Заседание № 15
О проекте федерального закона № 19263-7 "О внесении изменений в статьи 781 и 2426 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (в части уточнения порядка предоставления субсидий некоммерческим организациям, не являющимся казёнными учреждениями; принят в первом чтении 30 ноября 2016 года с наименованием "О внесении изменения в статью 78-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
23-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 78-1 и 242-6 Бюджетного кодекса Российской Федерации". Докладывает Надежда Сергеевна Максимова. МАКСИМОВА Н. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект в первом чтении был рассмотрен 30 ноября текущего года. Ко второму чтению поступило две поправки юридико-технического характера, обе - к принятию. Комитет рекомендует Государственной Думе принять таблицу поправок и законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 20 мин. 52 сек.) Проголосовало за 337 чел.74,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 337 чел. Не голосовало 113 чел.25,1 % Результат: принято Принимается. Ставлю законопроект на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 21 мин. 15 сек.) Проголосовало за 341 чел.75,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 342 чел. Не голосовало 108 чел.24,0 % Результат: принято Во втором чтении законопроект принимается.
МАКСИМОВА Н. С. Иван Иванович, комитет просит поставить законопроект № 19263-7, пункт 23, на рассмотрение в третьем чтении в пятницу, 16-го числа. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу учесть.
Заседание № 11
О проекте федерального закона № 19263-7 "О внесении изменения в статью 78-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (в части уточнения порядка предоставления субсидий некоммерческим организациям, не являющимся казёнными учреждениями).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
22-й пункт повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 78-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации". Доклад Дмитрия Фёдоровича Вяткина. Пожалуйста. ВЯТКИН Д. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Собственно, законопроекты под пунктами 22 и 23 сегодняшней повестки дня объединены общей идеей. Данным законопроектом предлагается внести изменение в статью 78-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В чём суть данного законопроекта? Это реализация Послания Президента Российской Федерации от 3 декабря 2015 года, в котором была изложена идея и дано соответствующее поручение, касающееся поддержки некоммерческого сектора, сектора некоммерческих организаций в части обеспечения государственной поддержки тех НКО, которые зарекомендовали себя как безупречные партнёры государства в оказании общественно полезных услуг. В закон "О некоммерческих организациях" летом этого года, 3 июля, федеральным законом № 287-ФЗ были внесены изменения: была выделена отдельная категория социально ориентированных некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг. В августе был издан соответствующий указ Президента Российской Федерации, который устанавливал приоритетные направления деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг. 27 октября этого года было принято постановление Правительства Российской Федерации № 1096, которым были утверждены перечень общественно полезных услуг и критерии оценки качества их оказания. С 1 января 2017 года поправки в закон "О некоммерческих организациях" вступят в силу, начнёт формироваться реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг и эти организации смогут претендовать на соответствующую поддержку из бюджетов всех уровней - федерального, регионального и муниципального. Предлагаемое изменение в Бюджетный кодекс касается правила, согласно которому объём и условия предоставления субсидий и иной поддержки должны соответствовать порядку, который установлен постановлением правительства. В этом, собственно, суть вносимых в Бюджетный кодекс изменений. Ну а при рассмотрении следующего вопроса я поясню, какие изменения мы предлагаем внести в закон "О некоммерческих организациях" в части дополнительной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций. Просим поддержать указанную инициативу. Её ждут десятки тысяч некоммерческих организаций, об этом просили регионы и муниципалитеты, которым это даст возможность оказывать дополнительную поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям. Данная инициатива была поддержана Комитетом по делам общественных объединений и религиозных организаций. Просим поддержать данный законопроект и принять его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад заместителя председателя Комитета по бюджету и налогам Надежды Сергеевны Максимовой. Пожалуйста. МАКСИМОВА Н. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Александр Дмитриевич. Уважаемые коллеги, конечно, было бы логично вначале рассмотреть законопроект, который мы будем рассматривать следующим, - о внесении изменений в статью 31-1 закона "О некоммерческих организациях", потому что именно в связи с этими изменениями нашими коллегами-депутатами вносится вот этот законопроект - о внесении изменения в статью 78-1 Бюджетного кодекса. Тем законом, статьёй 31-1, как раз определяется, какая государственная поддержка может оказываться некоммерческим организациям, и там чётко прописано, что речь идёт о тех организациях, которые прежде всего оказывают услуги населению, являются исполнителями общественно полезных услуг. В октябре было принято постановление правительства, которым определены конкретный перечень общественно полезных услуг и критерии, по которым будет оцениваться качество оказания этих услуг. И вот для того, чтобы эти некоммерческие организации имели доступ к бюджетным средствам, к субсидиям, наши коллеги-депутаты предложили внести изменения в 78-ю статью Бюджетного кодекса. Есть замечания к этому законопроекту, ко второму чтению мы над ними поработаем, Счётная палата тоже на это обратила внимание. Мы предлагаем сегодня на заседании поддержать указанный законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы к докладчику? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Максимов Василий Юрьевич, пожалуйста. МАКСИМОВ В. Ю. Надежда Сергеевна, вопрос вам. Принципы формирования смет бюджетных и некоммерческих организаций довольно сильно различаются, при этом некоммерческие организации становятся получателями бюджетных средств. Скажите, пожалуйста, как будут контролироваться бюджетные средства, которые будут получать эти некоммерческие организации, и как они будут за них отчитываться? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Надежда Сергеевна. МАКСИМОВА Н. С. Дело в том, что начиная с этого года распределение бюджетных средств, которое предусматривается федеральным законом, будет прописываться в приложении к закону о федеральном бюджете. Я думаю, что аналогичная норма будет принята в отношении региональных и местных бюджетов, в случае если таким некоммерческим организациям будет оказываться из них финансовая поддержка. Что касается проверки, Счётная палата, контрольно-счётные органы на местах также будут иметь право и доступ к проверке: как расходуются эти средства, на какие цели. И главное, как я уже сказала, постановление правительства о критериях оценки качества оказываемых услуг уже принято, в соответствии с этим будет оцениваться использование данных ресурсов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плетнёва Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В. У меня вопрос к Дмитрию Фёдоровичу. Скажите, пожалуйста, не проще ли оказывать помощь адресно, напрямую, чем через разные некоммерческие, коммерческие и другие организации, которые не всегда честно используют эти средства на оказание какой-то социальной услуги, учитывая то, что у них ведь там штат и так далее? Тем более, что сейчас у нас такой сложный период, дефицитный бюджет. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемая Тамара Васильевна, с моей точки зрения, все цветы должны расцветать - об этом и президент говорил в послании, и мы об этом всё время говорим. Если есть общественники, неравнодушные граждане, которые готовы помогать ветеранам, инвалидам, детям-сиротам, тем, кто нуждается в поддержке, надо дать им такую возможность, и закон это позволяет. Но мы пошли немножко дальше: если вы помните, мы приняли закон о государственной поддержке, о поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций - это грантовая поддержка, это поддержка через субсидии; и в следующем законопроекте мы будем предлагать дополнительные виды поддержки на региональном, муниципальном уровнях, на федеральном уровне они уже есть - имущественная, организационная и информационная. На самом деле любые формы поддержки тех, кто нуждается в помощи, нужны и важны, следует поддерживать гражданскую инициативу: если люди хотят помогать, надо дать им такую возможность, надо им посодействовать. Вот именно об этом данные два законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гильмутдинов Ильдар Ирекович, пожалуйста. ГИЛЬМУТДИНОВ И. И. Надежда Сергеевна, мой вопрос, может быть, не напрямую связан с этим законопроектом, но в русле, в концепции поддержки НКО. Вы знаете, что даже социально ориентированные некоммерческие организации делятся на несколько групп: одна группа, например, получает определённые преференции, в том числе в налоговом законодательстве, платит меньше в Пенсионный фонд, в Фонд соцстраха, а другие от этого не освобождены, хотя, может быть, в какой-то мере даже больше делают в социальном плане. Так вот нельзя ли к этой теме вернуться и всё-таки посмотреть перечень НКО, которые имеют определённые преференции, и либо установить какие-то чёткие критерии, кто на это может иметь право, либо... ну, навести порядок? Возможно ли это? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Максимова Надежда Сергеевна. МАКСИМОВА Н. С. Спасибо за вопрос. На самом деле, вы знаете, задача поставлена, сейчас она решается на всех уровнях, идёт инвентаризация налоговых льгот, которые предоставляются налогоплательщикам любой категории. И если неэффективно предоставлены налоговые льготы, не даёт это результата, на который рассчитывали, когда их предоставляли, то они будут отменены. Вы знаете, что это одно из направлений антикризисного плана, этим занимаются правительство и все контрольно-счётные органы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Катасонов Сергей Михайлович. КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР. Дмитрий Фёдорович, я так понимаю, это такая форма государственно-частного партнёрства, когда государство ищет варианты более эффективного использования собственных средств, в связи с этим оценивали ли вы, насколько эффективность использования бюджетных средств по такой модели выше, чем содержание каких-то казённых учреждений, которые выполняют такие же функции? Это первое. И второе. Каково примерное количество социально ориентированных предприятий и какой объём бюджета планируется на федеральном уровне, на субъектовом уровне для поддержки этих организаций? ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Сергей Михайлович, всего, согласно данным Росстата, - я начну с вашего второго вопроса - в 2015 году было зарегистрировано 140 тысяч 31 социально ориентированная некоммерческая организация. У них очень разная деятельность: это и патриотическое воспитание, и помощь пожилым людям, и помощь инвалидам, это благотворительность, это образование, это помощь в поиске работы и так далее. Общая сумма средств, которые были выделены на уровне Российской Федерации, составила в 2015 году 686 миллиардов 861 миллион рублей - это приличная сумма. Действительно, когда выделяются средства по грантам или по субсидиям или предоставляется поддержка в иных формах, очень важно следить, чтобы эти средства расходовались целевым образом, существуют соответствующие формы отчётности. Грант получить, поверьте, непросто, есть обоснованные критические высказывания, в том числе представителей некоммерческих организаций, которые годами бьются за эти гранты - федеральные, региональные и по местным программам. Конечно, очень многое зависит от тех, кто эти средства выделяет, нужно следить за тем, чтобы эти средства расходовались надлежащим образом. Ну и у каждой организации, конечно, существует послужной список, где оцениваются и результаты их деятельности, и то, насколько эффективно они эти средства используют. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вы сказали, 600 миллиардов? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Оговорились, наверное. Да, хорошо. Есть ли желающие выступить? Включите режим записи. Покажите список. Баталина Ольга Юрьевна, пожалуйста. БАТАЛИНА О. Ю. Уважаемые коллеги, конечно, сложно рассматривать закон-спутник прежде, чем мы обсудим, собственно, основной закон, поэтому я в своём выступлении сосредоточусь в первую очередь на тех вопросах, которые прозвучали, так как есть ощущение, что мы немножко по-разному понимаем тот новый статус социально ориентированных НКО, который впервые появится в российском законодательстве с 1 января 2017 года. Форм и мер поддержки НКО, которые занимаются важной для общества деятельностью, в нашей стране много - это и целевые, и президентские, и региональные гранты, которые получают некоммерческие организации, это и субсидии на поддержку общественных организаций, которые мы второй год (в этом году тоже так было) будем оформлять приложением к федеральному бюджету, и в разных регионах есть субсидии. Однако с 1 января мы выходим на принципиально новый этап взаимоотношений между государством и некоммерческим сектором. Если раньше мы поддерживали деятельность организации, осуществляемую так, как это видела сама организация, то сейчас мы приглашаем НКО к равноправному участию, по сути, в государственной деятельности, в оказании общественно значимых услуг, которые сегодня оказываются государственными учреждениями. Гражданское общество изменилось, НКО стали гораздо более весомыми, кадрово подготовленными, стали обладать достаточными профессиональными знаниями, опытом, что даёт им возможность оказывать такого рода услуги не хуже, а в ряде случаев и лучше, чем это делают государственные учреждения. Например, есть некоммерческая организация, объединяющая мам, воспитывающих детей с каким-то редким заболеванием. Кто лучше окажет помощь маме, у которой только что родился ребёнок с таким заболеванием, - это сообщество, эта профессиональная некоммерческая организация или, например, центр социального обслуживания граждан, в котором тоже работают профессиональные люди, но они об этом заболевании, в общем-то, знают в основном в теории, они не жили с этим, они не пропускали это через себя? Государство, предлагая вот такой равный доступ к оказанию услуг, разумеется, ставит НКО в равные условия с государственными учреждениями, и если мы сегодня оплачиваем эту работу государственным учреждениям, то мы будем оплачивать её и некоммерческим организациям начиная с 1 января 2017 года. Там не очень простой механизм, но в то же время никаких серьёзных барьеров для вхождения в этот механизм нет. Я очень прошу вас принять участие в совместной работе, прежде всего в разъяснительной работе в регионах с некоммерческими организациями, чтобы они не боялись входить в эти новые отношения, потому что за ними будущее, потому что такое партнёрство в перспективе, я уверена, серьёзно увеличит долю участия негосударственного сектора в оказании общественно значимых услуг, и это не только социальные услуги. Поэтому, уважаемые коллеги, я приглашаю вас к участию в этой совместной работе. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плетнёва Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В. Уважаемые коллеги, вы знаете, у нас был депутат Николай Иванович Рыжков, и, когда в этом зале, по-моему во втором созыве Думы, зашёл спор по теме о чиновниках, он выступил и сказал, что у нас даже в Советском Союзе - с таким он выступал пафосом, приводил цифры, - даже в такой огромной стране было меньше чиновников, чем сегодня. Я не могу назвать вам цифры, но вы сами знаете, что, несмотря на все проверки, которые проходят чиновники при назначении, и по образованию, и по другим цензам, они сегодня... Посмотрите, без конца то одного, то другого сажают, то на взятках, то... Мы все это видим! Это огромная армия, которая получает от государства хорошую заработную плату. Сейчас очень сложное время, бюджетных средств не хватает ни на детей, ни на стариков, ни на инвалидов, ни на строительство жилья взамен аварийного, ни на детей войны, о которых мы говорим уже десять лет, - ни на что, и вдруг мы поддерживаем некоммерческие организации и говорим, что они будут выполнять эту функцию лучше, чем чиновники! Когда мы рассматривали вопрос вообще о некоммерческих организациях, я никогда не голосовала за, потому что... а кто проверяет, вообще, откуда взят первоначальный капитал для создания этой организации, и как они будут?.. Я никогда не забуду Фонд Сороса - сколько споров было, учителя получали гранты, как его хвалили за программы, за учебники, в которых он поливал грязью историю нашей страны, а теперь мы все говорим: какой негодяй, да как же так, да как же мы все могли?! Вот так в зале кричали, и это правильно, а сегодня мы говорим, что решили помогать некоммерческим организациям. А в чём помогать-то? Это первый момент. Второй. А мало ли у нас таких иностранных агентов, которые проникают в некоммерческие, даже в социально ориентированные, как мы говорим, организации и выполняют свои функции в нашей стране, совсем другие функции? Они под видом помощи будут делать всё что угодно, как это делал Сорос. Это вопрос очень серьёзный! А мы, когда президент что-то говорит, сразу, без широкого обсуждения стараемся принять закон... Я думаю, что сегодня мы берём на себя очень ответственное дело, мы деньги бюджетные... Правда, я в ту цифру, которую назвал депутат Вяткин, не очень-то верю, наверное, поменьше всё-таки, но всё равно это миллиарды рублей, которые будут распределяться, и не всегда они будут давать тот результат, который нужен. Я уже говорила, что можно адресную помощь организовать, а мы даём деньги организации и ждём от неё каких-то результатов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вострецов Сергей Алексеевич, пожалуйста. ВОСТРЕЦОВ С. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Безусловно, по сравнению с 90-ми годами государство сегодня ведёт большую работу и соцработники тоже выполняют огромную работу по оказанию помощи тем группам населения, которые в ней нуждаются. Но этой работы явно недостаточно, и людей не хватает, иначе бы не было на улице людей без определённого места жительства, что мы всё равно наблюдаем. И конечно же, как сказала Ольга Юрьевна, никто лучше мам, у которых есть дети с теми или иными заболеваниями, не знает, какую помощь лучше оказать. Я считаю, что наши коллеги из фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" внесли этот законопроект очень своевременно, нужно было даже раньше это сделать. У нас в стране огромное количество не просто добрых людей, а людей с большим сердцем, к сожалению, не все они являются олигархами и меценатами и выделить средства из бюджета своих семей не могут, но они готовы работать на волонтёрских началах, абсолютно безвозмездно. Помещения, где они могли бы эту работу вести, либо те же технические средства - например, иногда для реабилитации нужен бассейн или, вы знаете, используют лошадей - всё это стоит денег. Я вот руковожу объединением профсоюзов России "СОЦПРОФ", многие наши региональные организации как раз занимаются реабилитацией детей-инвалидов, и то, что сейчас их труд будет вознаграждён, наверное, справедливо. Речь идёт не о каких-то баснословных деньгах, а об элементарном вознаграждении за труд, причём не самый лёгкий труд - это работа с пожилыми людьми, людьми с ограниченными возможностями. Я считаю, что данная законодательная инициатива очень своевременна и, безусловно, её нужно поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Докладчику, Дмитрию Фёдоровичу Вяткину, включите микрофон, пожалуйста. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я ещё раз подчеркну то, о чём сказала Ольга Юрьевна: мы не открываем здесь Америку - не вводим поддержку заново. Мы приняли закон о поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций ещё весной 2010 года, и я помню, что фракция КПРФ за тот закон не голосовала, выступила против. В то же время я, поверьте, знаю очень много случаев, и коллеги здесь, в зале также могут привести примеры, когда общественные организации, некоммерческие организации, не имея возможности получить поддержку из бюджетов различных уровней, обращались к таким "помощникам", как Фонд Сороса, фонд развития демократии при Конгрессе США и прочие, и прочие добродетельные институты с Запада и Востока, которые помогали деньгами, но потом, знаете, кое-чего требовали, не совсем совпадающего с интересами нашего государства и общества. Цифра, которую я назвал, - 686 миллиардов 861 миллион рублей - это данные Росстата, это сумма поддержки из всех источников, я подчёркиваю, из всех источников: 45 миллиардов 762 миллиона - средства федерального бюджета, 34 миллиарда 949 миллионов - средства региональных бюджетов и почти 10 миллиардов рублей - средства местных бюджетов. Вот теперь всё верно, общая сумма из всех источников, включая частные, - почти 700 миллиардов рублей. Расширяя формы поддержки, поверьте, мы укрепляем независимость наших общественников от иностранных "благодетелей", которые бесплатный сыр обещают только в мышеловке, мы создаём условия для помощи нашим гражданам, причём самым социально незащищённым нашим гражданам, а самое главное - мы даём возможность реализовать свои добрые инициативы, свои добрые дела тем, кто готов помогать. Всё это очень важно, поэтому законопроект надо поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содокладчик, Максимова Надежда Сергеевна, пожалуйста. МАКСИМОВА Н. С. Спасибо. Я всё-таки хочу уточнить сумму. Уважаемые коллеги, в бюджете на 2017 год у нас закладывается сумма субсидий - 1 миллиард 362 миллиона рублей. Эти средства распределены в 50-м приложении, вы можете посмотреть, какие конкретно некоммерческие организации получат эту помощь. Надо сказать, что в их число попали организации, которые зарекомендовали себя как очень добросовестные и безупречные партнёры государства по оказанию услуг населению. Мы всё-таки надеемся, что вы проголосуете за этот законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента, правительства будут выступать? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона под пунктом 22. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 19 мин. 30 сек.) Проголосовало за 379 чел.84,2 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 381 чел. Не голосовало 69 чел.15,3 % Результат: принято Принят в первом чтении.