Заседание № 172
О проекте федерального закона № 193014-5 "О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части освобождения от обложения налогом на добавленную стоимость работ (услуг) по ремонту морских судов и судов внутреннего плавания; принят в первом чтении 24 марта 2010 года).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
25-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Раиса Васильевна Кармазина, пожалуйста. КАРМАЗИНА Р. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляется проект федерального закона № 193014-5 "О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" в части освобождения от НДС работ (услуг) по ремонту морских судов и судов внутреннего плавания. Данный законопроект был принят в первом чтении 24 марта 2010 года и предусматривает следующее. Статьёй 1 законопроекта предлагается дополнить положения подпункта 23 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса, предусматривающие освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость операций по реализации услуг по ремонту морских судов и судов внутреннего плавания в период их стоянки в портах, нормой, определяющей понятие ремонтных работ (ремонта) для целей налогообложения НДС. Для этих целей под ремонтными работами (ремонтом) предлагается понимать работы, направленные на поддержание морских судов и судов внутреннего плавания в исправном техническом состоянии в период их нахождения в эксплуатации, заключающиеся в устранении технических неисправностей, замене изношенных или вышедших из строя деталей, узлов, и другие аналогичные работы. Одновременно статьёй 2 законопроекта предлагается норма прямого действия, которая предусматривает распространение на период с 1 января 2005 года до 1 января 2008 года положений подпункта 23 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса на все виды ремонта морских судов и судов внутреннего плавания при условии, что НДС по указанным работам (услугам) до дня вступления в силу федерального закона налогоплательщиками в бюджет не уплачивается. Несмотря на то что рассматриваемый законопроект, по мнению авторов, призван устранить указанные противоречия, комитет отмечает, что он не может быть поддержан по следующим основаниям. В соответствии с действующей редакцией подпункта 23 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса освобождается от налогообложения реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации "работ (услуг, включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов, судов внутреннего плавания... в период стоянки в портах". Таким образом, рассматриваемая норма предусматривает освобождение от налогообложения НДС именно услуг по ремонту, в то время как статьёй 1 законопроекта предлагается дать понятие ремонтных работ. Учитывая, что статьёй 38 Налогового кодекса для целей налогообложения понятия "работ" и "услуг" разграничиваются, положение нормы, которой в законопроекте дополняется подпункт 23 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса, не соответствует в этой части его действующим положениям. Также отмечается, что было бы неправомерно определения "ремонтные работы", "ремонт", которые в законопроекте даются в отношении работ по ремонту морских судов и судов внутреннего плавания, применять в целом для целей НДС, поскольку данное определение может применяться только для целей рассматриваемого подпункта 23 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса. Таким образом, действие освобождения от налогообложения НДС предлагается распространить не только на услуги, но и на работы по ремонту судов, причём на все виды ремонта, при этом возникновение права на применение указанной льготы ставится в прямую зависимость от неисполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога, а самой норме придаётся обратная сила. Данный подход не может быть поддержан комитетом, поскольку он ставит в заведомо худшие условия налогоплательщиков, уплативших налог при реализации услуг по ремонту морских судов и судов внутреннего плавания, по сравнению с налогоплательщиками, не уплатившими налог при реализации аналогичных работ. При этом из предлагаемой редакции статьи 2 не ясно, за какие налоговые периоды не должен быть уплачен налогоплательщиком налог. Учитывая, что налоговые периоды, на которые указанную льготу предлагается распространить, с 1 января 2005 года по 1 января 2008 год, в настоящее время уже не могут быть охвачены налоговыми проверками, актуальность рассматриваемого законопроекта утеряна. В связи с этим комитет предлагает отклонить законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Раиса Васильевна. Представители президента, правительства желают выступить? Нет. Выносим законопроект на "час голосования".
25-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Ставлю на голосование: кто за то, чтобы отклонить проект федерального закона? Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 23 мин. 12 сек.) Проголосовало за 383 чел.85,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 383 чел. Не голосовало 67 чел.14,9 % Результат: принято Законопроект отклонён.
Заседание № 150
О проекте федерального закона № 193014-5 "О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части освобождения от обложения налогом на добавленную стоимость работ (услуг) по ремонту морских судов и судов внутреннего плавания).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 22, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Доклад члена Совета Федерации Новикова Вячеслава Александровича. Пожалуйста. НОВИКОВ В. А., член Совета Федерации. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается законопроект "О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", который призван устранить противоречия, существующие в подпункте 23 пункта 2 статьи 149 части второй Налогового кодекса и касающиеся работ (услуг) по ремонту судов. Данный законопроект имеет очень богатую историю. Всё началось в 2001 году, когда появился Налоговый кодекс и когда в соответствии с ним судоремонтные предприятия, которые находились в границах портов и осуществляли ремонт судов, освобождались от налога на добавленную стоимость. Через год правительство решило, что это слишком серьёзная норма, поэтому надо ограничить эту льготу, и ограничили её следующим образом: зафиксировали, что освобождается от НДС ремонт только тех судов, которые находятся в границах порта, то есть если во время стоянки в порту осуществляется ремонт, то всё в порядке, освобождается. После сразу же появилось письмо налоговой службы, в котором было сказано, что да, эта норма действует, более того, была указана процедура, как установить, что данное судно находилось в порту. Всё замечательно: администрация порта выдавала соответствующие бумаги и от налога освобождались. Но появилась арбитражная практика, в частности Дальневосточного арбитражного суда, который пытался понять, всё-таки эта льгота действует или нет. И эта практика приводила к тому, что суды признавали, что данная льгота правомочна, и предприятия данной льготой пользовались. Но наступил 2007 год, и арбитражный суд Северо-Кавказского округа сказал: ребята, ремонт там - это не просто ремонт, ремонты бывают разные и не все ремонты подпадают под эту льготу. Решением Пленума Высшего Арбитражного Суда такая правовая позиция была признана. И теперь - представьте себе! - все судоремонтные предприятия, которые пользовались этой льготой, должны были заплатить за три года налог на добавленную стоимость. При этом вы понимаете, что эта доплата плюс штраф и пени иногда превосходили оборот предприятия за год. В результате более десятка предприятий оказались в стадии банкротства. Более того, вернее, мало того, против ряда директоров были возбуждены уголовные дела по факту налогового правонарушения, и в настоящее время один из директоров сидит. Ситуация такова, что с этим надо что-то делать. При этом я прошу обратить внимание, что к данной ситуации привели не сами предприятия - они-то ни в чём не виноваты, - а государство в лице исполнительной власти, которая разъяснила, что льгота действует, в лице Федерального Собрания, которое установило норму, допускающую двусмысленное толкование, в лице арбитражных судов, которые применяли различную практику. То есть на самом деле все ветви власти, по существу, виноваты, а платят за это наши предприятия. В связи с этим мы подготовили законопроект, который состоит, по сути, из двух частей. Первая часть - мы установили, что такое ремонт во время нахождения в порту, и тем самым ликвидировали вот это противоречие и разное толкование. Всё это согласовано с Министерством транспорта. Так что, с нашей точки зрения, двойного толкования нет. Более того, мы консультировались с арбитражными судами, они тоже готовы признать, что данная формулировка достаточно однозначно указывает тех, кто может получать данную льготу. И вторая часть, с нашей точки зрения главная, говорит о том, что за период с 1 января 2005 года по 1 января 2008 года те предприятия, которые не заплатили НДС, от уплаты этого НДС освобождаются. Тем самым, с нашей точки зрения, восстанавливается справедливость по отношению к нашим предприятиям. Данный законопроект прошёл согласования и с Министерством финансов, и с экспертным управлением администрации президента. В данном случае наше предложение заключается в том, чтобы принять законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вячеслав Александрович, пока присаживайтесь. Содоклад от комитета сделает Раиса Васильевна Кармазина. Пожалуйста, Раиса Васильевна. КАРМАЗИНА Р. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, Вячеслав Александрович очень подробно объяснил ситуацию, которая сложилась с реализацией нормы статьи 149 части второй Налогового кодекса. Внесённая поправка в закон, данный законопроект, который он представлял, ликвидирует этот пробел и даёт полный перечень критериев отнесения судоремонтных работ к освобождаемым от обложения НДС и определение понятия "стоянка судна в порту". Я не буду говорить о том, какие пункты дополняются, и о сроке вступления этого законопроекта в силу, он тоже подробно об этом доложил. Однако по законопроекту имеются замечания юридико-технического характера. С учётом изложенного Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона № 193014-5 "О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Прошу поддержать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Раиса Васильевна. Оставайтесь на трибуне. Есть ли вопросы к нашим докладчику и содокладчику? Есть один вопрос у Рохмистрова. Пожалуйста, Максим Станиславович. Как мы по вам соскучились, как долго вы отсутствовали! РОХМИСТРОВ М. С. Я всегда присутствую. У меня вопрос к комитету. Тут подробно была описана ситуация, которая возникла на судоремонтных заводах. Анализировали ли вы вообще ситуацию, которая у нас сложились с этим таким "умным" налогом, как налог на добавленную стоимость по Карлу Марксу, в других отраслях промышленности и почему на каждом заседании мы принимаем льготы по налогу на добавленную стоимость? Причём иногда, как вот в данном случае, мы вообще придаём закону обратную силу. Вот скажите: комитет анализировал ситуацию по налогу на добавленную стоимость? КАРМАЗИНА Р. В. Конечно, мы анализируем ситуацию по налогу на добавленную стоимость, но хочу вам сказать, что коллизии тогда возникают, когда начинается уже практика, применение этого закона, этой статьи. Вот в данном случае изначально как бы норма была нормальная, они освобождались. Затем была внесена поправка, наверное, ещё в 2002 году, и это повлекло вот те коллизии, которые возникли. Ну, ничто не стоит на месте, всё меняется, а законодательство тем более, таков закон философии. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Был один вопрос. Так мы и будем?.. Один вопрос был, у Рохмистрова. Депутат Улас, ваш вопрос, пожалуйста. Включите микрофон депутату Уласу. УЛАС В. Д., фракция КПРФ. Раиса Васильевна, скажите, пожалуйста, а вот эта льгота по НДС распространяется на тот случай, когда соответствующие ремонтные работы проводятся за пределами Российской Федерации, или это касается только наших внутренних портов? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон депутату Кармазиной. КАРМАЗИНА Р. В. Налог на добавленную стоимость действует только в Российской Федерации, поэтому на другие порты, за рубежом, он не распространяется. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Все выступили с вопросами. Есть ли желающие выступить? Рохмистров Максим Станиславович. Включите микрофон, пожалуйста. РОХМИСТРОВ М. С. Ну, вообще, у нас странная ситуация с этим налогом на добавленную стоимость. Уже давно всем понятно, что надо проводить - и всех призвали её проводить - модернизацию налогового законодательства, которое, к сожалению, у нас ориентировано на развитие всего лишь двух отраслей - банковской и торговой. Ситуация складывается таким образом, что у нас налоговое законодательство всячески препятствует развиваться так называемому реальному сектору экономики. Разговоров об этом ходит много, с самых высоких трибун у нас заявляют: не позволим кошмарить бизнес! Тем не менее то, что происходит у нас, особенно с налогом на добавленную стоимость... Я вообще не понимаю, пора уже отойти от Карла Маркса. И стоимость товара давно уже не определяется себестоимостью плюс добавленная стоимость. Давно уже существует другая формула определения стоимости товара, и это признано всем мировым сообществам, даже Нобелевские премии уже три экономиста получили по этому поводу. А мы до сих пор по Карлу Марксу облагаем налогом на добавленную стоимость. То, что сложилось в европейском сообществе, откуда мы попытались передрать в извращённой форме этот самый налог на добавленную стоимость, наложив на российский менталитет, у нас превратилось в самый страшный коррупционный закон. По нему у нас самые большие, наверное, коррупционные отходы. И чем больше мы устанавливаем льгот по этому закону, тем шире мы открываем дверь в сторону коррупции. Об этом все знают, но почему-то молчат. Как сказал один экономист - лауреат Нобелевской премии, очень сложно отменить однажды принятое решение. Тем самым мы загнали наше общество в институциональную ловушку, из которой всё никак не выберемся. И самое главное, об этом никто не говорит, хотя в области институциональной теории наш министр экономического развития является, наверное, самым продвинутым в России специалистом. Только мы в ней всё находимся и с ужасом констатируем, что наша промышленность умирает. Все говорят о выходе из рецессии, а его, собственно говоря, всё ещё нет. Если проанализировать практику применения Закона "О налоге на добавленную стоимость", мы как раз и увидим то, о чём здесь докладчик нам говорил, - что на сегодняшний день существующая правоприменительная практика в отношении НДС приводит к банкротству именно реального сектора экономики. То есть это самый страшный налог из тех, что сегодня действуют в нашей стране, с учётом нашей ментальности и полицейских функций, которые у нас переданы налоговой службе, которая ничем никак не ограничена и не несёт никакой ответственности на сегодняшний день. Я запрашивал информацию о том, кто понёс в налоговой службе ответственность за неправомерно начисленный налог. Никто. Ну, так, может быть, кому-то выговор объявили, пожурили? Тем не менее практика у нас складывается такая, что выходят с проверкой за три года, насчитывают этот самый НДС за три года, пени и так далее и говорят: если вы не согласны, идите в суд, а мы у вас сейчас по инкассо всё снимем. Зачастую этот налог на добавленную стоимость, насчитанный за три года, причём с перекладыванием неоплаты налогов поставщиков - у нас есть такая, к сожалению, практика... Тут говорили насчёт презумпции невиновности некоторые представители комитета - не действует у нас презумпция невиновности в отношении применения Налогового кодекса! У нас всё очень просто: насчитали, навешали налоговую задолженность контрагентов предприятия, начислили пени, инкассо списали, предприятие умерло, налоговая служба план выполнила, все чувствуют себя хорошо, кроме людей, которые работали на этом предприятии, и, собственно говоря, владельцев этого предприятия. На сегодняшний день 80 процентов всех предприятий-банкротов стали банкротами именно по той схеме, о которой докладывал автор в отношении только одной отрасли промышленности - ремонтного судостроения. У нас во всех отраслях промышленности ситуация один в один. К сожалению, если мы этой проблемой не озадачимся, не заменим этот налог на другие, вообще не переориентируем наше налоговое законодательство, не повернём лицом к реальному сектору экономики, скоро собирать налоги будет не с кого. А работать у нас будут только в магазинах, в которых будут торговать китайской продукцией, перепродавать будем друг другу, китайскую тушёнку менять на китайский пуховик. Если мы с вами не озадачимся реформой, в первую очередь налоговой, к сожалению, в недалёком будущем - и сроки здесь не десятилетия, сроки уже сжимаются... к 2011-2012 годам мы можем уже прийти без отечественного промышленного производства. Выживут лишь некоторые сборочные предприятия либо те, которые напрямую связаны с бюджетом, больше у нас промышленности не будет, и налоги собирать будет не с кого. А если ещё и цены на нефть и газ рухнут, то мы с вами будем здесь утверждать бюджет - те, кто останется, если к этому времени нас народ на вилах отсюда не вынесет - с дефицитом 60, 70 и 80 процентов. Это недалёкое будущее. Поэтому я обращаюсь к депутатам: необходимо провести кардинальную модернизацию нашего налогового законодательства, а не устанавливать на каждом заседании какие-нибудь отдельно взятые льготы по НДС. Наконец-то до всех дошло, что в этой отрасли у нас катастрофическая ситуация. Однако катастрофическая ситуация с этим налогом у нас во всех отраслях промышленности. Поэтому предлагаем комитету начать детальную разработку перехода с НДС на налог с продаж. Это решит очень много проблем и, самое главное, не снизит, а повысит реальные поступления в бюджет по налогам, так как НДС у нас возвращается, а зачастую возвращают его те, кто вовремя кому надо откатывает, самое главное - чтобы документы были (это и внутренний НДС, и экспортный НДС), и все прекрасно знают в нашей стране, кому, как и сколько надо откатить, чтобы получить вот эту самую льготу - нулевую налоговую ставку. Фракция ЛДПР поддержит настоящий законопроект, но в то же время мы призываем кардинально модернизировать налоговое законодательство. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желание высказаться с заключительным словом у докладчика и содокладчика? Нет. Представители президента и правительства? Тоже нет. Кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 29 мин. 19 сек.) Проголосовало за 438 чел.97,3% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 438 чел. Не голосовало 12 чел.2,7% Результат: принято Принято.