Заседание № 32
О Федеральном законе "О внесении изменения и дополнения в статью 13 Семейного кодекса Российской Федерации" (проект № 191278-3; об условиях и порядке получения разрешения на вступление в брак лиц в возрасте от 14 до 16 лет; в связи с отклонением закона Советом Федерации).
Рассмотрение закона, отклоненного СФ
Теперь отклоненные федеральные законы. Пункт 5, о Федеральном законе "О внесении изменения и дополнения в статью 13 Семейного кодекса Российской Федерации". Доклад члена Комитета по делам женщин, семьи и молодежи Александра Александровича Сизова. Пожалуйста. СИЗОВ А. А., фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Федеральный закон "О внесении изменения и дополнения в статью 13 Семейного кодекса Российской Федерации" был принят Государственной Думой 30 октября 2002 года. 13 ноября 2002 года указанный закон был отклонен Советом Федерации. Совет Федерации отказался также от создания согласительной комиссии по данному федеральному закону. Законом предполагалось перевести на федеральный уровень установление порядка и условий, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет. Сейчас эти вопросы в соответствии с пунктом 2 статьи 13 Семейного кодекса решаются законами субъектов Российской Федерации. Такие законы приняты в двадцати двух регионах. Подход к решению проблемы в каждом регионе разный: разные условия, разный возраст (где четырнадцать лет, где пятнадцать лет, где возраст вообще не указан), разные органы принимают решение (где на местном уровне, где на уровне администрации региона). Фдеральный закон, исходя прежде всего из интересов защиты прав несовершеннолетних, оказавшихся в критической ситуации, вводил единый по всей России порядок получения разрешения на ранние браки: устанавливал предельный минимальный возраст не ниже четырнадцати лет, при достижении которого вопрос о получении разрешения на брак при наличии особых обстоятельств - подчеркиваю: особых обстоятельств, прежде всего беременности, - мог стать предметом рассмотрения органа местного самоуправления. Закон был воспринят неоднозначно: некоторыми он расценивался как попытка узаконить ранние браки, изменить брачный возраст с восемнадцати до четырнадцати лет. Произошло это не без участия средств массовой информации. В результате в отношении закона сформировалось негативное общественное мнение. В данной ситуации комитет с пониманием воспринял мнение представителей регионов, членов Совета Федерации, о нецелесообразности в настоящее время менять существующий порядок заключения браков лицами моложе шестнадцати лет. Тем не менее проблема ранних браков существует, но пока не найдено такое правовое решение, которое не вызывало бы подобной негативной реакции. Настаивать на этом законе, видимо, не стоит. Необходимы тщательное изучение и всесторонняя оценка общественного мнения. С учетом изложенного Комитет по делам женщин, семьи и молодежи предлагает сегодня согласиться с Советом Федерации и снять Федеральный закон "О внесении изменения и дополнения в статью 13 Семейного кодекса Российской Федерации" с рассмотрения Государственной Думой. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Александрович. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы по данному докладу? Плетнёва Тамара Васильевна, пожалуйста. ПЛЕТНЁВА Т. В. Александр Александрович, спасибо, что вы всегда докладчик от комитета по делам женщин. Вопрос у меня следующий. Как вы считаете, следует ли вообще идти на поводу у средств массовой информации, которые, совершенно не разобравшись, на мой взгляд, в идее данного закона, лишают сегодня детей, которые родились уже... Не спросили вот их, они взяли и родились у мамы, которой четырнадцать лет, и они сегодня не имеют возможности носить фамилию отца своего и являются незаконнорожденными. Как вы вот к этому относитесь? На мой взгляд, нельзя этот закон снимать. СИЗОВ А. А. Я думаю, уважаемая Тамара Васильевна, еще общество наше к этому не готово, вот судя по той реакции, и не только средств массовой информации, всё же Совет Федерации - довольно-таки солидный орган, который отклонил этот закон. Но возвращаться к этому, наверное, - вы абсолютно правы - необходимо, как это сделано, к примеру, в Голландии, во Франции. Во Франции с пятнадцати лет разрешено официально, разрешает, правда, только президент, в Голландии - верховный суд. Поэтому к этому вопросу надо, видимо, готовить общество, и в перспективе, я думаю, над этим будем работать, и наш комитет в том числе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нет больше вопросов? Присаживайтесь, Александр Александрович. Выступления. Пожалуйста, Митрофанов Алексей Валентинович. Ну, не более одного выступления от депутатского объединения. От ЛДПР - Митрофанов. Пожалуйста. МИТРОФАНОВ А. В. Уважаемые коллеги, я считаю, что рано снимать этот закон с рассмотрения, и я здесь согласен с коммунистами - как мы часто с ними по многим вопросам согласны, - с депутатом Плетнёвой, что действительно дети, родившиеся от молодых, несовершеннолетних родителей, лишаются фактически отцов. И вообще вся наша политика бестолковая в этом вопросе, да как и в других вопросах, собственно, тоже. Мы должны не примеры Голландии здесь приводить, что там президент Голландии... В Голландии вообще нет рождаемости, к вашему сведению. Нам нужна рождаемость, нам нужно всячески содействовать рождаемости в стране, в том числе и среди несовершеннолетних, потому что они как раз рожают по идейным и прочим, так сказать, основаниям, эмоциональным. Потом уже, с двадцати лет, начинаются расчеты: деньги, квартира, могу ли я содержать... А до восемнадцати лет как раз эмоциональная волна, и это существенный фактор прироста. А мы делаем всё, чтобы это ограничить. То есть мы сознательно ведем политику на ограничение рождаемости. Ну молодцы! Ну чудесно! И говорим: ранние браки - это плохо, это то-сё, причем с советского времени эта глупость идет. То есть делается всё, чтобы у нас меньше народа проживало на нашей великой территории. Да мы можем прокормить шестьсот миллионов, миллиард человек на нашей территории - на 17 миллионах квадратных километров! А у нас каждый год на семьсот тысяч падает количество людей проживающих, в том числе из-за такой политики. Полное содействие! Надо с четырнадцати лет вообще дать все права: право вступать в брак, право избирать, давать паспорта. Мы должны делать всё для того, чтобы вот эти люди в возрасте четырнадцати - восемнадцати лет, когда нет соображений, так сказать, экономических и всяких расчетов, рожали. И потом, они могут рожать по состоянию здоровья, пока еще могут, пока еще не обдолбались окончательно наркотиками. Поэтому надо делать всё для этого, а мы делаем всё наоборот! В Советском Союзе презирали тех, кто рожал в школе, это был ужас, вызывали родителей, вели с ними работу. И вся эта политика привела нас к развалу, потому что у нас никто не рожает, а в Китае в одной провинции 40 миллионов человек живут, в пограничной провинции, и рожают, а еще больше рожают в Индии, там вообще нет ограничений по рождаемости. Вот увидите, через двадцать - тридцать лет Индия вообще сделает всех, и китайцев в том числе, потому что они рожают, они развиваются. А мы всё думаем, что увеличение ВВП в два раза - это и есть показатель развития страны. Чушь, увеличение не ВВП в два раза, а количества людей в два раза - вот показатель того, что страна динамично развивается! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Валентинович. От КПРФ - пожалуйста, Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Вообще, уважаемые коллеги, хочу просто предупредить вас, что не Дума, а какая-то похоронная команда получается: вот еще один закон, который касается интересов наших детей, мы, политики, сегодня отправляем на кладбище! Просто мне бы хотелось обратиться к тем депутатам, которые вновь избраны сейчас. Я помню выступление Олега Николаевича Смолина, когда он обращался к Исаеву. Исаев испытывал восторг по поводу того, что он закопал старые законы и предложил новые. Мне бы хотелось удержать от преждевременных восторгов, с тем чтобы не думали, что до вас здесь ничего не делалось. На самом деле вот эта поправка в Семейный кодекс - это результат трехлетней работы Комитета по делам женщин, семьи и молодежи во главе со Светланой Петровной Горячевой. На самом деле если мы сейчас вот этот закон снимем с дальнейшего рассмотрения, не преодолеем вето Совета Федерации, то будет еще одна лазейка для педофилов, с тем чтобы они нравственно растлевали наших детей. Почему? Потому, что только двадцать два региона приняли свои законы и складывается буквально абсурдная ситуация: в Московской области можно четырнадцатилетней девочке вступать брак, а в самой Москве нельзя. В отдельных регионах вообще нет нижней границы, то есть получается, что можно с трехлетней девочкой вступить в брак. Подумайте, какой закон мы сейчас снимаем с рассмотрения! Мне бы не хотелось, чтобы это было отдано на откуп только субъектам Федерации. Вот эта поправка регулирует на самом деле случаи, исключительные случаи вступления в брак, регистрации брака. Нельзя и дальше оставлять вот этот правовой пробел, а ссылки на заключение Совета Федерации и мнение госпожи Петренко абсолютно несостоятельны. Александр Александрович очень убедительные аргументы привел, вот только хорошо бы был другой вывод: внимательно вчитайтесь в вот эту поправку, уважаемые коллеги, и вы поймете, что нельзя сейчас снимать вот этот закон с рассмотрения. А нежелание Совета Федерации создать согласительную комиссию - ну что ж, это его проблемы. На самом деле у нас есть путь, мы можем сейчас преодолеть вето Совета Федерации, и я предлагаю пойти этим путем, выступить против снятия вот этого закона. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Горячева Светлана Петровна, пожалуйста. ГОРЯЧЕВА С. П., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Да, действительно, эта поправка в Семейный кодекс разрабатывалась в прошлом созыве Государственной Думы, она не спонтанно родилась, и не ранние браки этой поправкой мы разрешали. Посмотрите сегодняшнее, действующее законодательство, статью 13 закона, - там ведь субъектам Федерации предоставлено право снижать возраст, разрешать вступать в брак тем лицам, которые моложе шестнадцати лет, но без ограничения нижнего предела. И вот то, что сказала Нина Александровна, - это объективная реальность: уже несколько, по крайней мере три субъекта Федерации приняли свои законы, в которых разрешены браки фактически с пятилетним ребенком, с трехлетним ребенком. Извините, но это просто-напросто возможность для педофила, который развратил этого ребенка, потом уйти от уголовной ответственности, прикрывшись вот этим самым штампом, так скажем, в соответствующем документе. Вот ведь на самом деле что происходит! Когда рассматривался вопрос в Совете Федерации, там глубоко не вникли в эту ситуацию. Более того, я считаю, что при голосовании по этому закону победило, так скажем, педофильное лобби на самом деле, а не какая-то другая точка зрения. Конечно, я понимаю, что сейчас большинство в этом составе Государственной Думы проголосуют за то, чтобы снять закон с рассмотрения, но проблема-то на самом деле остается. И подумайте, кому мы в этой ситуации создаем лазейки для возможности ухода от уголовной ответственности?! Более того скажу, в этом законе мы предусмотрели очень серьезный механизм защиты, и если любая из сторон - органы опеки и попечительства, родители, кто угодно - не согласна с таким ранним браком, в этом плане у него есть право обратиться в суд и брак не заключается до тех пор, пока именно в судебной инстанции не поставят последнюю точку в этом очень непростом вопросе. Вот поэтому я тоже считаю, что решение снять законопроект с рассмотрения сегодня преждевременное, может быть, комитету нужно еще позаниматься, провести консультации. Но самое интересное, что, когда мы работали над законопроектом, вносили и рассматривали, на него было положительное заключение президента, положительное заключение правительства, положительное заключение Комитета Совета Федерации по социальной политике, и вдруг, в одночасье, как будто по чьему-то телефонному звонку, все поменяли свою точку зрения к моменту, когда этот вопрос начал рассматриваться Государственной Думой. Более того, я хочу сказать вам, что в том составе Думы этот законопроект был принят конституционным большинством голосов. Насколько я помню, триста шесть депутатов за него проголосовали. Вот сейчас мне интересно знать, как Государственная Дума, которая конституционным большинством голосовала за законопроект, будет его с легкостью снимать с рассмотрения. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Лахова Екатерина Филипповна. ЛАХОВА Е. Ф., председатель Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи, фракция "Единая Россия". Уважаемые депутаты, мы сегодня с рассмотрения снимаем закон, который в той форме, в которой представлен, был отклонен Советом Федерации, который отказался создавать согласительную комиссию с Государственной Думой. Проблема сегодня существует, и проблему эту никто не снимает, поэтому рабочая группа в комитете создана, для того чтобы данную проблему можно было вынести в другой форме. И мы приглашаем тех, кто хотел бы подключиться к разработке следующего законопроекта: приходите к нам в комитет, в нашу рабочую группу. Так что проблемой мы будем заниматься, а пока ею будут заниматься субъекты Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли необходимость выступить полномочному представителю правительства? Пожалуйста, Андрей Викторович. ЛОГИНОВ А. В., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Правительство полностью поддерживает решение комитета и точку зрения, которую сейчас высказала Екатерина Филипповна Лахова. Действительно, эту проблему надо продолжать обсуждать и решать. Но имейте в виду: ведь норм действующего законодательства вполне достаточно для того, чтобы пресечь те негативные явления, с которыми мы сталкиваемся в нашей жизни. И речь тут в большей степени идет о выполнении законов, чем об их совершенствовании и переписывании. Поэтому мы считаем, что данный закон необходимо отклонить, снять с дальнейшего рассмотрения, а правительство готово участвовать на всех этапах в разработке действительно действенных, эффективных, скоординированных поправок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, полномочный представитель президента. Нет. Докладчик? Заключительное слово, пожалуйста, Александр Александрович. СИЗОВ А. А. Уважаемые депутаты, я хотел бы только добавить, что абсолютное большинство регионов высказалось против инициативы представительной власти, и поэтому считаю, что мы должны прислушаться к этому мнению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Переносим на "час голосования" данный закон.
Вопрос 5, о Федеральном законе "О внесении изменения и дополнения в статью 13 Семейного кодекса Российской Федерации". Ставится на голосование с формулировкой: снять с повторного рассмотрения. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 11 мин. 34 сек.) Проголосовало за 286 чел.63,6% Проголосовало против 97 чел.21,6% Воздержалось 3 чел.0,7% Голосовало 386 чел. Не голосовало 64 чел.14,2% Результат: принято Принимается.
Заседание № 197
О проекте федерального закона № 191278-3 "О внесении изменения и дополнения в статью 13 Семейного кодекса Российской Федерации" (об условиях и порядке получения разрешения на вступление в брак лиц в возрасте от 14 до 16 лет).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 5: проект федерального закона "О внесении изменения и дополнения в статью 13 Семейного кодекса Российской Федерации". Светлана Петровна Горячева, пожалуйста. ГОРЯЧЕВА С. П. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! На ваше рассмотрение в третьем чтении выносится проект Федерального закона "О внесении изменения и дополнения в статью 13 Семейного кодекса Российской Федерации". Во втором чтении законопроект был принят 23 октября этого года, за него проголосовали 380 депутатов. Напомню вам, что сейчас в Семейном кодексе отсутствует нижний предел ограничения возраста для тех, кто желает вступить в брак, и мы этим законопроектом вводим этот нижний предел. Второе. Устанавливается единый по всей России порядок разрешения на вступление в брак молодым людям, и предусматривается это только в порядке исключения, при наличии особых обстоятельств. При подготовке законопроекта к третьему чтению соблюдены все требования Регламента. Законопроект прошел правовую и лингвистическую экспертизу в Правовом управлении Аппарата Государственной Думы. Замечаний нет, внутренних противоречий не установлено. Окончательный текст законопроекта полностью соответствует законопроекту, принятому во втором чтении. Уважаемые депутаты, комитет просит принять закон в целом. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы к Светлане Петровне Горячевой? Нет вопросов. Присаживайтесь, Светлана Петровна. На "час голосования" законопроект выносится.
Законопроект под номером 5 - "О внесении изменения и дополнения в статью 13 Семейного кодекса...". Ставлю на голосование. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 43 мин. 20 сек.) Проголосовало за 403 чел. 89,6% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 403 чел. Не голосовало 47 чел. 10,4% Результат: принято Принимается.
Заседание № 194
О проекте федерального закона № 191278-3 "О внесении изменения и дополнения в статью 13 Семейного кодекса Российской Федерации" (об условиях и порядке получения разрешения на вступление в брак лиц в возрасте от 14 до 16 лет; принят в первом чтении 6 июня 2002 года с названием "О внесении изменения в статью 13 Семейного кодекса Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Рассматриваем пункт 11 повестки дня: проект федерального закона "О внесении изменения и дополнения в статью 13 Семейного кодекса Российской Федерации". Доклад Светланы Петровны Горячевой. Пожалуйста, Светлана Петровна. ГОРЯЧЕВА С. П., председатель Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи, депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! На ваше рассмотрение во втором чтении выносится проект федерального закона "О внесении изменения и дополнения в статью 13 Семейного кодекса Российской Федерации". Напомню вам, что в первом чтении законопроект был принят 27 июня этого года, 330 депутатов за него проголосовали. Напомню также, что законопроект устанавливает единый для всей России порядок дачи разрешения на брак в виде исключения при наличии особых обстоятельств лицам в возрасте от 14 до 16 лет. По действующей сейчас норме не установлен, к сожалению, предельный минимальный возраст для несовершеннолетних при вступлении в брак. Кроме того, порядок и условия получения разрешения на брак устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. Такие законы - мы сделали специальный анализ - были приняты только в 22 субъектах Федерации, а всего их у нас 89. В результате граждане оказались поставленными в неравное положение, хотя решение этого важного вопроса для обеспечения прав несовершеннолетних не должно зависеть от места их проживания и повсеместно должно касаться только граждан не моложе 14 лет. Вот это всё мы заложили в концепцию законопроекта, принятого в первом чтении. Ко второму чтению на законопроект поступило 36 заключений от субъектов права законодательной инициативы, из них 35 одобряют законопроект и рекомендуют принять его во втором чтении. Поправок поступило 11, 10 из них комитет рекомендует принять, 1 - отклонить. Мы благодарны за внимательное изучение законопроекта и представленные поправки Сергею Адамовичу Ковалёву, Борису Борисовичу Надеждину, Законодательному Собранию Вологодской области, Тульской областной Думе. Их поправки мы учли. Мы учли также предложения и поправки Президента Российской Федерации. Что этими поправками сейчас изменено? Комитет согласился с тем, что разрешение на ранний брак в каждом конкретном случае должен давать орган местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, а не высший орган исполнительной власти региона. Как известно, именно органы местного самоуправления одновременно являются органами опеки и попечительства, на которые возложены функции по защите прав несовершеннолетних, поэтому они могут на месте профессионально оценить все обстоятельства и принять правильное решение с учетом интересов несовершеннолетних и с учетом мнения их родителей. Кроме того, именно органы местного самоуправления дают в настоящее время разрешение на брак лицам в возрасте от 16 до 18 лет и имеют в этом многолетнюю практику. Во-вторых, мы отказались от закрытого перечня особых обстоятельств, при наличии которых может быть дано разрешение на ранний брак. Это позволит индивидуально, в каждом конкретном случае решать судьбу молодых людей. Другие принятые поправки носят уточняющий характер. Отклонена только одна поправка, депутата Вульфа, потому что она фактически противоречит концепции самого законопроекта. Мы никак не можем согласиться с его предложением о том, что вступать в брак возможно и лицам моложе 14 лет, если они достигли половой зрелости. Для брака одной половой зрелости недостаточно, необходима и определенная психологическая зрелость, и правоспособность. А уже сегодня действующим законодательством, и в частности статьей 28 Гражданского кодекса, граждане в возрасте до 14 лет признаются малолетними и полностью недееспособными. Вот этим мы и руководствовались, решая вопрос по поправке депутата Вульфа. До этого я еще раз сказала, что принятие поправки противоречило бы концепции самого законопроекта - установить нижний потолок, или минимальный возраст, для вступления в брак. Других отклоненных поправок практически нет. Законопроект прошел экспертизу в Правовом управлении Аппарата Государственной Думы. Мы получили поддержку комиссии Совета Федерации по вопросам молодежи по второму чтению законопроекта. Уважаемые депутаты, комитет просит одобрить таблицы принятых и отклоненных поправок и принять законопроект во втором чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Светлана Петровна. Есть ли вопросы по таблице 1? Нет? Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы согласиться с предложением комитета в части принятия поправок? Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 56 мин. 53 сек.) Проголосовало за 370 чел. 82,2% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 3 чел. 0,7% Голосовало 373 чел. Не голосовало 77 чел. 17,1% Результат: принято Принимается. Будут ли вопросы по поправке, которую комитет рекомендует к отклонению? Нет. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть вопрос. Депутат Вульф. (Шум в зале.) Потише! ВУЛЬФ А. Ю. Я прошу все-таки эту поправку вынести на отдельное голосование. (Выкрики из зала.) Да, я могу сразу обосновать эту поправку. Дело в том, что действительно лица до 14 лет признаются недееспособными, однако при этом давайте вдумаемся в какую-то конкретную ситуацию из тех, которые, к сожалению, достаточно часто происходят. Например, нежелательная беременность, которая иногда наступает и в возрасте до 14 лет, в частности в национальных республиках. В этой ситуации мы не даем возможности людям заключить брак, и те девушки, которые попадают вот в такую ситуацию в возрасте до 14 лет, оказываются изначально либо матерями-одиночками, либо в крайне сложном психологическом положении. На мой взгляд, такая тонкая сфера, как сфера интимной жизни, не может регулироваться четко законодательством, и в данном случае это может привести к неадекватным последствиям, к тому, что просто-напросто поломается судьба у какой-то девушки, которая совершила ошибку и теперь будет вынуждена за эту ошибку платить всю оставшуюся жизнь. Мы отказываем ей в возможности вступить в брак. Давайте вспомним Ромео и Джульетту, ей тоже было, по-моему, 14 лет, и она не могла бы выйти замуж за Ромео вот по данному закону. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Светлана Петровна. ГОРЯЧЕВА С. П. Уважаемые депутаты, поправка Вульфа противоречит той концепции, которую мы приняли в первом чтении. Концепция заключалась в том, чтобы установить нижний предел, ниже которого уже нельзя вступать в брак, потому что, извините, и в три года, с горшка, мы сегодня девочку можем отдать замуж. Кому это нужно в нашей стране, сами подумайте? Это первое. Второе. Еще раз подчеркиваю, что эта поправка депутата Вульфа противоречит статье 28 Гражданского кодекса, которая до 14 лет делает наших детей полностью неправоспособными, недееспособными. Нельзя ее принимать, эту поправку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Митрофанов, по мотивам, пожалуйста. МИТРОФАНОВ А. В. Мы поддерживаем депутата Вульфа и считаем, что он правильно поставил вопрос. Мы, как государство, заинтересованы в деторождаемости прежде всего, уважаемая Светлана Петровна. Наша забота о моральном облике довела страну до того, что уже никто не рожает. Поэтому все меры и все возможности для того, чтобы рождались дети и чтобы нас было больше, чем китайцев, а не наоборот, - вот все эти меры и нужно применять. Вы смеетесь, но это главный показатель, не ракетное оружие, не жизненный уровень, а деторождаемость - вот что будет определять великую державу. В Китае, в Пекине, за полчаса можно в гостинице оформить ребенка и забрать его, увезти, я вам дам адрес. Можно приехать, ребенка оформить и увезти. А чтобы у нас оформить ребенка, допустим, даже взять, нужно годы потратить и заплатить дикие взятки. Но мы еще и молодежи не даем рожать там в 13 лет, ну, когда получилось так. Ну в чем дело? Мы должны всячески способствовать этому. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Светлана Петровна, вы попозже ответите. Лекарева Вера Александровна, пожалуйста, по мотивам. ЛЕКАРЕВА В. А. Спасибо, Геннадий Николаевич. Уважаемые депутаты, я хочу высказать в поддержку доводов Светланы Петровны вот какие замечания. С рождаемостью у нас как раз неплохо в том смысле, что у нас 25 тысяч малолетних детей вывезено за пределы Российской Федерации. Важно не повысить рождаемость, а важно оставить ребенка в семье, чтобы он был здоровый, чтобы родители о нем беспокоились и заботились. А когда девушка в 12-13 лет рожает ребенка и бросает его - этим мы с вами демографический кризис не остановим. Поэтому я прошу, уважаемые депутаты, согласиться с доводами нашего комитета. Поверьте, мы самым внимательным образом рассмотрели все поправки, выбрали рациональное зерно. Мы с вами в первую очередь должны стоять на страже интересов семьи, интересов детей, в том числе несовершеннолетних детей, которые попали в тяжелую жизненную ситуацию. Прошу поддержать предложение нашего комитета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Светлана Петровна, заключение, и мы голосуем. ГОРЯЧЕВА С. П. Я еще раз подчеркиваю то, что уже сказала: поправка депутата Вульфа противоречит концепции законопроекта об установлении минимального предельного возраста, поэтому она не может быть поддержана. Я согласна с Верой Александровной, она мотивы уже фактически привела. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, будьте внимательны. Постановка вопроса для голосования будет следующая: кто за то, чтобы поправку депутата Вульфа принять? Мнение комитета - отклонить. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 02 мин. 15 сек.) Проголосовало за 26 чел. 5,8% Проголосовало против 137 чел. 30,4% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 164 чел. Не голосовало 286 чел. 63,6% Результат: не принято Поправка не принимается. Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы законопроект принять во втором чтении? Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 02 мин. 49 сек.) Проголосовало за 380 чел. 84,4% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 380 чел. Не голосовало 70 чел. 15,6% Результат: принято Спасибо, Светлана Петровна. Законопроект принимается во втором чтении, готовьте к третьему.
Заседание № 181
О проекте федерального закона № 191278-3 "О внесении изменения в статью 13 Семейного кодекса Российской Федерации" (об условиях и порядке получения разрешения на вступление в брак лицу в возрасте от 14 до 16 лет).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ОСТАНИНА Н. А., Агропромышленная депутатская группа. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Я прошу внести изменения в порядок рассмотрения вопросов, обсуждаемых в первом чтении, поставив вместо законопроекта под номером 8 законы под номерами 10 и 11.
Останина Нина Александровна предложила на место закона под пунктом 8 перенести законы под пунктами 10 и 11. Пожалуйста, ваша мотивация. (Шум в зале.) Уважаемые депутаты, пожалуйста, потише. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемые коллеги, основным докладчиком по этому вопросу является председатель нашего Комитета по делам женщин, семьи и молодежи Светлана Петровна Горячева. Но вы знаете, что она сейчас находится под наблюдением врачей и просто физически не может очень долго находиться в зале. Понятно наперед, что законопроект "О выборах депутатов..." займет очень много времени, поэтому я просила бы от имени нашего комитета поставить после закона под пунктом 7 законы под пунктами 10 и 11, а затем рассматривать закон под пунктом 8 и далее по порядку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть другие точки зрения? Митрофанов, пожалуйста. МИТРОФАНОВ А. В. Вы знаете, просто удивительно! Ну почему надо переносить в таком срочном порядке закон, который никакой срочности не имеет, который имеет фундаментальные свойства? Мы упорно не рассматриваем вопрос о наводнении - и просим в связи с состоянием здоровья депутата переносить это? Да вы что? Ну, послушайте, нельзя так делать! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы против, да? МИТРОФАНОВ А. В. Надо государственные вопросы прежде всего рассматривать, фундаментальные, а не отдельные, имеющие прикладное значение, будем так говорить, изменения в статьи Уголовного кодекса. (Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, дискуссия заканчивается. Только за и против. Кто за то, чтобы поддержать предложение депутата Нины Александровны Останиной по переносу рассмотрения пунктов 8, 10, 11? Просто меняется порядок. Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 45 мин. 22 сек.) Проголосовало за 188 чел. 66,2% Проголосовало против 96 чел. 33,8% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 284 чел. Не голосовало 0 чел. Результат: принято Принимается. Олег Иванович, пожалуйста. (Шум в зале.) Потише, коллеги, в зале очень шумно. КОВАЛЁВ О. И., председатель Комитета Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы, фракция "Единство". Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Есть механизм голосования по процедурным вопросам, а вот это неправильно. Потому что мы принимали порядок работы за основу 226 голосами, а порядок работы предусматривает не только набор вопросов, которые палата должна рассмотреть, но и хронологию их рассмотрения. Поэтому мы должны это преодолевать теми же 226 голосами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А как в Регламенте записано? Олег Иванович, в Регламенте так записано? Ведь не случайно группа электронного голосования в память закладывает порядок, они берут всё из Регламента. КОВАЛЁВ О. И. У нас, к сожалению, порядок работы принимается 226 голосами, а потом в ходе заседания мы вносим изменения как процедурные. Это неправильно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это в Регламенте такая запись, да? КОВАЛЁВ О. И. Нет такой прямой записи в Регламенте. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я попрошу, чтобы нам все эти споры прекратить, депутатов, входящих в группу контроля за голосованием через электронную систему: возьмите, пожалуйста, Регламент и определитесь с программой, заложенной в компьютере. Операторы наши ведь не должны ничего выдумывать самостоятельно. (Шум в зале.) Депутат Надеждин, пожалуйста. (Шум в зале.) Тише, тише! НАДЕЖДИН Б. Б., фракция "Союз Правых Сил". Коллеги, при всей важности вопросов не все поняли, что здесь нужно нажимать "против". Действительно, вопрос регламентный. Приехал Вешняков на рассмотрение законопроекта о выборах Госдумы. Прошу вернуться к голосованию по порядку рассмотрения вопросов с 8-го по 11-й. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставлю на голосование: вернуться к голосованию по этому вопросу. (Выкрики из зала.) Я не вижу, кто по порядку ведения? Юшенков? Хорошо. Там Митрофанов загородил вас... Сейчас. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 47 мин. 35 сек.) Проголосовало за 216 чел. 69,7% Проголосовало против 94 чел. 30,3% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 310 чел. Не голосовало 0 чел. Результат: принято Пожалуйста, депутат Юшенков. (Шум в зале.) Потише, потише! ЮШЕНКОВ С. Н. Уважаемые депутаты, к принятым решениям не возвращаются, их отменяют. Поэтому вот сейчас было неправильное голосование с точки зрения нашего Регламента. (Выкрики из зала.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Подождите! Кто за то, чтобы вернуться к голосованию по отмене ранее принятого решения? (Выкрики из зала.) Нет, я этого не сказал, а сейчас я это говорю. На этом настаивает депутат Юшенков, и он прав. Пожалуйста, голосуйте. Для принятия решения по отмене предыдущего голосования. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 48 мин. 34 сек.) Проголосовало за 238 чел. 65,9% Проголосовало против 123 чел. 34,1% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 361 чел. Не голосовало 0 чел. Результат: принято Ясно, вернулись. Кто за то, чтобы отменить ранее принятое решение о порядке рассмотрения пунктов 8, 10, 11? Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 49 мин. 10 сек.) Проголосовало за 243 чел. 54,0% Проголосовало против 48 чел. 10,7% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 291 чел. Не голосовало 159 чел. Результат: принято То есть, коллеги, просто остался тот же самый порядок, тот же порядок, мы ничего не сняли. По ведению - Апарина Алевтина Викторовна. АПАРИНА А. В. Уважаемые коллеги, ну с таким обратились пустяковым вопросом! Нужен же чисто человеческий подход. Светлана Петровна не совсем здорова из-за аварии автомобильной. Любой мог попасть в нее. Она хочет сама представить этот законопроект, поскольку он очень важный (я обращаюсь к коллеге Митрофанову) - по защите нравственности детей, по защите чести и достоинства, и взрослых. Поэтому я обращаюсь с просьбой слово дать Светлане Петровне для обоснования. И к вам обращаюсь, уважаемые коллеги! Давайте уйдем на лето с чистой совестью и добрыми намерениями, и душой чистой, давайте проголосуем и удовлетворим просьбу Светланы Петровны. Я очень вас прошу! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, пожалуйста, Светлана Петровна Горячева. ГОРЯЧЕВА С. П., председатель Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи, депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. Спасибо, Геннадий Николаевич. Уважаемые депутаты, я вас очень прошу поставить первыми среди законопроектов первого чтения вот эти два закона - по статье 13 Семейного кодекса и об усилении уголовной ответственности за сексуальную эксплуатацию и растление детей. Я специально приехала для того, чтобы доложить эти законопроекты, я готова это сделать. И я считаю, что мы не имеем никакого морального права уходить в отпуск, не рассмотрев эти два важных законопроекта, потому что никакие реформы не будут возможны, если наши дети будут оставаться сегодня объектом внимания преступного мира. Я очень вас прошу об этом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно. Ковалёв Олег Иванович, пожалуйста. КОВАЛЁВ О. И. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Вчера на Совете и до этого долго дискутировали, включать ли вообще эти вопросы в повестку дня или перенести на осень. И хорошо, что члены Совета поддержали включение в повестку дня и определили именно тот порядок, который есть, я имею в виду хронологию. Давайте оставим всё так, как есть, поскольку нельзя сначала взять одно, давайте, мол, сейчас рассмотрим, именно в весеннюю сессию, а затем сказать: теперь давайте их первыми поставим! Ведь закон о выборах не менее важен. Тем более приглашен председатель Центральной избирательной комиссии. Надо в этом порядке и рассматривать. Я прошу сохранить этот порядок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Уважаемые депутаты, ставлю на голосование предложение депутата Горячевой рассмотреть эти два законопроекта первыми среди законопроектов первого чтения. Да, поменять местами 8-й, 10-й и 11-й. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 52 мин. 30 сек.) Проголосовало за 182 чел. 58,5% Проголосовало против 129 чел. 41,5% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 311 чел. Не голосовало 0 чел. Результат: принято Принимается.
Уважаемые коллеги, мы с вами перенесли рассмотрение пунктов 10 и 9 на место перед пунктом 8. Пожалуйста, по пункту 10 - "О внесении изменения в статью 13 Семейного кодекса Российской Федерации" - Светлана Петровна Горячева, председатель Комитета по делам женщин, семьи и молодежи. Потише, коллеги. ГОРЯЧЕВА С. П. Уважаемые депутаты, уважаемый Геннадий Николаевич! Я прошу меня простить, что мы перенесли и поломали график, но я должна возвращаться в больницу, поэтому простите меня. Что касается законопроекта. На ваше рассмотрение в первом чтении выносится проект федерального закона "О внесении изменения в статью 13 Семейного кодекса Российской Федерации". Сразу хочу обозначить цель законопроекта - это обеспечение на всей территории России единого подхода к правовому регулированию вопроса о брачном возрасте и устранение тех пробелов, которые возникли при применении норм семейного законодательства. В настоящее время статьей 13 Семейного кодекса установлен единый на всей территории России брачный возраст - и для мужчин, и для женщин он составляет 18 лет и равняется возрасту гражданского совершеннолетия. На федеральном уровне определены единые для всей России порядок и условия дачи разрешения на брак лицам в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет - по решению органа местного самоуправления при наличии у желающих вступить в брак уважительных причин. Что же касается лиц моложе шестнадцати лет, которые, по нашему глубокому убеждению, нуждаются в повышенной правовой защите, то определение порядка и условий, при которых может быть дано разрешение на брак в столь раннем возрасте, отнесено вторым абзацем пункта 2 статьи 13 Семейного кодекса к компетенции субъектов Российской Федерации. Единственное, что указано в Семейном кодексе, - это то, что такие случаи должны носить характер исключения и быть обусловлены особыми обстоятельствами. Но, к сожалению, Семейный кодекс не установил предельного минимального возраста несовершеннолетних, при достижении которого можно получить разрешение на заключение брака до шестнадцати лет, не указал орган, который вправе давать в этих исключительных случаях разрешение на брак. Эти важные для обеспечения прав и интересов несовершеннолетних вопросы остались вне поля зрения федерального закона. А что получилось в результате? Законы о порядке и возможностях заключения ранних браков приняли только 22 региона России, или 24 процента всех субъектов Федерации. Например, в Московской области закон есть, а в Москве нет. Граждане поставлены в неравное положение. Анализ же самих республиканских, краевых и областных законов свидетельствует о том, что применение норм права может самым негативным образом отразиться на правах несовершеннолетних. Например, в Башкортостане, в Новгородской и Орловской областях такой предельный, минимальный, возраст вообще не установлен. Получается, что невесте или жениху может быть три, пять, десять лет, а может быть и один год - могут быть дети ясельного возраста. Абсолютно неприемлемым является ряд установленных законами особых обстоятельств. Например, в некоторых регионах разрешение на брак может быть дано только при больших сроках беременности, и то когда аборт исключен по медицинским показаниям. А если беременность меньше или отсутствуют медицинские показания, что остается девочке - делать аборт, опасность которого в раннем возрасте очевидна, или рожать внебрачного ребенка? О какой защите прав несовершеннолетних здесь вообще может идти речь?! В большинстве регионов разрешение на ранний брак дает орган местного самоуправления. Хотя исключительность таких браков предполагает весьма высокий уровень принятия решений. Для справки скажу, что ранее разрешение на брак лицам в возрасте до шестнадцати лет давал Президиум Верховного Совета СССР. Например, во Франции такие разрешения дает сам прокурор республики, в Испании - министр юстиции. Как видите, проблемы есть. Для их решения и повышения уровня правовой защиты несовершеннолетних мы предлагаем законопроект. Во-первых, именно на федеральном уровне в статье 13 Семейного кодекса нужно определить порядок и условия, при которых могут быть допущены ранние браки. Разрешение этого вопроса не должно зависеть от места проживания граждан. Во-вторых, установить в Семейном кодексе предельный минимальный возраст, когда вопрос о допустимости раннего брака при наличии особых обстоятельств вообще может обсуждаться, не ниже четырнадцати лет. Мы исходили из того, что до четырнадцати лет ребенок считается малолетним и полностью недееспособным. В-третьих, подчеркнуть в Семейном кодексе исключительность ранних браков. Государство не может, конечно, поощрять ранние браки, но в интересах несовершеннолетних при наличии особых личных обстоятельств может их допустить. При этом не надо эту проблему и преувеличивать. В регионах, где действуют соответствующие законы, количество ранних браков составляет ежегодно всего 0,05 процента от общего числа зарегистрированных браков. Например, в Московской области за шесть лет действия закона только в шести браках возраст невесты был от четырнадцати до пятнадцати лет, при этом все женихи достигли восемнадцати лет. И наконец, заключение ранних браков предполагается поставить под контроль высших органов исполнительной власти субъектов Федерации. Законопроект предусматривает, что именно эти органы будут давать разрешение на брак при наличии согласия родителей или других лиц, их замещающих. Возложить такие полномочия на высший исполнительный орган власти субъекта Федерации нам позволяет статья 21 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Весьма важно именно на федеральном уровне определить орган, который будет давать такие разрешения. Важно для граждан, они должны знать, куда обращаться, а не мыкаться по различным инстанциям в поисках ответа. А на уровне субъекта Федерации можно будет определить саму процедуру рассмотрения ходатайств. Уважаемые депутаты, на законопроект поступило 34 заключения, из них 27 поддерживают законопроект, важно то, что в их числе 9 регионов, которые имеют свои законы по рассматриваемому вопросу. Законопроект поддерживает Правительство и считает целесообразным установить в Семейном кодексе единый подход в правовом регулировании вопроса о вступлении в брак лиц в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет. У Правового управления Аппарата Госдумы замечаний нет. Знаем, что есть замечания у Главного государственно-правового управления Президента Российской Федерации. Согласны, что проблема правового регулирования ранних браков весьма деликатная, что в этом вопросе должен быть обеспечен индивидуальный подход к каждому конкретному случаю. И действительно, не следует ограничивать перечень обстоятельств, которые могут послужить основанием для дачи разрешения на заключение такого брака. Поэтому мы готовы ко второму чтению внести необходимые коррективы. Либо это будет инициатива Президента, либо мы сами сможем сделать по согласованию с ним. Уважаемые депутаты, наш комитет очень просит вас принять этот законопроект в первом чтении. Прямо скажу, что он связан с тем законопроектом, который мы будем сейчас рассматривать, и он касается усиления уголовной ответственности за нравственное растление, сексуальное совращение и эксплуатацию несовершеннолетних. Я готова отвечать на вопросы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Светлана Петровна, спасибо.
Сейчас ответы на вопросы, да? Закончили доклад. Есть ли желающие задать вопросы? Нет. Есть ли желающие выступить? Нет. Тогда, Светлана Петровна, присаживайтесь. А, вы по второму законопроекту будете докладывать. Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы законопроект принять в первом чтении? Пожалуйста, голосуйте. Идет голосование. Будьте внимательны. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 33 мин. 46 сек.) Проголосовало за 330 чел. 73,3% Проголосовало против 2 чел. 0,4% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 332 чел. Не голосовало 118 чел. Результат: принято Законопроект в первом чтении принимается.