Заседание № 120

03.11.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 193208-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (в части, касающейся порядка проведения митингов, демонстраций и иных публичных мероприятий).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4196 по 4499 из 6339
Пункт 19, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный        
закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". Есть   
письменное обращение депутата Искужина с просьбой рассмотреть законопроект      
без его участия, поэтому для доклада я предлагаю пройти на трибуну Василию      
Ивановичу Захарьящеву, первому заместителю председателя Комитета по делам       
общественных объединений и религиозных организаций.                             
                                                                                
ЗАХАРЬЯЩЕВ В. И. Уважаемый Олег Викторович, уважаемая Любовь Константиновна,    
уважаемые товарищи депутаты! Сегодня мы рассматриваем проект федерального       
закона, который внесён в Государственную Думу Государственным Собранием -       
Курултаем Республики Башкортостан. Субъект права законодательной инициативы     
предлагает внести в статьи 5, 7, 8 и 17 Федерального закона "О собраниях,       
митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" следующие изменения.        
                                                                                
Первое. Запретить организатору публичного мероприятия проводить его в случае    
неустранения несоответствия целей, форм и иных условий проведения публичного    
мероприятия, указанных в уведомлении на проведение мероприятия, требованиям     
закона.                                                                         
                                                                                
Второе. В уведомлении о проведении публичного мероприятия указывать намерение   
использовать символику, средства наглядной агитации и иные средства             
публичного выражения мнений при проведении публичного мероприятия.              
                                                                                
Третье. Запретить проводить публичные мероприятия на территориях размещения     
военных и оборонных объектов, в местах дислокации и проведения учений, а        
также на территориях расположения объектов транспортной инфраструктуры.         
Незамедлительно оформлять в письменном виде запрет на проведение публичного     
мероприятия.                                                                    
                                                                                
Комитет не поддерживает предлагаемые авторами законопроекта изменения, и вот    
почему. С нашей точки зрения, установление дополнительного запрета на           
проведение публичного мероприятия не соответствует концепции закона,            
предусматривающей минимум ограничений в реализации гражданами права на          
проведение публичных мероприятий. И мы считаем, что, самое главное, он          
фактически размывает главное достоинство федерального закона - уведомительный   
характер проведения мероприятий. Так, согласно статье 5 закона организатор      
публичного мероприятия не вправе проводить его только в трёх случаях (напомню   
в каких): если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано   
в срок, если не согласовано изменение места проведения публичного               
мероприятия, а также время проведения мероприятия.                              
                                                                                
В случае если цели, формы и иные условия проведения публичного мероприятия не   
соответствуют Конституции Российской Федерации, нарушают запреты,               
предусмотренные законодательством Российской Федерации, орган исполнительной    
власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления,         
получивший уведомление о проведении публичного мероприятия, незамедлительно     
доводят до сведения его организатора (в письменном виде) мотивируемое           
предупреждение о том, что организатор, а также иные участники публичного        
мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке.    
Вынесение такого рода предупреждения даёт возможность организатору проведения   
публичного мероприятия устранить все несоответствия до начала проведения        
самого мероприятия.                                                             
                                                                                
Уважаемые коллеги, второе нововведение авторов законопроекта - это              
предложение о расширении перечня того, что должно быть указано в уведомлении    
о проведении публичного мероприятия, а именно должно быть указано намерение     
использовать при проведении публичного мероприятия не только звукоусиливающие   
технические средства, но и символику, средства наглядной агитации и иные        
средства публичного выражения мнения. По мнению авторов законопроекта,          
предлагаемые изменения позволят предотвратить использование в ходе публичных    
мероприятий запрещённой символики и иных средств публичного выражения мнения.   
Однако, как мы знаем, в законе уже предусмотрено, что при проведении            
публичного мероприятия допускается использование только тех средств             
публичного выражения мнения и символики, которые не запрещены                   
законодательством Российской Федерации.                                         
                                                                                
В третьем пункте законопроекта предлагается установить запрет на проведение     
публичных мероприятий на территории размещения военных и оборонных объектов,    
в местах дислокации и проведения учений, а также на территории расположения     
объектов транспортной инфраструктуры. В отношении территории размещения         
военных и оборонных объектов, мест дислокации и проведения учений следует       
отметить, что эти территории имеют специальный режим, ограничивающий допуск     
на них гражданского населения. Что касается объектов транспортной               
инфраструктуры, то законом уже предусмотрен запрет на проведение публичных      
мероприятий на территориях, непосредственно прилегающих к объектам,             
эксплуатация которых требует специального соблюдения техники безопасности.      
                                                                                
В связи с этим предлагаемое расширение перечня мест, в которых проведение       
публичных мероприятий запрещается, представляется излишним.                     
                                                                                
Ещё одна новелла предусматривает, что письменное указание - подчёркиваю,        
дорогие друзья: письменное указание - прекратить проведение публичного          
мероприятия должно быть оформлено незамедлительно. У меня, да я думаю, что и    
у вас, коллеги (вы хорошо знаете жизненные ситуации), возникает вопрос: а как   
это осуществить на практике? Скорее всего, это должно выглядеть следующим       
образом. Уполномоченный представитель органа исполнительной власти или          
муниципального образования, присутствуя на публичном мероприятии, должен при    
себе иметь ноутбук, принтер, бумагу, печать, чтобы подготовить                  
соответствующее письменное указание. На сегодняшний день статьёй 17 закона      
закреплено, что в случае принятия решения о прекращении публичного              
мероприятия уполномоченный представитель органа исполнительной власти           
субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления даёт           
указание прекратить публичное мероприятие, обосновав причину его прекращения,   
и в течение двадцати четырёх часов оформляет данное указание письменно. Срок    
двадцать четыре часа, как мы понимаем, для того и предусмотрен - мы вот с       
вами это обсуждали в 2004 году, - чтобы отразить в письменном указании          
основание прекращения публичного мероприятия и обоснование решения по его       
прекращению, поскольку данное решение может быть обжаловано в суд.              
                                                                                
В связи с изложенным и на основании того, что положение законопроекта           
ограничивает предусмотренное статьёй 31 Конституции Российской Федерации        
право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и       
демонстрации, шествия и пикетирование, что, кроме того, ни один субъект         
Российской Федерации не поддержал вносимый законопроект, а также имеется        
отрицательное заключение Правительства Российской Федерации, Комитет            
Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных            
организаций не поддерживает концепцию проекта федерального закона "О внесении   
изменений в Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях   
и пикетированиях".                                                              
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Василий Иванович.                                
                                                                                
Есть ли вопросы? Вопросов нет. Есть ли желающие выступить? Есть. Останина,      
Рябов и Зубов Валерий Михайлович - три руки, подводим черту. Никого не забыл?   
Нет.                                                                            
                                                                                
Пожалуйста, Останина Нина Александровна.                                        
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Уважаемые коллеги, это тот редкий случай, когда наша фракция     
не поддерживает субъект права законодательной инициативы - наших региональных   
законодателей ни по форме, ни по содержанию.                                    
                                                                                
Что касается содержания, то, казалось бы, невинные поправки в три статьи - 5,   
7 и 17-ю - в корне меняют концепцию самого закона "О собраниях, митингах,       
демонстрациях, шествиях и пикетированиях".                                      
                                                                                
Что касается формы этого законопроекта, то действительно это дальнейшее         
ущемление права наших граждан на свободу выражения своего мнения - основного    
конституционного права граждан.                                                 
                                                                                
Сегодня на утреннем заседании я уже говорила о ситуации, которая складывается   
в Новосибирской области, где под надуманным предлогом милицейского парада с 6   
утра до 18 часов получили запрет коммунисты и их сторонники на проведение       
демонстрации.                                                                   
                                                                                
Подобного рода ситуация складывается и у нас, в Кузбассе, где мы, коммунисты,   
получили отказ на проведение митинга на главной площади, площади Советов, у     
памятника Ленину, под предлогом того, что здесь место постоянно действующей     
детской площадки. Я думаю, что это не совсем так, потому что памятник Ленину    
находится на площади перед главным зданием администрации и изредка приходящие   
сюда дети не постоянные посетители данной площади. С таким же успехом можно     
запретить проводить парады у нас на Поклонной горе, потому что дети катаются    
там на роликовых коньках.                                                       
                                                                                
Так вот, если до сегодняшнего момента по ныне действующему закону мы могли      
это опротестовать в прокуратуре, то с введением изменений в статью 5 мы не      
сможем этого сделать, потому что данная статья как раз и предусматривает, что   
если власть решит или укажет поменять место проведения, то податели заявки      
просто обязаны сделать это незамедлительно.                                     
                                                                                
Буквально неделей раньше у нас в Кузбассе проходило еще одно массовое           
мероприятие - проводили массовый митинг автомобилисты, есть общественная        
организация автомобилистов. Согласно закону за десять дней они подали заявку    
на проведение митинга, получили отказ, но за три дня подали заявку на пикет.    
При этом заявка носила уведомительный характер, и вроде как глава города        
расписался в том, что он уведомлён, но буквально через день он отменяет своё    
ранее принятое решение. Опять-таки если согласно ныне действующему закону       
автомобилисты обратились в прокуратуру и получили поддержку со стороны          
прокуратуры, то статья 5 в случае принятия предлагаемого законопроекта не       
позволит этого сделать и доказать правомерность своих действий.                 
                                                                                
В статье 7 предлагается дополнить перечень сведений, которые обязаны подать     
организаторы массовых акций, сведениями о содержании лозунгов, плакатов и так   
далее.                                                                          
                                                                                
Вы знаете, я уже в этом зале приводила пример, когда весной прошлого года во    
время визита к нам в Кузбасс председателя правительства Владимира               
Владимировича Путина мои товарищи по партии приняли решение организовать        
пикет и подготовить плакаты с требованием провести в Кузбассе честные выборы.   
Так вот, на изготовителей этих плакатов, рекламную компанию, был совершен       
налёт правоохранительных органов, у них изъяли оборудование, аппаратуру под     
предлогом того, что изготовление этих плакатов является актом экстремизма.      
Так и было написано в заключении по поводу изъятия данной аппаратуры.           
                                                                                
Наша фракция будет голосовать, конечно, против этого законопроекта, потому      
что это ещё один шаг на пути ущемления права граждан на свободу выражения       
своего мнения, что впрямую противоречит Конституции Российской Федерации.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Депутат Рябов.                                                                  
                                                                                
РЯБОВ Н. Ф. Спасибо, Олег Викторович.                                           
                                                                                
Приятно вообще, что комитет отклоняет данный законопроект, предложенный на      
наше рассмотрение, это говорит, так скажем, о положительном моменте в работе    
нашего депутатского корпуса - могли бы пойти на ужесточение мер в проведении    
акций протеста. Но возникает вопрос: хорош или плох закон, если всё-таки в      
него предлагаются дополнения? Я, как человек, который непосредственно часто     
организовывает различные акции протеста, демонстрации, митинги в поддержку      
или не в поддержку кого-либо, должен сказать, что существующий закон            
работает, но имеет ряд недостатков. Бесспорно, имеет ряд недостатков. И если    
бы комитет поработал над замечаниями и предложениями, принял изменения и        
дополнения в данный закон, это было бы хорошо. Я, в частности, готов внести     
такие предложения. Если комитет не готов взять на себя такие функции, я могу    
подготовить дополнения к этому закону, но только при условии, что комитет не    
просто отклонит все эти предложения, а хотя бы реально со знанием дела          
рассмотрит эти замечания и предложения.                                         
                                                                                
В частности, закон имеет такие недостатки. Первое. Местная администрация        
имеет право вносить ограничения. Какие ограничения? Ограничения мест            
проведения этих мероприятий. Например, у нас в Нижнем Новгороде для             
проведения акций протеста определено всего-навсего четыре места, причём эти     
места проведения акций протеста настолько удалены от мест массовых скоплений    
людей, что нет никакой целесообразности проводить эти акции протеста, это не    
имеет никакого смысла. Второе. Существует запрет на проведение митингов у       
зданий администрации, скажем, областной и городской. Возникает вопрос: если     
мы выходим к областной администрации и требуем от неё каких-то изменений, ну,   
конкретно, если принимается решение по росту тарифов на жилищно-коммунальные    
услуги и население не согласно с этим, то кому можно выразить эти претензии?    
Конечно, администрации. И тогда надо проводить митинг у здания администрации,   
а администрация себя ограничивает такими барьерами, не допускает к себе. Вот    
эти дополнения необходимо было бы внести.                                       
                                                                                
Или возьмите такой момент, вот ещё конкретный пример. 7 ноября, буквально       
через несколько суток, мы будем проводить демонстрацию, традиционно с площади   
Минина и Пожарского пойдём на площадь Ленина в заречную часть, но нам           
запрещают проведение этого мероприятия с усилительной автотранспортной          
установкой. И получается так, что люди выходят всё-таки на праздничную          
демонстрацию, - мы не будем сейчас рассматривать вопрос о наших лозунгах, о     
критике власти, правительства - а власть себе позволяет такую роскошь, как      
запрет усилительной установки, и масса людей, которая придёт на праздничную     
демонстрацию, вынуждена будет идти как на траурной процессии. Мер воздействия   
на администрацию закон не предусматривает, хотя мы знаем, что в законе          
прописана предупредительная норма, мы можем предупреждать. Но находятся         
разные уловки, разные чиновничьи штучки, которые запрещают нам это делать. И    
если мы всё-таки, скажем, применим усилительную установку, то это будет         
административное нарушение, за которое последует, естественно, наказание. Вот   
такие моменты, которые закон жёстко не регламентирует, позволяют                
администрации принимать в своих интересах решения относительно проведения       
массовых мероприятий.                                                           
                                                                                
Вот ещё один такой интересный момент. Если каждого гражданина, да и             
присутствующих здесь депутатов, спросить, как работают наши суды, наверняка     
каждый приведёт пример, свидетельствующий, что не всё гладко, не всё хорошо.    
Но у зданий судов проводить акции протеста нельзя. Почему? Потому что это       
связано с тем, что если во время суда, скажем, проводятся акции протеста, то    
тем самым происходит воздействие на решение суда. Но это с одной стороны, а с   
другой стороны, если суд принял неправильное, неверное решение с точки зрения   
общественного мнения, то почему бы не провести акцию протеста и не выразить     
своё неудовлетворение принятым решением? Вот мне это непонятно. Я могу          
привести конкретные примеры (просто не хочу их приводить), того, что сегодня    
есть граждане нашей страны, которые сидят, отбывают срок наказания по           
совершенно надуманному, придуманному обвинению, и суды, кстати, поддержали      
это обвинение следственных органов и, как говорится, изолировали этих людей     
от общества, хотя их родители решают сегодня проблему защиты прав и интересов   
своих детей вплоть до обращения в Европейский Суд, но сколько времени пройдёт   
в таких муках... А я говорю о том, что если всё-таки на судью как-то            
воздействовать, чтобы она взятки-то не брала, а объективно судила, в            
соответствии с законом, не просто судила, а судебные расследования              
проводила... Вот это тоже нужно посмотреть в законе, прописать эту норму, а     
как она должна работать - это, как говорится, предмет переговоров во время      
работы над законопроектом, момент нахождения истины. Такие вещи и дополнения    
в закон необходимо вносить.                                                     
                                                                                
Можно, конечно, продолжить и обозначить ряд других моментов, но, я думаю,       
того, что я уже сказал, достаточно для того, чтобы обратить внимание на         
необходимость изменения этого законопроекта.                                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Зубов Валерий Михайлович.                                 
                                                                                
ЗУБОВ В. М., фракция "Справедливая Россия".                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, по-моему, мы тратим время на обсуждение несуществующей       
проблемы. Я не знаю ни одного случая, когда была бы поддержана заявка на        
проведение какой-то акции протеста на территории воинской части, так же как я   
не знаю ни одного случая, когда был бы наказан руководитель исполнительной      
власти, впрямую нарушивший закон, в соответствии с которым действует принцип    
уведомления о проведении массовой акции. Нет в том законе права у мэров         
назначать место, где можно, и говорить, где нельзя, разрешать или нет. И так    
как ни в первом случае, ни во втором случае данным законом проблема не          
решается, то её не существует. У нас не работает самый главный закон - о        
заявительном порядке проведения общественных мероприятий. Никто за нарушение    
этого закона ни разу не ответил. Закон не работает, и поэтому проблема,         
которую мы обсуждаем, - это совсем не та проблема, которую надо обсуждать.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Михайлович, за лаконизм.                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, я обращаюсь к представителям президента и правительства:     
настаиваете ли вы на участии в дискуссии? Нет. Василий Иванович, по-моему,      
тоже не настаивает на заключительном слове.                                     
                                                                                
Ставлю на голосование в первом чтении проект федерального закона "О внесении    
изменений в Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях   
и пикетированиях", по которому в зале наблюдается удивительное единодушие.      
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 24 мин. 25 сек.)                 
Проголосовало за                2 чел.0,4%                                      
Проголосовало против           57 чел.12,7%                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     59 чел.                                          
Не голосовало                 391 чел.86,9%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.