Заседание № 126
О проекте федерального закона № 192992-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в части уточнения механизмов и условий предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, мер социальной поддержки".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 4, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в части уточнения механизмов и условий предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, мер социальной поддержки". Наталья Николаевна Карпович докладывает от комитета. КАРПОВИЧ Н. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Напоминаю, что правительством весной этого года был внесён данный законопроект, 20 ноября мы его приняли во втором чтении. Законопроект предоставляет дополнительные гарантии на получение образования детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа. Законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы. У Правового управления Аппарата Государственной Думы замечаний нет. Соответствующий проект постановления имеется. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть ли замечания по докладу комитета? Нет. Выносим на "час голосования".
Пожалуйста, депутат Останина, - по пункту 4 выступление по мотивам. Три минуты. Горит у вас кнопочка. У меня, например, написано: "Останина". Что там у нас с микрофоном? ОСТАНИНА Н. А. Карта неправильно вставлена была, прошу прощения. Уважаемые коллеги, когда мы в первом чтении принимали этот законопроект, то отмечали, что внесён он правительством и носит такой чисто технический характер, поскольку устраняет последствия принятия 131-го и 122-го законов, которые все детские проблемы, по сути дела, относили на уровень регионов. Это предложение правительства конкретизировало перечень тех образовательных учреждений, во время обучения в которых дети имеют право на полные социальные гарантии со стороны государства. Я напомню, что гарантий этих немного. Это бесплатное питание, бесплатный комплект одежды, бесплатное общежитие и бесплатное медицинское обслуживание. Обращаю ваше внимание, что основные нормы были определены ещё в постановлении правительства 2005 года. Но даже в пересчёте цен на 2008 год они составляют... вот сегодня на одного ребёнка питание в день - 146 рублей. Представьте себе студента, у которого нет семьи и которому образовательное учреждение предоставляет питание на 146 рублей. Далее, единовременное денежное пособие при выпуске. То же самое, на одного ребёнка-сироту - 500 рублей на сегодняшний день, по ценам 2009 и 2010 годов. Единовременное пособие на приобретение учебной литературы для обучающихся в учреждениях начального и среднего профтехобразования - 1800 рублей на весь год. Но даже вот эти нормы, о которых я сказала, они юридически не распространялись на лиц из числа детей-сирот. Я напоминаю, что лицо из числа детей-сирот - это те, кто уже перестал быть детьми, то есть те, кому исполнилось восемнадцать лет, но, к сожалению, они ещё не окончили среднее учебное заведение, или те, кому исполнилось двадцать три года, но они не окончили высшее учебное заведение. Так вот, дело в том, что до последнего времени норма эта не была урегулирована, то бишь если ребёнок не окончил образовательное учреждение, то он терял право на получение вот этих государственных социальных гарантий. Мы внесли такую поправку, и сегодня, голосуя за этот законопроект в третьем чтении, по сути дела, мы юридически оформляем то, что де-факто делали регионы, но делали они это нелегитимно. Законопроект вот этот правовой пробел устраняет, но до сегодняшнего дня остаются открытыми следующие вопросы. Первое - жильё для детей-сирот. 10-20 процентов детей-сирот обеспечиваются жильём. Мы приводили при обсуждении законопроекта такие чудовищные цифры: предположим, в Забайкальском крае пять тысяч детей-сирот, и только шестьдесят четыре ребёнка получили место в общежитии или какое-либо другое жильё по окончании учебного заведения. Такая же ситуация и в других регионах. По сути дела, из года в год кочует одна и та же... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Закончилось ваше время. Уважаемые коллеги, ставится на голосование проект федерального закона под пунктом 4. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 01 мин. 59 сек.) Проголосовало за 445 чел.98,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 446 чел. Не голосовало 4 чел.0,9% Результат: принято Принимается.
Заседание № 125
О проекте федерального закона № 192992-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в части уточнения механизмов и условий предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, мер социальной поддержки".
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Переходим к пункту 23. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в части уточнения механизмов и условий предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, мер социальной поддержки". Доклад Елены Борисовны Мизулиной. Пожалуйста, Елена Борисовна. МИЗУЛИНА Е. Б., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, фракция "Справедливая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Этот законопроект был внесён Правительством Российской Федерации. В первом чтении мы его приняли 1 июля. Ко второму чтению к законопроекту поступило десять поправок. Девять из них комитет рекомендует к принятию, и одна поправка идёт на отклонение. Я хочу обратить ваше внимание на то, что среди принятых поправок не только поправки, которые уточняют редакцию, устраняют внутренние противоречия, но есть одна поправка содержательная, она согласована с Правительством Российской Федерации, имеет принципиальное значение. И суть этой поправки состоит в том, что для лиц из числа детей-сирот, обучающихся впервые в государственных образовательных учреждениях по очной форме, независимо от того, что они достигают двадцати трёх лет, сохраняется право на полное государственное обеспечение до окончания образовательного учреждения. Это действительно очень серьёзный шаг в защите детей-сирот и лиц из числа детей-сирот. И мы признательны, наш комитет признателен, что Правительство Российской Федерации, несмотря на такие сложности, которые мы сейчас испытываем, нашло возможность защитить эту категорию детей - получающих образование в образовательных учреждениях по очной форме. Всего таких детей, по подсчётам, не так много - три с небольшим тысячи человек. Мы бы просили поддержать решение комитета и поддержать поправки, которые мы рекомендуем к принятию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Елена Борисовна. Коллеги, таблица поправок 1 состоит из девяти поправок, рекомендованных к принятию. Есть ли вопросы? Кто за то, чтобы принять данную таблицу? Прошу проголосовать. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 59 мин. 49 сек.) Проголосовало за 403 чел.89,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 403 чел. Не голосовало 47 чел.10,4% Результат: принято Принято. Таблица поправок 2 состоит из одной отклонённой поправки. Есть ли по ней замечания? Кто за то, чтобы согласиться с комитетом и принять таблицу поправок 2? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 00 мин. 22 сек.) Проголосовало за 326 чел.72,4% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 327 чел. Не голосовало 123 чел.27,3% Результат: принято Принято. Коллеги, кто за принятие данного законопроекта во втором чтении? Прошу проголосовать. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 00 мин. 51 сек.) Проголосовало за 444 чел.98,7% Проголосовало против 2 чел.0,4% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 446 чел. Не голосовало 4 чел.0,9% Результат: принято Принято.
ОНИЩЕНКО О. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Депутат Онищенко по карточке Эверстова. По 23-му вопросу депутаты Туголуков и Эверстов голосовали за.
Заседание № 103
О проекте федерального закона № 192992-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в части уточнения механизмов и условий предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, мер социальной поддержки".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к рассмотрению пункта 33 порядка работы Государственной Думы. Блок "Социальная политика". Законопроект первого чтения. О проекте федерального закона № 192992-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в части уточнения механизмов и условий предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, мер социальной поддержки" докладывает официальный представитель Правительства Российской Федерации статс-секретарь - заместитель министра образования и науки Российской Федерации Юрий Петрович Сентюрин. Пожалуйста, Юрий Петрович. СЕНТЮРИН Ю. П., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра образования и науки Российской Федерации. Спасибо. Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые депутаты! Целью разработки названного законопроекта является совершенствование законодательства в области социальной защиты и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Изменения, которые предлагается внести названным законопроектом в Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", направлены на уточнение терминов, используемых в названном законе, и приведение формулировок в соответствие с действующим законодательством. В частности, конкретизирован перечень образовательных учреждений, во время обучения в которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа имеют право на социальные гарантии. Во всех пунктах, положениях и нормах данного закона чётко упоминается эта категория лиц. Исключаются дублирование и разночтения в тексте. В результате меры социальной поддержки и гарантии, связанные с получением образования, однозначно закрепляются за детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Фактически это означает, что лица указанной категории имеют право на меры социальной поддержки, которые ранее трактовались неоднозначно в отношении различных групп этой категории. Я назову те позиции, которые трактовались ранее неоднозначно (в частности, речь идёт об обучении на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания платы): получение при обучении в федеральных государственных образовательных учреждениях стипендии, размер которой увеличивается не менее чем на 50 процентов по сравнению с размером стипендии, устанавливаемым для обучающихся в данном образовательном учреждении, ежегодного пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трёхмесячной стипендии, а также 100 процентов заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики, однократное материальное обеспечение при выпуске из образовательных учреждений, а также получение второго начального профессионального образования без взимания платы. Принятие названного законопроекта не повлечёт дополнительных расходов из бюджетов разных уровней. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Петрович. С содокладом выступает председатель Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Елена Борисовна Мизулина. МИЗУЛИНА Е. Б. Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые депутаты! Во-первых, от имени комитета я бы хотела поблагодарить Правительство Российской Федерации в лице Министерства образования и науки за их инициативу - внесение данного законопроекта, - потому что на самом деле устраняются те противоречия, которые имеются в законе "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и которые препятствовали предоставлению в полной мере тех гарантий социальной поддержки, которые этим законом предусмотрены, особенно применительно к детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот, которые обучаются в федеральных образовательных учреждениях. И мы, конечно, признательны за это, вот эта инициатива всецело в интересах детей. Две категории детей (об этом сказал Юрий Петрович) - это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, то есть не достигшие восемнадцати лет, а взрослые дети-сироты, которые обучаются в образовательных учреждениях, имеют статус лица из числа детей-сирот, и этот закон распространяется на таких совершеннолетних детей-сирот до достижения ими возраста двадцати трёх лет. Вот этим новым законопроектом предлагается распространить дополнительные гарантии права на образование, которые до сих пор предоставлялись детям-сиротам, на лиц из числа детей-сирот. Некоторые из этих дополнительных гарантий не предоставлялись в силу того, что закон был противоречив. Ничего другого здесь не было. И точно так же предлагается распространить на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, те льготы, которые по данному закону в силу его противоречивости предоставлялись только взрослым детям-сиротам, то есть лицам из числа детей-сирот. Вот про некоторые сказал Юрий Петрович, я только хочу обратить ваше внимание, что предлагается распространить на лиц из числа детей-сирот, то есть на лиц в возрасте от восемнадцати до двадцати трёх лет, такие дополнительные гарантии, которые связаны с правом на обучение на курсах по подготовке к поступлению в техникумы и вузы (это пункт 1 статьи 6 действующего закона); распространить право обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях на бесплатный проезд на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте и на бесплатный проезд раз в год к месту жительства и обратно к месту учёбы (это пункт 10 статьи 6) и распространить на лиц из числа детей-сирот такое право, в соответствии с которым будут признаны недействительными все нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, ограничивающие их права. Такая норма есть, но она распространяется только на нормативные правовые акты применительно к детям-сиротам. Что же касается дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то предлагается распространить на них такие гарантии, которыми до сих пор пользовались только лица из числа детей-сирот: на бесплатное получение второго профессионального образования (пункт 2 статьи 6 закона), на выплату повышенной на 50 процентов стипендии, на ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трёхмесячной стипендии и ста процентов зарплаты, начисленной во время производственной практики (это пункт 5 статьи 6). На детей-сирот также предлагается распространить право на бесплатное питание в каникулярное время, выходные и праздничные дни, когда они остаются в этом образовательном учреждении (пункт 7 статьи 6), право ребёнка-сироты - выпускника федерального государственного образовательного учреждения на денежную компенсацию в размере не менее 500 рублей либо однократное обеспечение за счёт средств образовательного учреждения одеждой, обувью, мягким инвентарём и оборудованием по нормам, которые устанавливает правительство. Аналогичное право предусматривается для выпускников государственных и муниципальных образовательных учреждений, но в соответствии с нормативно-правовыми актами субъекта. Также предлагается на них распространить право на полное гособеспечение или выплату стипендии в случае предоставления академического отпуска по медицинским показаниям (пункт 9 статьи 6) и право работника - ребёнка-сироты на профобразование за счёт работодателя с последующим трудоустройством в данной или другой организации в случае ликвидации этой организации либо сокращения численности или штата работников (это пункт 6 статьи 9). Ещё раз хочу обратить внимание, что все эти дополнительные гарантии в законе уже есть, это действует, средства выделяются из федерального бюджета большие, они выделяются по нескольким министерствам в зависимости от подведомственности образовательного учреждения. Например, мы посмотрели по линии Министерства образования: Федеральное агентство по образованию - на этот год более 6 миллиардов рублей для детей-сирот, которые обучаются в федеральных государственных образовательных учреждениях, на выплату пособий и так далее. То есть этот законопроект взвешенный, на него даны положительные заключения. Заключение Правового управления положительное. Наш комитет просил бы Государственную Думу поддержать этот законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Елена Борисовна. Уважаемые депутаты, имеются ли вопросы к докладчику и содокладчику? Имеются, я вижу, два вопроса: депутат Останина и депутат Романов Валентин Степанович. Всё, вопросов больше нет? Два вопроса. Депутат Останина, пожалуйста. ОСТАНИНА Н. А. Вопрос к Юрию Петровичу. Уважаемый Юрий Петрович, я хочу обратить ваше внимание на пункт 8, где речь идёт о разграничении полномочий - собственно, это ещё с 2004 года - по вопросу об оказании образовательных услуг детям-сиротам, которые учатся в образовательных учреждениях федерального подчинения и в субъектах. Скажите, пожалуйста, много ли детей, которые обучаются в образовательных учреждениях федерального подчинения, какова статистика и сколько средств из федерального бюджета идёт на их обеспечение? И сколько детей-сирот обучается в образовательных учреждениях муниципального подчинения в субъектах Федерации, какова статистика и сколько средств расходуется на обучение этих детей? Вы сказали, что этот закон не требует дополнительных расходов. Скажите, 500 рублей, которые указаны в законе, выходное пособие ребёнка, на ваш взгляд, это достаточная мера для того, чтобы?.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Юрий Петрович. СЕНТЮРИН Ю. П. Спасибо за вопрос. Начну отвечать по последней позиции, по поводу 500 рублей. Там в законе написано, что не менее 500 рублей, это означает, что может быть назначена любая другая сумма больше этой суммы в зависимости от решения и возможностей соответствующего уровня власти, в данном случае региональных властей. Что касается статистических данных. В рамках подготовки данного законопроекта мы запросили все субъекты Российской Федерации по поводу детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа этих детей-сирот, которые подпадают под действие нормы закона и подпадут под действие тех изменений, тех норм, которые мы предлагаем сегодня. Поэтому у нас на сегодняшний день такая статистическая информация есть, она обобщается, анализируется. Что касается федерального уровня, то цифра сегодня в содокладе уже прозвучала: 6 миллиардов рублей имеет наше агентство по образованию на эти цели, на поддержку детей-сирот, детей, оставшихся без попечения, и лиц из их числа. А что касается статистических данных, то в федеральных образовательных учреждениях, по нашим данным, обучаются порядка сорока шести тысяч человек. Это очень большая цифра, большое число тех, кто сегодня желает получить образование, опираясь на меры поддержки со стороны государства, и такую возможность имеет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое, Юрий Петрович. Включите, пожалуйста, микрофон депутату Романову Валентину Степановичу. Ваш вопрос, пожалуйста. РОМАНОВ В. С. Уважаемый Юрий Петрович, вопрос к вам, но и комитет, может быть, ещё раз поразмышляет. Конечно, заслуживает поддержки ряд гуманных шагов, потому как судьба человека, лишённого родителей, - это беда огромная. Анализ причин требует, конечно, серьёзного и откровенного разговора: почему это в России в мирное время так велико число детей-сирот? А вопрос конкретный. В какой мере министерство и правительство в целом подтягивают регионы к решению такой злой проблемы, как обеспечение детей-сирот жилыми помещениями? Цифры ведь вот такие: довольно крепкая Республика Татарстан - семьсот одиннадцать детей нуждается, за прошлый год - сто шесть сертификатов, Удмуртия - восемьсот семьдесят семь детей - сто двадцать сертификатов, Саратов - одна тысяча триста шестьдесят семь и сто восемь соответственно и так далее. Такое впечатление, что на местах недостаточно чувствуют требовательность... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Юрий Петрович. СЕНТЮРИН Ю. П. Валентин Степанович, спасибо за вопрос. В рамках подготовки законопроекта, который мы с вами сегодня обсуждаем, было положение, связанное с дополнительными гарантиями по обеспечению названной категории нуждающихся лиц жильём, но, к сожалению, в процессе работы над законопроектом нам не удалось найти экономическую, финансовую схему, которая бы позволила выйти на оценку расходов, потребных для того, чтобы в полной мере обеспечить названную категорию лиц жильём. Посему мы продолжаем пока поиск законодательной формулы, которая позволила бы выйти на решение этой проблемы. Это первый момент. Второй момент. Мы считаем, что, безусловно, такая проблема есть. Правительство в целом и наше министерство в касающейся его части делает всё возможное для того, чтобы от этой проблемы в перспективе уйти, но на сегодня пока нам не удалось найти законодательной нормы, которая позволила бы в законе заложить положение, обязывающее все органы власти беспрекословно выполнять это требование. Хотя напомню, что закон сегодня предполагает обеспечение детей-сирот, лиц, оставшихся без попечения, и лиц из их числа жильём до достижения ими определённого возраста - двадцати трёх лет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Петрович. Вопросы все заданы. По ведению - депутат Комаров. Включите, пожалуйста, микрофон. КОМАРОВ Ф. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Надежда Васильевна, для стенограммы: по пункту 26 депутаты Климов, Комаров, Лисицын, Салихов, Шиманов голосовали за. Это второе чтение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые депутаты, есть ли желающие выступить по данному законопроекту? Есть. Один выступающий - депутат Останина. Пожалуйста, включите микрофон. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемые коллеги, вряд ли мы можем себя упрекнуть в том, что в зале Государственной Думы редко звучит детская тема. Сегодняшний законопроект тоже касается этой темы. Да такое ощущение, что какой-то такой мультипликативный эффект: счастья от этого детям нашим нет. Вот сегодня докладчик сказал, что закон носит почти технический характер, то есть мы просто меняем местами отдельные слова: "дети-сироты", "лица из числа детей-сирот", но ведь от нас ждут большего, само название закона - "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Ведь очень хочется, чтобы менялась не только форма закона, но и содержание его. Прошло тринадцать лет с тех пор, как в 1996 году был принят базовый закон. После этого - в 2000 году, в 2004 году - вносились поправки, которые исходя из 122-го закона просто разграничили полномочия по обеспечению детей-сирот определёнными гарантиями. Я не случайно задала вопрос о том, какое количество детей обучается в учреждениях федерального подчинения и сколько - в учреждениях субъектов Федерации. 122-й закон, по сути дела, переадресовал субъектам заботу о детях-сиротах. С трудом удалось депутатам прошлого созыва добиться одного - чтобы проблема обеспечения детей-сирот жильём всё-таки в какой-то части финансировалась из федерального бюджета. И действительно, на условиях софинансирования вот только на 2009 год в федеральном бюджете заложено более 1 миллиарда рублей, но хватит ли этих средств на обеспечение детей-сирот? Ведь из года в год кочует такая цифра: ежегодно нуждаются в получении жилья примерно семьдесят тысяч таких детей-сирот. Валентин Степанович Романов уже приводил статистику, и я могу назвать ещё большее количество регионов. Например, в Тамбовской области на учёте в связи с получением жилья стоят тысяча двести детей, а в 2008 году только семьдесят один ребёнок-сирота получил жильё, в Саратовской области тысяча триста шестьдесят семь детей стоят на учёте и только сто девять получили жильё, в Забайкальском крае почти пять тысяч детей на учёте и только шестьдесят четыре ребёнка получили жильё. То есть мер, которые заложены сегодня в федеральном бюджете, конечно, недостаточно. Я повторяю, что есть государственная программа, но в любом случае субъекты просто не имеют необходимых средств и обеспечивают жильём примерно 10-20 процентов детей. Но ведь ещё есть иезуитская норма в этом законе. Юрий Петрович, как вы относитесь к норме, что жильё предоставляется, если у детей нет закреплённого за ними жилья? А если есть закреплённое жильё, то ребёнок возвращается в это жильё, хотя там по-прежнему живут родители-наркоманы, родители-алкоголики. Куда, в чьи руки он попадает, этот ребёнок? Только Москва сейчас имеет основание, точнее, приняла закон, согласно которому по социальным условиям ребёнок имеет право на получение жилья, а не обязан возвращаться вот в это жильё, которое за ним закреплено. Остальные регионы никак это не регулируют у себя. Нуждается также, наверное, в дополнительной проработке и статья вот этого закона об образовании. Ведь, по сути дела, сейчас никаких новых гарантий в статью-то не вносится. Действительно, регионы уже выходили даже в наш комитет с таким предложением. Вот сегодня лица из числа детей-сирот - это те дети, возраст которых уже превышает восемнадцать лет, - получают высшее образование. Ну не успевают эти дети в силу того, что они поздно оканчивают среднюю школу, получить высшее образование до того, как им исполнится двадцать один год. Давайте эти гарантии им пролонгируем до окончания ими высшего учебного заведения. Почему вы этого не предлагаете даже для тех детей, которые учатся в федеральных учебных заведениях? Или проблема занятости. Ведь уже ну просто до неприличия бьёт, так сказать, слух вот эта статистика, что социализируется только 10 процентов из числа детей-сирот. Остальные - это либо дети, которые уходят из жизни, оканчивают жизнь суицидом, либо дети, которые ведут асоциальный образ жизни. Поэтому, наверное, даже не самое главное - предоставить им жильё, а самое главное - трудоустроить этих детей. Так вот, в законе, о котором мы говорим, в базовом законе, есть статья 9 о дополнительных гарантиях права на труд. Пункт 1 статьи говорит, что органы занятости осуществляют профориентационную работу с детьми-сиротами, обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учётом состояния здоровья. Но разве это нужно сегодня ребёнку-сироте? Где источник его существования, где источник его развития, как он дальше продолжит вот эту жизнь, в которую он вступил? Поэтому, конечно, закон нуждается в проработке, закон нуждается в чрезвычайных поправках, и те технические поправки, которые сегодня вносятся в этот закон, ничуть его не меняют, Юрий Петрович. Я думаю, что на совести министерства на самом деле внесение поправок в закон не по форме, а по содержанию. Нам нужно наполнить этот закон действительными гарантиями для детей-сирот. То, что вы сегодня предложили, - согласование, или приведение в соответствие, с нормами Закона "Об образовании", разграничение полномочий по обучению детей в федеральных учебных заведениях и в учебных заведениях субъектов Федерации, - ещё раз повторяю, это уже действует, статья эта, нормы эти никак не меняются. 500 рублей, о которых я спросила... Неужели вы на самом деле думаете, что кто-то будет больше 500 рублей этим детям платить? Да не платят больше этим детям! Раз указано 500, значит, ровно столько и дают детям-сиротам. Поэтому, Юрий Петрович, я думаю, что это не тот конечный продукт, которым можем гордиться сегодня мы, депутаты, защищая интересы детей-сирот. Я думаю, что президент, когда говорил, что в России нет современной системы защиты детства, имел в виду не только физическую безопасность, он имел в виду в том числе и защиту детей-сирот, которых на сегодняшний день в России... Мы даже число этих детей не знаем - цифры называют самые разные. И никто не верит, что у нас в России их всего 170 тысяч. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Нина Александровна. По ведению - депутат Гайнуллина. Включите микрофон. ЧУХРАЁВ А. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Надежда Васильевна. Чухраёв по карточке Гайнуллиной. Для стенограммы: по пункту 9 повестки дня Карелин голосовал за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Включите, пожалуйста, микрофон депутату Рябову Николаю Фёдоровичу. РЯБОВ Н. Ф., фракция КПРФ. Спасибо, Надежда Васильевна. Мы уже настолько привыкли нарушать все нормы нашего Регламента - просто удивляюсь! 18 часов - вроде бы проголосовали за окончание... Продляем если - тогда продляем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Фёдорович, надо было присутствовать на пленарном заседании, когда было принято решение о том, что мы сегодня рассматриваем полностью всю повестку дня, в том числе протокольные поручения за три дня. Полномочные представители президента, правительства не желают выступить? Нет. С заключительным словом - докладчик. Пожалуйста, Юрий Петрович. СЕНТЮРИН Ю. П. Я благодарен за те высказывания по поводу законопроекта, предложенного для обсуждения, которые прозвучали сейчас. По нормам этого законопроекта. Хотел бы подчеркнуть, что речь идёт не о технических изменениях в данный закон, я так вопрос не ставил, речь идёт о корректировке, правильной подаче термина "категории лиц, которые нуждаются в мерах социальной поддержки со стороны государства". И правильное применение названия этой категории лиц во всех нормах и положениях Федерального закона "О дополнительных гарантиях..." позволяет как раз закрепить, однозначно закрепить без всяких разночтений меры социальной поддержки за всеми группами этой категории лиц. Мы считаем это чрезвычайно важным подходом, и в этом смысле не считаем законопроект, конечно же, техническим. Второй момент, по поводу того, что дети, лица из их числа обучаются, но не успевают закончить до определённого возраста образовательные учреждения и лишаются государственной поддержки. Это не совсем так. Я обращаю ваше внимание на статью 6 "Дополнительные гарантии права на образование" с поправой, которая вносится сегодня в пункт 3 этой статьи: меры государственной поддержки заключаются в полном государственном обеспечении до окончания названными лицами образовательных учреждений. По поводу мер поддержки прозвучало только одно. Напомню, что мер поддержки гораздо больше. Речь шла только о единовременном денежном пособии - никак не менее 500 рублей. Напоминаю, что норма, которая предлагается и которая была в законе, она в отношении лиц, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях. Речь идёт только о единовременном денежном пособии, помимо тех мер поддержки, о которых мы говорили. Что касается ребят, обучающихся в образовательных учреждениях муниципального уровня и в государственных образовательных учреждениях регионального уровня, то законопроект не предполагает границ такой помощи, такой единовременной поддержки. Я не утверждаю, что перечисленный набор мер достаточен. Конечно, над этим законопроектом мы будем работать, и будем работать совместно со всеми депутатами, которые заинтересованы в этой работе. Будем благодарны за предложения по наполнению этого закона и новым содержанием, и новыми положениями, главное, чтобы это шло на пользу нашим детям. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Петрович. Содокладчик не желает выступить с заключительным словом? Включите микрофон Мизулиной Елене Борисовне. МИЗУЛИНА Е. Б. Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые коллеги! Вы знаете, духовник мне сказал, что пришло время малых дел, и если мы научимся делать малые дела, то Россия будет жить очень хорошо, потому что крупные реформы и многое другое мы прошли, и сейчас надо научиться жить вот так. И этот законопроект - пример такого подхода. Да, это, казалось бы, немного, но это очень существенно для детей-сирот, которых у нас, к сожалению, очень много. И то, что сейчас будет упорядочено предоставление им льгот, а правительство сегодня предоставляет очень много видов пособий - на одежду, на обувь, на реализацию права на образование, на учебную литературу... Посмотрите постановления Федерального агентства по образованию, которыми эти нормы установлены, и вы увидите, что всё это достаточно прилично. И то, что сейчас предлагается всё это упорядочить, выстроить, чтобы не было противоречий, чтобы дети-сироты и лица из числа детей-сирот могли воспользоваться дополнительными гарантиями при реализации права на образование, - это вот то маленькое, но очень важное дело, которое мы с вами, приняв данный закон, вместе с правительством можем сделать. И я от имени комитета призываю поддержать данный законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Елена Борисовна. Ставится на голосование в первом чтении законопроект под пунктом 33 порядка работы. Кто за данный законопроект? Прошу определиться голосованием. Включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 09 мин. 49 сек.) Проголосовало за 388 чел.86,2% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 390 чел. Не голосовало 60 чел.13,3% Результат: принято Законопроект принят в первом чтении.