Заседание № 141

20.01.2006
Вопрос:

О проекте федерального закона № 191640-4 "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" (об установлении упрощенного порядка приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, ранее имевших гражданство СССР, прибывших в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и законно находящихся на ее территории).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3413 по 3576 из 4605
Пункт 21 повестки дня. Проект федерального закона "О внесении изменения в       
статью 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации". Доклад      
представителя Законодательного Собрания Свердловской области члена Совета       
Федерации Андрея Константиновича Шмелёва.                                       
                                                                                
ШМЕЛЁВ А. К., представитель Законодательного Собрания Свердловской области,     
член Совета Федерации.                                                          
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги, здравствуйте! Мне поручено        
представить законопроект, инициаторами внесения которого были мои               
работодатели - Законодательное Собрание Свердловской области. Законопроект      
касается статьи 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации".    
                                                                                
Проектом закона предусматривается, что иностранные граждане и лица без          
гражданства, имевшие гражданство СССР, прибывшие в Российскую Федерацию из      
государств, входивших в состав СССР, и законно находящиеся на ее территории,    
принимаются в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, без        
соблюдения условий, предусмотренных пунктами "а", "в" и "д" части первой        
статьи 13 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", и без       
представления вида на жительство. Изменение части четвертой статьи 14           
федерального закона, в соответствии с которым понятия "зарегистрированные по    
месту жительства", "получившие разрешение на временное проживание в             
Российской Федерации или вид на жительство" заменяются на понятие "законно      
находящиеся на ее территории", представляется логичным по следующим             
основаниям.                                                                     
                                                                                
В связи с тем что в части четвертой статьи 14 говорится о том, что              
иностранные граждане и лица без гражданства в соответствии с пунктом "а"        
части первой статьи 13 федерального закона могут не проживать на территории     
России, этот перечень документов является излишним. Так, например, сам по       
себе вид на жительство является документом, удостоверяющим личность, который    
в соответствии с абзацем седьмым пункта первого статьи 2 Федерального закона    
от 25 июля 2002 года "О правовом положении иностранных граждан в Российской     
Федерации" выдается иностранному гражданину или лицу без гражданства в          
подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а       
также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в             
Российскую Федерацию.                                                           
                                                                                
В части второй статьи 8 Федерального закона "О правовом положении иностранных   
граждан в Российской Федерации" прямо указывается на то, что до получения       
вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской            
Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное             
проживание. Однако, возвращаюсь к статьям 13 и 14 рассматриваемого закона,      
проживать на территории России иностранным гражданам и лицам без гражданства,   
имевшим гражданство СССР, не нужно.                                             
                                                                                
В то же время если лицо законно находится на территории Российской Федерации,   
то, следовательно, это лицо имеет соответствующие документы - либо              
регистрацию по месту жительства, либо разрешение на временное проживание,       
либо вид на жительство, а также визу, при наличии которой лицо законно          
пересекает государственную границу и находится на другой территории.            
                                                                                
Вносимыми изменениями предполагается также исключить дату - 1 июля 2002 года    
(дата вступления в силу федерального закона) - на том основании, что если       
лицо законно находится на территории Российской Федерации, то, следовательно,   
неважно, по состоянию на какую дату это лицо было зарегистрировано либо         
получило разрешение на временное проживание или вид на жительство.              
Действующая редакция части четвертой статьи 14 предусматривает также, что       
упрощенный порядок предоставления российского гражданства для бывших граждан    
СССР действует до 1 января 2008 года.                                           
                                                                                
Представленным законопроектом предлагается вообще эту дату исключить, так как   
процесс принятия в гражданство Российской Федерации бывших граждан СССР не      
должен ограничиваться какими бы то ни было временными рамками. Развал такой     
огромной страны не может укладываться для нынешнего и будущих поколений в       
период до 1 января 2008 года.                                                   
                                                                                
Просим поддержать вносимый законопроект. Спасибо.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь, Андрей Константинович.                    
                                                                                
Для содоклада слово предоставляется первому заместителю председателя Комитета   
по конституционному законодательству и государственному строительству.          
Пожалуйста, Александр Петрович Москалец.                                        
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П., фракция "Единая Россия".                                        
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Настоящий проект федерального    
закона был внесен (обращаю ваше внимание на дату) в июне 2005 года. Эта дата    
нам пригодится для дальнейшего обсуждения позиций комитета и авторов            
законопроекта.                                                                  
                                                                                
Следует отметить, что побудительный мотив авторов законопроекта, направленный   
на решение вопросов судеб граждан бывшего СССР, прибывших в Российскую          
Федерацию, вполне понятен, приемлем и уместен. Но при этом мы не должны         
забывать, какую тонкую материю в этом случае затрагиваем - прием в              
гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке. А упрощенный порядок     
приобретения российского гражданства заключается в неприменении к указанной     
категории лиц таких обязательных условий, как пятилетний срок непрерывного      
проживания на территории нашей страны, получение вида на жительство в России,   
наличие законного источника средств к существованию и владение русским          
языком. В этом, кстати, суть и действовавшего на момент внесения обсуждаемого   
нами сегодня законопроекта Федерального закона "О гражданстве Российской        
Федерации". Но авторы обсуждаемого проекта федерального закона пошли намного    
дальше, предложив распространить упрощенный порядок приема в гражданство        
Российской Федерации на всех граждан бывшего СССР, лишь бы они законно          
находились на территории Российской Федерации, то есть даже заявлять о          
желании приобрести гражданство Российской Федерации уже и не нужно, исходя из   
предлагаемой новой редакции статьи 14. А вот это уже явно неоправданно, так     
как согласно основополагающей норме статьи 3 закона "О гражданстве...",         
которая имеет, как мы знаем, концептуальный характер и определяет содержание    
всего этого закона, российское гражданство предполагает наличие устойчивой      
правовой связи лица с нашей страной.                                            
                                                                                
Совершенно очевидно, что если для лиц, имевших в прошлом гражданство СССР,      
прибывших в Российскую Федерацию из государств - бывших республик СССР,         
однако зарегистрированных в нашей стране по состоянию на 1 июля 2002 года или   
получивших разрешение на временное проживание в России позднее, такая           
устойчивая правовая связь с Российской Федерацией формируется либо уже          
сформирована, то для иных лиц указанной категории, всего лишь временно          
пребывающих на территории России, констатировать наличие подобной устойчивой    
правовой связи с нашей страной вряд ли оправданно. И поэтому представленный     
законопроект указанной норме статьи 3 закона "О гражданстве..." не              
соответствует.                                                                  
                                                                                
Мы также полагаем, что возможное распространение действия упрощенного порядка   
получения российского гражданства не только на постоянно проживающих в          
России, но также и на иных лиц, временно пребывающих в России, не просто не     
соответствует законодательно закрепленным основополагающим принципам и          
критериям российского гражданства, но и способно деформировать само             
содержание института российского гражданства, нивелировать его значимость и     
ценность, а поэтому не может быть признано обоснованным.                        
                                                                                
И еще хотел бы напомнить, что вопрос о внесении изменения в часть четвертую     
статьи 14 закона "О гражданстве...", то есть именно тот вопрос, который         
поставлен в рамках рассматриваемого законопроекта, уже решен в федеральном      
законе, принятом Государственной Думой 21 декабря 2005 года, то есть            
совершенно недавно. Этим законом упрощенный порядок приема в российское         
гражданство продлен с 1 января 2006 года до 1 января 2008 года, и, кроме        
того, такой упрощенный порядок в отношении указанной категории лиц              
распространен также и на тех, кто после 1 июля 2002 года получил вид на         
жительство в Российской Федерации.                                              
                                                                                
С учетом отмеченных обстоятельств Комитет по конституционному                   
законодательству и государственному строительству рекомендует Государственной   
Думе отклонить рассматриваемый проект федерального закона.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Александр Петрович.              
                                                                                
Есть ли вопросы к докладчику и содокладчику, уважаемые коллеги? Не вижу. Есть   
ли желающие выступить по данному вопросу? Тоже нет.                             
                                                                                
В заключительном слове, как я понимаю, не нуждаются ни докладчик, ни            
содокладчик. Представитель президента? Нет. Представитель правительства? Нет.   
Ставлю на голосование пункт 21 повестки дня - проект федерального закона "О     
внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О гражданстве Российской    
Федерации". Комитет предлагает данный законопроект отклонить.                   
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
Кто без карточки? Нет таких.                                                    
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты голосования.                                   
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 28 мин. 00 сек.)                 
Проголосовало за               55 чел.12,2%                                     
Проголосовало против            1 чел.0,2%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     56 чел.                                          
Не голосовало                 394 чел.87,6%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.