Заседание № 193
О проекте федерального конституционного закона № 191569-4 "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О военных судах Российской Федерации" (наделение военных судов полномочиями по рассмотрению грубого дисциплинарного проступка).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим к рассмотрению законопроектов третьего чтения. Пункт 2. Проект федерального конституционного закона "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О военных судах Российской Федерации". Доклад первого заместителя председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Александра Петровича Москальца. МОСКАЛЕЦ А. П., фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Данный проект федерального конституционного закона внесён Правительством Российской Федерации вместе с двумя другими федеральными законами, которые направлены на уточнение правового механизма ответственности военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы и совершивших грубые дисциплинарные проступки, а также на уточнение порядка рассмотрения в суде указанной категории дел, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест. А данным проектом федерального конституционного закона устанавливается подсудность и предоставляются полномочия военным судам по рассмотрению материалов о совершении военнослужащими или гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных проступков, влекущих за собой дисциплинарный арест. В ходе подготовки данного законопроекта к процедуре третьего чтения и в процессе согласования окончательных текстов названных мною проектов федеральных законов появилась необходимость внесения технической, редакционной правки в текст проекта федерального конституционного закона, которая заключается в том, чтобы фразу "дисциплинарные проступки, за которые предусмотрен дисциплинарный арест" заменить фразой "дисциплинарные проступки, за которые может быть назначен дисциплинарный арест". В этой связи комитет предлагает Государственной Думе возвратить рассматриваемый проект закона к процедуре второго чтения для внесения соответствующих поправок. Таблица поправок и заключение Правового управления прилагаются. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто за то, чтобы принять предложение комитета и вернуть законопроект к процедуре второго чтения? Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 29 мин. 43 сек.) Проголосовало за 383 чел.85,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 384 чел. Не голосовало 66 чел.14,7% Результат: принято Возвращён законопроект к процедуре второго чтения. Рыжков, по ведению. РЫЖКОВ В. А., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. Спасибо, Любовь Константиновна. Я просто хочу воспользоваться той возможностью, которую даёт Регламент, и по мотивам голосования коротко сообщить позицию Всероссийского комитета солдатских матерей, которая, как я понимаю, была направлена в Общественную палату, в профильные комитеты Государственной Думы и Совета Федерации. Комитет солдатских матерей возражает против принятия этих трёх законов в данной редакции по нескольким основным причинам: первое, вводится ответственность вне Уголовного кодекса и административного кодекса; второе, вводится очень неопределённая процедура, в частности разбирательство помимо дознания; третье, очень сильно расширяется возможный произвол по отношению к военнослужащим, и, в-четвёртых, там есть элементы дискриминации служащих срочной службы. Я думаю, Александр Петрович получал их заключение и оценки, но я хотел бы, чтобы это прозвучало на заседании Государственной Думы. Мы будем голосовать по этим причинам против данного пакета. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть поправки, о которых сказал Александр Петрович. Есть ли вопросы по поправкам, которые сведены в одну таблицу, в ней четыре поправки? Нет. Кто за то, чтобы согласиться с комитетом и принять таблицу поправок? Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 31 мин. 24 сек.) Проголосовало за 310 чел.68,9% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 311 чел. Не голосовало 139 чел.30,9% Результат: принято Принято. Коллеги, кто за то, чтобы одобрить во втором чтении доложенный проект конституционного закона? Прошу проголосовать. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 31 мин. 57 сек.) Проголосовало за 381 чел.84,7% Проголосовало против 5 чел.1,1% Воздержалось 2 чел.0,4% Голосовало 388 чел. Не голосовало 62 чел.13,8% Результат: принято Одобрено. Пожалуйста, Александр Петрович. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен к третьему чтению. Он прошел правовую и лингвистическую экспертизы. Замечаний у Правового управления не имеется. Заключение приложено к материалам, розданным вам. Комитет рекомендует одобрить данный федеральный конституционный закон. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь. На "час голосования" переносится ваше предложение.
Объявляется "час голосования". На голосование ставится проект федерального конституционного закона "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О военных судах Российской Федерации". Прошу проголосовать за одобрение данного законопроекта в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 44 мин. 27 сек.) Проголосовало за 407 чел.90,4% Проголосовало против 5 чел.1,1% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 412 чел. Не голосовало 38 чел.8,4% Результат: принято Одобрено.
Заседание № 176
О проекте федерального конституционного закона № 191569-4 "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О военных судах Российской Федерации" (наделение военных судов полномочиями по рассмотрению грубого дисциплинарного проступка).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
ЗАВАРЗИН В. М., председатель Комитета Государственной Думы по обороне, фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Прошу пункты 3, 4, 5, 6 сегодня снять с рассмотрения и перенести на осень. И зафиксировать в стенограмме: рассмотреть их на первом заседании - 6-го числа, Борис Вячеславович. Спасибо.
Заварзин Виктор Михайлович, как представитель профильного комитета, предлагает снять сегодня с рассмотрения и перенести на осень вопросы 3, 4, 5 и 6. Есть ли возражения? Возражений нет, согласились с предложением профильного комитета.
Заседание № 173
О проекте федерального конституционного закона № 191569-4 "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О военных судах Российской Федерации" (наделение военных судов полномочиями по рассмотрению грубого дисциплинарного проступка; одобрен в первом чтении 9 ноября 2005 года с названием "О внесении изменений в статьи 7, 15, 22 и 23 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Уважаемые коллеги, мы рассмотрели все законопроекты третьего чтения и переходим к законопроектам, рассматриваемым во втором чтении. Мы с вами договорились не рассматривать сегодня по предложению депутата Крашенинникова пункты 14 и 15 порядка работы, поэтому я объявляю пункт 16 порядка работы. О проекте федерального конституционного закона "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О военных судах Российской Федерации". Доклад сделает первый заместитель председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Александр Петрович Москалец. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! В связи с тем что вносятся изменения в законы по вопросам ответственности военнослужащих (нами сегодня будет также рассматриваться во втором чтении проект федерального закона о судопроизводстве при применении и исполнении дисциплинарного ареста), Комитетом по конституционному законодательству и государственному строительству подготовлен к рассмотрению во втором чтении проект федерального конституционного закона "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О военных судах Российской Федерации". Необходимость его принятия связана с целью формирования общей правовой технологии регулирования вопросов дисциплинарной ответственности. К проекту рассматриваемого федерального конституционного закона поступило четыре поправки. Три поправки мы рекомендуем Государственной Думе принять и одну поправку - отклонить. В связи с изложенным комитет рекомендует утвердить таблицу 1 и таблицу 2 поправок и одобрить проект федерального конституционного закона во втором чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, две таблицы предлагает нам комитет к обсуждению. В таблице 1 три поправки, которые комитет рекомендует принять. Есть ли намерения у депутатов вынести ту или иную поправку из этой таблицы на отдельное обсуждение? Нет. Ставится на голосование таблица 1 поправок, которые комитет рекомендует к принятию. Включите режим голосования. Кто без карточки? Нет. Покажите, пожалуйста, результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 32 мин. 43 сек.) Проголосовало за 341 чел.75,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 2 чел.0,4% Голосовало 343 чел. Не голосовало 107 чел.23,8% Результат: принято Принимается таблица. Уважаемые коллеги, теперь таблица 2. Здесь одна поправка, которую комитет рекомендует отклонить. Есть ли желающие вынести на отдельное голосование данную поправку? Нет. Ставится на голосование таблица 2 поправок, рекомендуемых комитетом к отклонению. Включите режим голосования. Кто без карточки? Нет. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 33 мин. 30 сек.) Проголосовало за 347 чел.77,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 347 чел. Не голосовало 103 чел.22,9% Результат: принято Приняли мы эту таблицу. Ставится на голосование во втором чтении проект федерального конституционного закона. Обращаю ваше внимание на то, что закон конституционный. Включите, пожалуйста, режим голосования. Кто без карточки или не успел проголосовать? Нет. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 34 мин. 06 сек.) Проголосовало за 423 чел.94,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 423 чел. Не голосовало 27 чел.6,0% Результат: принято Принимается законопроект во втором чтении.
Заседание № 125
О проекте федерального конституционного закона № 191569-4 "О внесении изменений в статьи 7, 15, 22 и 23 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации" (наделение военных судов полномочиями по рассмотрению грубого дисциплинарного проступка).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Коллеги, по пунктам 14, 15, 16 и 17 будет докладывать официальный представитель Правительства Российской Федерации заместитель министра юстиции Российской Федерации Владимир Увеналиевич Ялунин. Я приглашаю его сейчас на трибуну. И он сейчас сам нам с вами скажет, в какой последовательности он готов предложить рассмотрение законопроектов первого чтения. Пожалуйста, Владимир Увеналиевич. ЯЛУНИН В. У., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра юстиции Российской Федерации. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Я докладываю о трех законопроектах, причем хотелось бы начать с пункта 16 - проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам юридической ответственности военнослужащих и лиц, имеющих специальные звания", так скажем, начать с материального права, которое определяет ответственность, а потом уже завершить двумя законопроектами, которые описывают нормы процессуального права. Вашему вниманию представляются проекты законодательных актов, разработанные во исполнение поручения Правительства Российской Федерации в соответствии с указом Президента Российской Федерации о внесении изменений в общевойсковые уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. Законопроекты устанавливают судебный порядок применения к военнослужащим дисциплинарного взыскания в виде ареста с содержанием на гауптвахте. Применение этой крайней, но необходимой для поддержания воинской дисциплины меры дисциплинарного воздействия обеспечивают вот как раз эти три законопроекта. Первое. Проектом федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам юридической ответственности военнослужащих и лиц, имеющих специальные звания" предлагается внести изменения в Федеральный закон "О статусе военнослужащих". Эти изменения устанавливают правовые основания применения к военнослужащим дисциплинарного ареста. В статьях 28-2-28-9 устанавливаются основания дисциплинарной ответственности военнослужащих, определяются обстоятельства, подлежащие выяснению, регламентируются доказательства и их оценка, а также права военнослужащих, которые привлекаются к ответственности. Предусмотрено, что дисциплинарный арест применяется к военнослужащим, за исключением офицеров, женщин и военнослужащих, не приведенных к присяге, по решению военного суда за совершение военнослужащими одного или нескольких грубых дисциплинарных проступков, перечень которых установлен соответствующим проектом закона. Максимальный срок дисциплинарного ареста - до тридцати суток. Это больше, чем было установлено Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, там было до десяти суток. При этом при разработке учитывалось то обстоятельство, что максимальная продолжительность данного вида дисциплинарного взыскания по законодательству других государств варьируется от двадцати до шестидесяти суток. Так, например, в Соединённых Штатах - тридцать суток, в Германии - до трех недель, во Франции - шестьдесят суток, в Великобритании - двадцать восемь суток. В статьях 28-11-28-12 регламентируется применение к военнослужащим мер пресечения нарушения воинской дисциплины. Такими мерами являются доставление, задержание, личный досмотр, досмотр транспорта и другие. Второе. Проект федерального закона "О порядке применения к военнослужащим дисциплинарного ареста" определяет порядок досудебной подготовки материалов для направления в гарнизонный военный суд, полномочия командиров и начальников при ее проведении, а также порядок рассмотрения этих материалов гарнизонным военным судом. Правом принимать решение о направлении материалов о совершении военнослужащими грубого дисциплинарного проступка в гарнизонный военный суд наделяется командир войсковой части, в которой проходит военную службу военнослужащий, а в случае совершения проступка вне части данным правом наделяется начальник гарнизона, военный комендант гарнизона либо иное лицо, определенное общевойсковыми уставами. Третье. Поскольку рассмотрение материалов о грубом дисциплинарном проступке и применение дисциплинарного ареста действующим законодательством не отнесено к компетенции военного суда, необходимые изменения и дополнения предлагается внести в Федеральный конституционный закон "О военных судах Российской Федерации". Таким образом, названные законопроекты в их взаимосвязи обеспечивают законодательную основу применения к военнослужащим дисциплинарного взыскания в виде дисциплинарного ареста с содержанием на гауптвахте. Предлагаемая проектами регламентация порядка применения к военнослужащим дисциплинарного ареста соответствует Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству и обеспечивает выполнение международных обязательств Российской Федерации. Для реализации вышеназванных законопроектов требуется внесение изменений в утвержденные указом Президента Российской Федерации Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации и в Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации. По имеющимся сведениям, работа над новой редакцией вышеназванных уставов в настоящее время проводится Министерством обороны Российской Федерации. Реализация законопроектов не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, в связи с тем что действующими нормативными правовыми актами предусмотрено, что содержание военнослужащих на гауптвахтах осуществляется за счет сил и средств соответствующих войсковых частей и военных комендатур гарнизонов, а содержание военных судов обеспечено за счет средств, выделенных на их содержание. Законопроекты согласованы с Минобороны России, Военной коллегией Верховного Суда Российской Федерации, Главной военной прокуратурой, Аппаратом Совета Безопасности Российской Федерации, Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации и Управлением Президента Российской Федерации по кадровым вопросам и государственным наградам. Прошу поддержать внесенные законопроекты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вы пока присаживайтесь. Я так поняла, что по пунктам 15 и 16 содоклад сделает Виктор Михайлович Заварзин, председатель Комитета по обороне. ЗАВАРЗИН В. М., председатель Комитета Государственной Думы по обороне, фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Комитет по обороне представляет вашему вниманию содоклад по проекту федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам юридической ответственности военнослужащих и лиц, имеющих специальные звания" и законопроекту "О порядке применения к военнослужащим дисциплинарного ареста". Докладчик довольно-таки подробно рассказал о сути законопроектов, поэтому я не буду останавливаться на этом. Комитет по обороне рассматриваемые законопроекты поддерживает по следующим основаниям. Первое. Законопроекты разработаны Правительством Российской Федерации на основании поручения Президента Российской Федерации от 30 июня 2002 года и полностью соответствуют положениям Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, а также требованиям статьи 22 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми содержание лиц под стражей признается обоснованным только на основании решения компетентных судов. Второе. Уже более трех лет такая мера дисциплинарного взыскания в отношении военнослужащих, как дисциплинарный арест, содержание на гауптвахте, не существует, что крайне негативно отразилось на состоянии воинской дисциплины и преступности в войсках. Я со всей уверенностью говорю - мы ведем очень серьезный мониторинг - все эти цифры подтверждаются. Данные дисциплинарной практики свидетельствуют о том, что за время отсутствия правовых механизмов применения к военнослужащим дисциплинарного ареста число таких грубых нарушений воинской дисциплины, как самовольная отлучка, употребление спиртных напитков, нарушение уставных правил несения службы и взаимоотношений, значительно возросло. Причем имеет место тенденция систематического совершения таких нарушений одними и теми же военнослужащими, поскольку существенного наказания за свои проступки они не понесли. Данные судебной практики по рассмотрению военными судами уголовных дел в отношении военнослужащих свидетельствуют о том, что в 70 процентах случаев основными причинами и условиями совершения ими таких уголовно наказуемых деяний, как преступления против порядка подчиненности и воинской чести, против порядка пребывания на военной службе, несения специальных видов военной службы и порядка сбережения военного имущества, являлось отсутствие надлежащей дисциплинарной ответственности за ранее совершаемые грубые дисциплинарные проступки. Поскольку воинские преступления являются угрозой как военной, так, я бы сказал, и национальной безопасности государства, то нельзя недооценивать отсутствие действенного механизма борьбы с грубыми нарушениями военнослужащими воинской дисциплины. Таким образом, уважаемые депутаты, данные обстоятельства настоятельно требуют принятия законов, регламентирующих вопросы применения к военнослужащим мер дисциплинарного взыскания в виде ареста и содержания на гауптвахте. Комитет по обороте рекомендует принять рассматриваемые законопроекты в первом чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Михайлович. Оставайтесь на трибуне. Коллеги, есть ли вопросы по докладам? Два вопроса. Пожалуйста, Кузнецов Виктор Егорович. КУЗНЕЦОВ В. Е. Виктор Михайлович, вы сказали, что сейчас не существует такой практики, но, с другой стороны, ведь эта практика была, - командир соответствующего ранга сам принимал решение. Сейчас предлагается ввести наказание через суд, видимо, с адвокатами, комитетами солдатских матерей и прочими слюнями, извините? ЗАВАРЗИН В. М. Спасибо за вопрос. Я в преамбуле выступления сказал, что над этим законопроектом действительно очень долго трудились и было поручение президента, в частности Минюсту, разобраться, чтобы все нормы международного права были соблюдены. Законы должны соответствовать нормам Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 1950 года и статье 22 Конституции Российской Федерации, которая арест и содержание под стражей допускает только на основании решения суда. Отвечаю на ваш вопрос: разработан довольно-таки серьезный, тщательный механизм всей этой процедуры. Если говорить откровенно, то да, это сложная процедура, но она обоснованна и с учетом финансовых затрат, о которых здесь было сказано, и с учетом дислокации частей по всей России. Кстати, очень правильный вопрос. Когда мы занимались этим законопроектом, нас больше интересовали части, которые в отрыве находятся, например на Дальнем Востоке или в Сибири. Я, кстати, готов вам справку представить: удаленность гауптвахт от гарнизонов может составлять 300 километров, 15 процентов таких. И мы предусматриваем сейчас (я уже разговаривал в Министерстве обороны) ряд действенных мер по совершенствованию организации отбывания наказания на гауптвахтах. Но я, отвечая на ваш вопрос, хочу сказать, что мы соблюли нормы международного права, и поэтому вот этот подзаконный акт существует. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Попов Сергей Алексеевич, ваш вопрос. ПОПОВ С. АЛЕКСЕЕВИЧ. У меня вопрос к Владимиру Увеналиевичу. Владимир Увеналиевич, что же вы нам говорите о том, что вы в соответствии с указом президента его разработали? Президент ведь вам отводил, между прочим, три месяца, а вы больше трех лет его разрабатывали. Именно поэтому, как совершенно правильно сказал Виктор Михайлович, в армии резко повысилась преступность. Почему вы не выполнили вовремя поручение президента? ЯЛУНИН В. У. Сергей Алексеевич, мне сложно ответить на этот вопрос. Мы его активно разрабатывали в течение этого года, но мне сложно ответить, кто чем занимался. Мне было поручено - я подготовил совместно с коллегами из Министерства обороны. Причем достаточно быстро мы рассмотрели этот вопрос на заседании правительства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Два вопроса было. Николай Игнатович, не надо опаздывать. У вас вопрос всегда появляется, когда кто-то уже... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не надо, не надо! У меня хорошее зрение. Включите микрофон Николаю Игнатовичу Кондратенко. КОНДРАТЕНКО Н. И. Я хотел, Виктор Михайлович, такой вопрос задать. Вот я три года служил, и я расцениваю таким образом, что нельзя лишать командира права выносить наказание даже по гауптвахте. Другое дело, что и командир, который допустил несправедливость по отношению к солдату, может заслуживать наказания. Но если командир не будет оперативно реагировать на нарушение дисциплины и порядка, то не будет порядка у нас в армии. Она развалится в конце концов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Виктор Михайлович. ЗАВАРЗИН В. М. Я абсолютно с вами согласен. Просто я, как военный человек, не могу не согласиться. Поэтому в законопроекте предусмотрена норма о незамедлительном изолировании военнослужащего. Я понял, к чему вы это сказали. Если раньше, допустим, было десять суток ареста, то командир имел такое право, он мог сразу же изолировать на гауптвахту и так далее. Поэтому в законопроекте предусмотрено такое право - немедленное изолирование. Но тогда вы зададите вопрос: куда изолируется военнослужащий? Это в законопроекте тоже предусмотрено. Отвечаю: будет специально оборудованное помещение, где он будет 48 часов находиться до принятия командиром решения о поступлении его на гауптвахту, изолированный за очень грубое нарушение. Давайте реально говорить: если пришел военнослужащий в нетрезвом состоянии, буянит и так далее, то всё это негативно сказывается на коллективе, на роли командира и вообще на правопорядке. Поэтому, конечно, мы ко второму чтению внимательно посмотрим еще раз все эти доводы. Я поддерживаю и думаю, что все коллеги поддержат, чтобы у командира были действенные рычаги улучшения воинской дисциплины. К сожалению, ряд военнослужащих... Я такую справку для вашего сведения дам: 70 процентов военнослужащих повторно, даже несколько раз нарушали воинскую дисциплину, грубо нарушали, ввиду того что отсутствует действенное взыскание. Четыре наряда на работу - вы понимаете, что это за взыскание. И сидящие здесь депутаты, те, кто служил, знают: кто не сидел на гауптвахте, тот не видел службы. Вот так говорят. Я надеюсь все-таки, что этот долгожданный (я его по-другому не назову) законопроект мы проведем в ближайшее время, чтобы были рычаги. И конечно, он накладывает определенную ответственность на Министерство обороны по организации и совершенствованию этой системы. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Что-то хотел добавить Владимир Увеналиевич Ялунин. Пожалуйста. ЯЛУНИН В. У. Благодарю вас, Любовь Константиновна. Я по этому же вопросу хотел кое-что добавить. Статья 22 Конституции устанавливает, что только суд может лишить свободы нашего гражданина, в том числе и военнослужащего. Законопроект разработан в соответствии с нормами международного права и Конституцией. Кроме того, я хотел бы еще дополнить: 48 часов, на которые может командир лишить свободы, так скажем, военнослужащего, приведя его в нормальное состояние, - протрезветь он должен - такое право у командира есть. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Виктор Михайлович. Коллеги, есть ли желающие выступить? Два человека вижу. Пожалуйста, Сергей Алексеевич Попов. Потом Виктор Иванович Илюхин. Просто Сергей Алексеевич Попов заранее бумагу подал. ПОПОВ С. АЛЕКСЕЕВИЧ. Спасибо. Я обращаю внимание на то, что предписывает наша Конституция: арест любого человека может быть только по решению суда. И переходные положения Конституции давали на какое-то время право на внесудебный арест лиц, обвиняемых в совершении уголовного преступления. Таким образом, если бы Конституции следовали, то еще в 93-м году сразу прекратили бы осуществление наказаний в виде содержания на гауптвахте. Но вопреки Конституции внесудебные аресты продолжались до тех пор, пока группа депутатов Государственной Думы не обратилась в Конституционный Суд. Мы не требовали отменить гауптвахту, мы говорили о том, что должна выполняться Конституция. Вместе с тем, очевидно, не желая, чтобы это рассматривалось в Конституционном Суде, президент издал указ и гауптвахту отменил, дав срок, между прочим, три месяца на то, чтобы это исправить. Три месяца растянулись на три года. И в этом, я полагаю, вина исполнительных органов власти, которые не выполнили указание президента, и вина президента, который не отследил это как главнокомандующий. Безусловно, законопроект нужно принимать хотя бы потому, что следующая после выговора или наряда вне очереди мера дисциплинарного воздействия, дисциплинарный батальон, - слишком большая ступенька. И аналогичные меры наказания за проступки, за которые гражданские люди отсиживают под арестом, должны быть введены и для военнослужащих. Вместе с тем законопроект нуждается, безусловно, в доработке. Я думаю, в первую очередь в согласовании с КоАПом, где содержатся аналогичные нормы ареста в отношении гражданских лиц. Например, КоАП не разрешает арестовывать несовершеннолетних. Есть несовершеннолетние военнослужащие? Да, есть, это курсанты военных училищ, и надо решить этот вопрос. Я думаю, в данном случае их вряд ли следует арестовывать. А вот в отношении женщин здесь, скажем, мягче меры, чем в КоАПе. КоАП запрещает арестовывать только беременных женщин и женщин, имеющих детей до четырнадцати лет, а здесь разрешили всех женщин не арестовывать. Я думаю, что нужно посмотреть, как правильно: или КоАП привести в соответствие с этим законопроектом, или этот законопроект - в соответствие с КоАПом, то есть должно быть одинаково. Вместе с тем в проекте закона есть ряд технических дефектов. Например, ссылаются на нормы уставов, которых в них нет и которые вряд ли будут. Ну, например, как доказательства выискивать? По поиску доказательств норм нет, и не место им в уставах. Это, очевидно, придется вносить в законопроект. И последнее, на чем я хотел остановиться, - это на вопросе, который, кстати, не решен ни в КоАПе, ни здесь. Здесь говорится, что решение суда первой инстанции вступает в силу сразу же: вот постановили арестовать и сразу сажают. А если человек отсидел несколько дней, пять-семь дней, и суд второй инстанции отменил решение? Какие тогда нормы, кто будет перед ним извиняться, как это будут ему возмещать? Я думаю, что нам нужно вместе подумать и этот вопрос решить - так или иначе, но единообразно. В целом, я еще раз говорю, этот законопроект, безусловно, нужно принимать, потому что те меры, которые в отношении гражданских лиц применяются, в отношении военных должны быть аналогичными, примерно такими же. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Виктор Иванович Илюхин, пожалуйста. Три минуты. ИЛЮХИН В. И. Спасибо, три минуты... нет необходимости в этом. Я бы хотел сказать одну вещь. Уважаемые коллеги, конечно, надо принимать данные законы, но ко второму чтению надо доработать механизмы арестов, чтобы они были действительно реальными. Или мы породим такую же волокиту, как в гражданских судах, в обычных судах, или все-таки меры будут применяться оперативные и правильные. Но я хотел бы сказать и о другой вещи. Действительно, дисциплина в Вооруженных Силах на невысоком уровне и что-то нам надо делать. Но если мы сохраним еще порядок обжалования, кассационного, надзорного обжалования, то, я боюсь, мы просто армию загубим совсем и армия утонет в этой волоките. Поэтому я хотел бы еще предложить Виктору Михайловичу: почему бы вместе с нашим Комитетом по безопасности не рассмотреть вопрос о воссоздании полковых судов? Ведь эта практика использовалась и в царской армии, и в вооруженных силах молодой советской республики. Вот над этим надо подумать. Да, я согласен, есть в Конституции статья 22 - аресты только по судебному решению, но ведь у нас военные служат на самых разных точках, в самых удаленных местах. Я хотел бы предостеречь всех нас при обсуждении этих законопроектов, сказать о той возможной волоките, в которой действительно может утонуть армия. А полковые суды - это один из реальных рычагов воздействия. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Иванович. Представитель правительства всё сказал? Есть ли желание выступить с заключительным словом по этим двум законопроектам? Нет. Коллеги, в порядке докладов первым ставится на голосование проект федерального закона "О порядке применения к военнослужащим дисциплинарного ареста", пункт 15. Кто за то, чтобы принять законопроект в первом чтении? Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 24 мин. 14 сек.) Проголосовало за 403 чел.89,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 404 чел. Не голосовало 46 чел.10,2% Результат: принято Принято. На голосование ставится проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам юридической ответственности военнослужащих и лиц, имеющих специальные звания", пункт 16. Кто за то, чтобы принять законопроект в первом чтении? Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 24 мин. 57 сек.) Проголосовало за 414 чел.92,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 414 чел. Не голосовало 36 чел.8,0% Результат: принято Принято. Пункт 14. Проект федерального конституционного закона "О внесении изменений в статьи 7, 15, 22 и 23 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации заместителя министра юстиции Владимира Увеналиевича Ялунина. Пожалуйста, Владимир Увеналиевич. ЯЛУНИН В. У. Я уже обо всех трех законопроектах сказал в своем выступлении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы доложили, да? ЯЛУНИН В. У. Да, я доложил по всем трем законопроектам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А Москалец будет выступать? Пожалуйста. С места. МОСКАЛЕЦ А. П., фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Чтобы не произошло остановки в реализации только что рассмотренных нами законов о юридической ответственности военнослужащих и о порядке применения к военнослужащим дисциплинарного ареста после вступления их в силу, на ваше рассмотрение также в первом чтении выносится проект федерального конституционного закона о внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О военных судах Российской Федерации". Мы отмечаем, что рассматриваемый проект закона является, по существу, производным по отношению к названным мною федеральным законам и направлен на предоставление военным судам полномочий по рассмотрению и разрешению соответствующих вопросов. Вносимые изменения позволят, мы полагаем, судам рассматривать вопросы о совершении военнослужащими, а также гражданами, проходящими военные сборы, правонарушений, влекущих дисциплинарный арест. Окончательный текст вносимых изменений, конечно, будет тесно связан с текстами законопроектов всего пакета и, возможно, потребует ко второму чтению соответствующей доработки, однако на данный момент каких-либо препятствий к одобрению рассматриваемого проекта федерального конституционного закона не имеется. Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Государственной Думе одобрить его в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, нет вопросов к докладчику? Нет. Желающих выступить? Тоже нет, никто не желает. Кто за то, чтобы одобрить данный законопроект в первом чтении? Прошу проголосовать. Конституционный закон, коллеги. Включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 27 мин. 48 сек.) Проголосовало за 399 чел.88,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 399 чел. Не голосовало 51 чел.11,3% Результат: принято Законопроект одобрен, триста девяносто девять голосов "за".
Заседание № 122
О проекте федерального конституционного закона № 191569-4 "О внесении изменений в статьи 7, 15, 22 и 23 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации" (наделение военных судов полномочиями по рассмотрению грубого дисциплинарного проступка).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к рассмотрению пункта 7. Андрей Викторович Логинов что-то хотел нам по пункту 7 сообщить. Пожалуйста, Андрей Викторович. ЛОГИНОВ А. В., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Мы бы просили пункты 7, 9 и 10 (там должен докладывать официальный представитель правительства Владимир Ялунин, но он болен) перенести на пятницу. Повестка на пятницу переполнена, но тем не менее если появится возможность, может быть, мы тогда включим их в перечень законопроектов первого чтения? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Но завтра будет Совет Государственной Думы. Мы ведь сегодня снимаем с рассмотрения? ЛОГИНОВ А. В. Да, сегодня снимем с рассмотрения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А завтра на Совете Государственной Думы определимся уже с датой рассмотрения. ЛОГИНОВ А. В. Спасибо.