Заседание № 145

25.07.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 193682-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по вопросам исполнения гражданами воинской обязанности; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" и статьи 55 и 57-8 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5035 по 5432 из 7291
44-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные    
законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Андрей Леонидович       
Красов.                                                                         
                                                                                
КРАСОВ А. Л. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию        
предлагается законопроект, который направлен на создание эффективной и          
прозрачной системы информационного обеспечения воинского учёта. За время        
подготовки законопроекта к рассмотрению во втором чтении поступило девять       
поправок, из них пять поправок рекомендованы комитетом к принятию, включены в   
таблицу № 1, четыре поправки, которые рекомендованы комитетом к отклонению,     
включены в таблицу поправок № 2.                                                
                                                                                
Законопроект прошёл все необходимые экспертизы. У Правового управления          
Аппарата Государственной Думы замечаний по законопроекту с учётом внесённых     
поправок нет. Комитет Государственной Думы по обороне рекомендует утвердить     
таблицы поправок № 1 и № 2 и принять законопроект во втором чтении.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Леонидович.                               
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.                          
                                                                                
Таблица поправок ставится на голосование.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 56 мин. 15 сек.)                 
Проголосовало за              357 чел.79,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    357 чел.                                          
Не голосовало                  93 чел.20,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается таблица поправок № 1.                                               
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Есть, у Останиной Нины                 
Александровны. Ещё есть у кого-то вопросы? Есть.                                
                                                                                
Включите режим записи на вопросы по таблице № 2.                                
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Останина Нина Александровна.                                                    
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Прошу вынести на отдельное голосование поправку 1 из таблицы     
поправок, рекомендованных к отклонению.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алёхин Андрей Анатольевич.                                
                                                                                
АЛЁХИН А. А., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Прошу вынести на отдельное голосование поправку 2.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, ставится на голосование таблица поправок № 2,    
за исключением поправок 1 и 2.                                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 57 мин. 18 сек.)                 
Проголосовало за              290 чел.64,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                   21 чел.4,7 %                                     
Голосовало                    311 чел.                                          
Не голосовало                 139 чел.30,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
По поправке 1 - Останина Нина Александровна.                                    
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Поправка касается    
возможности предоставления отсрочки от призыва на военную службу по             
мобилизации гражданам, которые имеют на иждивении ребёнка-инвалида,             
независимо от количества детей в семье. Как правило, отцы в таких семьях        
являются единственными кормильцами по той причине, что матери просто не могут   
полноценно работать и живут только на пособие по уходу за ребёнком-инвалидом,   
они неотлучно при таком ребёнке, ухаживают за ним. Мы запросили в               
Министерстве труда и социальной защиты число этих самых отцов. Оказывается,     
что число граждан - отцов, имеющих на иждивении ребёнка-инвалида, сегодня       
3054, число граждан - отцов, имеющих на иждивении инвалидов с детства,          
составляет 12 264. То есть речь идёт об определённой категории - всего 15 308   
таких отцов, которые находятся в мобилизационном возрасте, и нам                
представляется, что принятие этой поправки будет очень гуманно по отношению к   
тем семьям, которые воспитывают детей-инвалидов.                                
                                                                                
Предлагается также предоставить отсрочку многодетным отцам, которые имеют на    
воспитании не четверых, а троих и более детей, поскольку у нас до               
сегодняшнего дня никто не отменял указа президента о статусе многодетной        
семьи, которой признаётся семья, где воспитываются трое и более детей. И        
предлагаем поднять верхнюю возрастную планку для старшего ребёнка - не 16, а    
18 лет. Напомню, что подобный запрос по поручению депутатов Государственной     
Думы Алёхина и Смолина мы направили в правительство и получили положительный    
ответ заместителя председателя правительства Мантурова: они поддерживают        
увеличение верхней границы возраста ребёнка в многодетной семье.                
                                                                                
В случае принятия этих поправок  будет восстановлена справедливость, которая    
была нарушена в первые месяцы частичной мобилизации. Вынужден был вмешаться     
генеральный прокурор, как мы помним, и 9 тысяч многодетных отцов были           
возвращены, после того как они уже были призваны по частичной мобилизации.      
Думается, мы должны закрепить это сейчас в законе.                              
                                                                                
Предлагается также предоставить отсрочку от военной службы по мобилизации тем   
гражданам, которые являются единственными детьми у одиноких родителей,          
достигших пенсионного возраста. Нам представляется, что с точки зрения          
реализации принципа гуманизма и заботы о старшем поколении это было бы очень    
справедливо сегодня.                                                            
                                                                                
Уважаемые коллеги, вот та скорость, с которой принимаются законопроекты,        
вносимые депутатами - членами комитета, и отсутствие такой политической         
расторопности, когда вносятся законопроекты... Кстати, законопроекты по         
отсрочке для отцов детей-инвалидов, многодетных отцов вносили депутаты не       
только нашей фракции, множество таких законопроектов сейчас накопилось в        
комитете. Более того, на них не требовалось заключение правительства, как это   
отмечено было нашим Правовым управлением.                                       
                                                                                
К чести комитета, он рассматривал несколько законопроектов и даже согласился    
с нами, авторами... (Микрофон отключён.)                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По поправке 1 - мнение комитета.                          
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КРАСОВ А. Л. Уважаемая Нина Александровна, ну, я бы не сказал, что данные       
поправки рассматривались комитетом очень быстро. Мы к вашим поправкам, к тем,   
которые рекомендованы комитетом к отклонению, возвращались два раза, и вы       
тому свидетель. Мы очень внимательно изучили все эти поправки, комитет          
всё-таки предложил их отклонить, и они размещены в таблице поправок № 2.        
                                                                                
Можно было бы сколько угодно нам здесь, в зале, сражаться на мечах или на       
шашках, если бы не поправка 2, которая у нас размещена в таблице № 1 и за       
которую мы сейчас проголосовали. А вот этой поправкой мы исключаем статью       
законопроекта, которой предлагается изменить положения Федерального закона "О   
мобилизационной подготовке и мобилизации...". Данный вопрос действительно       
требует очень серьёзной проработки. Мы не отказываемся от идеи разрешить        
многодетным отцам поступать в мобилизационный людской резерв, но начнём мы с    
того, что уточним основание освобождения от военных сборов для многодетных      
отцов: такое освобождение им предоставляется при условии совместного            
проживания с детьми. Мы этой поправкой как раз исключаем изменение положений    
Федерального закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации...".            
                                                                                
Комитет предлагает данную поправку не поддерживать.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, ставится на голосование поправка 1. Комитет её   
не поддерживает.                                                                
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 02 мин. 48 сек.)                 
Проголосовало за               91 чел.20,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                     92 чел.                                          
Не голосовало                 358 чел.79,6 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается поправка.                                                        
                                                                                
По поправке 2 - Алёхин Андрей Анатольевич.                                      
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
АЛЁХИН А. А. Уважаемые депутаты, уважаемый Андрей Леонидович! Моя поправка      
перекликается с поправкой Нины Александровны, но всё равно я попытаюсь          
аргументы привести, ну, немножко другие.                                        
                                                                                
Спасибо Министерству обороны за то, что оно отреагировало на наше с Олегом      
Николаевичем Смолиным и Ниной Александровной Останиной протокольное             
поручение, поддержанное Государственной Думой, и внесло изменения в директиву   
Генерального штаба: от призыва на военную службу по мобилизации освобождаются   
граждане, имеющие на иждивении не четверых и более детей в возрасте до 16       
лет, а троих и более детей в возрасте до 16 лет. Но в законе "О                 
мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" и в            
представленном законопроекте остаётся прежняя редакция - четверых и более       
детей в возрасте до 16 лет, - что приводит к тому, что отдельные военкоматы     
руководствуются не директивой Генерального штаба, а законом, и на их сторону    
встают прокуратура и суд. Да, Министерство обороны в индивидуальном порядке     
снимает эти вопросы, но, если эта норма будет в законе, этого не надо будет     
делать.                                                                         
                                                                                
И я призываю поддержать предложенную поправку и внести изменения в статью 18    
закона: от мобилизации освобождаются граждане, имеющие на иждивении троих и     
более детей в возрасте не до 16, а до 18 лет, тем более что на увеличение       
возраста с 16 до 18 лет имеется положительное заключение Правительства          
Российской Федерации. И на недавнем "правительственном часе" министр труда и    
социальной защиты Котяков Антон Олегович подтвердил, что готовится указ         
Президента Российской Федерации, в котором будет определено, что многодетная    
семья, как и в действующем указе президента, - это трое и более детей в         
возрасте до 18 лет, а если ребёнок продолжает обучение, то до 23 лет. Я         
напомню, что в соответствии с действующим законодательством                     
несовершеннолетними считаются дети в возрасте до 18 лет и школу они сейчас      
оканчивают в 18 лет. И потом, директива Генерального штаба должна               
соответствовать закону, а не наоборот.                                          
                                                                                
Данную категорию граждан, то есть многодетных отцов, можно призывать только в   
качестве добровольцев, эта норма позволит сохранить рождаемость и не            
обострять демографический вопрос. В качестве примера, только в Омской области   
в 2022 году население сократилось на 20 тысяч человек.                          
                                                                                
Ещё раз призываю поддержать данную поправку.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Мнение комитета, пожалуйста, Андрей Леонидович.                                 
                                                                                
КРАСОВ А. Л. Уважаемый Иван Иванович, уважаемый Андрей Анатольевич! Как ваша    
поправка перекликается с поправкой Нины Александровны, так и мой ответ          
перекликается с тем ответом, который я дал Нине Александровне. Вот поправкой    
2, которая размещена в таблице № 1, мы исключили изменения, которые вносятся    
в Федеральный закон "О мобилизационной подготовке и мобилизации...". Комитет    
считает, что всё-таки вот эти вопросы, которые мы изначально хотели внести,     
требуют дополнительной проработки. Просьба не поддерживать данную поправку.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка 2, комитет её не         
поддерживает.                                                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 06 мин. 27 сек.)                 
Проголосовало за               95 чел.21,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     95 чел.                                          
Не голосовало                 355 чел.78,9 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Поправка отклоняется.                                                           
                                                                                
Все поправки рассмотрены, законопроект ставится на голосование во втором        
чтении.                                                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Андрей Леонидович, проходите на трибуну.                                        
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 06 мин. 56 сек.)                 
Проголосовало за              297 чел.66,0 %                                    
Проголосовало против            4 чел.0,9 %                                     
Воздержалось                   24 чел.5,3 %                                     
Голосовало                    325 чел.                                          
Не голосовало                 125 чел.27,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается во втором чтении.                                                   
                                                                                
Включите микрофон на трибуне.                                                   
                                                                                
Пожалуйста, Андрей Леонидович.                                                  
                                                                                
КРАСОВ А. Л. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект           
подготовлен к принятию в третьем чтении, все необходимые экспертизы он          
прошёл, замечаний нет, соответствующий проект постановления имеется. Комитет    
по обороне рекомендует Государственной Думе принять законопроект в третьем      
чтении.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, нет возражений? Нет.                                                   
                                                                                
Будут ли желающие выступить по мотивам? Да.                                     
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Вижу, Андрей Валериевич, вижу, можете не идти на своё место.                    
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Останина Нина Александровна.                                                    
                                                                                
Вы третьим будете, Андрей Валериевич.                                           
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я всё-таки ещё раз   
хочу напомнить, что любой законопроект, будь то законопроект, который           
касается изменений призывного возраста, будь то законопроект, который           
касается изменений в вопросах мобилизационной политики, конечно, чрезвычайно    
чувствителен. И ещё раз напомню, что президент вынужден был делать заявление,   
когда началась частичная мобилизация, о том, что разговоров о дополнительной    
мобилизации у нас не будет, но тем не менее внимание общества к тому, что       
происходит сегодня с этими базовыми законами, конечно, чрезвычайно              
повышенное, поэтому полагаю, что и сегодня, сейчас, наверное, люди очень        
внимательно слушают нас. Для того чтобы им чётко разъяснить всё-таки вот эти    
правила мобилизации, давайте поставим точки над "и". Сейчас у нас комитет       
говорит о том, что это не является предметом рассмотрения. В таком случае       
есть ли какие-то изменения в базовом законе о мобилизации, которые учитывали    
бы тот факт, что у нас многодетной является семья не с четырьмя, а с тремя      
детьми? Есть ли какие-то изменения, которые говорили бы о том, что у нас        
особое внимание уделяется отцам детей-инвалидов? Есть ли какие-то изменения,    
которые касаются вопросов отсрочки от мобилизации единственного ребёнка         
одинокого родителя? В том случае, если это не относится к данному               
законопроекту, разъясните нам, пожалуйста, в каком тогда формате можем мы       
сегодня, учитывая пожелания наших избирателей, внести поправки в этот закон о   
мобилизации, если сегодня это не предмет обсуждения? Мы готовы к                
конструктивному диалогу, и тот факт, что вот такое политическое слаживание с    
комитетом есть, ну это было, когда мы обсуждали наши поправки... Ответьте,      
пожалуйста, на этот вопрос, потому что в противном случае у нас не будет        
аргументов, которые мы могли бы привести своим избирателям.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Нилов Олег Анатольевич.                                                         
                                                                                
Включите микрофон на рабочем месте.                                             
                                                                                
НИЛОВ О. А. Уважаемые коллеги, слишком много мы в этом году говорили вот про    
одну и ту же категорию граждан России, заслуженную категорию - категорию        
многодетных отцов. Подлежат они мобилизации, не подлежат, добровольно или       
недобровольно они должны зачисляться в мобилизационный людской резерв нашей     
армии... У нас что, других категорий граждан больше нет, которых, я считаю, в   
первую очередь нужно привлекать в качестве мобилизационного резерва, да и       
вообще привлекать к службе в армии? Например, миллионы наших новых сограждан,   
которые за последнее десятилетие получили гражданство России, - вот где они?    
Они не подлежат мобилизации, потому что в армии не служили. О, как хорошо! И    
что, у нас нет необходимости работать строителями военными, или                 
околовоенными, водителями военными? Посмотрите, сколько таксистов по стране     
возят, - Андрей Валериевич, они не нужны армии сегодня? Давайте по ним          
поставим вопрос, вот они пусть и в армии послужат. Во многих странах...         
Посмотрите, вот Израиль: в армии не служил - гражданство не получишь, будешь    
иметь вид на жительство и так далее. Давайте эти категории многомиллионные,     
ещё раз говорю, обсудим здесь, посмотрим. Ну и, если останется время,           
останется необходимость, будем говорить о многодетных отцах.                    
                                                                                
А так, уважаемые коллеги, мы, знаете, вот по этим вопросам очень часто          
заседаем, а вот отдельные многомиллионные категории граждан не замечаем. Ну     
не служил в армии до 30 лет, до 27 лет - есть альтернативная служба, почему     
на альтернативной службе нельзя поработать до 40 лет? Нужно поработать,         
Андрей Валериевич. В госпиталях нужны вот эти альтернативщики, пусть идут и     
помогают сегодня нашим врачам, нашим медсёстрам. И таких людей, я говорю,       
миллионы, может быть даже десяток миллионов, а то и больше в стране. Давайте    
вот, коллеги из профильного комитета, по обороне, на это обращать больше        
внимания.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Андрей Валериевич Картаполов, пожалуйста.                                       
                                                                                
КАРТАПОЛОВ А. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Знаете,            
прослужив в армии 40 лет, я отвык чему-то удивляться, но иногда вот в этом      
зале я слушаю и снова начинаю удивляться. Вот говорят коллеги: давайте на       
темы, к которым повышенное общественное внимание, не будем будоражить наших     
избирателей. Так мы сами будоражим вот этими своими выступлениями! Зачем было   
перечислять вот эти все поправки, которые раньше когда-то вносили? Надо было    
ещё созыва три взять назад... Ну зачем, коллеги, зачем? Ну я понимаю, для       
чего. Не буду говорить, для чего.                                               
                                                                                
Ведь у нас конкретная цель, понимаете? Я позволю себе напомнить цель создания   
вот этого ресурса, суть поправок: во-первых, наведение порядка в системе, в     
организации воинского учёта; во-вторых, минимизация личного общения граждан и   
военкоматов за счёт применения информационных технологий в автоматизированном   
режиме; в-третьих, обеспечение справедливости и равенства прав граждан -        
уклонисты от призыва не должны быть в более привилегированном положении, чем    
законопослушные граждане. Голосуя против поправок, вы будете голосовать         
против нормальной работы этой системы, понимаете? Вы будете голосовать за       
сохранение комфортной жизни уклонистов и повторной возможности для них стать    
героями взятия Верхнего Ларса с одной или с другой стороны. Кстати, Николай     
Васильевич Коломейцев примерно об этом говорил.                                 
                                                                                
Коллеги, мы с вами уже не раз здесь обсуждали, что поправки к закону о          
мобилизационной подготовке и мобилизации очень чувствительны. Чувствительны     
они потому, что этот закон написан под большую войну, под всеобщую              
мобилизацию. И сейчас этой самой большой войной уже попахивает, а мы всё        
продолжаем искать, кого же нам оттуда убрать, кого же защитить. Да некого       
будет потом защищать, поймите это!                                              
                                                                                
Коллеги, я полагаю, что вот на этом можно закончить обсуждение. Поправки эти,   
законопроект этот, который предлагается к принятию в третьем чтении, крайне     
важен сегодня для нашей страны, очень нужен нашей армии. Этот законопроект      
нужен и нам с вами, как людям, которые здесь представляют интересы своих        
избирателей. Партия "ЕДИНАЯ РОССИЯ", фракция партии в Государственной Думе      
поддерживают этот законопроект. Предлагаем всем депутатам сделать то же         
самое.                                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, обсуждение завершено. Законопроект ставится на   
голосование в третьем чтении.                                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 15 мин. 30 сек.)                 
Проголосовало за              349 чел.77,6 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                   19 чел.4,2 %                                     
Голосовало                    369 чел.                                          
Не голосовало                  81 чел.18,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят.                                                                   

Заседание № 86

15.12.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 193682-8 "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" и статьи 55 и 57-8 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (о расширении категорий граждан, имеющих возможность добровольно заключить контракт о пребывании в мобилизационном людском резерве).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2831 по 3414 из 6133
32-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 18    
Федерального закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской    
Федерации" и статьи 55 и 57-8 Федерального закона "О воинской обязанности и     
военной службе". Докладывает Андрей Леонидович Красов.                          
                                                                                
КРАСОВ А. Л. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Суть законопроекта     
проста - дать возможность поступить в мобилизационный резерв гражданам,         
которые имеют троих и более детей, если у них есть такое желание. Как           
показывает практика, многие граждане хотели бы иметь возможность стать          
резервистами и получать за это дополнительный доход. По данным Министерства     
обороны, таких граждан насчитывается порядка 1 тысячи человек. В связи с этим   
законопроектом предлагается разрешить многодетным гражданам, подчёркиваю ещё    
раз, по их желанию заключать контракт на пребывание в мобилизационном людском   
резерве.                                                                        
                                                                                
Правительством Российской Федерации данный законопроект поддерживается. У       
Правового управления Аппарата Госдумы концептуальных замечаний по данному       
законопроекту не имеется.                                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, Комитет Государственной Думы по обороне рекомендует          
принять данный законопроект в первом чтении.                                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Леонидович.                               
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы, рук достаточно много я увидел.         
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Матвеев Михаил Николаевич, пожалуйста.                                          
                                                                                
МАТВЕЕВ М. Н., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Андрей Леонидович, у меня вопрос по той части вашего законопроекта, где         
говорится, что отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации             
предоставляется гражданам, имеющим на иждивении четверых и более детей в        
возрасте до 16 лет. Но мы неоднократно здесь, в зале, обсуждали эту ситуацию,   
говорили про троих и более детей, а не про четверых, даже говорили про двоих    
детей и женщину на 22-й неделе беременности. Я вот не понимаю: зачем повышать   
это всё? Вы в курсе, что в 2020 году убыль населения России составила           
700 тысяч, в 2021-м - более миллиона, за эти полгода - уже минус 430 тысяч,     
это первое. Второе, всё же идёт по плану в СВО, даже с опережением. Президент   
сказал, что даже половину из тех, кого сейчас мобилизовали, не отправили для    
участия в боевых действиях, просто не нужны они там. Всё по плану - зачем       
забирать мужчину?.. (Микрофон отключён.)                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Андрей Леонидович.                            
                                                                                
КРАСОВ А. Л. Спасибо за вопрос. Я очень внимательно слушаю все ваши             
выступления.                                                                    
                                                                                
Зачем, для чего, уважаемые наши коллеги, необходим мобилизационный резерв?      
Для того, чтобы были подготовленные кадры для нужд Министерства обороны и       
других силовых структур, это необходимо для безопасности нашего государства.    
Будет государство в безопасности - будем решать вопросы и по льготам, и по      
выплатам и так далее. Если не будет наше Отечество в безопасности, то не        
будет никаких выплат и льгот.                                                   
                                                                                
Следующее. На всех площадках председатель нашего комитета Андрей Валериевич     
Картаполов уже неоднократно говорил, что вопрос об изменениях                   
законодательного характера, которые касаются четверых детей, троих детей,       
когда жена на 22-й неделе беременности находится, комитет Государственной       
Думы прорабатывает с учётом мнений представителей всех заинтересованных         
сторон, силовых структур, других ведомств в Правительстве Российской            
Федерации, и должен быть найден компромисс.                                     
                                                                                
Мы же сейчас в этом законопроекте о чём ведём речь? О многодетных отцах,        
которые имеют желание находиться в мобилизационном резерве и получать в связи   
с этим дополнительный доход.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста.                                             
                                                                                
НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                         
                                                                                
Андрей Леонидович, дайте справку. Вот если есть такое желание у многодетного    
отца, он может сейчас без мобилизационного резерва, напрямую пойти              
добровольцем и защищать Родину, повышать её безопасность? Это первое.           
                                                                                
И второе. Раз уж вы говорите про какие-то средства за попадание в этот          
мобилизационный резерв, а сколько это, о чём идёт речь вот при попадании        
многодетного отца в мобрезерв?                                                  
                                                                                
КРАСОВ А. Л. Защита Отечества есть долг и обязанность гражданина Российской     
Федерации. Это написано в Конституции Российской Федерации.                     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
КРАСОВ А. Л. Ну, я отвечаю на первую часть вопроса, Олег Анатольевич.           
Конечно, имеет такую возможность - пойти защищать наше Отечество.               
                                                                                
Теперь что касается второй части вашего вопроса. Ежемесячная денежная выплата   
без учёта военных сборов у офицеров составляет до 5 тысяч рублей, у солдат,     
сержантов - до 2 тысяч рублей. За трое суток пребывания на тренировочных        
занятиях офицеры получают до 10 тысяч рублей, сержанты, солдаты - до 5 тысяч    
рублей. За 30 суток пребывания на военных сборах офицеры получают от 30 тысяч   
до 75 тысяч рублей, солдаты, сержанты - до 25 тысяч рублей. Эти выплаты, я      
должен вам сказать, ещё зависят от районных коэффициентов, поэтому такой вот    
разброс происходит.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Алёхин Андрей Анатольевич, пожалуйста.                                          
                                                                                
АЛЁХИН А. А., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Уважаемый Андрей Леонидович, это продолжение вопроса коллеги Матвеева.          
                                                                                
Предложение о призыве добровольцев из числа многодетных граждан надо            
поддержать, без сомнения. Но нельзя согласиться с тем, что, несмотря на уже     
внесённые изменения в директиву Генерального штаба, где отсрочка от призыва     
на военную службу по мобилизации предоставляется гражданам, имеющим на          
иждивении троих и более детей в возрасте до 16 лет, в законе "О                 
мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" и в            
представленном законопроекте вы оставляете прежнюю редакцию: четверо и более    
детей до 16 лет. Почему представленный законопроект противоречит директиве      
Генерального штаба?                                                             
                                                                                
КРАСОВ А. Л. Уважаемые коллеги, мы не ведём речь сейчас о призыве               
добровольцев. Мы даём возможность вот этим законопроектом, если он будет        
реализован, многодетным отцам находиться в мобилизационном людском резерве,     
получать за это дополнительные денежные средства. Я третий раз об этом          
говорю.                                                                         
                                                                                
Я вот ещё коллеге отвечу, какие ещё выплаты существуют. За подписание нового    
контракта у офицеров - от 34 тысяч до 66 тысяч рублей, в зависимости от срока   
заключения контракта, а для солдата, сержанта - от 18 тысяч до 36 тысяч.        
                                                                                
Теперь тот проблемный вопрос, который вы задаёте. Он урегулирован в настоящее   
время, совершенно справедливо вы об этом сказали, директивой начальника         
Генерального штаба. На данный момент он урегулирован. А что касается закона     
"О мобилизационной подготовке и мобилизации...", там совершенно другие как бы   
критерии заложены. Вот над их изменением, как я уже сказал, наш комитет         
работает. В Комитете по обороне находится где-то полтора десятка                
законопроектов, так или иначе касающихся этой проблематики.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста.                                      
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Андрей Леонидович, понятно, что люди находятся в резерве,        
получают за это пусть небольшие, но деньги. То есть смысл законопроекта в       
том, что они не смогут воспользоваться правом на отсрочку по мобилизации,       
даже если у них четверо детей, если они изъявили желание быть в резерве? В      
этом смысл проекта закона?                                                      
                                                                                
КРАСОВ А. Л. Да, есть право и есть обязанность: если они в добровольном         
порядке поступают в мобилизационный людской резерв и получают за это денежные   
средства, да, они лишаются права на отсрочку в период мобилизации.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Останина Нина Александровна, пожалуйста.                                        
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Андрей Леонидович, вы сказали о том, что в вашем       
комитете находится где-то полтора десятка законопроектов и все они касаются     
как раз улучшения, внесения изменений в базовый закон "О мобилизационной        
подготовке и мобилизации...". Я уточню, 14 законопроектов, но ни одному из      
них вы не дали движения, зато свой законопроект сейчас внесли - раз, сразу      
первое чтение, и я не сомневаюсь, что вы пропустите во всех трёх чтениях.       
                                                                                
Даже в базовом законе, который был принят в 1998 году, "Об основных гарантиях   
прав ребёнка...", ребёнок - это молодой человек в возрасте до 18 лет.           
Правительство поддержало нас. Но наша инициатива о том, чтобы, не меняя         
всё-таки основную, 18-ю статью, там четверо детей остаётся, хотя бы в части     
увеличения возраста принять нашу поправку, остаётся без движения. Вот           
скажите, пожалуйста, комитет работает, а у нас почему не получается             
конструктивной работы? Даже в бою у вас есть слаживание, а в Думе такого        
слаживания нет.                                                                 
                                                                                
КРАСОВ А. Л. Нина Александровна, мы работаем над устранением этой проблемы. И   
я так думаю, когда мы выйдем на согласованные позиции со всеми федеральными     
органами исполнительной власти, мы наверняка сможем внести какие-то             
изменения. Ещё раз, Нина Александровна, мы работаем над этой проблемой.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кузнецов Андрей Анатольевич, пожалуйста.                                        
                                                                                
КУЗНЕЦОВ А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                      
                                                                                
Уважаемый Андрей Леонидович, два вопроса.                                       
                                                                                
Первый. Я правильно понял, что тема, связанная с освобождением от призыва по    
мобилизации многодетных с тремя детьми, разрабатывается и будет какая-то        
поправка по этому поводу комитетом всё-таки принята, внесена в Думу? Это        
первое.                                                                         
                                                                                
Второе, что касается мобилизационного резерва. Безусловно, надо поддержать:     
если люди сами не хотят воспользоваться бронью, хотят пойти, имеют для этого    
навыки и так далее, кто будет этому препятствовать? Но наличие детей - это,     
как известно, воля двух человек. Нужно ли здесь согласие супруг, жён тех, кто   
будет вступать в мобилизационный резерв, что вы думаете об этом? Они ведь       
остаются с детьми. Например, отец готов идти, а жена, мать детей, не готова к   
этому.                                                                          
                                                                                
КРАСОВ А. Л. Андрей Анатольевич, проблема, о которой мы здесь говорим,          
урегулирована в настоящее время директивой начальника Генерального штаба, я     
уже повторяюсь. Иные требования изложены в законе "О мобилизационной            
подготовке и мобилизации..." и в законопроекте, который мы сейчас               
рассматриваем. Ну да, многодетный отец, если он имеет такое желание, может      
находиться в этом мобилизационном резерве, и эти денежные средства он же        
тратит не на себя, а как раз на свою семью, на жену и на детей. Да, если,       
скажем так, постоянно находиться и ничего... просто находиться в                
мобилизационном резерве, это небольшие деньги, но если он будет привлекаться    
на сборы, то это уже как бы совсем другой порядок денежных выплат. Мы говорим   
о заявительном характере, то есть по заявлению многодетного главы семейства.    
Я думаю, перед тем, как он напишет заявление, они в семье это обсудят.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста.                                           
                                                                                
ГАРТУНГ В. К., председатель Комитета Государственной Думы по защите             
конкуренции, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                         
                                                                                
Уважаемый Андрей Леонидович, поясните, пожалуйста, правовой статус вот этого    
обязательства. Вот сейчас человек в мобрезерв пишет добровольно заявление, а    
потом, когда наступает, допустим, призыв, мобилизация, он может отказаться?     
                                                                                
КРАСОВ А. Л. Валерий Карлович, ещё раз говорю: многодетный гражданин, который   
изъявил желание находиться в мобилизационном людском резерве, пишет             
заявление, то есть это носит заявительный характер, и он обязан в ходе          
призыва по мобилизации или призыва на военные сборы участвовать и в сборах, и   
в мобилизации, он не может отказаться. Но в случае изменения семейного          
положения, при рождении очередного ребёнка например, гражданин может подать     
заявление и выйти из мобилизационного людского резерва, то есть он может        
воспользоваться этим правом, у него такое право есть, он может им               
воспользоваться.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Леонидович. Присаживайтесь.               
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть.                                      
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Но у меня просьба, чтобы от фракций... Всё-таки позиция у фракции, наверное,    
одна. Я вижу от фракции КПРФ три руки. Урегулируйте этот вопрос, пожалуйста.    
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Картаполов Андрей Валериевич, пожалуйста.                                       
                                                                                
КАРТАПОЛОВ А. В., председатель Комитета Государственной Думы по обороне,        
фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                        
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Сегодня наша страна проводит       
специальную военную операцию. Вот эта операция - это вынужденный, неизбежный    
шаг, ответ на спровоцированную Западом агрессию неонацистского киевского        
режима, который является не просто наконечником копья, направленного в сердце   
нашей страны и нашего народа, но и полигоном, где обкатывается и                
отрабатывается современная военная методология, где проводятся испытания        
различных современных систем вооружения, где идёт соревнование ВПК, где идёт    
соревнование военной мысли - нашей и не нашей.                                  
                                                                                
При этом все попытки нашей страны избежать столкновения и решить проблемы,      
возникшие после незаконного госпереворота 2014 года, натолкнулись на обман.     
Именно Запад сорвал процесс мирного урегулирования конфликта в Донбассе,        
именно Запад стал готовить киевский режим к силовому решению вопроса Донбасса   
и Крыма, и это подтверждают слова бывшего канцлера ФРГ Ангелы Меркель в её      
недавнем интервью: настоящей целью Минских соглашений, гарантом исполнения      
которых была в том числе Германия, и именно Ангела Меркель настояла на этой     
формулировке - я присутствовал при разработке этих соглашений и при их          
заключении... так вот время нужно было исключительно для того, чтобы Украину    
усилить и подготовить её к тому, что она творит сейчас.                         
                                                                                
А что она сейчас творит? Смотрите, сегодня самые сильные обстрелы Донецка с     
2014 года. Если до этого стреляли по пять, по шесть снарядов, сейчас пакетами   
лупят по центру города - пакетами "Град", товарищи! Американцы приняли          
решение о поставках зенитных ракетных комплексов "Патриот" - это не панацея     
для ВСУ, тем не менее достаточно современный комплекс. Но дело-то в другом,     
дело в том, что возникает угроза прямого столкновения Вооружённых Сил           
Российской Федерации и вооружённых сил Соединённых Штатов Америки, этого        
нельзя не понимать и не оценивать.                                              
                                                                                
Но мы способны постоять за себя, наших сил и возможностей достаточно, это       
касается всех вопросов - и вооружения, и снабжения, и, конечно,                 
комплектования.                                                                 
                                                                                
Напомню, что ещё в 2012 году был принят закон о службе в так называемом         
мобилизационном людском резерве, это новая система подготовки. Но сегодняшний   
законопроект направлен на увеличение количества граждан, желающих в этот        
мобилизационный резерв поступить. Коллеги, я внимательно слушал ваши вопросы:   
вы путаете понятия и невнимательно читаете те документы, которые размещены в    
системе.                                                                        
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за этот законопроект.                  
                                                                                
Благодарю.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Мархаев Вячеслав Михайлович и Останина Нина Александровна, по три минуты у      
вас тогда выступления.                                                          
                                                                                
Так, Наумов Станислав Александрович, фракция ЛДПР.                              
                                                                                
Нина Александровна, присядьте пока. Я Наумова объявил.                          
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
НАУМОВ С. А., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Уважаемые депутаты, уважаемый Андрей Валериевич! Я внимательно прочитал         
пояснительную записку. Я понимаю замысел, который содержится в инициативе       
комитета, но лично я буду голосовать против этого законопроекта исходя из       
принципов общественной ответственности и политической целесообразности.         
                                                                                
Коллеги из "ЕДИНОЙ РОССИИ", подумайте, пожалуйста, нужно ли вам сейчас          
торопиться только с одной инициативой в ситуации, когда есть 14                 
законопроектов, которые ждут отклика правительства, отзыва правительства -      
любого отклика, любого отзыва. Мы внесли свой законопроект о поправках к        
закону о мобилизации 6 октября. Мы терпеливо ждём. Руководитель нашей фракции   
постоянно напоминает о перекосах в мобилизации, которые есть, и я назову        
только несколько очевидных.                                                     
                                                                                
Мы отправили сотни телеграмм по просьбам всероссийского общества родителей      
детей-инвалидов. Можно согласиться, Андрей Валериевич, с тем, что у нас         
серьёзные задачи, связанные с геополитическими конфликтами, но эти задачи       
нельзя решать за счёт отцов детей с инвалидностью. У нас сотни детей с          
инвалидностью сегодня ждут, когда папы вернутся домой, в семью. У нас есть      
объективное противоречие между задачами мобилизационного резерва и задачами     
семейной политики. Мы с вами поддерживаем семейную политику, мы с вами          
отстаиваем семейную политику, но ни один социальный работник, ни один           
волонтёр не заменит ребёнку с инвалидностью отца. Давайте вернём сотни          
мобилизованных, которые смогут реализовать свою задачу, вырастят ещё не         
одного ребёнка, в том числе здорового, для решения долгосрочных задач           
Министерства обороны.                                                           
                                                                                
То же касается семей с тремя детьми - не с четырьмя детьми, как это записано,   
а с тремя детьми. Это очень сложная задача - маме одной справиться с тремя      
детьми. Я, честно говоря, не очень понимаю папу, который почему-то захочет      
бросить свою семью и на кого-то переложить свои отцовские обязанности. Это      
вторая категория, на которую мы постоянно обращаем внимание.                    
                                                                                
Поэтому я буду голосовать против и очень прошу Комитет по обороне: давайте в    
эту сессию, до Нового года, обсудим все 14 законопроектов, связанных с          
законом о мобилизации.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Останина Нина Александровна, пожалуйста.                                        
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вчера прошло         
заседание нашего комитета совместно с Уполномоченным по правам человека в       
Российской Федерации, кстати, по просьбе самой Татьяны Николаевны. Главный      
вопрос, который мы обсуждали, - это социальная защита семей мобилизованных.     
Татьяна Николаевна сказала, что это самый чувствительный вопрос, он не ушёл     
из повестки, 60-70 обращений ежедневно поступает. Она создала специальную       
мониторинговую группу, и при уполномоченном по правам человека круглосуточно    
работает мониторинговая группа.                                                 
                                                                                
Оказывается, многие вопросы, с которыми обращаются люди, можно решить уже       
сегодня. Она приводит такой пример: у нас сегодня закон о работе с              
обращениями граждан по-прежнему даёт возможность отвечать на наши запросы в     
течение 30 дней, но есть ведь запросы сложные, вернее, запросы сегодняшнего     
дня, ведь чрезвычайная ситуация требует и чрезвычайных мер. Можем мы сегодня    
по всему, что касается защиты семей мобилизованных, их прав, внеся поправки в   
закон о порядке работы с обращениями, сократить срок ответов до пяти дней?      
Иногда этот вопрос можно снять уже сегодня, уже сейчас! Предположим, боец       
просится домой: жена у него рожает или у него мать больная - можно решить эту   
проблему? Можно, конечно!.. (Микрофон отключён.)                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Продолжайте, Нина Александровна.                          
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. И с учётом слов Татьяны Николаевны, и с учётом того, что мы,     
сидящие в этом зале, по земле ходим, общаемся с людьми, работаем с              
губернаторами, понятно, что до сих пор это самая чувствительная тема. И любые   
нововведения, которые вносятся в закон о мобилизации, конечно, воспринимаются   
очень остро, приводят к стрессовому состоянию, к напряжению в обществе.         
Отчасти это напряжение снято заявлением президента от 8 декабря о том, что      
дополнительной мобилизации у нас не будет. Кроме того, это работа               
губернаторов и наша с вами тоже, в том числе и над директивой Генерального      
штаба, я думаю, мы тоже внесли в это свою лепту.                                
                                                                                
Поэтому, соглашаясь с коллегой Наумовым, предлагаю: давайте не будем            
создавать новую волну напряжения вот сейчас, накануне новогоднего праздника,    
принятием этого законопроекта, тем более что в комитете с октября по ноябрь     
действительно скопилось уже 14 законопроектов, которым не дан ход, в том        
числе даже поддержанных правительством. Мы, конечно, понимаем...                
                                                                                
Иван Иванович, а у меня же шесть минут?                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, пожалуйста.                                           
                                                                                
Четыре минуты добавьте.                                                         
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Мы, конечно, понимаем своих коллег, уважаемых генералов, но...   
СВО подарила нам этот термин - "боевое слаживание". Я к чему хочу призвать?     
Вот мы с уполномоченным находим общий язык, а в этом зале мы общего языка не    
находим - ну давайте мы создадим какую-то рабочую группу, чтобы комплексно      
обсуждать не только боевые проблемы, но и проблемы социальной защиты семей.     
                                                                                
Неужели мы не можем сегодня в ту же директиву Генерального штаба попросить      
внести, потребовать внести наше предложение о том, чтобы освободить от          
мобилизации единственного ребёнка одинокого родителя или освободить от          
мобилизации отца ребёнка-инвалида, инвалида с детства? До сих пор Генштаб       
даже не удосужился нам статистику представить. А может быть, среди отцов,       
которые сегодня находятся в мобилизационном возрасте, это единицы? И ведь       
ваша сегодняшняя цифра - 1 тысяча... Тысяче многодетных отцов защитить          
государство - ну, согласитесь, это сомнительно, пафосно, но сомнительно.        
Можно и Конституцию цитировать, но людей цитатами из Конституции не убедишь -   
они ждут от нас сегодня пусть какого-то небольшого, но решения их проблем,      
понимаете?                                                                      
                                                                                
Хочу обратить ваше внимание на юридическую небрежность. Она выражается в том,   
что вы выказали пренебрежение к базовым законам, которые давно работают на      
территории Российской Федерации. Ещё раз повторю, что согласно базовому         
закону ребёнок - это молодой человек не до 16 лет, а до 18 лет. Тогда давайте   
менять вообще всё законодательство: с 16 лет он трудится, учиться не будет...   
Уважаемые генералы, как вы к этому относитесь? Это первое.                      
                                                                                
Второе. Правительство, повторяю, поддержало нас, в комитете поддержанный        
правительством законопроект - почему он не получил сегодня зелёную улицу,       
почему мы его одновременно не рассматриваем? И "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ..."         
вносила поправки, и "НОВЫЕ ЛЮДИ", и фракция ЛДПР, и наша фракция... Ну нельзя   
же так, у нас же не однопартийный парламент, уважаемые коллеги, генералы! Ну    
прислушайтесь к нам! Когда перед нами отчитывался замминистра,                  
статс-секретарь, он обещал нам дать ответы. После этого ни ответа, ни           
привета. Возьмите на себя тогда, уважаемый Комитет по обороне, вот эту работу   
по нашему конструктивному взаимодействию. Повторяю: давайте мы наладим,         
проведём это политическое слаживание хотя бы внутри самого парламента.          
                                                                                
Ваша идея нам абсолютно понятна, но в той формулировке, в которой сейчас она    
представлена в данном законопроекте, мы поддержать её не сможем.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста.                     
                                                                                
От фракции - семь минут поставьте.                                              
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Очень болезненную     
тему подняли в этом законопроекте. Конечно, не таких инициатив ждут от нас      
граждане, Нина Александровна абсолютно права. Я не знаю, как у вас, у меня      
просто телефон разрывается, мои каналы связи, страницы просто завалены          
обращениями. Понятно, что тема достаточно сложная, напряжённая, и вообще было   
бы неплохо такого рода вопросы обсуждать в закрытом режиме. Я гораздо больше    
мог бы сказать в закрытом режиме, чем сейчас скажу.                             
                                                                                
У нас во фракции мнения разделились. Одни считают, что, если люди взяли         
деньги, они должны идти служить, объективно, другие, в том числе я, - что       
люди должны принимать осознанное решение, а очень часто они у нас это делают,   
скажем так, на основе недостаточного объёма информации, а потом начинают        
письма писать, и нам приходится как-то из этой ситуации их вытаскивать. Я       
расскажу один случай, пример, прямо касающийся как раз такой ситуации.          
                                                                                
Многодетный отец получил повестку из военкомата. У него трое детей и жена на    
сносях. Получил повестку. Он имел полное право и сейчас имеет полное право на   
отсрочку, то есть его не должны призывать, но в военкомате ему посоветовали     
написать заявление - добровольцем. Ну, он говорит: "Ну что, всем сказали - мы   
все написали". И вот его забрали, а жена обрывает телефоны, говорит: "А я       
одна осталась, никого нет". Дети - год, четыре года, пять лет - и последняя     
неделя беременности. Она говорит: "Я вот сейчас поеду рожать - куда детей-то    
дену, кому отдам?" И вот началось это всё: пришлось, скажем так, обращаться и   
к коллегам по Думе, и к руководству области, и с командиром части обсуждать.    
Ну, в общем, решение нашли в итоге. Через три недели его вернули, но            
вернуться к рождению сына он всё равно не успел.                                
                                                                                
Так вот чтобы таких ситуаций не было... Вот эта поправка, которая сейчас        
вносится, порождает такие ситуации. Человек, подписываясь под тем, что он       
идёт в мобилизационный резерв, дескать тренироваться, не понимает, что для      
него закрывается возможность получить отсрочку по мобилизации. Он только        
потом осознаёт ситуацию, а обратного пути уже нет. Вот я вам пример привёл      
прямо из жизни, вот он прямо сегодняшний.                                       
                                                                                
Коллеги, наша фракция определила, что будет свободное голосование. Я выскажу    
свою личную точку зрения. Я буду голосовать против. Я считаю, что, если у нас   
по закону люди имеют право на отсрочку, она должна быть незыблемой, без         
всяких изъятий из этого закона. В этот же закон, в закон о мобилизации мы       
записываем: за исключением тех, кто пребывает в мобилизационном людском         
резерве. Вот это вот, такую поправку я никогда не поддержу.                     
                                                                                
Коллеги, ещё раз предлагаю тщательно взвесить все за и против, потому что,      
ну, нам с вами потом придётся с этими ситуациями сталкиваться. Я вот вам один   
пример привёл, а их десятки, сотни, и нам всё равно придётся для этих           
ситуаций находить какие-то решения. Таких лакун в законодательстве, которые     
позволяют потом, скажем так, создавать такие ситуации, лучше избегать.          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Андрей Леонидович, прежде чем вам предоставить слово заключительное (сейчас я   
вам предоставлю слово как докладчику)... Андрей Валериевич Картаполов просит    
слова - по ведению.                                                             
                                                                                
Андрей Валериевич, просьба: только по ведению, а не в дискуссию вступать.       
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КАРТАПОЛОВ А. В. Уважаемый Иван Иванович, никаких дискуссий.                    
                                                                                
Я много раз призывал коллег: если возникают вопросы, подходите ко мне, мы       
спокойно всё обсудим и найдём решение. Повторяю это предложение для всех.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, заключительное слово, Андрей Леонидович Красов.                     
                                                                                
КРАСОВ А. Л. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Никого не хочу         
обидеть, но у нас получается такая ситуация: каждый мнит себя стратегом, видя   
бой со стороны. Давайте не уподобляться вот этим диванным аналитикам,           
стратегам.                                                                      
                                                                                
Сейчас, во время проведения специальной военной операции, нам необходимо        
обеспечить безопасность нашей страны. А что это означает? Если перейти от       
территорий, которые простираются с востока на запад и с севера на юг в нашей    
стране, это безопасность наших граждан: мы должны сделать так, чтобы наши       
граждане без страха смотрели в своё будущее, чтобы могли спокойно рожать        
детей, их воспитывать, вести в детские сады и школы, чтобы дети могли           
получать образование и работать потом по выбранной профессии. Я ещё раз вам     
повторяю: не будет безопасности нашего государства - не будет никаких льгот,    
не будет никаких выплат и так далее. Вот сейчас так, достаточно серьёзно        
стоит вопрос. И давайте не забывать о конституционной норме: защита Отечества   
есть долг и обязанность гражданина Российской Федерации, об этом не стоит       
забывать. Президент, как-то выступая на одном из форумов, сказал: "Если не      
будет России, зачем такая жизнь?" Вот сейчас так стоит вопрос.                  
                                                                                
Давайте не будем вот такими диванными стратегами, давайте всё-таки будем        
государственниками. Сначала надо обеспечить безопасность нашей страны, а        
затем уже думать о льготах для той или иной категории граждан - безопасность    
нашей страны для наших граждан. Вы вот солдату в окопе объясните. Наверное,     
тяжело найти слова как бы для объяснения. Приезжайте, посмотрите, как он        
живёт, как выполняет задачи, как он борется, продолжает дело своих... наших     
героических отцов и дедов. Давайте обеспечим безопасность нашего государства.   
                                                                                
А законопроект, честно говоря, который мы с вами рассматривали сегодня... Ещё   
раз говорю, гражданин имеет право и может находиться в мобилизационном          
людском резерве, но эта норма носит заявительный характер: нет заявления - ни   
о каком мобилизационном людском резерве и речь не идёт.                         
                                                                                
Действительно, по тем законопроектам, которые находятся у нас, в Комитете по    
обороне, идёт кропотливая работа. Те проблемы, которые существуют, ещё раз      
повторю, сейчас решены директивой начальника Генерального штаба. Вот был        
вопрос: почему в директиве есть, а в законе нет? Ну, директива, наверное, по    
своему статусу намного ниже, чем федеральный закон, поэтому в директиве есть,   
а в законе нет.                                                                 
                                                                                
Коллеги, давайте будем настоящими государственниками и будем заботиться о       
безопасности нашей страны, потому что безопасность нашего государства не        
имеет политической окраски, это не безопасность КПРФ, ЛДПР, "СПРАВЕДЛИВОЙ       
РОССИИ...", "НОВЫХ ЛЮДЕЙ" или "ЕДИНОЙ РОССИИ", это безопасность нашего          
государства.                                                                    
                                                                                
Спасибо. (Аплодисменты.)                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Леонидович.                               
                                                                                
По ведению Мархаев Вячеслав Михайлович.                                         
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МАРХАЕВ В. М., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Иван Иванович, ну, вы предоставили время для выступления от фракции, мы         
разделили, Нину Александровну и Мархаева вы объявили. Две минуты осталось,      
так что просьба - коротко...                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вячеслав Михайлович, была предложена альтернатива: либо   
одно выступление до семи минут, либо два по три минуты. Мне сказали, что        
будет выступление одно, до семи минут, Нины Александровны Останиной, я ей и     
предоставил время, семь минут ей было поставлено на счётчике. Остатки мы        
как-то... Ну, если мы пойдём по пути, сколько у кого секунд осталось, мы с      
вами, так сказать, далеко уйдём и никогда заседание не закончим.                
                                                                                
Коллеги, обсуждение завершено, законопроект ставится на голосование в первом    
чтении.                                                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 58 мин. 21 сек.)                 
Проголосовало за              289 чел.64,2 %                                    
Проголосовало против           16 чел.3,6 %                                     
Воздержалось                   12 чел.2,7 %                                     
Голосовало                    317 чел.                                          
Не голосовало                 133 чел.29,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.