермолин. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, я слишком много лет вас знаю... Пожалуйста. ГОРЯЧЕВА С. П. Прежде всего я хотела бы сказать Фариде Исмагиловне. Понимаете, никто не может сформулировать концепцию дальнейшего развития Севера и Дальнего Востока. Ну вот вы, партия власти, - вы об этом объявили на всю страну - возьмите в свои руки инициативу и разработайте вы, как партия власти, и через правительство проведите эту самую концепцию, иначе кончится всё тем, что, пока мы будем вот это всё формулировать, население там просто-напросто прикажет долго жить. Вот это объективная реальность! Теперь по существу самого законопроекта. Конечно, можно согласиться с докладчиком: законопроект имеет технические погрешности, это верно, хотя сама по себе идея индексировать базовую часть пенсии в районах Севера и Дальнего Востока в соответствии с инфляцией, конечно же, правильная, и рано или поздно всё равно мы придём к этому вопросу, только тогда, когда придём... Но к сожалению, комитет по социальной политике ограничился, об этом уже говорилось, лишь констатацией недостатков, ничего не сделав для решения вопроса по существу. Посмотрите, законопроект был внесён в Государственную Думу год назад, в марте прошлого года, отрицательное заключение комитета по социальной политике появилось в январе этого года. Ну что мешало комитету за этот год наработать тот вариант, который, по их мнению, действительно мог бы решить проблему по существу?! Но я сейчас хочу сказать немножко о другом. Я прошу прощения, конечно, но нельзя же людей держать за дураков. Посмотрите, что происходит сегодня в Приморском крае. Региональное отделение "Единой России" в Приморском крае в конце марта - начале апреля проводит через краевые средства массовой информации вот такую как бы акцию: беспрерывно сообщается о том, что проводятся митинги в поддержку вот этой самой идеи увеличить базовую часть пенсии через надбавки, по сути дела, идеи этого законопроекта, притом умалчивается о том, что есть отрицательное заключение возглавляемого представителями партии власти комитета по социальной политике, есть отрицательное заключение комитета по проблемам Севера. Об этом - молчок! И надо сказать, у большинства населения ничего, кроме раздражения и недовольства, такая позиция не вызвала. Почему? Потому что у нормальных людей возникает вопрос: а зачем эти акции, зачем эти митинги, зачем по телевидению об этом всё время говорить, если у "Единой России" в Государственной Думе большинство и они и так могут принять этот законопроект? Кстати, я вам хочу сказать, что население Приморского края как раз ждёт от "Единой России" положительного голосования по этому законопроекту, потому что уже раскручено всё. Поэтому я и хочу вам предложить, уважаемые господа из "Единой России": давайте поддержим региональное ваше отделение, "Единой России", в Приморском крае - в первом чтении проголосуем за этот законопроект, во втором чтении доведём его до логического конца. Иначе в этой ситуации вам придётся строго спрашивать с ваших лидеров за лицемерие и дешёвый популизм, по-другому это всё просто никак нельзя назвать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Светлана Петровна. Бадалов Рубен Михайлович, пожалуйста. Включите микрофон. БАДАЛОВ Р. М., фракция "Родина" (народно-патриотический союз)". Спасибо. Уважаемые коллеги, уважаемый Артур Николаевич! Уже который раз подряд мы в этом зале рассматриваем эту проблему и говорим о необходимости пересмотра пенсионной системы! Целый ряд северных регионов... Буквально недавно мы рассматривали законопроект Республики Коми, её парламент предлагал что-то похожее (я сейчас о сути говорю), Чукотка тоже, вот сейчас рассматриваем законопроект приморцев. Все говорят о том, что пенсионная система несправедлива и северян очень здорово обидели. Я скажу больше: на самом деле пенсионная система несправедлива не только к северянам, она несправедлива ещё и к работникам, заработавшим свой стаж в особых условиях (это первый и второй списки). Вот смотрите: сегодня шахтеры, отработавшие двадцать пять лет под землёй, получают пенсию 2800, а после повышения будут получать 3200 - не долларов, это в рублях я, конечно, называю. Обратите внимание на то, что в Пенсионный фонд федеральный поступления идут (мы говорили о нарушении Конституции), то есть мы сегодня наполняем Пенсионный фонд федеральными деньгами. Надо отказываться от той порочной страховой системы, которую культивируют проворные чиновники. Это в их интересах принят пенсионный закон, а вовсе не в интересах пенсионеров, хотя пенсионное законодательство должно прежде всего интересы пенсионеров защищать. Нам сегодня говорят о том, что целый ряд законодательных предложений готовится у нас в Думе и что в ближайшее время мы их обязательно примем, и я на это надеюсь, думаю, что мы именно так и поступим, но боюсь, что многие пенсионеры просто не доживут до этого, потому что пенсия сегодня на порядок ниже прожиточного минимума. Давайте об этом думать! Ведь на те деньги, которые мы сегодня с вами платим пенсионерам, прожить невозможно! Пенсионная система требует кардинальных изменений. То, что сегодня происходит, - это недопустимо, на такую пенсию жить нельзя! Необходимо установить коэффициенты замещения заработка на уровне 40-45 процентов, как требует конвенция МОТ. Необходимо разработать правовой механизм, гарантирующий получение пенсии не ниже прожиточного минимума, установленного в субъекте Федерации, установить коэффициенты, предусматривающие повышение пенсии для людей, работавших в особых условиях, - это и северяне, и те люди, которые работали под землёй, в особых условиях, на объектах, опасных для жизни. Нам сегодня предлагается не принимать этот законопроект в первом чтении, а подождать какого-то нового. Я же считаю - и фракция "Родина" такую позицию занимает, - что этот законопроект нужно принимать в первом чтении и дорабатывать его во втором. Безусловно, мы будем голосовать за этот законопроект, потому что мы за повышение пенсий нашим пенсионерам, в том числе северянам. И мы настаиваем на скором, немедленном пересмотре пенсионной системы. Если этого не произойдёт, народ выйдет на улицы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Воронин Павел Юрьевич, пожалуйста. Вы с места будете, да? Пожалуйста. ВОРОНИН П. Ю. Спасибо, Артур Николаевич. Очень приятно, что депутат Горячева так заботится о "Единой России", переживает, как бы у нас рейтинги не упали. Большое ей спасибо за это, очень тронут. Вы, наверное, скоро к нам перейдёте. Я хотел бы обратиться к истории. Знаете, когда генерал де Голь пришёл к власти, то население потребовало от него раздать всю казну Французской Республики. И когда посчитали, то получилось по 8 франков на каждого. Вот ради интереса посмотрите бюджет Пенсионного фонда, сколько он составляет, и посмотрите Стабилизационный фонд. Вы увидите, что денег даже на два года не хватит, если весь Стабилизационный фонд пустить на выплату пенсий. У нас ситуация в этом плане достаточно тяжёлая, потому что в стане на 1,1 работающего приходится один пенсионер или инвалид, то есть в стране наряду с безработицей существует и другая проблема: мы не можем прокормить своих пенсионеров, и это очень прискорбно. Никто из сидящих здесь, в зале, не против того, чтобы увеличить пенсии, но это должно быть по всей стране. Есть у нас небольшие увеличения, каждый год они два раза индексируются - и с 1 апреля, и вот с 1 августа. Конечно, этого недостаточно, никто с этим не спорит, но улучшения видны. И что касается Севера, я тоже здесь не согласен. Я житель юга, у нас тоже тяжёлые климатические условия, у нас отсутствует качественная питьевая вода. Вот Локоть там машет ручкой своей. Пусть приедет хоть раз в свою вотчину, в красную зону, и посмотрит, как там люди живут. И сейчас тенденция, я специально посмотрел... вначале пенсионеры по программе переселялись на юг России, а потом пошёл обратный отток. Во-первых, смертность повысилась, потому что климат менялся, и когда на юге они жили, очень много людей умирало, и во-вторых, люди теряли в пенсии. Пошёл обратный процесс, и люди сейчас, если вы посмотрите статистику продолжительности жизни, на севере живут дольше, чем на юге. Статистика есть такая. У нас, например, полупустынная зона, но никаких специальных надбавок люди не получают за это. И рыбку, извините, красную... Мы были на Камчатке, посмотрели, когда идёт нерест, выбрасывает рыбу, бабушки собирают её, продают и живут. Там рыба копейки стоит. У нас нет такой возможности. Понятно, что депутаты Приморского края и других регионов хотели какие-то себе политические дивиденды получить, но надо же делать это не за счёт других жителей страны. На Севере сейчас проблемы безработицы нет, там, наоборот, - вот пусть Локоть поедет туда и посмотрит - очень много работы, и в Ямало-Ненецком округе, например, в социальном секторе, в ЖКХ никто не хочет работать, потому что там средняя зарплата 8 тысяч рублей, считают, что это мало, поэтому турки приезжают, приезжают эмигранты и работают, китайцы готовы работать. Нам нужно, чтобы кто-то за нас это делал. Подчеркну, что, конечно, пенсионное законодательство нуждается в улучшении, эти проблемы мы ставим, и все, кто интересуется, прекрасно знают, что Пенсионный фонд до конца не наполняется, нужно менять практику его наполнения, и нужно это делать обязательно. Никто с себя ответственности не снимает, но вот так... одним - вот завтра примет решение какое-нибудь законодательное собрание, коэффициент сделает 3, 5, а потом 10. Ну а почему так должно быть? Почему мы даём эти полномочия только каким-то районам Крайнего Севера и Дальнего Востока? У нас страна, кстати, населена в основном до Урала, а дальше она пустая. И одним увеличением пенсии не увеличишь её население. Там нужны молодые люди, а не пенсионеры. И конечно, я считаю, что законопроект просто не подготовлен и в таком виде его нельзя принимать, нужно совместно поработать, а не только фракциям КПРФ и "Родине" говорить, что вот, мол, давайте изменим... Ну внесите предложения хоть раз какие-нибудь, зайдите в комитет, у вас там свои представители есть. Насколько я знаю, вы ни одного предложения туда не дали. Нужно совместно разработать и принять. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ситнов Виктор Владимирович, пожалуйста. СИТНОВ В. В., фракция "Единая Россия". Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые коллеги! Я, как завершающий, очевидно, выступающий хотел подвести маленький итог. Мы очень много говорим, полемизируем о Севере. Поверьте мне, человеку, которому шестьдесят лет и который сорок лет отдал Северу, Крайнему Северу подчёркиваю, Таймырскому автономному округу, норильскому промышленному району. Сегодня нужно говорить не о политических каких-то задачах, заявлениях, а нужно говорить о конкретике, которая необходима Северу. Я поддерживаю полностью комитет в том, что нужна государственная федеральная национальная программа по Северу, - это "а". "Б" - господину Локотю, товарищу Локотю хотел бы ответить. Нужно не оставлять пенсионеров на Севере, а нужно помогать им выехать. Поэтому нужно исправить ошибку прошлого состава Думы и начислять коэффициент к пенсии при выезде человека на материк. Об этом заявил и президент. Я думаю, в ближайшее время это мы рассмотрим. Почему? Потому, что сегодня на самом деле пенсионеры живут на Севере из-за того, что им выплачивается коэффициент, мы его закрепили за Севером. А молодёжь нужно привлекать иным способом. Давайте проанализируем. Коммерческие организации, хозяйствующие субъекты на Крайнем Севере давно выплачивают корпоративные пенсии. Нет анализа этого. Наш предварительный анализ, северян, показывает: 40 процентов предприятий, северных предприятий выплачивают дополнительную корпоративную пенсию. То же самое делают муниципалитеты - выплачивают дополнительную пенсию, то же делают субъекты Федерации для бюджетных организаций. Что необходимо? Необходимо законодательно сегодня это закрепить, потому что даже хозяйствующие субъекты боятся, опасаются вечных наездов налоговой полиции, вернее, извините, инспекции при выплате каких-то дополнительных средств пенсионерам, которые выезжают на материк (так мы называем, северяне). Более того, нужно рассмотреть внимательно вопрос о перерасчёте пенсии, вернее, расчёт пенсии. Что получается? Пенсия рассчитывается человеку, который работает здесь, - 30 процентов заработной платы, северянину - 7-9 процентов, а он уплачивает полностью в Пенсионный фонд со всех доходов, северных надбавок, то есть коэффициентов и полярочки так называемой. Это нужно предусмотреть, учесть. Из 440 миллиардов рублей требуется для северян всего 17 миллиардов рублей, для того чтобы поправить все дела. Плюс к этому, наверное, нужно поддержать всё-таки комитет по проблемам Севера, который будет рассматривать в ближайшее время предложения Камчатской области по данному вопросу, и об этом просят многие северяне, в том числе и Приморский край. И последнее. Для того чтобы всё-таки Север наш жил - а это природные богатства Российской Федерации, - необходимо относиться к нему по-человечески. Я что имею в виду? Меньше критики и меньше жалости северянам, северяне не любят, когда их жалеют, они гордые люди, нужны конкретные дела. А конкретные дела я назвал в пунктах "а", "б" и "в". Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Владимирович. Кибирев подошёл ко мне, он не успел записаться. Пожалуйста, выступление, коллега Борис Григорьевич. КИБИРЕВ Б. Г. Спасибо большое, Артур Николаевич. Я хочу высказаться в поддержку этого законопроекта и, соглашаясь с теми аргументами, которые высказывали мои коллеги, добавить несколько своих. Во-первых, конечно, Север - это богатство России. И если там будут жить и работать люди, возможности России благодаря Северу будут прирастать. Но, к большому сожалению, та политика, которая проводилась при советской власти, когда оказывалось содействие людям, работающим на Севере, и когда это было выгодно и государству, и им, давно закончилась. Очень интересную мысль высказал коллега Ситнов Виктор Владимирович о том, что надо способствовать выезду оттуда пенсионеров, потому что им там делать нечего. Ну, правильно. Но, к большому сожалению, нынешняя политика государства как раз состоит в том, чтобы не давать возможности пенсионерам оттуда выезжать. В подтверждение этой мысли я приведу два примера. Первый. Существует порядок, при котором выехавшие с Севера люди при определённых условиях должны получать от государства жилищные субсидии, чтобы закрепляться на новых местах. В федеральном бюджете на каждый год есть такая строка для выделения средств на эти субсидии. И в нынешнем году из бюджета шестьдесят семь субъектов получают средства для этих людей, назову три цифры: Республика Адыгея - 681 тысяча рублей, Ростовская область - 853 тысячи рублей, Краснодарский край - 665 тысяч рублей. Это стоимость одной двухкомнатной квартиры. Понятно, что эта цифра сама по себе ничего не говорит, если не поставить рядом вторую: а сколько надо? Так вот, в моём родном Краснодарском крае на очереди стоят шестьсот двадцать восемь семей северян, а денег край получает 665 тысяч, то есть ждать им шестьсот двадцать восемь лет! Второй момент. Когда пенсионер выезжает с Севера, то ему положено выплатить так называемые подъёмные. Мой избиратель Кушнарёв тридцать шесть лет отработал на Сахалине на шахтах, ему положено 28 тысяч рублей - он за них бьётся уже три года, и я при нём. Все ответы из министерств и ведомств такие: да, ему положено, да, ему выплачивать надо. Но никто этих денег не выплачивает. В документах, представленных к законопроекту, много раз употребляется слово "Конституция", которая не позволяет этот законопроект принимать, потому что этим нарушается равноправие российских граждан. Так что же это за равноправие российских граждан, когда, скажем, в средней полосе России величина средней пенсии, отнесённой к прожиточному минимуму, составляет 1,3, а в том же самом Приморском крае - только 0,8? Понятно, что всем мало, всем надо давать, но мы должны учитывать, что условия Севера - это и другое питание, и другая одежда, и дров надо побольше и так далее. Я считаю, что предложенный законопроект, в общем-то, элегантно разрешает эту проблему, потому что учитываются фактические условия проживания человека на Севере. В этом плане очень интересно заключение Комитета по труду и социальной политике. Там уже даже не говорится о суммах средств, которых недостаёт, а приводится чисто формальный довод: "Предлагаемое законопроектом установление нового порядка индексации базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим во всех районах (я цитирую), в которых установлен районный коэффициент к заработной плате, противоречит Конституции Российской Федерации, поскольку предлагает расходование средств федерального бюджета, являющихся федеральной собственностью, решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Дорогие мои, да где ж вы это вычитали? Да какой же порядок там так записан? Если законопроект будет принят, то этим законом как раз и будет вводиться порядок во всей России, это при помощи этого закона теперь субъекты будут считать свою потребность, а потом уже, так сказать, в бюджете Пенсионного фонда будут прописываться эти средства. То есть не субъект будет распоряжаться ими, а будет распоряжаться Российская Федерация соответственно через федеральные законы. Немножко воодушевляет то, что Комитет по труду и социальной политике признаёт наличие этой проблемы. Было бы здорово, если бы за этим признанием последовали какие-то действия реальные, о которых много сегодня говорили. Мы убеждены, что северянам надо помогать, как и всем остальным россиянам, тем, кто социально незащищён и прокормить себя сегодняшним трудом не может. И поэтому, я считаю, есть у нас все основания этот законопроект поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Борис Григорьевич. По ведению записались Савостьянова Валентина Борисовна и Локоть. Пожалуйста, включите микрофон Савостьяновой Валентине Борисовне. САВОСТЬЯНОВА В. Б., фракция "Родина" (народно-патриотический союз)". Уважаемые коллеги, на заседании правительства уже даже Михаил Юрьевич Зурабов признал, что пенсионная реформа провалилась. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А что это? Пожалуйста, по ведению. САВОСТЬЯНОВА В. Б. Я считаю, что в принципе мы способствовали немножко этому, потому что мы единый социальный налог уменьшили, денег у нас стало меньше, зарплату никто не увеличил, сбор средств у нас не улучшился. Считаю, что нам нужно депутатским корпусом вместе с министерством писать новый пенсионный закон, в котором мы учтём все эти недостатки, а сегодня этот законопроект принять и доработать его ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллега Локоть, пожалуйста. По ведению. ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо. Я согласен с тем, что есть проблема, и я рад, что комитет признаёт, что есть проблема. Я представляю эту так называемую пустующую территорию, как некоторые говорят, полуторамиллионный город. Пенсионерам некоторым нельзя выезжать оттуда, нельзя, потому что медицина говорит о том, что, если двадцать пять лет прожили, потом нельзя оттуда уезжать - они умрут, погибнут. Нужно создавать условия, чтобы они жили нормально там. Проблема эта существует, и я рад, что её признают. Если господин Воронин приглашает, я готов воспользоваться приглашением и съездить в Краснодар с удовольствием в любое время. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ЛОКОТЬ А. Е. В Ставрополье, прошу прощения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вместе в пустынный Краснодар... Пожалуйста, Коган, по ведению. КОГАН А. Б. Спасибо, Артур Николаевич. Я действительно по ведению. Дело в том, что я в самом начале нажал кнопку. Было девять выступающих, из них семь человек практически из одной фракции. Я хотел предложить по три минуты, но не получилось. После этого у нас говорят, что оппозиция обижена, тогда как из девяти выступающих семь - от одной фракции. В общем-то, я считаю, что всё в порядке у нас в Государственной Думе. Но, Артур Николаевич, убедительная просьба обращать внимание, когда нажимаем кнопку "по ведению", потому что было сказано очень много слов: по существу закона - 10 процентов, всё остальное - общая политика по северянам. О ней надо говорить, но не в рамках обсуждения сегодняшнего законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Борисович, только сейчас высветилось здесь, на табло, что вы просите слова. Уважаемые коллеги, все, кто хотел, выступили. Заключительное слово? Пожалуйста, Гайнуллина Фарида Исмагиловна. Включите микрофон. ГАЙНУЛЛИНА Ф. И. Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые коллеги! Первое. Я благодарю вас за высказывания, порой и непротиворечивые. Второе. Я с большим вниманием и признательностью отношусь к любому выступлению, очень болезненно их воспринимаю. Вы высказались и уже даже не слушаете, а я категорически не могу согласиться с вашими обвинениями как в адрес "Единой России", так и в адрес Комитета по труду и социальной политике. И приведу лишь один аргумент: съезд "Единой России" выездной прошёл в Красноярске, "Единая Россия" обратила внимание правительства на проблемы, существующие в районах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. И в соответствии с одним из последних решений правительства, принятых по инвестиционному фонду, средства в большем объёме направлены в Сибирь и на Дальний Восток. Точно так же я не могу согласиться и с вашими обвинениями в адрес Комитета по труду и социальной политике. Дело в том, что проблема северян - это проблема не только пенсионного обеспечения. Каждый раз, выступая перед вами, я привожу цифры и аргументы, которые вы просто не хотите слышать, уважаемые коллеги, цифры и аргументы по поэтапному увеличению как базовой, так и страховой части пенсии северян. Это, ещё раз говорю, совершенно другой уровень коэффициентов, соотношения заработной платы. Вспомните о ЕДВ, к которым мы применили северные, о заработной плате бюджетников, к которой мы в свете национальных проектов применили районные коэффициенты. Далее. Увеличение средств в бюджете, за которые никогда вы, сидящие справа и слева, не голосуете, даже несмотря на то, что вы признаёте мизерными выделяемые суммы. Это проект, это жилищные субсидии... Коллеги, ну признайте же факт, что вы никогда не голосуете за бюджет. У нас, у татар, есть пословица: "Знает не тот, кто кушает, а тот, кто готовит". Вы же никогда не принимаете конструктивного участия, не вносите свои предложения на должном уровне... Далее. Ещё раз хочу подчеркнуть... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По законопроекту, пожалуйста, говорите. ГАЙНУЛЛИНА Ф. И. Вы не делайте, Артур Николаевич, мне замечаний в этом плане, я знаю, что вы северянин... Есть регламент, и я вправе использовать положенное время. Поэтому я приглашаю вас, уважаемые коллеги, к работе, к сотрудничеству в рамках межфракционной комиссии, возглавляемой Олегом Викторовичем Морозовым, членами этой комиссии являются уважаемый мной Олег Николаевич и другие коллеги. Что касается пенсионного законодательства (ближе к тексту, как говорится, и на этом я завершаю), коллеги, Комитет по труду и социальной политике не раз представлял вам сведения, и вы зря пользуетесь неподтверждёнными фактами. Если есть проблема пенсионного обеспечения северян, то (это подчеркнул мой коллега Ситнов) речь идёт о высокооплачиваемой категории северян. Но эта проблема существует не только на Севере, она существует и в городах-мегаполисах, и в приоритетных отраслях. Поэтому я вас убедительно прошу (Артур Николаевич, я и к вам обращаюсь), когда мы говорим о конкретном законопроекте, точно так же останавливать и других выступающих, если они говорят не относящиеся к предмету рассмотрения вещи. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, но это мне очень трудно сделать. Уважаемые коллеги, я хочу сказать, что мы закончили очень конструктивное, детальное обсуждение данного законопроекта. Я прошу вас определиться голосованием. Кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Включите режим голосования. Кто без карточки? Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 42 мин. 30 сек.) Проголосовало за 91 чел.20,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 92 чел. Не голосовало 358 чел.79,6% Результат: не принято Законопроект не принят. Странно, что против никого нет.