Заседание № 104

03.07.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 193361-5 "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Российской Федерацией и Киргизской Республикой об условиях аренды мест дислокации подразделений Сейсмической службы Министерства обороны Российской Федерации, дислоцирующихся на территории Киргизской Республики, от 21 октября 1994 г.".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1610 по 2098 из 8133
Как мы с вами уже решили, сейчас мы рассмотрим вопрос 26 из блока               
"Ратификация международных договоров Российской Федерации". О проекте           
федерального закона "О ратификации Протокола о внесении изменений в             
Соглашение между Российской Федерацией и Киргизской Республикой об условиях     
аренды мест дислокации подразделений Сейсмической службы Министерства обороны   
Российской Федерации, дислоцирующихся на территории Киргизской Республики, от   
21 октября 1994 г.". Доклад официального представителя Президента Российской    
Федерации начальника 12 Главного управления Министерства обороны Российской     
Федерации Владимира Николаевича Верховцева.                                     
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ВЕРХОВЦЕВ В. Н., официальный представитель Президента Российской Федерации,     
начальник 12 Главного управления Министерства обороны Российской Федерации.     
                                                                                
Уважаемые товарищи депутаты, вашему вниманию представляется проект              
федерального закона "О ратификации Протокола о внесении изменений в             
Соглашение между Российской Федерацией и Киргизской Республикой об условиях     
аренды мест дислокации подразделений Сейсмической службы Министерства обороны   
Российской Федерации...".                                                       
                                                                                
Данный закон должен обеспечить организационно-правовую основу сотрудничества    
Российской Федерации с Киргизской Республикой. Протокол содержит положение о    
предоставлении в аренду Российской Федерации места дислокации автономного       
сейсмического пункта Службы специального контроля в населённом пункте           
Майли-Сай. Данный проект является элементом национальной системы контроля за    
проведением ядерных испытаний, и с этой точки мы эффективно работаем по         
различным полигонам иностранных государств.                                     
                                                                                
Российская сторона компенсирует арендную плату за использование места           
дислокации в этом пункте предоставлением оперативной информации о               
землетрясениях на территории Киргизской Республики.                             
                                                                                
Протокол отвечает национальным интересам Российской Федерации, способствует     
укреплению дружбы в Центрально-Азиатском регионе. Его реализация позволит       
существенно повысить эффективность контроля за проведением ядерных испытаний    
на иностранных полигонах. Реализация протокола не повлечёт за собой             
дополнительных расходов из федерального бюджета Российской Федерации.           
                                                                                
Проект федерального закона одобрен Правительством Российской Федерации,         
внесён Президентом Российской Федерации на ратификацию в Государственную Думу   
Федерального Собрания Российской Федерации. Прошу принять данный                
законопроект.                                                                   
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич, присаживайтесь.             
                                                                                
Содоклад председателя Комитета по делам Содружества Независимых Государств и    
связям с соотечественниками Алексея Владимировича Островского. Пожалуйста,      
Алексей Владимирович.                                                           
                                                                                
ОСТРОВСКИЙ А. В. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Прежде чем    
я приступлю к выступлению с содокладом, хочу отметить, что вчера комитет        
направил запрос в Министерство иностранных дел по протокольному поручению       
депутата Багдасарова с просьбой дать оценку соглашению между США и Киргизской   
Республикой о создании центра транзитных перевозок на аэродроме Манас. Также    
хочу проинформировать вас, что в последние два дня ко мне, так же как и к       
большинству депутатов Государственной Думы, обращаются представители СМИ с      
просьбой прокомментировать данное соглашение. И моя позиция абсолютно           
совпадает с мнением большинства: подписанное соглашение идёт вразрез с          
российско-киргизскими двусторонними договорённостями и соглашениями по          
данному военному объекту. Думаю, что депутаты успеют до каникул ознакомиться    
с ответом МИДа по данному вопросу.                                              
                                                                                
Вместе с тем, переходя к содокладу, хочу сказать - думаю, коллеги со мной       
согласятся, - что представленный на ратификацию протокол о внесении изменений   
в соглашение не имеет прямой связи с вопросом, только что мною озвученным.      
                                                                                
Основные положения протокола о внесении изменений в соглашение изложены в       
докладе официального представителя Президента Российской Федерации Владимира    
Николаевича Верховцева. В дополнение к этому необходимо заметить, что с даты    
заключения соглашения, с конца 1994 года, в структуре Сейсмической службы       
Министерства обороны Российской Федерации произошли изменения: Сейсмическая     
служба была преобразована в Службу специального контроля Министерства обороны   
Российской Федерации, а часть автономных сейсмических пунктов,                  
дислоцированных на территории Киргизии, была передана киргизской стороне.       
Данное обстоятельство и послужило основанием для подписания настоящего          
протокола, которым приводятся в соответствие структуры, имеющиеся в             
подразделениях Службы специального контроля Министерства обороны Российской     
Федерации, действующих на территории Киргизской Республики. Эти изменения       
касаются прежде всего организационно-штатной структуры. При этом условия и      
порядок использования автономного сейсмического пункта, а также статус          
подразделений Службы специального контроля, дислоцированных на территории       
Киргизской Республики, остаются неизменными.                                    
                                                                                
Протокол, уважаемые коллеги, у вас на руках. Он мал по объёму, но по            
содержанию имеет, на мой взгляд, глубокий смысл. Протокол не только             
обеспечивает внешнеполитическую основу российско-киргизских                     
межгосударственных отношений, прежде всего он содержит военно-стратегический    
и серьёзный научный аспект. В частности, в военно-стратегическом смысле         
наличие автономного сейсмического пункта позволяет России, как одному из        
государств, принявших международные обязательства по контролю за                
нераспространением ядерного оружия, эффективно осуществлять мониторинг за       
соблюдением другими странами моратория на ядерные испытания. Нельзя             
недооценивать и тот факт, что автономный сейсмический пункт является гарантом   
определённой стратегической безопасности в Центрально-Азиатском регионе.        
                                                                                
За годы действия этого соглашения сложились партнёрские отношения между         
Национальной академией наук Киргизии и Российской академией наук.               
Использование данного сейсмопункта в мирных целях закладывает основу для        
проведения работ по прогнозу возможных землетрясений в сейсмоопасных районах    
региона. В прикладном плане осуществление постоянного мониторинга               
сейсмической обстановки также будет способствовать своевременному принятию      
решений и выработке мер по снижению рисков и ущерба от землетрясений.           
                                                                                
Комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками совместно с Правовым         
управлением Аппарата Государственной Думы, а также с                            
комитетами-соисполнителями - Комитетом Государственной Думы по обороне и        
Комитетом по безопасности - провели необходимую экспертную работу и             
рекомендуют вам, уважаемые коллеги, принять законопроект о ратификации          
указанного протокола. Его ратификация отвечает национальным интересам           
Российской Федерации, и мы рассчитываем на вашу поддержку.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Владимирович.                            
                                                                                
Уважаемые коллеги, будут ли вопросы? Я две руки вижу, три.                      
                                                                                
Пожалуйста, Локоть Анатолий Евгеньевич.                                         
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемый Алексей Владимирович, действительно, вопрос о            
продлении срока действия американской военной базы на аэродроме Манас           
формально не относится к данному протоколу, но этот вопрос сегодня будоражит    
умы, нашу общественность, ведь речь идёт о безопасности российских границ на    
среднеазиатском направлении. Поэтому хотелось бы спросить: обсуждал ли          
комитет эту тему, есть ли информация из МИДа по поводу каких-то ответных мер,   
каких-то действий в связи с данным решением, предпринимается ли что-либо по     
этому поводу, готовится ли хотя бы заявление, хотя бы оценочное заявление?      
                                                                                
ОСТРОВСКИЙ А. В. Спасибо, Анатолий Евгеньевич.                                  
                                                                                
Я уже выразил свою личную оценку данного двустороннего соглашения. Вместе с     
тем могу сказать, что сейчас комитетом ведутся консультации с Министерством     
иностранных дел по поводу предмета данного соглашения и возможной ответной      
реакции со стороны Российской Федерации. Я, так же как и вы, буду ждать         
ответа на протокольное поручение коллеги Багдасарова, где предлагается МИДу     
дать оценку данному соглашению. Из него, я думаю, мы и узнаем позицию нашего    
внешнеполитического ведомства.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич.                            
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Владимир Николаевич, я понимаю, что не в вашей       
компетенции вопрос комплексного рассмотрения безопасности наших объектов, но    
тем не менее рядом с вами сидит статс-секретарь, который, наверное, может       
передать министру. Такой вопрос. Наркотрафик осуществляется через все           
американские базы, не только в Средней Азии, но и в Европе, во всём мире.       
Наркослужбы всех республик Средней Азии, входящих в ОДКБ, финансируются из      
грантов США. Не считаете ли вы возможным, чтобы нам вот такими клочками не      
ратифицировать отдельные протоколы по отдельным соглашениям, рассмотреть        
комплексно вопрос о нашей безопасности с южной стороны, потому что можно        
продлевать там аренду сейсмической станции и так далее, но в один прекрасный    
момент наркоторговцы по команде американцев их просто захватят? (Микрофон       
отключён.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Александрович, понятно, что вопрос не по          
тематике. Но если есть желание на него ответить - пожалуйста. Вопрос касается   
безопасности наших южных рубежей от наркотрафика.                               
                                                                                
ПАНКОВ Н. А., официальный представитель Президента Российской Федерации,        
статс-секретарь - заместитель министра обороны Российской Федерации.            
                                                                                
Уважаемые депутаты, на самом деле я бы хотел подтвердить, что вопрос выходит    
за рамки предмета обсуждения. Ещё раз обращаемся к вам с просьбой поддержать    
наше предложение: оно полностью отвечает национальным интересам России.         
Сейсмостанция на территории Киргизии является неотъемлемой составной частью     
общей системы сейсмоконтроля, специального контроля.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Селезнёв Валерий Сергеевич, пожалуйста.                                         
                                                                                
СЕЛЕЗНЁВ В. С. Но всё-таки, возвращаясь к теме Манаса... Мы выделили 2,5        
миллиарда долларов на то, чтобы Бишкек закрыл американскую базу. И если         
кому-то непонятно... Из здесь присутствующих уже два человека выступили, а      
ответа мы не услышали.                                                          
                                                                                
Поддерживаю Коломейцева в том, что государствам необходимо вырабатывать         
комплексную стратегию подхода, потому что иначе получается, что мы              
финансируем двумя с половиной миллиардами долларов наших налогоплательщиков     
наркотрафик, который идёт в нашу же страну, и каждый год гибнут тридцать        
тысяч наших сограждан. И почему мы это должны делать?                           
                                                                                
В ответ американцы дают Киргизии за сохранение своего перевалочного пункта      
для грузов военной авиации 1 миллиард долларов в виде инвестиций со стороны     
Турции. Можно вот на... (Микрофон отключён.)                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, кто ответит? Будем считать, что это           
выступление.                                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, ещё записался на вопрос Багдасаров Семён Аркадьевич. Мы      
сейчас обсуждаем конкретный вопрос: о ратификации конкретного протокола. И      
эта ратификация, безусловно, в пользу Российской Федерации, это надо            
понимать.                                                                       
                                                                                
Пожалуйста, ваш вопрос, Багдасаров Семён Аркадьевич.                            
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
БАГДАСАРОВ С. А. У меня вопрос к Владимиру Николаевичу. Станция расположена в   
посёлке городского типа в Джалал-Абадской области, где очень непростая          
ситуация. Скажите, как обеспечивается безопасность наших сотрудников на этой    
станции? Это первое.                                                            
                                                                                
И второе. Вот то, что мы берём под контроль станцию, - это правильно, это       
очень правильное решение, но оно как-то вписывается в общую концепцию нашей     
военной политики в Киргизстане и в Центральной Азии в целом, то есть            
вписывается ли оно, так сказать, сегментарно?                                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Владимир Николаевич.                          
                                                                                
ВЕРХОВЦЕВ В. Н. Спасибо за вопрос.                                              
                                                                                
Безопасность граждан Российской Федерации, гражданского персонала Вооружённых   
Сил, который эксплуатирует эту станцию, обеспечивается. Мы используем там       
технические средства охраны для прикрытия и самого комплекса, и здания.         
Станция небольшая, всего 500 квадратных метров, где размещаются                 
административное здание и небольшая техническая база, которая тоже закрыта      
техническими средствами охраны.                                                 
                                                                                
Что касается комплексного решения, то здесь уже было сказано, что это один из   
пунктов национальной системы контроля за проведением ядерных испытаний, и он    
себя довольно эффективно показал при регистрации двух корейских ядерных         
испытаний, одно из которых было осуществлено в этом году, а второе - в 2006     
году.                                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Жириновский и Багдасаров.                           
                                                                                
Жириновский Владимир Вольфович, пожалуйста.                                     
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. На первый взгляд кажется, что вопрос чисто технический -      
соглашение об аренде. Но это не технический вопрос. Ошибки здесь или            
отсутствие положительных результатов могут быть связаны как раз с               
неправильным подходом в целом.                                                  
                                                                                
Ну, аренду обязательно поддержим сейчас. Отчего не поддержать ратификацию       
соглашения об аренде? Там уже давно находится эта сейсмическая станция. Она     
очень нужна, чтобы следить за ядерными испытаниями и так далее. Вопрос в        
другом: мы плохо знаем этот регион, всю Среднюю Азию, и отсюда проистекают      
все наши ошибки.                                                                
                                                                                
В 2001 году мы тоже решили: ну давайте поможем разгромить правительство         
талибов. А что получили через восемь лет? В сто раз увеличился наркопоток!      
Так для чего мы помогали? Мы также помогли, дали разведданные США и тем самым   
помогли подготовить некоторых военнослужащих, которые брали Кабул на наших      
советских танках, оставшихся ещё от той войны. Вроде бы всё технические         
вопросы: надо помочь в борьбе с терроризмом. Но надо оценивать последствия! А   
последствия показывают, что это было ошибочное решение. Мы не должны были       
оказывать никакой помощи американцам, поддерживать их позицию по Афганистану,   
не должны были! Но сегодня никто этого не признаёт. Когда в Кремле было         
совещание, я один сказал: не надо нам вмешиваться в этот вопрос, не надо. А     
все остальные (у нас есть любители поддержать) поддержали - вошли в эту         
широкую антитеррористическую коалицию. И теперь мы имеем ситуацию, когда        
наркотиков в сто раз больше и гибнут наши люди, а безопасности никакой нету,    
потому что им всё равно придётся уйти оттуда, как и из Ирака.                   
                                                                                
А здесь Киргизия... Вот последний пример, который уже приводили: мы с ними о    
чём-то договариваемся, и другая сторона договаривается. И где же эта дружба     
народов-то? Где дружба народов? С нами договорились исходя из дружбы народов,   
и мы ещё наши деньги даём кроме дружбы. И дядя Сэм тоже даёт деньги, и вот      
они так и живут сегодня. Как и белорусский президент: всё, что можно, - из      
России, а теперь - с Запада. Я вас уверяю: в состоянии агонии он в НАТО         
включит Белоруссию, лишь бы остаться у власти, и за это Запад ему               
прогарантирует сохранение власти, чтобы он ещё десять лет управлял              
Белоруссией, так что мы получим вступление в НАТО Белоруссии раньше Украины и   
Грузии. Переговоры об этом они уже ведут: за сохранение их счетов, их денег,    
их позиций.                                                                     
                                                                                
Я за дружбу народов, чтобы меня правильно поняли, но она никогда не             
получится, потому что деньги и кнут играют большую роль. Деньги! Это вы         
должны на всю свою жизнь усвоить. Вот вам Киргизия! Мы 2 миллиарда и            
американцы, и русские пользуются, и американцы. Вот всё торгуют они - не        
дружба народов, а торговля. Эта ошибка от непонимания того, что там             
происходит. А за эти деньги туда турки влезают, всё строят турки - мечети,      
гостиницы. И сейчас деньги американские, миллиард, а всё будут делать турки.    
И страна мусульманская, и киргизский язык к турецкому ближе, чем к русскому.    
И через двадцать лет что вы получите? Получите Великий Туран от Стамбула до     
Алтая. Тогда депутаты что ратифицировать будут? О ликвидации, соглашение о      
ликвидации всех сейсмических станций, всех объектов Российской Федерации и в    
Киргизии, и в Таджикистане. А сколько денег уйдёт! Огромные деньги будут        
истрачены.                                                                      
                                                                                
Поэтому ошибка была в строительстве. Не думали наши товарищи в Министерстве     
обороны. Они не виноваты, надо обязательно отслеживать ядерные испытания, но,   
где строить станцию, нужно было думать головой. Где строить порты нужно было?   
Новоталлинский порт нужно было строить, как сегодня, вот мы заканчиваем         
строительство портов в Ленинградской области. Чего тогда не построили? Вот      
дружба народов ваша! Сколько денег угробили на Новоталлинский порт! Ну          
подвиньте чуть-чуть на русскую этническую территорию, Ильичёвский порт под      
Одессой сдвиньте сюда - в Ейске постройте, в Новороссийске постройте, на        
нашей территории.                                                               
                                                                                
Так и здесь. Сейсмическая станция - зачем влезли туда? Очень опасный регион,    
там никогда не будет порядка. Там всё на пределе - и Джалал-Абад этот, и        
Ошская долина, и Фергана, и Узбекистан. Там всегда будет тяжелейшая ситуация,   
там всегда будут боевики, всегда будут наркопотоки. Поэтому там возможен был    
или царский вариант, или хотя бы советский. Нынешний - это всё, это             
губительно. В рамках демократии они будут из нас высасывать деньги, и никакой   
безопасности не будет, поэтому не надо думать, что это техническое              
соглашение. Мы потратим деньги впустую!                                         
                                                                                
Я это здесь зачем говорю? Через двадцать лет историки, социологи будут          
говорить: Жириновский предупреждал. И денег сколько потеряли! Как уже сейчас    
потеряли, потому что ни одного востоковеда нет в вашем министерстве, в МИДе,    
я имею в виду, не в Министерстве обороны. Только сейчас начали изучать          
киргизский язык, туркменский, узбекский, потому что думали, что раз дружба      
народов, то они будут по-русски говорить. Конечно, сегодня по-русски они с      
удовольствием говорят, вся Киргизия и сам президент Бакиев по-русски говорят,   
жена у него русская. Но влияние - американское, влияние - турецкое, влияние -   
китайское. Представляете, на четыре страны работают они! И рядом озеро          
Иссык-Куль, им Куршевель не нужен, живут и отдыхают, и так вся Киргизия.        
                                                                                
Надо знать подноготную, понимать, что делать. Нельзя было создавать             
республики! Когда ещё были такие государства - Киргизия, Казахстан,             
Узбекистан? Назовите мне хоть один такой период в истории человечества! Были    
Бухарский эмират, Хивинское ханство и так далее. Никаких национальностей не     
было там! Что, они такие тупые народы, что в средние века, тысячу лет назад     
жили без всяких национальностей? Царь там сделал то же самое. Почему пришла     
эта власть и решила: теперь мы все будем национальные группировки делать?       
Понимаете вашу ошибку? Тысячу лет там не было понятия национальности, и         
тысячу лет там была тишина, они молились и сеяли хлопок. И сегодня то же        
самое должны делать, мы у них хлопок купим.                                     
                                                                                
А сейсмическая станция - это будет как на Украине. Там уже все наши станции,    
всё оборудование Черноморского флота под охраной наших морпехов или             
дополнительных сил. То есть это неумение прогнозировать развитие событий        
вперёд на тридцать, сорок, пятьдесят лет, незнание, что такое национальный      
вопрос, что такое религия, как граждане внизу оценивают нас с вами. Нельзя      
ломать то, что было тысячу лет!                                                 
                                                                                
Вот про коренные народы вспомнили. До сих пор вы не можете успокоиться! Нет     
таких понятий - малые и большие народы, коренные, некоренные, титульные,        
нетитульные, это вы придумали всё! Ни в одной стране мира никто так не          
говорит даже, это унижение для граждан, что одни титульные, другие              
нетитульные. Сейчас мы малым народам отдадим всю охоту в Российской             
Федерации. Давайте! И у Белоруссии всё давайте купим, и киргизов будем          
содержать... И будем сообщать статистику: всё больше умирает русских.           
Молодцы! Ваша дружба народов - это гибель русского народа, поэтому мы этого     
никогда не допустим. Нам не нужен ваш Лукашенко и эти сейсмические станции,     
которые будут там стоять. В один прекрасный день вы увидите, Президент          
Киргизии, этот или следующий, предложит нам эвакуировать станцию или передать   
её под юрисдикцию Киргизии. И там будут сидеть другие офицеры в других          
погонах и эту информацию получать и направлять её в Вашингтон, может быть, в    
Пекин, в Анкару, но не в Москву. Вот это вы не можете предусмотреть,            
поскольку для решения любого вопроса нужно иметь стратегическое мышление, не    
рабоче-крестьянское, не в формате дружбы народов, знать, как развивается        
человечество, какие законы двигают развитие общества, построение государства.   
А когда выдумали такое фальшивое понятие... Ведь ни в одной стране мира нет     
понятия дружбы народов! Никогда народы не дружат! Народы воюют всегда. Вот      
Обама приедет в понедельник - что, дружить с нами? Думать, сколько сократить    
оружия, оружия для войны. Главный вопрос - это война, этим занимаются           
президенты, для этого армии, для этого и пришёл представитель Министерства      
обороны. И никаким лозунгом о дружбе народов вы ничего не перекроете никогда,   
только истратите лишние деньги.                                                 
                                                                                
Поэтому ратифицируем, но имейте в виду: впустую истратите деньги, станцию       
потеряете. И потом мы накажем тех, кто способствовал тому, чтобы страна         
потеряла лишние сотни миллионов, миллиарды долларов. Ошибка: не умеете и не     
знаете, что такое Средняя Азия и в целом Восток... (Микрофон отключён.)         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Багдасаров Семён Аркадьевич, пожалуйста.                  
                                                                                
БАГДАСАРОВ С. А. Уважаемые депутаты, я хочу сказать, во-первых, большое         
спасибо таким специалистам, как Владимир Николаевич, благодаря которому,        
вообще-то, происходит интересная вещь. Это единственное наше военное            
присутствие - в Майли-Сай и Джалал-Абадской области. Что такое юг               
Киргизстана? Это крайне важный стратегический район. Кто контролирует юг        
Киргизстана, тот контролирует вершину мира - Памир. Там проходит известная      
магистраль, которую в случае необходимости можно перекрыть, решив тем самым     
очень много вопросов. Теперь, почему её там располагали? (Ну, я не хочу         
профессионально говорить.) Да потому что там специфика горной местности,        
потому что там Синьцзян-Уйгурский автономный район и там станция есть,          
точнее, китайский центр ядерных испытаний Лобнор. Извините меня, а где бы мы    
её, под Москвой, что ли, разместили? Мы размещали не потому, что нам хотелось   
разместить в Киргизстане, а потому, что именно там это приносило пользу.        
                                                                                
В то же время, конечно, надо прямо сказать: что такое Майли-Сай? Там служат     
наши офицеры, гражданские служащие и так далее. Этот город всегда считался      
одним из самых тяжёлых мест службы даже в рамках огромного Туркестанского       
военного округа. Это самый грязный город в мире, он в десятку, кажется,         
входит. Там находятся урановые месторождения, там комбинат по переработкие      
урана, куда и местный уран поступал, и из Узбекистана везли уран, и из          
Восточной Европы. И вот там стоит, я так понимаю, здание небольшое, 500         
метров, и там наши товарищи несут службу. И другой вопрос, что мы не можем -    
я не просто так задал вопрос - игнорировать некоторые меры безопасности,        
технические средства безопасности. Джалал-Абадская область - одна из самых      
опасных областей, юг Киргизстана. Если бы был рейтинг самых опасных регионов    
по исламскому радикализму в Средней Азии, то этот был бы на первом месте        
сейчас. Надо отдать должное Исламу Абдуганиевичу Каримову: даже у него в        
Ферганской долине всё это находится в состоянии, так сказать, задавленности,    
правда вопрос насколько.                                                        
                                                                                
Поэтому я не просто так задал вопрос о безопасности. Только в одной             
Джалал-Абадской области находится от пятнадцати до двадцати тысяч членов        
различных радикальных групп. И тут сразу возникает вопрос: вот как бы           
поступили американцы? Они бы сказали: у нас есть соглашение, есть станция. А    
может, нам нужно там, вообще, усилить наше военное присутствие?                 
                                                                                
Хотел бы напомнить, что в городе Ош в своё время, до ввода наших войск в        
Афганистан, находился отдельный мотострелковый полк, который мы прекрасно       
использовали, его месторасположение для переброски по трассе Ош - Хорог (это    
одна из самых высокогорных трасс мира) в Ишкашим - стратегически важное         
место. А иначе непонятно, как бы мы действовали. Потом там располагалась наша   
горнострелковая бригада.                                                        
                                                                                
Может быть, поставить перед киргизами вопрос, что, если уж мы туда влезли,      
если у нас там находится такая, в общем-то, небольшая, но важная станция,       
необходимо усилить меры безопасности? Так поступила бы любая страна. Может, и   
нам пора так поступить и наше военное присутствие на юге Киргизстана            
возобновить в виде дислокации, например, одной из бригад, которая будет         
входить в силы быстрого реагирования? Это очень правильный вопрос.              
                                                                                
И я должен сказать, что у нас не может быть претензий к 12-му управлению, к     
Владимиру Николаевичу. У нас могут быть претензии к тем людям в Министерстве    
обороны и в МИДе, которые вообще не занимаются военно-политическим анализом     
ситуации в Центральной Азии, в том числе в Киргизстане, поэтому всё так и       
получается. А у нас в Киргизстане, кроме этой нашей так называемой авиабазы в   
Канте... Это на самом деле не авиабаза, а небольшое количество самолётов,       
базирующихся в бывшем учебном центре, на пальцах одной руки можно сосчитать,    
сколько там находится "Су-24", ну и парочка вертолётов и, кажется, учебные      
самолёты. По сравнению с американской базой это вообще не база, а ничто. Мы     
её там разместили после известных баткенских событий.                           
                                                                                
Но, кроме этого, у нас там есть ещё один очень важный стратегический объект -   
узел связи Военно-Морского Флота и ряд других объектов. Извините, где его       
размещать? Под Москвой? (Правда, вот сейчас прошла информация, что все части    
из Москвы будут выводиться.) В Подмосковье, что ли? Он там не будет работать.   
Киргизстан - это высокогорье, это удобное месторасположение для подобных        
объектов. Мы ниоткуда не можем уходить, мы можем лишь наращивать наше военное   
присутствие везде, в том числе в Киргизии - крайне важном стратегическом        
районе. И если киргизское руководство, как и армянское руководство, как и       
таджикское руководство (я называю страны, входящие в ОДКБ) - извините,          
наверное, они на меня обидятся, - продаётся то нам, то американцам - кто        
больше даст, ну что делать-то с ними? Вот такие они. Это, кстати, наша вина -   
это мы не выстраиваем с ними отношения.                                         
                                                                                
Я иначе не могу, Владимир Николаевич, это назвать, и я готов нести              
ответственность за свои слова. Иначе это никак не называется, понимаете? Мы     
же знаем, как в Киргизстане отставляли Манас. Подключили турок, которым         
пообещали 1 миллиард инвестиций (Карзай по просьбе американцев вёл              
переговоры), и так далее, и так далее. Это вопрос такой... Хотя если уж мы      
говорим о базе Манас, то значительная часть вины лежит на нас. Вы поговорите    
с киргизскими представителями, они скажут: ну вы же сами предоставляете         
транзит американцам в Афганистан. Сейчас уже, говорят, не только гражданский,   
но и военный транзит. Извините, а они-то что? Все предоставляют. Узбекистан     
пока нет - аэропорт Навои использует южнокорейская компания для переброски      
грузов. Таджикистан - да, все это делают. И они говорят: мы тоже хотим на       
этом заработать. Извините меня за откровенность, но там на самом деле за этим   
больше ничего не стоит. Всё, больше ничего там нет.                             
                                                                                
Поэтому надо ратифицировать это соглашение, оно абсолютно правильное. И         
благодаря вот таким зацепочкам небольшим, которые у нас там есть, надо          
расширить наше военное присутствие. Если мы будем контролировать Ошскую         
область - а Джалал-Абад и Ошская область - это южный Киргизстан, - мы будем     
контролировать значительную часть Средней Азии, наконец найдём возможность      
вернуться на "Крышу мира" - Памир, символ власти над Центральной Азией.         
                                                                                
Вы знаете, кто сейчас контролирует Памир? Немцы! У них войсковая часть в        
Файзабаде, на афганской территории, расположена. Кто-нибудь когда-нибудь этим   
занимался, читал многочисленные книги? Это для нас позор. Мы должны вернуться   
туда. Поэтому это решение очень правильное - надо, вне всякого сомнения,        
поддержать данное соглашение. А вот претензии надо предъявлять тем, кто         
должен нам это всё предлагать в комплексе: как эти вопросы решать, как решать   
вопросы безопасности более комплексно, а не только техническими средствами.     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владимир Николаевич, есть необходимость заключительные слова сказать            
какие-то? Если есть - да, нет - нет.                                            
                                                                                
Пожалуйста, Владимир Николаевич Верховцев.                                      
                                                                                
ВЕРХОВЦЕВ В. Н. Спасибо, уважаемые депутаты, за ту дискуссию, которая           
состоялась по этому законопроекту. Только одна реплика: я, Владимир             
Вольфович, родился и вырос в Средней Азии, восемнадцать лет там прожил и        
очень хорошо знаю этот регион. Согласен с тем, что здесь было высказано и       
вами, и депутатом Багдасаровым: действительно, здесь надо действовать очень     
аккуратно.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, мы обсудили данный проект федерального закона, выносим его   
на "час голосования".                                                           
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5766 по 5782 из 8133
Ставится на голосование законопроект, обозначенный в пункте 26, это проект о    
ратификации, который мы обсуждали самым первым.                                 
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 08 мин. 32 сек.)                 
Проголосовало за              409 чел.90,9%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    409 чел.                                          
Не голосовало                  41 чел.9,1%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.