Заседание № 193
О проекте федерального закона № 191576-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам ответственности военнослужащих".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 3. Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам ответственности военнослужащих". Доклад Алексея Алексеевича Сигуткина. СИГУТКИН А. А., фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые члены палаты! Я прошу дать возможность одновременно выступить с докладом по двум законопроектам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По пунктам 3 и 4? СИГУТКИН А. А. Да. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. СИГУТКИН А. А. Уважаемые депутаты, рассматриваемые законопроекты теснейшим образом взаимосвязаны и с только что принятым во втором чтении проектом конституционного закона составляют единый пакет, они были приняты во втором чтении в самом конце весенней сессии, 30 июня 2006 года. После принятия законопроектов в период подготовки их к рассмотрению в третьем чтении возникла необходимость учесть некоторые дополнительные предложения, выработанные совместно с Государственным правовым управлением Президента Российской Федерации и Министерством обороны, как основным потребителем и применителем этих законов. Предложения носят сугубо редакционный характер. Уточняются отдельные определения и терминология, уточняются нормы, определяющие, что именно должно регулироваться общевоинскими уставами после принятия законов. Сути законопроекта эти предложения не меняют. Поскольку внести в тексты законопроектов, принятых во втором чтении, эти изменения без возвращения законопроектов к процедуре второго чтения невозможно, комитет рассмотрел этот вопрос и просит возвратить законопроекты во второе чтение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто за то, чтобы согласиться с комитетом и возвратить законопроект об ответственности военнослужащих к процедуре второго чтения? Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 34 мин. 54 сек.) Проголосовало за 348 чел.77,3% Проголосовало против 3 чел.0,7% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 352 чел. Не голосовало 98 чел.21,8% Результат: принято Принято. Уважаемые коллеги, законопроект состоит из двух таблиц. Таблица поправок, рекомендованных к принятию, состоит из двадцати четырёх поправок. Есть ли замечания по данной таблице поправок? Нет. Кто за то, чтобы согласиться с комитетом и принять данную таблицу? Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 35 мин. 38 сек.) Проголосовало за 337 чел.74,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 338 чел. Не голосовало 112 чел.24,9% Результат: принято Принято. Таблица поправок, рекомендованных комитетом к отклонению, состоит из семнадцати поправок, есть ли по ним вопросы у депутатов? Нет. Кто за то, чтобы согласиться с комитетом и принять данную таблицу поправок? Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 36 мин. 19 сек.) Проголосовало за 346 чел.76,9% Проголосовало против 3 чел.0,7% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 350 чел. Не голосовало 100 чел.22,2% Результат: принято Принято. Коллеги, кто за то, чтобы принять во втором чтении данный законопроект? Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 36 мин. 51 сек.) Проголосовало за 394 чел.87,6% Проголосовало против 3 чел.0,7% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 398 чел. Не голосовало 52 чел.11,6% Результат: принято Принято. СИГУТКИН А. А. Уважаемая Любовь Константиновна, законопроект в редакции, только что принятой вами во втором чтении, подготовлен к принятию в третьем чтении. Все необходимые экспертизы проведены. Прошу поставить на "час голосования". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выносим законопроект на "час голосования". Пункт 4 Алексей Алексеевич Сигуткин доложил - это законопроект "О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста". К законопроекту имеется две таблицы поправок. Первая - поправок, рекомендованных к принятию, состоит из тридцати девяти поправок. Есть ли у депутатов замечания по данной таблице? Кто за то, чтобы согласиться с комитетом и принять таблицу 1? Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 38 мин. 07 сек.) Проголосовало за 330 чел.73,3% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 331 чел. Не голосовало 119 чел.26,4% Результат: принято Принято. Таблица отклонённых поправок состоит из девяти поправок. Есть ли вопросы по данной таблице? Нет. Кто за то, чтобы принять данную таблицу поправок? Прошу проголосовать. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 38 мин. 42 сек.) Проголосовало за 337 чел.74,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 338 чел. Не голосовало 112 чел.24,9% Результат: принято Принято. Уважаемые коллеги, мы не вернули законопроект к процедуре второго чтения. Алексей Алексеевич нам сразу два законопроекта доложил, а за возвращение мы проголосовали только по пункту 3. Кто за то, чтобы вернуть законопроект, пункт 4, к процедуре второго чтения? Прошу проголосовать. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 39 мин. 17 сек.) Проголосовало за 363 чел.80,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 363 чел. Не голосовало 87 чел.19,3% Результат: принято Принято. Олег Иванович, мы можем оставить в силе результаты предыдущих голосований по таблицам поправок? Спасибо. Коллеги, кто за то, чтобы принять теперь данный законопроект во втором чтении? Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 39 мин. 54 сек.) Проголосовало за 378 чел.84,0% Проголосовало против 5 чел.1,1% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 383 чел. Не голосовало 67 чел.14,9% Результат: принято Принято. Алексей Алексеевич, пожалуйста, по пункту 4. СИГУТКИН А. А. Уважаемые коллеги, законопроект, принятый вами во втором чтении, подготовлен к рассмотрению в третьем чтении. Все экспертизы проведены. Прошу вынести на "час голосования". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносится на "час голосования".
На голосование ставится проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам ответственности военнослужащих". Кто за принятие законопроекта в третьем чтении? Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 45 мин. 05 сек.) Проголосовало за 403 чел.89,6% Проголосовало против 5 чел.1,1% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 408 чел. Не голосовало 42 чел.9,3% Результат: принято Принято.
Заседание № 176
О проекте федерального закона № 191576-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам ответственности военнослужащих".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
ЗАВАРЗИН В. М., председатель Комитета Государственной Думы по обороне, фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Прошу пункты 3, 4, 5, 6 сегодня снять с рассмотрения и перенести на осень. И зафиксировать в стенограмме: рассмотреть их на первом заседании - 6-го числа, Борис Вячеславович. Спасибо.
Заварзин Виктор Михайлович, как представитель профильного комитета, предлагает снять сегодня с рассмотрения и перенести на осень вопросы 3, 4, 5 и 6. Есть ли возражения? Возражений нет, согласились с предложением профильного комитета.
Заседание № 173
О проекте федерального закона № 191576-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам ответственности военнослужащих" (принят в первом чтении 9 ноября 2005 года с названием "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам юридической ответственности военнослужащих и лиц, имеющих специальные звания").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 17 порядка работы. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам ответственности военнослужащих". Доклад первого заместителя председателя Комитета по обороне Алексея Алексеевича Сигуткина. Пожалуйста. СИГУТКИН А. А., фракция "Единая Россия". Уважаемые коллеги, уважаемый Олег Викторович! В связи с тем что следующий вопрос повестки дня тесно связан с объявленным, я прошу вашего разрешения выступить с одним докладам по двум вопросам одновременно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений против того, чтобы Алексей Алексеевич сделал доклад сразу по пунктам 17 и 18 порядка работы? Нет. Пожалуйста. СИГУТКИН А. А. Уважаемые коллеги, вам представляются проекты федеральных законов "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам ответственности военнослужащих" и "О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста". Законопроекты вместе с только что рассмотренным проектом федерального конституционного закона составляют единый пакет, были приняты в первом чтении 9 ноября 2005 года с наименованиями соответственно "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам юридической ответственности военнослужащих и лиц, имеющих специальные звания" и "О порядке применения к военнослужащим дисциплинарного ареста". У законопроектов была сложная судьба, количество поступивших замечаний было внушительным, зачастую эти замечания были диаметрально противоположными. Комитетом по обороне была создана рабочая группа для доработки законопроектов и подготовки их ко второму чтению, которая работала в тесном контакте с Минюстом России, официальным разработчиком законопроектов, Минобороны России, основным потребителем этих законов, а также с Правовым управлением Аппарата Государственной Думы, с Комитетом Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству. Позже к работе подключились Администрация Президента Российской Федерации, Военная коллегия Верховного Суда, военная прокуратура и уполномоченные по правам человека. Теперь по существу изменений, которые претерпели законопроекты. Как неоднократно подчёркивалось, суть концепции обоих законопроектов заключается в восстановлении такого вида дисциплинарного взыскания, как дисциплинарный арест, и применении его только в судебном порядке. Это концептуальное положение не оспаривалось, и замечания, противоречащие концепции, предлагалось не рассматривать, а в случае подачи поправок - отклонять. Какие замечания были по законопроекту? Во-первых, с целью соблюдения требований Конституции, согласно которой ограничение прав и свобод человека и гражданина допускается только федеральным законом, теперь эти изменения, касающиеся ответственности военнослужащих, внесены в Федеральный закон "О статусе военнослужащих", а не в общевоинские уставы, как было предусмотрено. В соответствии с законопроектом в Федеральном законе "О статусе военнослужащих" будут даны исчерпывающий перечень видов дисциплинарных взысканий, которые применяются к военнослужащим, все без исключения меры обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке (доставление, изъятие вещей, документов, медицинское освидетельствование и другие, а не только задержание, как было в первом чтении), предусмотрены полноценные нормы о доказательствах. Во-вторых, предусмотрено, что за административное правонарушение, за которое военнослужащие несут ответственность не на общих основаниях, они несут дисциплинарную ответственность. В этом случае дело об административном правонарушении будет прекращаться, а на основании прекращённого дела будет составляться протокол о грубом дисциплинарном проступке. Это позволит упростить процедуру производства по материалам о грубых дисциплинарных проступках, в том числе и в суде. В-третьих, и это, пожалуй, для правоприменения будет главным, прописаны, как это и требуется, все необходимые общие нормы, посвящённые процедуре привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности вообще, а не только в случае применения к нему дисциплинарного ареста, как это предлагалось в первом чтении. Эта процедура теперь максимально прозрачна и чётко прописана. Всё это - в отсутствие пока у нас альтернативы, которая будет прописана в Федеральном законе "О статусе военнослужащих", а второй закон будет посвящён исключительно судебному производству по материалам о грубом дисциплинарном проступке и применении дисциплинарного ареста. При доработке законопроекта мы исходили из того, что различий между дисциплинарным проступком, в том числе и грубым, совершённым рядовым и совершённым офицером, быть не должно, поэтому и разбирательство, и оформление его результатов отличаться не должны. Доказыванию подлежит каждый факт проступка. Теперь о каждом законопроекте. Первый законопроект вносит изменения в четыре законодательных акта: в законы "О воинской обязанности и военной службе", "О статусе военнослужащих", "О материальной ответственности военнослужащих" и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Основные и самые многочисленные изменения вносятся в Федеральный закон "О статусе военнослужащих". При этом ко второму чтению изменено определение дисциплинарного проступка, суть его в законопроекте указана. Второе: уточнены составы грубых дисциплинарных проступков. Третье: как уже сказано, даны исчерпывающие перечни видов дисциплинарных взысканий, применяемых к военнослужащим, и категорий военнослужащих, к которым каждое взыскание может быть применено. Четвёртое: в категорию военнослужащих, к которым не может быть применён дисциплинарный арест, помимо офицеров, военнослужащих, не приведённых к военной присяге, и военнослужащих женского пола включены военнослужащие, не достигшие восемнадцати лет (речь идёт о курсантах военных училищ, с которыми ещё не заключён контракт). Пятое: установлено, что дисциплинарный арест за грубый дисциплинарный проступок, которым является административное правонарушение, назначается на срок до пятнадцати суток, аналогично сроку административного ареста (общее же правило - тридцать суток). Шестое: дан перечень обстоятельств, смягчающих и отягчающих дисциплинарную ответственность. Седьмое: сформулированы нормы, посвященные доказательствам. Восьмое: дан исчерпывающий перечень мер обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке. Девятое: в соответствии с Конституцией Российской Федерации установлено, что военнослужащий вправе воспользоваться услугами защитника с момента задержания военнослужащего. Десятое: установлено, что протокол о грубом дисциплинарном проступке составляется не только в случае, когда имеется намерение применить к военнослужащему дисциплинарный арест, а во всех случаях совершения грубого дисциплинарного проступка и в отношении любого военнослужащего. Изменения в другие федеральные законы направлены на согласование норм этих законов с нормами, предложенными к внесению в Федеральный закон "О статусе военнослужащих". По второму законопроекту. Он также претерпел изменения. Первое: нормы, посвящённые досудебному производству, перемещены из него в первый законопроект, этим мы достигли расширения сферы их действия. Второе: из области действия закона исключены военнослужащие, отбывающие уголовное наказание в виде содержания в дисциплинарной воинской части, к ним дисциплинарный арест применяется в соответствии с Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации во внесудебном порядке. Третье: уточнены виды решений, принимаемых судьёй гарнизонного военного суда по результатам рассмотрения материалов по грубым дисциплинарным проступкам, они стали более конкретными. Четвёртое: с необходимой подробностью определены роль и статус всех участников производства по материалам о дисциплинарном проступке, а не только виновного, его защитника, командира и военного прокурора, как это было в первом чтении. Шестое: с целью исключения возможного давления на суд убрана норма, предписывающая дачу суду командиром письменного заключения о предлагаемом им сроке дисциплинарного ареста. Седьмое: законопроект дополнен нормами об исполнении дисциплинарного ареста. По нашему мнению и по мнению всех участников рабочей группы, ко второму чтению учтено максимальное количество замечаний, поступивших по законопроектам, принятым в первом чтении. Помимо этого, удалось согласовать нормы законопроектов с положениями других законодательных актов, в том числе и Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих". В итоге законопроекты получились более объёмными, но в них даны ответы на максимальное количество вопросов. Вступление обоих законов в силу предусматривается с 1 января 2007 года. В итоге проделанной работы принятие законов позволит сделать следующий шаг и утвердить Президенту Российской Федерации общевоинские уставы Вооружённых Сил Российской Федерации. Теперь о поправках. К первому законопроекту поступила сорок одна поправка, они сведены в две таблицы, ко второму - сорок восемь. Мы предлагаем поправки по первому и второму законопроектам, сведённые в таблицы 1, принять, а поправки, сведённые в таблицы 2, отклонить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Алексеевич. Уважаемые коллеги, докладчик сделал доклад по двум законопроектам сразу. Сейчас рассматриваем пункт 17 порядка работы. У нас здесь в таблице 1 двадцать четыре поправки, которые комитет рекомендует к принятию. Есть ли у депутатов намерение какую-либо из этих поправок вынести на отдельное рассмотрение? Нет. Ставится на голосование таблица 1 поправок, которые комитет рекомендует принять. Включите режим голосования. Кто без карточки или не успел проголосовать? Нет. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 46 мин. 18 сек.) Проголосовало за 364 чел.80,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 364 чел. Не голосовало 86 чел.19,1% Результат: принято Принимается таблица 1. Переходим к таблице 2 поправок, которые комитет рекомендует отклонить, их семнадцать. Есть ли желающие вынести... есть. Депутат Попов Сергей Алексеевич. С места. Включите микрофон. ПОПОВ С. АЛЕКСЕЕВИЧ, депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. Поправки 6, 8, 9, 10, 13 и 15, пожалуйста. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть ли ещё желающие отдельно обсуждать какую-либо поправку? Нет. Ставится на голосование таблица 2 поправок, рекомендованных комитетом к отклонению, за исключением поправок 6, 8, 9, 10, 13 и 15, которые депутат Попов вынес на отдельное обсуждение. Включите режим голосования. Кто без карточки или не успел проголосовать? Нет. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 47 мин. 30 сек.) Проголосовало за 356 чел.79,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 356 чел. Не голосовало 94 чел.20,9% Результат: принято Принимается таблица, за исключением названных мною поправок. Включите микрофон депутату Попову. Пожалуйста, поправка 6. ПОПОВ С. АЛЕКСЕЕВИЧ. Уважаемые депутаты, поправка 6, по сути, редакционная. Здесь говорится, что арест - это изоляция. На самом деле нужно писать "изоляция от общества". Почему? Дело в том, что понятие ареста не только в этом законодательстве есть, оно есть и в Уголовном кодексе, и в Уголовно-процессуальном, и в Кодексе об административных правонарушениях. И всё это одна и та же конструкция: арест - это изоляция от общества. Более того, я могу сказать, что даже содержание на гауптвахте лиц, обвиняемых в совершении уголовных преступлений, - это тоже арест. Арест - это и есть изоляция от общества. Так вот, чтобы в дальнейшем учёные не пытались понять, чем отличается понятие ареста в этом законодательстве от понятия ареста в другом законодательстве, для этого и нужно эти слова добавить. Я ещё раз говорю, что, по моим понятиям, эта поправка попросту редакционная. И почему комитет написал, что эта поправка будет неправильно понята в войсках, мне непонятно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, комитет, ваше мнение. СИГУТКИН А. А. Уважаемые коллеги, по мнению комитета, понятие "в условиях изоляции" не требует уточнения. Те, кто будет содержать арестованного в изоляции, - они тоже члены общества. Поэтому от них тогда тоже нужно изолировать арестованного. А в отношении военнослужащих по призыву мы считаем, что вообще может быть конкретное понятие. Комитет рекомендует отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка 6, которую представил депутат Попов. Комитет рекомендует её к отклонению. Включите режим голосования. Кто без карточки или не успел проголосовать? Нет таких. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 49 мин. 41 сек.) Проголосовало за 43 чел.9,6% Проголосовало против 3 чел.0,7% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 46 чел. Не голосовало 404 чел.89,8% Результат: не принято Остаётся в таблице отклонённых. Поправка 8. Депутату Попову включите микрофон. ПОПОВ С. АЛЕКСЕЕВИЧ. Вот здесь я вынужден коснуться некоей истории, сказать, почему история с гауптвахтой вообще произошла. Дело в том, что группа депутатов, включая, кстати, бывшего министра обороны, обратилась в Конституционный Суд с тем, что порядок ареста военнослужащих не соответствует Конституции. Там было несколько причин. Одна из причин, которую мы указывали, когда обращались в Конституционный Суд, состояла в том, что права человека не могут зависеть от его должности, а поэтому не может быть так, что применяется арест в отношении только, скажем, прапорщиков и рядовых, а к офицерам он не применяется. Соответственно, этот вопрос остаётся сейчас. Поскольку у офицеров есть отдельные особенности, мы предлагаем просто, чтобы к военным применялось наказание в виде домашнего ареста. Это, кстати, апробированная в Советской Армии система, и она нормально работала. Более того, когда я беседовал с военными в частях, они говорили, что это правильно, потому что и у офицеров бывают серьёзные проступки, за которые следует таким образом наказывать. Но комитет почему-то решил отклонить. Я ещё раз подчёркиваю, что если арест в том или ином виде не останется для офицеров, то это будет означать тем не менее нарушение Конституции. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, позиция комитета. СИГУТКИН А. А. Позиция комитета. Я её выскажу, с вашего позволения, сразу по трём поправкам - 8-й, 9-й и 10-й, - потому что это всё взаимосвязано, касается ареста в отношении военнослужащих. Комитет не возражает против рассмотрения вопроса о применении к офицерам такого вида наказания, как домашний арест. Но это можно сделать в рамках другого законопроекта. В рамках же настоящего законопроекта это противоречит концепции, принятой в первом чтении. Поэтому комитет и предлагает отклонить и 8-ю, и 9-ю, и 10-ю поправки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка 10 из таблицы отклонённых. Депутат Попов настаивает на её принятии. Комитет против. Включите режим голосования. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А я как сказал? 8-я, извините. Кто без карточки? Нет таких. Покажите, пожалуйста, результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 52 мин. 28 сек.) Проголосовало за 50 чел.11,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 50 чел. Не голосовало 400 чел.88,9% Результат: не принято Отклоняется поправка. Поправка 9. Комитет уже высказал по ней свою точку зрения. Депутату Попову включите микрофон. ПОПОВ С. АЛЕКСЕЕВИЧ. Да, я как раз хочу сказать, что очень хорошо, что господин Сигуткин прямо под стенограмму заявил, что концепция законопроекта такова, что рядовых, сержантов и прапорщиков можно арестовывать, а офицеров арестовывать нельзя. Такова концепция данного законопроекта. Я просто хочу сказать, что когда дело дойдёт до рассмотрения в Конституционном Суде, то он будет рассматривать и стенограмму сегодняшнего заседания. Это безусловно. И то, что господин Сигуткин сказал, это очень хорошо. Я ещё раз говорю, что данную поправку следует поддержать. Мы по этому поводу обращались в Конституционный Суд. Разумеется, товарищи из "Единой России" не обращались, обращались представители других фракций. И, безусловно, это наша точка зрения, и, между прочим, бывшего министра обороны. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сигуткин тем не менее хотел бы прокомментировать. Пожалуйста, центральная трибуна. СИГУТКИН А. А. Сергей Алексеевич, я вынужден снова взять слово, потому что вы приписываете мне слова под стенограмму, которых я не произносил. Я не говорил, что концепция данного законопроекта не предусматривает арест. Концепцией законопроекта не предусматривается арест для офицеров - это я говорил. А вы, извините, всё передёргиваете. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Ставится на голосование поправка 9 из таблицы отклонённых. Депутат Попов просит её поддержать. Комитет против. Включите режим голосования. Кто без карточки? Нет таких. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 54 мин. 25 сек.) Проголосовало за 56 чел.12,4% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 57 чел. Не голосовало 393 чел.87,3% Результат: не принято Отклоняется поправка. Переходим к поправке 10. Пожалуйста, включите микрофон депутату Попову. ПОПОВ С. АЛЕКСЕЕВИЧ. Уважаемый Алексей Алексеевич, я приношу извинения, если я что-то не так сказал. Но я на самом деле ровно то и сказал, что данный законопроект концептуально не предусматривает возможность ареста офицеров. А уж то, что он предусматривает, более того, создаёт возможность для ареста рядовых, сержантов, прапорщиков, - вы же этого отрицать не станете, вы сами это говорили раньше. Поэтому я просто изменил два пункта из того, о чём вы говорили. В любом случае изучать будут не мои слова, потому что я просто выступаю как депутат, а будут изучать слова представителя комитета. Поэтому в Конституционном Суде будут рассматривать только то, что сказали именно вы как представитель комитета. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Будем считать, что это и было обоснование поправки 10. Ставится на голосование поправка 10. Депутат Попов предлагает её принять, комитет - отклонить. Включите режим голосования. Кто без карточки или не успел проголосовать? Нет. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 55 мин. 47 сек.) Проголосовало за 60 чел.13,3% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 60 чел. Не голосовало 390 чел.86,7% Результат: не принято Отклоняется поправка 10. Поправка 13. Пожалуйста, депутат Попов, вам слово. ПОПОВ С. АЛЕКСЕЕВИЧ. В поправке 13 мы предлагаем сократить срок ареста до размеров срока, который применялся в Советской Армии. Более того, вся практика показывает, что того ареста, который применялся в Советской Армии, вполне достаточно при правильном строительстве Вооружённых Сил и излишне увеличивать срок ареста не нужно. Поэтому мы и предлагаем в поправке 13 уменьшить срок ареста. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Комитет, пожалуйста. СИГУТКИН А. А. Сергей Алексеевич, ваша поправка частично учтена в плане того, что до пятнадцати суток предусмотрен арест за дисциплинарные проступки, являющиеся административными. Общее же правило - тридцать суток, тот срок, который вы предлагали как максимальный. А что касается военнослужащих, отбывающих срок дисциплинарного ареста и совершивших дисциплинарные проступки, - вот здесь мы с вами расходимся. Мы уже проголосовали за другую редакцию в таблице принятых поправок, поэтому комитет предлагает отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка 13 из таблицы отклонённых. Депутат Попов предлагает её поддержать, комитет предлагает её отклонить. Включите режим голосования. Кто без карточки или не успел проголосовать? Нет. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 57 мин. 50 сек.) Проголосовало за 48 чел.10,7% Проголосовало против 2 чел.0,4% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 51 чел. Не голосовало 399 чел.88,7% Результат: не принято Отклоняется поправка. У нас осталось две минуты, коллеги. Не будет возражений против того, чтобы мы завершили обсуждение данного вопроса до перерыва? Нет необходимости голосовать? Нет. Рассмотрим поправку 15, и обсуждение данного вопроса будет доведено до конца. Микрофон депутату Попову включите, пожалуйста. ПОПОВ С. АЛЕКСЕЕВИЧ. Поправка 15 касается немножко другой темы - не ареста, а задержания. Дело в том, что гауптвахта используется для содержания не только арестованных, но и задержанных. Спасибо комитету за то, что согласились с моей поправкой о том, что нельзя подвергать аресту несовершеннолетних. Я напомню, что в Вооружённых Силах есть и несовершеннолетние, это учащиеся военных учебных заведений. Так вот, в этой поправке предлагается, чтобы при задержании несовершеннолетние военнослужащие содержались отдельно от совершеннолетних. Я напомню, что, скажем, в Кодексе об административных правонарушениях есть такая же логичная норма: несовершеннолетние содержатся отдельно от совершеннолетних. Сейчас в Вооружённых Силах несовершеннолетние и совершеннолетние содержатся вместе - такова практика. Комитет со мной не согласен, он говорит, что это может установить Президент Российской Федерации. Но президент Ельцин давно был, я не буду его касаться, а президент Путин уже шесть с лишним лет президент, но он почему-то этого не делает. Не делает, потому что, вероятно... Да и некогда президенту. И зачем мы на президента перекладываем то, что должны были сделать и так? У президента есть гораздо более важные государственные дела. А этот вопрос - парламентская норма, мы и должны принять норму, что несовершеннолетние содержатся отдельно от совершеннолетних. Такова практика всех стран, кроме практики в Вооружённых Силах Российской Федерации. Вот там они содержатся вместе. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, мнение комитета. СИГУТКИН А. А. Комитет полагает, что условия содержания военнослужащих под арестом должны прописываться, как это и сейчас существует, в общевоинских уставах. В соответствии с принятым законом общевоинские уставы будут также приняты в новых редакциях. С учётом того, что Сергей Алексеевич внёс в Государственную Думу проекты законов об утверждении общевоинских уставов законом, в случае принятия как раз там и пропишем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, точки зрения высказаны. Ставится на голосование поправка 15, по которой депутат Попов высказался в поддержку, а комитет - против. Включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 00 мин. 49 сек.) Проголосовало за 23 чел.5,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 23 чел. Не голосовало 427 чел.94,9% Результат: не принято Отклоняется поправка. Уважаемые коллеги, мы рассмотрели таблицу 1 и таблицу 2 поправок. Ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам ответственности военнослужащих" во втором чтении. Включите режим голосования. Кто без карточки? Нет. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 01 мин. 29 сек.) Проголосовало за 416 чел.92,4% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 417 чел. Не голосовало 33 чел.7,3% Результат: принято Принимается законопроект.
Заседание № 125
О проекте федерального закона № 191576-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам юридической ответственности военнослужащих и лиц, имеющих специальные звания".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Коллеги, по пунктам 14, 15, 16 и 17 будет докладывать официальный представитель Правительства Российской Федерации заместитель министра юстиции Российской Федерации Владимир Увеналиевич Ялунин. Я приглашаю его сейчас на трибуну. И он сейчас сам нам с вами скажет, в какой последовательности он готов предложить рассмотрение законопроектов первого чтения. Пожалуйста, Владимир Увеналиевич. ЯЛУНИН В. У., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра юстиции Российской Федерации. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Я докладываю о трех законопроектах, причем хотелось бы начать с пункта 16 - проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам юридической ответственности военнослужащих и лиц, имеющих специальные звания", так скажем, начать с материального права, которое определяет ответственность, а потом уже завершить двумя законопроектами, которые описывают нормы процессуального права. Вашему вниманию представляются проекты законодательных актов, разработанные во исполнение поручения Правительства Российской Федерации в соответствии с указом Президента Российской Федерации о внесении изменений в общевойсковые уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. Законопроекты устанавливают судебный порядок применения к военнослужащим дисциплинарного взыскания в виде ареста с содержанием на гауптвахте. Применение этой крайней, но необходимой для поддержания воинской дисциплины меры дисциплинарного воздействия обеспечивают вот как раз эти три законопроекта. Первое. Проектом федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам юридической ответственности военнослужащих и лиц, имеющих специальные звания" предлагается внести изменения в Федеральный закон "О статусе военнослужащих". Эти изменения устанавливают правовые основания применения к военнослужащим дисциплинарного ареста. В статьях 28-2-28-9 устанавливаются основания дисциплинарной ответственности военнослужащих, определяются обстоятельства, подлежащие выяснению, регламентируются доказательства и их оценка, а также права военнослужащих, которые привлекаются к ответственности. Предусмотрено, что дисциплинарный арест применяется к военнослужащим, за исключением офицеров, женщин и военнослужащих, не приведенных к присяге, по решению военного суда за совершение военнослужащими одного или нескольких грубых дисциплинарных проступков, перечень которых установлен соответствующим проектом закона. Максимальный срок дисциплинарного ареста - до тридцати суток. Это больше, чем было установлено Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, там было до десяти суток. При этом при разработке учитывалось то обстоятельство, что максимальная продолжительность данного вида дисциплинарного взыскания по законодательству других государств варьируется от двадцати до шестидесяти суток. Так, например, в Соединённых Штатах - тридцать суток, в Германии - до трех недель, во Франции - шестьдесят суток, в Великобритании - двадцать восемь суток. В статьях 28-11-28-12 регламентируется применение к военнослужащим мер пресечения нарушения воинской дисциплины. Такими мерами являются доставление, задержание, личный досмотр, досмотр транспорта и другие. Второе. Проект федерального закона "О порядке применения к военнослужащим дисциплинарного ареста" определяет порядок досудебной подготовки материалов для направления в гарнизонный военный суд, полномочия командиров и начальников при ее проведении, а также порядок рассмотрения этих материалов гарнизонным военным судом. Правом принимать решение о направлении материалов о совершении военнослужащими грубого дисциплинарного проступка в гарнизонный военный суд наделяется командир войсковой части, в которой проходит военную службу военнослужащий, а в случае совершения проступка вне части данным правом наделяется начальник гарнизона, военный комендант гарнизона либо иное лицо, определенное общевойсковыми уставами. Третье. Поскольку рассмотрение материалов о грубом дисциплинарном проступке и применение дисциплинарного ареста действующим законодательством не отнесено к компетенции военного суда, необходимые изменения и дополнения предлагается внести в Федеральный конституционный закон "О военных судах Российской Федерации". Таким образом, названные законопроекты в их взаимосвязи обеспечивают законодательную основу применения к военнослужащим дисциплинарного взыскания в виде дисциплинарного ареста с содержанием на гауптвахте. Предлагаемая проектами регламентация порядка применения к военнослужащим дисциплинарного ареста соответствует Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству и обеспечивает выполнение международных обязательств Российской Федерации. Для реализации вышеназванных законопроектов требуется внесение изменений в утвержденные указом Президента Российской Федерации Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации и в Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации. По имеющимся сведениям, работа над новой редакцией вышеназванных уставов в настоящее время проводится Министерством обороны Российской Федерации. Реализация законопроектов не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, в связи с тем что действующими нормативными правовыми актами предусмотрено, что содержание военнослужащих на гауптвахтах осуществляется за счет сил и средств соответствующих войсковых частей и военных комендатур гарнизонов, а содержание военных судов обеспечено за счет средств, выделенных на их содержание. Законопроекты согласованы с Минобороны России, Военной коллегией Верховного Суда Российской Федерации, Главной военной прокуратурой, Аппаратом Совета Безопасности Российской Федерации, Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации и Управлением Президента Российской Федерации по кадровым вопросам и государственным наградам. Прошу поддержать внесенные законопроекты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вы пока присаживайтесь. Я так поняла, что по пунктам 15 и 16 содоклад сделает Виктор Михайлович Заварзин, председатель Комитета по обороне. ЗАВАРЗИН В. М., председатель Комитета Государственной Думы по обороне, фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Комитет по обороне представляет вашему вниманию содоклад по проекту федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам юридической ответственности военнослужащих и лиц, имеющих специальные звания" и законопроекту "О порядке применения к военнослужащим дисциплинарного ареста". Докладчик довольно-таки подробно рассказал о сути законопроектов, поэтому я не буду останавливаться на этом. Комитет по обороне рассматриваемые законопроекты поддерживает по следующим основаниям. Первое. Законопроекты разработаны Правительством Российской Федерации на основании поручения Президента Российской Федерации от 30 июня 2002 года и полностью соответствуют положениям Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, а также требованиям статьи 22 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми содержание лиц под стражей признается обоснованным только на основании решения компетентных судов. Второе. Уже более трех лет такая мера дисциплинарного взыскания в отношении военнослужащих, как дисциплинарный арест, содержание на гауптвахте, не существует, что крайне негативно отразилось на состоянии воинской дисциплины и преступности в войсках. Я со всей уверенностью говорю - мы ведем очень серьезный мониторинг - все эти цифры подтверждаются. Данные дисциплинарной практики свидетельствуют о том, что за время отсутствия правовых механизмов применения к военнослужащим дисциплинарного ареста число таких грубых нарушений воинской дисциплины, как самовольная отлучка, употребление спиртных напитков, нарушение уставных правил несения службы и взаимоотношений, значительно возросло. Причем имеет место тенденция систематического совершения таких нарушений одними и теми же военнослужащими, поскольку существенного наказания за свои проступки они не понесли. Данные судебной практики по рассмотрению военными судами уголовных дел в отношении военнослужащих свидетельствуют о том, что в 70 процентах случаев основными причинами и условиями совершения ими таких уголовно наказуемых деяний, как преступления против порядка подчиненности и воинской чести, против порядка пребывания на военной службе, несения специальных видов военной службы и порядка сбережения военного имущества, являлось отсутствие надлежащей дисциплинарной ответственности за ранее совершаемые грубые дисциплинарные проступки. Поскольку воинские преступления являются угрозой как военной, так, я бы сказал, и национальной безопасности государства, то нельзя недооценивать отсутствие действенного механизма борьбы с грубыми нарушениями военнослужащими воинской дисциплины. Таким образом, уважаемые депутаты, данные обстоятельства настоятельно требуют принятия законов, регламентирующих вопросы применения к военнослужащим мер дисциплинарного взыскания в виде ареста и содержания на гауптвахте. Комитет по обороте рекомендует принять рассматриваемые законопроекты в первом чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Михайлович. Оставайтесь на трибуне. Коллеги, есть ли вопросы по докладам? Два вопроса. Пожалуйста, Кузнецов Виктор Егорович. КУЗНЕЦОВ В. Е. Виктор Михайлович, вы сказали, что сейчас не существует такой практики, но, с другой стороны, ведь эта практика была, - командир соответствующего ранга сам принимал решение. Сейчас предлагается ввести наказание через суд, видимо, с адвокатами, комитетами солдатских матерей и прочими слюнями, извините? ЗАВАРЗИН В. М. Спасибо за вопрос. Я в преамбуле выступления сказал, что над этим законопроектом действительно очень долго трудились и было поручение президента, в частности Минюсту, разобраться, чтобы все нормы международного права были соблюдены. Законы должны соответствовать нормам Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 1950 года и статье 22 Конституции Российской Федерации, которая арест и содержание под стражей допускает только на основании решения суда. Отвечаю на ваш вопрос: разработан довольно-таки серьезный, тщательный механизм всей этой процедуры. Если говорить откровенно, то да, это сложная процедура, но она обоснованна и с учетом финансовых затрат, о которых здесь было сказано, и с учетом дислокации частей по всей России. Кстати, очень правильный вопрос. Когда мы занимались этим законопроектом, нас больше интересовали части, которые в отрыве находятся, например на Дальнем Востоке или в Сибири. Я, кстати, готов вам справку представить: удаленность гауптвахт от гарнизонов может составлять 300 километров, 15 процентов таких. И мы предусматриваем сейчас (я уже разговаривал в Министерстве обороны) ряд действенных мер по совершенствованию организации отбывания наказания на гауптвахтах. Но я, отвечая на ваш вопрос, хочу сказать, что мы соблюли нормы международного права, и поэтому вот этот подзаконный акт существует. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Попов Сергей Алексеевич, ваш вопрос. ПОПОВ С. АЛЕКСЕЕВИЧ. У меня вопрос к Владимиру Увеналиевичу. Владимир Увеналиевич, что же вы нам говорите о том, что вы в соответствии с указом президента его разработали? Президент ведь вам отводил, между прочим, три месяца, а вы больше трех лет его разрабатывали. Именно поэтому, как совершенно правильно сказал Виктор Михайлович, в армии резко повысилась преступность. Почему вы не выполнили вовремя поручение президента? ЯЛУНИН В. У. Сергей Алексеевич, мне сложно ответить на этот вопрос. Мы его активно разрабатывали в течение этого года, но мне сложно ответить, кто чем занимался. Мне было поручено - я подготовил совместно с коллегами из Министерства обороны. Причем достаточно быстро мы рассмотрели этот вопрос на заседании правительства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Два вопроса было. Николай Игнатович, не надо опаздывать. У вас вопрос всегда появляется, когда кто-то уже... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не надо, не надо! У меня хорошее зрение. Включите микрофон Николаю Игнатовичу Кондратенко. КОНДРАТЕНКО Н. И. Я хотел, Виктор Михайлович, такой вопрос задать. Вот я три года служил, и я расцениваю таким образом, что нельзя лишать командира права выносить наказание даже по гауптвахте. Другое дело, что и командир, который допустил несправедливость по отношению к солдату, может заслуживать наказания. Но если командир не будет оперативно реагировать на нарушение дисциплины и порядка, то не будет порядка у нас в армии. Она развалится в конце концов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Виктор Михайлович. ЗАВАРЗИН В. М. Я абсолютно с вами согласен. Просто я, как военный человек, не могу не согласиться. Поэтому в законопроекте предусмотрена норма о незамедлительном изолировании военнослужащего. Я понял, к чему вы это сказали. Если раньше, допустим, было десять суток ареста, то командир имел такое право, он мог сразу же изолировать на гауптвахту и так далее. Поэтому в законопроекте предусмотрено такое право - немедленное изолирование. Но тогда вы зададите вопрос: куда изолируется военнослужащий? Это в законопроекте тоже предусмотрено. Отвечаю: будет специально оборудованное помещение, где он будет 48 часов находиться до принятия командиром решения о поступлении его на гауптвахту, изолированный за очень грубое нарушение. Давайте реально говорить: если пришел военнослужащий в нетрезвом состоянии, буянит и так далее, то всё это негативно сказывается на коллективе, на роли командира и вообще на правопорядке. Поэтому, конечно, мы ко второму чтению внимательно посмотрим еще раз все эти доводы. Я поддерживаю и думаю, что все коллеги поддержат, чтобы у командира были действенные рычаги улучшения воинской дисциплины. К сожалению, ряд военнослужащих... Я такую справку для вашего сведения дам: 70 процентов военнослужащих повторно, даже несколько раз нарушали воинскую дисциплину, грубо нарушали, ввиду того что отсутствует действенное взыскание. Четыре наряда на работу - вы понимаете, что это за взыскание. И сидящие здесь депутаты, те, кто служил, знают: кто не сидел на гауптвахте, тот не видел службы. Вот так говорят. Я надеюсь все-таки, что этот долгожданный (я его по-другому не назову) законопроект мы проведем в ближайшее время, чтобы были рычаги. И конечно, он накладывает определенную ответственность на Министерство обороны по организации и совершенствованию этой системы. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Что-то хотел добавить Владимир Увеналиевич Ялунин. Пожалуйста. ЯЛУНИН В. У. Благодарю вас, Любовь Константиновна. Я по этому же вопросу хотел кое-что добавить. Статья 22 Конституции устанавливает, что только суд может лишить свободы нашего гражданина, в том числе и военнослужащего. Законопроект разработан в соответствии с нормами международного права и Конституцией. Кроме того, я хотел бы еще дополнить: 48 часов, на которые может командир лишить свободы, так скажем, военнослужащего, приведя его в нормальное состояние, - протрезветь он должен - такое право у командира есть. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Виктор Михайлович. Коллеги, есть ли желающие выступить? Два человека вижу. Пожалуйста, Сергей Алексеевич Попов. Потом Виктор Иванович Илюхин. Просто Сергей Алексеевич Попов заранее бумагу подал. ПОПОВ С. АЛЕКСЕЕВИЧ. Спасибо. Я обращаю внимание на то, что предписывает наша Конституция: арест любого человека может быть только по решению суда. И переходные положения Конституции давали на какое-то время право на внесудебный арест лиц, обвиняемых в совершении уголовного преступления. Таким образом, если бы Конституции следовали, то еще в 93-м году сразу прекратили бы осуществление наказаний в виде содержания на гауптвахте. Но вопреки Конституции внесудебные аресты продолжались до тех пор, пока группа депутатов Государственной Думы не обратилась в Конституционный Суд. Мы не требовали отменить гауптвахту, мы говорили о том, что должна выполняться Конституция. Вместе с тем, очевидно, не желая, чтобы это рассматривалось в Конституционном Суде, президент издал указ и гауптвахту отменил, дав срок, между прочим, три месяца на то, чтобы это исправить. Три месяца растянулись на три года. И в этом, я полагаю, вина исполнительных органов власти, которые не выполнили указание президента, и вина президента, который не отследил это как главнокомандующий. Безусловно, законопроект нужно принимать хотя бы потому, что следующая после выговора или наряда вне очереди мера дисциплинарного воздействия, дисциплинарный батальон, - слишком большая ступенька. И аналогичные меры наказания за проступки, за которые гражданские люди отсиживают под арестом, должны быть введены и для военнослужащих. Вместе с тем законопроект нуждается, безусловно, в доработке. Я думаю, в первую очередь в согласовании с КоАПом, где содержатся аналогичные нормы ареста в отношении гражданских лиц. Например, КоАП не разрешает арестовывать несовершеннолетних. Есть несовершеннолетние военнослужащие? Да, есть, это курсанты военных училищ, и надо решить этот вопрос. Я думаю, в данном случае их вряд ли следует арестовывать. А вот в отношении женщин здесь, скажем, мягче меры, чем в КоАПе. КоАП запрещает арестовывать только беременных женщин и женщин, имеющих детей до четырнадцати лет, а здесь разрешили всех женщин не арестовывать. Я думаю, что нужно посмотреть, как правильно: или КоАП привести в соответствие с этим законопроектом, или этот законопроект - в соответствие с КоАПом, то есть должно быть одинаково. Вместе с тем в проекте закона есть ряд технических дефектов. Например, ссылаются на нормы уставов, которых в них нет и которые вряд ли будут. Ну, например, как доказательства выискивать? По поиску доказательств норм нет, и не место им в уставах. Это, очевидно, придется вносить в законопроект. И последнее, на чем я хотел остановиться, - это на вопросе, который, кстати, не решен ни в КоАПе, ни здесь. Здесь говорится, что решение суда первой инстанции вступает в силу сразу же: вот постановили арестовать и сразу сажают. А если человек отсидел несколько дней, пять-семь дней, и суд второй инстанции отменил решение? Какие тогда нормы, кто будет перед ним извиняться, как это будут ему возмещать? Я думаю, что нам нужно вместе подумать и этот вопрос решить - так или иначе, но единообразно. В целом, я еще раз говорю, этот законопроект, безусловно, нужно принимать, потому что те меры, которые в отношении гражданских лиц применяются, в отношении военных должны быть аналогичными, примерно такими же. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Виктор Иванович Илюхин, пожалуйста. Три минуты. ИЛЮХИН В. И. Спасибо, три минуты... нет необходимости в этом. Я бы хотел сказать одну вещь. Уважаемые коллеги, конечно, надо принимать данные законы, но ко второму чтению надо доработать механизмы арестов, чтобы они были действительно реальными. Или мы породим такую же волокиту, как в гражданских судах, в обычных судах, или все-таки меры будут применяться оперативные и правильные. Но я хотел бы сказать и о другой вещи. Действительно, дисциплина в Вооруженных Силах на невысоком уровне и что-то нам надо делать. Но если мы сохраним еще порядок обжалования, кассационного, надзорного обжалования, то, я боюсь, мы просто армию загубим совсем и армия утонет в этой волоките. Поэтому я хотел бы еще предложить Виктору Михайловичу: почему бы вместе с нашим Комитетом по безопасности не рассмотреть вопрос о воссоздании полковых судов? Ведь эта практика использовалась и в царской армии, и в вооруженных силах молодой советской республики. Вот над этим надо подумать. Да, я согласен, есть в Конституции статья 22 - аресты только по судебному решению, но ведь у нас военные служат на самых разных точках, в самых удаленных местах. Я хотел бы предостеречь всех нас при обсуждении этих законопроектов, сказать о той возможной волоките, в которой действительно может утонуть армия. А полковые суды - это один из реальных рычагов воздействия. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Иванович. Представитель правительства всё сказал? Есть ли желание выступить с заключительным словом по этим двум законопроектам? Нет. Коллеги, в порядке докладов первым ставится на голосование проект федерального закона "О порядке применения к военнослужащим дисциплинарного ареста", пункт 15. Кто за то, чтобы принять законопроект в первом чтении? Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 24 мин. 14 сек.) Проголосовало за 403 чел.89,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 404 чел. Не голосовало 46 чел.10,2% Результат: принято Принято. На голосование ставится проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам юридической ответственности военнослужащих и лиц, имеющих специальные звания", пункт 16. Кто за то, чтобы принять законопроект в первом чтении? Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 24 мин. 57 сек.) Проголосовало за 414 чел.92,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 414 чел. Не голосовало 36 чел.8,0% Результат: принято Принято. Пункт 14. Проект федерального конституционного закона "О внесении изменений в статьи 7, 15, 22 и 23 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации заместителя министра юстиции Владимира Увеналиевича Ялунина. Пожалуйста, Владимир Увеналиевич. ЯЛУНИН В. У. Я уже обо всех трех законопроектах сказал в своем выступлении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы доложили, да? ЯЛУНИН В. У. Да, я доложил по всем трем законопроектам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А Москалец будет выступать? Пожалуйста. С места. МОСКАЛЕЦ А. П., фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Чтобы не произошло остановки в реализации только что рассмотренных нами законов о юридической ответственности военнослужащих и о порядке применения к военнослужащим дисциплинарного ареста после вступления их в силу, на ваше рассмотрение также в первом чтении выносится проект федерального конституционного закона о внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О военных судах Российской Федерации". Мы отмечаем, что рассматриваемый проект закона является, по существу, производным по отношению к названным мною федеральным законам и направлен на предоставление военным судам полномочий по рассмотрению и разрешению соответствующих вопросов. Вносимые изменения позволят, мы полагаем, судам рассматривать вопросы о совершении военнослужащими, а также гражданами, проходящими военные сборы, правонарушений, влекущих дисциплинарный арест. Окончательный текст вносимых изменений, конечно, будет тесно связан с текстами законопроектов всего пакета и, возможно, потребует ко второму чтению соответствующей доработки, однако на данный момент каких-либо препятствий к одобрению рассматриваемого проекта федерального конституционного закона не имеется. Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Государственной Думе одобрить его в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, нет вопросов к докладчику? Нет. Желающих выступить? Тоже нет, никто не желает. Кто за то, чтобы одобрить данный законопроект в первом чтении? Прошу проголосовать. Конституционный закон, коллеги. Включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 27 мин. 48 сек.) Проголосовало за 399 чел.88,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 399 чел. Не голосовало 51 чел.11,3% Результат: принято Законопроект одобрен, триста девяносто девять голосов "за".
Заседание № 122
О проекте федерального закона № 191576-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам юридической ответственности военнослужащих и лиц, имеющих специальные звания".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к рассмотрению пункта 7. Андрей Викторович Логинов что-то хотел нам по пункту 7 сообщить. Пожалуйста, Андрей Викторович. ЛОГИНОВ А. В., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Мы бы просили пункты 7, 9 и 10 (там должен докладывать официальный представитель правительства Владимир Ялунин, но он болен) перенести на пятницу. Повестка на пятницу переполнена, но тем не менее если появится возможность, может быть, мы тогда включим их в перечень законопроектов первого чтения? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Но завтра будет Совет Государственной Думы. Мы ведь сегодня снимаем с рассмотрения? ЛОГИНОВ А. В. Да, сегодня снимем с рассмотрения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А завтра на Совете Государственной Думы определимся уже с датой рассмотрения. ЛОГИНОВ А. В. Спасибо.