Заседание № 14
О проекте федерального закона № 19252-7 "О внесении изменений в статью 31-1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" (в части, касающейся мер поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций органами государственной власти и местного самоуправления).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Коллеги, и последний законопроект перед перерывом. 22-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 31-1 Федерального закона "О некоммерческих организациях". Докладывает Наталья Васильевна Костенко. КОСТЕНКО Н. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект, предлагаемый к обсуждению, принят в первом чтении 30 ноября 2016 года. В ходе подготовки законопроекта ко второму чтению в комитет поступило четыре поправки; в ходе обсуждения поправок комитет предложил включить три поправки в таблицу поправок № 1, рекомендуемых комитетом к принятию, и одну поправку - в таблицу поправок № 2, рекомендуемых к отклонению. Законопроект прошёл все необходимые согласования, замечаний юридико-технического характера не имеется. Комитет предлагает принять законопроект во втором чтении. Коллеги, просьба поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 44 мин. 03 сек.) Проголосовало за 336 чел.74,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 336 чел. Не голосовало 114 чел.25,3 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Есть. Сысоев Владимир Владимирович. Депутату Сысоеву включите микрофон. Пожалуйста. СЫСОЕВ В. В. Уважаемые коллеги, вопрос крайне важный, речь идёт об информировании через средства массовой информации о деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций. В законопроекте речь идёт о закреплении только возможности предоставления указанной поддержки, но это не достигнет цели стимулирования деятельности социально ориентированных организаций, поскольку каждый регион будет сам решать, предоставлять такую поддержку либо нет, в связи с чем возникает обоснованный риск, что данная норма станет декларативной и не будет реализовываться на практике. На сегодняшний день наблюдается крайне низкий уровень информирования граждан о деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, а сами организации не имеют достаточно средств для распространения информации о своей деятельности. Поправкой предлагается установить не право, а именно обязанность органов госвласти и местного самоуправления оказывать информационную поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям. Кроме того, эта норма уже урегулирована в статье 10 Федерального закона "О рекламе", где речь идёт о социальной рекламе, эти средства есть, и внесение этой поправки позволит учесть интересы и социально ориентированных некоммерческих организаций, и органов государственной власти, и представителей средств массовой информации, чтобы граждане больше знали о деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций. Прошу поддержать поправку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Мнение комитета, Наталья Васильевна, ещё раз. КОСТЕНКО Н. В. Комитет считает, что поправка противоречит концепции законопроекта, принятого в первом чтении, и потребует дополнительных финансовых расходов из бюджетов регионов. Более того, члены комитета считают, что без чёткого определения источника финансирования, объёма предоставления бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади, без определения чёткого критерия НКО и перечня НКО, которым будет предоставляться данная услуга бесплатно, это приведёт к перегибам и злоупотреблениям на местах, а также к нарушениям прав СМИ. Комитет не поддерживает, в своём заключении Счётная палата поддержала мнение комитета. Просьба отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Наталья Васильевна. Коллеги, ставлю на голосование поправку из таблицы № 2, отдельно вынесённую на голосование. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 47 мин. 01 сек.) Проголосовало за 24 чел.5,3 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 26 чел. Не голосовало 424 чел.94,2 % Результат: не принято Поправка отклоняется. Ставлю законопроект на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 47 мин. 24 сек.) Проголосовало за 362 чел.80,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 362 чел. Не голосовало 88 чел.19,6 % Результат: принято Во втором чтении принимается Включите микрофон на трибуне. КОСТЕНКО Н. В. Коллеги, законопроект подготовлен к третьему чтению, замечаний юридико-технического характера к нему не имеется, поэтому комитет предлагает принять законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 48 мин. 08 сек.) Проголосовало за 362 чел.80,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 362 чел. Не голосовало 88 чел.19,6 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 11
О проекте федерального закона № 19252-7 "О внесении изменений в статью 31-1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" (в части, касающейся мер поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций органами государственной власти и местного самоуправления).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
23-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 31-1 Федерального закона "О некоммерческих организациях". Коллеги, поскольку основная дискуссия уже состоялась, может быть, будут более короткие выступления? Пожалуйста, Вяткин Дмитрий Фёдорович. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Конечно, было бы логичнее эти вопросы поменять местами, но тем не менее. Предлагаемые изменения в статью 31-1 закона "О некоммерческих организациях" затрагивают ту же тему: мы предлагаем расширить возможности для субъектов Российской Федерации, для муниципалитетов относительно форм поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, предоставляющих общественно полезные услуги. Какие это формы поддержки? Во-первых, поддержка имущественная, то есть через предоставление имущества, в том числе помещений. Во-вторых, поддержка информационная - бесплатное предоставление эфирного времени в государственных, муниципальных средствах массовой информации либо печатной площади. Далее - поддержка организационная в части подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций, что может осуществляться либо региональными органами власти, либо органами власти местного самоуправления. Особо следует подчеркнуть: в законопроекте мы предусматриваем, что данные формы поддержки, финансовой поддержки, должны быть рассчитаны на срок не менее двух лет. Это очень важно для стабильности финансирования и сохранения определённости для самих НКО: их работа будет востребована не год, а два как минимум. Вот, собственно, в чём суть данного законопроекта. Ну а почему и зачем это делается, я уже рассказал, мы обсудили это при рассмотрении предыдущего вопроса. Просим поддержать и принять данный законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад председателя Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергея Анатольевича Гаврилова. Пожалуйста. ГАВРИЛОВ С. А., председатель Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, фракция КПРФ. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Действительно, это очень важный законопроект. За шесть лет функционирования социально ориентированных некоммерческих организаций мы убедились, что существует значительный пласт ответственных организаций - это прежде всего патриотические, ветеранские, женские организации, которыми выполняется значительный объём социально значимых услуг. И после изменений, внесённых летом этого года в законодательство, связанных с формированием новой категории - исполнители общественно полезных услуг, появилась возможность поддерживать такие общественные организации. Это именно общественные организации, хотя после внесения соответствующих изменений в Гражданский кодекс многие из них стали носить название "некоммерческие организации". Я просто хотел бы сказать, что, конечно, существуют серьёзные вопросы, которые ставили наши коллеги, например Тамара Васильевна, и, разделяя эту озабоченность, мы принимаем соответствующие меры, в частности дальше разрабатываются инициативы о том, чтобы запретить причислять, вообще вносить в реестр исполнителей общественно полезных услуг организации, которые относятся к иностранным агентам или имеют задолженность перед бюджетами всех уровней. Это довольно серьёзная страховка. Кроме того, по мнению комитета, была очень широкая дискуссия о возможности региональных органов власти и муниципальных органов власти увеличивать срок предоставления имущественных льгот, а также о возможности участия муниципальных органов власти и органов власти субъектов в организации повышения квалификации и, соответственно, о появлении функции объективного надзора за качеством профессиональной подготовки представителей этих некоммерческих организаций - напомню: тех, которые выполняют в рамках госзаказа и муниципального заказа значительный объём общественных услуг, - на мой взгляд, это тоже серьёзное усиление их ответственности, усиление надзорных функций государства как на региональном уровне, так и на уровне муниципалитетов, местного самоуправления. У комитета, конечно, есть некоторые пожелания по усилению, и мне высказывали неоднократно в том числе коллеги из комитета по местному самоуправлению пожелание усилить, сохранить конкурсность предоставления этих услуг - это очень важная задача. И конечно, в том случае, если мы создаём условия для местных, региональных органов власти по предоставлению дополнительных возможностей для реализации государством своих функций, конституционной функции социального государства, мы должны предусмотреть возможность того, чтобы если такие бюджетные обязательства возникнут на региональном уровне, то они будут обеспечиваться путём софинансирования на федеральном уровне. По поводу суммы хочу сказать, что сумма действительно была 630 миллионов - это в 2015 году, по этому году Надежда Сергеевна дала достаточную информацию. Комитет, обсудив данный вопрос, при условии учёта предлагаемых замечаний ко второму чтению рекомендует законопроект к принятию в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы, коллеги? Есть. Включите режим записи. Покажите список.
Сысоев Владимир Владимирович, пожалуйста, вопрос. СЫСОЕВ В. В. У меня вопросы к Дмитрию Фёдоровичу, одному из авторов законопроекта. Закон действительно нужный, но мы понимаем, что любые субсидии сейчас носят заявительный характер и предоставляются в пределах бюджетных средств, предусмотренных на год. Из законопроекта следует, что субсидия предоставляется один раз в два года, а не ежегодно, то есть фактически редакция нормы не соответствует её содержанию. При этом есть проблема: а что если организация перестала соответствовать критериям получателя субсидии, а следовательно, на второй год не имеет права получать субсидию? Это мой первый вопрос. И второй вопрос. В законопроекте вы предлагаете, чтобы информирование, работа со СМИ - с государственными СМИ, с муниципальными СМИ - фактически осуществлялись, только если это будет возможно. Как вы относитесь к тому, чтобы её всё-таки сделать эту норму не декларативной, а ввести обязательный порядок? Ведь как мы можем предположить по большинству случаев, это будут отказы, а средств у социально ориентированных некоммерческих организаций, в частности на работу со СМИ, просто нет. Вот мои два вопроса, прошу их прокомментировать. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Владимир Владимирович, что касается СМИ, эта норма действительно носит диспозитивный характер, она не предписывает предоставлять бесплатно эфирное время или бесплатную печатную площадь, поскольку мы прекрасно понимаем, что поддержка будет оказываться в том случае, если такая возможность у муниципалитетов или регионов есть, и в том объёме, в каком такая возможность существует. Мы расширяем возможности, а не устанавливаем некий императив. Если мы установим императив, это будет означать, что к данному законопроекту нужно финансово-экономическое обоснование с указанием конкретных сумм, которые мы предписываем потратить на эти цели. Конечно же, в настоящий момент с учётом того, что не сформирован, ещё не может быть сформирован реестр таких социально ориентированных некоммерческих организаций, которые будут являться исполнителями общественно значимых услуг, - этот реестр только с 1 января начнёт формироваться, - мы не можем предположить, сколько в этот реестр войдёт организаций, и подсчитать это пока невозможно, но установить возможность мы обязаны. Что касается непосредственно объёма, порядка предоставления таких субсидий, а также иных форм помощи, то будет принято соответствующее постановление правительства. Его пока нет, есть только постановление правительства, которое определяет перечень таких общественно значимых социально ориентированных услуг, и этот перечень в октябре, как я сказал, уже был утверждён. А вот в отношении объёма и порядка предоставления помощи будет дополнительное постановление правительства, где в том числе будут расписаны или, так сказать, предусмотрены те ситуации, о которых вы говорите, поэтому нужно ещё подождать и подзаконный акт. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шеин Олег Васильевич. ШЕИН О. В. Вопрос комитету в рамках общей дискуссии. На самом деле есть разные общественные организации не только в том смысле, что кто-то работает на Госдепартамент, но и в том смысле, что одним близки одни взгляды и ценности, другим - другие. Не секрет, что в Германии есть Фонд Розы Люксембург, сотрудничающий с "Die Linke", фонд Эберта социал-демократический, фонд Аденауэра, связанный с ХДС/ХСС. В связи с этим в комитете обсуждается усиление значения существующих парламентских партий в рамках государственной поддержки общественных объединений, чтобы выборка этих общественных объединений - тех, кто будет иметь реальную государственную поддержку, - не носила предвзятый и произвольный характер и не работала только на одну всем известную политическую тенденцию? ГАВРИЛОВ С. А. Уважаемый Олег Васильевич, спасибо за вопрос. Я также считаю, что это абсолютно правильно, что укрепление основ демократии в нашей стране предполагает усиление поддержки, организационной и материальной поддержки ответственных политических партий, обладающих достаточным мандатом доверия избирателей, это важнейшая функция государства. Я надеюсь, мы в ближайшие дни обсудим этот вопрос на пленарном заседании, как известно, руководители парламентских фракций выступили с соответствующей инициативой. Что касается участия представителей политических партий, я считаю, что на всех уровнях, и на региональном, субъектовом, и на муниципальном, представители политических партий, являющиеся депутатами соответствующего уровня, могут участвовать как в формировании реестра, так и в выборе тех общественных организаций, которые выполняют действительно важнейшую, ответственную социальную и патриотическую функцию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Валерий Викторович. ИВАНОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Вопрос Дмитрию Фёдоровичу Вяткину. Предусматривается ли законопроектом предоставление мер поддержки территориальным общественным самоуправлениям, ТОСам? ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Валерий Викторович, может быть, практика по муниципалитетам разная, но, как правило, насколько я знаю, ТОСы, КТОСы не регистрировались в качестве общественных объединений, организаций, некоммерческих организаций, они как бы зависли между подразделениями местных администраций и некими некоммерческими организациями, часто не имея какого-то внятного юридического статуса, и занимались они, так сказать, специфическими видами деятельности, которые ближе, наверное, к жилищно-коммунальному хозяйству, чем к оказанию общественно значимых услуг, хотя их можно, конечно, назвать социально ориентированными организациями. Если нет регистрации в качестве некоммерческой организации, если ими не выполняются виды деятельности, которые есть в перечне, утверждённом постановлением правительства, и входят в перечень основных направлений, утверждённых указом президента, тогда ТОСы, КТОСы претендовать на поддержку не могут. Если они будут удовлетворять соответствующим требованиям: будут зарегистрированы как организации, у них будет опыт работы не меньше чем установленный в законе, будут предоставлять соответствующие услуги, которые указаны в постановлении правительства, соответствовать иным критериям, - тогда они смогут претендовать на получение средств поддержки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пушкарёв Владимир Александрович. ПУШКАРЁВ В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Дмитрий Фёдорович, вот хотел бы, чтобы вы уточнили: субсидии - это очень хорошо, а рассматривали ли в комитете преференции в плане налогообложения некоммерческих организаций? Эти шаги тоже были бы очень важны, потому что в отношении таких организаций применяется налогообложение общего характера. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Владимир Александрович, есть особенности налогообложения деятельности некоммерческих организаций в зависимости от вида некоммерческой организации, мы не должны забывать, что любая некоммерческая организация может заниматься и коммерческой деятельностью для обеспечения своих уставных целей и задач, соответственно, режимы налогообложения в каждом случае особенные, разные. Мы не должны забывать, что статус некоммерческой организации ни в коем случае не должен использоваться с целью ухода от уплаты налогов при ведении обычной коммерческой деятельности, такие лазейки не должны существовать. Если есть предложения, вы знаете, куда обращаться, давайте будем их вместе рассматривать, но в данном законопроекте вопросов налогообложения мы не касались, всё-таки мы выдержали эти предложения, изменения в закон "О некоммерческих организациях" и в Бюджетный кодекс, в рамках именно расширения возможностей для поддержки НКО местными властями и региональными властями - это было основное, налоговых вопросов в законопроекте мы не касались и не коснёмся. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста. НИЛОВ О. А. У меня очень короткое выступление-предостережение. Мы все только что прошли выборные кампании и, к сожалению, административный ресурс наблюдали в полный рост. Но административный ресурс всё-таки держался в каких-то рамках - приличных, неприличных, где как, по-разному, и бюджетные деньги всё-таки ну вот так откровенно не везде и нечасто использовались. У меня вот такой вопрос и предостережение уважаемым авторам законопроекта: не считают ли они, что будет соблазн в каких-то регионах у каких-то руководителей направить в том числе бюджетные деньги, чтобы в очередную выборную кампанию через разные организации - да, социальной помощи и поддержки, как раз туда нужны деньги, - завоевать доверие избирателей к нужному моменту в максимальном объёме за бюджетные деньги? Уважаемые коллеги, я предлагаю на эту тему задуматься и, может быть, если это будет возможно, посвятить этому какую-то отдельную поправку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Станкевич Игорь Валентинович, пожалуйста. СТАНКЕВИЧ И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! С 2007 года я являюсь председателем самарской областной общественной организации "Герои Отечества". Эта организация имеет богатый опыт работы, последние четыре года пользуется государственной поддержкой в форме грантов и субсидий на уровне региона. По поводу высказывания коллеги об опасности использования - многое опасно использовать, если не думать. Главное, что мне очень понравилось в законопроекте, - это совершенно новое положение, что организация, заключающая договор о получении субсидии либо другой поддержки, заключает его не менее чем на два года. Представьте себе: небольшая организация, где мало крупных специалистов, которые могут этим заниматься, должна подготовить документы и каждый год ещё делать отчёт - это трудно. При этом такая организация независимо от политической или другой принадлежности фактически выполняет региональный социальный заказ. Например, наша организация работает вместе с Российской ассоциацией героев, которую возглавляет Владимир Анатольевич Шаманов, выстроена вертикаль, разные регионы связаны между собой, а главная идея - работа по героизации подвига человека. Какие это деньги? Например, грант, который мы получали и отрабатывали во второй раз, - в нём существуют и наши личные средства. Сразу могу сказать, у нас нет никаких коммерческих структур, но, чтобы получить грант, мы вкладываем свои средства, герои собираются и вкладывают. Это я говорю для тех, кто опасается расходования бюджетных средств. Есть очень строгий норматив проведения, поэтому, прежде чем говорить о том, что мы откуда-то взяли новшество... Никакого новшества нет: годами используется грантовая поддержка, которая на данный момент является фактически основной в работе с некоммерческими организациями, потому что грант - это строжайшие требования и ответственное отношение к делу. Уважаемые коллеги, исходя из опыта работы общественных организаций и достигнутых результатов могу вам сказать, что те минимальные средства, которые даются на проведение мероприятий и поддержку, используются с максимальным эффектом. Маленький пример. У нас сейчас осуществляется проект: мы готовим видеотеку из шестнадцати фильмов о героях. Они были отсняты в разное время, и теперь с ними работает специалист. Задумайтесь: сколько стоит сейчас собрать вместе эти шестнадцать фильмов? 30 тысяч - всего-то! - потому что человек взялся сделать всё сам, ему, как специалисту, нужна просто поддержка. Учитывая изложенное, прошу вас поддержать законопроект, поддержать все некоммерческие организации, которые, работая, не думают о партиях - правых, левых и так далее. Большое спасибо за внимание. (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сухарев Иван Константинович, пожалуйста. СУХАРЕВ И. К., фракция ЛДПР. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Предыдущий законопроект, конечно, тесно связан с рассматриваемым сейчас, и оба законопроекта крайне важные. Фракция ЛДПР поддержит данный законопроект. Необходимо отметить, что, безусловно, перекосы ни в коем случае нельзя допускать: финансировать одни некоммерческие организации и урезать в чём-то другие недопустимо. Данный законопроект является чрезвычайно важным не только в плане предоставления гарантий социально ориентированным некоммерческим организациям в вопросах устойчивой финансовой или материальной поддержки - им, что имеет особое значение, конкретизируется такой важный формат взаимодействия государственного сектора с некоммерческим, как информационная поддержка. В современном российском обществе многие представители некоммерческих организаций, работающих в правильных направлениях, таких как работа со слабозащищёнными слоями населения, в области поддержки экологии, в иных социально ориентированных сферах, зачастую нуждаются не в материальных средствах, а именно в том, чтобы другие субъекты правоотношений были проинформированы об их активности, поскольку деятельность подобных организаций напрямую зависит в том числе и от их влияния на общество, а само влияние уже непосредственно связано с осведомлённостью граждан и других субъектов о деятельности той или иной организации. Именно развитие информационной инфраструктуры, в частности Интернета, что предусматривается и данным законопроектом, позволит некоммерческим организациям намного эффективнее функционировать на всех уровнях. Согласно докладу Русфонда за 2016 год почти две трети благотворительных организаций используют именно Интернет и социальные сети как площадку для фандрайзинга, если по-русски - для привлечения денег. Почему особенно важно развивать информационную поддержку НКО? Потому что она очень тесно переплетается с так называемым краудфандингом - извините за множество иностранных слов, если по-русски, это механизм привлечения частных пожертвований. Согласно открытым данным, в 2015 году средняя сумма пожертвований от одного человека в год составила 3 тысячи 300 рублей... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. СУХАРЕВ И. К. ...а годом ранее данная сумма составляла 5 тысяч рублей. По различным оценкам, некоммерческие организации привлекают в среднем около 30 процентов объёма своих бюджетов путём получения пожертвований от сторонних лиц в частном порядке. Согласно отчётам органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации субсидии социально ориентированным НКО от региональных органов государственной власти за период 2013-2015 годов составили более 10 триллионов рублей. Соответственно, работая в данном направлении, органы государственной власти могут не только предоставить возможность для выхода социально ориентированных НКО на качественно новый уровень благодаря внедряемым нормам, но и оптимизировать структуру расходов бюджета на развитие социально ориентированных некоммерческих организаций. Особо стоит отметить, что, по результатам опросов, о существовании социально ориентированных НКО что-то слышал каждый десятый россиянин, а доля тех, кто хотя бы поверхностно знает об их деятельности, фактически приближается к нулю. Спрашивается, каким образом о ней будет известно рядовому гражданину?! Также особого внимания заслуживает государственная поддержка в области подготовки кадров и повышения их квалификации, то есть поддержка именно человеческого ресурса, задействованного в некоммерческом секторе. Сегодня крайне мало людей обладают набором компетенций и профессиональных знаний, необходимых для работы в данной области, ведь многие идут в социально ориентированные НКО, руководствуясь исключительно собственным энтузиазмом, и не обладают достаточным объёмом знаний. Мы поддержим данный законопроект, потому что считаем, что в нём отражены ответственные, взвешенные решения, направленные на поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций и на развитие гражданского общества в Российской Федерации в целом, но просим: без перегибов! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Баталина Ольга Юрьевна, пожалуйста. БАТАЛИНА О. Ю. Уважаемые коллеги, при обсуждении законопроекта основных вопросов было два: сколько денег и кому дадут? Отсюда и сомнения, насколько этот механизм вообще имеет право на существование, насколько он будет беспристрастен, эффективен и действительно пойдут ли деньги на оказание общественно значимых услуг, или, как коллеги подозревают, они будут израсходованы на какие-то другие аффилированные организации и другие цели. Эта модель могла бы, может быть, состояться, если бы речь шла о следующем механизме: есть определённая сумма субсидий, она закладывается в региональный бюджет, а потом кто-то определяет перечень общественных организаций, которые эту субсидию получают. Однако механизм, о котором говорим мы, принципиально иной: общественная организация зарабатывает эти деньги, оказывая услугу. Например, общественная организация оказывает услуги по уходу за пожилыми гражданами на дому. Вот обслужила она пожилых граждан, троих например, в течение месяца, вот именно эту её деятельность и оплатили после того, как она эту услугу оказала. Любая ли организация будет обладать правом на оплату таких услуг? Ведь согласитесь, сегодня многие занимаются этой работой, но безвозмездно, за счёт благотворительных пожертвований, привлекая спонсорские средства. Нет, не любая, а та, которая сначала докажет, что она занимается целевой деятельностью, что она работает в рамках тех приоритетных направлений, которые были определены Президентом Российской Федерации и в дальнейшем расшифрованы, детализированы в постановлении Правительства Российской Федерации, и что оказываемые ею услуги надлежащего качества, что ни один из тех, кому была оказана услуга, не пожаловался на грубость, на то, что услуга оказана непрофессионально, на то, что был какой-то негативный эффект от оказания этой услуги. Вот после года эффективной целевой работы по важным для общества направлениям данная организация может быть включена в реестр поставщиков общественно значимых услуг, и с этого момента она будет иметь право на двухлетнюю поддержку того, чем она занимается. То есть речь здесь идёт о следующем: на два года она приобретает статус, доказав перед этим работой в течение года, что она этого статуса достойна, на протяжении двух лет она может рассчитывать на государственную поддержку, опять же сначала оказав услуги. Уважаемые коллеги, я прошу вас поддержать данный законопроект. Может быть, нам пока это непривычно, это действительно новый этап во взаимоотношениях государства и некоммерческих организаций, мы действительно открываем новый путь партнёрства в работе на значимых для общества направлениях, и в перспективе они могут расширяться, дополняться. Поддержка эта носит заявительный характер, поэтому приглашаем все некоммерческие организации к этой работе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Автор, Дмитрий Фёдорович, желает выступить? Нет. Комитет? Нет. Представители президента, правительства? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона, обозначенный под пунктом 23. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 47 мин. 58 сек.) Проголосовало за 372 чел.82,7 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 374 чел. Не голосовало 76 чел.16,9 % Результат: принято Принимается.