Заседание № 124

23.10.2013
Вопрос:

О проекте федерального закона № 192783-5 "О внесении изменений в статью 35 Закона Российской Федерации "Об образовании" и статью 12 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (в части создания и деятельности советов обучающихся).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1200 по 1242 из 6684
2-й вопрос повестки, проект федерального закона "О внесении изменений в         
статью 35 Закона Российской Федерации "Об образовании" и статью 12              
Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании",   
третье чтение.                                                                  
                                                                                
Вячеслав Алексеевич Никонов, пожалуйста.                                        
                                                                                
НИКОНОВ В. А., председатель Комитета Государственной Думы по образованию,       
фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                        
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, дорогие друзья, уважаемые коллеги! В последние     
годы вносилось несколько законопроектов, которые предусматривали внесение       
поправок в законы "Об образовании" и "О высшем и послевузовском                 
профессиональном образовании". Оба этих закона с 1 сентября этого года          
утратили силу. Существует множество законопроектов, предлагающих поправки к     
этим законам, которые были возвращены субъектам права законодательной           
инициативы, поскольку изменения вносились в законы, утратившие силу, кроме      
одного, который был внесён нашими уважаемыми коллегами, был рассмотрен в        
первом чтении ещё пятой Государственной Думой и во втором чтении - нашим        
составом Государственной Думы, поэтому по стандартной процедуре этот            
законопроект не может быть возвращён субъекту права законодательной             
инициативы, в связи с чем мы должны рассмотреть его в третьем чтении.           
                                                                                
Комитет Государственной Думы по образованию предлагает не принимать в третьем   
чтении проект федерального закона, поскольку изменяемые нормы признаны          
утратившими силу в связи со вступлением в силу закона "Об образовании в         
Российской Федерации". Этот законопроект касался советов обучающихся. Я хотел   
бы подчеркнуть, что новый федеральный закон устанавливает подходы и решения,    
которые обсуждались при разработке отклоняемого законопроекта, и в нём          
установлено, что в целях защиты мнения обучающихся и по их инициативе           
создаются советы обучающихся, а в профессиональной образовательной              
организации, образовательной организации высшего образования - студенческие     
советы, поэтому в значительной степени содержание законопроекта, который        
вносился нашими коллегами, учтёно в новом федеральном законе.                   
                                                                                
Прошу поддержать предложение комитета.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли выступления по мотивам от фракций? Нет.                                
                                                                                
Выносим на "час голосования".                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5263 по 5298 из 6684
2-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 35        
Закона Российской Федерации "Об образовании" и статью 12 Федерального закона    
"О высшем и послевузовском профессиональном образовании", третье чтение.        
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Комитет рекомендует отклонить законопроект.               
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу отключить режим.                                    
                                                                                
Коллеги, снова ставлю законопроект на голосование. Профильный комитет           
предлагает отклонить, но ставлю вопрос на голосование в формулировке: кто за    
то, чтобы принять законопроект? (Шум в зале.)                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 00 мин. 25 сек.)                 
Проголосовало за                2 чел.0,4 %                                     
Проголосовало против           17 чел.3,8 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     19 чел.                                          
Не голосовало                 431 чел.95,8 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклонён.                                                          
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Все правильно, спасибо всем.                              
                                                                                

Заседание № 9

14.02.2012
Вопрос:

О проекте федерального закона № 192783-5 "О внесении изменений в статью 35 Закона Российской Федерации "Об образовании" и статью 12 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (в части создания и деятельности советов обучающихся; принят в первом чтении 21 ноября 2011 года с наименованием "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1876 по 1963 из 4960
Пункт 7 повестки, о проекте федерального закона "О внесении изменений в         
статью 35 Закона Российской Федерации "Об образовании" и статью 12              
Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".   
                                                                                
Александр Николаевич Дегтярёв, пожалуйста.                                      
                                                                                
ДЕГТЯРЁВ А. Н., председатель Комитета Государственной Думы по образованию,      
фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                        
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги-депутаты! Вашему вниманию        
предлагается во втором чтении проект федерального закона № 192783-5 "О          
внесении изменений в статью 35 Закона Российской Федерации "Об образовании" и   
статью 12 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном       
образовании". В первом чтении он был принят 21 ноября 2011 года. Законопроект   
направлен на расширение возможностей участия обучающихся как участников         
образовательного процесса в управлении образовательным учреждением, на          
совершенствование инструментов защиты и обеспечение прав обучающихся.           
                                                                                
К законопроекту поступило шесть поправок, три из них посвящены одному и тому    
же вопросу: в них в разной редакции предлагается дополнить пункт 2 статьи 35    
Закона Российской Федерации "Об образовании" абзацем, в котором                 
устанавливается возможность создания в образовательных учреждениях начального   
профессионального образования, среднего профобразования и высшего               
профобразования студенческих советов или, если быть более точным, в             
соответствии с буквой и духом закона, советов обучающихся. Комитет на своём     
заседании единогласно поддержал поправку, в которой предложено создание         
именно советов обучающихся, - это поправка 2 в таблице рекомендованных к        
принятию, - поскольку именно эта редакция более точно определяет статус         
учащихся учреждений начального профессионального образования и даёт             
возможность участия в советах не только студентам, но и аспирантам, адъюнктам   
и так далее.                                                                    
                                                                                
Изменения аналогичного характера, но уже вносимые в пункт 2 статьи 12           
Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"    
представлены ещё в двух поправках. Здесь также единогласно комитет поддержал    
редакцию поправки, включённой в таблицу 1, это поправка 3. Таким образом,       
законодательные инициативы авторов отклонённых комитетом поправок полностью     
поддержаны, но учтены в другой редакции.                                        
                                                                                
В связи с уточнением содержания предлагается также изменить название            
законопроекта, что с точки зрения юридической техники является правильным.      
                                                                                
Законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы, заключение           
Правового управления Аппарата Госдумы замечаний не содержит. Замечания,         
имеющиеся в официальном отзыве Правительства Российской Федерации, по           
существу поставленных вопросов полностью учтены.                                
                                                                                
Комитет Государственной Думы по образованию просит утвердить таблицы поправок   
и поддержать законопроект во втором чтении.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, имеются ли возражения, замечания по таблице поправок 1? Нет.           
Голосуем по таблице поправок 1.                                                 
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 28 мин. 17 сек.)                 
Проголосовало за              290 чел.64,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    291 чел.                                          
Не голосовало                 159 чел.35,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Имеются ли возражения по таблице поправок 2, рекомендованных комитетом к        
отклонению? Нет. Голосуем по таблице поправок 2.                                
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 28 мин. 54 сек.)                 
Проголосовало за              237 чел.52,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    237 чел.                                          
Не голосовало                 213 чел.47,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Присаживайтесь, пожалуйста.                                                     
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4342 по 4359 из 4960
Ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в        
статью 35 Закона Российской Федерации "Об образовании" и статью 12              
Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".   
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 31 мин. 40 сек.)                 
Проголосовало за              380 чел.84,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    381 чел.                                          
Не голосовало                  69 чел.15,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 263

21.11.2011
Вопрос:

О проекте федерального закона № 192783-5 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (в части создания и деятельности студенческих советов; внесён депутатами Государственной Думы Г. А. Балыхиным, Т. Л. Воложинской, П. В. Таракановым, Н. В. Пугачёвой, а также В. В. Володиным и М. Н. Мищенко в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3224 по 3378 из 4349
Дальше у нас два альтернативных законопроекта, которые обозначены в пунктах     
30.1 и 30.2. Если я правильно понимаю, у нас будет один докладчик по обоим      
законопроектам. Называются они так: "О внесении изменений в Закон Российской    
Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском       
профессиональном образовании" и "О внесении изменений в статью 13 Закона        
Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и           
послевузовском профессиональном образовании". Григорий Артёмович Балыхин        
докладывает сразу по обоим.                                                     
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
БАЛЫХИН Г. А. Спасибо.                                                          
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Оба законопроекта направлены на   
решение одной и той же задачи - расширения возможности участия обучающихся в    
управлении учреждением профессионального образования за счёт создания           
представительных органов обучающихся, то есть студенческих советов.             
                                                                                
Представляемые законопроекты являются альтернативными. В законопроекте №        
126208-5 устанавливается обязательность создания студенческих советов, а в      
законопроекте № 192783-5 закрепляется право создания представительных органов   
- студенческих советов. Указанное отличие является принципиальным, поскольку    
в пункте 4 статьи 50 Закона Российской Федерации "Об образовании"               
предусматривается право, а не обязанность обучающихся на участие в управлении   
образовательным учреждением.                                                    
                                                                                
Правительство Российской Федерации, обратив внимание на это обстоятельство,     
не поддержало в своём официальном отзыве законопроект № 126208-5. С учётом      
этого замечания и был подготовлен законопроект № 192783-5. В состав авторов     
этого законопроекта вошла часть авторов первого законопроекта, который не       
может быть отозван, поскольку полномочия ряда авторов досрочно прекращены. На   
законопроект, который предлагается к принятию, поступил ряд замечаний и         
предложений. Я не буду о них говорить, скажу только, что они будут учтены при   
подготовке законопроекта ко второму чтению.                                     
                                                                                
На законопроект поступили отзывы от законодательных органов государственной     
власти тридцати четырёх субъектов Российской Федерации - все положительные,     
от высших исполнительных органов государственной власти сорока трёх субъектов   
Российской Федерации - сорок два положительных и один отрицательный.            
Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы замечаний         
концептуального характера не содержит.                                          
                                                                                
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по образованию рекомендует    
Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона №       
192783-5 и отклонить законопроект № 126208-5. Прошу поддержать наше решение.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, настаивает ли кто-то на обсуждении? Тамара Васильевна Плетнёва хочет   
задать вопрос, и Апарина, и Коломейцев - три вопроса.                           
                                                                                
Пожалуйста, Плетнёва.                                                           
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. Григорий Артёмович, извините, пожалуйста, что мы так на вас...   
С днём рождения искренне!                                                       
                                                                                
Вопрос у меня такой, у нас просто другие тут стоят номера, я никак не могу      
соотнести, но по сути проблему я изучила. Скажите, пожалуйста, в одном из       
законопроектов предусмотрено создание не только студенческих советов, но и      
организаций. Вот этот законопроект вы поддерживаете или нет? Если этот, то      
организациями всё-таки, наверное, комитет по общественным организациям должен   
заниматься. Почему нужно создавать в вузе студенческую организацию, минуя,      
так сказать, комитет, который этим должен напрямую заниматься? И кроме того,    
есть такие организации, как "Наши", "ваши", которые вывести можно, или как      
это будет?                                                                      
                                                                                
БАЛЫХИН Г. А. Спасибо, Тамара Васильевна, за вопрос.                            
                                                                                
Хочу сказать, что и один, и другой законопроект предполагают создание           
студенческих советов. Когда я говорил, что есть замечания по этому              
законопроекту, в том числе и нашего комитета, то имел в виду, в частности, и    
это. Мы за то, чтобы в образовательных учреждениях создавались не только        
студенческие советы, но и органы студенческого самоуправления. Мы хотим во      
втором чтении предложить вот такое разнообразие форм студенческого              
самоуправления.                                                                 
                                                                                
А принципиальное различие этих двух законопроектов, поскольку они               
альтернативные, - я об этом в докладе сказал - состоит в том, что               
законопроект, который мы предлагаем к отклонению, предполагает обязательность   
создания именно студенческих советов, а законопроект, который мы предлагаем     
принять, предоставляет право студентам, студенческому сообществу создавать      
органы студенческого самоуправления.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Апарина.                                          
                                                                                
АПАРИНА А. В. Спасибо.                                                          
                                                                                
Григорий Артёмович, присоединяемся к поздравлению с днём рождения! Вы боец,     
потому что ваш день рождения совпадает с началом Сталинградской битвы. И вам    
желаем боевитости и активности!                                                 
                                                                                
Мой вопрос следующего порядка. Скажите, предусмотрено ли в этом                 
законопроекте, ну, более энергично, что ли, там прописаны права студентов по    
поводу того, что они могут протестовать, протестные акции проводить, пикеты,    
и как защищены эти права, нашло ли это отражение в законопроекте?               
                                                                                
Этот вопрос связан с тем, что в субботу инициативная группа студентов,          
аспирантов, выпускников МГУ только попыталась провести акцию против             
вступления студенческого союза университета в "Народный фронт" - их похватали   
и повезли в милицию, пытались пришить какую-то статью. Так вот, защищены ли     
они будут этим законопроектом? Мы же принимаем законопроект в части             
формирования органов самоуправления. Какие права студентов им будут защищены?   
                                                                                
БАЛЫХИН Г. А. Законопроект, который мы предлагаем к принятию, предусматривает   
норму, предполагающую фиксацию, так скажем, функционала советов, которые        
создаются, порядка их формирования и порядка организации их работы в уставах    
учреждений образования - вот это очень важно, что такая норма прописана.        
Причём мы предполагаем - и такая норма существует, - что, кроме закрепления в   
уставе и определения этих функций на студенческом форуме конкретного            
образовательного учреждения, должно быть подготовлено положение об органе       
студенческого самоуправления, которое будет утверждаться уже учёным советом,    
если это государственное образовательное учреждение, или другим органом, если   
это негосударственное учреждение. Так что, отвечая на ваш вопрос, могу          
сказать, что это предусматривается.                                             
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Коломейцев Виктор Андреевич, ваш вопрос.          
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ В. А. Вопрос такой.                                                  
                                                                                
В очень подробном отрицательном отзыве правительства на оба эти законопроекта   
расписаны права, обязанности этих органов общественного самоуправления не       
только в высших учебных заведениях - здесь упоминаются и муниципальные          
образовательные учреждения.                                                     
                                                                                
Вот я утром пытался сказать о закрытии школы в Шолоховском районе,              
антиповской школы-девятилетки. Там все эти общественные организации:            
родительский совет, педколлектив, совет учеников, они тоже какое-то своё        
общественное самоуправление имеют, - подписали письмо президенту. Реакция на    
всё это нулевая. Реакцию Думы сегодня утром вы слышали.                         
                                                                                
Вопрос заключается вот в чём: а зачем вообще нужны эти общественные             
организации - они же ничего не решают? Их работа похожа, вообще-то, на работу   
нашей Государственной Думы: что скажет правительство, то и сделают.             
                                                                                
БАЛЫХИН Г. А. Все мы были учащимися. Я, например, и в техникуме учился, и был   
студентом вуза. И вы знаете, что органы студенческого самоуправления, в том     
числе и студсоветы, в некоторых учебных заведениях уже созданы, и они           
действительно отражают чаяния студентов. А то, что не учитывается их            
мнение... Может быть, такие факты и имеют место быть, но мы должны сделать      
всё, чтобы предложения и замечания, которые идут от нашего студенчества,        
учитывались, и прежде всего руководством того образовательного учреждения,      
где учатся студенты.                                                            
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, вопросы все заданы.                    
                                                                                
Присаживайтесь, Григорий Артёмович.                                             
                                                                                
Настаивает ли кто-то на выступлении? Нет. Представитель президента и            
правительства? Также нет. Выносим оба законопроекта на "час голосования".       
Будем голосовать их в рейтинговом режиме.                                       
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4091 по 4118 из 4349
Теперь голосуются два альтернативных законопроекта. Сначала пункт 30.1.         
                                                                                
Включите режим голосования. (Идёт голосование.)                                 
                                                                                
Так, теперь голосуем пункт 30.2. Это тоже рейтинговое голосование.              
Пожалуйста, голосуйте. (Идёт голосование.)                                      
                                                                                
Покажите результаты по пункту 30.1.                                             
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 04 мин. 57 сек.)                 
Проголосовало за              398 чел.88,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    398 чел.                                          
Не голосовало                  52 чел.11,6 %                                    
                                                                                
Покажите результаты по пункту 30.2.                                             
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 05 мин. 18 сек.)                 
Проголосовало за               57 чел.12,7 %                                    
Проголосовало против           42 чел.9,3 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     99 чел.                                          
Не голосовало                 351 чел.78,0 %                                    
                                                                                
Итак, по итогам рейтингового голосования принятым в первом чтении считается     
законопроект под пунктом 30.1.