Заседание № 141
12.02.2010
Вопрос:
О проекте федерального закона № 192858-5 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в части, касающейся порядка совершения сделок с недвижимостью и действий нотариуса по принятию в свой депозит денежных средств и ценных бумаг граждан).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7020 по 7221 из 8046
Пункт 32. О проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Также докладчик отказался от своего участия в обсуждении, поэтому докладывает Александр Петрович Москалец. Пожалуйста, Александр Петрович. МОСКАЛЕЦ А. П. Здесь, уважаемые коллеги, сразу хочу отметить, что авторы законопроекта объявили его целью совершенствование регулирования отношений, связанных с работой нотариусов. Изучив и представленные материалы, и действующий объём нормативного регулирования поставленного комплекса вопросов, мы в первую очередь должны отметить, что обязанность нотариуса по принятию в депозит наличных денежных сумм и ценных бумаг в настоящее время и так урегулирована статьёй 87 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате и двумя статьями - 1171 и 1172 Гражданского кодекса. А то, что принятое в депозит имущество не является собственностью нотариуса и на него не может быть обращено взыскание по его долгам, недвусмысленно определено в главе 47 Гражданского кодекса. Таким образом, действия нотариуса по принятию в свой депозит наследственного имущества являются действиями по заключению договора хранения наследственного имущества, на которые в полной мере распространяются все положения Гражданского кодекса, регламентирующие правоотношения по договору хранения. В связи с этим предлагаемые законопроектом изменения Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, на наш взгляд, представляются просто излишними. И второе. И статья 164, и статья 165 Гражданского кодекса устанавливают обязательную регистрацию сделок с недвижимым имуществом, что, как мы знаем, влечёт юридическую экспертизу заключённых сделок и проверку в том числе, конечно же, и свободы волеизъявления сторон сделок. А предлагаемое проектом дополнительное нотариальное удостоверение договоров представляется чрезмерным, поскольку оно не заменяет и не отменяет обязанности регистрирующих органов проводить такую правовую экспертизу и проверку законности сделок. Ну и, кроме того, мы очевидно усматриваем, что введение обязательного нотариального удостоверения таких сделок повлечёт для сторон сделок и дополнительные материальные затраты, и большие временные затраты. Соисполнитель по данному проекту закона Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству предлагает отклонить законопроект ещё и по тем мотивам, что изменения, вносимые законопроектом в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, не позволяют достичь целей, заявленных в пояснительной записке, так как вопросы правовой природы депозитного счёта нотариуса выходят за рамки указанных Основ. И, кроме того, нотариальное удостоверение сделок само по себе не может выступать абсолютной гарантией, исключающей возможность недействительности сделок. Завершая свою информацию, отмечу, что Высший Арбитражный Суд, Комитет Совета Федерации по правовым и судебным вопросам также выступили против принятия рассматриваемого законопроекта. И вот с учётом всего изложенного Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует вам рассматриваемый законопроект отклонить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Будем обсуждать, коллеги? Да, будем, оказывается. Два вопроса. Вопрос депутата Рохмистрова и депутата... Нет, один вопрос. Понятно. Депутат Рохмистров, пожалуйста. РОХМИСТРОВ М. С. У меня вопрос такого характера. Законодательство о нотариате, насколько оно регулирует деятельность, вернее, судьбу нотариального счёта в случае прекращения деятельности нотариуса? Насколько урегулирована судьба этого счёта? МОСКАЛЕЦ А. П. Регулирование этих вопросов, вообще-то, носит комплексный характер и не решается каким-то отдельным узким направлением. Здесь вступает в силу одновременно регулирование вопросов, от которых зависит степень регулированности прав граждан при совершении в том числе таких сделок и действий нотариуса. Поэтому мы и говорим, что, идя вот таким клином, мы только лишь ухудшаем ситуацию. Здесь действуют, я же назвал, и гражданское законодательство, и Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, да и ещё, кстати, этот перечень можно продолжать. А вообще, если говорить по этой теме, то мы с вами должны ещё рассмотреть и вопросы доступа нотариуса к информации, и порядок представления нотариусом заявления о государственной регистрации, и вопросы усиления государственного контроля в сфере нотариата, требуется регламентация вопроса о сроках нахождения в депозите нотариуса, о дальнейшем обращении невостребованных денежных средств или ценных бумаг, и я могу этот перечень ещё продолжать. Поэтому вот такой подход, как нам предложили авторы в данном случае, совершенно неприемлем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Выступает депутат Емельянов. И Рохмистров тоже, да? Два выступления. Пожалуйста, Емельянов. ЕМЕЛЬЯНОВ М. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, на самом деле это очень важная проблема, касающаяся регистрации недвижимости. Во всём мире недвижимость регистрирует нотариат. У нас так тоже было до 97-го года, потом мы приняли закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", по которому нотариат выпал из этой схемы. Не секрет, что такое решение было пролоббировано бизнесом, который стремился минимизировать свои издержки. Но вот сейчас, через двенадцать лет после принятия этого закона, я могу сказать, что мнение бизнеса поменялось: он на самом деле не только не минимизировал свои издержки, а они многократно возросли, потому что все наши регистрационные палаты настолько обросли всякими доверенными фирмами, что, не зайдя в эту фирму и не оформив там документы, зарегистрировать имущество просто невозможно. Помимо этого мы породили головную боль для наших граждан, которые, хотя и имеют сокращённые сроки регистрации недвижимости, но тоже не избавлены от многочисленных легальных поборов, которые сопровождают этот процесс. И возвращение нотариата в эту схему, безусловно, сейчас может оказаться благом. Другое дело, что двенадцать лет назад за регистрацию у нотариуса приходилось платить совершенно сумасшедшую сумму - 1 процент от суммы сделки. Но ставки можно отрегулировать, это может быть 0,01, 0,001 процента. А процесс был бы намного... быстрее бы шёл и, самое главное, был бы лишён коррупционности. Поэтому об этой схеме необходимо думать и находить её решение. Другое дело, что, конечно, в этом законопроекте она прописана плохо, она не стыкуется, предложения по изменениям в законодательство о нотариате, в Гражданский кодекс не стыкуются с другими нормативными актами. В таком виде наверняка этот законопроект принимать нецелесообразно, хотя во втором чтении можно было бы и поправить. И что касается депозита нотариуса. Александр Петрович теоретически всё абсолютно правильно сказал, с теоретической точки зрения с ним не поспоришь. Единственная проблема в том, что на практике такие ситуации возникают, когда взыскание обращается на деньги, по сути дела, нотариусу не принадлежащие. И решать эту проблему необходимо то ли через изменение статьи 87, то ли другими какими-то механизмами, но отмахиваться от неё нельзя. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Рохмистров, пожалуйста. РОХМИСТРОВ М. С. Ну, вот здесь Михаил Васильевич поднял тему. Да, действительно, требование времени... Все помните прекрасно и чёрных нотариусов, и так далее, и так далее, время потребовало государственного контроля за сделками с недвижимостью. Время прошло, и на сегодняшний день во что превратились регистрационные службы, вы знаете. Редкий руководитель регистрационной службы уходит на пенсию, а не по уголовному делу. Посмотрите статистику и движение по Москве: по-моему, за последние семь лет только один руководитель ушёл на повышение, все остальные - либо по уголовным делам, либо ещё по каким-то, постоянно дела уголовные в части коррупционных сделок возбуждаются против государственных регистраторов. То есть на сегодняшний день достаточное количество и оспоренных действий, достаточное количество и прямого вымогательства, вот даже уже у нас есть обращение по неисполнению судебного решения, которое обязывает регистратора зарегистрировать объект недвижимости. Регистрационная служба просто плюёт на это дело, приставы разводят руками. И здесь как бы понятный вопрос: пока не принесёшь - хоть десять судов примут решение, ничего ты не сделаешь. Поэтому пришло, наверное, время действительно кардинально пересмотреть эту проблему и отказаться от государственного регулирования в этой области, раз государство не может устранить все эти вещи. А то, что происходит сегодня с требованиями (по-моему, регистрационная служба аж двадцать три пункта требует, сто тридцать три справки, каждая справка имеет срок годности, то есть собрать невозможно), те излишние требования, которые сегодня предъявляются, - это никоим образом урегулировать невозможно. Сроки рассмотрения - месяц, два, три, приостановка рассмотрения, перенос, поборы за ускорение, всякие другие вещи, которые на слуху, наверное, у каждого человека, кто связывался с регистрацией, с регистрационной службой. Здесь государство получает двойной удар, потому что имущество - это предмет налогообложения. То, что они несвоевременно регистрируются, означает, что они выпадают из сферы налогообложения, а это для бюджета далеко не лишние деньги. Этот вопрос необходимо поднимать, пересматривать, и хотелось бы обратить на это внимание комитета. Что касается того, что сегодня у нас нет сбалансированного закона, который регулировал бы деятельность нотариуса в общем и целом (это разнесено у нас по разным кодексам, по разным законам), я думаю, пришло время эти все нормативные правовые акты объединить в единственный и полный закон о нотариате, которым будут регулироваться деятельность нотариуса, определяться условия прекращения его деятельности, распоряжения счетами, будут регулироваться вопросы, кто может обратить взыскание на имущество, кто может затребовать информацию, кому имеет право передать нотариус информацию или что он обязан передать и в какой срок. На сегодняшний день, к сожалению, из-за того, что регулирование деятельности нотариуса разбросано по различным документам, его ответственность получается размытой. Считаю, что комитету необходимо всё-таки озадачиться двумя этими проблемами. Первая проблема - рассмотреть возможность всё-таки отказа от государственной регистрации объектов недвижимости и перехода к нотариальному заверению, потому что коррупция уже перешла все границы. И вторая проблема - это всё-таки подготовить более полный законопроект, которым будет регулироваться деятельность нотариуса, в одном документе рассматривать все аспекты этой деятельности. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Представители президента, правительства? Нет. Александр Петрович, вы тоже нет? Ставится на голосование законопроект из пункта 32, за который, вот видите, мы так основательно зацепились. Голосуйте, пожалуйста, коллеги. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 05 мин. 44 сек.) Проголосовало за 38 чел.8,4% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 38 чел. Не голосовало 412 чел.91,6% Результат: не принято Отклоняется.