Заседание № 117

18.04.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 192177-7 "О перевозках транзитных грузов (товаров) через территорию Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (принят в первом чтении 4 июля 2018 года).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4560 по 4592 из 6532
31-й вопрос, о проекте федерального закона "О перевозках транзитных грузов      
(товаров) через территорию Российской Федерации и внесении изменений в          
отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Евгений       
Сергеевич Москвичёв.                                                            
                                                                                
МОСКВИЧЁВ Е. С. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект был    
принят в первом чтении 4 июля 2018 года. Когда он принимался, он был актуален   
для повышения конкурентоспособности транзитных перевозок по территории          
Российской Федерации. В настоящее время в связи с новыми реалиями спрос на      
транзитные перевозки резко упал. Необходимо определить новые международные      
коридоры. Поэтому концепция и в целом проект закона сегодня неактуальны.        
Комитет предлагает данный законопроект отклонить. Просьба поддержать.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Евгений Сергеевич.                               
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить по мотивам от фракций? Нет.                
                                                                                
Кто за то, чтобы отклонить принятый в первом чтении законопроект?               
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 15 мин. 22 сек.)                 
Проголосовало за              363 чел.80,7 %                                    
Проголосовало против           25 чел.5,6 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    388 чел.                                          
Не голосовало                  62 чел.13,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Отклоняется принятый в первом чтении законопроект.                              
                                                                                

Заседание № 128

04.07.2018
Вопрос:

О проекте федерального закона № 192177-7 "О перевозках транзитных грузов (товаров) через территорию Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 7434 по 7614 из 8170
Коллеги, переходим к рассмотрению 51-го вопроса повестки дня. Проект            
федерального закона "О перевозках транзитных грузов (товаров) через             
территорию Российской Федерации и внесении изменений в отдельные                
законодательные акты Российской Федерации". Доклад Виталия Борисовича           
Ефимова.                                                                        
                                                                                
ЕФИМОВ В. Б. Уважаемый Вячеслав Викторович, коллеги! Проект федерального        
закона о транзите разработан в соответствии с поручением нашего президента      
Владимира Путина по итогам встречи с транспортниками России. В подготовке       
законопроекта участвовали эксперты транспортных предприятий, ассоциаций         
железных дорог, министерств и ведомств, объединённые в рабочую группу,          
которая работала два года в составе Комитета по транспорту и строительству.     
                                                                                
В чём проблема, почему необходимо принятие данного закона? В СССР               
обеспечивалась транспортировка примерно 1,5 миллиона транзитных контейнеров -   
это, по нашим расценкам, примерно 6 миллиардов долларов валютных доходов, в     
настоящее время транспортируется около 400 контейнеров. К транспортным          
коридорам России тяготеет приблизительно 18 миллионов контейнеров, мы могли     
бы взять сейчас, если создадим конкурентные условия на наших транспортных       
путях, около 2 миллионов контейнеров - это 8 миллиардов долларов, или           
практически полтриллиона рублей. Сейчас весь транспортный комплекс              
зарабатывает 17 миллиардов долларов. Президент в майском указе ещё раз          
обратился к вопросам транзита и поручил в 4 раза увеличить объём транзитных     
перевозок контейнеров, доставлять их с Дальнего Востока до западной границы     
за семь дней.                                                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, следует констатировать главное: транзитные грузы - это       
собственность иностранных производителей, и именно они выбирают пути            
транспортировки. Почему же иностранный владелец товаров не использует наши      
транспортные коридоры, часто везёт грузы очень длинными сухопутными или         
морскими путями, допустим, морским путём в 40 тысяч километров, а не через      
транспортный коридор России, который составляет около 9-10 тысяч?               
                                                                                
Первая проблема. Стандарты по складским запасам у иностранных производителей    
и торговых предприятий, как правило, не превышают трёх дней, и сбой в ритме     
доставки может привести к срыву контрактов, а следовательно, к потере           
репутации и, естественно, рынка, поэтому производители выбирают надёжный        
коридор, где есть ритмичность, фиксированное время доставки. Евросоюз           
ежедневно формирует более 200 пар маршрутных контейнерных поездов, следующих    
по расписанию, как пассажирские поезда. Мы формируем около 70, но по            
готовности. Вот именно слово "готовность" и не даёт гарантий иностранному       
грузовладельцу при использовании наших коридоров, то есть они                   
неконкурентоспособны по качеству.                                               
                                                                                
В законопроекте предложен механизм решения данной проблемы прежде всего путём   
установления порядка организации маршрутных транзитных поездов и определения    
срока их движения по каждому транзитному коридору. Уполномоченный               
правительством орган, видимо, им может быть Минтранс, в соответствии с          
законом публикует сроки перевозки по каждому транзитному коридору, а владелец   
транспортных средств выделяет в приоритетном порядке подвижной состав.          
                                                                                
Вторая проблема - это конкурентная цена. Как известно, основной объём           
транзита в России в том числе до морских портов осуществляется железной         
дорогой. Так вот, Минтранс ежегодно объявляет тарифы "РЖД" на год и публикует   
их в прессе, и, естественно, иностранный грузовладелец ориентируется на то,     
какая будет цена. В то же время другие участники транзитной перевозки могут в   
любое время допустить произвольное повышение тарифов на перевозки, и цены на    
сопутствующие услуги часто растут даже больше, чем на железнодорожные. В        
законопроекте предусмотрено, что перевозчики и другие участники транзита,       
которые самостоятельно объявляют свои тарифы и цены, не могут изменить их в     
течение года, как и на железной дороге. Согласно закону уполномоченный орган    
публикует в Интернете предельный уровень провозной платы за весь маршрут        
транзитной перевозки, включая сопутствующие услуги. В течение года цены можно   
понизить, изменить только в сторону понижения. Это не ценовое регулирование,    
это презентация иностранным владельцам стоимости перемещения их товаров по      
нашей территории.                                                               
                                                                                
Третья проблема, решение которой обеспечивает реализацию двух предыдущих        
положений, то есть соблюдение сроков и ритмичность: необходимо создание         
национальных транзитных коридоров. В законопроекте прописан порядок их          
установления и требования к ним.                                                
                                                                                
Четвёртая проблема. Следует отметить, что все конвенции в области               
международных перевозок, касающиеся в том числе упрощения и гармонизации        
таможенных процедур, соглашение по ВТО, другие международные договоры           
закрепляют принципы свободы транзита и освобождение таких грузов от             
таможенного досмотра. В законопроекте установлены основания для досмотра        
груза в случае нарушений, если же нарушения отсутствуют, то прохождение         
транзитных грузов должно сопровождаться только осмотром транспортных средств    
и оформлением документов, что и предусмотрено в проекте закона. Необходимо      
отметить, что наши партнёры по Евросоюзу пользуются этим: Казахстан сократил    
в 3,5 раза время прохождения транзита через свою территорию, а Белоруссия - в   
4 раза.                                                                         
                                                                                
В законопроекте предусмотрено создание администрации в форме федерального       
бюджетного учреждения для мониторинга транзитной системы. Полномочия данного    
учреждения установлены в законопроекте, а его финансирование будет              
осуществляться за счёт целевого сбора. Введение такого сбора соответствует      
положению пункта 3 статьи 5 Генерального соглашения по тарифам и торговле в     
рамках ВТО. Предусматривается, что ставки этого сбора устанавливаются           
правительством.                                                                 
                                                                                
Главной целью проекта закона является создание условий для работы нашего        
коридора, конкурентоспособного в сравнении с лучшими международными             
аналогами.                                                                      
                                                                                
На законопроект получено положительное заключение правительства, получено       
заключение Правового управления и комитета-соисполнителя - Комитета по          
бюджету и налогам. Их замечания в случае принятия законопроекта в первом        
чтении будут учтены при его доработке ко второму чтению. Комитет по             
транспорту и строительству также поддерживает законопроект, мы просим его       
принять, поскольку Россия сможет заработать дополнительно около 8-10            
миллиардов долларов.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виталий Борисович.                               
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы докладчику? Есть.                                      
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Вот обратите внимание: проработанность вопроса выше - вопросов меньше.          
                                                                                
Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич.                                      
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Виталий Борисович, вы, безусловно, высокий           
профессионал, но сказанное вами противоречит законопроекту. Я просто зачитаю    
для всех статью 11 законопроекта, послушайте: "Выработка государственной        
политики... осуществляется уполномоченным органом. Уполномоченный орган         
создаёт... координационный совет... Координация деятельности органов            
исполнительной власти... осуществляется правительственной комиссией". И вы      
ещё сказали о ФГУП и о сборе. Скажите, пожалуйста, в какую сумму обойдётся      
содержание бюджетного учреждения? И если вы проектом закона добавляете ещё      
четыре органа, разве вы ускоряете транзит груза?                                
                                                                                
ЕФИМОВ В. Б. Уважаемый коллега, мы с вами уже этот вопрос обсуждали.            
Во-первых, никакие органы не создаются, а... Вы слушайте тогда внимательно, в   
прошлый раз я вам всё объяснял. Компетентный орган - это Министерство           
транспорта, Правительственная комиссия по транспорту существует, мы также       
говорим о том, что при министерстве будут ещё созданы экспертные советы, один   
по нормативно-правовой базе, другой по транспортной политике, поэтому ничего    
нового не создаётся. Новое создаётся по тому же принципу, который мы            
использовали в отношении Северного морского пути: создаём администрацию,        
администрация в соответствии с международными правилами финансируется именно    
из оплаты перевозок, мы посчитали, что это будет примерно 5 долларов с          
контейнера - вот и вся цена. И можно посчитать: 5 долларов умножить на 2        
тысячи контейнеров - вот на эти средства будет содержаться администрация.       
Никаких новых органов, кроме администрации, не будет, но если мы не создадим    
администрацию, тогда никто не будет следить за... Да вот, я вам зачитаю         
статью 11, просто вы читаете плохо, давайте вместе прочитаем. Если хотите, я    
прочту вам соответствующий текст.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто-то хотел бы выступить? Нет желающих.         
Полномочный представитель президента будет выступать? Нет. Представитель        
правительства? Нет.                                                             
                                                                                
Совершенно очевидно, качество подготовки другое.                                
                                                                                
Виталий Борисович, пожалуйста.                                                  
                                                                                
ЕФИМОВ В. Б. Уважаемые коллеги, к законопроекту присоединилось порядка          
тридцати человек. Если у кого-то есть механизмы, которые его улучшат и          
которые позволят нам действительно это осуществить, - а очень трудно, скажу я   
вам, будет сейчас отнять эти контейнеры, потому что они уже кем-то              
обрабатываются, и процесс перераспределения на рынке сложный, - мы будем        
очень рады вашим предложениям. Поэтому, пожалуйста, приходите или звоните,      
или присылайте их на электронку, наша рабочая группа будет рада принять ваши    
предложения. Спасибо.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виталий Борисович.                               
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О перевозках транзитных     
грузов (товаров) через территорию Российской Федерации и внесении изменений в   
отдельные законодательные акты Российской Федерации", 51-й вопрос нашей         
повестки.                                                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 03 мин. 37 сек.)                 
Проголосовало за              370 чел.82,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    370 чел.                                          
Не голосовало                  80 чел.17,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект, обозначенный под пунктом 51, принят в первом чтении.