Заседание № 90
12.04.2013
Вопрос:
О проекте федерального закона № 191515-6 "О внесении изменения в статью 71 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в части установления второго единого дня голосования на дополнительных выборах в органы государственной власти всех уровней и органы местного самоуправления).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5477 по 5705 из 6443
18-й пункт повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 71 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Доклад депутата Государственной Думы Михаила Владимировича Дегтярёва. Пожалуйста. ДЕГТЯРЁВ М. В. Уважаемые коллеги, уложусь в тридцать секунд. На сегодняшний день у нас есть единый день голосования - в сентябре, но практика показывает, что у нас очень много дополнительных выборов, особенно в органы местного самоуправления, досрочных выборов, которые не могут быть назначены на сентябрь или - в перспективе может так получиться - на декабрь 2016 года, совместно с выборами депутатов Государственной Думы. В связи с этим дополнительные выборы по-прежнему проводятся в разные дни, практически каждую неделю в воскресенье в нескольких регионах, в нескольких муниципальных образованиях. Это не такая большая нагрузка, но она создаёт большие трудности, связанные с обеспечением информирования граждан о выборах, с агитацией, с явкой и так далее, поэтому я предложил только для дополнительных выборов, досрочных, установить второй единый день голосования - весной, в марте. Вот и всё. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Содоклад члена комитета по конституционному законодательству Вяткина Дмитрия Фёдоровича. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет внимательно рассмотрел данную законодательную инициативу. Действительно, у нас в настоящий момент выборы могут проводиться не только в единый день голосования, в случае досрочного прекращения полномочий выборных лиц, в первую очередь депутатов, в случае необходимости проведения дополнительного голосования, замещения вакантных мандатов по одномандатным округам выборы назначаются в сроки, определённые законом, а зачастую, если два дня будет проходить голосование, эти сроки могут даже неоправданно удлиниться. Это связано с тем, что необходимо заполнять существующие вакансии. Мы с вами приняли законодательную инициативу - она стала законом - о введении в нашей стране единого дня голосования один раз в год. По мнению комитета, практика применения данного закона всё-таки должна устояться, должна быть проанализована, поэтому внесение изменений в настоящий момент в данной части в закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме..." комитет считает нецелесообразным, но признаёт, что, конечно же, избирательное законодательство нужно оценивать, нужно оценивать практику его применения вместе с избирательными комиссиями, и так или иначе время от времени мы туда какие-то изменения будем вносить. Комитет предлагает данный законопроект отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы, уважаемые коллеги? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Локоть Анатолий Евгеньевич, пожалуйста. ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемый Дмитрий Фёдорович, ну, хорошее объяснение: пусть практика устоится, наберёмся опыта - отлично, так можно объяснить всё что угодно, но мы же должны, вообще говоря, смотреть и на последствия тех решений, которые мы с вами принимаем, просчитывать какие-то самые простые варианты, ну не на уровне алгебры, но хотя бы на уровне арифметики. В связи с тем что мы приняли решение о едином дне голосования, вот, например, в Новосибирской области получается так: городской совет должен продлить свои полномочия, и там в единый день голосования начинают сходиться выборы в городской совет, в областное законодательное собрание, муниципальные выборы в сельской местности и выборы главы администрации Новосибирской области, то есть получается достаточно серьёзный пакет голосований, что, конечно же, не ведёт к чёткости. Ясно, что избирателю будет сложнее... (Микрофон отключён.) ВЯТКИН Д. Ф. Ну, хоть вопрос и не прозвучал, насколько я понимаю, уважаемого Анатолия Евгеньевича смущает возможное обилие бюллетеней на избирательных участках. Такую практику мы проходили на самом деле, и я могу сказать об этом в том числе на собственном примере, я участвую в выборах в разном статусе и в разном качестве уже на протяжении тринадцати лет и могу сказать, что когда выборы различного уровня, в различные выборные органы, различных выборных лиц проходят в один день, то явка, как правило, больше, а денег из бюджета для проведения выборов тратится меньше, это очевидно. Мы, собственно, из этого и исходили, устанавливая единый день голосования, поэтому я могу лишь повторить тот тезис, который я уже озвучил: нужно посмотреть, что покажет практика, и не один раз - вот в прошлом году мы впервые провели выборы в единый день голосования, - а хотя бы на протяжении нескольких лет, и тогда уже делать какие-то выводы, решать, удобно это или неудобно, и тогда, возможно, ещё раз вернёмся к этому вопросу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тарнавский Александр Георгиевич, пожалуйста. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Дмитрий Фёдорович, ну, у нас получается по принципу: то густо, то пусто. Когда мы принимали решение о едином дне голосования раз в год, то были большие сомнения, выдержит ли вся избирательная система, не кажется ли вам, что имеет место ситуация, когда у нас есть один такой ударный день в сентябре, но потом на протяжении года в разных регионах на разных уровнях, особенно муниципальном, всё-таки проходят те или иные выборы досрочно? Как бы не получилась ситуация как с муниципальным фильтром, по поводу которого мы вносим законопроекты. Всё-таки надо дать запасной день в первой половине года, для того чтобы органы власти не занимались постоянно избирательной деятельностью, а иногда и работали. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Александр Георгиевич, к муниципальному фильтру данная ситуация, конечно, не имеет никакого отношения, но я напомню предложение нескольких политических партий, которые представлены в настоящий момент в Государственной Думе, напомню, чем руководствовались наши коллеги из различных партий, аргументация звучала следующая. В течение года партия непрерывно находится в состоянии предвыборной кампании, потому что выборы различных уровней в том или ином регионе, в том или ином муниципалитете фактически были поделены между двумя днями голосования, и, выходя из одной предвыборной кампании, все участники политического процесса, включая избирательные комиссии, включая политические партии, кандидатов, входили в следующую избирательную кампанию, таким образом, предвыборная кампания длилась фактически круглогодично. Это был один из аргументов. И поверьте мне, я сам занимался выборами и политической работой в регионе и могу это подтвердить: всё это шло вот просто круглый год, выпадало единственно несколько дней после Нового года, а всё остальное время был режим предвыборной кампании. И мы согласились с нашими коллегами и действительно облегчили работу, систематизировали, а самое главное - сэкономили бюджетные средства, установив один-единственный день. В случае необходимости, когда это указано в законе, выборы могут быть проведены в другой день. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Поневежский Владимир Александрович, пожалуйста. ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Рассматриваемым законопроектом предлагается установить в Российской Федерации второй единый день голосования на дополнительных выборах органов государственной власти всех уровней и органов местного самоуправления. Однако только прошлой осенью мы приняли федеральный закон № 157-ФЗ, внеся изменения, в частности, в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", касающиеся установления единой системы назначения выборов и единого дня голосования, и в настоящее время днём голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в органы местного самоуправления является второе воскресенье сентября года, если окончание срока полномочий не совпадает с годом проведения выборов в Государственную Думу. В действующем федеральном законе предусмотрена также возможность проведения дополнительных выборов как регионального и местного уровней, так и федерального уровня в иные дни голосования. Таким образом, вопросы назначения выборов всех уровней действующим законодательством приведены в единую систему и отрегулированы в полном объёме. Принимая во внимание, что принятые осенью изменения вступили в силу только с 1 ноября 2012 года и практика применения норм, касающихся установления единого дня голосования, до настоящего времени ещё не сформирована, внесение предлагаемых изменений в указанный закон представляется преждевременным. В этой связи фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживает данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Руденко Андрей Викторович. РУДЕНКО А. В. Спасибо, Александр Дмитриевич. Наша фракция поддержит коллегу Дегтярёва, потому что самые главные здесь слова - это "дополнительные выборы". Знаете, после того как мы ввели единый день голосования, у нас, к сожалению, многие губернаторы стали пользоваться своим правом и начали зачищать таким образом глав муниципальных образований, глав посёлков и так далее, и тому подобное - буквально каждый месяц проходят различные довыборы; например, у нас в Краснодарском крае недавно проходили довыборы в тридцати пяти муниципальных образованиях различного уровня, сорока двух и так далее. Этим пользуются "умные" губернаторы, которые в этот период распускают просто... ну, глава в результате уходит в отставку по болезни или по собственному желанию и так далее, и назначаются довыборы. Что мы получаем? Я не беру Краснодарский край: мы уже обогнали Чечню по фальсификации результатов голосования за одну партию, у нас 95-96 процентов - ура, ура! Вот, скажем, как в Анапе было: явка на 14 часов составила 8 процентов, почти никто не пошёл на эти выборы, а к 18.00 - 38 процентов! Ну это уже смешно! Можно взять другие регионы, где явка составляет 80 процентов и, допустим, побеждает кандидат, который 30 процентов набирает, хотя всего 3 процента населения его поддерживает. Мы совсем уже замордовали наших избирателей - они не хотят ходить на эти выборы, не хотят слышать о них! Они и не знают, какие выборы, кто проводит, как проводит, несмотря на всю агитацию и тому подобные вещи, которые проводят различные партии. Поэтому, конечно, есть смысл убрать вот эти хитрости, на которые идут многие губернаторы, и сказать: если вы хотите, допустим... Вот как у нас сейчас? Воробьёва назначили исполняющим обязанности, он до 8 сентября будет исполнять обязанности, а потом будет участвовать в выборах, избираться губернатором, то же самое и по выборам глав муниципальных образований и по другим надо сделать: назначать исполняющим обязанности, пусть участвует в дополнительных выборах в день голосования, если ждать долго, если, допустим, в ноябре или в октябре его убрали, то давайте где-нибудь в марте установим день голосования для дополнительных выборов, чтобы не было у нас годового разрыва, - в этом ведь суть законопроекта. Концепция нормальная, и фракция поддержит данный проект закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Михаил Владимирович Дегтярёв, пожалуйста. ДЕГТЯРЁВ М. В. Андрей Викторович Руденко обратил внимание на то, что я хотел ещё раз подчеркнуть, - что это касается дополнительных выборов, потому что предыдущие ораторы, те, кто задавал вопросы, увели куда-то не в ту степь, вообще говоря, нашу дискуссию. Прошу все фракции поддержать этот законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента, правительства? Комитет? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 71 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 42 мин. 05 сек.) Проголосовало за 178 чел.39,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 178 чел. Не голосовало 272 чел.60,4 % Результат: не принято Отклоняется законопроект.